Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО И ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО РАЗВИТИЮ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА НА КАСПИЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО И ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО РАЗВИТИЮ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА НА КАСПИЕ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
111
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CRUISE TOURISM / CRUISES / SEA TRIPS / КРУИЗДіК ТУРИЗМ / КРУИЗДЕР / ТЕңіЗ САЯХАТТАРЫ / КРУИЗНЫЙ ТУРИЗМ / КРУИЗЫ / МОРСКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Никитинский Е.С., Аяпбекова А.Е.

Мақала Каспий теңізінде круиздік туризмді дамыту бойынша мемлекетаралық және трансшекаралық ынтымақтастық мәселелеріне арналған. Круиздік сапар үшін арнайы көлік түрі қолданылады, оның негізгі мақсаты жолаушыларды бір порттан екінші портқа тасымалдайтын көлік ретінде қызмет ету ғана емес, сонымен бірге туристердің денсаулығын жақсартуға көмектеседі. Теңіз круиздік туризмінің тартымдылығына байланысты дамуы елімізге туристік ағымның артуына ықпал етеді. Бұл халықтың рекреациялық қажеттіліктерін қанағаттандырады және жағалаудағы аудандардың экономикасының дамуына серпін береді, бағыттарды табиғат, тарих және мәдениет ескерткіштерін жақсы жағдайда ұстау және күтіп ұстау үшін қосымша құралдармен қамтамасыз етеді, жаңа жұмыс орындарын ашады.The article is devoted to issues of interstate and cross-border cooperation on the development of cruise tourism in the Caspian Sea. For a cruise trip, a special type of transport is used, the main purpose of which is not just to serve as a vehicle transporting passengers from one port to another but to help improve the health and content of tourists. The development of sea cruise tourism due to its attractiveness will contribute to an increase in tourist flow to our country. It satisfies the recreational needs of the population and gives impulses to the development of the economy of coastal areas, provides destinations with additional means to maintain and maintain the monuments of nature, history and culture in good condition, creates new jobs in settlements that do not have industrial enterprises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF INTER-STATE AND TRANSBOUNDARY COOPERATION ON THE DEVELOPMENT OF CRUISE TOURISM IN THE CASPIAN

The article is devoted to issues of interstate and cross-border cooperation on the development of cruise tourism in the Caspian Sea. For a cruise trip, a special type of transport is used, the main purpose of which is not just to serve as a vehicle transporting passengers from one port to another but to help improve the health and content of tourists. The development of sea cruise tourism due to its attractiveness will contribute to an increase in tourist flow to our country. It satisfies the recreational needs of the population and gives impulses to the development of the economy of coastal areas, provides destinations with additional means to maintain and maintain the monuments of nature, history and culture in good condition, creates new jobs in settlements that do not have industrial enterprises.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО И ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО РАЗВИТИЮ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА НА КАСПИЕ»

ОБЗОРЫ И КОНСУЛЬТАЦИИ Гидрометеорология и экология

№1 2020

УДК 379.8 (075)

Е.С. Никитинский1 А.Е. Аяпбекова1

ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО И ТРАНСГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО РАЗВИТИЮ КРУИЗНОГО ТУРИЗМА НА КАСПИЕ

Ключевые слова: круизный туризм, круизы, морские путешествия

Статья посвящена вопросам межгосударственного и трансграничного сотрудничества по развитию круизного туризма на Каспийском море. Для круизного путешествия используется особый тип транспорта, главная цель которого не просто служить транспортным средством, перевозящим пассажиров из одного порта в другой, а способствовать укреплению здоровья и содержательного отдыха туристов. Развитие морского круизного туризма за счёт его привлекательности, будет способствовать увеличению туристского потока в нашу страну. Он удовлетворяет рекреационные потребности населения и дает импульсы развитию экономики прибрежных районов, обеспечивает дестинации дополнительными средствами для поддержания и сохранения в надлежащем состоянии памятников природы, истории и культуры, создает новые рабочие места.

Туризм, как составная часть мировой экономики, демонстрирует устойчивую тенденцию своего развития. Поэтому сегодня и в нашей стране, должны активно решаться вопросы стратегического подхода к становлению туристской индустрии, эффективного использования всех имеющихся рекреационных ресурсов и возможностей для её развития. Научные исследования и практика показывают, что чем разнообразнее туристский продукт у стран, вставших на путь индустриально-инновационного развития, тем выше их конкурентоспособность, экономический эффект и размер полученный прибыли. В частности, развитие круизного туризма в государствах обладающих, культурной и природной привлекательностью,

1 Университет «Туран-Астана», г. Нур-Султан, Казахстан 188

имеют весомые преимущества и значительный потенциал для развития отрасли туризма. В их число входит и Казахстан.

Доподлинно известно, что Каспий имеет океаническое происхождение - его ложе сложено земной корой океанического типа. Он сформировался примерно 10 миллионов лет назад, когда закрытое Сарматское море, потерявшее связь с мировым океаном примерно 70 миллионов лет назад, разделилось на две части: Каспийское море и Чёрное море [3]. Артефакты и находки в пещере Хуто у южного побережья Каспийского моря свидетельствуют, что человек жил в этих краях примерно 75 тысяч лет назад. Первые упоминания о Каспийском море и, проживающих на его побережье племенах, встречаются у Геродота. Примерно в У...П вв. до н. э. на побережье Каспия жили племена саков. Позже, в период расселения тюрков, в период IV. V вв. н. э. здесь жили талышские племена (талыши). Согласно древним армянским и иранским рукописям, русские плавали по Каспийскому морю с 9-10 в. Исследования Каспийского моря начаты Петром Великим, когда по его приказу в 1714.1715 гг. была организована экспедиция под руководством А. Бековича-Черкасского. В 1820-х годах гидрографические исследования были продолжены И. Ф. Сойомовым, позднее - И. В. Токмачёвым, М. И. Войновичем и другими исследователями.

Рекреационный потенциал акватории Каспийского моря Западно-Казахстанской и Мангыстауской областей богат и разнообразен. Растительный мир Каспийского моря и его побережья представлен 728 видами. Из растений в Каспийском море преобладают водоросли - синезелёные, диатомовые, красные, бурые, харовые и другие, из цветковых - зостера и руппия. По происхождению флора относится преимущественно к неогеновому возрасту, однако некоторые растения были занесены в Каспийское море человеком сознательно либо на днищах судов.

Животный мир Каспия представлен 1809 видами, из которых 415 относятся к позвоночным. В Каспийском море зарегистрирован 101 вид рыб, в нем же сосредоточено большинство мировых запасов осетровых, а также таких пресноводных рыб, как вобла, сазан, судак. Каспийское море - среда обитания таких рыб, как карп, кефаль, килька, кутум, лещ, лосось, окунь, щука. В Каспийском море также обитает морское млекопитающее -Каспийский тюлень. Развито рыболовство (осетровых, леща, сазана, судака, кильки), добыча икры, а также промысел тюленя [2]. В целом на Каспии осуществляется более 90 процентов мирового вылова осетровых.

189

Каспийское море расположено на границе Европы и Азии и окружено территориями пяти государств: России, Азербайджана, Ирана, Туркмении и Казахстана. Несмотря на название, Каспий является самым крупным на планете озером (его площадь составляет 378 500 кв2 при отметке уровня воды - минус 28,0 м БС), однако дно, сложенное океанической земной корой, и соленая вода вместе с большими размерами дают основания считать его и морем. Большое количество рек впадает в Каспийское море, к примеру, такие крупные как Волга, Терек, Урал, Кура и другие. Хорошо развито судоходство, действуют паромные переправы, в частности, Баку-Туркменбаши, Баку-Актау, Махачкала-Актау. Каспийское море имеет судоходную связь с Азовским морем через реки Волгу, Дон и Вол-го-Донский канал.

Каспийское море по рельефу дна подразделяют на три части: южную (самую крупную и глубокую), среднюю и северную. В северной части глубина моря самая незначительная: в среднем она составляет от четырех до восьми метров, а максимальная глубина достигает здесь 25 м. Северная часть Каспийского моря ограничивается Мангышлакским полуостровом и занимает 25 % всей площади водоема. Средняя часть Каспия более глубоководная. Здесь средняя глубина становится равной уже 190 м, максимальная же составляет 788 метров. Площадь среднего Каспия составляет 36 % от общей, а объем воды - 33 % от всего объема моря. От южной части его отделяет Апшеронский полуостров в Азербайджане. Каспийское море омывает западную часть Казахстана [6].

В туристской терминологии принято считать, что круиз - это водное путешествие с целью отдыха и удовольствия. Процесс, состоящий из трех составляющих: первое - лайнер, второе - маршрут, третье - сервис на корабле. При проведении круизов основным местом дестинации, является порт. Порт (port) - сложнейшая система взаимодействия перевалки, перегрузки грузов и перераспределения пассажиропотоков на другие виды транспорта: речного, наземного автомобильного и железнодорожного, воздушного. В отношении дестинации (порта посещения) круизные пассажиры туристами не считаются. Днем, как правило, судно стоит в порту, а отдыхающие совершают наземные экскурсии. При сходе на берег в экскурсионных целях в транзитном порту пассажир круизного судна получает талон или специальный пропуск (landing card), выдаваемый службой пограничного контроля в обмен на паспорт. Практикуется оформление

190

групповых виз. Однако, круизные пассажиры ночуют на корабле, питаются там же, на борту имеются магазины беспошлинной торговли и целой система развлечений. В состав услуг наземного обслуживания круизные компании включают: обзорные автобусные экскурсии по туристским центрам, автобусные экскурсии по побережью и во внутренние районы, местные водные экскурсии вдоль побережья с посещением туристских центров, курортов и тематических парков, размещение в отелях на берегу, трансфер в аэропорт к терминалу другого средства перевозки, бронирование проката автомашин, заказ билетов на специальные местные события и мероприятия, национальные и религиозные праздники, концерты и театральные представления, выполнение специальных, даже самых фантастических, пожеланий клиентов.

Начиная с 2001 г., мы стали рассматривать возможность организации морских круизов «Каспий - море дружбы» с посещением Ирана, Азербайджана, Туркменистана, а также российской Астрахани. Создание круизной программы планируется на базе международного морского порта Актау. Уже сегодня этот международный торговый порт имеет возможность принимать пассажирские теплоходы.

XV Форум межрегионального сотрудничества Казахстана и России, прошедший в ноябре 2018 г., показал, что стороны заинтересованы в развитии туризма на Каспии [1]. За последние несколько лет страны Каспийского региона активизировали работу по развитию инфраструктуры развлечений и отдыха на каспийском побережье, наш Казахстан не стал исключением. Государственной программой развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019.2025 гг., принятой Постановлением Правительства Республики Казахстан (31 мая 2019 года № 360), в Мангистау-ской области планируется обслуживать 750 000 туристов в год от развития пляжного туризма [5]. Проект инфраструктурно-рекреационного комплекса "Мангыстау" позволит привлечь инвестиции в туризм, сельское хозяйство, транспортную логистику и обеспечить диверсификацию экономики региона. Предполагается получение эффекта для ВВП до 194 млрд. тенге в год и создание до 21 тыс. постоянных рабочих мест при общих инвестициях в размере 488.769 млрд. тенге. В настоящее время в регионе реализуется «Дорожная карта» по развитию туристского потенциала. До 2023 г. планируется построить 32 новые базы отдыха, что позволит увеличить номерной фонд почти в 2 раза. Здесь центром притяжения является зона

191

«Кендерли». При этом большие надежды возлагаются на проект пляжного туризма «Ащисор». Эти объекты вошли в топ-10 и топ-50 туристских мест Казахстана. Примечательно, что наравне с пляжным туризмом рекреационные ресурсы области обладают высоким потенциалом этнокультурного и паломнического туризма. Наибольший интерес в этом направлении представляют сакральные места - некрополи Бекет-ата и Шопан-ата. Не менее важно, что сам Актау получил новую визитную карточку к Саммиту глав прикаспийских государств, в городе был завершен первый этап строительства «Скальной тропы». Архитекторам удалось гармонично вписать пешеходные дорожки в рельеф скального массива, что открывает прекрасные возможности для прогулок и отдыха. Именно такие туристские объекты будут ожидать отдыхающих, сошедших с круизного лайнера на казахстанском побережье Каспия.

Изначально в 2005 г. идея организации круизных маршрутов по прикаспийским городам, озвученная Казахстаном, предполагала посещение всех пяти стран. Однако в последние годы Казахстан, Россия и Азербайджан все больше говорят о том, что первые рейсы круиза могут охватить два или три города Северного Каспия (Астрахань, Актау, Баку, Махачкала/Дербент). В дальнейшем к маршруту будут подключаться Туркменистан (Туркменбаши) и Иран (Бэндер-Энзели, Ноушехр). После того, как стороны смогут продвинуться в вопросе упрощения визового и миграционного режимов, Тегеран и Ашхабад в полной мере могут рассчитывать на привлечение дополнительного туристского потока за счет каспийских круизов.

Еще в 2015 г. российская сторона объявила о начале строительства на заводах в Астраханской и Нижегородской областях специализированных судов, которые будут выполнять круизные рейсы по Каспийскому морю [4]. На астраханской верфи «Лотос» завершается строительство лайнера «Петр Великий», который станет первым российским судном подобного типа. Согласно анонсированной информации, путешествие будет соответствовать уровню проживания в 5-звездочном отеле, что, несомненно, оценят отдыхающие. На 4-палубном судне смогут разместиться более 310 пассажиров, которых разместят в 155 каютах различных классов. В их числе 10 апартаментов класса люкс площадью 26... 36 м2, с балконами, 2 каюты люкс для инвалидов, 133 стандартных каюты площадью 19.21 кв. метра, также оснащенных балконом, еще 8 стандартных кают без балкона и 2 стандартные каюты для инвалидов. Каждая каюта оснащена двуспаль-

192

ной кроватью, душем и туалетом, кондиционером, телевизором со спутниковой связью и внутрисудовыми телеканалами, а также доступом в интернет через Wi-Fi и телефонной связью. Для питания пассажиров на борту оборудуют 2 ресторана, причем один из них - с открытой кухней. На борту лайнера также будет предусмотрен круглосуточно работающий бар, солнечная палуба с бассейном и 4 джакузи.

Объективно нужно признать, что организовать морской круиз по Каспийскому морю в начале 2000-х было весьма затруднительно: отсутствовал целый ряд пятисторонних соглашений. Не была разработана Конвенция о правовом статусе Каспия, не решены меры обеспечения безопасности мореплавания, ряд вопросов технического характера (отсутствие взаимного признания пассажирских лицензий, единых правил страхования судов и т. д.). Все это создавало юридический вакуум, преодоление которого потребовало времени. Однако договоренности и документы, подписанные на Астраханском саммите в 2014 г. и Актауском саммите в 2018 г., открыли возможность для возобновления консультаций между сторонами. В частности, в конце декабря 2017 г. Азербайджан и Россия подписали меморандум об организации морских круизов с использованием пассажирского судна «Петр Великий». При этом по итогам Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Петропавловске, стороны подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области туризма. Было решено, что Астана и Москва совместными усилиями проработают вопросы развития туризма на Каспийском море. Таким образом, налицо потребность в популяризации каспийского круизного туризма [7].

Акватория Каспийского моря представляет собой необычайно привлекательное туристское пространство. Во-первых, регион обладает выгодным для привлечения туристских потоков географическим положением. Природный потенциал территории отличается разнообразием и многогранностью. Во-вторых, страны каспийского региона имеют богатое историческое прошлое, вследствие чего характеризуется высокой концентрацией уникальных исторических и социально-культурных объектов, а также широким развитием народно-художественных промыслов. Культура и природа стран каспийского бассейна привлекает повышенный туристский интерес. Объекты, посещаемые туристами во время путешествия, будут способствовать удовлетворению человеческой потребности в познании нового и повышении своего культурного уровня. В-третьих, страны кас-

193

пийского бассейна: Казахстан, Россия, Азербайджан, Иран и Туркменистан, являются участниками проекта ЮНВТО, ЮНЕСКО и ООН по возрождению Великого Шёлкового пути, поэтому морской круиз «Каспий -море дружбы», нужно рассматривать, как уникальный вклад туристских администраций государств в реализацию престижного международного проекта.

Круизный туризм в Каспийском бассейне имеет большое будущее, поскольку решает целый ряд задач. С одной стороны, он, обладая высокой привлекательностью для туристов, удовлетворяет рекреационные потребности населения. С другой стороны, он дает импульсы развитию экономики прибрежных районов, обеспечивает дополнительными средствами для поддержания и сохранения в надлежащем состоянии памятников природы, истории и культуры, создает новые рабочие места в населенных пунктах, не имеющих промышленных предприятий. Таким образом, каспийский регион обладает выгодным для привлечения туристов географическим положением, разнообразными рекреационными ресурсами и при эффективной туристской политике государств может стать ещё одним привлекательным центром международного туризма.

Проблемы круизного туризма, безусловно - существуют, он только формируется и для этого крайне необходимы эффективные меры и согласованные действия прикаспийских стран для межгосударственного и трансграничного сотрудничества. Круизный туризм на Каспийском море является перспективным видом отдыха и будет пользоваться спросом. В свою очередь Казахстан, обладая привлекательной акваторией и самой протяженной береговой линией на Каспии, должен в полной мере рачительно использовать весь рекреационный потенциал региона для стимулирования морских круизов и развития отечественной туристской отрасли. Именно при таком, поступательном развитии инфраструктуры интерес к нашей стране, как перспективному туристскому направлению будет расти, и привлекать дополнительные как внутренние, так и иностранные туристские потоки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бейсенова А.С. Исторические основы географических исследований Казахстана. - Алматы, 2001. - 280 с

2. Жильцов С.С., Зонн И.С., Костяной А.Г., Семенов А.В. Каспий: международно-правовые документы. Москва, 2018, - 568 с.

194

3. Коновалов В.Н. Путь к шельфу Каспия. - Астрахань,1998, 118 с.

4. Круизный туризм по Каспию будут развивать Казахстан и Россия. [Электрон. ресурс]. - 2018. - URL: https://www.lada.kz/another_news/64958-kruiznyy-turizm-po-kaspiyu-budut-razvivat-kazahstan-i-rossiya. html rossiya.html (дата обращения: 21.09.2019.).

5. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 мая

2019 года № 360. Об утверждении Государственной программы развития туристской отрасли Республики Казахстан на 2019-2025 годы. В соответствии с пунктом 2 статьи 67 Закона Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года.

6. Свиточ А.А. Большой Каспий: строение и история развития. - М.: Издательство Московского университета, 2014. - 272 с.

7. Скалей Е. Круиз по Каспию: Казахстан и Россия планируют развивать туризм вместе. [Электрон. ресурс]. - 2019. - URL: https://365info.kz/2019/01/kruiz-po-kaspiyu-kazahstan-i-rossiya-pliniruyut-razvivat-turizm-vmeste (дата обращения: 16.03.2020).

Поступила 16.04.2020 Е.С. Никитинский, А.Е. Аяпбекова

КАСПИЙДЕ КРУИЗД1К ТУРИЗМД1 ДАМЫТУ МЕМЛЕКЕТАРАЛЬЩ ЖЭНЕ ТРАНСШЕКАРАЛЬЩ ЫНТЫМАЦТАСТЬЩТЬЩ БОЛАШАГЫ

TYÜiHdi свздер: круиздш туризм, круиздер, тещз саяхаттары

Мацала Каспий тещзтде круиздт туризмд1 дамыту бойынша мемлекетаралыц жэне трансшекаралыц

ынтымацтастыц мэселелерте арналган. Круиздт сапар Yшiн арнайы квлгк mYpi цолданылады, онъщ нег!зг1 мацсаты жолаушыларды 6ip порттан ектш1 портца тасымалдайтын келт реттде цызмет ету гана емес, сонымен бiрге туристердщ денсаулыгын жацсартуга квмектеседi. Тещз круиздт туризмШц тартытдылыгына байланысты дамуы елiмiзге туристт агымныц артуына ыцпал етедi. Бул халыцтыц рекреациялыц цажетттттерт цанагаттандырады жэне жагалаудагы аудандардыц экономикасыныц дамуына сертн бередi, багыттарды табигат, тарих жэне мэдениет ескертюштерт жацсы жагдайда

195

ycmay wane KYmin ycmay Ymin ^ocbrnma ^ypaxdapMen ^aMmaMacba emedi, waqa wyMuc opundapun amadu.

E.S. Nikitinsky, A.E. Ayapbekova

PROSPECTS OF INTER-STATE AND TRANSBOUNDARY COOPERATION ON THE DEVELOPMENT OF CRUISE TOURISM IN

THE CASPIAN

Keywords: cruise tourism, cruises, sea trips

The article is devoted to issues of interstate and cross-border cooperation on the development of cruise tourism in the Caspian Sea. For a cruise trip, a special type of transport is used, the main purpose of which is not just to serve as a vehicle transporting passengers from one port to another but to help improve the health and content of tourists. The development of sea cruise tourism due to its attractiveness will contribute to an increase in tourist flow to our country. It satisfies the recreational needs of the population and gives impulses to the development of the economy of coastal areas, provides destinations with additional means to maintain and maintain the monuments of nature, history and culture in good condition, creates new jobs in settlements that do not have industrial enterprises.

196

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.