Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335).
Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 151-154.
О. В. Магировская
ПЕРСПЕКТИВЫ КОГНИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ДИСКУРСА
Представлены возможности и перспективы когнитивных исследований дискурса. Дискурс рассматривается как специфичная реальность языка, характеризующаяся целым рядом когнитивных свойств, каждое из которых может выступать отдельным предметом исследования.
Ключевые слова: дискурс, когнитивно-коммуникативное взаимодействие в дискурсе, субъект дискурсивной деятельности.
Когнитивные исследования языка на современном этапе развития лингвистического знания немыслимы без обращения к дискурсу, охарактеризованному Е. С. Кубряковой как особая реальность языка. Данная реальность чрезвычайно сложна и многопланова. Она не укладывается в рамки какого-либо отдельного направления, не моделируется, если принимать во внимание только некоторые аспекты ее проявления. Все вышесказанное приводит к тому, что в когнитивных исследованиях дискурса на данный момент больше вопросов, чем ответов. Тем не менее, без всестороннего понимания данного явления сущность языка долго останется неразгаданной. И вклад когнитивной парадигмы исследований языка в этом смысле необходим.
Когнитивный подход к дискурсу, как представляется, должен основываться на следующих теоретических положениях:
1. Дискурсивная деятельность - важный, отдельный и специфичный вид деятельности человека. Одновременно она является неотъемлемым, сопутствующим компонентом других видов деятельности человека. Следовательно. дискурсивная деятельность выступает сущностью человека.
2. Соотношение «дискурс - когниция» ди-хотомично. Будучи тесно связан с деятельностью человека и выступая ее продуктом, дискурс неотделим от человеческой когниции. Именно дискурсивная деятельность обеспечивает реализацию целого ряда когнитивных возможностей и способностей человека, прежде всего таких, как восприятие, память, прогнозирование, ментальное соотнесение событий, выстраивание ассоциативных связей, установление причинно-следственных закономерностей и др. В свою очередь, когниция дискурсивна, имея дискурс своим источником проявления.
Основываясь на вышеизложенных когнитивных характеристиках дискурса, представляем оправданным исходить из того, что
дискурс так же когнитивен, как и коммуникативен. Соответственно когнитивная составляющая данной языковой реальности не должна игнорироваться в лингвистических исследованиях. При этом исследователи, несомненно, должны осознавать, что когниция и коммуникация в дискурсе неотделимы друг от друга. Следовательно, нужно всегда отдавать себе отчет в том, что сущность дискурса не может быть объяснена только действием определенных когнитивных механизмов, прежде всего в силу того, что одновременно задействуются и механизмы коммуникативные, и наоборот. Соответственно, направленность всех когнитивных исследований дискурса должна способствовать выявлению его когнитивной сути как одного из необходимых условий существования и проявления рассматриваемой языковой реальности. Именно когнитивный аспект рассмотрения дискурса, на наш взгляд, сохраняет и усиливает актуальность многих его исследований, так как направлен на решение целого ряда задач, среди которых:
- выявление когнитивных оснований данной языковой сущности;
- описание собственно когнитивных характеристик дискурса и особенностей их интеграции с характеристиками коммуникативными;
- анализ специфики дискурсивной репрезентации различных когнитивных механизмов и языковых структур;
- понимание особенностей дискурсивной репрезентации субъекта познания и др.
В рамках настоящей статьи хотелось бы обозначить некоторые перспективы исследований дискурса, вытекающие непосредственно из специфики дискурсивной деятельности как деятельности когнитивной.
1. Когнитивный статус дискурса не оспаривается, прежде всего, потому, что дискурсивная деятельность неотъемлемо связана переработкой информации и представлением знаний. Данный процесс имеет свои особенно-
152
О. В. Магировская
сти, так как предполагает особый ракурс восприятия мира и его познания. Продуцирование дискурса - это всегда сложная и многосторонняя интеграция процессов и систем восприятия действительности (первичных (эмпирических) и вторичных (интерпретативно-оценочных)) и языкового представления результатов работы данных систем. Это когнитивный процесс, предполагающий особый ракурс познания мира и его языковой репрезентации. Иными словами, это динамичный и активный вывод из памяти различных структур знания. До того, как быть переданной в рамках коммуникативного акта от одних участников другим, необходимая информация предварительно подвергается определенной концептуально-категориальной обработке и получает определенную концептуально-категориальную конфигурацию, новое знание. На эту специфику переработки информации в дискурсе указывала и Е. С. Кубрякова, выделяя данную когнитивную характеристику дискурса как дискурсообразующую (ср. «по самой своей сути дискурс - явление когнитивное, то есть имеющее дело с передачей знаний, с оперированием знаниями особого рода и, главное, с созданием новых знаний (выделено автором - О. М. )»1.
Следовательно, важной исследовательской задачей должны стать описание и анализ данного знания. Особенно интересно, на наш взгляд, выяснить, каким образом происходит конфигурация знаний в дискурсе как в рамках своего формирования, когда происходит извлечение имеющегося знания и его качественная переработка в знание новое, так и в рамках интеграции (встраивания) сформированного знания в конкретный акт коммуникации.
2. Выступая особым способом конструирования мира, дискурс представляет собой особую структуру знания. Она многокомпонентна и обязательно включает в себя как минимум две системы знаний: знаний о правилах коммуникации и знаний о мире. Именно эти системы делают дискурс «сложным единством языковой формы, знания и действия»2. Первая система знаний коммуникативно ориентирована. Она представлена знаниями об участниках коммуникации, знаниями о коммуникативной ситуации, конкретных прагматических условиях ее порождения и др. Она обусловливает особенности интеграции сформированного знания, предназначенного для передачи другим участникам, в собственно акт коммуникации. Система знаний о мире -
это сформированное и передаваемое знание, то знание, ради которого предназначен тот или иной акт коммуникации. Эта система знаний ориентирована на восприятие и понимание мира относительно сложной системы культурно-обусловленных, национальных, социальных, профессиональных, возрастных, гендерных и др. характеристик познающего субъекта. Она очень сложна, иерархична, обусловлена целым рядом когнитивных возможностей, способностей и потребностей индивида. Понимание того, как формируется целостный блок знания в дискурсе, представляет собой еще одну проблему когнитивный исследований языка.
3. В основе формирования, а также концептуальной, структурной и коммуникативной организации дискурса как когнитивно-коммуникативной структуры знаний лежит особая система антропоцентрических координат, выступающих отдельными неотъемлемыми характеристиками дискурса. Система координат связана с участниками дискурсивной деятельности и обязательно включает в себя две ведущие роли функциональной представленности человека в языке - говорящего и субъекта познания. Говорящий с присущим ему знанием языка и правил коммуникации выбирает необходимые языковые единицы в соответствии с коммуникативной ситуацией, тем самым придавая дискурсу конкретную форму речевой манифестации. Субъект познания, в свою очередь, с присущей ему концептуальной системой и способностями членения и переработки информации и формирования знания выступает в качестве координаты, формирующей особое знание о мире, которое является предметом коммуникации и предполагает специфическую языковую репрезентацию3.
Учет двух антропоцентрических координат, ставший возможным вследствие разграничения когнитивных и коммуникативных возможностей, способностей и потребностей человека, как это становится очевидным, позволит вывести исследования дискурса на новый уровень. Так, ставшее уже классическим высказывание Н. Д. Арутюновой о том, что «дискурс - это речь, “погруженная в жизнь”»4, в свете когнитивных исследований языка может получить более точную интерпретацию, так как появится особый акцент на многомерной деятельности человека, обязательно включающей деятельность когнитивную, которая делает речь возможной и актуальной.
Перспективы когнитивных исследований дискурса
153
4. Сложность когнитивно-коммуникативного взаимодействия в дискурсе обусловливает необходимость рассматривать данную реальность языка как особый языковой конструкт, репрезентирующий особый способ конфигурации знаний, который, в свою очередь, интегрирует все типы концептуализации и категоризации знаний и задействует все когнитивные механизмы (как механизмы переработки информации, так и механизмы ее дискурсивной организации). Иными словами, дискурс - это опНпе-манифестация накопленного опыта когнитивной и языковой переработки знания. Соответственно, это такое явление в языке, которое, в свою очередь, позволяет извлекать сведения как
о самом языке, так и о человеке в рамках функциональной представленности в нем.
5. Обращая особое внимание на субъект познания как одну из основных координат дискурсивной деятельности, необходимо отметить, что в дискурсе не только интегрируются основные функции представленности субъекта познания в языке (субъект эмпирического (первичного) познания, субъект базового (понятийного) познания, субъект интерпретативно-оценочного (вторичного) познания5), но также появляется новая, собственно дискурсивная форма проявления данной антропоцентрической координаты. В нашей терминологии это субъект дискурсивной деятельности.
Субъект познания как субъект дискурсивной деятельности имеет разные формы своего проявления в дискурсе. Во-первых, он выделяет себя в качестве особого участника концептуализируемого фрагмента реальной действительности и выступает субъектом знания, понимания, мнения, предположений и догадок, выводов и заключений, эмоционального отношения к происходящему, отграничения своего мнения и знания от мнения и знания других. Это актуализируется ментальными глаголами, вводными словосочетаниями с указанием на наличие знания и мнения, отдельными средствами категорий модальности, эвиденциальности, а также словосочетаниями и предложениями, содержащими ссылки на мыслительную деятельность других лиц. В качестве субъекта организации дискурсивной деятельности он соединяет различные события и их характеристики в единое целое, которое он воспринимает и понимает, прежде всего, в рамках логических и причинно-следственных связей, противопоставленности, особой логической выделенности в ходе следования мысли. Во-вторых, субъект в рам-
ках дискурсивной деятельности осуществляет дискурсивную организацию знаний. Это, прежде всего, проявляется в том, что он логично выстраивает целостный и объемный фрагмент реальной действительности. Для этого он представляет его как определенную взаимосвязь между субъективно выбираемыми отдельными событиями и их участниками. Данная сторона функциональной представленности субъекта познания в языке до сих пор не изучалась и представляет отдельный интерес.
Принимая во внимание перечисленные когнитивные характеристики дискурса, можно говорить о необходимости и правомерности исследования дискурса как особого способа конструирования мира. Особенность данного конструирования заключается, прежде всего, в том, что конструирование происходит online и стремится к целостности как в отношении представления событий с вовлеченными в них участниками и объектами, так и в отношении когнитивных действий, направленных на установление и обеспечение данной концептуальной целостности как воспринятой и осмысленной в определенном концептуальнокатегориальном ракурсе. Соответственно, дискурсивное представление знаний предполагает специфическое оперирование когнитивными структурами, репрезентированными языковыми знаками различных уровней. При этом необходимо отметить, что под специфичностью здесь понимается не столько особый статус когнитивных структур и, соответственно, репрезентирующих их языковых единиц, сколько то, какие именно структуры выбираются при построении дискурса (когнитивный аспект дискурсивной деятельности) и в каком виде они используются (коммуникативный аспект дискурсивной деятельности). Иными словами, в ходе дискурсивной деятельности происходит активизация определенной части знания субъекта, вывод необходимой информации в рамках коммуникативной ситуации для ее передачи другим участникам.
Таким образом, перечисленные перспективы когнитивных исследований дискурса во многом отвечают описанной Е. С. Кубряковой ситуации, сложившейся в лингвистической науке: «Наступил момент подойти с точки зрения коммуникативно-когнитивного подхода и к понятиям текста и дискурса, а значит, в известном смысле пересмотреть их место в иерархии лингвистических единиц, причем как по той роли, которую они выполняют в про-
154
О. А. Максимчик
цессах когниции, с одной стороны, так и по их назначению в коммуникации, с другой»6. Когнитивный подход видится здесь необходимым, очень плодотворным и позволяющим продвинуться чуть дальше в понимании того. что такое дискурс, и, шире, в решении проблем человека в языке и языка в человеке.
Примечания
1 См.: Кубрякова, Е. С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике (обзор) // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты. М., 2000. С. 23.
2 См.: Дейк, Т. А. ван. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989. С. 121.
3 См.: Магировская, О. В. Система антропоцентрической организации языка // Вестн. Но-восиб. гос. ун-та. Лингвистика и межкультур. коммуникация. 2008. Т. 6, вып. 2. С. 71-77.
4 См.: Арутюнова, Н. Д. Дискурс // Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой ; Ин-т языкознания АН СССР. М., 1990. С. 136.
5 См.: Болдырев, Н. Н. Языковая репрезентация основных уровней познания / Н. Н. Болдырев, О. В. Магировская // Вопр. когнитив. лингвистики. 2009. № 2. С. 7-16.
6 См.: Кубрякова, Е. С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М., 2004. С. 521.
Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335).
Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 154-158.
О. А. Максимчик
ИСТИНА КАК ОБЪЕКТ КОГНИТИВНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме взаимодействия человека, языка и культуры. Каждый национальный язык, являющийся средством восприятия объективного мира, отражает реальность, создавая при этом языковую картину мира определенной нации. При осмыслении лингвокультурного концепта «истина», являющегося значимым как для общечеловеческой, так и национальной культуры, универсальные характеристики сосуществуют с идиоэтническими, присущими национальному языку и этнокультуре.
Ключевые слова: языковая картина мира, концепт, универсальный концепт, концепт «истина».
Естественный язык есть средство описания и объяснения сложного процесса интерпретации человеком окружающей действительности. В результате переработки информации об отражении реального мира в сознании субъекта возникает картина мира - «исходный глобальный образ мира, лежащий в основе миро-видения человека»1; совокупность знаний и мнений субъекта относительно объективной реальной или мыслительной деятельности2. Полученные знания, опыт, результаты познания человеком окружающего мира организованы в виде наиболее абстрактных, обобщенных понятий, так называемых концептов3. Мы полагаем, что отражение картины мира в языке происходит следующим образом: окружаю-
щая действительность ^ отображение этой действительности в сознании человека ^ актуализация/ вербализация этого отражения в виде так называемой языковой картины мира. Для исследователя-лингвиста, занимающегося этноспецификой определенной лингвокуль-туры, важным является осознание того, что реконструкция концептуальных структур, находящих отражение в языке, дает возможность восстановить картину мира носителей данного языка.
Будучи мыслительной единицей, находящийся в фокусе нашего внимания, концепт ис-тина4 является частью общей картины мира и имеет специфическую репрезентацию в языке на современном этапе его развития. Представ-