Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1037
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL TECHNOLOGIES / DIGITALIZATION / SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новосельцева Галина Борисовна, Рассказова Наталья Валерьевна

Трансформация социально-экономической системы под влиянием внедрения ИКТ в различные сферы деятельности приводит к формированию и развитию цифровой экономики. В этих условиях происходит усложнение форм организации хозяйственной деятельности, появляются новые перспективы для развития хозяйственных субъектов. Авторами статьи отмечается, что цифровые технологии, их использование и производство являются источниками развития современного малого бизнеса. Это открывает новые возможности для его функционирования и позволяет повысить конкурентоспособность в изменяющихся экономических условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новосельцева Галина Борисовна, Рассказова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS FOR SMALL BUSINESS IN THE DIGITAL ECONOMY

The transformation of the socio-economic system under the influence of ICT implementation in various fields of activity leads to the formation and development of a digital economy. In these conditions, the forms of economic activity organization are becoming more complicated, and new prospects for the development of economic entities are emerging. The authors of the article note that digital technologies, their use and production are the sources of development of modern small business. This opens up new opportunities for its development and makes it possible to increase competitiveness in changing economic conditions.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ»

вопросы инновационной экономики

>

Том 10 • Номер 1 • Январь-март 2020 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics

Первое

экономическое издательство

перспективы малого бизнеса в цифровой экономике

Новосельцева Г.Б. 1, Рассказова Н.В. 1

1 Пензенский государственный университет, Пенза, Россия

АННОТАЦИЯ:_

Трансформация социально-экономической системы под влиянием внедрения ИКТ в различные сферы деятельности приводит к формированию и развитию цифровой экономики. В этих условиях происходит усложнение форм организации хозяйственной деятельности, появляются новые перспективы для развития хозяйственных субъектов. Авторами статьи отмечается, что цифровые технологии, их использование и производство являются источниками развития современного малого бизнеса. Это открывает новые возможности для его функционирования и позволяет повысить конкурентоспособность в изменяющихся экономических условиях.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровая экономика, цифровые технологии, цифровизация, малый бизнес.

введение

Революционные сдвиги, произошедшие в таких сферах, как информационные технологии, робототехника, микроэлектроника, телекоммуникации, породили относительно новое и важное явление - цифровую экономику (digital economy). Общепринятое понимание цифровой экономики связано с анализом хозяйственной деятельности, основанной на цифровых технологиях, в которой ключевым фактором производства являются массивы данных в цифровом (электронном) виде.

Несмотря на то, что цифровая экономика представляется достаточно новым явлением, в научной среде существуют научные работы, рассматривающие сущностные характеристики [16] (Strommen-Bakhtiar, 2019), ее основные компоненты [12] (Mutula, 2010). Наиболее изученными являются проблемы использования цифровых технологий в коммерции [15, 10] (Scheepers& Kerr, 2018; Granata, MorettaTartaglione, & Tsiakis, 2019) и финансовой сфере [14] (Rafay, 2019).

Основой формирования цифровой экономики является процесс цифровизации (digitization, digitalization) экономики и общества,

The prospects for small business in the digital economy

Novoseltseva G.B. 1, Rasskazova N.V. 1

1 Penza State University, Russia

подразумевающий массовое внедрение и усвоение цифровых технологий, что приводит к социально-экономической трансформации общества. Процесс цифровизации постепенно охватывает различные сферы хозяйственной деятельности и вовлекает в данный процесс значительное количество субъектов, включая малый бизнес.

внедрение цифровых технологий в мировой экономике

Процесс цифровизации как основа перехода к цифровой экономике обусловлен требованиями объективной реальности и опирается, прежде всего, на использование цифровых технологий в деятельности ее субъектов. Цифровые технологии приводят к изменению форм организации экономической деятельности, усложняют сущность явлений, модифицируя их.

В последнее время цифровая экономика относится к приоритетной сфере в различных странах, о чем свидетельствует наличие государственных программ и стратегий, направленных на развитие и стимулирование цифровых технологий. Только в странах Европейкого союза (ЕС), согласно данным Еврокомиссии, в 2017 г. насчитывалось более 30 национальных и региональных программ по цифровизации экономики (on digitising industry). В России также принята и реализуется национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», предполагающая цифровизацию российской экономики по различным направлениям [4].

Лидирующие позиции по показателям развития цифровых технологий, основываясь на Индексе цифровой эволюции (DEI), занимают Норвегия, Швеция, Швейцария, Дания, Финляндия, Сингапур, Южная Корея, Великобритания, Гонконг и

ABSTRACT:_

The transformation of the socio-economic system under the influence of ICT implementation in various fields of activity leads to the formation and development of a digital economy. In these conditions, the forms of economic activity organization are becoming more complicated, and new prospects for the development of economic entities are emerging. The authors of the article note that digital technologies, their use and production are the sources of development of modern small business. This opens up new opportunities for its development and makes it possible to increase competitiveness in changing economic conditions.

KEYWORDS: digital economy, digital technologies, digitalization, small business

JEL classification: o31, o32, o33, M21, L26 Received: 07.02.2020 / published: 31.03.2020

© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers

For correspondence: Novoseltseva G.B. (ga[ina-nvs0ramb[er.ru)

CITATION:_

Novoseltseva G.B., Rasskazova N.V. (2020) Perspektivy malogo biznesa v tsifrovoy ekonomike [The prospects for small business in the digital economy]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 10. (1). - 521-532. doi: 10.18334/vinec.10.1.100580

Соединенные Штаты [9]. По данным Европейской комиссии ЕС, осуществляющей расчет Индекса цифровой экономики и общества (ВБ81), в 2018 г. лидерами цифровиза-ции экономики стали Финляндия, Швеция, Нидерланды и Дания [17]. Однако следует отметить, что положение стран-лидеров может измениться. Только открытость инновациям, создание институциональных условий для их активного внедрения позволят создать потенциал для дальнейшего экономического развития. Так, эксперты выделяют ряд стран, в том числе Китай, Россию, Индию и др., которые в настоящее время находятся на более низком уровне развития цифровых технологий, но демонстрируют готовность к росту, привлекательны для инвесторов и могут вытеснить страны с замедляющейся динамикой (страны Западной Европы, Южная Корея и др.) [9].

В докладе, опубликованном иМСТЛБ (Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию), отмечается, что ведущая роль в развитии цифровой экономики принадлежит США и Китаю, на которые приходится 75% всех патентов, связанных с технологиями блокчейн, 50% мировых расходов на «Интернет вещей», более 75% мирового рынка открытых технологий облачных вычислений. Кроме того, на долю этих стран приходится 90% рыночной капитализации 70 крупнейших цифровых платформ мира. При этом на долю Европы приходится 4%, а Африки и Латинской Америки в совокупности - всего 1% [3].

Ввиду использования различных подходов к измерению цифровой экономики, ее объемы варьируются от 4,5 до 15, 5% мирового ВВП [3]. По оценке экспертов, в ближайшее время следует ожидать роста темпов экономики за счет цифровизации. Так, к 2025 году в Китае до 22% увеличение ВВП может произойти за счет интернет-технологий, в США ожидаемый прирост стоимости, создаваемый цифровыми технологиями, может составить 1,6-2,2 трлн долл. США, а в России - прирост объемов ВВП на 4,1-8,9 трлн руб., что составит от 19% до 34% общего ожидаемого роста ВВП [5].

В настоящее время выделяют более десятка базовых технологий цифровой трансформации экономики, включая искусственный интеллект, сквозные технологии, роботизацию, «Интернет вещей», технологии блокчейн и др. Именно развитие данных технологий позволит в дальнейшем странам сохранять конкурентоспособность экономики.

ОБ АВТОРАХ:_

Новосельцева Галина Борисовна, профессор кафедры «Экономическая теория и международные отношения», доктор экономических наук, доцент (даИпа-пузйгэтЫегги)

Рассказова Наталья Валерьевна, доцент кафедры «Экономическая теория и международные отношения», кандидат исторических наук, доцент ( ras-nat0mai1.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Новосельцева Г.Б., Рассказова Н.В. Перспективы малого бизнеса в цифровой экономике // Вопросы инновационной экономики. - 2020. - Том 10. - № 1. - С. 521-532. Сог 10.18334/утес.10.1.100580

цифровые технологии и малый бизнес

Цифровизация охватила все субъекты бизнеса. Скорость адаптации к цифровой трансформации бизнеса можно оценить, анализируя Индекс цифровизации бизнеса, который рассчитывается на основе следующих показателей: уровень использования широкополосного интернета, облачных сервисов, RFID-технологий, ERP-систем и включенность в электронную торговлю. В 2018 лидирующие позиции занимали Финляндия со значением Индекса на уровне 50 пунктов, Бельгия (49), Япония (48), Нидерланды (48), Дания (47). Для России данный показатель составил 31 пункт [7]. Это означает, что российский бизнес только начинает включаться в цифровую экономику и не использует всех возможностей, которые можно получить, используя цифровые технологии.

Внедрение и развитие цифровых технологий приводит к трансформации рынков, что, безусловно, требует от предпринимателей переосмысления своих бизнес-моделей и определения новых перспектив развития бизнеса. Теоретический анализ цифровизации экономики позволяет выделить следующие аспекты данной проблемы: 1) поиск новых возможностей для более эффективного взаимодействия уже функционирующих предприятий с клиентами, партнерами, поставщиками и другими заинтересованными субъектами на основе использования цифровых технологий; 2) определение новых сфер деятельности субъектов бизнеса. Решение данных вопросов актуально для малого бизнеса, поскольку, являясь важным элементом в структуре любой экономики, выполняет важные социально-экономические функции [6] (Rasskazova, 2009).

Традиционно занимая ведущие позиции в сфере услуг, малый бизнес служит площадкой для внедрения инноваций в различных сферах деятельности. Поэтому использование цифровых технологий, мобильного интернета может явиться источником современного развития малого бизнеса. Так, согласно статистическим данным, в 2017 г. 96% всех предприятий в ЕС, имеющих доступ к интернету, использовали фиксированную широкополосную связь. Все более распространенными становятся мобильные широкополосные соединения: в 2017 г. этот тип доступа использовали 70% малых предприятий [8]. В России в 2018 году 90% всех предприятий имели доступ к интернету, а 86% использовали широкополосный доступ к интернету [7].

Вовлечение малого бизнеса в цифровую экономику возможно следующими способами (рис. 1):

• цифровизация малого бизнеса на основе использования информационных и коммуникационных технологий, что приводит к формированию новых бизнес-моделей;

• производство субъектами малого бизнеса цифровых технологий;

• в результате разработки и реализации государственных программ по цифрови-зации малого бизнеса.

Первоначально внедрение цифровых технологий было приоритетом крупных и средних предприятий, поскольку требовало значительных инвестиций. Однако

Рисунок 1. Процесс вовлечения малого бизнеса в цифровую экономику Источник: составлено авторами.

в настоящее время можно наблюдать внедрение современных информационных и коммуникационных технологий! субъектами малого бизнеса, что обеспечивает рост эффективнвсти,открывает доступ на новые рынки, позволяет реализовать в полной мере инновационный потенциал. В своей деятельности субъекты малого бизнеса используют различные цифровые технологии, которые позволяют снизить издержки ведения бизнеса: финансовые инструменты онлайн-платежей; инструменты таргети-рованной рекламы в социальных сетях, бухгалтерские программы, CRM-ситтемы и др.

К наиболее распространенным инструментам использования цифровых технологий малыми предприятиями относят:

cuseomor relationsh-p manaaement ^RM) - системы для утеравле ния отношениями с клиентами;

• enterprise resource planning (ERP) - управление ресурсами предприятия (понятие ресурсов включает: материалы, оборудование, трудовые ресурсы и др.). ERP-системы обеспечивают контроль, управляемость и прозрачность финансовых, кедровых и товарно-материальных: потокот в компании;

• сервис облачных вычислений - используется для проведения сложных расчетов, обмена информацией, хранения данных, получения доступа к возможностям иокусственного интеллекта и др. Облачные решения обеспечивают межфункциональную прозрачность и согласованность данных, ускоряют процесс

обновления информационных платформ с минимальными затратами или бесплатно, снижают эксплуатационные расходы и гарантируют безопасность важных данных клиента и внутренних данных.

Согласно данным Евросоюза (рис. 2), наиболее активно используют в своей деятельности CRM-системы субъекты малого бизнеса промышленно развитых стран Северной Европы: Германия - 43,35%, Голландия - 43,09%, Бельгия - 39,76%. Использование технологий ERP субъектами малого бизнеса в разных странах отличается: в странах с развитой промышленной кооперацией такие системы активно внедряются (например, Бельгия - 48,78%, Испания - 41,76%, Литва - 41,3%). А в странах, ориентированных преимущественно на финансовые рынки и сервис (например, Великобритания -14,5%) или имеющих незначительный объем инновационных производств, доля ERP в малом бизнесе невелика (например, Турция - 10,02%). Относящиеся к цифровым технологиям облачные вычисления наибольшее развитие получили на малых предприятиях скандинавских стран: Финляндия - 62,3%, Швеция - 54,1%, Дания - 53,74%, Норвегия - 47,8%. В этих странах производится значительный объем программного обеспечения и активно развиваются экосистемы стартапов [13].

Следует отметить, что современное развитие цифровых технологий сложно и находит свое выражение в новых синергитеческих формах, например, локальная ERP-система заменяется новой облачной системой, что позволяет сотрудникам и руководству получать в реальном времени информацию, необходимую для ведения бизнеса, наиболее эффективного и действенного обслуживания клиентов. Использование различных цифровых технологий в целом повышает эффективность деятельности, а следовательно, и конкурентоспособность предприятий. Например, такие успешные

ЕС в среднем

Бельгия

Франция

Великобритания

Германия

- компании, использующие облачные вычисления

- компании, использующих ERP - системы

компании, использующие GRM

0 10 20 30 40 50 60

Рисунок 2. Доля субъектов мало го бизнеса, использующих цифровые технологи и в Европе,%, 2017 Источник: составлено авторами по данным [13].

стартапы, как AirB&B, Uber, являющиеся рекламными платформами, дают возможность малому бизнесу донести информацию о своих услугах до самого широкого круга клиентов.

Безусловно, единых алгоритмов использования малыми предприятиями цифровых технологий, приводящих к повышению эффективности и снижению издержек, не существует. Не имея значительных средств, цифровая трансформация субъектов малого бизнеса может начинаться с модернизации ИТ-инфраструктуры, повышения информационной мобильности, использования технологий для аналитики в реальном времени и работы с большими данными.

Другим способом цифровизации малого бизнеса и вовлечения его в цифровую экономику является производство цифровых продуктов и их реализация на рынке. Малый бизнес, инновационный по своей сути, может активно участвовать в производстве следующих инновационно-цифровых технологий:

• технологии беспроводной связи: разработка устройств и приложений «Интернета вещей», разработка различных приложений для смартфонов и других устройств;

• технологии виртуальной и дополненной реальности: разработка программного обеспечения для виртуальной и дополненной реальности, разработка и производство устройств для взаимодействия с виртуальной и дополненной реальностью (очки, шлемы и др.);

• разработка и производство чипов, датчиков, процессоров, необходимых для развития цифровых технологий;

• разработка новых робототехнических и сенсорных систем для промышленного применения;

• дизайн и проектирование изделий для цифрового пространства;

• разработка новых направлений для применения искусственного интеллекта;

• разработка программного обеспечения для квантовых систем;

• цифровой дизайн и конструирование и др.

Одним из вариантов развития малого бизнеса в сфере выпуска цифровых технологий являются так называемые производственные лаборатории (Fab Lab), которые первоначально функционировали при образовательных учреждениях, обслуживая студенческие проекты. В настоящее время производственные лаборатории вышли за пределы университетов и достаточно эффективно развиваются в Германии, Франции, США. Оборудование цифровых производственных лабораторий преимущественно состоит из фрезерного станка для раскроя листового материала и различных ЭБ-принтеров, использующих в качестве сырья пластик или металл. Результатом производственного процесса такой лаборатории является создание чертежа будущего изделия в виде стандартного файла. Стандартизация проектов обеспечивает совместимость и возможность широкого распространения даже за пределы страны, а использование современного оборудования позволяет повысить точность и качество готовых изделий.

Появление и распространение цифровых производственных лабораторий способствует развитию новой сферы деятельности малого бизнеса - торговле цифровыми моделями вещей, пригодными для воспроизведения на типовом наборе цифровых станков. Каждая цифровая производственная лаборатория создает вокруг себя дополнительные возможности для развития малого бизнеса в области дизайна и конструирования, а рынок цифровых моделей носит транснациональный характер, что обеспечивает большую емкость и возможности для развития.

Важность цифровой трансформации малого бизнеса отмечена правительствами различных стран, что подтверждается разработкой и реализацией государственных программ, направленных на внедрение информационных и коммуникационных технологий. Примером программы поддержки цифровизации малого бизнеса в ЕС является «Горизонт 2020». Бюджет этой программы на период 2014-2020 гг. составляет 80 миллиардов евро [11]. Инструментарий поддержки малого бизнеса в рамках «Горизонт 2020» включает:

• Программу постоянно действующей консультационной и организационной поддержки;

• Программу финансирования (доступ предоставляется на основании конкурсного отбора).

В рамках данной программы поддержка предоставляется субъектам малого бизнеса, реализующим проекты с высоким риском и потенциалом развития, направленные на развитие новых рынков и использование передовых инновационных разработок. Основой реализации данной программы стало сотрудничество участников Евросоюза с другими странами: США, России, Китая, Индии, ЮАР и др. Программа охватила практически все области научных исследований и технологического развития, в нее вовлечены университеты, исследовательские лаборатории, отдельные исследователи, частные предприятия, промышленность.

Процесс активного вовлечения малого бизнеса в цифровую экономику возможен на основе участия в пилотных проектах, которые направлены на выявление эффективных подходов к внедрению цифровых технологий в различных отраслях и позволяют получать оперативную информацию как от компаний, так и от клиентов. Положительный опыт такой практики уже известен. Так, 170 испанских компаний малого и среднего бизнеса участвовали в реализации проекта в автомобильной отрасли, в ходе которого, была выстроена коммуникационная платформа на основе включения малых предприятий в цепочку поставок автопроизводителей; субъекты малого бизнеса, работающие на рынке автозапчастей, были обеспечены авторизованными поставками крупных производителей. К наиболее значимым результатам реализации проекта можно отнести: ускорение бизнес-процессов, исключение ручного ввода данных, повышение качества обслуживания клиентов за счет большей скорости и точности обработки заказов, снижение расходов на коммуникацию [2] (Gnezdova, 2018).

Использование практики пилотных проектов, реализуемых в рамках государственных целевых программ поддержки цифрового развития малого бизнеса, может стать одним из эффективных инструментов роста для российской экономики.

Внедрение цифровых технологий субъектами малого бизнеса - процесс сложный и неоднозначный. Оценить масштабы данного явления в России попытался Банк «Открытие» совместно с Mail.ru Group, Московской школой управления «Сколково» и Российской ассоциацией электронных коммуникаций, рассчитав Индекс цифрови-зации малого и среднего бизнеса, который в сентябре 2019 года составил 45 пунктов из 100 возможных, причем для ИП - 42 пункта, для юридических лиц - 49 пунктов [1]. Это свидетельствует о том, что цифровая трансформация в недостаточной степени охватила малый бизнес. Препятствиями на пути цифровизации выступают ограниченность денежных средств, недостаточная осведомленность предпринимателей о преимуществах внедрения цифровых технологий и возможностях усовершенствования рабочих процессов путем цифровизации компании, отсутствие компетенций для осуществления цифровой трансформации своего бизнеса.

Заключение

Цифровизация экономики открывает перед малым бизнесом новые возможности и перспективы. Использование цифровых технологий позволяет субъектам малого бизнеса снизить издержки, повысить эффективность и конкурентоспособность предприятия, осуществлять выпуск новых видов продуктов, занимая определенные ниши на рынке цифровых товаров и услуг. Наряду с возникающими перспективами появляются и новые проблемы, связанные не только с поиском инвестиций, но и формированием новых компетенций субъектов малого бизнеса, позволяющих успешно ориентироваться в условиях цифровой трансформации. Кроме того, использование цифровых технологий приводит к усилению конкуренции не только со стороны отечественных, но и зарубежных участников рынка.

ИСТОЧНИКИ:

1. Банк «Открытие» представил Индекс цифровизации малого и среднего бизнес.

[Электронный ресурс]. URL: https://www.open.ru/about/press/44776 ( дата обращения: 15.12.2019 ).

2. Гнездова Ю. В. Мировые тенденции развития цифровых технологий // Экономический журнал. - 2018. - № 2. - с. 95-102.

3. Доклад о цифровой экономике, 2019. Создание стоимости и получение выгод для

развивающихся стран - Женева, ООН. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad. org/en/PublicationsLibrary/der2019_overview_ru.pdf ( дата обращения: 10.12.2019 ).

4. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Утверждена 04.06.2019 г, протокол заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам

№7. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 05.01.2020 ).

5. Отчет Digital McKinsey «Цифровая Россия: новая реальность». [Электронный ре-

сурс]. URL: https://www.mckinsey.eom/~/media/McKinsey/Locations/Europe%20 and%20Middle%20East/Russia/0ur%20Insights/Digital%20Russia/Digital-Russia-report.ashx ( дата обращения: 18.12.2019 ).

6. Рассказова Н. В. Экономические интересы малого предпринимательства и проблема

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

устойчивого развития социально-экономической системы // Журнал экономической теории. - 2009. - № 3. - c. 226-230.

7. Цифровая экономика. / краткий статистический сборник / Г.И. Абдрахманова,

К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 112 c.

8. Digital economy and society in the EU - A browse through our online world in figures -

2018 edition. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/web/products-digital-publications/-/KS-04-18-130 ( дата обращения: 01.11.2019 ).

9. Digital Planet 2017: How Competitiveness and Trust in Digital Economies Vary Across

the World. [Электронный ресурс]. URL: https://sites.tufts.edu/digitalplanet/research/ executive-summary/ ( дата обращения: 01.12.2019 ).

10. Granata G. Predicting Trends and Building Strategies for Consumer Engagement in Retail Environments. / G. Granata,, A. Moretta Tartaglione, T. Tsiakis,Hershey,. - PA: IGI Global, 2019. - 1-413 p.

11. Horizon-2020. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/programmes/ horizon2020/what-horizon-2020 ( дата обращения: 11.01.2020 ).

12. Mutula S. М. Digital Economies: SMEs and E-Readiness. - Hershey, PA: IGI Global, 2010. - p. 29-38. doi:10.4018/978-1-60566-420-0.ch003 Digital Economies: SMEs and E-Readiness. - Hershey

13. OECD.stat. ICT Access and Usage by Businesses. [Электронный ресурс]. URL: https:// stats.oecd.org/Index.aspx?QueryId=73172 ( дата обращения: 12.01.2020 ).

14. Rafay, A. FinTech as a Disruptive Technology for Financial Institutions - Hershey, PA: IGIGlobal. 2019. - 302 р. doi:10.4018/978-1-5225-7805-5

15. Scheepers, M. D., & Kerr, D. V. Managerial Orientations and Digital Commerce Adoption in SMEs. // I. Management Association Digital Multimedia: Concepts, Methodologies, Tools, and Applications. - Hershey, PA: IGI Global, 2018. - pp. 519-536. doi:10.4018/978-1-5225-3822-6.ch026

16. Strammen-Bakhtiar, A. Digital Economy, Business Models, and Cloud Computing // N. Rao (Ed.), Global Virtual Enterprises in Cloud Computing Environments. - Hershey, PA: IGI Global, 2019. - pp. 19-44 doi:10.4018/978-1-5225-3182-1.ch002

17. The Digital Economy and Society Index (DESI). [Электронный ресурс]. URL: https:// ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi ( дата обращения: 02.12.2019 ).

REFERENCES:

Tsifrovaya ekonomika [The digital economy] (2020). (in Russian).

Digital Planet 2017: How Competitiveness and Trust in Digital Economies Vary Across the World. Retrieved December 01, 2019, from https://sites.tufts.edu/digitalplanet/ research/executive-summary/ Digital economy and society in the EU - A browse through our online world in figures - 2018 edition. Retrieved November 01, 2019, from https://ec.europa.eu/eurostat/ web/products-digital-publications/-/KS-04-18-130 Gnezdova Yu. V. (2018). Mirovye tendentsii razvitiya tsifrovyh tekhnologiy [Global

trends in digital technologies]. Economic Journal. (2). 95-102. (in Russian). Granata G. (2019). Predicting Trends and Building Strategies for Consumer Engagement

in Retail Environments Horizon-2020. Retrieved January 11, 2020, from https://ec.europa.eu/programmes/

horizon2020/what-horizon-2020 OECD.stat. ICT Access and Usage by Businesses. Retrieved January 12, 2020, from

https://stats.oecd.org/Index.aspx?QueryId=73172 Rasskazova N. V. (2009). Ekonomicheskie interesy malogopredprinimatelstva iproblema ustoychivogo razvitiya sotsialno-ekonomicheskoy sistemy [The economic interests of small businesses and the problem of sustainable development of the socio-economic system]. Journal of Economic Theory. (3). 226-230. (in Russian). The Digital Economy and Society Index (DESI). Retrieved December 02, 2019, from https://ec.europa.eu/digital-single-market/en/desi

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.