Научная статья на тему 'Перспективы использования государственно-частного партнерства в маркетинге территорий'

Перспективы использования государственно-частного партнерства в маркетинге территорий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
466
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ / ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС / ОБЩЕСТВЕННО ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дубова Ю. И., Ермолина Л. В.

В основе исследования лежит гипотеза, что государственно-частное партнерство представляет собой перспективный механизм маркетинга современных российских территорий. Для проверки выдвинутой гипотезы авторы исследуют сущность механизма государственно-частного партнерства и выявляют потенциал использования механизмов государственно-частного партнерства для приоритетных проектов в социальной сфере, в первую очередь для приоритетных национальных проектов. В результате проведения исследования авторы подтверждают выдвинутую гипотезу и определяют перспективы использования государственно-частного партнерства в маркетинге территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of using public-private partnership in territorial marketing

The study is based on hypothesis that public-private partnership is a promising marketing mechanism of modern Russian territories. To test this hypothesis, the authors examine the nature of publicprivate partnerships and identify the potential of the use of publicprivate partnerships for priority projects in the social sector, especially for priority national projects. As a result of the study the authors confirm the hypothesis and determine the prospects for the use of public-private partnerships in territorial marketing.

Текст научной работы на тему «Перспективы использования государственно-частного партнерства в маркетинге территорий»

Дубова Ю.И., Ермолина Л.В.

Перспективы использования государственно-частного партнерства в маркетинге территорий// Вестник Самарского государственного университета. н015. № 8 (130). С. 49-54 49

УДК 339.138

Ю.И. Дубова, Л.В. Ермолина *

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В МАРКЕТИНГЕ ТЕРРИТОРИЙ

В основе исследования лежит гипотеза, что государственно -частное партнерство представляет собой перспективный механизм маркетинга современных российских территорий. Для проверки выдвинутой гипотезы авторы исследуют сущность механизма государственно-частного партнерства и выявляют потенциал использования механизмов государственно-частного партнерства для приоритетных проектов в социальной сфере, в первую очередь для приоритетных национальных проектов. В результате проведения исследования авторы подтверждают выдвинутую гипотезу и определяют перспективы использования государственно-частного партнерства в маркетинге территорий.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, маркетинг территорий, инфраструктурный комплекс, общественно значимые проекты.

В XXI веке глобальная конкуренция вышла на новый уровень — сегодня уже не только отдельные предприятия конкурируют между собой, но и целые территории. В сложных геополитических условиях российские предприятия не способны самостоятельно преодолеть барьеры выхода на мировые рынки — для этого им необходима государственная поддержка, выраженная в маркетинге современных российских территорий.

В то же время сегодня ни одна маркетинговая программа развития территории не может быть успешно реализована в регионе, в котором нет благоприятной для инвестиций рыночной конъюнктуры и, что, пожалуй, даже важнее, развитого инфраструктурного комплекса. Большое число проблем, связанных с модернизацией социальной и инженерной инфраструктуры, обновлением жилищно-коммунального фонда, расширением дорожной сети, практически нельзя решить только за счет регионального и местного бюджетов [1].

В данном исследовании выдвигается гипотеза, что для привлечения частного бизнеса в целях развития общественных инфраструктур и инфраструктурного менеджмента целесообразно использовать механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП). Чтобы проверить данную гипотезу, определим сущность механизма государственно-частного партнерства и перспективы использования государ-ственно-частного партнерства в маркетинге современных российских территорий.

Государственно-частное партнерство является своеобразным институциональным и организационным альянсом органов государственной власти и частного предпринимательства с целью проведения в жизнь социально значимых проектов

* © Дубова Ю.И., Ермолина Л.В., 2015

Дубова Юлия Игоревна ([email protected]), кафедра мировой экономики и экономической теории, Волгоградский государственный технический университет, 4000005, Российская Федерация, г. Волгоград, пр. им. Ленина, 28.

Ермолина Лилия Валерьевна ([email protected]), кафедра экономики промышленности, Самарский государственный технический университет, 443100, Российская Федерация, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244.

в широком спектре отраслей деятельности — от функционирования стратегически значимых сфер экономики до оказания социального сервиса в масштабах всего государства или отдельных регионов.

Механизм использования государственно-частного партнерства призван обеспечить, во-первых, возможность реализации общественно значимых проектов в максимально короткие сроки, малопривлекательных для стандартных форм частного инвестирования, а во-вторых, повысить эффективность вышеуказанных проектов посредством участия в них частного предпринимательства, обычно более действенного на рынке, чем институты государства.

Помимо этого, ГЧП обеспечивает сокращение бюджетной нагрузки за счет привлечения частных финансов и отнесения части затрат на пользователей, возможность привлечения к участию в проекте лучших руководящих кадров, техники и технологий, повышение качества обслуживания конечных пользователей услуг. ГЧП позволяет акцентировать внимание государственных органов на наиболее свойственных им управленческих функциях и подстраховать государственные риски за счет перераспределения их между частным бизнесом и властью. Со своей стороны государство реализует правомочия собственника, предоставляет налоговые и иные льготы, гарантии, а также материальные и финансовые средства. Таким образом, ГЧП должно иметь действительно партнерский, равноправный, взаимовыгодный характер (то есть в обязательном порядке должны соблюдаться паритет, баланс обоюдных интересов) [10].

Особенно широкое распространение государственно-частное партнерство получило в транспортной сфере, телекоммуникациях, энергетике, сельском и коммунальном хозяйстве, образовании и здравоохранении и некоторых других отраслях инфраструктуры и социальных услуг. Маркетинг территорий активно использует механизм государственно-частного партнерства для реализации комплексных программ развития региона, в частности, в сельской местности, аграрных районах, где это нужнее всего.

Иными словами, тесное взаимодействие государства и предпринимательства в качестве ключевой цели ставит достижение социальных и экономических перспектив по созданию необходимой среды для функционирования комплекса хозяйства и обслуживания нужд и потребностей населения, обеспечения растущего спроса на товары и услуги, доступность и удобство пользования инфраструктурой.

В условиях нивелирования последствий мирового финансово-экономического кризиса встает проблема дефицита потенциальных вложений в инфраструктуру субъектов Российской Федерации и городов. Это вынуждает государство искать разные варианты механизмов финансирования соответствующих расходов. Ввиду этого все более насущным и острым становится формирование института партнерства государства и предпринимательства как действенного механизма привлечения потока частных инвестиционных ресурсов в социально значимые региональные и локальные проекты. Такой симбиоз на основе осуществления территориальных стратегий обеспечит возможность сохранения достигнутых в предыдущие годы темпов экономического роста, роста эффективности социального сектора, также он способствует качественным трансформациям в национальной экономике и усилению конкурентных позиций как отдельных территорий, так и в целом Российской Федерации [2].

Так, бизнес обеспечивает финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству. При этом обычно внедряются более эффективные методы работы, совершенствуются техника и технологии, возникают новые формы организации производства, создаются новые предприятия, в том числе с иностранным капиталом, налаживаются эффективные кооперационные связи с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированных и хорошо оплачиваемых работников.

Перспективы использования государственно-частного партнерства в маркетинге территорий

Государство, вступая в союз с бизнесом, получает не только снижение нагрузки на бюджет, но и более гибкую и действенную, чем традиционная бюрократия, систему управления проектом, а бизнес — определенный набор гарантий и преференций. Партнерство в этом случае представляет собой некий симбиоз — реализацию возможностей и ресурсов контрагентов — государственного и частного секторов, т. е. каждая из сторон выполняет то, что ей удается лучше всего. Так, ключевым в деятельности правительства является осуществление услуг в соответствии со стратегическими приоритетами. Для частного же сектора определяющим является возможность оказывать услуги по наиболее приемлемой цене [6].

С организационно-правовой точки зрения выделяют следующие признаки ГЧП [8]:

— стороны партнерства должны быть представлены как государственным, так и частным сектором экономики;

— государство и частный бизнес должны быть взаимно заинтересованы в инвестиционном проекте;

— взаимоотношения сторон должны быть зафиксированы в официальных договорах;

— взаимоотношения сторон должны носить партнерский, т. е. равноправный характер;

— стороны должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес;

— стороны должны объединить свои вклады для достижения общих целей;

— при создании партнерства должны учитываться режим иностранных инвестиций, административное право, режим обмена валюты, налоговое право, экологические нормы и т. д.;

— стороны должны распределять между собой расходы и риски, а не участвовать в использовании полученных результатов.

Приведенные факты дают возможность выделить следующие четыре экономических аспекта института государственно-частного партнерства [9].

1. ГЧП является составляющей системы мер регулирования сверху в целях осуществления промышленной политики, стимулирования деятельности в области инноваций, привлечения инвестиций для модернизации инфраструктуры и для социальной сферы.

2. Государственно-частное партнерство в качестве привлечения частного сектора к деятельности по выполнению общественных услуг в таких сферах, как здравоохранение, транспорт, ЖКХ, образование, городское хозяйство и другие.

Частный сектор обеспечивает предпринимательскую инициативу, управление коммерческими рисками, экономию затрат в сжатые сроки реализации проекта. Публичный сектор обеспечивает согласование публичных интересов, дает долгосрочные гарантии установления справедливых тарифов; в случае если тарифы регулируемые, то обеспечивает управление рисками, связанными с социально-экономическим развитием, а также устанавливает стандарты на качество услуг и осуществляет контроль. Таким образом, важную роль играют структурирование и распределение рисков инфраструктурных проектов: они определяются, анализируются, оцениваются и распределяются так, чтобы минимизировать угрозы для разработки, реализации и функционирования проекта [5].

Актуальность использования потенциала механизмов ГЧП для приоритетных проектов в социальной сфере, в первую очередь для ключевых национальных проектов, очевидна.

3. Государственно-частное партнерство в качестве способа привлечения частной инициативы и инвестиций при сохранении государственного контроля над активами (такими, как недра, объекты инфраструктуры, предприятия, имеющие высокое социальное или оборонное значение и т. д.).

Государственно-частное партнерство является альтернативой как государственному предпринимательству (в форме казенных предприятий, унитарных предприятий, акционерных обществ со 100 %-ным государственным капиталом), так и полной передаче соответствующей хозяйственной деятельности в частный сектор, в том числе через приватизацию соответствующих активов [3].

При обозначенном использовании института ГЧП возможно преодоление таких «узких мест», как недостаточное качество управления государственной собственностью, недостаток инвестиционных ресурсов, отсутствие инновационных технологий, низкие экономическая эффективность и налоговая дисциплина.

Преимущество для государства заключается в том, что частные инвестиции направляются для создания, улучшения и эффективного использования государственного имущества, не включенного в свободный хозяйственный оборот, но важного для экономики страны и повседневной жизни граждан [11].

4. Этико-экономический аспект. Собственность дает максимальную отдачу именно тогда, когда она употребляется эффективно, а плоды ее распределяются справедливо и ответственно, вкладываются в социальную стабильность. Если человек создает материальные блага исключительно для себя, своей семьи, своей социальной группы, при этом пренебрегая интересами других, то он преступает нравственный закон и многое теряет в экономическом смысле. Использование собственности в хозяйствовании не должно носить узкоэгоистический характер, противоречить общему интересу. Благосостояние добросовестных предпринимателей и тружеников должно соответствовать их трудовому вкладу, быть следствием создания, рачительного использования и преумножения ими общественно полезных благ. И бизнес, и государство должны исходить из принципа справедливости при принятии экономических решений.

Рассматривая ГЧП как экономическую категорию, государственно-частное партнерство — это новый формирующийся рынок инвестиций, имеющий свои специфические особенности, который тесно связан с инновационной экономикой. Поскольку без инвестиций нельзя реализовывать инновации, а без инноваций нет смысла развивать государственно-частное партнерство, то в полном соответствии с этим ГЧП в системе рынков имеет свои особенности функционирования, свой механизм взаимодействия, свои формы и принципы [12].

В нашей стране уже сформировалась определенная практика государственно-частного партнерства, при этом такие проекты осуществляются в основном на региональном уровне. В сравнении с масштабными и комплексными проектами региональные инвестиционные проекты характеризуются более короткими сроками выполнения и окупаемости, таким образом, они оказываются более результативными, что особенно важно для уменьшения негативных последствий кризиса в субъектах России. Так, сроки выполнения комплексных инвестиционных проектов варьируются от 4 до 15 лет, а региональных инвестиционных — от 2 до 10 лет [4].

Однако, несмотря на то что мировой финансовый кризис негативно отразился на масштабах реализации проектов ГЧП, в регионах, по данным Министерства регионального развития РФ, с начала 2013 года поступило 47 новых заявок от 25 субъектов Российской Федерации на финансирование региональных инвестиционных проектов на сумму более 137 млрд рублей. Эти данные свидетельствуют о заинтересованности субъектов рыночного хозяйства нашей страны в осуществлении новых региональных инвестиционных проектов, призванных оказать положительное воздействие на социально-экономическое развитие регионов [7].

Таким образом, выдвинутая гипотеза доказана в процессе проведения исследования и выявлено, что государственно-частное партнерство действительно представляет собой перспективный механизм маркетинга территорий. В качестве приоритетных направлений использования государственно-частного партнерства в

Перспективы использования государственно-частного партнерства в маркетинге территорий

маркетинге современных российских территорий можно выделить инфраструктурные проекты и проекты, обладающие высокой социальной значимостью.

В заключение следует отметить, что для использования механизмов государственно-частного партнерства в России для маркетинга территорий необходимы не только признание преимуществ такого партнерства обеими сторонами партнерства, но и установление прочных взаимосвязей между ними, а также создание атмосферы доверия, для чего нужна дальнейшая институционализация государственно-частного партнерства в России.

Библиографический список

1. Дубова Ю.И. Концептуальные аспекты регионального маркетинга рекреационных территорий // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2014. Т. 2. № 3-3 (8-3). С. 325-328.

2. Дубова Ю.И. Конкурентоспособность региона // Маркетинг в России и за рубежом. 2013. № 5. С. 68-72.

3. Дубова Ю.И. Институциональный инструментарий повышения маркетинговой привлекательности территории // Современная экономика: проблемы и решения. 2013. № 1(37). С. 139-149.

4. Дубова Ю.И. Современное значение маркетинга для комплексного развития территории // Современная экономика: проблемы и решения. 2012. № 12(36). С. 101-108.

5. Зарубежный опыт реализации государственно-частного партнерства: общая характеристика и организационно-институциональные основы / А.В. Гладов [и др.] // Вестник СамГУ. 2008. № 7(66). С. 43.

6. Ермолина Л.В. Необходимость создания системы учета потребности в предоставлении муниципальных услуг // Актуальные проблемы развития финансово-экономических систем и институтов: материалы и доклады IV межд. научн. конференции: в 2 ч. / под общ. ред. А.Н. Сорочайкина. Самара, 2013. С. 90-97.

7. Кублин И.М., Попкова Е.Г. Проблемы маркетинга в рыночных отношениях // Известия ВолгГТУ. Сер.: Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива): межвуз. сб. науч. ст. 2009. Вып. 9. № 5. C. 74-78.

8. Кублин И.М., Попкова Е.Г. Проблемы маркетинга в рыночных отношениях // Интернет-маркетинг. 2009. Т. 5. № 9. C. 74.

9. Активизация процесса формирования рекреационного капитала при реализации стратегии развития маркетинга территории на основе использования механизмов ГЧП / Е.Г. Попкова [и др.] // Казанский экономический вестник. 2013.№ 5 (7). С. 69-73.

10. Тюкавкин Н.М. Государственно-частное партнерство: понятие, предпосылки возникновения, зарубежный опыт, формы организации, сфера применения, нормативно-правовая база //Аудит и финансовый анализ. 2013. № 1. С. 413-419.

11. Тюкавкин Н.М. Экономический феномен Китая // Вестн. Самар. гос. экон. унта. 2007. № 3 (29), С. 138-142.

12. Тюкавкин Н.М. Методика оценки потенциального банкротства промышленных предприятий. Самара: ООО «Офорт», 2008. 180 с.

References

1. Dubova Yu.I. Conceptual aspects of regional marketing of recreational territories. Aktual'nye napravleniia nauchnykh issledovanii XXI veka: teoriia i praktika [Actual trends of scientific research of the XXI century: theory and practice], 2014, Vol. 2, no. 3-3(8-3), pp. 325-328 [in Russian].

2. Dubova Yu.I. Competitiveness of the region. Marketing v Rossii i za rubezhom [Marketing in Russia and abroad], 2013, no.5, pp. 68-72 [in Russian].

3. Dubova Yu.I. Institutional instrument of increasing marketing attractiveness of a territory. Sovremennaia ekonomika:problemyiresheniia [Modern economics: problems and solutions], 2013, no. 1(37), pp. 139-149 [in Russian].

4. Dubova Yu.I. Modern meaning of marketing for overall development of a territory. Sovremennaia ekonomika: problemy i resheniia [Modern economics: problems and solutions], 2012, no. 12(36), pp. 101-108 [in Russian].

5. Gladov A.V., Martyshkin S.A., Prokhorov D.V., Tarasov A.V., Tyukavkin N.M., Tslaf V.M., Isupov A.M. Foreign experience of realization of public-private partnership: general characteristic and organizational and institutional foundations. Vestnik SamGU [Vestnik of Samara State University], 2008, no. 7(66), p. 43 [in Russian].

6. Ermolina L.V. Necessity of creation of the record keeping system of requirements in the provision of municipal services. Aktual'nye problemy razvitiia finansovo-ekonomicheskikh sistem i institutov: materialy i dokady IVmezhd. nauchn. konferentsii: v 2-kh chastiakh, pod obshchei redaktsiei A.N. Sorochaikina [Topical issues of development of financial and economic systems and institutions: proceedings and reports of the IV international scientific conference: in 2 parts]. Sorochaikin A.N. (Ed.). Samara, 2013, pp. 90—97 [in Russian].

7. Kublin I.M., Popkova E.G. Problems of marketing in market relations. Izvestia VolgGTU. Seriia «Aktual'nye problemy reformirovaniia rossiiskoi ekonomiki (teoriia, praktika, perspektiva)». Vyp. 9: mezhvuz. sb. nauch. st. [Proceedings of Volgograd State Technical University. Series: «Topical issues of reforming of Russian economics (theory, practice, prospect)». Issue 9: interacademic collection of scientific articles]. Volgograd, 2009, no.5, pp. 74—78 [in Russian].

8. Kublin I.M., Popkova E.G. Problems of marketing in market relations. Internet-marketing [Internet marketing], 2009, Vol. 5, no. 9, p. 74 [in Russian].

9. Popkova E.G. [et al.] Activation of the process of formation of recreational capital at realization of the strategy of development of territorial marketing on the basis of using mechanisms of public-private partnership. Kazanskii ekonomicheskii vestnik [Kazan Economic Bulletin], 2013, no. 5(7), pp. 69-73 [in Russian].

10. Tyukavkin N.M. Public-private partnership: notion, prerequisite of ccurence, foreign experience, forms of organization, sphere of application, legal and regulatory framework. Audit i fnansovyi analiz [Audit and financial analysis], 2013, no.1, pp. 413-419 [in Russian]

11. Tyukavkin N.M. Economic phenomenon of China. Vestn. Samar. gos. ekon. un-ta [Vestnik of Samara State University of Economics]. Samara, 2007, no. 3(29), pp. 138-142 [in Russian].

12. Tyukavkin N.M. Methods of assessment of potential bankruptcy of industrial enterprises. Samara, OOO «Ofort», 2008, 180 p. [in Russian].

Yu.I. Dubova, L.V. Ermolina*

PROSPECTS OF USING PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN TERRITORIAL MARKETING

The study is based on hypothesis that public-private partnership is a promising marketing mechanism of modern Russian territories. To test this hypothesis, the authors examine the nature of public-private partnerships and identify the potential of the use of public-private partnerships for priority projects in the social sector, especially for priority national projects. As a result of the study the authors confirm the hypothesis and determine the prospects for the use of public-private partnerships in territorial marketing.

Key words: public-private partnership, territorial marketing, infrastructure complex, socially significant projects.

Статья поступила в редакцию 18/VI/2015. The article received 18/VI/2015.

* Dubova Yulia Igorevna ([email protected]), Department of the World Economy and Economic Theory, Volgograd State Technical University, 28, Lenin avenue, Volgograd, 400005, Russian Federation.

Ermolina Lilia Valerievna ([email protected]), Department of Industrial Economics, Samara State Technical University, 244, Molodogvardeyskaya Street, Samara, 443100, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.