УДК 343.9
ББК 67 © А.С. Цуканов, 2018
Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-разыскная деятельность
ПЕРСПЕКТИВЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОГО КОРОТКОСТВОЛЬНОГО ОРУЖИЯ
Андрей Сергеевич Цуканов, соискатель кафедры судебных экспертиз и криминалистики,
старший научный сотрудник отдела испытаний центра технического регулирования и каталогизации
ФКУ «Научно-производственного объединения «Специальная техника и связь» МВД России, майор внутренней службы
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» (117418, Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 69)
E-mail: tzukanov.andrey2015@yandex.ru
Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор С.М. Колотушкин
Аннотация. Рассматривается перспектива введения в легальный оборот короткоствольного гражданского огнестрельного оружия. Предложены необходимые для его легализации криминалистические и тактико-технические требования. Проведены баллистические эксперименты, демонстрирующие поражающую способность предложенного гражданского огнестрельного короткоствольного оружия с расчетом оптимальной мощности патрона, необходимой для реализации функций самообороны; проанализированы возможности по его криминалистической идентификации.
Ключевые слова: гражданское короткоствольное оружие, огнестрельное оружие, служебное оружие, снаряд, заряд, оружие ограниченного поражения, баллистический эксперимент, тактико-технические характеристики, идентифицирующие признаки, криминалистический след.
PERSPECTIVES OF THE LEGALIZATION OF CIVIL SHORT-GUN WEAPONS
Tsukanov S. Andrey, competitor of the Department of Forensic Expertise and Criminology, senior researcher of the Testing Department of the Center for Technical Regulation and Cataloging of the FKU «Research and Production Association» Special Equipment and Communications» of the Ministry of Internal Affairs of Russia, major of internal service FGBOU VO «Russian State University of Justice» (117418, Moscow, ul. Novocheremushkinskaya, d. 69) E-mail: tzukanov.andrey2015@yandex.ru
Scientific adviser: doctor of legal sciences, professor S.M. Kolotushkin
Annotation. The prospect of introducing short-barreled civilian firearm into legal circulation is considered. Proposed necessary for its legalization forensic and tactical and technical requirements. Ballistic experiments were performed demonstrating the destructive power of the proposed civil small-arms firearm with the calculation of the optimal capacity of the cartridge, necessary for self-defense functions, the possibilities for its forensic identification were considered.
Keywords: civilian short arms, firearms, service weapon, shell, charge, limited defeat weapons, ballistic experiment, tactical and technical characteristics, identifying signs, forensic track.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Цуканов А.С. Перспективы легализации гражданского короткоствольного оружия. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(3):202-208.
Потребность обеспечения личной безопасности, безопасности своих близких и имущества психологически заложена природой в каждом человеке, который, в свою очередь, пытается предпринять меры к ее реализации. Государство, в свою очередь, предпринимает меры по обеспечению общественной безопасности, жизни и здоровья граждан, сохранности их имущества. Несмотря на это, в обществе в разном коэффициентном соотношении имеется преступность, правоохранительная система государства, призванная с ней бороться по разным причинам, в том числе и объективным, не всегда может вовремя и эффективно реализовать свои функции, чем, в свою очередь, умело пользуются некоторые политики (партии) для достиже-
ния политических амбиций. Начиная с 90-х гг. XX в. достаточно активно с просматриваемой систематической периодичностью отдельными политиками, политическими и общественными организациями поднимается вопрос о легализации короткоствольного огнестрельного оружия для гражданского населения на территории России. Мотивы вынесения данного вопроса на общественное обозрение различны: от искренней убежденности, что легализация короткоствольного оружия принесет пользу обществу в борьбе с уличной преступностью, до откровенного лоббирования интересов производителей оружия и «западных партнеров». Подобные заявления в обществе порождают и провоцируют социальную напряжен-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ность, требующую контролируемого и управляемого государством выхода, обеспечивающего разрядку скопившегося напряжения.
Разрешение ситуации, на наш взгляд, возможно за счет придания интегрируемому процессу направляемого правоохранительными органами характера при помощи разработки и обеспечения контроля тактико-технических и криминалистических требований к гражданскому короткоствольному оружию. Данное решение позволит избежать легализации в качестве гражданского короткоствольного оружия принятых или ранее состоявших на вооружении воинских подразделений и правоохранительных органов моделей огнестрельного оружия, что на наш взгляд не является приемлемым.
Противники легализации короткоствольного гражданского оружия скажут, что его доступность у населения вызовет всплеск преступлений насильственного характера. Уверены, что это не так. Да, в повседневной практике в сфере охраны общественного порядка правоохранительные органы регулярно сталкиваются с неправомерным применением гражданами оружия ограниченного поражения (травматического); причина этого во многом заключается в несерьезности отношения к нему граждан, как к некой игрушке для взрослых. В беседах с применявшими его гражданами как под копирку ответ — «да какое это огнестрельное оружие так резиноплюй, попугать немного, да покрасоваться перед женщинами». Именно несерьезность отношения к нему владельцев влечет серьезные последствия для оппонентов или случайных граждан с причинением им серьезных травм, увечий и даже случаев наступления летальных исходов, так как на коротком расстоянии в три—пять метров оружие ограниченного поражения является грозным средством причинения физических повреждений человеку, со всеми вытекающими последствиями. При этом, по причине эластичности снарядов при производстве выстрела из огнестрельного оружия ограниченного поражения, следов, пригодных для идентификации конкретного экземпляра — криминалистических следов — на них не остается, что делает их практически бесполезными в качестве объектов баллистического исследования. Со стреляными гильзами ситуация обстоит несколько лучше в части возможностей их криминалистической идентификации и установления экземпляра оружия из которого был произведен выстрел. Но отсутствие обязательного
контрольного отстрела из оружия ограниченного поражения и, соответственно, базы данных с образцами стреляных гильз в криминалистическом учете зарегистрированного оружия сводит на нет оперативность мероприятий, проводимых правоохранительными органами по раскрытию преступлений, совершенных с применением данного вида огнестрельного оружия.
На наш взгляд, настало время принятия мер, направленных на существенное снижение количества, а, возможно, и постепенный запрет гражданского и служебного оружия (далее — ГСО) ограниченного поражения, находящегося в легальном обороте, как вида огнестрельного оружия, не вполне отвечающего своему непосредственному назначению (самообороне), а также возможностям его криминалистической идентификации. В решении данной задачи, как это не парадоксально звучит, призвано помочь введение в легальный оборот рассматриваемого нами гражданского короткоствольного оружия.
Как гражданское короткоствольное оружие может вытеснить из легального оборота оружие ограниченного поражения? Вопрос решается в правовом поле и без особых сложностей путем предания процессу рациональной основы, созданием нормативно-правовых предпосылок, направляющих граждан к принятию самостоятельного решения избавиться законным способом (сдав его в лицензионно-разрешительную систему правоохранительных органов и т.д.) от находящегося в их собственности оружия ограниченного поражения. Для чего, на наш взгляд, будет необходимо предложить альтернативу, закрепив ее нормативно, введя в Федеральный закон [1] альтернативу выбора для граждан, владение одной единицей гражданского огнестрельного короткоствольного оружия, либо разрешенными (в настоящее время) двумя единицами огнестрельного оружия ограниченного поражения. Полагаем, для превалирующего большинства населения, владеющего оружием ограниченного поражения, выбор будет очевиден. К тому же, понимание гражданами, что в их руках находится не оружие ограниченного поражения (которое якобы не предполагает наступления необратимых негативных последствий для человека), а полноценное короткоствольное огнестрельное оружие, способное изначально привести к летальному исходу для человека, приведет к осознанию ответственности (моральной и нормативной) при принятии решения о его применении.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
В соответствии с изложенными целями и задачами самообороны граждан предлагаем рассмотреть тактико-технические и криминалистические требования для рассматриваемого вида оружия, которое полагаем необходимым определить как: короткоствольное гражданское огнестрельное оружие самообороны.
Считаем, что использование в качестве короткоствольного гражданского огнестрельного оружия самообороны моделей боевого короткоствольного огнестрельного оружия, а также в соответствии с Федеральным законом [1] моделей, относящихся к спортивному гражданскому короткоствольному оружию, не приемлемо в качестве средства активной самообороны граждан. Причиной данного вывода является проведенный анализ, на основании которого сделано заключение, что данные модели оружия обладают излишней мощностью причинения необратимых последствий для организма человека (исключение малокалиберные образцы короткоствольного оружия под патрон 22 LR) и высокой общественной опасностью при криминальном использовании. Использование короткоствольного служебного оружия (пистолета «ИЖ-71», револьвера «ДОГ-1») несколько ближе к предлагаемому нами короткоствольному гражданскому огнестрельному оружию самообороны, но, на наш взгляд, с учетом предполагаемой массовости и невозможности обеспечения контроля со стороны правоохранительных органов для гражданского оружия в той же мере, какой подвергается служебное оружие, оно обладает излишней мощностью. В связи с чем мы предлагаем свое видение короткоствольного гражданского огнестрельного оружия самообороны, которое возможно для легализации на территории РФ. Данное оружие должно соответствовать разработанным правоохранительными органами тактико-техническим характеристикам (иметь ограничения по мощности и количеству патронов, помещаемых в магазин, барабан), а также соответствовать Криминалистическим требования МВД России, способствующим эффективной идентификации конкретных экземпляров короткоствольного гражданского оружия.
По нашему мнению, для признания в качестве короткоствольного гражданского огнестрельного оружия самообороны, оно должно сочетать в себе соблюдение баланса эффективного решения задач самообороны гражданами с минимизацией наступления негативных необратимых последствий при применении оружия в отношении человека и иметь
следующие тактико-технические и криминалистические характеристики:
♦ ограниченность скрытности ношения за счет значительных габаритных размеров;
♦ в снаряженном состоянии иметь не более пяти патронов и исключать возможность быстрой перезарядки (смены магазина, барабана);
♦ калибр не менее 12 мм, обеспечивающей передачу энергии пулей, не превышающую 150 Дж, реализуя задачи самообороны не проникающим, а шоковым воздействием на организм человека;
♦ для криминалистической идентификации ствол оружия должен иметь продольные прямые нарезы по всей длине, что обеспечит идентифицируемый, повторяемый и устойчивый криминалистический след. Прямые нарезы не обеспечивают придания вращения снаряду, стабилизируя его в полете и тем самым повышая кучность стрельбы в связи с чем, по факту, оружие будет являться гладкоствольным;
♦ обеспечить эффективную прицельную дальность на расстоянии 10—15 м.
Наиболее близко, из изученных существующих отечественных образцов короткоствольного оружия, подходит к выше перечисленным требованиям служебный револьвер «ДОГ-1», в соответствии с описанием, сделанным С.Л. Федосеевым в книге «Пистолеты и револьверы в России» приведем его тактико-технические характеристики.
«Ствол — цилиндрической сверловки, но в дульной части сделаны три канавки, напоминающие не то сверловку «парадокс», не то ложные нарезы, каковыми в начале века снабжали дешевые револьверы некоторые производители. Основное назначение канавок — оставить на пуле характерный «отпечаток». Это облегчает экспертам идентификацию оружия по пуле, но вряд ли полезно для баллистики. Съемный барабан удерживается в рамке осью-шомполом. Для разборки необходимо вынуть его, затем сам барабан. Стреляные гильзы выбиваются шомполом. Такая система удешевляет производство, но перезаряжение становится не только мешковатым, но и довольно неудобным» [4, с. 266].
Из приведенного описания мы видим на примере данной модели револьвера фактическую реализацию предложенной идеи по криминалистической идентификации выстеленного снаряда, разница заключается в том, что рекомендованные нами продольные прямые нарезы по всей длине канала ствола не должны отри-
цательно сказаться на качестве прицельной стрельбы пулей. Система перезарядки, использованная в револьвере «ДОГ-1» наиболее оптимальна для ее внедрения в гражданское короткоствольное оружие, поскольку единственный способ осуществить ее быстро — это использовать запасной барабан, который для подобного гражданского оружия не должен быть предусмотрен.
Тактико-технические характеристики револьвера «ДОГ-1»:
♦ калибр — 12,5 мм;
♦ патрон — 12,5x35;
♦ масса оружия без патронов — 0,7 кг;
♦ масса оружия со снаряженным барабаном — 0,9 кг;
♦ длина оружия — 212 мм;
♦ длина ствола — 90 мм;
♦ высота оружия — 140 мм;
♦ ширина оружия — 46 мм;
♦ начальная скорость пули — 190 м/с;
♦ дульная энергия стальной пули — 216,5 Дж;
♦ емкость барабана — 5 патронов» [4, с. 267].
С целью выяснения эффективности применения короткоствольного гражданского огнестрельного оружия самообороны в комплексе оружие-патрон нами был проведен ряд экспериментов. За расчетную величину в экспериментальном исследовании нами было взято значение кинетической энергии 150 Дж. Причина — уже рассчитанное и нормативно утвержденное в Федеральном законе [1] для служебного оружия ограниченного поражения значение кинетической энергии, сочетающее возможность эффективного пресекающего воздействия с минимальной возможностью наступления необратимых последствий при воздействии выстеленным снарядом на организм человека.
Для проведения криминалистического эксперимента использовался нарезной револьверный 12,3 мм комплекс «Удар» (У-94) разработки КБП по причине обладания наиболее крупным калибром из доступных к использованию разработок отечественного производства с возможностью продемонстрировать прерогативу шокового воздействия над проникающими свойствами снаряда (рис. 1).
Эксперимент проводился с использованием материальной базы ФКУ «Научно-производственного объединения «Специальная техника и связь» Министерства внутренних дел РФ в помещении стрелковой галереи испытательной лаборатории. Для проведения баллистического эксперимента подготавливался пат-
Рис. 1. Общий вид револьверный 12,3 мм комплекса «Удар» (У-94), использованного для проведения баллистических экспериментов
рон, так как в отечественных револьверах калибра 12,3 (нарезных), 12,5 мм (гладкоствольных) по сути, применяется укороченная охотничья гильза 32-го калибра с измененным капсюльным гнездом; нами при подготовке экспериментального патрона стандартная латунная гильза (69 мм) обрезалась до 35 мм, аналогично длине гильзы, применяемой в револьвере «ДОГ-1». В качестве снаряда использовалась отливка из кустарно
Рис. 2. Элементы патрона: гильза, пыж и пуля
-^рг-
о о ¡гв .
СКОРОСТЬ
(м/с)
о О 14 9 .
СКОРОСТЬ
(м/с)
РЕГИСТРАТОР СКОРОСТИ ПОЛЕТА ПУЛИ РС-4М
РЕГИСТРАТОР СКОРОСТИ ПОЛЕТА ПУЛИ РС-4М
РЕЖИМ ПРОВЕРКИ
ВЫБОР | ДИАПАЗОНА.
ВКЛ | ЗАПУСК Т Т Т
РЕЖИМ ПРОВЕРКИ
ВЫБОР .ДИАПАЗОНА.
ВКЛ | ЗАПУСК ▼ т ▼
Рис. 3. А — минимальный; Б — максимальный диапазоны скоростей, зафиксированных РС-4М при отстреле 20 шт. аналогичным образом снаряженных патронов
изготовленной пулелейки под калиберную свинцовую пулю массой 15,45 гр, максимальным диаметром у донышка 12,2 мм и высотой 15,7 мм. Зарядом служил порох спортивный «ИРБИС-ЛЮГЕР М» массой 0,33 гр, для лучшей обтюрации, а также снижения прорыва пороховых газов при производстве выстрела использовался пробковый пыж 32 калибра (рис. 2).
При проведении экспериментального отстрела для расчета кинетической энергии, использовался регистратор скорости полета пули РС-4М; результаты отображения диапазона зарегистрированных прибором скоростей см. на рисунке 3.
Воздействие на объект кинетической энергией снаряда Е (Дж), рассчитывалось по формуле: Е = MV2/2,
где: М — масса снаряда, кг; V - скорость снаряда, м/с.
В нашем случае М = 0,01545 кг, V = 128 м/с и 149 м/с. Подставляя приведенные значения в указан-
ную формулу, получаем результаты — 126,5 Дж и 171,5 Дж, где среднее значение в 149 Дж.
Считаем, что для предварительной оценки поражающей способности патрона к короткоствольному оружию крупного калибра, обладающего кинетической энергией 150 Дж, допустимо применение усредненных значений с целью получения результатов воздействия на объекты при проведении экспериментов, анализа и формулирования вывода. Хотя при серийном производстве патронов к гражданскому короткоствольному оружию самообороны значение их мощности не должно превышать 150 Дж и иметь допустимую погрешность ± 5 Дж, данная задача решается подбором оптимального вида пороха, массы заряда, типа снаряда и других составных частей патрона.
С целью определения поражающей способности снаряда, в качестве объектов воздействия использовались мастичный блок и сухая сосновая доска.
■ ' Iиг , ' , , ' ■
Рис. 4. А — результат попадания снаряда в свиную кожу; Б — воздействие снаряда, прошедшего свиную кожу
и жировое отложение на мастичный блок
А
Б
т
ж ъщ
■
и.
Рис. 5. А — результат воздействия снаряда на сосновую доску; Б — глубина проникновения снаряда в сосновую доску (вид сбоку)
Мастичный блок из пластилиновой массы имитировал мягкие ткани человека, на него крепилась свиная кожа с жировой прослойкой в 10—15 мм для имитации кожного покрова и жирового отложения человека (рис. 4).
Сухая сосновая доска толщеной 37 мм служила показателем возможности воздействия снаряда на твердые предметы (рис. 5).
На основании проведенного баллистического эксперимента сделан вывод о сочетании шокового воздействия снаряда с достаточно низкой проникающей способностью; так, при его воздействии на мастичный блок со свиной кожей и жировыми отложениями глубина проникновения составляла длину снаряда плюс 35 мм до донышка пули, в мастичный блок 23 мм. При воздействии снарядов на мастичный блок без шкуры глубина проникновения до донышка пули, в зависимости от скорости снаряда, составила от 29 мм до 34 мм. Отстрел в сухую доску показал прохождение в нее снаряда на свою длину и глубину 2 мм до донышка пули.
Полученные результаты позволяют сделать заключение о низкой проникающей способности снарядов и высоком останавливающем воздействием комплекса оружие-патрон, которое при легализации позволит гражданам решать задачи по защите своей жизни, здоровья и имущества. Предложенный вариант короткоствольного гражданского оружия самообороны при его применении в отношении человека существенно снижает вероятность наступления ле-
тального исхода, что в полной мере соответствует принципам необходимой самообороны, в отличие от короткоствольного огнестрельного оружия, сделанного на базе образцов боевых моделей и предназначенного для поражения живой силы противника.
При принятии решения о введении короткоствольного гражданского оружия самообороны, необходимо предусмотреть применение в нем эффективных криминалистических маркеров, оставляющих легкоидентифицирующий конкретный экземпляр след на снаряде (пуле) и гильзе. Для криминалистической идентификации гильз возможно использование описанного нами в ряде статей баллистического кодирования [5, с. 109—112; 6, с. 162— 265; 7, с. 193—195]. Внедрение эффективной системы идентификации также предполагает ведение для рассматриваемого вида оружия процедуры проведения контрольных отстрелов с целью создания криминалистических учетов и введения данных по объектам (выстрелянным пулям и стреляным гильзам) в автоматизированные баллистические идентификационные системы (АБИС). Данное решение позволит снизить возможность использования короткоствольного гражданского оружия самообороны в криминальных целях, а также повысит оперативность установления примененного экземпляра оружия и его владельца правоохранительными органами. Помимо сказанного легализация короткоствольного гражданского оружия самообороны потребует внесения продуманных законодательных дополнений и
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
изменений в Федеральный закон [1], правила оборота ГСО [2] и в приказ МВД России [3], позволив законодательно закрепить тактико-технические и криминалистические требования к данному виду огнестрельного оружия.
Литература
1. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» // СПС «Консультант-Плюс».
2. Постановление Правительства РФ от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
3. Приказ МВД России от 20 сентября 2011 г. № 1020 «Об утверждении Криминалистических требований Министерства внутренних дел Российской Федерации к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему» // СПС «КонсультантПлюс».
4. Федосеев С.Л. Пистолеты и револьверы в России. М.: Яуза; Эксмо, 2008.
5. Цуканов А. С. Возможности совершенствования государственной системы контроля оборота гражданского и служебного огнестрельного гладкоствольного оружия // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 1. С. 109—112.
6. Цуканов А.С. Метод баллистического кодирования гражданского и служебного оружия // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 2. С. 162—165.
7. Цуканов А. С. Криминалистические маркеры для баллистического кодирования огнестрельного оружия // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 6. С. 193—198.
References
1. Federal'nyy zakon ot 13 dekabrya 1996 g. № 150-FZ «Ob oruzhii» // SPS «Konsul'tantPlyus».
2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 21 iyulya 1998 g. № 814 «O merakh po regulirovaniyu oborota grazhdan-skogo i sluzhebnogo oruzhiya i patronov k nemu na terri-torii Rossiyskoy Federatsii» //SPS «Konsul'tantPlyus».
3. Prikaz MVD Rossii ot 20 sentyabrya 2011 g. № 1020 «Ob utverzhdenii Kriminalisticheskikh trebovaniy Mini-sterstva vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii k tekhnic-heskim kharakteristikam grazhdanskogo i sluzhebnogo oruzhiya, a takzhe patronov k nemu» //SPS «Konsul'tant-Plyus».
4. Fedoseev S.L. Pistolety i revol'very v Rossii. M.: Yauza; Eksmo, 2008.
5. Tsukanov A.S. Vozmozhnosti sovershenstvova-niya gosudarstvennoy sistemy kontrolya oborota grazhdanskogo i sluzhebnogo ognestrel'nogo gladkostvol'nogo oruzhiya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 1. S. 109—112.
6. Tsukanov A.S. Metod ballisticheskogo kodirovaniya grazhdanskogo i sluzhebnogo oruzhiya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 2. S. 162—165.
7. Tsukanov A.S. Kriminalisticheskie markery dlya ballisticheskogo kodirovaniya ognestrel'nogo oruzhiya // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017. № 6. S. 193—198.