Научная статья на тему 'Перспективы изменения социальной базы региональных отделений политических партий в Тамбовской области (на примере выборов в ГД РФ 1999 и 2003 гг. )'

Перспективы изменения социальной базы региональных отделений политических партий в Тамбовской области (на примере выборов в ГД РФ 1999 и 2003 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
68
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭЛИТА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Самгин С. В.

В статье рассматриваются политические предпочтения избирателей накануне и в период выборов в Государственную Думу Российской Федерации в 1999 и 2003 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы изменения социальной базы региональных отделений политических партий в Тамбовской области (на примере выборов в ГД РФ 1999 и 2003 гг. )»

минировать будут представители «Единой России» с «вкраплениями» КПРФ. Шансы иных партий просматриваются весьма туманно. 3. Можно ожидать оживление деятельности политтехно-логов на региональном уровне, появление разного рода блоков с участием местных общественных организаций (вероятнее всего -«Возрождения Тамбвощины»). 4. С учетом неоднозначного отношения к региональным структурам политических партий, можно прогнозировать дальнейшее снижение процента явки избирателей в день голосования на выборах депутатов областной Думы.

С. В. Самгин

ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ БАЗЫ

РЕГИОНАЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ*

Анализ результатов выборов в Государственную Думу России по партийным спискам в 1999 и 2003 гг. показал практически полное отсутствие динамики социальной базы основных политических партий, действующих на территории области. Простой математический подсчет голосов дает основания говорить о том, что результаты голосования в 1999 и в 2003 гг. существенно не отличаются, а, как последнее время стало модно говорить, «находятся в рамках статистической погрешности». Так, например, 29 % «Единой России» в 2003 г. легко суммируются из 25 % Межрегионального движения «Единство» и 5 % «Отечества - всей России» в 1999 г. А 32 % КПРФ в 1999 г. столь же легко делятся на 21 % КПРФ и 8 % «Родины» в 2003 г. (3 % следует, скорее всего, отнести на счет «естественной убыли» сторонников «левых»).

Стройную картину несколько «портит» успех ЛДПР (11 % в 2003 против 6 % в 1999). Однако этот результат опять же обуславливается скорее эффективной предвыборной риторикой В. Жириновского, чем некими тенденциями в «умах и сердцах»

* На примере выборов в ГД РФ 1999 и 2003 гг.

избирателей. Тем более, что данные опросов показывают - с окончанием предвыборной борьбы рейтинг ЛДПР вернулся к традиционному уровню (см. приведенные ниже данные опросов).

Таблица 1

Результаты выборов в ГД РФ в 1999 и 2003 гг. по партийным спискам

Выборы в ГД РФ (декабрь 1999 г.) Выборы в ГД РФ (декабрь 2003 г.)

КПРФ 32 % 21 % КПРФ

8 % «Родина»

«Единство» 25 % 30 % «Единая Россия»

ОВР 5 %

ЛДПР 6 % 11 % ЛДПР

Яблоко 3 % 3 % Яблоко

СПС 3 % 2 % СПС

Против всех 3 % 6 % Против всех

В целом анализ выборов в Государственную Думу в 1999 и 2003 гг. дает основания говорить, с одной стороны, о наличии устойчивой социальной базы у всех основных политических партий, которая не меняется в течение значительного промежутка времени, а с другой - об определенном застое в политических процессах и о неспособности этих самых ныне действующих политических партий, движений и прочих образований найти эффективные подходы к «чужим» социальным группам.

Характерно, что спустя шесть месяцев после выборов в Государственную Думу, динамика партийно-политических предпочтений жителей области существенных изменений не претерпела. Так, например, данные опроса, проведенного в Никифоров-ском районе, показывают, что за «Единую Россию» готовы отдать свои голоса 34,4 % избирателей, за КПРФ - 20,3 %, за ЛДПР -9 %, за СПС и «Яблоко» - 0,3 % и 0,8 % соответственно1. Нельзя

1 Опрос проведен отделом социологического мониторинга администрации области 23 июня 2004 года в Никифоровском районе методом адресного, личного формализованного интервью, по выборке, репрезентатирующей совершеннолетнее население района по полу и возрасту. Всего опрошено 370 человек. В географию опроса вошли 18 населенных пунктов района. Опрашиваемым пред-

не отметить все же наличие некоторой динамики в партийнополитических предпочтениях жителей области. Следует указать и на очевидную связь областных «рейтингов» политических партий с активностью этих партий в федеральном информационном пространстве. Очень характерно в этом смысле падение рейтинга ЛДПР до «довыборного» уровня. Некоторый прирост числа сторонников «Единой России» следует отнести на счет завышенных ожиданий населения после безусловной победы этой политической организации на прошедших выборах. А окончательное крушение рейтингов СПС и «Яблока» можно смело увязывать с глубоким кризисом, в котором оказались эти партии после провала на выборах в Государственную Думу.

Поэтому, как представляется, говорить следует все-таки о застое и неспособности. Почему?

К сожалению, российские партии, несмотря на уже не младенческий возраст, наличие определенной истории и опыта, так и не смогли доказать свою необходимость избирателям. Именно поэтому их деятельность носит «сезонный» характер - активизируясь в предвыборный период, они дружно «засыпают» сразу по окончании выборов. Отдельные громкие акции имеют столь откровенно пропагандистский характер, что способны увлечь на некоторый промежуток времени определенное число людей из «идеологически чуждых» социальных групп, но удержать - нет. Более того, вскрывающаяся за громкими демонстрациями с течением времени пустота, разочаровывает и собственных сторонников, заставляя их искать, а потом и голосовать за другие партийные знамена. Именно поэтому в России наиболее эффективны избирательные кампании «новых», т. е. недавно возникших, партий - будь то «Единство» в 1999 г. или «Родина» в 2003 г. - российскому человеку свойственно «голосовать сердцем», а потому и увлекаться.

Российские партии избалованы возможностями СМИ - зачем вести регулярную работу «на местах», гораздо проще провести громкую РЯ-акцию. Однако, учитывая стоимость доступа в феде-

лагалось ответить на вопрос: «Представьте, что выборы в Областную думу состоятся в следующее воскресенье. За какую партию Вы проголосуете?».

ральное информационное пространство, партийное руководство по необходимости приурочивает пропагандистскую шумиху к периоду выборов - этим можно объяснить «сезонность» политической активности партий. К преимущественно информационнопропагандистской работе склоняются и региональные отделения.

Вместе с тем, именно работа на местах, постоянное присутствие партий (их региональных отделений) не столько в информационном, сколько в социальном пространстве региона, дает ей устойчивую и преданную не сердцем, а умом, социальную базу.

Можно сказать, что в настоящее время это направление партийной работы в нашем регионе совершенно свободно. Так, например, данные социологического опроса, проведенного в Инжавинском районе, показывают, что только 5,7 % опрошенных заметили деятельность «Единой России», 9,1 % - КПРФ,

I,6 % - Аграрной партии России, 0,3 % - «Родины» и ЛДПР. И это при том, что взгляды «Единой России» близки 34,7 % ин-жавинцев, КПРФ - 24,3 %, ЛДПР - 6,6 %. Но 53 % не заметили работы партий, а 30 % просто затруднились ответить1. Данные исследования, проведенного в Никифоровском районе существенно не отличаются: деятельность «Единой России» заметили

II,5 %, КПРФ - 6,7 %, ЛДПР - 3,9 %, Аграрной партии России -3,9 %, «Родины» - 0,3 %. Зато 46 % не заметили вообще никакой партийной активности, а 22,8 % затруднились ответить2.

1 Опрос проведен отделом социологического мониторинга администрации области 14 мая 2004 года. Методом личного формализованного интервью по выборке репрезентатирующей совершеннолетнее население района по полу и возрасту было опрошено 330 человек. В географию опроса вошли 15 населенных пунктов района. Опрашиваемым предлагалось ответить на вопросы: «Деятельность какой политической партии, общественного движения наиболее заметна в Вашем районе?» и «Взгляды какой политической партии, общественного движения наиболее близки Вам?».

2 Опрашиваемым предлагалось ответить на вопросы: «Деятельность какой политической партии, общественного движения наиболее заметна в Вашем районе?» и «Взгляды какой политической партии, общественного движения наиболее близки Вам?».

Таблица 2

Деятельность какой политической партии, общественного движения наиболее заметна в Вашем районе?

Варианты ответов Инжавинский район Никифоровский район

«Единая Россия» 5,7 % 11,5 %

КПРФ 9,1 % 6,7 %

ЛДПР 6,6 % 3,9 %

Аграрная партия России 1,6 % 3,9 %

«Родина» 0,3 % 0,3 %

Нет таковой 53 % 46 %

Затрудняюсь ответить 30 % 22,8 %

Результаты опросов позволяют утверждать, что первопроходцу на этом нелегком пути наградой будет социальная база многих других партий. Однако надо ли это существующим политическим партиям? Учитывая, что в руководстве этих политических организаций находятся достаточно образованные люди, как минимум прочитавшие хотя бы один учебник политологии (т. е. люди, разбирающиеся в азах партийного строительства), приходится констатировать, что не надо. Но, сказав «А», надо говорить и «Б» - следовательно, либо эти партийные руководители решают некие сиюминутные и сугубо личные задачи, либо они, по укоренившейся в их менталитете привычке, не доверяют «народу».

Однако необходимо отметить, с одной стороны, конечность возможности тасовать существующую партийную колоду и создавать новые партийные объединения, а с другой - возрастающее недоверие к подобного рода действиям со стороны избирателей. Поэтому следует констатировать, что в российской партийнополитической системе сложились все признаки знаменитой ленинской «революционной ситуации» - «верхи» (партийные руководители) не могут жить по старому, а «низы» (социальная база) - не хотят. Эта сложившаяся достаточно давно система изжила саму себя и в современных условиях нежизнеспособна. Она должна измениться. Измениться в сторону активной прямой работы с социальной базой тех или иных партий. Измениться к лучшему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.