Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по промышленным биотехнологиям, автор научной работы — Сайдахмедов Игамберди Мухтарович, Сайдахмедов Ахрорбек Игамбердиевич

в статье приводятся результаты проведенных исследований дизельного топлива с добавлением 3% мас. кунжутного масла. Полученное топливо по всем показателям соответствует требованиям стандарта на товарное дизельное топливо. Производство такого дизельного топлива с биокомпонентом позволяет значительно расширить ресурсы дизельных топлив с использованием сырья не нефтяного происхождения и значительно снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА»

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА Сайдахмедов И.М.1, Сайдахмедов А.И.2

1Сайдахмедов Игамберди Мухтарович - доктор технических наук, профессор, Ташкентский химико-технологический институт;

2Сайдахмедов Ахрорбек Игамбердиевич - доктор технических наук, заместитель начальника, Департамента реализации инвестиционных проектов и инновационной деятельности, АО «Узбекнефтегаз»;

г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье приводятся результаты проведенных исследований дизельного топлива с добавлением 3% мас. кунжутного масла. Полученное топливо по всем показателям соответствует требованиям стандарта на товарное дизельное топливо. Производство такого дизельного топлива с биокомпонентом позволяет значительно расширить ресурсы дизельных топлив с использованием сырья не нефтяного происхождения и значительно снизить выбросы вредных веществ в окружающую среду.

В настоящее время особую значимость приобретает проблема сокращения выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду. Это вызывает необходимость поиска нетрадиционных альтернативных компонентов для вовлечения в производство дизельного топлива, обладающих улучшенными экологическими характеристиками. Среди таких компонентов особое место занимают продукты растительного происхождения.

В мире уже применяется дизельное топливо на основе моноалкиловых эфиров высших карбоновых кислот растительного или животного происхождения [1]. Например, во Франции в дизельное топливо добавляют метиловый эфир рапсового масла. Показана возможность использования смесей сложных эфиров хлопкового масла в качестве компонента дизельного топлива [2].

В Узбекистане имеются благоприятные условия для выращивания кунжутного масла, поэтому изучение кунжутного масла в качестве добавки к дизельному топливу представляет несомненный интерес. Исходя из этого, нами проведены исследования по влиянию кунжутного масла на свойства дизельного топлива. Нами исследованы образцы дизельного топлива с содержанием хлопкового масла в количестве 3 и 5 % мас.

Установлено, что используемые масло и дизельное топливо полностью совместимы, хорошо смешиваются и не расслаиваются даже при наличии растворенной воды. Основные физико-химические свойства образцов дизельного топлива с добавлением кунжутного масла представлены в табл. 1.

Из полученных данных видно, что ряд физико-химических показателей исходного дизельного топлива претерпевает некоторые изменения.

Таблица 1. Основные физико-химические свойства дизельного топлива с добавлением кунжутного масла.

Показатели Норма по ГОСТ Содержание кунжутного масла, % мас.

3 5

Плотность при 20°С, кг/м3 не более 860 829 835

Цетановое число не менее 45 52 54

Фракционный состав, выкипает, °С 50%

не выше 280 261 264

96% не выше 360 360 365

Температура, °С

застывания не выше -10 -12 -13

помутнения не выше -5 -6 -5

Содержание общей серы, % мас. не более 0,2 0,17 0,16

Зольность, % масс. не более 0,01 0,0044 0,0056

Испытание на медной пластинке выдерж. выдерж. выдерж.

Вязкость кинематическая при 20°С, мм2/с 3-6 5,6 6,3

Кислотное число, мг КОН/100 см3 топлива не более 5 0,6 0,9

Температура вспышки, °С не ниже 40 45 47

Плотность и кинематическая вязкость дизельного топлива несколько повышаются, наблюдается некоторое утяжеление фракционного состава топлива. Это обусловлено более высокими данными показателями кунжутного масла. Йодное число возрастает почти в 8 раз - с 0,4 до 3,2, зольность также несколько увеличивается, но значения также находятся в пределах допустимых значений.

В то же время следует отметить, что добавление масла благоприятно сказывается на ряде эксплуатационных показателей качества дизельного топлива. Так, добавление масла приводит к повышению цетанового числа топлива с 51 до 54 пунктов. Очевидно, это связано с тем, что добавление масла приводит к

снижению концентрации ароматических углеводородов, которые имеют низкие значения цетанового числа. Данное обстоятельство свидетельствует об улучшениитаких показателей двигателя как запуск двигателя, жесткость рабочего процесса, снижении расхода топлива и дымности отработавших газов.

В топливе, содержащем 5%мас. кунжутного масла, повышается величина температуры вспышки дизельного топлива с 42 до 47оС, температура застывания, температура помутнения несколько понижаются, кинематическая вязкость смесевого топлива также растет с 3,1 до 5,6 и 6,3 мм2/с, а при содержании кунжутного масла в количестве 5%мас. по показателю кинематической вязкости при 20°С дизельное топливо перестает удовлетворять требованиям действующего стандарта.

Таким образом, проведенные исследования показали, что дизельное топливо с добавлением 3% мас. кунжутного масла по всем показателям соответствует требованиям стандартна на товарное дизельное топливо. Производство такового дизельного топлива с биокомпонентом позволит значительно расширить ресурсы дизельных топлив с использованием сырья не нефтяного происхождения и обеспечит значительное улучшение экологических характеристик нефтяных дизельных топлив.

Список литературы

1. Pryde E.H., J. Amer. Oil Chem. Soc. - 1984. - V. 61. - N. 10. - P. 1609 - 1610.

2. Сайдахмедов А.И., Карпов С.А., Капустин В.М. Исследование влияния добавок хлопкового масла и продуктов его этерификации на характеристики дизельного топлива //Химия и технология топлив и масел, 2011, №5, с. 3-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.