Научная статья на тему 'Перспективы международного соглашения о снижении антропогенной нагрузки на климатическую систему'

Перспективы международного соглашения о снижении антропогенной нагрузки на климатическую систему Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробова Ольга Сергеевна

В статье представлена оценка степени антропогенного воздействия на климатическую систему, выполненная межправительственной группой экспертов по изменению климата, рассмотрены позиции участников переговорного процесса по выработке вариантов будущих обязательств по снижению выбросов парниковых газов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspectives of the International Agreement on the Reduction of Anthropogenic Load on Climate System

The item presents degree of anthropogenic influence on climate system evaluation, accomplished by intergovernmental panel of climate change. Lines of participants' of negotiations process on production of versions of future obligations of greenhouse gases emission lowering are examined.

Текст научной работы на тему «Перспективы международного соглашения о снижении антропогенной нагрузки на климатическую систему»

ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОГЛАШЕНИЯ О СНИЖЕНИИ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКИ НА КЛИМАТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ

О.С. КОРОБОВА

Кафедра прикладной экологии Российский университет дружбы народов

Подольское шоссе, 8/5, 113093 Москва, Россия

В статье представлена оценка степени антропогенного воздействия на климатическую систему, выполненная межправительственной группой экспертов по изменению климата, рассмотрены позиции участников переговорного процесса по выработке вариантов будущих обязательств по снижению выбросов парниковых газов.

Смягчение антропогенного воздействия на климатическую систему, являющееся результатом стихийного, практически не управляемого взаимодействия человечества с окружающим его миром, предполагает наличие эффективных международных документов и механизмов их внедрения на практике. Однако согласование этих документов и разработка практических механизмов являются длительной и сложной процедурой в силу разнонаправленных интересов множества участников данного процесса. Весьма характерным примером подобного взаимодействия является процесс вступления в силу Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН), целесообразность ратификации которого нашей страной вызвала бурные дискуссии в среде специалистов, политиков и общественности. Наиболее часто обсуждаемые в ходе дискуссий вопросы сводились к следующим: насколько этот документ решает проблему изменения климата и выгодна ли его ратификация России. Для ответа на эти вопросы необходимо разобраться в климатической проблеме и в предлагаемых мировым сообществом механизмах ее решения. Общеизвестно, что климат планеты менялся и до появления человеческой популяции. Климатическая система Земли формируется под действием множества как природных, так и антропогенных факторов, однако антропогенное воздействие может существенно повлиять на темпы этих изменений. Для исследования этого сложного вопроса к середине 80-х годов прошлого столетия правительства разных стран приняли решение о формировании объективного независимого органа и, как следствие, в 1988 году была создана Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК). Задача этой организации заключается в том, чтобы оценить величину и сроки климатических изменений, выявить вероятные экологические и социально-экономические эффекты и проанализировать возможные стратегии по предотвращению негативных последствий. В группу экспертов вошли климатологи, социологи, медики, экономисты и другие специалисты.

На основе исторических данных о климатических изменениях международными экспертами было установлено, что в индустриальную эпоху концентрация углекислого газа в атмосфере увеличилась с 280 до 368 частей на миллион. Средняя глобальная температура поверхности Земли повысилась на 0,6 °С в течение XX века. Признавая возможную неточность данных, группа экспертов рассмотрела различные сценарии и пришла к выводу, что к 2100 году в результате деятельности человека концентрация углекислого газа может составить от 540 до 970 частей на миллион.

Была дана оценка соответствующего роста температуры. В период 1990 - 2050 гг. рост составит от 0,8 до 2,6 °С, а к 2100 г. - от 1,4 до 5,8 °С. Это приблизительно в 2-10 раз выше средней величины потепления, наблюдавшегося в течение XX века, причем прогнозируемые темпы потепления вполне могут оказаться, если исходить из палеоклиматических данных, самыми высокими за последние 10 тыс. лет. Внешнее воздействие парниковых газов может привести к крупномасштабным, сильнодействующим, нелинейным и потенциально резким изменениям в физических и биологических системах с вероятностью возникновения многочисленных связанных с этим негативных явлений.

В настоящее время подготовлено четыре научных доклада группы специалистов по изменению климата, и если в третьем докладе приводился следующий устойчивый вывод экспертов МГЭИК о воздействии человечества на климатическую систему: «В большинстве случаев наблюдаемое потепление в течение последних 50 лет, вероятно, обусловлено повышением концентрации парниковых газов под воздействием антропогенной деятельности» [1, с. 37], то в четвертом докладе заявлено, что глобальное потепление на 90 процентов связано с деятельностью человека [5, с. 5]. Возникает вопрос, какое повышение температуры можно считать допустимым для экосистем и человечества? Международная рабочая группа по изменению климата, в которую входят представители Австралии, США, Малайзии, ряда стран ЕС, предлагает долгосрочную цель - не допустить повышения средней глобальной температуры приземного слоя воздуха более чем на 2 °С по сравнению с доиндустриальным уровнем 1750 г., когда началось заметное повышение концентрации углекислого газа в результате антропогенной деятельности [3, с. 7]. Чтобы достичь таких концентраций, надо снизить выбросы развитых стран на 15-30% к 2020 и на 60-80% к 2050 гг., по сравнению с уровнем 1990 г., а в крупнейших развивающихся странах целесообразно осуществлять меры по снижению выбросов не позднее 2020-2030-х гг. Поставленная цель, однако, чрезвычайно сложно реализуема на практике. Наблюдаемые сегодня тенденции показывают противоположную картину: высокий уровень выбросов в развитых странах и значительными темпами увеличивающийся - в развивающих (табл.1 составлена по данным [6, с. 1-556]).

В табл. 1 представлена группа стан, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и остальной мир. ОЭСР, объединяющая 30 стран, производит 2/3 мировых товаров и услуг, в том числе и энергии, и ответственна более чем за половину выбросов диоксид углерода - основного парникового газа, образующегося в процессе сжигания углеводородного топлива. Кроме того, 18 % выбросов диоксида углерода в 1990 г. приходилось на центрально-европейские и восточно-европейские страны, не члены ОЭСР, включая бывший СССР. Таким образом, четверть населения Земли, проживающая в промышленно развитых странах, в начале 90-х годов прошлого столетия производила более 70% выбросов диоксида углерода. Не способствует снижению выбросов парниковых газов и существующая структура потребления энергетических ресурсов. В среднем в мире она следующая: 80% потребляемой энергии производится в процессе сжигания ископаемого углеводородного топлива и только 3% - от возобновляемых источников энергии с учетом гидроресурсов. Некоторые исключения, такие как Франция, потребляющая 41% энергии ядерного топлива, или страны располагающие значительными гидроэнергетическими ресурсами (Канада, Бразилия, Норвегия и др.), общей картины не меняют, поэтому тенденция мировой антропогенной эмиссии

диоксида углерода, тесно связанной с потреблением энергии, положительной.

Эмиссия диоксида углерода при сжигании топлива по группам

остается

Таблица 1

№ п\п Группа стран Выбросы 1990 г, млн.т Доля мирового выброса, % Выбросы 2003 г, млн.т Доля мирового выброса, % Изменение 90-03,%

1 ОЭСР, в т.ч. 11 036,3 53,2 12 793,8 51,2 15,9

1.1 Сев. Амер. 5 565,1 26,8 6 656,1 26,6 19,6

1.2 Тих.океан 1 520,7 7,3 2 029,6 8,2 33,5

1.3 Европа 3 950,6 19,1 4 108,2 16,4 4,0

2 не - ОЭСР, в т.ч. 9 049,9 43,6 11 371,7 45,5 25,7

2.1 Африка 547,2 2,6 762,7 3,1 39,4

2.2 Бл. Восток 601,4 2,9 1 107,4 4,4 84,1

2.3 Европа 386,5 1,9 264,7 1,1 -31,5

2.4 Бывш. СССР 3 344,8 16,1 2 284,9 9,0 -31,7

2.5 Лат Америка 601,6 2,9 849,7 3,4 41,2

2.6 Азия 1 279,3 6,2 2 342,4 9,4 83,1

2.7 Китай 2 289,0 11,0 3 759,9 15,1 64,3

3 Мир в целом* 20 735,6 100 24 983,2 100 20,5

* Примечание: включена эмиссия от потребления топлива международными бункерами и авиацией (около 3% мировой эмиссии С02).

При решении такой неоднозначной экологической проблемы, как снижение воздействия человека на климатическую систему, мировому сообществу чрезвычайно сложно выработать согласованные, поддерживаемые и принятые к действию правительствами вовлеченных в данный процесс стран, эффективные мероприятия. Ведь использование энергии, а главный парниковый газ, диоксид углерода, в основном образуется при сжигании органического топлива, при прочих равных условиях (структура экономики, структура потребляемого топлива, уровень развития энергоэффективных технологий и др.) тесно связано с экономическим развитием и может затронуть экономические, социальные и политические интересы стран. Процесс ратификации и вступления в силу Киотского протокола, первого международного документа, зафиксировавшего количественные обязательства по снижению выбросов парниковых газов, оказался чрезвычайно сложным и длительным (принят в декабре 1997 г., вступил в силу в феврале 2005 г.). Документ следует рассматривать в качестве пилотного этапа разработки механизмов международной кооперации, поскольку период действия Протокола, охватывающий пять лет (2008-2012 гг.), слишком короток, чтобы осуществить реально эффективные мероприятия по снижению антропогенного воздействие на климатическую систему. Поэтому судьба данного международного документа и варианты будущих обязательств по снижению выбросов парниковых газов явились главным предметом обсуждения второго совещания Сторон Киотского протокола, проходившего в ноябре 2006 г. в Найроби (Кения). На совещании были представлены официальные планы снижения антропогенного воздействия на климатическую систему таких стран, как США, Германия, Великобритания, Япония, Китай, Индия, Бразилия и др.

Представленные планы содержат предложения по абсолютному ограничению и снижению выбросов парниковых газов в рамках первого периода Киотского протокола (на 2008-2012 гг.), повышению энергоэффективности экономик, развитию возобновляемых источников энергии.

Несомненным лидером в проведении мероприятий, направленных на снижение уровня выбросов парниковых газов и развитии «углеродного рынка», является Европейский Союз. Согласно Протоколу страны ЕС обязаны снизить выбросы парниковых газов на 8% к 2012 г. Однако существует внутреннее перераспределение обязательств, позволяющее экономически менее развитым внутри Союза странам не накладывать ограничения на свое развитие. Так, Германия в период 2008-2012 гг. обязана снизить выбросы ПГ на 21% по отношению к 1990 г., а у Португалии имеется возможность их увеличения в аналогичный период на 27%. Лидерами по выполнению обязательств в настоящее время являются Швеция и Великобритания, а Италия, Испания и Ирландия находятся среди наиболее вероятных кандидатов, которые могут с ними не справиться. Страны ЕС выступают за скорейшее принятие мер по борьбе с антропогенным изменением климата, поддерживая идею сильных и «жестких» обязательств. Так, для развитых стран предлагается снижение выбросов парниковых газов к 2020 г. на 20-30% (от уровня 1990 г.), при этом Германия готова принять обязательство по снижению выбросов на 40%.

Заявленные обязательства соответствуют достижению стратегической цели -остановить глобальное изменение климата на уровне 2 °С. Для достижения поставленной цели вводится целый ряд ограничений. Так, в конце 2005 г. Европарламент принял директиву об энергоэффективности, в соответствии с которой страны-участницы ЕС должны будут сократить объем энергии, поставляемой конечным потребителям на 9% в течение девяти лет. Действие директивы распространяется на продажу конечным потребителям электроэнергии, газа, печного и транспортного топлива. Введены лимиты потребления топлива и система штрафных санкций за выбросы парниковых газов - 40 евро (к 2008 г. 100 евро) за 1 т при невыполнении нормы по сокращению выбросов парниковых газов и необходимостью выполнения утвержденного плана в следующем году. Европейский Союз неоднократно подчеркивает свое твердое намерение сохранить и развивать Европейскую систему торговли выбросами, которая начала свою полномасштабную работу с 1 января 2005 года, вне зависимости от будущего Киотского протокола и условий нового соглашения (после окончания первого бюджетного периода 2008-2012 гг.). Япония, Канада и Норвегия хотели бы видеть в будущем обязательства, менее жесткие, чем предлагает ЕС. Однако и они не сомневаются в их необходимости, сохранении структуры механизмов «гибкости» Протокола и общего принципа «cap-and-trade», когда квоты стран образуют «общий котел» («сар»), внутри которого идет торговля. При этом странами планируется проведение национальных мероприятий, способствующих снижению выбросов парниковых газов. Так, Япония обязуется повысить энергоэффективность экономики на 30% к 2030 г. (относительно 2003 г.) [2, с. 8]. США первыми начали реализовывать рыночные методы в управлении качеством окружающей среды - им принадлежит инициатива создания рынка прав на выбросы загрязняющих веществ (федеральная программа «Кислотные дожди»). Именно эта инициатива стала примером для разработки механизма торговли квотами в рамках Киотского протокола. Хотя США не ратифицировали Киотский протокол, в этой стране предпринимаются все более активные внутренние действия по снижению выбросов парниковых газов: на федеральном уровне принято добровольное обязательство по снижению удельных

выбросов парниковых газов на 18% к 2012 г.; в отдельных штатах введена система торговли выбросами; правительство штата Калифорния приняло решение снизить выбросы С02 на 80% к 2050 г. (от уровня 1990 г.) [2, с. 8]. Подавляющее большинство развивающихся стран ратифицировали Киотский протокол (не имея количественных обязательств по снижению выбросов ПГ) и признают необходимость согласованных действий по снижению антропогенного воздействия на климат и наличия международного соглашения после окончания первого бюджетного периода Протокола, а также поддерживают рыночные методы регулирования выбросов парниковых газов. Однако правительства развивающихся стран неоднократно подчеркивали, что обязательства по сокращению выбросов ПГ не должны тормозить экономический рост или создавать социальные проблемы. Для большинства стран характерно стремление к внедрению механизмов чистого развития, предполагающих инвестиции в обмен на сниженные выбросы парниковых газов, а также желание получить финансовую поддержку мероприятий по адаптации к изменениям климата. Китай, Бразилия и Индия планируют предпринимать меры по увеличению использования возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Так, Бразилия предполагает увеличить долю ВИЭ к 2030 г. до 10%, Китай - до 15% к 2015 г., снизив при этом выбросы загрязняющих веществ в атмосферу [2, с. 8].

Обобщение представленных тенденций позволяет увидеть лишь контуры будущего международного соглашения, снижающего нагрузку на климатическую систему. Переговоры находятся в начальной стадии, и окончательный формат обязательств еще не выработан. Тем не менее, специалисты считают, что существуют все международные условия для выполнения Киотского протокола и разработки нового соглашения, поскольку многие страны признают необходимость значительного ограничения, а затем и снижения глобальных выбросов парниковых газов [2, с. 10]. Считается также, что не существует серьезного риска ликвидации рыночных механизмов управления выбросами парниковых газов и внедрения административных методов регулирования на международном уровне. Рыночные механизмы управления, так называемые механизмы «гибкости», позволяют странам, соблюдающим установленные количественные обязательства по снижению выбросов парниковых газов, продавать или переуступать неиспользованные квоты в обмен на инвестиции. Чтобы иметь возможность участвовать в механизмах Киотского протокола, каждая Сторона Протокола (в том числе и Россия) должна выполнить ряд обязательств, включающих разработку национального плана действий и мероприятий по снижению выбросов парниковых газов, создание национальных кадастра и реестра по учету и перемещениям единиц установленного количества, соблюдение количественных обязательств сокращения (не превышения) уровня выбросов парниковых газов 1990 года. Вероятность невыполнения Россией обязательств по первому бюджетному периоду Киотского протокола (превышения установленного объема выбросов 1990 г.) является достаточно низкой. В связи с общим экономическим спадом в РФ с 1990 по 1999 гг. произошло значительное уменьшение выбросов парниковых газов во всех секторах экономики (кроме землепользования). Несмотря на то, что в последние годы Россия демонстрирует высокую динамику социально-экономического развития с закономерным увеличением эмиссии парниковых газов, рост экономики сопровождается снижением удельного энергопотребления (на единицу ВВП), являющимся результатом позитивных сдвигов в структуре отечественного промышленного производства. Так, в период с 1998 г. по 2005 г. при ежегодных темпах роста ВВП на 4,7-9% происходило устойчивое снижение энергоемкости и углеродоемкости

валового внутреннего продукта (в среднем около 5% в год). Большинство специалистов сходятся во мнении, что реализация различных сценариев развития отечественной экономики не повлечет за собой существенного увеличения темпов выбросов парниковых газов: даже при инновационно-активном сценарии,

обеспечивающем максимальный темп роста ВВП (6,3-6,5% в год), темп роста выбросов С02 сохранится в пределах 2% в год [4, с. 18]. Наша страна имеет широкие возможности привлечения зарубежных инвестиций в отечественные отрасли промышленности посредством использования механизмов «гибкости» Протокола: во-первых, разработан комплексный план действий по реализации Киотского протокола, целью которого является организация и координация работ по снижению выбросов ПГ, выполняемых заинтересованными федеральными органам исполнительной власти; во-вторых, ведется работа по созданию российского реестра углеродных единиц, представляющего собой стандартизированную электронную базу для введения в обращение, распределения, передачи, приобретения, аннулирования и изъятия из обращения единиц сокращения выбросов; в-третьих, разработан и представлен на рассмотрение в Секретариат РКИК ООН национальный кадастр антропогенных выбросов и абсорбции парниковых газов за период 1990-2004 гг. Россия признана мировым сообществом наиболее перспективной страной, принимающей проекты совместного осуществления в рамках Киотского протокола. В настоящее время в международном комитете по надзору совместного осуществления находится наибольше количество российских проектов, суммарное сокращение которых составляет около 60 миллионов тонн выбросов ПГ. Утверждение процедуры одобрения национальных проектов правительством РФ позволит реализовать значительный потенциал подготовки проектных предложений, имеющийся во многих секторах экономики, включая электроэнергетику, газовую, угольную, химическую, лесную отрасли, а также ЖКХ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Изменение климата, 2001 г. Обобщенный доклад. - МГЭИК, 2003.

2. Кокорин А.О. Киотский протокол: еще один шаг вперед,- М.: WWF-Россия, 2006.

3. Рекомендации международной рабочей группы по изменению климата,- М.: WWF-Россия, 2005.

4. Четвертое национальное сообщение Российской Федерации. - М.: АНО Метеоагентство Росгидромета, 2006.

5.Climate Change 2007: The Physical Science Basis Summary for Policymakers Contribution of Working Group I to the Fourth Assessment Report of the Intergovernmental Panel on Climate Change, 2007, 18 p

6. C02 emissions from fuel combustion.- International Energy Agency, 2005.

PERSPECTIVES OF THE INTERNATIONAL AGREEMENT ON THE REDUCTION OF ANTHROPOGENIC LOAD ON CLIMATE SYSTEM

O.S. KOROBOVA

Applied Ecology Chair Peoples’ Friendship University of Russia

S/5 Poclolskoye Sh., 113093 Moscow, Russia

The item presents degree of anthropogenic influence on climate system evaluation, accomplished by intergovernmental panel of climate change. Lines of participants’ of negotiations process on production of versions of future obligations of greenhouse gases emission lowering are examined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.