Научная статья на тему 'Перспективы использования вскрышных пород алмазоносных месторождений Западной Якутии для развития комплексной сети дорог'

Перспективы использования вскрышных пород алмазоносных месторождений Западной Якутии для развития комплексной сети дорог Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
100
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ ЯКУТИЯ / WESTERN YAKUTIA / СТРОИТЕЛЬСТВО ДОРОГ / ROAD CONSTRUCTION / МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫЕ ПОРОДЫ / КИМБЕРЛИТОВЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ / KIMBERLITE DEPOSITS / РАЗБОРКА ОТВАЛОВ / PERMAFROST FORMATIONS / WASTE DUMP SORTING

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Тарасов П. И., Фефелов Е. В., Тарасов А. П., Зырянов И. В.

При техногенном изменении рельефа в результате ведения открытых горных работ нарушается структура почвы, происходит заболачивание прилегающих территорий. Кроме того, при строительстве дорог на северных территориях РФ стоит учитывать, что необходимый материал приходится собирать со слоя, находящегося под многолетнемерзлыми породами, то есть на глубине от 30 до 70 м. Использование для данных работ материала, попутно добываемого при разработке алмазоносных месторождений, поможет сократить не только трудовые, финансовые и временные затраты, но и улучшить экологическую обстановку в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Тарасов П. И., Фефелов Е. В., Тарасов А. П., Зырянов И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities and prospects of the Yakutian diamond deposit overburden rock utilization for the development of a complex road network

With the man-induced alteration of the relief resulting from surface mining operations the structure of soil is damaged, adjacent territories are waterlogged. Besides, for road construction in the northern territories of the Russian Federation due account must be given to the fact that the required material has to be taken from the layers buried under permafrost formations, i.e., at a 30 to 70 m depth. Application of ancillary materials mined in the process of diamond deposit development would cut both labor, financial cost and save time, as well as improve the environmental situation in the region.

Текст научной работы на тему «Перспективы использования вскрышных пород алмазоносных месторождений Западной Якутии для развития комплексной сети дорог»

Перспективы использования вскрышных пород алмазоносных месторождений западной Якутии для развития комплексной сети дорог

П.И. Тарасов, к.т.н., ведущий научный сотрудник,

Институт горного дела Уральского отделения Российской академии наук (ИГД УрО РАН) Е.В. Фефелов, главный специалист АО «Синара - Транспортные Машины» (Екатеринбург) А.П. Тарасов, инженер ООО «Перспектива-М» (Екатеринбург)

И.В. Зырянов, д.т.н., зам. директора по научной работе, Институт «Якутнипроалмаз» АК «АЛРОСА» (ПАО)

За историю алмазопоисковых работ в Якутии было выявлено и опробовано более 1500 коренных и россыпных кимберлитовых месторождений, которые сосредоточены на общей площади Якутской алмазоносной провинции (ЯАП) около 900 тыс. км2 [1]. Климат района Западной Якутии, где расположены рассматриваемые месторождения, резко континентальный с продолжительным зимним периодом и коротким умеренно теплым, иногда жарким летом. Абсолютный максимум температур (+35°С) фиксируется в июле, абсолютный минимум (-65°С) - в январе. Среднегодовая температура -11°С. Среднегодовая сумма осадков составляет 234 мм [2]. В результате интенсивной промышленной деятельности на территории Республики Саха (Якутия), продолжающейся в течение более полувека, ее почвенные ресурсы в разной степени нарушены и деградированы, а значительные площади естественных природных почв полностью уничтожены.

Наибольшие площади нарушенных земель связаны с разработкой месторождений полезных ископаемых, их обогащением и проведением геологоразведочных работ и строительством промышленных объектов. Наибольшие площади нарушенных земель расположены в Мирнинском, Нерюн-гринском и Алданском районах, где сконцентрированы предприятия алмазодобычи цветной металлургии, геологоразведки и угольной промышленности. На этой же территории разведаны промышленные запасы углеводородов. Как правило, добыча полезных ископаемых сопряжена с повсеместным сведением леса под инфраструктурные объекты геологоразведочной, добывающей, транспортной и обслуживающей отраслей промышленности.

В целом разработка месторождений сопровождается комплексом негативных воздействий на природные ландшафты криолитозоны. При этом значительные трансформации отмечаются в почвенно-растительном покрове, которые в дальнейшем отражаются и в других компонентах экосистем. Поэтому одновременно с добычей полезных ископаемых необходимо вести работы, направленные не только на общее уменьшение финансовых затрат, но и на сокращение масштабов техногенного повреждения окружающей среды.

Характер распространения многолетнемерзлых пород (ММП) - прерывистый, непосредственно они занимают от 20 до 50% площади и обычно приурочены к переувлажненным маревым участкам. Мощность многолетнемерзлой толщи горных пород обычно составляет 20-30 м (не превышая 70 м), при минимальных отрицательных температурах -1,5°С. Вне площади развития многолетнемерзлых пород температура горных пород на подошве слоя годовых колебаний значительно выше и достигает 2°С [4].

Согласно данным А.П. Пестерева [4], глубины сезонного оттаивания и промерзания грунтов для Западной Якутии близки и варьируют в пределах 2,5 - 3,0 м, что необходимо учитывать при строительстве дорожного полотна. Объемная льдистость в супесях - 35-50%, в песках 30-50%. Сезонное промерзание грунтов вне площади развития ММП составляет 2-3 м.

При техногенном изменении рельефа местности в результате ведения открытых горных работ нарушается гидрологический режим почв, и происходит интенсивное заболачивание прилегающих к отвалам территорий. Вместе с тем, наблюдается механическое перемещение илистой фракции субстрата, образовавшегося на поверхности отвала, водными и воздушными потоками. Имея в своем составе широкий спектр макро- и микроэлементов, высокие концентрации

Рис. 1

«Мертвый лес», сформированный вблизи Западного отвала Удачнинского ГОКа (линией показана граница «мертвого леса»)

Россия, г. Воронеж

Тел./факс: +7(473) 200-77-91 Тел. моб.: +7(910) 284-78-78

sales@rudgormashural.ru vladimir-beliaew@yandex.ru

ОфИ1:1'Л1Ы'1,::' дилер комлани : лУПУЙС Рудгормаш-Воронеж» J < Казанькомпроссормаш» ■ Гч'.гкомлроосормаш»

Буровые станки типа СБШ с электрическим и дизельным приводом; - Оборудование для обезвоживания. Вакуум-фильтры ДОО и КДФ;

Грохоты инерционные и самобалансные; - Вагоны шахтные самоходные для калийных и угольных шахт;

Сепараторы магнитные и электромагнитные; Питатели дисковые и качающиеся; - Компрессорные установки для буровых станков.

шмая цемюёал тьсклшпыиш с тфош ёш г/тгш.н /

продажа ■ доставка 1 шеф-монтаж ■ сервис 1 запасные части ■ гарантия 1

токсичных солей, субстраты отвалов негативно влияют на состояние природного почвенно-растительного покрова прилегающих к отвалам территорий, в частности, образуя широкие полосы «мертвого леса», окаймляющие отвалы пустых пород (рис. 1) [5].

На прилегающих к отвалам и насыпям автодорог территориях морфологические свойства почв изменяются. В почвенном профиле зафиксировано более сильное увлажнение почвенного материала, появляются признаки тиксотропно-сти и заболачивания.

Таким образом, влияние отвалов на почвенный покров прилегающих территорий выражено не только в изменении мерзлотного и водного режимов, механическом нарушении и уплотнении почвенного профиля, но и в опосредованном химическом загрязнении. В результате чего не только деградируют почвы, но гибнет растительность и животный мир.

По примерным расчетам, из запасов Гослесфонда ежегодно выходят из обращения сотни тысяч гектаров площадей естественных почвенно-растительных ресурсов, потери которых могут быть сокращены за счет «разборки» отвалов и использования содержащихся в них материалов при строительстве насыпей и оснований дорог.

Необходимо учитывать, что для строительства дорог необходимый материал придется добывать из слоя горных пород, находящегося под многолетнемерзлыми породами, то есть из глубины не менее 30 м, а на некоторых участках и более 70 м. Это потребует больших материальных и трудовых затрат на ведение горных работ. Данная проблема отсутствует при использовании горных пород, накопленных в отвалах. Вместе с тем на строительстве автомобильных и железнодорожных насыпей можно использовать горные породы, попутно добываемые в ходе ведения вскрышных работ при разработке алмазоносных месторождений.

Для примера, на рис. 2 изображен схематичный геологический разрез месторождения трубки «Мир», иллюстрирующий широкий вариационный состав кимберлитовых пород, который в конечном итоге приходится учитывать как на стадии проектирования, так и на стадии эксплуатации объекта [3].

Рис. 2 Схематичный геологический разрез трубки «Мир»

В отвале же нет четко выраженной границы между различными слоями, но общий состав накопленных пород характеризует их как пригодные для возведения фундаментов автомобильных дорог и других объектов, в соответствии с требованиями СНиП 2.05.07-91 «Промышленный транспорт» и ВСН 84-89 «Изыскания, проектирование и строительство автомобильных дорог в районах распространения вечной мерзлоты».

Технология использования пород старых отвалов для строительства дорог позволит значительно уменьшить их объем, либо, в будущем, полностью исключить их создание. Предполагается, что вскрышные породы, вывозимые из карьера, в условиях Арктики и прилегающих северных территорий, будут доставляться непосредственно к строящимся участкам дорог. Это безусловно не только уменьшит трудовые, временные и финансовые затраты на разработку месторождения, но и уменьшит промышленную нагрузку на экологическую обстановку региона.

Для реального воплощения технологии возведения дорог из щебня, полученного при «разборке» старых отвалов, предстоит дополнительно освоить производством ряд специальных машин: автономных экскаваторов в северном исполнении, высокопроизводительных и мобильных дробильно-сортировочных комплексов и буровзрывных устройств. Предполагается их участие в «разборке» старых отвалов и последующей погрузки щебня на другие виды транспорта. Кроме этого, необходимо развить серийное производство судов на воздушной подушке, снегоболотоходов и других видов техники, обладающих амфибийными характеристиками, которые будут использоваться на ранних стадиях освоения месторождений, для перевозки людей и оборудования, когда еще отсутствуют дороги. На следующем этапе, по завершению вскрытия и подготовки месторождения, в карьере можно повсеместно применять многозвенные автопоезда с активными осями. Уже после этого, для объединения всех карьеров в единую дорожную сеть в условиях Арктики и северных территорий Западной Якутии станет актуальной задача строительства и использования облегченной железной дороги. В настоящее время эти виды транспорта не имеют аналогов в мировой практике.

Используя данные В.Ф. Колганова и А.Н. Акишева [3] о средних площадях сечений месторождений трубки «Мир» и «Удачная» на различных глубинах, ориентировочно подсчитаны объемы вскрышных пород с учетом их свойств, которые могут использоваться для строительства оснований и насыпей автомобильных и железных дорог и других инфраструктурных объектов для горнодобывающей отрасли.

Согласно этим расчетам, из отвалов трубки «Мир» могут быть использованы более 40 млн м3. Даже если учесть, что не весь объём вскрышных пород, извлекаемых при добыче алмазов, будет использован для строительства дорог, то например, материала отвалов трубки «Мир» хватит более чем на 1000 км автодороги средней шириной 12 м и высотой насыпи, в среднем, 2-3 м.

Из отвалов трубки «Удачная» может быть использовано примерно в два раза больше материала (свыше 80 млн м3) и при тех же параметрах насыпи его хватит как минимум на 2000 км автомобильных и железнодорожных полотен, включающих вспомогательные разветвления.

К настоящему времени уже только по рудным карьерам в АК «АЛРОСА» заскладированно во внешних отвалах более 1,1 млрд м3 вскрышных пород (табл. 1).

По действующим и проектируемым карьерам необходимо разместить еще порядка 1 млрд м3 вскрышных пород во внешних отвалах (табл. 2).

промышленный транспорт

Табл. 1 Объемы вскрыши, заскладировнной во внешних отвалах отработанных и разрабатываемых месторождений

Табл. 2 Объемы вскрыши, подлежащей заскладировнию во внешних отвалах проектируемых карьеров

Породы вскрыши, размещенные во внешних отвалах, представлены в основном известняками и доломитами.

Представленные в таблицах данные лишь приблизительны и выполнены с целью определения ориентировочных объемов материала, который может быть использован при строительстве автомобильных дорог и железнодорожных путей, в т.ч. и ряда социальных объектов. С учетом предварительных расчетов экономический и экологический эффекты от технологии строительства дорог с использованием вскрышных пород «старых» отвалов - очевидны и требуют тщательной проработки.

Информационные источники:_

1. Тарасов П.И. Обоснование путей развития транспортных средств для освоения северных территорий России // Проблемы карьерного транспорта: материалы XII Международной научно-практической конференции, 1-4 октября 2013 г. /ИГД УрО РАН. - Екатеринбург: УрО РАН, 2013.

2. Тарасов П.И., Журавлев А.Г., Черепанов В.А. и др. Проблемы магистрального транспортирования руды от удаленных кимберлитовых месторождений //Проблемы карьерного транспорта: материалы XIIМеждународной научно-практической конференции, 1-4 октября 2013 г. /ИГД УрО РАН. - Екатеринбург: УрО РАН, 2013.

3. Колганов В.Ф. Коренные месторождения алмазов Западной Якутии: Справочное пособие /В.Ф. Колганов, А.Н. Акишев; АК «АЛРОСА»; Институт «Якутнипроалмаз». - Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2011. - 215 с. - ISBN 978-5-904-682-38-5 (в пер.).

4. Пестерев А.П. Почвенный покров Западной Якутии // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. -2013. Выпуск №3 - Том 10.

5. Данилов П.П., Легостаева Я.Б., Саввинов Т.Н. Техногенные ландшафты и их влияние на естественный почвенный покров Западной Якутии // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. -2005. - Выпуск №3. Том 2.

6. Аржанов М.М., Демченко П.Ф., Елисеев А.В. и др. Моделирование динамики глубин протаива-ния - промерзания и осадки оттаивания многолетнемерзлых грунтов северного полушария в XXI веке. /Криосфера Земли, 2010, т. XIV, №3, Институт физики атмосферы имени А.М. Обухова РАН.

7. Соломонов Н.Г., Ремигайло П.А., Десяткин Р.В., Охлопков И.М., Исаев А.П. Биоэкологические

проблемы крупного города на севере (на примере г. Якутска) // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. -2011.-Выпуск №4. - Том 8.

Карьеры Объем внешнего отвала, млн м3

Заря 40

Заполярный 90

Магнитный 80

Майский 84

Зарница (расширение) 100

Нюрбинский 170

Ботубинский 170

Итого: 700

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

TIRE SOLUTIONS

ШИНЫ ДЛЯ СПЕЦТЕХНИКИ

ш 1 Щ "

Г 1 ^гМ**"

620017, Екатеринбург, пр. Космонавтов, 46а, офис 1 тел.: 8-(343) 385-00-10, 385-00-34 4 факс: 8-(343) 385-00-35, 211-41-05 ^ e-mail: ert@ert-group.ru www.ert-group.ru • www.photogor.ru Сп

Карьеры Объем внешнего отвала, млн м3

Мир 140

Интернациональный 34

Айхал 48,5

Сытыканский 55

Удачный 360

Юбилейный 305

Комсомольский 70

Зарница 10

Нюрбинский 120

Ботубинский 13,8

Итого: 1100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.