Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
188
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗОБНОВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГЕТИКА / ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ / ЭНЕРГОЕМКОСТЬ / ГИДРОЭНЕРГЕТИКА / БИОЭНЕРГИЯ / ФОТОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ / ЭНЕРГИЯ ВЕТРА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ВОЗОБНОВЛЯЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИЙ / ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Гилен Дольф, Сайгин Дегер

В данной публикации приводится описание текущего статуса возобновляемых источников энергии в Российской Федерации, их стоимости в России, информация о развитии науки и технологий, а также поставках энергии в изолированные населенные пункты. Здесь приводится краткий обзор текущей нормативной базы в сфере энергетической политики России, описание потенциала использования возобновляемых источников энергии, препятствий на пути использования возобновляемой энергии, а также возможные решения и описание влияния энергетического сектора на окружающую среду и изменение климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

перспективы использования возобновляемых источников

V V _ _ _ _

энергии в российской федерации

Дольф Гилен (Dolf Gielen) Дегер Сайгин (Deger Saygin)

Международное агентство по возобновляемым

источникам энергии (IRENA)—...............

[email protected]

ключевые слова: Возобновляемая энергетика, потребление энергии, энергоемкость, гидроэнергетика, биоэнергия, фотоэлектрический, энергия ветра, энергетическая система, энергетическая политика, возобновляемые источники энергии, развитие технологий, изменения климата.

Аннотация: В данной публикации приводится описание текущего статуса возобновляемых источников энергии в Российской Федерации, их стоимости в России, информация о развитии науки и технологий, а также поставках энергии в изолированные населенные пункты. Здесь приводится краткий обзор текущей нормативной базы в сфере энергетической политики России, описание потенциала использования возобновляемых источников энергии, препятствий на пути использования возобновляемой энергии, а также возможные решения и описание влияния энергетического сектора на окружающую среду и изменение климата.

Международное агентство по возобновляемым источникам энергии (IRENA) - это межправительственная организация, целью которой является поддержка процесса принятия и рационального использования возобновляемых источников энергии. Она была основана в 2009 году, а ее устав вступил в силу 8 июля 2010 года. Штаб-квартира агентства расположена в Абу-Даби. Генеральным директором IRENA является Аднан Амин, гражданин Кении. IRENA имеет статус официального наблюдателя при ООН.

IRENA оказывает содействие в повсеместном принятии и рациональном использовании всех типов возобновляемой энергии, включая технологии биоэнергетики, геотермальной энергии, гидроэнергетики, энергии океана, солнца и ветра в целях устойчивого развития, обеспечения доступности энергии, бесперебойности энергоснабжения, развития и процветания низкоуглеродной экономики.

текущий статус возобновляемых источников энергии

Основными секторами возобновляемой энергетики в составе энергетической системы России является биоэнергетика и крупные предприятия гидроэнергетики. В 2015 году общая мощность возобновляемой энергетики составила 53,5 ГВт. Это примерно 20% от общей установленной мощности (около 235 ГВт) предприятий, производящих энергию. доля малых и средних предприятий энергетики составляет около 280 МВт. В общую мощность также включены около 1,2 ГВт гидро-аккумулирующих электростанций. В стране имеется около 100 гидроэлектростанций, мощность каждой из которых превышает 100 МВт. Следом за гидроэнергетикой идет биоэнергетика с об-

* Настоящая статья основана на отчете «Перспективы использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации, рабочий документ REmap» (Renewable Energy Prospects for the Russian Federation, a REmap working paper). Полная версия отчета доступна по адресу: http://www.irena.org/DocumentDownloads/Publications/IRENA_REmap_Russia_paper_2017.pdf

В ENERGY BULLETIN

щей установленной мощностью, равной 1,35 ГВт, вырабатываемой 39 предприятиями (включая 2,9 МВт установленной мощности, вырабатываемой двумя биогазовыми установками). В среднем биоэнергетическая установка обладает общей мощностью равной 35 МВт. Большинство объектов используют разные сочетания видов топлива (данные из личного общения с представителями Министерства энергетики Российской Федерации, 2017 г.).

За исключением гидроэнергетики и биоэнергетики, остальная мощность выработки возобновляемой энергетикой распределена по предприятиям солнечной, ветровой и геотермальной энергетик. В целом они обеспечивают выработку мощности в 600 МВт. К концу 2015 года общая мощность выработки электроэнергии предприятиями солнечной и ветровой энергетики составила 460 МВт и 111 МВт соответственно. Россия устанавливает солнечные панели с 2010 года, а с 2013 года наблюдается рост установленной мощности.

Например, одна из крупнейших солнечных электростанций в стране, расположенная в Каспийске (Дагестан), была введена в эксплуатацию в 2013 году с общей мощностью 1 МВт (Кавказ, 2013 г.). В том же году началась работа еще пяти менее крупных станций с общей мощностью 166 КВт. В России наблюдается рост числа как солнечных, так и наземных ветровых установок.

В 2015 году были введены в эксплуатацию объекты, генерирующие около 57 МВт энергетической мощности (за исключением крупных гидроэлектростанций и предприятий биоэнергетики). В 2016 году общая мощность новых предприятий составила 70 МВт. В ходе 2017 года Министерство энергетики Российской Федерации ожидает ввести в эксплуатацию объекты возобновляемой энергетики с общей мощностью 100 МВт.

К концу 2015 года установленная мощность геотермальных электростанций, которые расположены, в основном, на востоке России, достигла 86 МВт. Одним из наиболее важных факторов развития геотермальной энергетики страны является строительство бинарных геотермальных электростанций. На Камчатке имеются три крупных геотермальных электростанций: общая установленная мощность двух из них составляет 12 МВт, третьей - 50 МВт. Они расположены на Верхне-Мутновском и Мутновском месторождениях, соответственно, и еще одна электростанция с общей

установленной мощностью 11 МВт расположена на Паужетском месторождении. Кроме того, две небольших электростанции мощностью 3,6 МВт установлены на Курильских островах (Кунашир и Итуруп).

Все работающие сегодня электростанции используют технологию Бтд!е-Р!аБ1г В настоящее время компанией «РусГидро» завершается строительство новой электростанции на полуострове Камчатка с использованием органического цикла Ренкина (ОЦР). Технология ОЦР позволяет увеличить общую установленную мощность действующей электростанции без необходимости бурения новых скважин благодаря более эффективному использованию геотермальной воды.

Общая установленная мощность крупных приливных электростанций в России составляет около 400 кВт. Единственная электростанция страны была построена в 1967 году в губе Кислая, где средний размер приливов составляет 2,3 м.

Большинство объектов возобновляемой энергетики строится рядом с потребителями, которые расположены, в основном, в европейской части России. Несмотря на то, что в таких регионах не всегда наблюдается оптимальная доступность ресурсов, строительство установок в них является выгодным ввиду близости имеющейся энергосети. Тем временем, в Сибири и на Дальнем Востоке, где плотность населения очень низкая, растут объемы строительства автономных систем (вне энергосети).

Существенная доля мощности выработки биоэнергии расположена в северо-западной части страны. Установки солнечной и ветровой энергии, а также небольшие гидроэлектростанции расположены, в основном, в южных частях России, богатых возобновляемыми источниками энергии. Например, большинство установок солнечной энергетики и наземных установок ветровой энергетики расположено в юго-западной части страны.

Осенью 2014 года в селе Кош-Агач, Алтайский край, была введена в эксплуатацию солнечная электростанция мощностью 5 МВт, а в 2015 году ее мощность увеличилась вдвое. В конце 2015 года также началась работа двух солнечных электростанций: в Оренбурге и Республике Хакасии. На момент ввода в эксплуатацию их мощность составляла 25 МВт и 5,2 МВт соответственно. Вторая из них является одной из крупнейших солнечных электростанций, и ожидается, что к 2017 году ее

мощность составит не менее 15 МВт. Кроме того, компания «Хевел Солар» планирует инвестировать около 450 миллионов долларов США в проекты солнечной энергетики в 2018 году.

Значительный импульс развитию национальной ветровой энергетики был дан законодательными и подзаконодательными актами в сфере развития ветровой энергетики. Благодаря им появились новые возможности для проектировщиков, что привело к запуску проектов ветровой энергетики в разных частях страны. Большое количество таких проектов разрабатываются на юго-западе России, несмотря на то, что ветровые ресурсы в этой части страны несколько не подходят для выработки энергии, чего не скажешь об остальных регионах. Это по большей части обусловлено тем, что в этих частях России живет значительная доля населения, и в них имеются стабильные энергосети.

Энергетическая стратегия России до 2030 года предусматривает общий оценочный объем инвестиций во все типы мощностей выработки энергии (включая невозобновляемую энергетику) на сумму 355-544 миллиардов долларов США до 2030 года (в ценах 2007 года), или в среднем 17-26 миллиардов долларов США в год (по всем типам мощностей выработки электроэнергии). Сюда не входят инве-

стиции в инфраструктуру сети, которые составят около 217-344 миллиардов долларов США, или в среднем 10-16 миллиардов долларов США в год. Требуемый объем ежегодных инвестиций в возобновляемую энергетику (включая крупные гидроэлектростанции) вплоть до 2020 года составляет 11 миллиардов долларов США в год.

С точки зрения выработки, общая генерация электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии достигла 184 ТВт^ч в год по состоянию на 2015 год. Гидроэнергетика и биоэнергетика обеспечили почти весь объем выработки (182,8 ТВт^ч/год). Наименьшая доля приходится на ветровую энергетику (55 ГВт^ч/год). Это объясняется тем фактом, что сегодня работает лишь несколько ветряных электростанций с небольшим коэффициентом использования. Это обусловлено тем, что мощность промышленной выработки энергии с использованием ветра недостаточно развита в стране. В результате этого многие компоненты ветровой энергетики закупаются за рубежом. Тем не менее, правительство принимает меры для стимулирования развития ветровой энергетики. В результате таких мер в июне 2016 года проектные предложения, поданные в конце срока подачи, включали только проекты ветровой энергетики.

131

Энергия ветра

87

Геотермальная энергия

322 477

Солнечная Геотермальная энергия

460

Солнечная энергия

7 190

283 Биомасса

Малые (включая биогаз)

гидроэлектростанции

гидроэлектростанции

x ЩТ?

общая установленная ^Б - мощность предприятий возобновляемой энергетики (МВт)

1369

Биомасса (включая биогаз)

общая установленная мощность возобновляемой энергетики и объемы выработки энергии с разбивкой по технологиям, 2015 год

Источник: Минэнерго, 2017

В 2015 году выработка энергии небольшими гидроэлектростанциями достигла 1,1 ТВт^ч/год. Средний коэффициент использования гидроэлектростанций составляет около 46% (примерно 4 000 часов в год), что незначительно выше, чем у крупных гидроэлектростанций (42%). Общий объем выработки электричества солнечными установками достиг 322 ГВт^ч/год в 2015 году, геотермальными - 477 ГВт^ч/год.

Установленная мощность гидроэлектростанций выросла с 43,7 ГВт в 2000 году до 51,5 ГВт в 2015 году, т.е. в среднем рост составил около 500 МВт в год. Добавление мощностей, в основном, обусловлено крупными гидроэлектростанциями. В частности, за последние несколько лет рост мощностей составил не менее 1 ГВт. Благодаря этому объем выработки гидроэлектростанциями достиг около 175 ТВт^ч/год в 2015 году, однако доля от экономически целесообразного потенци-

ала гидроэнергетики России по-прежнему мала (около 22%).

Эпоха крупных объемов выработки гидроэнергии началась в 1930-х годах в Советском Союзе Социалистических Республик (СССР) и продолжилась до начала 1990-х годов. Российская государственная компания «РусГидро» является крупнейшим пользователем гидроэнергии в стране. Она использует более 70 объектов возобновляемой энергетики.

В последнее время в энергетической системе России были приняты важные меры по модернизации, хотя возможности дальнейшего развития по-прежнему существуют, и гидроэнергетика не исключение. Некоторые меры уже принимаются для улучшения текущей ситуации. Российская компания «ЕвроСибЭнерго» объявила программу модернизации с общим бюджетом 200 миллионов долларов США. В рамках данной программы будут

Согласно текущим оценкам, Россия обладает крупнейшим ветровым потенциалом в мире. Максимальный уровень ветроэнергетических ресурсов в России, измеренный с точки зрения совокупного потенциала, определяется средним объемом ветровой энергии, доступной для использования на территории страны на протяжении всего года, в долгосрочной перспективе.

В ENERGY

BULLETIN № 23, 2017

обновлены три электростанции с общей мощностью выработки более 14 ГВт. Они включают в себя Красноярскую электростанцию (6 000 МВт), Братскую электростанцию (4 500 МВт) и Усть-Илимскую электростанцию (840 МВт). Работа включает в себя замену некоторых компонентов электростанций альтернативным оборудованием, произведенным в России (таким, как гидравлика, рабочие колеса турбин, генераторные трансформаторы и распределительные устройства).

Еще одной стратегией, обсуждаемой в отношении использования наилучших ветровых ресурсов России, расположенных на побережье Тихого океана, является экспорт электричества в Китай. Данные ресурсы расположены вблизи северо-восточных китайских провинций Хэйлун-цзян и Цзилинь. С 2015 года Россия и Китай исследуют возможность инвестирования в создание 50 ГВт мощностей наземной ветровой энергетики на Дальнем Востоке. Это может покрыть примерно 2% текущей общей потребности Китая в электричестве. В целях реализации данной стратегии были определены 27 ресурсных областей на севере и востоке России с учетом экономической целесообразности строительства высоковольтных линий электропередачи. Наиболее оптимальными регионами в рамках данного проекта являются Таймыр, Сахалин и южная часть Сибири. Однако некоторые представители частного сектора считают, что масштаб данного проекта слишком амбициозен. Кроме того, в настоящее время ведется обсуждение возможностей экспорта гидроэнергии в Пакистан и геотермальной энергии из Камчатки в Японию.

Помимо Китая, также имеются возможности экспорта электричества, полученного предприятиями по выработке энергии ветра и биомассы, а также гидроэлектростанциями, в Европу. Это может помочь наладить тесное взаимодействие между двумя регионами, при этом Европейский Союз (ЕС) имеет возможность достичь целевых показателей по возобновляемой энергетике быстрее, чем Россия, ввиду создания местной промышленности.

Стоимостные показатели возобновляемой энергетики в России

Полная приведенная стоимость электроэнергии (ППСЭ), генерируемой солнечными электростанциями, сократилась во всем мире примерно

на 60% в период между 2009 и 2015 годами. Во многих частях мира наземные ветровые установки являются одним из наименее затратных способов выработки электроэнергии. Однако, несмотря на то, что повышение экономической эффективности выработки электричества с помощью возобновляемых источников энергии наблюдается во всех странах, степень такого повышения зависит от доступности ресурсов и других факторов.

Согласно данным по максимальным утвержденным капитальным затратам и уровням затрат на эксплуатацию и техническое обслуживание на оптовом рынке в 2014 году, минимальная оценочная стоимость производства электроэнергии (т.е. ППСЭ) обеспечивается наземными ветровыми установками и небольшими гидроэлектростанциями. Данные уровни варьируются от 0,09-0,15 долларов США и 0,11-0,14 за 1 кВт^ч, в зависимости от коэффициентов использования и ставки дисконтирования (на основании курса валют 48 RUB/1 USD в 2014 году). Для сравнения, ППСЭ, основанная на использовании солнечной энергии, оценивается на более высоком уровне (0,25-0,40 долларов США за 1 кВт^ч). Это сопоставимо с уровнем затрат на выработку, наблюдаемым в странах, которые только начали использовать свой потенциал солнечной энергетики. Тем не менее, стоит учитывать, что оценочные данные этого анализа основаны на курсе валют 2014 года. Если учесть нестабильность курса RUB/USD, которая наблюдалась в период между 2014 и 2016 годами (например, в 2015 году курс составлял 67 российских рублей/доллар США), конкурентоспособность затрат на технологии будет сильно отличаться.

Для сравнения, стоимость выработки энергии на новых предприятиях традиционной энергетики сегодня ниже, чем стоимость энергии, генерируемой с использованием возобновляемых источников. Согласно данным по оптовым ценам на газ в России в 2014 году (около 105 долларов США за 1 000 м3, или около 2,3 долларов США/млн. БТЕ), при ставке дисконтирования 10% наименьшая стоимость выработки предлагается предприятиями, работающими на природном газе (около 0,04 долларов США за 1 кВт^ч). Это сопоставимо с ценами для предприятий промышленности и жилых домов (0,065 долларов США за 1 кВт^ч) в том же году. Оценочная стоимость выработки на основе угля незначительно выше. Это объясняется чуть более высокими капитальными затратами и бо-

В ENERGY BULLETIN

Россия обладает самыми крупными водными ресурсами в мире. Совокупная протяженность всех рек страны составляет более 8 миллионов километров, при этом длина большинства из них равна 100 км или меньше. Экономически целесообразный потенциал гидроэнергии примерно в пять раз превышает используемые сегодня мощности, особенно в восточной части Сибири. основной потенциал для небольших гидроэлектростанций расположен в центральной и восточной частях страны.

лее низкой эффективностью в сравнении с газом, хотя цена на уголь гораздо ниже (с точки зрения выработки энергии), а коэффициент использования угольных электростанций существенно выше. В данном сравнении также не учитывается экономическая оценка влияния на человеческое здоровье или факторы изменения климата, связанные с использованием ископаемых видов топлива. Если принять их во внимание, разница будет сокращена, а использование возобновляемых источников энергии будет также менее затратным.

Ключевые факторы развития

Россия обладает обширными ресурсами как ископаемых видов топлива, так и возобновляемых источников энергии, при этом важную роль в структуре энергетики играют крупные гидроэлектростанции и предприятия биоэнергетики. Дальнейшее развитие данных ресурсов и других видов технологий возобновляемой энергетики может способствовать экономическому росту,

увеличению разнообразия структуры энергетики, улучшению бесперебойности энергоснабжения и сокращению затрат на поставки энергии в отдаленные районы. Это также может помочь России выполнить ее международные обязательства, в том числе по Парижскому соглашению. Сокращение внутреннего потребления нефти и газа в результате использования большего объема возобновляемых источников энергии также может помочь в формировании потенциала для увеличения экспорта нефти и газа. данные ключевые факторы были выявлены в ходе консультации с представителями Министерства энергетики Российской Федерации и другими представителями отрасли возобновляемой энергетики.

Экономическая деятельность и создание рабочих мест

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 28.05.2013 № 449 «О механизме стимулирования использования возобнов-

ляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощностей» инвесторы, осуществляющие вложения в проекты возобновляемой энергетики, обязаны использовать оборудование всех установок, которое должно быть хотя бы частично произведено или собрано российскими предприятиями (так называемое «требование к локализации»). Цель данных мер заключается в стимулировании экономической деятельности в сфере возобновляемой энергетики и создании рабочих мест в этой развивающейся отрасли.

Увеличение масштаба использования возобновляемых источников энергии и улучшения конкурентоспособности затрат на нее предполагает определенные важные выгоды и преимущества. Возобновляемая энергетика может помочь в содействии экономическому росту и создании рабочих мест. Например, сегодня более 65 000 людей заняты в секторе гидроэнергетики России, что делает Россию пятой во всем мире по количеству рабочих мест в этой отрасли. Уровень занятости может вырасти, в том числе в других отраслях, тем самым вызвав увеличение и диверсификацию мощностей выработки возобновляемой энергии. При увеличении доли возобновляемой энергетики общий уровень занятости в данной отрасли в России может достичь 0,7-1,1 миллиона рабочих мест к 2030 году.

Каждая технология возобновляемой энергетики связана с крупной цепочкой поставок, которая создает множество деловых возможностей. У России имеется потенциал к увеличению объемов использования всех типов возобновляемых источников энергии. Гидроэнергетика уже хорошо сформирована и обладает квалифицированной рабочей силой, однако возможности для дальнейшего роста и увеличения занятости по-прежнему существуют. Потенциал биоэнергетики также значителен и вовлекает экономическую деятельность в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве, отраслях инфраструктуры и торговли. Биоэнергетика подразумевает несколько этапов обработки до того, как конечный продукт поступает потребителю. Они включают в себя культивацию и сбор сырья, его обработку, транспортировку и сжигание. Производители оборудования также могут заниматься развитием технологий для содействия использованию биологических видов топлива.

Сегодня российская политика в сфере возобновляемой энергетики нацелена на ускорение внедрения ветровой и солнечной технологий. Производство фотоэлектрических модулей или ветровые турбин требует использования множества компонентов, каждый из которых производится предприятиями различных сфер отрасли промышленности. Кроме того, проектирование, планирование, строительство и эксплуатация объектов возобновляемой энергетики требуют наличия рабочей силы, включая высококвалифицированных инженеров и специалистов по разработке технологий. Следовательно, формирование крупного сектора возобновляемой энергетики в России будет выгодным для многих отраслей российской экономики, а также поспособствует созданию новой деятельности и рабочих мест.

Научно-технологическое развитие

Россия известна своей развитой наукой, технологиями и системой подготовки инженеров. В 2016 году Россия потратила 1,1% от ее ВВП на научно-исследовательскую деятельность. Это больше, чем в некоторых других странах Большой двадцатки и ОЭСР. Прочная организационная основа предлагает стране хорошую возможность для создания рынков научно-исследовательских фирм в секторе технологий, которые в среднесрочной перспективе превратят Россию в экспортера знаний в сфере технологий и инженерного дела. Подобное развитие также может быть начато в разных сферах экономики.

Возобновляемая энергетика - это перспективная область, в частности, ввиду наличия в стране обширных возобновляемых ресурсов. Они распределены по всей стране, однако у России имеется долгий и успешный опыт в сфере энергетики, который может послужить основой для такого развития.

На самом деле, страна уже начала работу над улучшением ее научно-исследовательских возможностей в сфере возобновляемой энергетики. В феврале 2012 года компанией «Хевел», единственной российской компанией по производству солнечных модулей, и Инновационным центром Сколково на базе Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе в Санкт-Петербурге был создан центр солнечных технологий, специализирующийся на тонкопленочных технологиях. Центр обладает экспериментальной производственной

В ENERGY BULLETIN

линией мощностью 500 кВт, целью которого является улучшение технических характеристик тонкопленочных модулей. Правительство стремится развивать новые виды фотоэлектрических модулей и модернизировать процесс их производства через данный центр.

Внедрение большего числа возобновляемых источников энергии для выработки энергии и развития бизнеса по всей цепочке поставок позволит России увеличить ее научный потенциал и создать другие подобные центры знаний.

Первым шагом в создании такого потенциала является отечественное производство оборудования возобновляемой энергетики. Локализация производства способствует увеличению экономической деятельности и созданию новых рабочих мест. При росте производственной мощности Россия может стать конкурентоспособным экспортером оборудования возобновляемой энергетики.

Наращивание отечественного потенциала по производству оборудования и разработке технологий имеет ряд преимуществ. Они включают в себя усовершенствование процессов разработки технологий и создание возможностей для экспорта технологий и оборудования. Однако такие разработки требуют времени, и в зависимости от конкретных технологий и доступности секторов, которые позволяют создавать синергии, также могут требовать высоких затрат. Внедрение технологий также связано с научно-исследовательскими рисками. Следовательно, Россия может принять решение об импорте большего числа оборудования и технологий. Тем не менее, несмотря на преимущества импорта, такие как сокращение затрат и технологических рисков, создается технологическая зависимость и рост затрат на обслуживание.

Поставки энергии в отдаленные районы

Организационная структура электроснабжения в России разделена на три зоны:

• Зона 1, включающая более развитые с экономической точки зрения районы, входящие в сферу обслуживания Единой энергетической системы.

• Зона 2, покрывающая районы, находящиеся на более низких этапах формирования централизованной системы электроснабжения. В них работают (или должны работать) изолированные районные энергетические системы.

• Зона 3, включающая небольшие изолированные энергетические системы, работающие, в основном, в сельских населенных пунктах, не входящих в структуру обслуживания централизованных систем электроснабжения и расположенные вдали от сети поставок топлива. Доставка топлива в таких районах представляет собой комплексную деятельность. Потребители в данном типе районов расположены почти во всех участках севера, Сибири и дальневосточной части России.

Следовательно, децентрализованная энергетика играет важную роль в стране. Около 20 миллионов человек, проживающих на территории, составляющей примерно 70% от общей площади России, не подключены к основной сети. Примерно половина из них подключена к небольшим независимым энергосетям. Другая половина обслуживается децентрализованными системами производства электроэнергии. В таких системах обычно используются нефтепродукты. В эти данные не включены примерно 16 миллионов дач, которые зачастую не имеют доступа к надежным электросетям.

Население в зонах децентрализованного электроснабжения в России

Количество людей в поселениях Количество поселений Общее количество людей

До 50 13 500 172 600

51-500 11 100 2 400 000

501-3000 5 700 5 900 000

3001-10000 580 2 600 000

Итого 11072 600

Источник: Суржикова, 2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Более одной пятой всех лесистых зон на земле находится в России, общая площадь лесных угодий составляет около 1 880 миллионов га, при этом их значительная доля приходится на Сибирь. Потенциал использования древесных отходов лесной промышленности с учетом чистого порослевого возобновления леса составляет 200 миллионов м3, а потенциальная площадь лесозаготовок составляет 600 миллионов м3 в год.

В определенной степени такие районы, включая Магадан, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Эвенкийский и Чукотский автономные округа способны самостоятельно удовлетворить собственные потребности в топливе. Однако Мурманская и Архангельская области, Республика Карелия и Томская область зависят от внешних поставок топлива. Электросети Камчатской области и прилегающих районов полностью зависят от внешних поставок топлива. Моторное топливо и нефтепродукты почти в полном объеме поставляются на север из центральных регионов России.

Сокращение степени зависимости от неэффективных дизельных систем, инвестирование в сети электропередачи и увеличение мощности для подвода электричества в удаленные поселения - это один из вариантов решения проблемы, который, однако, требует существенных финансовых вложений и длительных сроков строительства. Замена дизельных систем более эффективным оборудованием представляет собой трудность с финансовой точки зрения. При импорте обору-

дования процентные ставки могут достигать 18% и более. Различные участники рынка по-прежнему извлекают выгоду из дизельного производства электроэнергии, что замедляет вывод из эксплуатации дизельного оборудования.

Для преодоления трудностей, связанных с автономными системами, в государственные планы были включены возобновляемые источники энергии и торф как перспективные источники энергии, обеспечивающие широкий масштаб их использования.

В частности, в изолированных регионах возобновляемая энергетика является экономически целесообразной. В настоящее время банками строительства и развития, работающими в регионе, разрабатываются бизнес-модели по предоставлению займов в дополнение к оборудованию. Типы оборудования, которые могут использоваться в отдаленных районах, включают генераторы повышенной эффективности, автономные системы и миниэнергосистемы, которые могут предложить существенное сокращение затрат. Установки

по использованию ветровой и солнечной энергии также могут стать альтернативами дизель-генераторным системам. Установки солнечной энергии могут обеспечить поставки электричества на протяжении 4-5 месяцев в году (с мая по сентябрь), однако с ними связаны определенные трудности с точки зрения строительства (например, монтаж в мерзлом грунте) и эксплуатации, и в данном плане ветровые установки являются более выигрышным вариантом, поскольку их эксплуатация возможна на протяжении всего года. Строительство таких систем было начато в Северном полярном круге (например, электростанция мощностью 1 МВт в поселке Батагай, Сибирь).

В рамках механизма государственной поддержки возобновляемой энергетики ожидается, что ветровая энергетика будет обладать конкурентоспособной стоимостью на оптовом рынке России не позднее 2024 года. В среднесрочной перспективе, с учетом наличия в стране недорогих видов ископаемого топлива и постоянно снижающейся стоимости возобновляемой энергетики, также стоит рассмотреть возможность смешанной выработки электроэнергии ветровыми и дизельными установками в качестве практического решения для удовлетворения местной потребности в электроэнергии, одновременно развивая возобновляемую энергетику. Кроме того, недавно в Ненецком автономном округе на севере России была одобрена региональная программа развития гибридных электростанций, основным источником энергии которых является ветер, вторичным - дизельное топливо.

В настоящее время ветряные электростанции на местном уровне в России работают на турбинах малой мощности, вследствие чего требуют высоких затрат на единицу выработки. Их эффективность может быть улучшена посредством повышения уровня осведомленности граждан в целевых районах, тем самым обеспечив повышенный интерес к устойчивому и экологически чистому энергоснабжению, а также применению турбин большей мощности, не требующих высоких затрат на единицу выработки.

Российская энергетическая компания РАО «Энергетические системы Востока», обслуживающая потребителей на дальнем Востоке страны, установила 178 солнечных и ветровых установок в регионе общей мощностью 146 МВт. В основном, они были установлены вблизи Якутска. Их ввод в

эксплуатацию позволил заменить 40% дизель-генераторных установок, которые ранее обеспечивали энергоснабжение.

Улучшение качества окружающей среды

Возобновляемая энергетика не всегда рассматривается как ключевой фактор развития, однако она может предложить определенные преимущества для окружающей среды. В частности, в России наблюдается увеличение объемов загрязнений от автомобильного транспорта. Примерно в 150 городах, включая крупные города, такие как Москва или Екатеринбург, выбросы в атмосферу, обусловленные автомобильным транспортом, превышают выбросы предприятий промышленности, и примерно в 10-20 раз превышают допустимые уровни концентрации.

В последние годы также наблюдается рост выбросов предприятиями угольной промышленности. В частности, шахтерские города, а также города, электроснабжение которых по большей части обеспечивается предприятиями по добыче угля и выработке тепла, страдают от высокой концентрации выбросов. Более широкое использование возобновляемых источников энергии позволит сократить объем применения ископаемых видов топлива и уровень загрязнения воздуха в городских и сельских районах.

В рамках своей программы борьбы с изменениями климата Россия планирует сократить общие выбросы парниковых газов на 70-75% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года. Учитывая существенный ресурсный потенциал страны, возобновляемые источники энергии с большой вероятностью сыграют важную роль в выполнении ее климатических обязательств согласно «Предполагаемым определяемым на национальном уровне вкладам» (Intended Nationally Determined Contribution, INDC). Программа INDC будет разработана в середине 2018 года в соответствии с Распоряжением правительства № 2344-р от 3 ноября 2016 г.

Краткий обзор текущей нормативной базы в сфере энергетической политики

Энергетическая стратегия России до 2030 года, утвержденная Распоряжением правительства № 1715-р от 13 ноября 2009 года, предусматривает целевой показатель выработки энергии на основе возобновляемых источни-

ков на уровне 4,5% к 2020 году (за исключением крупных гидроэлектростанций). При включении в данный показатель крупных гидроэлектростанций он увеличивается до 20%. Данные уровни также должны поддерживаться до 2030 года (как минимум). Согласно оценочным данным, внутреннее потребление электричества в период между 2008 и 2030 годами увеличится почти вдвое до 1 740-2 164 ТВт^ч/год. Для достижения этой цели потребуется общее увеличение мощностей выработки на основе возобновляемых источников энергии до 15-25 ГВт к 2020 году (в зависимости от структуры энергетики) и общего объема выработки около 80-100 ТВт^ч/год к 2030 году.

На основании Распоряжения правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 512-р «Об утверждении государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» был определен более низкий целевой показатель по возобновляемым источникам энергии - не менее 2,5% к 2020 году. Предыдущий показатель (4,5%) был основан на первой попытке реально определить целесообразный конечный показатель. Он также относился к наиболее благоприятному сценарию,

в котором учитывалась социально-экономическая ситуация до финансового кризиса. Результаты различных оценок, проведенных после наступления финансового кризиса, не смогли доказать целесообразность этого показателя. По этим причинам российское правительство решило придать импульс развитию возобновляемой энергетики посредством изменения целевого года на 2024, но оставив прежний целевой показатель - 4,5%. Проект Энергетической стратегии до 2035 года предусматривает долю не менее 2,5%.

С 2014 года правительство оказывает поддержку возобновляемой энергетике (за исключением крупных гидроэлектростанций) с целью достижения общей установленной мощности равной 5,9 ГВт, к 2024 году. Ранее предполагалось достичь этого показателя к 2020 году. Сегодня он составляет 1,5 ГВт для фотоэлектрических установок, 0,9 ГВт для гидроэлектростанций к 2020 году и 3,5 ГВт для ветровых установок к 2024. В настоящее время обсуждается возможность достижения показателя в 9-11 ГВт к 2030 году.

Правительство подготовило новое законодательство с учетом своей поддержки возобновляемой энергетики. Оно нацелено на развитие

Результаты аукционов, касающихся возобновляемой энергетики в 2013-2016 гг.

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 Итого

Мощности, подлежащие предоставлению по утвержденным проектам (МВт)

Ветроэнергетика 0 66 50 90 150 200 360 - - - - 406

Солнечная энергетика 35 140 199 255 285 270 - - - - - 1 184

Малые гидроэлектростанции 0 0 0 21 0 50 - - - - - 70

Итого 0 51 50 90 0 0 - - - - - 191

Национальные целевые показатели (МВт)

Ветроэнергетика - 51 50 200 400 500 500 500 500 500 399 3 600

Солнечная энергетика 35.2 140 199 150 270 270 270 21.45 21.45 21.45 21.45 1 520

Малые гидроэлектростанции - - - 124 141 159 159 42 42 42 42 751

Итого 35.2 191 249 574 811 929 929 563.45 563.45 563.45 462.45 5 871

Источник: «АТС Энерго», 2016

В ENERGY BULLETIN

данного сектора энергетики, особенно ветровой энергетики, в локальном контексте.

Распоряжение правительства № 1634-р от 1 августа 2016 года определяет схему территориального планирования в области энергетики. В приложении № 2 к распоряжению приводится перечень гидроэлектростанций мощностью 100 МВт и выше, строительство которых запланировано на период до 2030 года, а в приложении № 3 содержится перечень проектов ветровой энергетики мощностью 100 МВт и выше, которые также планируется построить в указанный период.

Согласно данному распоряжению Россия утвердила планы строительства 15 новых ветряных электростанций с установленной мощностью 100 МВт и выше каждая в период до 2030 года. Общая установленная мощность ветровых установок оценивается на уровне 4 851 МВт. В этот же период будут построены 13 новых крупных гидроэлектростанций, а 14 имеющихся станций мощностью 100 МВт и выше будут модернизированы. Согласно оценкам, общая установленная мощность гидроэлектростанций составляет 64 ГВт.

Принципы и цели развития рынка возобновляемой энергетики (солнечных и ветровых установок, а также малых гидроэлектростанций с установленной мощностью до 25 МВт) были изложены в Федеральном законе № 35-ФЗ от 26 марта 2003 года «Об электроэнергетике» в последней действующей редакции. Данный закон предусматривает меры поддержки для стимулирования производства электроэнергии посредством использования возобновляемых источников энергии, как на оптовом, так и на розничном рынке.

С 2009 года, когда правительство приняло решение об ускорении темпов развития возобновляемой энергетики, был разработан ряд соответствующих мер. В частности, был подготовлен пакет нормативных правовых актов для поддержки развития возобновляемой энергетики на оптовом рынке, который состоит из следующего:

• обязательство сетевых компаний закупать энергию, производимую квалифицированными предприятиями возобновляемой энергетики, по регулируемым тарифам для компенсации потерь энергии,

• компенсация затрат квалифицированных предприятий возобновляемой энергетики мощностью до 25 МВт на подключение к энергосети,

• передача дополнительных мощностей на договорной основе квалифицированным предприятиям возобновляемой энергетики.

Согласно Федеральному закону № 35-ФЗ, на розничном рынке электроэнергии и мощности был создан механизм поддержки возобновляемой энергетики, предусматривающий обязательство сетевых компаний по закупке электроэнергии у квалифицированных предприятий возобновляемой энергетики по регулируемым тарифам, определяемым региональными органами исполнительной власти Российской Федерации.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2015 г. «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования» и Постановления правительства РФ от 4 сентября 2015 г. № 941, Федеральная антимонопольная служба утвердила своим приказом от 30 сентября 2015 г. № 900/15 методические указания по установлению цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах. Данные рекомендации вступили в силу после их утверждения Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 года. Тем не менее, они могут быть изменены и не гарантируют долгосрочные и окончательные тарифные обязательства, что необходимо для создания правовой основы для энергетических компаний в долгосрочной перспективе.

Таким образом, в России имеется законодательная и нормативно-правовая база для развития возобновляемой энергетики, включая:

• цели развития возобновляемой энергетики до 2024 года,

• правила торговли на оптовом и розничном рынках,

• учет возврата по инвестиционному капиталу в рамках предельных капитальных затрат и учет изменений в курсах валют с целью сокращения рисков, связанных с обменными колебаниями рубля по отношению к доллару США,

• обязательное подтверждение квалификации предприятий возобновляемой энергетики, присутствующих на рынке электроэнергии,

• обязательство сетевых компаний закупать 5% от потерь сетевой энергии предприятий возобновляемой энергетики,

• компенсация 50% стоимости технического подключения к энергосети предприятиям возобновляемой энергетики.

Экологические и климатические изменения

В климатическую политику России включены вопросы, связанные как с возобновляемой энергетикой, так и энергоэффективностью. В последние четыре десятилетия в стране наблюдается рост среднегодовой температуры на 0,04 °С в год (эквивалентно общему росту температуры на 1,6 °С), что превышает среднемировой показатель (МШ, 2015). Согласно своей программе !ШС Россия стремится сократить общий объем выбросов парниковых газов на 70-75% к 2030 году по сравнению с уровнем 1990 года (Рамочная конвенция ООН об изменении климата, 2015).

В настоящее время на высшем уровне также обсуждается возможность разработки системы торговли квотами на выбросы. В качестве ориентира могут быть выбраны успешные примеры реализации таких систем в других регионах (например, в ЕС) и странах (Китай, Казахстан). Россия рассматривает варианты реализации модели, которая оптимально удовлетворит требования внутренней энергетической системы и национальных целей. Например, предприятия частного сектора считают основным риском для своей деятельности цены на углеродные квоты, особенно сегодня, с учетом экономической ситуации в стране.

Президент Путин также принял решение объявить 2017 год «Годом экологии в Российской Федерации». Основная цель заключается в привлечении общественного внимания к экологическим проблемам России, вопросам сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности (Кремль, 2016).

Политика в области охраны окружающей среды давно существует в России. Загрязнение (воды, воздуха и почвы) по-прежнему остается основной проблемой в определенных частях страны, хотя по большей части оно вызвано деятельностью промышленных предприятий. Ранее действовавшие экологические стандарты задавали высокие требования, и соблюдение таких стандартов было непростой задачей ввиду высоких затрат.

Новый проект закона о загрязнениях нацелен на классификацию заводов по четырем категориям, в зависимости от их влияния на окружающую среду. В основном, закон касается заводов, ответственных за 60% от общего объема загрязнений. В данном контексте Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации подготавливает около 50 справочников для различных отраслей промышленности, технологий и источников загрязнений (10 из них уже подготовлены). В них будут указаны стандарты для предприятий промышленности, регулирующие объем выбросов. Такие справочники будут подлежать пересмотру каждые десять лет.

Основной трудностью, связанной с реализацией в стране наиболее оптимальных из имеющихся сегодня технологий, является финансирование. Процентная ставка, действующая в отношении предоставляемых финансовых средств, составляет сегодня 20-24% годовых. Для крупных компаний она может быть ниже (около 16%), но с такими ставками стоимость производства может стать чрезмерно высокой. Это влияет на конкурентоспособность затрат в российской промышленности. Следовательно, государство должно решить проблему доступности финансов и создать новые ресурсы, поскольку того, что сегодня предлагает банковский и частный сектор, может быть недостаточно.

Потенциал использования возобновляемой энергетики с разбивкой по ресурсам и регионам

Россия обладает всеми видами возобновляемых источников энергии в изобилии. В недавно подготовленном атласе возобновляемой энергетики России отмечены различные потенциальные природные ресурсы (солнечная и ветровая энергия, малые потоки воды, торф, биомасса, отходы и древесные отходы) по всей стране.

Однако процесс развития возобновляемой энергетики, помимо гидроэнергии и биоэнергии, протекает медленно в России. Основная доля в энергетической структуре страны приходится на уголь, нефть и природный газ. Тем не менее, все больше прогнозов указывают на стабильное сокращение доли углеводородного топлива, которое постепенно заменяется другими возобновляемыми источниками энергии. Два основных вопроса, которые необходимо решить на пути

В ENERGY BULLETIN

к реализации данного потенциала, звучат следующим образом: как подсоединить их к населенным пунктам, рассредоточенным по огромной территории страны - особенно в западной, юго-западной и южной частях России, и как организовать переход на энергетическую систему, более ориентированную на использование возобновляемых источников энергии, заменив традиционные ископаемые источники топлива. В данном разделе приведен обзор потенциала с разбивкой по типам ресурсов.

Солнце

Россия обладает огромным потенциалом использования солнечной энергии и обширными территориями, подходящими для строительства солнечных электростанций. На протяжении всего года общая плотность энергопотока солнечного излучения (на горизонтальной поверхности) может достигать 3,5-4,5 кВт^ч/м2 в сутки в некоторых частях страны, особенно на юго-западе и юге. В среднем, это составляет 1 200-1 500 кВт^ч в год, что на 50% больше, чем аналогичный потенциал, например, в Германии. В указанных регионах плотность солнечного излучения в летний период может достигать 6 кВт^ч/м2 в сутки.

Ветер

Согласно текущим оценкам Россия обладает крупнейшим ветровым потенциалом в мире. Максимальный уровень ветроэнергетических ресурсов в России, измеренный с точки зрения совокупного потенциала, определяется средним объемом ветровой энергии, доступной для использования на территории страны на протяжении всего года, в долгосрочной перспективе. В абсолютном выражении данный показатель составляет 2 571 843 ТВт^ч в год.

В отличие от солнечной энергии, энергия ветра более равномерно распределена по территории страны. В северных регионах России (включая западные и восточные регионы), а также на юго-западе имеются обширные ветровые ресурсы со скоростью ветра, зачастую превышающей 8 м/с на высоте 100 метров. Технически, данные ресурсы могут вырабатывать около 12 ГВт^ч электроэнергии в год.

Благоприятные районы для развития ветровой энергетики включают в себя северо-запад страны (Мурманская и Ленинградская области),

северные территории Урала, Курганскую область, Калмыкию, Краснодарский край и Дальний Восток. Наибольшим потенциалом развития ветровой энергетики обладают морские побережья (с высокой разницей температур), а также степные и некоторые горные районы. Дальний Восток обладает примерно 30% от общего потенциала ветровой энергетики страны. 16% расположены в западной и восточной Сибири. Еще 14% потенциала приходятся на северную часть Сибири и Крайний Север. К сожалению, большинство этих мест расположено вдали от регионов с высокой плотностью населения.

Технический потенциал энергии ветра отдельного региона представляет собой ту часть совокупного потенциала, которая может быть использована современным ветроэнергетическим оборудованием в соответствии с применимыми экологическими стандартами. Общий технический потенциал ветровой энергетики России оценивается на уровне 50 000 ТВт^ч в год.

Экономически целесообразный годовой потенциал ветровой энергии отдельного региона рассчитывается посредством измерения объема электроэнергии, которая может быть поставлена потребителям ветровыми электростанциями, строительство которых является экономически выгодным с учетом текущих уровней затрат на производство, транспортировку и потребление энергии и топлива в соответствующем регионе, а также с учетом необходимости соблюдения требований к защите окружающей среды. Экономический потенциал ветровой энергетики в России составляет 260 ТВт^ч в год, т. е. около 30% от общего объема генерации электроэнергии всеми электростанциями страны, в то время как доля производства электроэнергии ветровыми установками от общего объема выработки в настоящее время составляет меньше 0,1% в России.

Оценочные данные по потенциалу ветровой энергетики в России разнятся, особенно показатели, выраженные в ГВт. Согласно текущим оценкам, потенциал составляет 90 ГВт, но с учетом размера страны (т.е. без учета доступности энергосети) его показатель может быть равен нескольким тысячам, а иногда достигать 20 000 ГВт.

Тепло недр Земли

После энергии ветра в России идет геотермальная энергия. Несколько регионов страны

обладают резервами горячих геотермальных вод. Их температура колеблется между 50 °С и 200 °С. Глубина залегания варьируется от 200 м до 3 км. Основными регионами страны с хорошим потенциалом являются европейская часть России (центральная Россия, Северный Кавказ и Дагестан), Сибирь (участок Байкальского района), Красноярская область, Чукотка, Сахалин, полуостров Камчатка и Курильские острова. В целом, потенциал составляет около 2 ГВт электроэнергии и более 3 ГВт тепловой в мощностном выражении .

Гидроресурсы

Россия обладает самыми крупными водными ресурсами в мире. Совокупная протяженность всех рек страны составляет более 8 миллионов километров, при этом длина большинства из них равна 100 км или меньше. Экономически целесообразный потенциал гидроэнергии примерно в пять раз превышает используемые сегодня мощности, особенно в восточной части Сибири. Основной потенциал для небольших гидроэлектростанций расположен в центральной и восточной частях страны.

Приливы

В северной части России расположены значительные ресурсы энергии приливов. В Белом и Охотском морях наблюдается максимальная величина приливов, которая может превышать 10 метров. Потенциальные места строительства приливных электростанций включают Мезень и Тугур, размер прилива в которых составляет в среднем 5,5 м, а совмещенный потенциал равен 22 ГВт, при этом площадь бассейна составляет более 3 500 км2. Общий мощностной потенциал выработки приливной энергии согласно оценкам составляет порядка 90 ГВт.

Биомасса и отходы

И, наконец, Россия обладает обширными ресурсами биомассы для производства энергии во всех ее проявлениях - от продукции лесного хозяйства и торфа до сельскохозяйственных отходов и различных форм органических отходов. Более одной пятой всех лесистых зон на земле находится в России, общая площадь лесных угодий составляет около 1 880 миллионов га, при этом их значительная доля приходится на Сибирь. Потенциал использования древесных отходов лесной

промышленности с учетом чистого порослевого возобновления леса составляет 200 миллионов м3, а потенциальная площадь лесозаготовок составляет 600 миллионов м3 в год. Это примерно 190 МТНЭ* в год (или около 8 ЭДж в год).

Общее годовое количество органических отходов сельского хозяйства составляет 625 миллионов тонн, что равно 80 МТНЭ (миллион тонн нефтяного эквивалента) в год (3,3 ЭДж в год) (экса-1018). Органические отходы являются прекрасным ресурсом для производства биогаза, при этом сегодняшний потенциал России составляет 73,7 миллиардов м3 (2 ЭДж), половина которого находится в Южном и Приволжском федеральных округах. Другими округами с высоким потенциалом являются Сибирский и Центральный. Производство биогаза из шлама сточных вод сегодня оценивается на уровне 15 ПДж (пета-1015), что, по большей части, достаточно для удовлетворения потребностей заводов по очистке сточных вод в энергии тепла. Общий потенциал биогаза полигонов ТБО (твёрдых бытовых отходов) составляет 20 ПДж. Основная доля сельскохозяйственных отходов приходится на центральную и южную части России. Аналогичным образом, отходы животного происхождения по большей части сосредоточены в тех же регионах, и частично в восточных областях страны.

Объем промышленных и коммунальных отходов составляет около 165 миллионов тонн в год. Наибольшие объемы коммунальных твердых отходов и шлама сточных вод сосредоточены в регионах с повышенной плотностью населения (центральный, южный и юго-западный).

Состав потенциальных отходов зависит от федерального округа. В Южном федеральном округе основная доля отходов приходится на агропромышленные и биологические отходы в отличие от дальневосточных округов, где преобладают отходы лесной промышленности.

Если объединить весь указанный потенциал, то экономический потенциал России в области биоэнергии составит не менее 69 МТНЭ в год (3 ЭДж в год), а с учетом технического потенциала - 129 МТНЭ в год (6 ЭДж в год). В данный общий показатель не входят запасы торфа, также обладающие большим потенциалом (более 60 000 МТНЭ или 2 500 ЭДж в год).

* Примечание: МТНЭ - миллион тонн в нефтяном эквиваленте, что примерно равно 11,63 МВт^ч

В ENERGY BULLETIN

Агентство IRENA также выполнило собственную оценку потенциала поставок биомассы в России, который составляет от 44 МТНЭ в год (1,8 ЭДж в год) до 335 МТНЭ в год (14,1 ЭДж в год). Наибольшим потенциалом в верхнем уровне данного диапазона обладает древесное топливо (или энергетические сельскохозяйственные культуры) - примерно три четверти. Однако возможность реализации данного потенциала находится под большим вопросом ввиду препятствий, связанных со сбором сырья, таких как отсутствие инфраструктуры.

Препятствия к внедрению возобновляемой энергетики и возможные решения

В настоящее время имеются несколько препятствий, которые замедляют рост мощностей выработки электроэнергии на основе возобновляемых источников энергии в России, и другие трудности, не позволяющие реализовать программу REmap.

Общие проблемы, связанные с возобновляемыми источниками энергии

Согласно проведенным обсуждениям различных препятствий, не позволяющих развить возобновляемую энергетику в России, одной из трудностей является стоимость проектов возобновляемой энергетики. Несмотря на то, что в последние годы стоимость энергии генерируемой солнечными и ветровыми установками существенно снизилась в России, затраты по-прежнему превышают средний мировой уровень. Это частично объясняется тем, что данные технологии были внедрены в стране лишь недавно, и высокие затраты частично обусловлены особенностями страны (такими, как большая территория, которая требует транспортировки на дальние расстояния, что приводит к увеличению затрат).

Технологиям возобновляемой энергетики также приходится конкурировать с практиками ведения торгово-промышленной деятельности, которые складывались на протяжении многих лет и подразумевают традиционный подход, согласно которому поставки тепла и электричества обеспечиваются крупной базой углеводородных ресурсов. Как и остальные страны-производители, на Россию оказало влияние недавнее резкое падение цен на сырую нефть. Это привело к

высокой степени доступности энергии и низкой доступности производства топлива. В результате этого повысились цены для конечных потребителей. Другие факторы повлияли на валютные курсы и процентные ставки, которые достигли 18% в отношении любых инвестиций в технологии возобновляемой энергетики. Для компаний, работающих в промышленности, процентные ставки могут варьироваться от 16% до 24%, в зависимости от их размера.

Несмотря на то, что рост цен на энергию повышает конкурентоспособность затрат на технологии возобновляемой энергетики, имеющийся сегодня избыток мощностей выработки в стране, высокая стоимость капитала и нестабильность капитальных затрат на импортируемые компоненты оборудования ограничивают инвестиции в возобновляемые источники энергии в краткосрочной и долгосрочной перспективах.

В ходе Международного конгресса по возобновляемой энергетике, проведенного в Москве 27-28 октября 2015 года, некоторые из указанных препятствий были включены в отчет Правительства Российской Федерации, представленный на конференции (REENCON, 2015). По результатам выступлений и докладов на Конгрессе были выявлены следующие препятствия для развития возобновляемой энергетики в России:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• В стране наблюдается избыток установленных мощностей (соотношение нагрузки к установленной мощности равен 0,69). При увеличении мощностей возобновляемой энергетики данный показатель ухудшится.

• Ввиду нестабильности солнечной и ветровой энергии возобновляемая энергетика сокращает характеристики диспетчерского управления энергетической системы и, что крайне важно, увеличивает гибкость традиционного производства энергии (ядерная энергия, имеющиеся теплоэлектростанции, работающие на газе, угле или биотопливе).

• Учитывая трудности, связанные с изменчивостью солнечной и ветровой энергии, имеется необходимость в обеспечении крупной резервной мощности традиционной выработки электроэнергии, хотя результаты анализа, проведенные агентством IRENA, говорят о том, что во многих странах с более высокой долей использования изменчивых энергетических ресурсов не используются какие-либо резер-

вные мощности для обеспечения гибкости энергосистемы, и им удается даже увеличивать долю использования таких ресурсов. Недостаточная плотность распространения сетей электропередачи ограничивает возможности свободного потока электричества.

Возможности и предложенные решения

В настоящее время имеется необходимость развивать энергосеть для лучшей интеграции возобновляемых источников энергии, расширения торговли и устранения трудностей, связанных с нестабильностью определенных ресурсов. Учитывая срочную потребность в модернизации энергосети, важно сопоставить планы модернизации с планами по реализации потенциала возобновляемой энергетики согласно ВЕтар. С учетом этого важно отметить, в частности, потенциал экспорта электричества, генерируемый возобновляемой электроэнергетикой, (гидроэлектростанциями и ветровыми установками), в страны Азии, и ветровыми установками и другими возобновляемыми источниками энергии - в страны Европы из северо-западной части России. Для этого потребуется увеличить пропускную способность соединительных линий, что также добавит гибкости системе и позволит повысить долю использования возобновляемых источников энергии в энергетическом секторе.

Модернизация не ограничена сетями передачи. Она также требуется во всей энергосистеме, включая мощности выработки. Новые угольные, газовые и ядерные мощности необходимо сделать более гибкими, расширяя использование возобновляемых источников энергии для выработки электроэнергии согласно ВЕтар.

Интеграция возобновляемых источников энергии в энергосеть также должна поддерживаться федеральными нормативными правовыми актами, учитывающими варианты децентрализованной поставки энергии как наиболее перспективные способы доставки электроэнергии в отдаленные районы. Для этого потребуется утвердить необходимую региональную и местную правовую основу для распределения государственных финансовых ресурсов с целью повышения доли использования возобновляемых источников энергии.

Федеральное правительство России давно стремится обеспечить экономическую целесообразность проектов возобновляемой энергетики, а также привлечь капитальные инвестиции, ут-

вержденные в 2013-2014 году. Например, в настоящее время предусмотрены определенные меры по устранению рисков согласно Постановлению Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1210, на основании которого был введен коэффициент корректировки валютного компонента планируемых капитальных расходов на возобновляемую энергетику. Кроме того, в данном постановлении учитывается рост стоимости капитала и право инвесторов задерживать поставки электроэнергии на срок до 12 месяцев. В последующие годы может потребоваться дальнейшая реализация аналогичных мер для формирования стабильной инвестиционной среды и сокращения рисков с целью повышения инвестиционного оптимизма.

Долгосрочное планирование и реализация политики

Россия добилась значительного прогресса в развитии своей энергетической политики по всем технологиям и отраслям. Одним из недавних примеров можно назвать Энергетическую стратегию до 2030 года, хотя в настоящее время этот документ утратил актуальность и требует пересмотра. Несмотря на уже проведенную оценку перспектив развития возобновляемой энергетики в России до 2030 года, новая версия Энергетической стратегии России до 2035 года по-прежнему ограничена в том плане, что правительство еще не одобрило ее.

В ходе 21 сессии Конференции сторон рамочной конвенции ООН по изменению климата (и^ССС) стороны были призваны предоставить свои долгосрочные стратегии по сокращению выбросов парниковых газов до 2020 года. После этого запроса Правительство Российской Федерации выпустило Распоряжение № 2344-р от 3 ноября 2016 г., согласно которому (помимо прочего) ответственным министерствам и ведомствам было выдано распоряжение о подготовке и предоставлении Правительству РФ в декабре 2019 года проекта стратегии долгосрочного сокращения выбросов парниковых газов до 2050 года. Это позволит определить меры, необходимые для сокращения уровня выбросов. Возобновляемая энергетика может сыграть ключевую роль в долгосрочной стратегии России по борьбе с изменением климата, хотя на сегодняшний день невозможно с точностью определить масштабы ее использования, даже несмотря на недавно выпущенные положения ШС (и^ССС, 2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.