Научная статья на тему 'Перспективы краудфандинга в России'

Перспективы краудфандинга в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
905
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
CROWDFUNDING / FUNDING CROWDFUNDING PLATFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воробьева Анастасия Павловна

Краудфандинг является новым направлением инвестирования средств. В развитых странах данный механизм работает эффективно, что позволяет начинающему бизнесу запустить свой продукт. Краудфандинг в России только начал развиваться. В статье проведен анализ, поставлены главные проблемы краудфандинга в России и сделан вывод о перспективе данного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы краудфандинга в России»

УДК 330.322.01

Экономические науки

Воробьева Анастасия Павловна, студентка,

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

ПЕРСПЕКТИВЫ КРАУДФАНДИНГА В РОССИИ

Аннотация: Краудфандинг является новым направлением инвестирования средств. В развитых странах данный механизм работает эффективно, что позволяет начинающему бизнесу запустить свой продукт. Краудфандинг в России только начал развиваться. В статье проведен анализ, поставлены главные проблемы краудфандинга в России и сделан вывод о перспективе данного механизма.

Ключевые слова: краудфандинг, финансирование, краудфандинговая платформа.

Abstract: Crowdfunding is an innovative way of investing. In developed countries, this mechanism is working effectively, which allows small businesses to launch their product. Crowdfunding in Russia has just begun to develop. In the article the analysis posed the main challenges of crowdfunding in Russia and made a conclusion about the future of this mechanism.

Keywords: crowdfunding, funding crowdfunding platform.

Краудфандинг - это сотрудничество людей по добровольному объединению своих денежных и не денежных ресурсов с целью поддержки других людей и организаций [3]. Краудфандинг является иностранным термином, образован от d"owd — «толпа», funding — «финансирование».

Уникальность краудфандинга заключается в том, что данный инструмент финансирования основан на интернет-технологиях, что позволяет собрать нужную сумму финансовых ресурсов в нужный срок, поскольку размеры вкладов

могут быть небольшими, но благодаря широкой информированности привлекается большее количество людей. Быстрое развитие народного финансирования обеспечивается социальными сетями.

Особенность данного феномена - это отсутствие при финансировании таких традиционных посредников, как банки, биржи и венчурные фонды, что дает инвестору сотрудничать напрямую с реципиентом. Данный метод негативно влияет на классические институты, поскольку краудфандинг привлекает внимание, вытесняя их с рынка. При этом, используют информацию платформ (кол-во вкладчиков, охват аудитории и т.д.) можно сделать прогноз рынков товаров точнее, т.к. группа людей будет больше, что будет способствовать принятию верных решений в дальнейшем.

Субъектами данного процесса выступают с одной стороны доноры (инвесторы и спонсоры), а с другой стороны фаундеры (основатели крауд-проекта). Посредниками являются владельцы платформы и бэкеры, которые способствуют информированию. В роли бэкеров обычно выступают СМИ, население и государственные служащие.

Краудфандинг по целям привлечения делиться на:

1. Благотворительный краудфандинг - сбор денежных средств на некоммерческие проекты - социальные проекты, благотворительные цели, политическую деятельность. В этом виде отсутствует вознаграждение для доноров. В зависимости от суммы пожертвования могут быть предоставлены небольшие подарки;

2. Условно-возвратный краудфандинг - сбор денежных средств для коммерческих проектов с целью приобретения товара. Делается предзаказ продукта, который приобретается донорами ниже рыночной стоимости;

3. Краудинвестинг - сбор денежных средств в целях инвестирования, будущего участия в деятельности компании. Обычно это права голосования на общих собраниях акционеров и получение акций.

Краудфандинг на основе вознаграждения основан на предоставлении вознаграждений в обмен на денежные средства пожертвования. Люди, которые

жертвуют деньги на проект, получают материальные, немонетарные вознаграждения в качестве компенсации за свои деньги.

В зависимости от вознаграждения краудфандинг делится на [3]:

1) безвозмездный или условно безвозмездный;

2) условно возвратный;

3) безусловно возвратный (собственно инвестиционный).

Краудфандинг в США и Европе появился раньше, чем в России. В

настоящее время в США краудфандинг является эффективным способом финансирования начинающих проектов. В Европе краудфандинг не занимает таких позиций, как в США, но Европа считается региональным центром для растущих стартапов. Поэтому краудфандинг используют малые и средние предприятия и предприниматели Европы, платформы краудфандинга выступают в качестве способа завоевания доверия к идеям и проектам, поощряя участие и взаимодействие различных участников в профессиональной и деловой среде.

Исследование экспертов J'son & Partners Consulting дали оценку оборота рынка краудфандинга в России в 2016 году - 160-180 млн рублей, из которых 80% приходится на площадки Planeta.ru и Boomstarter.ru [2, с. 141]. В 2015 году объем рынка краудфандинга в России составлял 100 млн. рублей, где 230 проектов были финансированы.

Planeta.ru - лидер краудфандинга в Рунете с 2012 года. В год создания объем сборов был 4,5 млн руб.; к апрелю 2016 г. объем сборов достиг 400 млн руб. Сейчас на апрель 2017 составляет 628,7 млн руб. Наиболее финансированные проекты: музыка, кино, благотворительность. Процент успешности проектов 50% [8].

Boomstarter - лидирующая краудфандинговая платформа для финансирования технических, творческих и других проектов. Платформа является аналогом Kickstarter - американская крауд-платформа. Объемы сборов в 2012 году - 1,6 млн руб. и в 2015 году - 15 млн рублей. Около 100 проектов регистрируется ежедневно. На 2017 привлечено около 308 миллионов рублей, успешных проектов 1448. Всего 165 тысяч спонсоров уже поддержали проекты.

На сегодняшний момент аудитория составляет 40132 человека. Количество посетителей в месяц достигает 350 тысяч. Процент успешности проектов 20%. Наиболее финансированные проекты: литература, бизнес, технологии [9].

Планета.ру и Boomstarter самые популярные краудфандинговые системы в России, которые схожи с точки зрения внутреннего содержания. Сравним платформы с помощью графика.

800

700

600

500

400

300

200

100

678,7

400

308

26

179 95

130

59

4,5 2012

2013 2014

^—Планета.ру

2015 2016

Boomstarter

2017

Рисунок 1 - Объемы сборов Планета.ру и Boomstarter, млн. руб. Источники: Planeta.ru [Электронный ресурс] - URL: https://planeta.ru (дата обращения: 10.10.2017); Boomstarter [Электронный ресурс] -URL: https://boomstarter.ru (дата обращения: 10.10.2017).

По объему сборов Планета.ру занимает лидирующие позиции. Планета.ру успешна поскольку использует схему «оставить все собранное» - в случае недобора нужной суммы, собранные деньги не возвращаются вкладчикам. В Boomstarter противоположная схема «все или ничего» - в случае недобора нужной суммы, все средства возвращаются вкладчикам.

Платформы различаются по пути развития. Планета.ру была создана с ориентацией на «людей искусства», которые не могли реализоваться в эпоху компьютеризирования. Позже платформа стала поддерживать и другие проекты. Boomstarter был создан по схеме Kickstarter, однако у него есть своя социальная

0

миссия - изменение восприятия российской аудиторией. Данная платформа впервые в России ввела институт кураторства проектов, сейчас это есть в Планета.ру [5].

В Планета.ру большую часть финансирования занимает музыка, кино и благотворительность. В Boomstarter - технологии, бизнес, благотворительность. У данных платформ есть ориентация по категориям, которая их отличает друг от друга.

Сравнивая платформы с точки зрения привлечения людей, проанализируем рисунок 2 аудитории.

Посетители в месяц

Аудитория

0 50000 100000 150000 200000 250000 300000 350000 400000

■ Boomstarter ■ Планета.ру

Рисунок 2 - Охват аудитории платформ Планета.ру и Boomstarter за 2017 г., человек Источники: Planeta.ru [Электронный ресурс] - URL: https://planeta.ru (дата обращения: 10.10.2017); Boomstarter [Электронный ресурс] -URL: https://boomstarter.ru (дата обращения: 10.10.2017).

За последние несколько лет краудфандинг в значительной мере распространился в современной России и стал модным среди молодой аудитории страны [7]. Однако его развитие в сравнении с западными странами не ощущается на мировой арене краудфандинговых площадок. В России можно выделить следующие распространенные проблемы [1, с. 66]:

1. неразвитые технологии в России;

2. российский менталитет - не готовы вкладывать деньги в незнакомые проекты;

3. недостаточно комфортные условия существования малого бизнеса в России (облагаются обязательствами);

4. неосвещенность проектов в СМИ;

5. закрытый российский рынок препятствует иностранным вкладом в российские проекты;

6. Высокие риски, россияне не готовы самостоятельно пойти на потерю личных средств.

Несмотря на большой список проблем, можно выделить самую главную проблему - плохие условия развития бизнеса в России [6, с.38-39]. Отсутствует единая эффективная система государственного регулирования и поддержки. Из-за этого не растут инвестиции [4, с. 907].

Сегодня краудфандинг является частью российского рынка инвестиций. Он находится на стадии роста, при этом быстро развивается как новое явление для России. С развитием финансового рынка, у государства появляется интерес в регулирование данного сектора. Поскольку цифровая экономика постепенно вступает в свои права, инвестиционный рынок не может быть не втянут в ее орбиту. И здесь главное правило при регулировании вновь появляющихся технологий - не навредить чрезмерным сдерживанием нововведений, с одной стороны, а с другой, не допустить нарушения закона денежного обращения.

Работа выполнена под руководством научного руководителя д.э.н., профессора Финансового университета при Правительстве РФ Николайчук Ольги Алексеевны.

http://ison.tv/ict telecom analytics view/rynok-kraudfinansov-v-rf-kraudfanding-kraudinvesting-kraudlending-20150121044017 (дата обращения: 10.10.2017).

3. Котенко Д.А. Краудфандинг - инновационный инструмент инвестирования// Закон. 2014.№5. С.140-145.

4. Николайчук О. А. Государственная поддержка предпринимательства в России: инструменты, их оценка и направления совершенствования //Экономика и предпринимательство. 2015. №7(60). С. 907-912.

5. Особенности национального краудфандинга [Электронный ресурс]// URL: http://www.nb-forum.ru/social/social investing/osobennosti-natsionalnogo-kraudfandinga.html#ixzz4dHUKoNtT (дата обращения: 10.10.2017).

6. Погодина Т.В., Терская Г.А., Чувахина Л.Г. Развитие инновационной сферы экономики: российский и зарубежный опыт. - М.: Издательство «Перо», 2017.

7. Романовский Г. Краудфандинг и предпринимательство: Угрозы и факторы успеха в краудфандинге на основе вознаграждения [Электронный ресурс]// Санкт-Петербург, 2016, п.1.2, С.7 - URL: https://dspace.spbu.ru/bitstream/11701/5189/1/Romanovskii Grigroii MIM2016.pdf (дата обращения: 10.10.2017).

8. Planeta.ru [Электронный ресурс] - URL: https://planeta.ru (дата обращения: 10.10.2017).

9. Boomstarter [Электронный ресурс] -URL: https://boomstarter.ru (дата обращения: 10.10.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.