Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕНДОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕНДОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательный тренд / гибридное обучение / повышение квалификации / практическая подготовка / образование в соцсетях / автономное обучение / ducational trend / hybrid training / advanced training / practical training / education in social networks / autonomous trainin

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатьев Владимир Петрович, Атласова Саргылана Серафимовна

В последние годы в сфере профессионального образования происходят изменения, вызванные процессами глобализации и развития информационных технологий. Ежегодно фиксируются основные мировые тренды, оказывающие наибольшее влияние на профессиональное образование. Выявленные тренды характерны для зарубежных вузов, но часть из них имеет отношение и к российской системе высшего образования. При этом некоторые тренды отечественными вузами понимается несколько иначе, чем за рубежом, что отражает нашу специфику. В условиях диверсификации высшей школы Российской Федерации наиболее значимыми трендами в нашей стране являются 5 мировых трендов таких, как «Еибридное обучение», «Программы микроквалификации», «Совмещение учебы с практикой», «Образование в соцсетях» и «Автономное обучение». Целью исследования является определение влияния основных мировых трендов на систему высшего образования России. При написании статьи использовался метод теоретического анализа мировых и отечественных практик подготовки студентов в условиях глобализации системы высшего образования. Представлены материалы зарубежных и отечественных исследователей по выявлению ключевых образовательных трендов в сфере профессионального образования, проведен их анализ и рассмотрено влияние данных трендов на образовательный процесс в российских вузах. Развитие указанных трендов российскими вузами является одним из условий не только повышения качества профессионального образования, но и усиления их конкурентных преимуществ. Показаны возможные пути реализации данных мировых трендов в условиях отечественного высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатьев Владимир Петрович, Атласова Саргылана Серафимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In recent years, changes have been taking place in the field of vocational education caused by the processes of globalization and the development of information technologies. The main global trends that have the greatest impact on vocational education are recorded annually. The identified trends are typical for foreign universities, but some of them are also relevant to the Russian system of higher education. At the same time, some trends are understood by domestic universities somewhat differently than abroad, which reflects our specifics. In the context of the diversification of higher education in the Russian Federation, the most significant trends in our country are 5 global trends such as "Hybrid learning", "Microqualification programs", "Combining study with practice", "Education in social networks" and "Autonomous learning". The purpose of the study is to determine the impact of the main global trends on the Russian higher education system. When writing the article, the method of theoretical analysis of world and domestic practices of student training in the context of globalization of the higher education system was used. The materials of foreign and domestic researchers on the identification of key educational trends in the field of vocational education are presented, their analysis is carried out and the influence of these trends on the educational process in Russian universities is considered. The development of these trends by Russian universities is one of the conditions not only for improving the quality of vocational education, but also for strengthening their competitive advantages. Possible ways of implementing these global trends in the conditions of domestic higher education are shown.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕНДОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ»

7. Муслимов, P.P. Концепция физического воспитания в высших учебных заведениях / P.P. Муслимов, C.B. Шарохина, И.Я. Красноруцкий // Интернет-журнал «Мир науки», 2018. - №6. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/ 129PDMN618.pdf (доступ свободный).

8. Сопов, В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности / В.Ф. Сопов. - М.: Академический проект, 2005. - 128 с.

9. Хвацкая, Е.Е. Ретроспективный подход в исследовании «двойной» карьеры у спортсменов / Е.Е. Хвацкая, Н.Л., Ильина // Спортивный психолог. -2018.-№ 1. - С. 45-48

10. Woodworth, R. Dynamics ofBehavior, N.Y. / R. Woodworth. - 1958. - 403 p.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, доцент Игнатьев Владимир Петрович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); кандидат исторических наук, доцент Атласова Саргылана Серафимовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МИРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРЕНДОВ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ

Аннотация. В последние годы в сфере профессионального образования происходят изменения, вызванные процессами глобализации и развития информационных технологий. Ежегодно фиксируются основные мировые тренды, оказывающие наибольшее влияние на профессиональное образование. Выявленные тренды характерны для зарубежных вузов, но часть из них имеет отношение и к российской системе высшего образования. При этом некоторые тренды отечественными вузами понимается несколько иначе, чем за рубежом, что отражает нашу специфику. В условиях диверсификации высшей школы Российской Федерации наиболее значимыми трендами в нашей стране являются 5 мировых трендов таких, как «Гибридное обучение», «Программы микроквалификации», «Совмещение учебы с практикой», «Образование в соцсетях» и «Автономное обучение». Целью исследования является определение влияния основных мировых трендов на систему высшего образования России. При написании статьи использовался метод теоретического анализа мировых и отечественных практик подготовки студентов в условиях глобализации системы высшего образования. Представлены материалы зарубежных и отечественных исследователей по выявлению ключевых образовательных трендов в сфере профессионального образования, проведен их анализ и рассмотрено влияние данных трендов на образовательный процесс в российских вузах. Развитие указанных трендов российскими вузами является одним из условий не только повышения качества профессионального образования, но и усиления их конкурентных преимуществ. Показаны возможные пути реализации данных мировых трендов в условиях отечественного высшего образования.

Ключевые слова: образовательный тренд, гибридное обучение, повышение квалификации, практическая подготовка, образование в соцсетях, автономное обучение.

Annotation. In recent years, changes have been taking place in the field of vocational education caused by the processes of globalization and the development of information technologies. The main global trends that have the greatest impact on vocational education are recorded annually. The identified trends are typical for foreign universities, but some of them are also relevant to the Russian system of higher education. At the same time, some trends are understood by domestic universities somewhat differently than abroad, which reflects our specifics. In the context of the diversification of higher education in the Russian Federation, the most significant trends in our country are 5 global trends such as "Hybrid learning", "Microqualification programs", "Combining study with practice", "Education in social networks" and "Autonomous learning". The purpose of the study is to determine the impact of the main global trends on the Russian higher education system. When writing the article, the method of theoretical analysis of world and domestic practices of student training in the context of globalization of the higher education system was used. The materials of foreign and domestic researchers on the identification of key educational trends in the field of vocational education are presented, their analysis is carried out and the influence of these trends on the educational process in Russian universities is considered. The development of these trends by Russian universities is one of the conditions not only for improving the quality of vocational education, but also for strengthening their competitive advantages. Possible ways of implementing these global trends in the conditions of domestic higher education are shown.

Key words: ducational trend, hybrid training, advanced training, practical training, education in social networks, autonomous training.

Введение. Группа учёных Института образовательных технологий Открытого университета в Великобритании проводят ежегодные исследования по анализу образовательных трендов, оказывающих наибольшее влияние на образовательную сферу, но не получивших еще широкого распространения. По результатам проведенных исследований готовится ежегодный публичный доклад Innovative Pedagogy, в котором освещаются 10 самых перспективных с точки зрения членов рабочей группы образовательных тренда [8].

В нашей стране данными вопросами активно занимается Институт образования НИУ ВШЭ, который проводит ежегодные опросы российских респондентов, выясняя какие из 10 выявленных мировых трендов являются наиболее востребованными в Российской Федерации [3]. В 2022 году были опрошены 370 экспертов российского образования, являющихся инноваторами в образовании, а также непосредственных участников образовательного процесса - студентов и школьников из 60 регионов РФ, которые выделили 5 мировых трендов, имеющих перспективу внедрения в нашей стране. При этом часть из этих трендов уже используется в российских вузах.

Изложение основного материала статьи. Больше всего голосов (61,8%) получил тренд «Гибридное обучение». Данный тренд стал очень популярным во всем мире, «благодаря» пандемии 2020 года, когда многие вузы вынуждены были перейти на дистанционную форму обучения. Данное обстоятельство, в отсутствии альтернативы, позволило в довольно сжатые сроки внедрить повсеместно онлайн-обучение, которое сегодня воспринимается всеми участниками образовательного процесса как одна из привычных форм обучения. Между тем, существует огромное количество публикаций зарубежных и отечественных авторов, которые отмечают как положительные, так и отрицательные стороны дистанционного образования. Главной положительной стороной является то, что дистанционное образование снимает временные и пространственные ограничения [2, С. 213]. В качестве основного минуса онлайн-обучения, как правило, отмечается отсутствие тесного социального контакта между участниками образовательного процесса [7, С. 96].

После окончания пандемии и возвращения студентов в аудитории, наработанный вузами практический опыт онлайн обучения вылился в итоге в новый тренд, получивший название «Гибридное обучение». Разберем, что из себя представляет данный термин. Ошибочно понимать его как простое сочетание онлайн-обучения с традиционным, которое часто называют смешанным. Гибридное обучение не является синонимом смешанного, поскольку представляет собой не простое сочетание онлайн и оффлайн обучения. Гибридное обучение - это разное по формам обучение и контроль образовательных результатов для различных групп обучающихся, как находящихся в аудитории, так и участвующих в текущем образовательном процессе в удаленном интерактивном формате.

При гибридной форме обучения существенным образом меняется роль преподавателя, т.к. он из обычного транслятора новых знаний превращается в тьютора, способного одновременно использовать асинхронные и синхронные методы обучения в сочетании с обучением студентов, находящихся на очном занятии в аудитории. Для того чтобы гибридное обучение было эффективным, необходимо проведение следующих мероприятий:

- овладение преподавателями методиками и инструментами синхронного обучения с одновременным использованием офлайн- и онлайн-обучения;

- создание для студентов, обучающимся дистанционно, условий, обеспечивающих полноценное онлайн-обучение;

- разработка гибкого расписания, удовлетворяющего всех обучающихся;

- разработка онлайн-упражнений и онлайн-заданий для студентов, занимающихся в дистанционной форме;

- предварительная запись видеороликов, способствующих повышению интереса к изучаемому предмету посредством усиления визуализации отдельных сложных для понимания тем или направленных на усиление практической компоненты обучения;

- разработка механизмов оценивания текущих знаний и уровня сформированности компетенций обучающихся в удаленном интерактивном формате.

Второй мировой тренд, отмеченный многими российскими респондентами, участвовавшими в опросе НИУ ВШЭ (46,1%), оказался тренд под названием «Программы микроквалификации». В современных условиях, когда с каждым годом темпы внедрения новых технологий во всех сферах человеческой деятельности нарастают в геометрической прогрессии, существующая системы высшего образования уже не поспевает за ними в части подготовки специалистов, отвечающих всё возрастающих требований реального сектора экономики. Поэтому в последние годы во всем мире становятся востребованными программы микроквалификации, позволяющие в сжатые сроки овладеть той или иной квалификацией с целью эффективного выполнения конкретных функциональных обязанностей. В нашей стране данная тенденция получила довольно большое количество сторонников в силу того, что практически во всех российских вузах неплохо развита система послевузовского образования, включающая в себя как краткосрочные курсы повышения квалификации, так и курсы переподготовки, дающие право на ведение профессиональной деятельности по полученной квалификации. Однако отличие программ микроквалификации состоит в том, что они не требуют наличия диплома о профессиональном образовании. Преимущества данных программ по сравнению с бакалавриатом заключаются в том, что они гораздо менее затратны по времени и требуемым финансовым ресурсам. К тому же к работодателю приходят кадры, готовые приступить к исполнению своих обязанностей сразу после получения диплома. Главным минусом данной системы является то, что в итоге получается специалист, узко заточенный под выполнение конкретного функционала, не способный переключаться на выполнение других производственных задач, не имеющий творческого начала, лишенный инициативы и гибкости в принятии решений в сложных производственных ситуациях.

Третий тренд, набравший 38,7% голосов российских респондентов, носит название «Совмещение учебы с практикой». В российских вузах совмещение процесса обучения с практической подготовкой происходит, как правило, во время производственных практик, которые зачастую малоэффективны, поскольку проводятся формально, не достигая целей погружения обучающихся в производственную среду. Причина такой ситуации связана, скорее всего, с тем, что наша страна не переняла опыт европейских стран, которые на уровне бакалавриата уделяют очень серьезное внимание производственной практике на реальном производстве. Например, в образовательную программу подготовки будущих педагогов в нидерландских вузах на третьем курсе включена полугодовая педагогическая практика, которая предусматривает самостоятельную работу студентов в школе в качестве учителей с небольшой заработной платой [1]. В Германии «предприятие направляет своих лучших рабочих в вуз для приобретения высшего профессионального образования без отрыва от производства. Собирается группа, занятия с которой проводятся в вечернее время, по выходным с тем, чтобы рабочий, не прерывая роста своих профессиональных навыков, смог получить свидетельство бакалавра и перейти в разряд инженерно-технических работников» [4, С. 258]. В странах Гвросоюза получило развитие «обучение на рабочем месте (Work-Based Teaming (WBr)) - это приобретение знаний, умений и компетенций посредством практического или рефлексивного обучения в профессиональном контексте» [6, С. 26]. Таким образом, только реальная интеграция образования с практикой может стать гарантом качественной подготовки будущего специалиста, способного к исполнению своих профессиональных обязанностей непосредственно после получения диплома о высшем образовании.

Четвертый тренд «Образование в соцсетях» набрал 37,7% голосов российских респондентов. Это довольно новый тренд для российской действительности, который, однако, развивается быстрыми темпами и в скором времени может составить серьезную конкуренцию устоявшимся образовательным формам. Наиболее популярными соцсетями в молодежной среде сегодня являются Facebook, YouTube, WhatsApp, Instagram, ВКонтакте и Twitter. Современная молодежь уже не представляет своей жизни без гаджетов и для того, чтобы завладеть их вниманием вузы должны будут помимо традиционных методов обучения студентов освоить и данную коммуникационную среду. Социальные сети сегодня используются российскими вузами в основном как средства коммуникации, для оперативной связи, доведения до обучающихся нужной информации, в качестве новостной ленты. В тоже время возможности соцсетей в образовательных целях могут быть использованы гораздо шире, позволяя достичь следующих результатов:

- формирование единого информационного пространства, объединяющего всех участников образовательного процесса;

- создание доступных, открытых качественных порталов с интересным образовательным контентом, включающим видеоролики, рисунки, фотографии, аудиозаписи, документы и другие учебные материалы;

- индивидуализация процесса обучения с учетом образовательных потребностей и потенциальных возможностей обучающихся;

- возможность постоянной информационной и консультационной поддержки образовательного процесса;

- повышение профессиональной компетентности ППС вузов в части эффективного использования информационных технологий;

- повышение информационной грамотности и культуры интернет-коммуникации.

Конечно, у расширения вовлечения соцсетей в образовательный процесс имеется немало противников, которые видят в этом угрозу традиционным классическим методикам обучения [5, С. 68]. Но надо признать, что, несмотря ни на что, данный тренд имеет право на жизнь, т.к. является дополнительным инструментов активизации познавательной деятельности студентов вне стен образовательной организации.

И наконец, пятый тренд, отмеченный 33,2% отечественных респондентов, носит название «Автономное обучение». Данный тренд предполагает глубокую индивидуализацию обучения с большой долей ответственности за образовательные результаты на самом обучающемся, что не характерно для российских вузов, ориентированных преимущественно на коллективное обучение и контроль со стороны преподавателей. Автономное обучение предполагает самообразование и самосовершенствование, степень которых во многом зависит от желаний, устремлений и потенциальных возможностей самого обучающегося. В настоящее время существует огромное количество всевозможных открытых онлайн-курсов на различных платформах МООС (Massive Open Online Courses). При автономном обучении существенным образом меняется роль преподавателя, который превращается в преподавателя-тьютора, преподавателя-коуча и преподавателя-ментора, оказывающего содействие студентам в самостоятельном усвоении предусмотренного образовательной программой учебного материала. Продвижение автономного обучения не в малой степени зависит от развития информационных технологий, открывающих широкие возможности для совершенствования навыков самообразования. Данный навык является одним из основных в будущей профессиональной деятельности любого специалиста с высшим образованием в условиях последующего неформального образования в рамках реализации концепции «Образование через всю жизнь».

Выводы. Таким образом, рассмотрев все 5 основных мировых трендов, которые отметили отечественные респонденты, можно сделать вывод о том, что все они имеют место быть и в нашей российской действительности. Развитие данных трендов ориентировано не только на повышение качества высшего образования посредством включения дополнительных механизмов стимулирования познавательной активности обучающихся, но и является одним из конкурентных преимуществ отечественных вузов.

Литература:

1. Баклашова, Т.А. Цели и основные направления развития практической подготовки будущих учителей в нидерландских вузах / Т.А. Баклашова // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 1. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31497 (дата обращения: 03.03.2023)

2. Кутепова, О.С. Дистанционное образование как метод образования и самообразования / О.С. Кутепова, Л.М. Терентий // Профессиональное образование и общество. - 2022. - № 1 (41). - С. 209-214

3. Мировые тренды образования в российском контексте. - 2023. - URL: https://ioe.hse.ru/edu_global_trends (дата обращения: 19.02.2023)

4. Петрова, М.А. Опыт реализации Болонского процесса в Германии: подготовка бакалавров / М.А. Петрова, И.В. Цивунина // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Т. 15, № 5. - С. 257-258

5. Романов, П.С. Социальные сети и академическая среда Северной Америки / П.С. Романов // Социально-гуманитарные технологии. - 2020. - № 4 (16). - С. 66-72

6. Шмурыгина, О.В. Базовые модели обучения на рабочем месте в профессиональном образовании европейских стран / О.В. Шмурыгина, М.А. Дремина // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория. - 2020. - № 1(1).-С. 25-32

7. Эрштейн, Л.Б. Дистанционное образование: специфика и отличия от очного образования / Л.Б. Эрштейн // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2022. - Т. 6, № 2 (22). -С. 95-101

8. Innovating Pedagogy 2022: Open University Innovation Report 10 / A. Kukulska-Hulme, C. Bossu, К. Charitonos [and others], - Milton Keynes: The Open University. - URL: https://prismic-io.s3.amazonaws.com/ou-iet/5c334004-5fB7-41f9-8570-e5db7be8b9dc_innovating-pedagogy-2022.pdf (дата обращения: 19.02.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат технических наук, доцент кафедры информатики и управления Измайлова Наталия Владимировна

ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского» Министерства обороны РФ (г. Москва); кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики и управления Борисова Наталья Львовна ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского» Министерства обороны РФ (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Малоземов Александр Владимирович

ФГКВОУ ВО «Военный университет имени князя Александра Невского» Министерства обороны РФ (г. Москва)

АДАПТАЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ РОССИИ КАК

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Аннотация. В статье рассмотрены основные педагогические проблемы, возникающие при адаптации иностранных курсантов в процессе обучения в вузах Министерства обороны Российской Федерации, пути их решения, а также приведены результаты опроса иностранных военнослужащих. Авторами делается вывод о том, что вывод о том, что процесс обучения иностранных курсантов образовательных организаций высшего образования, входящих в систему Министерства обороны РФ, имеет ярко выраженную специфику, обусловленную особенностями статуса иностранных военнослужащих в качестве субъектов образовательного процесса. Данные особенности выражаются в наличии объективных затруднений, возникающих при формировании профессиональных компетенций, преодолеть которые представляется возможным исключительно посредством осуществления адаптационных мероприятий в рамках системы личностно ориентированного педагогического сопровождения иностранных военнослужащих.

Ключевые слова: адаптация, обучение иностранных курсантов, принцип доступности обучения, военная субкультура. Annotation. The article discusses the main pedagogical problems that arise during the adaptation of foreign cadets in the process of studying at universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation, ways to solve them, and also provides the results of a survey of foreign military personnel. The authors conclude that the conclusion that the process of training foreign cadets of educational institutions of higher education that are part of the system of the Ministry of Defense of the Russian Federation has a pronounced specificity due to the peculiarities of the status of foreign military personnel as subjects of the educational process. These features are expressed in the presence of objective difficulties that arise in the formation of professional competencies, which can be overcome only through the implementation of adaptation measures within the framework of the system of personality-oriented pedagogical support for foreign military personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.