Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ «СЕВЕРНОГО ПОТОКА - 2»'

ПЕРСПЕКТИВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ «СЕВЕРНОГО ПОТОКА - 2» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
179
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ФРГ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / США / РОССИЯ / СЕВЕРНЫЙ ПОТОК - 2 / ТРЕ-ТИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПАКЕТ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ СЕТЕВОЕ АГЕНТСТВО / САНКЦИИ / «ГАЗПРОМ» / ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ГАЗА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Белов Владислав Борисович

В начале сентября 2021 г. завершилось строительство газопровода «Северный поток - 2» (СП-2) и его оператор «Норд Стрим 2 АГ» подал документы на сертификацию объекта. За этот процесс отвечает Федеральное сетевое агентство Германии (BNetzA), отказавшее оператору СП-2 в предоставлении независимого статуса. В ноябре 2021 г. немецкий регулятор согласовал с ним необходимость создания на территории ФРГ дочернего общества, которое будет отвечать требованиям германского законодательства и Третьего энергетического пакета Евросоюза. Вопреки оптимистическим прогнозам экспертов и ожиданиям «Газпрома», начало коммерческой эксплуатации объекта было перенесено на 2022 г. Решение BNetzA совпало с принятием очередных американских санкций против участников СП-2 и созданием новой правительственной коалиции Германии, в которую входят его противники из партии «Союз 90 / Зелёные». В коалиционном договоре, определяющем будущие отношения ФРГ с РФ, СП-2 не упоминается. На основе анализа оригинальных источников рассматриваются причины задержки сертификации проекта, его роль и место в стратегии нового немецкого кабинета министров. Автор оценивает перспективы начала коммерческой эксплуатации СП-2 в условиях сохранения противодействия со стороны Польши и Украины, а также в свете американских санкционных механизмов и противостояния в этом вопросе между Конгрессом и президентом США.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE COMMERCIAL OPERATION OF NORD STREAM 2

In early September 2021, the construction of the Northern stream - 2 рroject (NS-2) was completed. Its operator, Nord Stream 2 AG, has submitted documents for certification of the gas pipeline. The Federal Network Agency of Germany (BNetzA) is responsible for this process, which refused to grant the SP-2 operator an independent status. In November 2021, the German regulator agreed with him on the need to create a subsidiary in the Federal Republic of Germany. It must meet the requirements of German legislation and the Third Energy Package of the European Union. Contrary to the optimistic forecasts of experts and the expectations of Gazprom, the start of commercial operation of the project was postponed to 2022. BNetzA’s decision coincided with the adoption of the next US sanctions against the SP-2 participants and the creation of a new government coalition in Germany. Opponents of the project from the Union 90 / Greens party entered the new cabinet of ministers. The SP-2 is not mentioned in the coalition agreement that defines the future relations of Germany with the Russian Federation. The author, based on the analysis of original sources, examines the reasons for the delay in project certification; its role and place in the strategy of the new German cabinet of ministers; assesses the prospects for the start of commercial operation of the NS-2 in the context of continued opposition from Poland and Ukraine, as well as American sanctions mechanisms and confrontation in this matter from the US Congress and the President.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ «СЕВЕРНОГО ПОТОКА - 2»»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №6

УДК 328.1, 329.1

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran620216878

ПЕРСПЕКТИВЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ «СЕВЕРНОГО ПОТОКА - 2»

Владислав Борисович Белов

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: belov@instituteofeurope.ru, ORCID: 0000-0002-5096-193X

Ссылка для цитирования: Белов В.Б. Перспективы коммерческой эксплуатации «Северного потока - 2» // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2021. №6. С. 68-78. DOI: 10.15211/vestnikieran620216878

Аннотация. В начале сентября 2021 г. завершилось строительство газопровода «Северный поток - 2» (СП-2) и его оператор «Норд Стрим 2 АГ» подал документы на сертификацию объекта. За этот процесс отвечает Федеральное сетевое агентство Германии (BNetzA), отказавшее оператору СП-2 в предоставлении независимого статуса. В ноябре 2021 г. немецкий регулятор согласовал с ним необходимость создания на территории ФРГ дочернего общества, которое будет отвечать требованиям германского законодательства и Третьего энергетического пакета Евросоюза. Вопреки оптимистическим прогнозам экспертов и ожиданиям «Газпрома», начало коммерческой эксплуатации объекта было перенесено на 2022 г. Решение BNetzA совпало с принятием очередных американских санкций против участников СП-2 и созданием новой правительственной коалиции Германии, в которую входят его противники из партии «Союз 90 / Зелёные». В коалиционном договоре, определяющем будущие отношения ФРГ с РФ, СП-2 не упоминается. На основе анализа оригинальных источников рассматриваются причины задержки сертификации проекта, его роль и место в стратегии нового немецкого кабинета министров. Автор оценивает перспективы начала коммерческой эксплуатации СП-2 в условиях сохранения противодействия со стороны Польши и Украины, а также в свете американских санкционных механизмов и противостояния в этом вопросе между Конгрессом и президентом США.

Ключевые слова: Германия, ФРГ, Европейский союз, США, Россия, Северный поток - 2, Третий энергетический пакет, Федеральное сетевое агентство, санкции, «Газпром», европейский рынок газа.

Статья поступила в редакцию: 16.12.2021.

PROSPECTS FOR THE COMMERCIAL OPERATION OF NORD STREAM 2

Vladislav B. Belov

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: belov@instituteofeurope.ru, ORCID: 0000-0002-5096-193X

© Белов В.Б. - к.э.н, в.н.с., зам. директора по научной работе, рук. Отдела страновых исследований, рук. Центра германских исследований ИЕ РАН.

For citing: Belov, V.B. (2021). Prospects for the commercial operation of Nord Stream 2. Nauch-no-analiticheskij vestnik IE RAN 24(6): 68-78. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran620216878

Abstract. In early September 2021, the construction of the Northern stream - 2 project (NS-2) was completed. Its operator, Nord Stream 2 AG, has submitted documents for certification of the gas pipeline. The Federal Network Agency of Germany (BNetzA) is responsible for this process, which refused to grant the SP-2 operator an independent status. In November 2021, the German regulator agreed with him on the need to create a subsidiary in the Federal Republic of Germany. It must meet the requirements of German legislation and the Third Energy Package of the European Union. Contrary to the optimistic forecasts of experts and the expectations of Gazprom, the start of commercial operation of the project was postponed to 2022. BNetzA's decision coincided with the adoption of the next US sanctions against the SP-2 participants and the creation of a new government coalition in Germany. Opponents of the project from the Union 90 / Greens party entered the new cabinet of ministers. The SP-2 is not mentioned in the coalition agreement that defines the future relations of Germany with the Russian Federation. The author, based on the analysis of original sources, examines the reasons for the delay in project certification; its role and place in the strategy of the new German cabinet of ministers; assesses the prospects for the start of commercial operation of the NS-2 in the context of continued opposition from Poland and Ukraine, as well as American sanctions mechanisms and confrontation in this matter from the US Congress and the President. Key words: Germany, FRG, European Union, USA, Russia, Nord Stream 2, Third Energy Package, Federal Grid Agency, sanctions, Gazprom, European gas market.

Article received: 16.12.2021.

В предыдущей статье (Белов 2021c) мы рассматривали перспективы окончания строительства проекта «Северного потока - 2» в условиях неопределённости, связанной с его предстоящей технической сертификацией и получением соответствующего разрешения от немецкого регулятора - Федерального сетевого агентства (Bundesnetzagentur, BNA). Наши выводы, сделанные в августе 2021 г., подтвердились - швейцарская компания Nord Stream 2 AG (NS2 AG) как оператор 3 и 4 ниток «Северного потока» получила отказ в удовлетворении её заявки на получение независимого статуса (была подана в июне 2021 г.). Начало коммерческой эксплуатации было перенесено с осени 2021 г. на 2022 г. Настоящий материал посвящён исследованию причин создавшейся ситуации и оценке перспектив начала коммерческой эксплуатации СП-2 в условиях сохраняющегося санкционного давления со стороны США и продолжающихся попыток Польши и Украины закрыть проект. В отечественной и иностранной литературе пока отсутствуют научные исследования этой темы (дискуссия ведётся в основном на уровне экспертов). Исключением можно считать статью проф. Хайко Плайнеса из Бремен-ского университета, в которой он анализирует историю газового сотрудничества ФРГ и РФ с 1970 г. до начала ноября 2021 г., включая события вокруг СП-2 (Pleines 2021). Попробуем восполнить этот пробел.

Ситуация на европейских рынках трубопроводного газа

Летом 2021 г. на европейских спотовых рынках трубопроводного газа началось спекулятивное раскручивание ценовой спирали (Белов 2021c). Котировки цен на газ на нидерланд-

ской торговой площадке Title Transfer Facility (TTF) в начале января 2021 г. составляли 18,2 евро за Мвт.ч, в начале мая - 25,0 евро, июля - 36,4, августа - 42,3, сентября 50,0, октября -93,9 , ноября - 65,6, 1 декабря - 95,7 и 15 декабря - 132 евро (см. рис. 1).

Рисунок 1

Спотовые цены на газ на торговой площадке Title Transfer Facility (Нидерланды),

в евро за Мвт.ч

Источник: Intercontinental Exchange 2021.

Можно назвать несколько основных причин такого ралли в Европе: существенное снижение поставок сжиженного природного газа в 2021 г. (в первую очередь американскими компаниями) из-за более привлекательных цен на азиатских рынках; рост спроса на газ со стороны тепло- и электростанций на фоне холодной зимы / жаркого лета при одновременном падении поставок энергии из возобновляемых источников (в основном ветрогенераторов); обусловленное этим снижение объёмов газа в подземных хранилищах (ПХГ), балансирующих колебание спроса (Shagina 2021; АЬпей... 2021). Эти факторы определили спекулятивное поведение трейдеров - рост спотовых цен не отражал увеличения спроса на трубопроводный газ и в основном был связан с игрой, построенной на ожиданиях его возможного дефицита в условиях предстоящей холодной зимы. Это мотивировало посредников к срочным закупкам впрок, что только увеличивало ажиотаж. На этом фоне ответственными за такое развитие событий были выбраны не торговые посредники, а основной поставщик трубопроводного газа в Германию, удовлетворяющий более 55% её потребности в нём, - «Газпром», с 2006 г. обладающий монополией на экспортные поставки. Именно он был назначен «виновником» сложившейся ситуации на спотовых рынках.

Начиная с середины лета, в немецких СМИ стало расти число публикаций с рассуждениями о целенаправленных манипуляциях российского концерна, не желающего увеличить поставки газа сверх своих договорных обязательств, во-первых, для сохранения выгодных ему высоких цен и, во-вторых, для оказания давления на власти Германии и Евросоюза в целях ускорения процесса сертификации СП-2. Представитель партии «Союз 90 / Зелёные» О. Кри-шер именно в «огромной империи Владимира Путина» видит одну из главных причин высоких цен на газ. Он утверждает, что в 2021 г. Россия поставит в Германию на 20% меньше газа по сравнению с 2019 г. «Похоже, это "искусственный дефицит", потому что низкий экспорт в Германию компенсируется рекордными поставками в Турцию и Китай, что происходит на фоне высокого спроса со стороны немецкой промышленности и газовых электростанций», -заявил политик, добавив, что, по его мнению, «по крайней мере, половина увеличенных цен на газ» приходится на «Газпром» и президента РФ, желающих одобрения СП-2 (КоЫтапп 2021). Объективных оценок ситуации на рынке очень мало и в основном их делают профессиональные эксперты, как, например, сотрудница Берлинского Фонда науки и политики К. Вестфаль, также считающаяся, что ситуация на газовом рынке критическая, но предостерегающая от «перекладывания ответственности за неё исключительно на Россию»: «Скорее, сейчас

рынок функционирует точно так, как всегда хотела Комиссия ЕС» ^гаШапп 2021).

Никто из критиков не захотел принять во внимание, что «Газпром», выполняя осенью 2021 г. все свои текущие обязательства перед европейскими и немецкими партнёрами, одновременно решал не менее важную задачу по заполнению подземных хранилищ на территории России, ещё более зависимой от газа (в т.ч. по причине самых низких средних температур в Европе) по сравнению с государствами ЕС (Григорьев, Меджидова 2021). Поэтому требования их отдельных представителей «немедленно увеличить поставки для балансирования спо-товых цен» были, мягко говоря, некорректными. Именно отечественные потребители и российский рынок являются приоритетными для «Газпрома». Зарубежные партнёры также занимают важное, но тем не менее второе место. И среди таковых на уровне конкретных компаний критика не звучала.

На рисунке 2 (Григорьев, Меджидова 2021) показано, что минимальный уровень наполненности ПХГ в Германии и других странах ЕС в период с января 2019 г. был достигнут весной 2021 г., после чего он стал постепенно восстанавливаться. Но в ноябре месяце только в Польше он примерно соответствовал показателям двух прошлых лет. В остальных государствах, включая Австрию, Нидерланды и ФРГ, он был существенно ниже. Такая ситуация сохранилась до середины декабря 2021 г.

Рисунок 1

Уровень наполненности ПХГ, % (левая шкала) и цены / //•, долл./млн БТЕ (правая шкала)

2019 2020 2021

1 ЕС ■ Польша Итадгея ■ Нидерланды

Германия ^^"Австрия • TTF {Day AJieatl)

Источник: (Григорьев, Меджидова 2021)

Осенью 2021 г., наряду с критикой «нежелания» российского монополиста увеличить поставки и тем самым оказания давления на Берлин и Брюссель для ускорения сертификации СП-2, в немецких СМИ стало появляться всё больше рассуждений, что такое поведение подтверждает тезис об использовании Россией «газа как оружия» и её «агрессивного поведения», в т.ч. по отношению к Украине.

Готовность нового газопровода

10 сентября 2021 г. пресс-служба «Газпрома» опубликовала следующую информацию: «Председатель правления Алексей Миллер сообщил, что сегодня утром в 8:45 мск строительство газопровода «Северный поток - 2» полностью завершено» (Алексей Миллер: строительство ... 2021). За 4 дня до этого события специалисты трубоукладочной баржи «Фортуна» в германских водах на участке второй нитки провели сварку последней трубы под номером 200 858, погрузив её затем на дно Балтийского моря. Следующим шагом стала стыковка методом надводного захлёста секции газопровода, идущей от берега Германии, с секцией, тянущейся из вод Дании (В Балтийском. 2021).

18 октября 2021 г. руководство NS 2 AG сообщило, что завершена процедура по запол-

нению техническим газом первой нитки СП-21. Его объём составил около 177 млн м3, что обеспечило необходимый уровень давления в газопроводе в размере 103 бар, достаточного для начала транспортировки газа (Первая... 2021). Другими словами, прошедшие испытания показали, что все трубы герметичны, утечки отсутствуют и данная нитка готова к полноценной эксплуатации. Одноврéменно были продолжены аналогичные пусконаладочные работы на втором трубопроводе, завершённые в декабре 2021 г., - во второй половине месяца началось его техническое заполнение газом.

В начале октября 2021 г. российские эксперты высказывали мнение, что при аномально холодной предстоящей зиме в Европе и обусловленным этим дефиците газа может возникнуть ситуация, когда немецкий регулятор без сертификации даст временное разрешение на поставки газа по СП-2. Они ссылались на то, что ранее уже бывали прецеденты с невыполнением требований по ограничению резервирования мощностей Opal - сухопутного отвода от первого «Северного потока». В ряде случаев европейские регуляторы не наказывали швейцарского оператора за поставки, превышающие предписанные 50% от объёма этих мощностей. В этой связи ожидалось, что «Газпром» в ноябре - декабре 2021 г. сможет поставить в Германию по одной из ниток нового газопровода 5,6 млрд м3 газа (Дятел 2021). Но этого не произошло2.

Действия немецкого регулятора

Датой отсчёта начала сертификации СП-2 считается 8 сентября. По законодательству Германии с момента подачи документов у регулятора есть четыре месяца на проведение необходимой процедуры. Сопредседатель партии зелёных А. Бербок 20 октября, перед началом коалиционных переговоров, заявила о недопустимости сертификации СП-2, поскольку проект не соответствует положениям Третьего энергетического пакета. Примерно через неделю 26 октября Федеральное министерство экономики и энергетики опубликовало информацию о завершении анализа надёжности поставок газа, проведённого в рамках сертификации трубопровода и передало результаты в подведомственное ему Федеральное сетевое агентство. Эксперты пришли к выводу, что выдача сертификата не ставит под угрозу безопасность поставок газа в Германию и Европейский союз (Bundeswirtschaftsministerium 2021).

Напомним, что в мае 2020 г. BNetzA отказало оператору СП-2 в выводе проекта из-под норм доработанной в феврале 2020 г. в рамках Третьего энергетического пакета Газовой директивы ЕС3. NS 2 AG подал апелляцию на это решение в Высший земельный суд Дюссельдорфа, который 25 августа 2021 г. отклонил её. Оператор в начале октября подал апелляцию и на это решение, считая его дискриминирующим на фоне предоставления исключений для операторов других газопроводов, которые вложили в них основные инвестиции, но не закон-

1 Напомним, что первая нитка по технической документации является второй - ниткой Б.

2 В самом начале осени руководство «Газпрома» рассчитывало начать эксплуатацию СП-2 уже в октябре. Об этом 2 сентября 2021 г. на селекторном совещании, посвящённом Дню работников нефтяной и газовой промышленности заявил А. Миллер: «Чтобы обеспечить надёжное газоснабжение, мы с вами реализуем самые современные проекты. Один из таких проектов - это газопровод "Северный поток - 2". Хочу сразу отметить, что ещё до конца этого года, в этот отопительный сезон, мы с вами можем поставить первый газ по газопроводу "Северный поток - 2" на европейский рынок. С российской стороны созданы все необходимые мощности: добычные мощности на Ямале и газотранспортные мощности в Северном газотранспортном коридоре». Кроме того, он сделал послание европейским критикам проекта: «Всем хорошо известно, что маршрут от Ямала через Балтику до Европы является самым коротким и самым экономически эффективным для потребителей. И что очень-очень важно, он является самым экологически чистым. Низкий углеродный след, выбросы CO2 в 5,6 раза ниже по сравнению с коридором, который идет через территорию Украины» (Алексей Миллер провёл. 2021).

3 Дальнейшая либерализация энергетического рынка Евросоюза согласно вступившей в мае 2019 г. Газовой директиве, ещё больше ограничила монополии поставщиков электричества и газа. В соответствии с положениями Третьего пакета добычей и транспортировкой газа по участкам трубопровода, расположенным на территории Евросоюза, должны заниматься разные компании (Белов 2021с).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №6

чили проекты до внесения упомянутых поправок.

15 ноября 2021 г. руководство BNetzA сообщило о врéменной приостановке сертификации проекта СП-2 в связи с процессом переоформления его организационной структуры и правовой формы. По информации агентства, Nord Stream 2 AG предпочла не изменять свой юридический статус. Вместо этого она приняла решение основать в соответствии с немецким законодательством для управления частью газопровода, находящейся в 12-мильной зоне территориальных вод Германии, отдельную дочернюю компанию. Поэтому сертификационная процедура была поставлена в зависимость от создания новой структуры, которой предстояло стать собственником и оператором немецкого участка «Северного потока - 2». После завершения передачи основных активов «дочке» и её документального подтверждения BNetzA могло возобновить сертификацию - для каждой новой подачи документов предусмотрен вышеупомянутый четырёхмесячный срок. Затем должен быть подготовлен проект решения с его последующей передачей в Европейскую комиссию, специалисты которой проведут необходимую оценку на предмет соответствия нормам Третьего пакета (Verfahren 2021)1. Ранее агентство сообщало о том, что Брюссель не обладает правом блокировки немецкого решения.

В тот же день BNetzA приняло решение о допуске к сертификации украинских компаний «Нафтогаз» и «Оператор ГТС», но без права вето (Verfahren 2021). Руководство первой изначально заявило о том, что намерено предоставить информацию о невозможности сертифицировать третью и четвёртую нитки газопровода. Одним из доводов было отсутствие у СП-2 резервных труб, в которые можно в случае необходимости перенаправлять потоки газа. Ранее (21 сентября) с правом совещательного голоса к процессу сертификации были допущены две польские компании - PGNiG S.A. и PGNiG Supply & Trading GmbH (Verfahren 2021), впоследствии также заявившие о готовности дать отрицательное заключение.

16 декабря руководитель BNetzA Й. Хоманн заявил, что агентство в течение прошедшего месяца не получило необходимые документы от NS 2 AG, и в этой связи процесс сертификации будет закончен не ранее первой половины 2022 г. Он не стал комментировать детали процедуры создания «дочки», её продолжительности и влияния на сроки ввода готового газопровода в эксплуатацию.

«Северный поток - 2» и новое коалиционное правительство

Неожиданностью для экспертного сообщества стало отсутствие упоминания СП-2 в коалиционном договоре, согласованном 24 ноября и подписанном 7 декабря партиями СДПГ, «Союз 90 / Зелёные» и СвДП (Mehr Fortschritt 2021). В предвыборных программах зелёных и либералов к нему было резко отрицательное отношение. Первые требовали полной остановки проекта, вторые - введения моратория, отмена которого ставилась в зависимость от освобождения «опального оппозиционера» (Белов 2021d). Социал-демократы, выступая за реализацию СП-2, в ходе предвыборной кампании согласились с тем, что проект носит геополитический характер и может быть остановлен в случае «агрессивного поведения» России и отсутствия транзита российского газа через Украину (Белов 2021c).

Зелёным удалось вставить в коалиционный договор важное для них положение, согласно которому «Европейское энергетическое право применимо и к проектам энергетической политики в Германии» (Mehr Fortschritt 2021: 59). Они предполагали, что если даже Федераль-

1 В конце ноября журналисты ведущего делового издания ФРГ газеты Handelsblatt высказали провокационное мнение о возможном нарушении российской стороной условий сертификации и начале поставок газа без соответствующих разрешений. Они привели информацию о том, что при запуске сухопутных ответвлений Северных потоков - NEL и EGL 401 (очевидно, под этой аббревиатурой имеется в виду EUGAL) были допущены нарушения в процессе получения сертификационных разрешений (Koch 2021).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №6

ное сетевое агентство сертифицирует СП-2, то чиновники из Брюсселя вряд ли его призтают. Примечательно, что будущий «суперминистр» экономики и защиты климата Роберт Хабек (BNetzA осталось в ведении нового министерства) уже 25 ноября в интервью газете Süddeutsche Zeitung в очередной раз подчеркнул стратегический (т.е. геополитический), а не частно-коммерческий характер второго «Северного потока», «оказывающего давление на Украину и усиливающего зависимость немецкой политики» (Bauchmüller... 2021).

Утверждённая 8 декабря 2021 г. в должности министра иностранных дел А. Бербок, ссылаясь на указанное положение в коалиционном договоре, также продолжила критиковать проект, по-прежнему указывая на его несоответствие положениям европейского энергетического законодательства и невозможности его одобрить (Gaspreise 2021). Её высказывания 13 декабря в интервью телеканалу ZDF привели к очередному всплеску спотовых цен, достигших новых исторических уровней (см. статистику на: Intercontinental Exchange 2021). Это создало дополнительные препятствия для заполнения ПХГ в Европе, на что министр вряд ли рассчитывала.

Как было указано выше, 16 декабря BNetzA сделало заявление о переносе сроков сертификации СП-2. Не исключено, что это решение было согласовано с министром экономики и защиты климата Р. Хабеком и принималось с учётом ситуации, сложившейся в Брюсселе вокруг СП-2. Там обсуждали возможные санкции против России в связи с её «агрессивным», по мнению руководства стран ЕС, поведением по отношению к Украине1. Федеральный канцлер О. Шольц на заседании Европейского совета 17 декабря призвал своих партнёров по Евросоюзу не политизировать вопрос о запуске СП-2, обратив внимание на то, что его сертификацией в Германии занимается ответственное специализированное агентство. Руководство Австрии и Финляндии также выступило против политизации ситуации вокруг второго «Северного потока».

Противодействие США, Польши и Украины

После переговоров с Дж. Байденом2 президент Украины В. Зеленский 6 сентября 2021 г. во время встречи с делегацией Конгресса США поблагодарил её членов за чёткое понимание угроз безопасности, которые несёт реализация проекта: «Кремль использовал и продолжает использовать поставки газа в качестве оружия. Санкционное давление на "Северный поток - 2" должно быть сохранено» (Президент Украины. 2021). Вашингтон услышал просьбу Киева. Уже 10 сентября представитель Госдепартамента США Дж. Портер, отвечая во время пресс-конференции на просьбу одного из журналистов прокомментировать завершение строительства СП-2, сказала, что этот проект является «плохой сделкой» и «мы . продолжим выступать против этого газопровода», являющегося «российским геополитическим проектом», который может «плохо отразиться на Европе» и «подрывает энергетическую безопасность значительной части евро-атлантического сообщества» (США 2021). Уже на следующий день глава компании «Нафтогаз Украины» Ю. Витренко выразил надежду, что санкции США могут заблокировать работу российского газопровода и тогда европейские компании не смогут покупать поставляемый по нему газ (Светлова 2021). 1 октября в связи с прекращением транзита российского газа через украинскую ГТС в Венгрию (поставки в эту страну стали

1 На полях заметим, что 15 декабря 2021 г. Брюссель опубликовал информацию о намерении перейти c 2049 г. на долгосрочные контракты в поставках российского газа.

2 По итогам переговоров, прошедших в начале сентября 2021 г., было подписано совместное заявление президентов, один из пунктов которого посвящён противодействию СП-2. В первом предложении он противоречит Совместному заявлению Дж. Байдена и А. Меркель от 21 июля 2021 г.: «Украина и Соединённые Штаты продолжают выступать против "Северного потока - 2", который рассматривают как угрозу европейской энергетической безопасности» (Спшьна заява... 202 i).

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №6

осуществляться через Сербию и Австрию) он напомнил властям США и Германии об обещанной помощи в случае «использования Кремлём газа в качестве оружия» и выразил уверенность, что Вашингтон примет санкции в отношении оператора СП-2 (Жуков Е. 2021).

Через два с половиной 23 ноября месяца после заявлений Дж. Портер глава пресс-службы Госдепартамента Н. Прайс на брифинге ещё раз повторил высказанные ею критические оценки, добавив, что США и в будущем в соответствии с американским законом «О защите энергетической безопасности Европы» (Protecting European Energy Security Act, PEESA) будут продолжать свою санкционную политику в отношении организаций, участвующих в строительстве СП-2. Он напомнил, что Госдепартамент отслеживает информацию о подпадающей под санкции деятельности, анализирует её, рассматривая полученные факты с точки зрения требований PEESA (Госдеп... 2021). В тот же день Министерство финансов США на основании этого закона и подписанного в августе 2021 г. Дж. Байденом указа, ввело санкции в отношении зарегистрированной на Кипре компании Transadria и российского судна Marlin1. В докладе Госдепа также было упомянуто судно Blue Chip, принадлежащее с 21 июля 2021 г. «Фонду защиты климата и окружающей среды», созданного в январе 2021 г. правительством федеральной земли Мекленбург - Передняя Померания. Чтобы не раздражать будущее правительство Германии, ограничительные меры против него применять не стали (Koch, Strat-mann 2021).

Отметим продолжающееся противостояние в этих вопросах между Конгрессом и Белым домом, который в декабре 2021 г. одержал небольшую победу. В рамках одобрения очередного оборонного бюджета США попытки ряда конгрессменов внести в него очередные ограничения против проекта успехом не увенчались (House 2021).

Польша изначально выступала против строительства СП-2, обосновывая свою позицию тем, что этот проект позволит Кремлю усилить зависимость Европы от российских поставок газа и оказывать давление на страны-транзитёры. Осенью 2021 г. позиция Варшавы не изменилась - она полностью совпадала с украинской и американской (см. также: Белов 2021a). В концентрированном виде отношение польского руководства к СП-2 выразил в середине ноября 2021 г. премьер-министр М. Мазовецкий: «Давайте работать вместе во имя мира и не давать Владимиру Путину дополнительные деньги в виде платежей за энергоносители, которые он использует на вооружение» (Polen fordert Ende. 2021).

* * *

Несмотря на американские санкции, оператор СП-2 согласно планам в начале сентября 2021 г. успешно закончил строительство третьей и четвёртой ниток газопровода и приступил к техническим испытаниям. Однако надежды на их быструю сертификацию Федеральным сетевым агентством не оправдались: процесс затянулся. Это ведомство в предшествовавших судебных тяжбах отказалось признать статус оператора как независимой от Газпрома компании. С одной стороны, сроки начала коммерческой эксплуатации СП-2 перенесены на 2022 г. С другой - для NS 2 AG открылась возможность создать новую дочернюю структуру, которая получит в собственность и в управление участок газопровода в немецких территориальных водах, что позволит успешно пройти сертификацию на соответствие нормам Третьего энергетического пакета. По всей видимости, руководство швейцарского оператора и «Газпрома» не стало торопиться в этом вопросе, решив учесть все возможные риски такого шага.

К таким рискам относится крайне критическое отношение к проекту Польши и Украи-

1 После предыдущего доклада Госдепа в августе 2021 г. Минфин США ввёл санкции против российских компаний АО «Нобилити», «Константа» и судов «Иван Сидоренко» и «Остап Шеремета».

ны, а также представителей партии зелёных, получивших ряд ключевых постов в новом кабинете министров. В первую очередь это касается главы внешнеполитического ведомства Германии А. Бербок. Зелёные продолжат формировать отрицательный медийный фон и оказывать давление на чиновников Брюсселя. Серьёзной проблемой для СП-2 остаются законодательные поправки к оборонному бюджету PEESA, позволяющие каждые 90 дней вводить экстерриториальные санкции против компаний, сотрудничающих с ним. Очередные ограничительные меры ожидаются в феврале 2022 г.

Делать какие-либо обоснованные прогнозы в условиях множества неопределённых факторов невозможно. Первое полугодие 2022 г. покажет, насколько владельцам СП-2 удастся продвинуться в вопросах коммерческого запуска третьей и четвёртой ниток газопровода. По крайне мере, у них остаются неплохие шансы для сертификации в Германии. Основная задача - не упустить их.

Список литературы / References

Abnett, K., Chestney, N., Twidale, S. (2021). Explainer: Could a «strategic reserve» ease Europe's gas crisis? Reuters. 06.10.2021. Available at: https://www.reuters.com/world/europe/could-strategic-reserve-ease-europes-gas-cri sis-2021-10-06/ (accessed 15.12.2021).

Bauchmüller, M., Krüger, P.-A. (2021). Kurswechsel auf zwei Zeilen. Süddeutsche Zeitung. 25.11.2021. Available at: https://www.sueddeutsche.de/politik/ampel-koalition-nord-stream-2-duldung-1.5473439 (accessed 15.12.2021).

Gaspreise wieder auf Rekordniveau. Tagesschau. 13.12.2021. Available at: https://www.tagessc hau.de/wirtschaft/verbraucher/wie-entsteht-der-gaspreis- 101.html (accessed 15.12.2021).

Pleines, H. (2021). Analyse: Der deutsch-russische Erdgashandel. Die Ursachen der aktuellen Spannungen. Bundeszentrale für politische Bildung. 30.11.2021. Available at: https://www.bpb. de/internationales/europa/russland/analysen/344151/analyse-der-deutsch-russische-erdgashandel-(accessed 15.12.2021).

House Passes $768 Billion Defense Policy Bill. The New York Times. 07.12.2021. Available at: https://www.nytimes.com/2021/12/07/us/politics/defense-budget-democrats-biden.html (accessed 15.12.2021).

Intercontinental Exchange, Inc. (2021) Available at: https://www.theice.com/products/2799666 5/Dutch-TTF-Gas-Futures/data?marketId=5325990& span= (accessed 15.12.2021).

Koch, M., Stratmann, K. (2021). Was der neue Streit um Nord Stream 2 für die künftige Regierung bedeutet. Handelsblatt. 26.11.2021. Available at: https://www.handelsblatt.com/politik/deutsch land/pipeline-was-der-neue-streit-um-nord-stream-2-fuer-die-kuenftige-regierung-bedeutet/2783414 0.html?ticket=ST-1399185-aFxyNCKZwbLRm2iY3T4a-cas01.example.org (accessed 15.12.2021).

Kohlmann, Th. (2021). Was steckt hinter den Rekordpreisen für Gas? Deutsche Welle. 21.09. 2021. Available at: https://www.dw.com/de/was-steckt-hinter-den-rekordpreisen-f%C3%BCr-gas/a-59252125 (accessed 15.12.2021).

Mehr Fortschritt wagen. Bündnis für Freiheit, Gerechtigkeit und Nachhaltigkeit. Koalitionsvertrag zwischen SPD, Bündnis 90/die Grünen und FDP (2021). Available at: https://www.spd.de/ fileadmin/Dokumente/Koalitionsvertrag/Koalitionsvertrag_2021-2025.pdf (accessed 15.12.2021).

Polen fordert Ende für Pipeline Nordstream 2. Süddeutsche Zeitung. 18.11.2021. Available at: https://www.sueddeutsche.de/politik/polen-nordstream-2-russland-deutschland-1.5467055 (accessed 15.12.2021).

Shagina, M., Westphal, K. (2021). Nord Stream 2 und das Energie-Sicherheitsdilemma: Chan-

cen und Grenzen eines «Grand Bargain». (SWP-Aktuell, 52/2021). Berlin: Stiftung Wissenschaft und Politik - SWP, Deutsches Institut für Internationale Politik und Sicherheit. DOI: 10.18449/2021A52

Stratmann, K. (2021). Dreht Russland am Gashahn, um Nord Stream 2 zu erzwingen? Handelsblatt. 21.09.2021. Available at: https://www.handelsblatt.com/politik/deutschland/energieversorgung-dreht-russland-am-gashahn-um-nord-stream-2-zu-erzwingen-/27629564.html (accessed 15.12.2021).

Bundeswirtschaftsministerium übermittelt Versorgungssicherheitsanalyse im Zertifizierungsverfahren Nord Stream 2 an Bundesnetzagentur. BMWi. Pessemitteilung. 26.10.2021. Available at: https://www.bmwi.de/Redaktion/DE/Pressemitteilungen/2021/10/20211026-bmwi-uebermittelt-versorgungssicherheitsanalyse-im-zertifizierungsverfahren-nord-stream-2-an-bundesnetzagentur.html (accessed 15.12.2021).

Verfahren zur Zertifizierung der Nord Stream 2 vorläufig ausgesetzt. Bundesnetzagentur. 16.11.2021. Available at: https://www.bundesnetzagentur.de/SharedDocs/Pressemitteilungen/DE/ 2021/20211116_N0S2.html (accessed 15.12.2021).

Nord Stream 2 подал апелляцию на решение суда о «Северном потоке-2». РБК. 05.10.2021. [Nord Stream 2 has filed an appeal against the court's decision on Nord Stream 2. RBC. 10.05. 2021. (in Russian).] Available at: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/615c41e29a79476df68dedd3? (accessed 15.12.2021).

Алексей Миллер провёл селекторное совещание, посвящённое Дню работников нефтяной и газовой промышленности. Официальный сайт «Газпрома». 02.09.2021. [Alexey Miller chaired a conference call dedicated to the Day of Oil and Gas Industry Workers. Official site of «Gazprom». 02.09.2021. (in Russian).] Available at: https://www.gazprom.ru/press/news/miller-j ournal/2021/899496/ (accessed 15.12.2021).

Алексей Миллер: строительство газопровода «Северный поток - 2» полностью завершено. Официальный сайт «Газпрома». 10.09.2021. [Alexey Miller: the construction of the Nord Stream 2 gas pipeline has been fully completed. Official site of «Gazprom». 10.09.2021. (in Russian).] Available at: https://www.gazprom.ru/press/news/2021/september/article537301/ (accessed 15.12.2021).

Белов, В.Б. (2021a). Договорённости Меркель и Байдена по СП-2 - принуждение к безальтернативному компромиссу. РСМД. 23.07.2021. [Belov, V.B. (2021a). The agreement between Merkel and Biden on Nord Stream 2 is forcing an uncontested compromise. RIAC. 23.07.2021. (in Russian).] Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/dogovoryennosti-merkel-i-baydena-po-sp-2-prinuzhdenie-k-bezalternativnomu-kompromissu/ (accessed 15.12.2021).

Белов, В.Б. (2021b). Отношения России и Германии в контексте визитов А. Меркель в Москву и Киев // Аналитические записки Института Европы РАН (3). [Belov, V.B. (2021b). Russian-German relations in the context of A. Merkel's visits to Moscow and Kiev. Analytical papers of Institute of Europe RAS (3). (in Russian).] DOI: 10.15211/analytics32320212331

Белов, В.Б. (2021c). Перспективы газопровода «Северный поток - 2» // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН 4(22): 63-71. [Belov, V.B. (2021c). Prospects for the Nord Stream 2 Gas Pipeline. Nauchno-anal iti cheskij vestnik IE RAN 4(22): 63-71. (in Russian).] DOI: 10.15211/vestnikieran420216371

Белов, В.Б. (2021d). Россия в тени предвыборной кампании в Бундестаг. Независимая газета. 19.09.2021. [Belov, V.B. (2021d). Russia in the shadow of the election campaign in the Bundestag. Independent newspaper. 19.09.2021. (in Russian).] Available at: https://www.ng.ru/dipkurer/2021-09-19/9_8255_germany.html (accessed 15.12.2021).

В Балтийском море осуществлена сварка последней трубы «Северного потока - 2». Офи-

циальный сайт Nord Stream 2 AG. 06.09.2021. [The last pipe of Nord Stream 2 was welded in the Baltic Sea. Official website of Nord Stream 2 AG. 09.06.2021. (in Russian).] Available at: https://www.nord-stream2.com/ru/dlia-pressy/novosti-i-meropriiatiia/2-151/ (accessed 15.12.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Госдеп заявил, что США продолжат вводить санкции против газопровода «Северный поток - 2». ТАСС. 23.11.2021. [The State Department said that the United States will continue to impose sanctions against the Nord Stream 2 gas pipeline. TASS. 23.11.2021. (in Russian).] Available at: https://tass.ru/ekonomika/13003471 (accessed 15.12.2021).

Григорьев, Л., Меджидова, Д. (2021). Газ в 2021 году: стечение обстоятельств или поворот судьбы? Интернет-портал Tekface. 24.11.2021. [Grigoriev, L., Medzhidova, D. (2021). Gas in 2021: a coincidence or a twist of fate? Tekface web portal. 24.11.2021. (in Russian).] Available at: https://tekface.ru/2021/11/24/gaz-v-2021-godu-stechenie-obstoyatelstv-ili-povorot-sudby/ (accessed 15.12.2021).

Дятел, Т. (2021). Северный потёк. «Газпром» начал заполнять новый газопровод в Европу. Коммерсант. 04.10.2021. [Dyatel, T. (2021). Northern stream. Gazprom has begun filling a new gas pipeline to Europe. Kommersant. 04.10.2021. (in Russian).] Available at: https://www.kommersant.ru/doc/5017988 (accessed 15.12.2021).

Жуков, Е. (2021). Глава «Нафтогаза» призвал ввести санкции против Газпрома. Deutsche Welle. 01.10.2021. [Zhukov, E. (2021). The head of Naftogaz called for the introduction of sanctions against Gazprom. Deutsche Welle. 01.10.2021. (in Russian).] Available at: https://p.dw.com/p/41ABp (accessed 15.12.2021).

Первая нитка газопровода «Северный поток - 2» заполнена техническим газом. Официальный сайт Nord Stream 2 AG. 18.10.2021. [The first string of the Nord Stream 2 gas pipeline is filled with technical gas. Official website of Nord Stream 2 AG. 18.10.2021. (in Russian).] Available at: https://www.nord-stream2.com/ru/dlia-pressy/novosti-i-meropriiatiia/2-154/ (accessed 15.12.2021).

Президент Украины встретился с делегацией Конгресса США. 06.09.2021. [The President of Ukraine met with a delegation from the US Congress. 06.09.2021. (in Russian).] Available at: https://www.president.gov.ua/ru/news/prezident-ukrayini-zustrivsya-z-delegaciyeyu-kongresu-ssha-70569 (accessed 15.12.2021).

Светлова, Ю. (2021). В «Нафтогазе» заявили, что США ещ' могут заблокировать работу «Северного потока - 2». Газета.т. 11.10.2021. [Svetlova, Y. (2021). Naftogaz said that the United States may still block the operation of Nord Stream 2. Gazeta.ru. 11.10.2021. (in Russian).] Available at: https://www.gazeta.ru/business/news/2021/09/11/n_16516322.shtml (accessed 15.12.2021).

Стльна заява щодо стратепчного партнерства Украши та Сполучених Штатсв Америки. Президент Украши. 01.09.2021. [Joint statement on the strategic partnership between Ukraine and the United States of America. President of Ukraine. 01.09.2021. (In Ukranian).] Available at: https://www.president.gov.ua/news/spilna-zayava-shodo-strategichnogo-partnerstva-ukrayini-ta-s-70485 (accessed 15.12.2021).

США по-прежнему считают «Северный поток» пагубной сделкой. Интерфакс. 10.09.2021. [The US continues to view Nord Stream as a disastrous deal. Interfax. 10.09.2021. (in Russian).] Available at: https://www.interfax.ru/world/789686 (accessed 15.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.