Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ «ЛЮБЛИНСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА» ПОСЛЕ ПРОВАЛА «ЗЕРНОВОЙ СДЕЛКИ»'

ПЕРСПЕКТИВЫ «ЛЮБЛИНСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА» ПОСЛЕ ПРОВАЛА «ЗЕРНОВОЙ СДЕЛКИ» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Люблинский треугольник» / Польша / Литва / Украина / «зерновая сделка» / Россия / «Междуморье» / «Доктрина Ежи Гедройца – Юлиуша Мерошевского» / Еврокомиссия. / Lublin Triangle / Poland / Lithuania / Ukraine / grain deal / Russia / Intermarium / Jerzy Giedroyc – Juliusz Mieroszewski Doctrine / European Commission.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Матюхин Денис Сергеевич, Клепацкий Лев Николаевич

В статье проведён анализ текущего состояния форума «Люблинского треугольника», который после выхода России из «зерновой сделки» впервые столкнулся с серьёзным испытанием на устойчивость и единство. Рассмотрены как некоторые заявления президентов Польши, Литвы и Украины в рамках данного формата, так и ряд трёхсторонних деклараций. По мнению авторов, статус «Люблинского треугольника» на фоне вооружённого конфликта на Украине был заметно подорван после провала «черноморской инициативы», что вызвало напряжённость в отношениях между Варшавой и Киевом. Аннулирование «зерновой сделки» обнажило давние противоречия участников «Люблинского треугольника», продемонстрировало нежелание Польши ущемлять свои собственные экономические интересы ради поддержки Украины. Авторы сделали вывод о том, что трансформация указанного форума во взаимовыгодный с политической, финансовой и культурной точек зрения союз маловероятна даже в отдалённой перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF THE LUBLIN TRIANGLE AFTER THE GRAIN DEAL FAILURE

The article analyses the current state of the Lublin Triangle with the forum facing a serious challenge of stability and unity for the first time after Russia’s withdrawal from the grain deal. The study focuses on both some statements of the Polish, Lithuanian and Ukrainian presidents within the framework of the Lublin Triangle and a number of trilateral declarations that have been adopted since the establishment of the format on July 28, 2020. The study points out the history of the Lublin Triangle development, as well as the ideological motives that prompted the Polish leadership to take the initiative to convene the forum. The article underlines that the Lublin Triangle status against the backdrop of the armed conflict in Ukraine was noticeably undermined after the Black Sea Grain Initiative failure, which, among other things, has already escalated tensions between Poland and Ukraine. The study concludes that the grain deal cancellation exposed the longstanding contradictions of the Lublin Triangle members, demonstrated Poland’s unwillingness to harm its own economic interests for the sake of supporting Ukraine and proved that the forum transformation into a unified and mutually beneficial union from a political, financial and cultural point of view is unlikely even in the distant future.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ «ЛЮБЛИНСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА» ПОСЛЕ ПРОВАЛА «ЗЕРНОВОЙ СДЕЛКИ»»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2024, № 1

УДК 327 EDN: OXIKTM

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran120247989

ПЕРСПЕКТИВЫ «ЛЮБЛИНСКОГО ТРЕУГОЛЬНИКА» ПОСЛЕ ПРОВАЛА «ЗЕРНОВОЙ СДЕЛКИ»

Денис Сергеевич Матюхин

Дипломатическая академия МИД РФ, Москва, Россия, e-mail: denissergm@gmail.com, ORCID: 0009-0001-2089-3040

Лев Николаевич Клепацкий

Дипломатическая академия МИД РФ, Москва, Россия, e-mail: diplomacy@dipacademy.ru, ORCID: 0009-0009-2843-1797

Ссылка для цитирования: Матюхин Д. С., Клепацкий Л. Н. Перспективы «Люблинского треугольника» после провала «зерновой сделки» // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2024. №1. С. 79-89. DOI: 10.15211/vestnikieran120247989

Аннотация. В статье проведён анализ текущего состояния форума «Люблинского треугольника», который после выхода России из «зерновой сделки» впервые столкнулся с серьёзным испытанием на устойчивость и единство. Рассмотрены как некоторые заявления президентов Польши, Литвы и Украины в рамках данного формата, так и ряд трёхсторонних деклараций. По мнению авторов, статус «Люблинского треугольника» на фоне вооружённого конфликта на Украине был заметно подорван после провала «черноморской инициативы», что вызвало напряжённость в отношениях между Варшавой и Киевом. Аннулирование «зерновой сделки» обнажило давние противоречия участников «Люблинского треугольника», продемонстрировало нежелание Польши ущемлять свои собственные экономические интересы ради поддержки Украины. Авторы сделали вывод о том, что трансформация указанного форума во взаимовыгодный с политической, финансовой и культурной точек зрения союз маловероятна даже в отдалённой перспективе.

Ключевые слова: «Люблинский треугольник», Польша, Литва, Украина, «зерновая сделка», Россия, «Междуморье», «Доктрина Ежи Гедройца - ЮлиушаМерошевского», Еврокомиссия.

Статья поступила в редакцию: 20.12.2023.

PROSPECTS OF THE LUBLIN TRIANGLE AFTER THE GRAIN DEAL FAILURE

Denis S. Matyukhin

© Матюхин Д. С. - магистрант кафедры дипломатии и консульской службы Дипломатической академии МИД России; Клепацкий Л. Н. - к.филос.н., доцент кафедры дипломатии и консульской службы Дипломатической академии МИД России, почётный профессор Дипломатической академии МИД России.

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia, e-mail: denissergm@gmail.com, ORCID: 0009-0001-2089-3040

Lev N. Klepatskii

Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia, e-mail: diplomacy@dipacademy.ru, ORCID: 0009-0009-2843-1797

To cite this article: Matyukhin, D. S., Klepatskii, L. N. (2024). Prospects of the Lublin Triangle after the grain deal failure. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 37(1): 79-89. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran120247989

Abstract. The article analyses the current state of the Lublin Triangle with the forum facing a serious challenge of stability and unity for the first time after Russia's withdrawal from the grain deal. The study focuses on both some statements of the Polish, Lithuanian and Ukrainian presidents within the framework of the Lublin Triangle and a number of trilateral declarations that have been adopted since the establishment of the format on July 28, 2020. The study points out the history of the Lublin Triangle development, as well as the ideological motives that prompted the Polish leadership to take the initiative to convene the forum. The article underlines that the Lublin Triangle status against the backdrop of the armed conflict in Ukraine was noticeably undermined after the Black Sea Grain Initiative failure, which, among other things, has already escalated tensions between Poland and Ukraine. The study concludes that the grain deal cancellation exposed the longstanding contradictions of the Lublin Triangle members, demonstrated Poland's unwillingness to harm its own economic interests for the sake of supporting Ukraine and proved that the forum transformation into a unified and mutually beneficial union from a political, financial and cultural point of view is unlikely even in the distant future.

Key words: Lublin Triangle, Poland, Lithuania, Ukraine, grain deal, Russia, Intermarium, Jerzy Giedroyc - Juliusz Mieroszewski Doctrine, European Commission.

Article received: 20.12.2023.

Итоги встречи глав Польши, Украины и Литвы

28 июня 2023 г. в Киеве в формате «Люблинского треугольника» прошла очередная встреча президентов Украины, Польши и Литвы. Риторика Владимира Зеленского, Анджея Дуды и Гитанаса Науседы могла создать впечатление, что между ними существует высокий уровень взаимопонимания и сотрудничества по ряду областей региональной и глобальной политики. Так, А. Дуда подчеркнул, что в рамках приближавшегося двухдневного саммита Североатлантического альянса в Вильнюсе «гордая и свободная» Украина должна была видеть «ясную перспективу» вступления в блок в ближайшем будущем, поскольку от этого якобы зависит безопасность всей Европы. В свою очередь, Г. Науседа, повторив слова своего польского коллеги о важности открытия для Киева «пути... к членству в альянсе», заявил, что Украина «кровью пишет свою конституцию, отстаивая свою независимость, территориальную целостность, идентичность и выбранный путь в западный мир, в ЕС и НАТО». Наконец, В. Зеленский выразил благодарность руководству Польши и Литвы «за очень ценную гуманитарную и военную поддержку» его страны и отметил необходимость предоставления Украине

«гарантий безопасности на период до вступления в альянс» (Trojk^t Lubelski w ... 2023). При более пристальном изучении декларации о «непоколебимой поддержке» Украины, опубликованной на одной из электронных страниц Канцелярии президента Польши (Kijow... 2023), можно сделать вывод, что встреча 28 июня была необходима польскому руководству по иным причинам. Не только для «сверки часов» после провалившегося контрнаступления ВСУ и накануне июльского саммита НАТО в столице Литвы, но, скорее, для косвенного подтверждения того, что формат «Люблинского треугольника» по сей день играет одну из весомых ролей в поддержке интеграции Украины в ЕС и НАТО. Стоит напомнить, по какой причине именно «Люблинский треугольник» был избран Варшавой в качестве одного из ведущих механизмов по ускорению интеграции Украины со структурами ЕС и НАТО. Актуален и вопрос, каким образом России после выхода из «зерновой сделки» 17 июля 2023 г. удалось вбить клин между Польшей и Украиной и, возможно, поставить под вопрос будущее самого «Треугольника».

История «Люблинского треугольника»

«Люблинский треугольник» - неформальное объединение регионального сотрудничества Польши, Литвы и Украины - был создан 28 июля 2020 г. В подписанной тогда Совместной декларации стороны напомнили о важности углубления сотрудничества в контексте формирования новых реалий в регионе ЦВЕ. Участники встречи также акцентировали внимание на необходимости поддержания контактов на стратегическом уровне с Европейским союзом и Североатлантическим альянсом, а также со странами «Восточного партнёрства» и «Инициативы трёх морей». Кроме того, министры иностранных дел отметили высокую эффективность взаимодействия трёх государств по линии Парламентской ассамблеи, а также в рамках трёхсторонней военной бригады LITPOLUKRBRIG.

Из декларации 2020 г. следует, что Варшава, Вильнюс и Киев стремятся координировать свои решения с союзниками по результатам переговоров на площадках Евросоюза, НАТО, ОБСЕ и Совета Европы с целью противодействия т.н. «агрессии России» на Украине. В документе содержится «решительное осуждение попытки аннексии Автономной Республики Крым и города Севастополь Российской Федерацией», а также призыв к России о «выводе войск из частей Донецкой и Луганской областей» с целью восстановления «территориальной целостности Украины». Стороны выразили надежду на то, что НАТО в будущем разработает для Украины План действий по членству в блоке (Joint Declaration. 2020).

Формат «Люблинского треугольника» воплотил ряд идей, сформулированных ещё главой межвоенной Польской республики Ю. Пилсудским в рамках проекта «Междуморья». Проект предусматривал создание под руководством поляков союза государств от Балтийского до Чёрного и Адриатического морей, где Украине должна была быть отведена роль сдерживающего фактора России (Лыкошина 2015: 114). При инициировании данного формата «Люблинского треугольника» польские власти во многом следовали и отдельным положениям «Доктрины Ежи Гедройца - Юлиуша Мерошевского», деятелей польской антикоммунистической эмиграции. Согласно доктрине, Польша, отстаивая свою независимость, должна выступить как для Украины, так и Литвы и Белоруссии в роли «проводника» в политические и военные структуры Запада. Е. Гедройц и Ю. Мерошевский были убеждены, что польским элитам необходимо использовать «молодые демократии» Восточной Европы для ликвидации в регионе «влияния» России (Буневич 2020: 107-109).

Как отметила профессор кафедры европейских исследований СПбГУ Н. Еремина, в рамках «Люблинского треугольника» власти Польши, Литвы и Украины неоднократно подписывали разнообразные документы о взаимодействии. Так, 18 марта 2021 г. между Литвой и Ук-

раиной был подписан протокол о практических вопросах двустороннего сотрудничества в международной и региональной политике и безопасности, который содержит обязательство Вильнюса поддерживать Киев в его стремлении в ЕС и НАТО. Стороны, помимо прочего, подписали совместную декларацию о стратегическом сотрудничестве в области энергетики и Техническое соглашение, определяющее степень участия Министерства энергетики и защиты окружающей среды Украины в работе Центра передового опыта НАТО по вопросам энергетической безопасности. После 2020 г. польско-украинские связи в контексте Консультационного комитета президентов Республики Польша и Украины дополнились взаимодействием дипломатических советников глав государств (Еремина 2021: 49-50).

Все эти усилия польских, литовских и украинских властей были призваны подтвердить готовность сторон и дальше укреплять связи в областях, представляющих взаимный интерес. Кроме того, подобные шаги свидетельствуют о стремлении Варшавы, Киева и Вильнюса продемонстрировать, что формат «Люблинского треугольника» эффективен для обсуждения и выработки соглашений по целому спектру проблем, связанных в том числе с обеспечением энергетической безопасности в ЦВЕ, политического диалога в указанном регионе, а также военных поставок Украине. Предположения Н. Ереминой по поводу того, что в будущем Польша и Литва могут вступить в соперничество за «доминирование» в отношениях с более «слабой» Украиной, являются, на наш взгляд, несколько преждевременными. Пока ни один из эпизодов в современных польско-литовских отношениях на это не указывает. Да и скромный социально-экономический и политический потенциал Литвы несопоставим с возможностями более крупной Польши.

Как справедливо отмечает российский исследователь М. Русакова, политическое руководство Польши, Литвы и Украины выступило с инициативой создания «Люблинского треугольника» именно с учётом исторического контекста взаимодействия трёх народов. Ведь само название указанного формата де-факто является аллюзией на подписанную в 1569 г. в Люблине унию, в результате которой в единое государство были объединены Королевство Польское, Великое княжество Литовское, а также большая часть современных украинских и белорусских территорий (Русакова 2021: 57-58). В этой связи совершенно не случайно объединённая литовско-польско-украинская бригада носит имя Константина Острожского, великого гетмана литовского, одержавшего победу над русским войском в битве под Оршей 8 сентября 1514 г. Таким образом, здесь прослеживается определённая идеологическая «увязка» современности с событиями прошлого. Польша стремится представить Россию как некую «угрозу Европе» на протяжении многих веков, чтобы обосновать историческими предпосылками противостояние «российскому влиянию».

С точки зрения польских властей, страны ЦВЕ под эгидой НАТО должны объединить усилия для ликвидации «опасности», исходящей от Москвы. В этом смысле польско-американское соглашение в сфере обороны, заключённое спустя пять дней после образования «Треугольника», выступает очередным звеном в цепи последовательных шагов Варшавы, направленных на создание для Соединённых Штатов военного плацдарма в регионе. Польша заинтересована в том, чтобы играть ведущую роль в обороне «восточного фланга» Альянса под руководством США. Показательно, как подчёркивает М. Русакова, что город Познань, избранный в качестве базы для 5-го армейского корпуса американских ВС, находится на равном расстоянии от Таллина и Одессы, и как нельзя лучше подходит для одного из ключевых логистических узлов в проведении военных манёвров и организации поставок вооружений.

«Люблинский треугольник» после начала российской СВО

С началом СВО России на Украине 24 февраля 2022 г. сотрудничество Варшавы и Киева, в т.ч. по линии «Люблинского треугольника», вышло на новый этап. Как правившая партия «Право и справедливость», так и оппозиционные силы во всех своих контактах с украинскими партнёрами стали неоднократно повторять в целом единый по своему содержанию политический сигнал: польские власти, несмотря на возникающие проблемы, будут и впредь оказывать украинцам помощь в борьбе с Россией. В частности, Польша продолжала декларировать свою поддержку Украине в рамках различных мероприятий «Люблинского треугольника». Так, например, 14 марта 2022 г. на встрече в Варшаве руководители правительств «Люблинского треугольника» осудили Россию и заявили о готовности нарастить военную помощь Киеву. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий, отметил, что те санкционные меры ЕС, которые были введены в отношении РФ, являются недостаточными, поскольку «есть олигархи, напрямую сотрудничающие с Путиным и не подпадающие под санкции». В свою очередь, премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните подчеркнула, что Брюссель должен «укрепить и расширить» санкционное давление в отношении Москвы, чтобы её действия на Украине обошлись российскому руководству «как можно дороже» (Trojk^t Lubelski ... 2022).

11 января 2023 г. на саммите «Треугольника» во Львове президенты Польши, Украины и Литвы подписали Совместную декларацию. В ней стороны пообещали укреплять сотрудничество в ряде гражданских и военных сфер в борьбе против «тирании с Востока», в т.ч. по линии т.н. «Международной платформы по Крыму» и бригады LITPOLUKRBRIG. Была отмечена важность решения Европейского совета от 23 июня 2022 г. о предоставлении Украине статуса страны - кандидата в члены ЕС. Стороны выразили удовлетворение процессом реализации «Черноморской зерновой инициативы» и настояли на необходимости её расширения на все украинские порты. Внимание было уделено и участию Украины с 20 июня 2022 г. в инфраструктурных и энергетических проектах «Триморья», неформального объединения 13 стран ЦВЕ и Балкан, включая Польшу, которые имеют выход к Балтийскому, Адриатическому, Чёрному или Эгейскому морям (Wspolna deklaracja ... 2023).

Реакция участников «Люблинского треугольника» на выход России из «зерновой сделки»

Вместе с тем заявления президентов Польши, Украины и Литвы о единстве взглядов по целому спектру вопросов трёхсторонних отношений, как оказалось позднее, отнюдь не являлись реальным отражением реального состояния их связей. Ключевым фактором, серьёзно нарушившим трёхстороннее взаимодействие, стал выход России из «Черноморской инициативы». 17 июля 2023 г. российская сторона объявила о свёртывании морского гуманитарного коридора и возобновила режим временно опасного района в северо-западной части Чёрного моря. 18 июля был расформирован Совместный координационный центр РФ, Турции, Украины и ООН.

Причинами расторжения «зерновой сделки» стали как отсутствие у стран Запада стремления выполнять российскую часть требований по Меморандуму Россия - ООН, так и систематическое нарушение Киевом соглашения по вывозу украинского продовольствия и российского аммиака. США и их союзники де-факто отказались переподключить «Россельхозбанк» к системе SWIFT, закрыли глаза на подрыв Киевом аммиакопровода «Тольятти - Одесса», сохранили запрет на безвозмездную передачу минеральных удобрений из России в беднейшие страны, не сняли санкции как на ввоз в Россию сельхозтехники и оборудования, так и на экспорт российского зерна и удобрений на глобальный рынок. Украинское же руководство ис-

пользовало морской гуманитарный коридор для организации диверсий в отношении российских логистических и инфраструктурных объектов.

По словам президента Путина, почти за год функционирования «сделки» более 70% из 32,8 млн т экспортированных с Украины грузов направлялось «в страны с высоким и выше среднего уровнями доходов, включая Евросоюз». Беднейшие же страны получили лишь «3% от общего объёма - меньше одного миллиона тонн» (Путин 2023). Аннулирование «зерновой сделки» нанесло колоссальный урон как украинскому бюджету в целом, так и сельскохозяйственной отрасли страны в частности. Согласно данным агентства «РИА Новости», за всё время действия «инициативы» стоимость экспорта украинской сельхозпродукции, которая прошла через порты, составила 7,7 млрд долл. (5,5 млрд долл. пришлось на Одессу, Черно-морск и Южный, а 2,2 млрд долл. в на дунайские порты Усть-Дунайск, Рени и Измаил). Учитывая, что вся вышеперечисленная портовая инфраструктура отныне является законной военной целью для ВС РФ, а западные страны и судоходные компании не выразили готовности сопровождать украинские грузы морским путём, киевские власти в этой связи теряют до 500 млн долл. в месяц и пытаются организовать альтернативные водные и наземные маршруты транспортировки зерновой продукции (Подсчитано, сколько Украина . 2023).

Единственный же относительно безопасный логистический путь экспорта украинской сельхозпродукции пролегает через территорию таких стран, как Польша, Румыния, Венгрия, Словакия и Молдавия. Однако многочисленные союзники даже и не думали проявлять солидарность с киевскими властями. Напротив, решение РФ о прекращении «зерновой сделки» спровоцировало очередную серию ожесточённых споров между Еврокомиссией и государствами ЦВЕ. Следует напомнить, что ещё в 2016 г. между Украиной и ЕС было подписано соглашение о всеобъемлющей и углублённой зоне свободной торговли, в соответствии с которым были «заморожены» тарифы и пошлины на поставку значительной части украинской сельхозпродукции. В мае 2022 г. были образованы особые «линии солидарности» - сухопутные коридоры, по которым в Евросоюз экспортируется украинское зерно, а в распоряжение Киева поступают горюче-смазочные материалы и военная техника. Эти решения наднациональных органов ЕС вызвали взлёт темпов импорта дешёвых сельхозтоваров с Украины, в результате чего представители аграрного сектора стран ЦВЕ вышли на массовые акции протеста.

Из информации, представленной 30 января 2023 г. делегатами от Польши, Чехии, Венгрии, Словакии, Румынии и Болгарии на Совете ЕС по сельскому хозяйству и рыболовству, следует, что, например, экспорт украинской пшеницы в страны Восточной Европы возрос в несколько сотен и тысяч раз. Экспорт кукурузы, в частности, в Польшу, взлетел с 6 тыс. т в ноябре 2021 г. до 1,6 млн т за тот же временной отрезок в 2022 г. (Information from ... 2023). Под давлением польских фермеров правительство Польши в союзе с Венгрией в нарушение ранее достигнутых договорённостей по линии Брюссель - Киев в середине апреля 2023 г. ввело запрет на импорт зерна и другой сельхозпродукции с Украины, что ожидаемо вызвало гневную реакцию Еврокомиссии (EU warns against ... 2023).

Одновременно с этим 14 апреля Польша и Венгрия, равно как и присоединившиеся к ним Болгария, Румыния, Словакия и Чехия, выступили за введение таможенных пошлин в отношении сельхозтоваров с Украины и создание единого механизма по контролю за их закупкой. Попытки Еврокомиссии «подкупить» правительства стран обещаниями выделить на все 6 стран 100 млн евро, очевидно, не привели к изменению их позиции. Более того, даже когда Брюссель всё же пошёл на уступки и 2 мая 2023 г. в соответствии с Исполнительным регламентом Еврокомиссии 2023/1100 ввёл запрет на импорт семян пшеницы, кукурузы, рапса

и подсолнечника с Украины в Польшу, Болгарию, Румынию, Венгрию и Словакию, власти которых продолжили настаивать на продлении вышеназванного режима для украинского зерна. Выход России из «зерновой сделки» не только не повлиял на изменение подхода правительств указанных стран к данной проблеме, но лишь обострил и без того их напряжённые отношения как с Еврокомиссией, так и с Украиной. Несмотря на предостережения премьер-министра Украины Д. Шмыгаля о том, что «недружественный и популистский шаг» польских властей будет иметь серьёзные последствия как для украинской экономики, так и глобальной продовольственной безопасности в целом (Bunt wladz Ukrainy ... 2023), 19 июля 2023 г. руководители сельскохозяйственных ведомств указанных государств выступили с довольно жёстким заявлением. В нём стороны обязались продлить запрет на импорт четырёх видов зерновых культур с Украины до конца года вне зависимости от того, будет ли до 15 сентября обновлён такой запрет со стороны Еврокомиссии (Import zboza ... 2023).

В условиях, когда «Черноморская инициатива» прекратила своё существование, а морской гуманитарный коридор для украинского зерна перестал действовать, заверения занимавшего тогда пост премьер-министра Польши М. Моравецкого в том, что блокада импорта сельхозпродукции с Украины не распространяется на её транзит через территорию государств ЦВЕ, выглядели для киевских властей, вероятно, как предательство идеалов «Люблинского треугольника».

По мере того как дипломатическая дуэль Варшавы и Киева вокруг проблемы украинского зерна приобретала всё более ожесточённый характер, в польско-украинских отношениях наметились отчётливые кризисные тенденции, угрожавшие окончательно подорвать веру в реализацию всех тех положений, которые члены «Люблинского треугольника» неоднократно декларировали. Снизить же темпы роста напряжённости между Польшей и Украиной удалось Вильнюсу. 24 июля 2023 г. в письме к руководящим органам ЕС министры транспорта и коммуникаций и сельского хозяйства Литвы выступили с предложением организовать альтернативный маршрут доставки украинской сельхозпродукции, в котором была бы задействована портовая, железнодорожная и автомобильная инфраструктура стран Балтии. Министры подчеркнули, что совокупная пропускная способность портов Таллина, Риги, Вентспилса, Лиепаи и Клайпеды для украинского зерна составляет 25 млн т в год (Baltic states . 2023).

3 октября 2023 г. руководители сельскохозяйственных ведомств стран «Люблинского треугольника» заключили соглашение, согласно которому санитарный, фитосанитарный и ветеринарный контроль сельхозпродукции с Украины должен быть перенесён с польско-украинской границы в литовские порты, в т.ч. в Клайпеду. Однако, по данным Центра восточноевропейских исследований, ведущего польского аналитического института, «жизнеспособность этого решения представляется спорной, учитывая высокие транспортные расходы», а также низкие мировые цены на зерно. Из опубликованной информации следует также, что сроки введения механизма евросубсидий, призванных по предложению Я. Войцеховского, комиссара ЕС по сельскому хозяйству, компенсировать расходы Польши и Литвы на доставку украинского зерна до прибалтийских портов, по-прежнему остаются неясными (Neighbourly feuds ... 2023). Более того, по словам Раймундаса Юкнявичюса, председателя Союза фермеров Литвы, руководство страны не должно забывать и о защите «конкурентоспособности» литовского агросектора. Р. Юкнявичюс убеждён, что властям Литвы следует принять меры по недопущению нарушений правил транзита украинской продукции с/х, в т.ч. проникновения соответствующих продуктов питания на литовский рынок и «продажи импортного зерна вперемешку с литовским» (Фермеры из Литвы . 2023).

Стремление Литвы сыграть активную роль в организации транзита украинской сельхоз-

продукции имеет вполне понятные мотивы. Транспортировка зерновых с Украины до прибалтийских портов через польскую территорию должна укрепить национальную экономику, способствуя формированию в стране новых рабочих мест. Можно предположить, что логистические связи Прибалтики расширятся за счёт субсидий ЕС, а представители местного бизнеса, участвуя в перевозках украинской аграрной продукции, получат выгодные контракты. К тому же инициатива литовских властей косвенно способствует снижению напряжённости по линии Варшава - Киев. Однако можно отметить и некоторые сложности в реализации трёхстороннего соглашения от 3 октября 2023 г. Во-первых, сроки предоставления и объёмы финансовой помощи, которую Брюссель должен оказать участникам соглашения при транзите украинской сельхозпродукции, всё ещё неизвестны. Во-вторых, существуют риски нелегального «оседания» на литовском рынке дешёвого зерна с Украины, поскольку подобного рода ситуация возникала ранее во многих государствах ЦВЕ. Если же данная проблема коснётся и стран Прибалтики, то, очевидно, экономике региона будет нанесён ощутимый урон. В-третьих, разница в ширине колеи на польских и литовских железных дорогах также создаёт узкие места в транспортировке украинских агропромышленных товаров. Так или иначе, но точная оценка степени влияния украинского зерна на экономику Литвы после провала «Черноморской инициативы» представляется на данный момент довольно затруднительной и преждевременной.

* * *

Хотя аннулирование Россией «зерновой сделки» и нанесло урон доходам украинского бюджета, Варшава в этой связи руководствовалась собственными интересами в области обеспечения национальной продовольственной безопасности и не имела намерений предпринимать какие-либо реальные шаги с целью отстаивания идей, заложенных в декларациях «Люблинского треугольника». В преддверии же осенних выборов в сейм и сенат правившая тогда партия «Право и справедливость» не была готова лишать себя голосов сельского электората. Показатель популярности национал-консерваторов среди польских граждан уже давно не превышал 40% из-за целого ряда негативных внутриполитических факторов. Среди них можно выделить протесты сторонников права на аборт, необходимость оказывать гуманитарную помощь примерно 2 млн украинцев на польской территории, колоссальные финансовые траты на поставки вооружений Киеву. Кроме того, на рейтинге ПиС сказались и некоторые внешнеполитические проблемы: неопределённость сроков перевода Польше всех выделенных для страны средств из Фонда реконструкции ЕС, охлаждение отношений с Германией из-за дискуссии о послевоенных репарациях, воздействие вооружённого конфликта на Украине на снижение уровня жизни польского населения. Во многом из-за вышеперечисленных неблагоприятных обстоятельств партии Я. Качиньского не удалось сформировать парламентское большинство по итогам осенних выборов, что привело к фактическому поражению национал-консерваторов. В результате оппозиционные «Новые левые», «Гражданская коалиция» и «Третий путь», объединившиеся по условиям коалиционного соглашения под руководством бывшего премьер-министра Дональда Туска, 13 декабря 2023 г. официально сформировали новое правительство.

Между тем позиция и этих политических сил по вопросу поставок сельхозпродукции с Украины в целом имеет схожие черты с той политикой, которой придерживалась партия «Право и справедливость». Так, например, Владислав Косиняк-Камыш, лидер «Польской крестьянской партии» и один из руководителей коалиции «Третий путь», ещё в сентябре 2023 г. в рамках одной из предвыборных речей в городе Опатув потребовал продления эмбарго ЕС на украинские агропродовольственные товары после 15 сентября. В свою очередь, Тадеуш Тома-

шевский, депутат сейма РП от «Новых левых», 6 сентября 2023 г. на пресс-конференции в Гнезно также заявил о важности сохранения ограничений на поставки сельхозпродукции с Украины. Наконец, сам Д. Туск на встрече с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен 25 октября 2023 г. отметил, что какое-либо компромиссное решение по импорту украинского зерна «ни при каких обстоятельствах не должно нанести ущерба интересам польского фермера». Можно констатировать, что ликвидация «Черноморской инициативы» обозначила весьма ограниченные контуры сотрудничества Польши и Украины, в т.ч. по линии «Люблинского треугольника». Ради спасения украинского агросектора и даже ради поддержания «глобальной продовольственной безопасности» Польша не готова ущемлять свои национальные интересы. Вероятно, даже в долгосрочной перспективе развитие польско-украинских связей в сфере экономики и в первую очередь в сельском хозяйстве никогда не обретёт те идеальные черты, которые с таким усердием формулировались лидерами «Треугольника» на бумаге и в публичной среде. Усилия же Литвы в рамках организации альтернативного маршрута транспортировки украинской сельхозпродукции через прибалтийские порты наталкиваются на сложности в решении различных логистических и финансовых вопросов, а также лишь временно позволяют сглаживать противоречия по линии Варшава - Киев.

Формат «Треугольника», как представляется, будет в значительной степени зависеть от актуального состояния трёхсторонних отношений и сохранять значимость только в условиях активного военного противостояния с Россией. Иными словами, «Люблинский треугольник» будет всегда оставаться форумом, действующим якобы по принципу «против всего плохого», а значит он, скорее всего, никогда не обретёт очертаний взаимовыгодного союза, развивающегося во всех направлениях по логике «за всё хорошее».

Список литературы / References

Baltic states want to help distribute Ukraine's grain. ENG.LSM.Iv. 25.07.2023. Available at: https://eng.lsm.lv/article/politics/diplomacy/25.07.2023-baltic-states-want-to-help-distribute-ukraines-grain.a517729/ (accessed 06.01.2024).

Bunt wladz Ukrainy. Mowi^ o «niedopuszczalnym» zachowaniu Polski. Money.pl. 21.07.2023. Available at: https://www.money.pl/gospodarka/bunt-wladz-ukrainy-ruch-polskiego-rzadu-nazywaja-niedopuszczalnym-6921956728523360a.html (accessed 03.08.2023).

Import zboza z Ukrainy. Premier: nie otworzymy granicy 15 wrzesnia. Jest porozumienie pi^ciu panstw. Business Insider Polska. 19.07.2023. Available at: https://businessinsider.com.pl/wiadomos ci/zakaz-importu-zboza-z-ukrainy-polska-zdecydowala-czy-otworzy-granice/2k6ysqv (accessed 03.08.2023).

EU warns against unilateral steps after Poland, Hungary ban Ukrainian grain. Reuters. 16.04.2023. Available at: https://www.reuters.com/world/europe/polish-ban-ukrainian-grain-food-imports-apply-transit-says-minister-2023-04-16/ (accessed 03.08.2023).

Information from the Polish delegation, on behalf of Bulgaria, Czech Republic, Hungary, Poland, Romania, Slovakia for the meeting of the Council for Agriculture and Fisheries on 30 January 2023, under Any other business. The General Secretariat of the Council (GSC). 30.01.2023. Available at: https://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-5722-2023-INIT/en/pdf (accessed 03.08. 2023).

Joint Declaration of Foreign Ministers of the Republic of Poland, the Republic of Lithuania and Ukraine on establishing Lublin Triangle. The Council of Ministers of the Republic of Poland. 28.07.2020. Available at: https://www.gov.pl/attachment/1868e3a7-d639-4fbe-90c4-5f455052178c

(accessed 02.08.2023).

Kijow. Spotkanie Trojk^ta Lubelskiego z udzialem prezydenta Dudy. Do Rzeczy. 28.06.2023. Available at: https://dorzeczy.pl/amp/455577/spotkanie-trojkata-lubelskiego-w-kijowie.html (accessed 01.08.2023).

Lewica o zbozu z Ukrainy: «Po 15 wrzesnia granica powinna bye szczelna». OKO.press. 06.09.2023. Available at: https://oko.press/na-zywo/wybory-na-zywo-oko-press/lewica-o-zbozu-z-ukrainy-po- 15-wrzesnia-granica-powinna-byc-szczelna (accessed 19.12.2023).

Neighbourly feuds. The problem with Ukrainian grain on the Central European markets. Centre for Eastern Studies (OSW). 26.10.2023. Available at: https://www.osw.waw.pl/en/publikacje/osw-commentary/2023-10-26/neighbourly-feuds-problem-ukrainian-grain-central-european (accessed 06.01.2024).

Szef PSL: domagamy si§ rozszerzenia embarga na inne produkty rolno-spozywcze z Ukrainy. Polska Agencja Prasowa. 13.09.2023. Available at: https://www.pap.pl/aktualnosci/szef-psl-domaga my-sie-rozszerzenia-embarga-na-inne-produkty-rolno-spozywcze-z-ukrainy (accessed 18.12.2023).

Trojk^t Lubelski w Kijowie. Radio Lublin S.A. 28.06.2023. Available at: https://radio.lublin.pl/2023/06/trojkat-lubelski-w-kijowie/ (accessed 04.01.2024).

Trojk^t Lubelski w obliczu wojny na Ukrainie: Zachod ma bye zwarty i zjednoczony. Kurier Wilenski. 15.03.2022. Available at: https://kurierwilenski.lt/2022/03/15/trojkat-lubelski-w-obliczu-wojny-na-ukrainie-zachod-ma-byc-zwarty-i-zjednoczony/ (accessed 02.08.2023).

Tusk dostal pytanie o zboze. Mowil o «pelnym zrozumieniu» w UE. Money.pl. 25.10.2023. Available at: https://www.money.pl/gospodarka/tusk-dostal-pytanie-o-zboze-mowil-o-pelnym-zrozumieniu-w-ue-6955955093248512a.html (accessed 19.12.2023).

Wspolna deklaracja prezydentow Polski, Ukrainy i Litwy. Wszystko Co Najwazniejsze. 11.01.2023. Available at: https://wszystkoconajwazniejsze.pl/pepites/wspolna-deklaracja-prezydentow-polski-ukrainy-i-litwy/ (accessed 02.08.2023).

Буневич, Д. С. (2020). «Восточная политика» Гедройца-Мерошевского или «прометеизм 2.0»? // Польша в борьбе за Восточную Европу 1920-2020. Сб. ст. / под общ. ред. В. Ю. Кра-шенинниковой; отв. ред. Д. С. Буневич. М.: Издательство «Кучково поле». С. 107-118. [Bune-vich, D. S. (2020). «Eastern Policy» by Giedroyc-Mieroszewski or «Prometheism 2.0»? In: Krash-eninnikova, V. Yu., Bunevich, D. S. (ed.) (2020). Poland in the struggle for Eastern Europe 19202020. A collection of articles. Moscow: «Kuchkovo Pole» publishing house: 107-118. (in Russian).].

Еремина, Н. В. (2021). Люблинский треугольник как свидетельство усиления регионального блокового подхода в Восточной Европе // Евразия. Эксперт (1): 47-53. [Eremina, N. V. (2021). Lublin Triangle as Certificate of Increasing Regional Block Approach in Eastern Europe. Eurasia. Expert (1): 47-53. (in Russian).]. DOI: 10.18254/S271332140014406-3

Лыкошина, Л. С. (2015). Польша и украинский кризис // Россия и современный мир (3): 113-126. [Lykoshina, L. S. (2015). Poland and the Ukrainian Crisis. Russia and the contemporary world 88(3): 113-126. (in Russian).].

Матюхин, Д. С. (2023). Парламентские выборы в Республике Польша 2023: стратегии ключевых партий и возможные результаты // Вестник учёных-международников (2): 390-406. [Matyukhin, D. S. (2023). Parliamentary elections in the Republic of Poland 2023: the key parties' strategies and possible outcome. IR scientists' herald 24(2): 390-406. (in Russian).] Available at: http://www.vestnikum.ru/documents/46/Вестник_СМУ_ДА_224_2023_.pdf (accessed 02.08.2023).

Подсчитано, сколько Украина может потерять в случае разрыва зерновой сделки. РИА Новости. 16.07.2023. [It has been calculated how much Ukraine can lose if the grain deal is broken. RIA Novosti. 16.07.2023. (in Russian).]. Available at: https://ria.ru/20230716/sdelka-

1884426901.html (accessed 02.08.2023).

Путин, В. В. (2023). Россия и Африка: объединяя усилия для мира, прогресса и успешного будущего. Kremlin.ru. 24.07.2023. [Putin, V. V. (2023). Russia and Africa: Joining Efforts for Peace, Progress and a Successful Future. Kremlin.ru. 24.07.2023. (in Russian).]. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/71719 (accessed 02.08.2023).

Русакова, М. Ю. (2021). Польша и новые тенденции в центральноевропейском региональном строительстве // Современная Европа (1): 52-61. [Rusakova, M. Yu. (2021). Poland and New Trends in Central European Regional Configuration. Sovremennaya Evropa (1): 52-61. (in Russian).]. DOI: 10.15211/soveurope120215261

Фермеры из Литвы захотели «обезопасить» рынок от украинского зерна. Sputnik Литва. 31.08.2023. [Lithuanian farmers want to «secure» the market from Ukrainian grain. Sputnik Lithuania. 31.08.2023. (in Russian).]. Available at: https://lt.sputniknews.ru/amp/20230831/fermery-iz-litvy-zakhoteli-obezopasit-rynok-ot-ukrainskogo-zerna-30237741.html (accessed 06.01.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.