Ю.П. Пташник
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА
Урбанизация играет немалую роль в развитии современного общества, которая обусловлена необходимостью концентрации трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Однако важнейшей проблемой растущих городов является недостаток территории для строительства новых объектов. В этой связи возникает необходимость интенсивного освоения подземного пространства. Это позволит в значительной степени улучшить среду обитания человека, сохранить природный ландшафт и архитектурно-исторический облик городов.
Развитие подземного строительства и освоение существующего геотехногенного подземного пространства во многих странах становятся приоритетными направлениями развития в области промышленного и хозяйственного строительства и решения экологических проблем. Подземное пространство во многих государствах считается национальным достоянием. Мировой опыт использования подземного пространства показывает, что в этих условиях рационально размещать не только технологические и энергетические коммуникации, но и создавать промышленные цеха, ремонтные центры, магазины, объекты культурного назначения, спортивные и другие залы, нефтехранилища, водохранилища, бункеры хранения сыпучих материалов, склады, убежища гражданской обороны, хранить государственные архивы, складировать радиоактивные отходы атомных электростанций и многое другое.
Так, в г. Хельсинки (Финляндия) пользователями подземного пространства являются правительственные учреждения и общественные организации. В условиях Финляндии выгодно хранить в подземных бункерах необходимые для посыпки дорог в зимнее время материалы объемом от 500 м3.
Большая проблема крупных городов в настоящее время - парковка и стоянки автотранспорта. Строительство подземных автостоянок решило бы проблему парковки автотранспорта в центре города, около торговых центров и в жилых районах. Как, например, в Париже под улицей Г еорга V построен гараж - стоянка линейного типа. Гараж имеет однопролетную схему, разделен на шесть подземных ярусов и рассчитан на 1200 автомобилей. Общая длина подземного гаража 332 м, ширина 14 м и глубина 15 м.
Активно используется подземное пространство в США. Крупнейший подземный комплекс производственных предприятий, складов и других объектов находится в районе г. Канзас-Сити. Под землей построены заводы по производству сельскохозяйственных машин, цветных телевизоров, прецизионных приборов, а также две международные торговые зоны, архивы, холодильники, зернохранилища и т. д.
Целесообразность освоения и эффективность использования подземных сооружений определяются экономико-географическими и горно-геологическими условиями района подземного строительства, ценностью земель, численностью населения, плотностью застройки территории. Большие перспективы подземного строительства у крупных городов, расположенных в горной местности. В горной местности строительство подземных сооружений ведется в нагорной части массива, что позволяет принимать наиболее простые и технологичные решения по их планировке.
К достоинствам подземного строительства можно отнести: относительно стабильные климатические характеристики (температурный режим, влажность); изолированность от поверхностных воздействий, таких как шум, вибрация, радиоактивность и т.д.; способность удерживать тепловую и другие виды энергии; влияние на окружающую среду значительно ниже; пожарная безопасность и сейсмостойкость.
Основная проблема освоения подземного строительства - это прежде всего субъективное мнение людей, считающих, что условия пребывания в подземном пространстве хуже, чем на поверхности.
Рельеф местности в Красноярске и его окрестностях благоприятен для подземного строительства с размещением различных производственных, хозяйственных и социальнокультурных объектов. Для этого предполагается вовлечь в разработку подземным способом
Базаихский массив известняков с последующим использованием образованного пространства для размещения строительных площадок г. Красноярска.
Возведение крупных подземных сооружений многоцелевого назначения в горах вблизи селитебных территорий в определенных условиях может стать приоритетным направлением развития инфраструктуры города Красноярска. \ШЗ
— Коротко об авторе ---------------------------------------
Пташник Ю.П. - студент.
Научный руководитель: Косолапое А.И., д.т.н., проф. Институт горного дела, геологии и геотехнологий Сибирского федерального университета, г. Красноярск, office@sfu-kras.ru