Перспективы использования рыжикового жмыха и бишофита в кормлении дойных коров
С.И. Николаев, д.с.-х.н., профессор, А.П. Яценко,
к.с.-х.н., Н.В. Струк, аспирант, Волгоградская ГСХА
Молочное скотоводство является важной и сложной отраслью животноводства. Объясняется это сложностью технологических процессов производства молока [1].
В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности России, обеспеченность молоком и молокопродуктами (в пересчёте на молоко) собственного производства должна быть не менее 90%, мясом и мясопродуктами (в пересчёте на мясо) — 85%. Гарантия достижений этих показателей — устойчивое развитие и стабильность отечественного сельского хозяйства, достаточная для обеспечения продовольственной независимости страны.
За последнее время в сельском хозяйстве страны произошли глубокие структурные изменения, которые определили нынешнее состояние кормопроизводства [2].
В кормах сельскохозяйственных животных и птицы значительная роль принадлежит высокобелковым компонентам, в качестве которых с успехом выступают жмыхи и шроты масличных культур. На отечественном рынке продукции масложирового комплекса объёмы производства жмыхов и шротов занимают значительный сегмент — более 3 млн т ежегодно. Несмотря на то, что по действующей классификации их относят к побочной продукции, они представляют собой полноценные продукты переработки семян [3].
Волгоградская область является крупной зоной выращивания масличных культур, в том числе семейства крестоцветных — горчицы, рыжика и сурепицы, семена которых перерабатываются на масло, а побочные продукты — жмыхи — используются в кормлении сельскохозяйственных животных.
Введение рыжикового жмыха в рацион животных увеличивает их продуктивность, улучшает качество продукции животноводства. Рыжиковый жмых занимает лидирующее место по обменной энергии и усвояемости, а по аминокислотному составу близок к льняному жмыху.
В состав рыжикового жмыха входят 20 аминокислот, в том числе девять незаменимых. Они отличаются высоким содержанием аргинина — 10,7%. В белке жмыха рыжика много валина (8,9%) и лейцина (6,9%), а также серосодержащих аминокислот — метионина (13,0%) и серина (6,4%), которые необходимы при кормлении птицы и овец. Хорошая сбалансированность бел-
ков жмыха рыжика по аминокислотному составу, высокое содержание (7,7%) в нём биологически ценного лизина делают его целесообразным компонентом пищевых рационов. Из заменимых аминокислот максимальное количество приходится на глутаминовую кислоту — 20,2%. Аминокислотный состав белка жмыха рыжика указывает на полновесность протеинов. В 100 кг рыжикового жмыха содержится 115 кормовых единиц, в 1 кг — 170 г переваримого протеина.
Целью нашего опыта было изучение эффективности использования рыжикового жмыха совместно с бишофитом в кормлении коров, их влияния на продуктивность и физиологическое состояние животных.
Материалы и методы. Для проведения опыта в агрофирме «Восток» Волгоградской обл. — сформировали по принципу аналогов три группы (I — контрольная, II и III — опытные) коров айрширской породы по 15 голов в каждой (табл. 1).
Средняя живая масса коров составила 485— 495 кг, среднесуточный удой — 18,5—19,2 кг, жирность — 3,9—4,0.
Научно-хозяйственный опыт длился 120 суток и включал в себя три периода: предварительный — 20 сут., переходный — 10, главный — 90 сут.
Коровы контрольной группы во все периоды получали хозяйственный рацион, содержащий сено разнотравное, силос кукурузный, патоку кормовую, пивную дробину, концентраты, в том числе 1 кг подсолнечного жмыха.
В главном периоде коровы II группы получали хозяйственный рацион, в котором жмых подсолнечный был заменён на рыжиковый жмых. К хозяйственному рациону коров III группы кроме рыжикового жмыха добавили 70 мл би-шофита.
Анализируя данные, полученные в результате проведённого опыта, следует отметить, что молочная продуктивность коров опытных групп за главный период опыта составила 21,21 кг во II, 22,57 кг в III группе, что соответственно на 4,63 и 11,3% выше, чем в контрольной группе, в которой удой в среднем за опыт составил 16,6 кг (табл. 2).
Качественные показатели молока коров опытных групп также имели несколько более высокие значения. Так, содержание жира в молоке у животных контрольной группы за время опыта составило 3,92%, что на 4,3 и 5,1% меньше по сравнению с коровами II и III опытных групп. По содержанию белка различия были незначительными: у животных III гр. на 1,2% больше
1. Схема опыта (п= 15)
Показатель Группа Изучаемый показатель
I II III
Продолжительность периодов опыта, сут.: подготовительный 20 20 Молочная продуктивность; качество молока;
переходный - 10 10 расход кормов,
главный 90 90 90 физиологические
Особенности хозяйственный ХР + рыжиковый ХР + рыжиковый и гематологические показатели, экономические
кормления рацион (ХР) жмых жмых + бишофит показатели
2. Молочная продуктивность подопытных коров и качество молока за главный период опыта
Показатель Группа
I II III
Среднесуточный удой за опыт, кг Жирность молока, % Содержание белка, % СОМО, % Плотность, °А Кислотность, °Т 20.27 3,92 3.27 8,71 28.4 17.5 21,21 4,09 3,30 8,75 28,8 17,6 22,57 4,12 3,31 8,78 29,2 17,4
по сравнению с коровами контрольной группы и на 1% с животными II гр.
Анализ данных, полученных в ходе опыта и обработанных биометрически, показывает, что
увеличение продуктивности животных в III опытной группе, где скармливали коровам рыжиковый жмых совместно с бишофитом, связано с качественным улучшением протеинового и минерального питания, что позволяет улучшить экономическое состояние предприятий, занимающихся производством молока.
Литература
1. Лимонов В.В., Кирнос И.О., Дуборезов В.И. Оптимизация кормопроизводства для обеспечения нормированного кормления молочных коров // Зоотехния. 2010. № 6. С. 4-6.
2. Косолапов В.М., Трофимов И.А. Проблемы и перспективы развития кормопроизводства // Кормопроизводство. 2011. № 2.
3. Лишаева Л.Н., Турчина Т.Н., Кириллова О.В. и др. Отдельные экономические аспекты производства жмыхов и шротов и их использования в кормопроизводстве // Масложировая промышленность. 2010. № 4.