ПЕРСПЕКТИВЫ НАРАЩИВАНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ТРАДИЦИОННЫХ И ТРУДНОИЗВЛЕКАЕМЫХ УГЛЕВОДОРОДОВ В РОССИИ
А.И. Варламов, А.П. Афанасенков, В.И. Пырьев, Н.К. Фортунатова, А.Г. Швец-Тэнэта-Гурий, М.В. Дахнова, М.И. Лоджевская, С.В. Можегова,
М.Н. Кравченко ФГУП «ВНИГНИ», е-mail: info@vnigni.ru
Российская Федерация обладает одним из крупнейших в мире минерально-сырьевым потенциалом углеводородов, являющимся основой гарантированного обеспечения экономической и энергетической безопасности страны, удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России.
Главная суть проблем, стоящих перед топливно-энергетическим комплексом в отношении минерально-сырьевой базы УВС, как в России, так и за рубежом, является поиск так называемых традиционных углеводородов, которые существующая экономическая система позволяет добывать рентабельно с высокими коэффициентами нефте- и газо- извлечения. Однако, ежегодные общемировые приросты традиционных УВ во всем мире, начиная с 1984 г., не компенсируют годовую добычу. Прогнозы потребления всех видов энергоносителей во всем мире показывают стабильный рост, углеводороды занимают 33% от потребления всех энергоносителей и будут оставаться в этом пределе еще долгое время.
Задачу компенсации добычи, потребления и спроса на УВ можно разделить на три направления, ранжированные по значимости:
- поиск и разведка всех видов УВС на уже освоенных территориях, где и геологоразведка и добыча могут быть выполнены по приемлемым ценам с созданием экономически выгодных условий для поиска, разведки, добычи и переработки нетрадиционных видов УВС;
- поиск и разведка традиционных углеводородов на слабоизученных или не изученных, но перспективных территориях, где геологоразведочные работы и добыча могут быть выполнены по более высоким ценам с созданием экономически выгодных условий для их поиска, разведки, добычи, транспортировки и переработки;
- поиск и разведка нетрадиционных углеводородов на слабоизученных или не изученных, но перспективных территориях, где геологоразведка и добыча могут быть выполнены по более высоким ценам с созданием экономически выгодных условий для их поиска, разведки, добычи, транспортировки и переработки.
Проблема качества УВ, заключающаяся в стоимости и качестве технологий геологоразведки, добычи, транспорта и переработки, а также и инфраструктурной освоенности территорий стала уже глобальной.
Основная добыча ведется из традиционных запасов. Это означает, что для этих видов углеводородов найдены и используются экономически рентабельные технологии, однако структура качества запасов в России с каждым годом ухудшается и на сегодняшний день трудноизвлекаемые запасы (ТрИЗ) с низкой нормой рентабельности подходят к 60%.
Для других видов запасов (так называемых нетрадиционных) используемые технологии дают еще более высокую стоимость добычи. Главной задачей в этой связи остается не только поиск традиционных видов запасов УВС, но и поиск нетрадиционных запасов с использованием новых технологий, включая создание новых экономических условий, позволяющих рентабельно добывать как традиционные запасы УВС, так и нетрадиционные.
Состояние минерально-сырьевой базы по нефти, конденсату и газу Российской
Федерации (суша и акватории морей) на 01.01.2013 г. представлено в табл. 1.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Перспективные (С3) Прогнозные (D1+D2)
НЕФТЬ
Объем, млрд т 12,46 91,33 48,85 358,07
доля распределенного фонда, % 44,8 33,9
КОНДЕНСАТ
количество, млрд т 2,02 14,81 11,9 87,23
доля распределенного фонда, % 39,21 22,09
ЗАПАСЫ Разведанные (А+В+С1) Предварительно оцененные №2)
НЕФТЬ
* Объем, млрд т 17,8 130,47 10,9 79,90
доля распределенного фонда, % 94,64 86,57
КОНДЕНСАТ
Объем, млрд т 2,08 15,25 1,42 10,41
доля распределенного фонда, % 97,09 94,01
ГАЗ
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Объем, трлн м3 Перспективные (С3) 33,03 | 1165,96 Прогнозные (D1+D2) 165,73 | 5850,27
доля распределенного фонда, % 29,01 18,74
ЗАПАСЫ Разведанные (А+В+С1) Предварительно оцененные (C2)
* Объем, трлн м3 48,9 1726,17 19,6 691,88
доля распределенного фонда, % 94,75 79,91
*По данным «РБК daily», режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/tek/562949987866554
В соответствии с представленной оценкой Россия делит первое место с Ираном по ресурсам и доказанным запасам газа, занимая 17,6% всех доказанных запасов газа (всего по миру - 187,3 трлн м3) с кратностью доказанных запасов более 56 лет (на столько лет хватит при существующих темпах добычи), среднее по миру - 56 лет (ВР, 2013).
По запасам нефти Россия находится на восьмом месте, занимая 5,2% всех доказанных запасов нефти (всего по миру - 258,8 млрд т) с кратностью доказанных запасов более 22 лет (на столько лет хватит при существующих темпах добычи), среднее по миру - 53 года (ВР, 2013).
По суточной добыче нефти и газа (в нефтяном эквиваленте) Россия находится в тройке лидеров, включая США и Саудовскую Аравию.
Анализируя структуру начальных суммарных ресурсов нефти и газа России по нефтегазоносным провинциям, можно заметить, что Западно-Сибирская НГП остается основной для перспектив добычи. По газу, кроме Западно-Сибирской НГП, выделяются акватории морей. Однако данное состояние отображает лишь степень изученности нефтегазоносных территорий, которые, в основном, изучены по площади недостаточно и неравномерно. По динамике разведанности начальных суммарных ресурсов нефти и газа, а также разбуренности вся территория России исследована геологоразведочными работами недостаточно, но при выполнении требуемых объемов геологоразведочных работ будут приращены ресурсы и запасы углеводородов, соответствующие существующим. Следует учесть, что ключевым фактором из вышеприведенной диаграммы является темп изучения поисковым бурением. Если до 1991 г. темп поискового бурения с ежегодным остом в 20% обеспечивал наращивание изученности и НСР (начальные суммарные ресурсы) нефти и газа, то в последующем периоде темп поискового бурения снизился до 8-5% и перестал обеспечивать необходимый уровень степени изученности.
Представленный выше анализ ресурсной базы углеводородов России касается только жидких углеводородов и газа, учитываемых в госбалансе России и в количественной оценке ресурсов углеводородов. В данный анализ не полностью входят трудноизвлекаемые ресурсы и запасы, которые имеются в РФ, так как большая часть таких ресурсов ранее не учитывалась в количественной оценке углеводородов и при подсчете запасов, в связи с их нерентабельностью.
Речь идет о трудноизвлекаемых ресурсах и запасах углеводородов, к которым были применены новые термины и определения, которые во всем мире у специалистов нефтегазовой отрасли вызывают много вопросов и сомнений.
Это так называемые «сланцевая нефть и газ», «нефть и газ из сланцев», а также «традиционные» и «не традиционные» углеводороды. Дефиниция терминов или слов, из которых составлены новые (вышеперечисленные) термины и определения, не позволяет специалистам и ученым в нефтегазовой отрасли сойтись в однозначном и едином трактовании правильности этих терминов с точки зрения применимости отраслевых терминов и определений (поэтому происходит путаница и непонимание: где, как и для чего применять новые термины).
В качестве обсуждения предлагаются следующие определения:
Нетрадиционные ресурсы углеводородов - это ресурсы, добыча которых невозможна без химического или термобарического воздействия.
Нетрадиционные источники углеводородов - это скопления углеводородов в земной коре, не объединенные общей фильтрационной системой, для добычи которых необходимо применение технологий, в результате которых создается искусственная система фильтрации.
В структуре мировой добычи жидких, «традиционных» углеводородов по прогнозу Е1А (и.8._Епег§у_1п1:0гта1;юп_Аёт1ш81ха1;юп, 2013) в 2012 г. добывалось 4,1 млрд т., в 2040 г. их будет добываться около 5 млрд т. Других видов углеводородов в 2012 г. добывалось 224,2 млн т, в 2040 г. их будет добываться 652,6 млн т, соответственно, в 2012 г. добыча других видов УВ составила 5,4%, а в 2040 г. составит 13,1%. В структуре мирового потребления всех видов энергоносителей другие виды УВ в 2012 г. составляли 2,7%, а в 2040 г. составят 3,1%.
Как видно из факта и прогноза Е1А, другие виды УВ не играют и не будут играть большой роли по объему в энергопотреблении в целом, однако бурный рост добычи данных углеводородов в Северной Америке существенно меняет локальную структуру потребления и добычи и влияет на геополитические особенности рынка УВ.
Кроме этого, существенным фактором для других видов УВ являют прогнозы и оценки по их запасам и ресурсам. Они огромны и превышают ресурсы и запасы обычных УВ. Основным фактором сдерживания развития добычи таких видов УВ является сложность их поиска, разведки, добычи и переработки. В настоящее время только в США
была создана такая система регулирования недропользования и научно-технического обеспечения по вышеуказанному фактору, когда стал возможным бурный рост добычи.
Бурный рост других видов углеводородов в США обусловлен стратегическим регулированием в данной отрасли. Изданные в США Закон об Энергетической Политике 2005 года, изменения в Законе по Профилактике Повышения Налогов и Акт Сверки (позднее в том же году), предусматривают налоговый кредит, который вычитает все расходы по амортизации всех геологических и геофизических расходов в течение двух лет, и предоставляет скидку на все затраты, понесенные в течение двух лет, для разведки нефти и газа, в том числе, сланцевой нефти.
В 2008 г. внесены поправки, с которыми НПЗ по нефти имеют возможность использовать до 50% расходов стоимости переработки как инвестиции, относя их на себестоимость, - тем самым продолжая перекладывать эти затраты на налогоплательщиков.
Данные льготы обусловлены целью Президента США при принятии вышеперечисленных законов: «чтобы заменить более 75% нашего импорта нефти с Ближнего Востока к 2025 году» (Taxpayers for Common Sense, 2012).
В настоящее время в госбалансе России числится извлекаемых запасов нефти в распределенном фонде недр: по категории АВС1С2 - 2,2 млрд т (82,2%), накопленная добыча 178,2 млн т.; в нераспределенном фонде недр: АВС1С2 - 0,474 млрд т (17,8%); доля низкопроницаемых коллекторов менее 0,05 кв.м/км с плотностью более 0,93 г/см3.
На рис. 1 показано размещение основных залежей углеводородного сырья, отнесенных к продуктивным отложениям: Баженовским, Абалакским (Западно-Сибирская НГП), Хадумским (Северо-Кавказско-Мангышлакская НГП) и Доманиковым (Волго-Уральская и Тимано-Печерская НГП), по которым в соответствии с Федеральным законом от 23.07.2013 № 213-ФЗ внесены изменения в ст. 342.2 Налогового Кодекса РФ, ч. 2, в части снижения налогов на добычу нефти из данных отложений.
По перспективам возможного освоения нетрадиционные ресурсы можно разделить на три группы.
Первая группа - ресурсы первоочередные, для освоения которых уже имеются промышленные технологии (тяжелая и высоковязкая нефть, природные битумы, нефть и газ, залегающие на глубинах более 4500 м и в низкопроницаемых породах, сланцевый газ и метан угольных пластов).
Вторая группа - ресурсы и объекты средней и долгосрочной перспективы, для которых уже разработаны, либо разрабатываются опытно-промышленные технологии (сланцевая и матричная нефть, газогидраты).
Третья группа - потенциально возможные и гипотетические ресурсы, технологий использования которых пока не предложено (водорастворенные газы, газ газонасыщенных торфяников и др.) (А.М. Мастепанов, 2012 г.)
Важным вопросом в достижении более высоких темпов бурения (как эксплуатационного, так и поисково-разведочного), как для традиционных УВ, так и для трудноизвлекаемых, является вопрос обеспеченности парком буровых установок и другой спецтехники для сервисного обслуживания.
В США затраты на буровое оборудование для трудноизвлекаемых запасов нефти в структуре общих капитальных вложений составляет около 7%, буровой инструмент и материалы - около 15%, затраты на сервисное обслуживание скважин - около 50%. Нужно добавить, что сервисное обслуживание (гидроразрывы и другие МУН) также потребует увеличения парка спецтехники для их производства.
В результате, Развитие в России освоения трудноизвлекемых запасов, даже только попавших в льготное налогообложение, потребует кратного увеличения затрат на разведку и добычу в будущем.
Следует отметить, что Баженовские, Абалакские, Хадумские и Доманиковые отложения находятся на территориях с достаточно развитой инфраструктурой, что существенно снижает издержки на разработку трудноизвлекаемых запасов данных отложений, однако, эти отложения оценены частично и потребуют дополнительных как региональных, так и поисково-разведочных работ.
Кроме этого, для данных отложений необходимы дополнения: в существующую классификацию УВ; методику подсчета запасов; инструкцию по постановке на баланс запасов нефти и т. д.
Важным вопросом системного регулирования недропользования ТрИЗ является изначальное определение объемов добычи, которые будут достигнуты в результате реализации планов по введению в разработку ТрИЗ, получивших льготное налогообложение.
По мнению авторов, общий объем добычи нефти из ТрИЗ, попадающих под льготы, не должен превышать 10% годовой добычи по России, что составляет около
50 млн т. в год. Превышение данного уровня может привести к неминуемому резкому падению уровней добычи в среднесрочном будущем. Многие аналитики предсказывают начало падения уровней добычи сланцевой нефти в США в ближайшие 3-5 лет (J. David Hughes, 2013).
ВЫВОДЫ:
1. Добыча нетрадиционных видов углеводородного сырья в мировом потреблении составляет первые проценты (5,4% (сланцевой нефти - 1,6%). Однако тенденции истощения запасов традиционной нефти, с одной стороны, и стремительный рост объемов добычи из нетрадиционных источников, с другой, позволяют утверждать, что в ближайшем будущем этот процент существенно возрастет с учетом нарастающих тенденций (до 10-20% к 2020-2030 гг.).
2. Российская Федерация занимает 1 место в мире по извлекаемым ресурсам нетрадиционных источников нефти (по оценкам экспертов) - только по Западной Сибири извлекаемые ресурсы нетрадиционной нефти оцениваются в 10-30 млрд т.
Приоритетным направлением добычи из нетрадиционных источников УВ является сланцевая нефть. Значительное распространение «доманикоидов» и «баженитов» по площади и в разрезе в пределах основных НГП и обилие в них промышленных притоков свидетельствует в пользу высокой вероятности масштабной добычи нефти, основанной на применении новейших технологий добычи. Общие извлекаемые ресурсы сланцевой нефти варьируются в пределах от 20 до 100 млрд т нефти
3. Из других видов нетрадиционных источников УВ следует выделить метан угольных пластов, промышленная добыча которого уже началась структурами ОАО «Газпром» в Кузбассе. Учитывая, что при этом еще и решается проблема повышения безопасности при угледобыче, это направление должно входить в сферу государственного регулирования.
4. Огромные запасы газогидратов в северных широтах России свидетельствуют о перспективности этого вида углеводородного сырья, однако, для Российской Федерации -это отдаленная перспектива.
5. Для подготовки участков недр под лицензирование на сланцевую нефть необходимо выполнить научно-аналитическое обобщение накопленных геолого-геофизических и геохимических данных с целью выделения и обоснования перспективных зон нефтенакопления и получения положительного опыта
недропользования с применением новейших технологий добычи.
6. Успешность освоения нетрадиционных ресурсов может быть обеспечена консолидацией усилий органов власти, научно-исследовательских институтов, в том числе, академических институтов и научных подразделений компаний-недропользователей.
7. Максимальным уровнем добычи ТрИЗ из нетрадиционных источников следует установить в стратегических документах не более 30 млн т в год.
ЛИТЕРАТУРА
BP Statistical Review of World Energy // British Petroleum. 2013. June. - Режим доступа: http://www.bp.com/content/dam/bp/pdf/statistical-review/statistical_review_of_world_ energy_2013.pdf
International Energy Outlook 2013 // U.S._Energy_Information_Administration. 2.12.2013. - Режим доступа: http://www.eia.gov/forecasts/ieo/
Subsidizing Oil Shale Tracing Federal Support for Oil Shale Development in the United States // Taxpayers for Common Sense. 29.11.2012. - Режим доступа: http://www.taxpayer.net/ library/article/subsidizing-oil-shale-tracing-federal-support-for-oil-shale-development
J. David Hughes. Can Unconventional Fuels Usher in a New Era of Energy Abundance? // Post Carbon Institute. 2013. Febrary. - Режим доступа: http://ru.scribd.com/ postcarboninstitute
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЗАПАДНО-БАРЕНЦЕВСКАЯ НГП
ъ
МЕЗЕНСКАЯ ПНГП
. ^
Л ЛЕНО-ТУНГУССКАЯНГП
ВОСТОЧНО-АРКТИЧЕСКАЯ ПНГП
ОХОТСКАЯ НГП
Рз Хадумские РЗ-С! ) Домани
Баженовские, Абалакские
Куонамски
Рис. 1. Обзорная карта размещения Баженовских, Абалакских, Хадумских, Куонамских и Доманиковых отложений в НГП Российской Федерации