Научная статья на тему 'Перспективы использования амфибийных судов на воздушной подушке в сфере туризма на водном транспорте'

Перспективы использования амфибийных судов на воздушной подушке в сфере туризма на водном транспорте Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1025
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ / СУДА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ / АМФИБИЙНЫЕ СУДА / TOURISM IN WATER TRANSPORT / HOVERCRAFT / AMPHIBIOUS SHIPS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шишкин Валерий Александрович, Окунев Василий Николаевич

На примере Санкт-Петербурга рассмотрены правовые аспекты и технические возможности внедрения амфибийных судов на воздушной подушке в сферу туризма на водном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шишкин Валерий Александрович, Окунев Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal aspects and technical feasibility of introducing amphibious hovercraft in the sphere of tourism in water transport are considered on the example of St. Petersburg.

Текст научной работы на тему «Перспективы использования амфибийных судов на воздушной подушке в сфере туризма на водном транспорте»

Выпуск 2

2. Басов К. А. ANSYS в примерах и задачах / К. А. Басов; под общ. ред. Д. Г. Красковско-го. — М.: КомпьютерПресс, 2002. — 224 с.

3. ANSYS Solutions. — 2006 [рус. ред.]. — № 3: Энергетика. — 56 с.

4. Гаврилюк Р. Н. Материалы межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов / Р. Н. Гаврилюк. — СПб.: СПГУВК, 2010.

5. Румб В. К. Основы проектирования и расчета судового валопровода / В. К. Румб. — 1996.

УДК 629.122 В. А. Шишкин,

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АМФИБИЙНЫХ СУДОВ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ В СФЕРЕ ТУРИЗМА НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ PROSPECTS OF AMPHIBIOUS HOVERCRAFT TOURISM IN WATER TRANSPORT

На примере Санкт-Петербурга рассмотрены правовые аспекты и технические возможности внедрения амфибийных судов на воздушной подушке в сферу туризма на водном транспорте.

The legal aspects and technical feasibility of introducing amphibious hovercraft in the sphere of tourism in water transport are considered on the example of St. Petersburg.

Ключевые слова: туризм на водном транспорте, суда на воздушной подушке, амфибийные суда.

Key words: tourism in water transport, hovercraft, amphibious ships.

д-р техн. наук, профессор, СПГУВК;

В. Н. Окунев,

канд. техн. наук, доцент, СПГУВК

ЖЕГОДНО Санкт-Петербург посещают несколько миллионов российских и иностранных туристов. Яв-

вил в 2009 г. 1,8 млн туристов. Однако туристические перевозки водным транспортом в Санкт-Петербурге все еще развиты недостаточно и значительно уступают европейским городам, имеющим подобный внутригородской водный потенциал. При этом в 2009 г. количество пассажиров на реках и каналах Санкт-Петербурга сократилось на 11 % по сравнению с 2008 г.

ляясь одним из красивейших городов мира, Санкт-Петербург с каждым годом расширяет направления реализации своего туристического потенциала.

По обилию вод Петербург занимает

первое место среди городов Российской Федерации и одно из первых мест в мире. Река Нева, протекающая только в пределах города на протяжении 28 км, около 100 рек, речек, ручьев и проток, свыше 20 каналов общей протяженностью около 300 км.

Среди основных факторов, сдерживающих развитие водного туризма в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, специалисты отмечают: отсутствие современной причальной (портовой) инфраструктуры для приема и обслуживания судов круизного и прогулочно-экскурсионного флота, туристских, прогулочных и спортивных яхт и катеров; плохое навигационное обеспечение;

По данным Ассоциации владельцев

пассажирских судов, охватывающей порядка 90 % рынка водных перевозок, можно судить, что общий объем перевозок на рынке соста-

отсутствие системы сопровождения необходимого уровня — аренды яхт, чартерного флота, специально подготовленных гидов для работы на круизных судах, специально разработанного экскурсионного наземного обслуживания для круизных судов, приемных зон.

Опыт последних лет использования водных пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге показывает, что за навигацию этими услугами пользуются около полумиллиона пассажиров. При этом подавляющее большинство пассажиров, почти 400 тыс. перевозится скоростными судами проекта «Метеор» (пассажировместимость 116-117 человек), доставляющими петербуржцев и гостей города к причалам дворцово-паркового ансамбля «Петергоф», резиденции Президента России в Стрельне, г. Кронштадта.

Для повышения туристической привлекательности, улучшения транспортной доступности районов города и сокращения времени переездов, Правительством Петербурга два года назад разработана «Концепция развития водных пассажирских перевозок». В соответствии с ней небольшие скоростные катера должны ходить с интервалом в 10 минут при времени в пути 10-15 минут. Цена проезда — 50 рублей.

Необходимо отметить, что эти пасса-жироперевозки решают в первую очередь чисто транспортные задачи и не вполне соответствуют туристическим целям. Но их самым уязвимым местом является то, что они обеспечиваются водоизмещающими судами

или судами на подводных крыльях, а поэтому неизбежно имеют сезонный характер. По этой причине эффективность водных пассажирских перевозок на судах такого типа не имеет масштабных экономических перспектив, в том числе в сфере туризма.

Ощутимый вклад в решение транспортных проблем города и расширение реализации туристического потенциала водный транспорт может внести в первую очередь на основе всесезонного применения амфибийных судов на воздушной подушке (АСВП). Для этого имеется достаточно развитая отечественная судостроительная база и конкретные примеры практической реализации пассажирских транспортных систем на основе использования АСВП.

В качестве примера можно привести скоростную переправу через Волгу Нижний Новгород-Бор-Нижний Новгород. Вот уже два года летом и зимой перевозки осуществляют суда на воздушной подушке “Лігоіеі 14” («Пегас 14») компании «Логопром» при стоимости проезда 80 руб.

Ежедневный пассажиропоток с 7:00 до 20:00 составляет 1,5-2 тыс. человек. За 2 года только на маршруте Нижний Новгород-Бор услугами компании воспользовались более 450 тыс. человек.

Скоростные АСВП курсируют в период ледостава и ледохода между российским Благовещенском и китайским Хэйхэ — городами на противоположных берегах р. Амур.

Схема салона рассматриваемого судна приведена на рис. 1.

а

Рис. 1. Схема салона судна на воздушной подушке “ЛігоМ 14”

Выпуск 2

Выпуск 2

Среди преимуществ АСВП ‘АлтоМ 14” производителем отмечаются:

— просторный и комфортабельный салон;

— возможность трансформирования суда в грузовое, пассажирское (14 сидячих и до 8 лежачих мест) и грузопассажирское силами двух человек в течение 15-30 минут;

— улучшенная запатентованная конструкция гибкого ограждения (даже в случае существенного разрыва судно легко продолжит движение);

— экономия топлива, увеличенная дальность хода, разворот на месте (благодаря эффекту быстрого выхода на режим за счет непропорционального отбора мощности вариатором и автоматической системе регулирования давления в подушке);

— дополнительные багажные отсеки;

— сдвижные двери и люк;

— специальные отбойники для уменьшения брызг на лобовом стекле и защиты от торосов;

— обогрев стекла для обеспечения идеальной обзорности в период ледостава и при движении по воде в морозную погоду.

Следует отметить, что стоимость судов типа “Аио1е1;” находится в пределах от 1,5 до 7 млн рублей, в зависимости от пассажиров-местимости. Например, 8-местный “Аио1е1;” стоит 2,1 млн рублей, 14-местный — 4,5, 20местный — 6,9 млн рублей.

В табл. 1 проведено сравнение технических характеристик некоторых современных судов на воздушной подушке, предлагаемых на рынке.

Из данных табл. 1 видно, что в целом суда обладают хорошими мореходными и эксплуатационными качествами и вполне соответствуют требованиям, предъявляемым к судам такого типа применительно не только к рекреационному, но и к спортивному туризму. При этом благодаря высокой скорости становится реальной возможность сочетания загородного базирования по умеренным ценам с проведением обзорных и музейных экскурсий, а также с рыбной ловлей и пляжным отдыхом.

Приведенные выше примеры, а также анализ коммерческих предложений от про-

изводителей АСВП показывают, что проблемы обеспечения перевозчиков современными судами на воздушной подушке, пригодными для осуществления пассажирских перевозок, на сегодняшний день практически не существует.

Однако для практической реализации этих возможностей использования АСВП в сфере водного туризма применительно к Петербургу необходима поддержка правительства города, в частности для выполнения ряда условий в правовом аспекте, а именно необходимо:

1. Откорректировать «Правила пользования водными объектами для плавания на маломерных судах в Санкт-Петербурге», утвержденные Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18 сентября 2007 г. № 1165, в первую очередь, в части п.:

2.7. Скорость движения маломерных судов на водных объектах в Санкт-Петербурге не должна превышать 8 км/ч, а при прохождении мимо плавучих причалов и судов технического флота — 5 км/ч.

2.8. Пользование водными объектами в Санкт-Петербурге для плавания на водных мотоциклах (гидроциклах), скоростных маломерных судах (на подводных крыльях, на воздушной подушке) запрещается.

2. Переработать «Правила навигации по водоемам Санкт-Петербурга» с учетом технических возможностей не только водо-измещающих судов и судов на подводных крыльях, но и АСВП в направлении расширения масштабов их эффективного использования.

3. Разработать проект обустройства навигационной обстановки на водных коммуникациях города, обеспечивающей безопасность и эффективность использования всех видов плавсредств, включая АСВП.

4. Определить места посадки и высадки пассажиров АСВП и решить вопросы их обустройства с обеспечением максимальной совместимости с основными видами общественного пассажирского транспорта.

5. Определить формы и масштабы участия города и бизнес-сообщества в реализации водной системы пассажирских перевозок.

Таблица 1

Сравнение технических характеристик некоторых проектов судов

на воздушной подушке

№ п/п Параметры, ед. изм. Рысь Ирбис Арго СВП-500 Хивус-10 Airojet-4

1 Водоизмещение, т 10,0 11,0 2,6 1,2 1,67 1,1

2 Длина, м 15,1 17,5 8,5 6,9 7,55 5,48

3 Ширина, м 6,2 6,2 4 3,2 3,3 2,08

4 Высота, м 1,9 1,95 1,9 2,9 2,55 1,42

5 Осадка в водоизмещающем состоянии, м 0,2 0,4 0,3 0,3 0,3 0,2

6 Скорость хода, км/ч

по воде 65 60 75 60 70 80

по снегу и льду 90 80 80 75 85 100

по грунту 55 50 60 55 65 70

7 Мореходность (высота волны), м 2,0 1,5 1,2 1,0 1,0 0,5

8 Высота преодолеваемых препятствий, м 0,9 0,8 0,6 0,35 0,35 0,2

9 Ограждение воздушной подушки двухъ- ярусная классич. двухъ- ярусная классич. двухъ- ярусная классич. надувные скеги надувные скеги надувные скеги

10 Материал корпуса сплав 1561 сплав 1561 сплав 1561 сплав 1561 сплав 1561 пластик

11 Тип движителя возд. винт измен. шага возд. винт измен. шага возд. винт измен. шага возд. винт фикс. шага возд. винт фикс. шага возд. винт фикс. шага

12 Экипаж, чел. 2 2 1 1 1 1

13 Пассажировмести-мость, чел. 16 32 9 5 8-10 3

14 Энергетическая установка УМ- МОТОК! (дизель) Deutz (дизель) Ваз 2112 ЗМЗ-53 ЗМЗ-409 Rotax 912

15 Мощность энергетической установки, л/с 3 по 136 2 по 150 2 по 80 85 110 100

И

Выпуск 2

В заключение отметим, что для выполнения этих и других условий в первую очередь необходимо разработать технико-экономический проект создания водной системы пассажирских перевозок, а затем бизнес-план его реализации, что в целом не требует значительных интеллектуальных ресурсов и материальных затрат. Кроме того, необходимо решить целый ряд организационно-правовых вопросов, связанных с соблюдением пограничного и водоохранного режимов,

медицинского и бытового обслуживания и т. д.

Однако можно с уверенностью считать, что эти организационные трудности носят временный характер и широкое применение амфибийных судов в рекреационном и спортивном секторах водного туризма является весьма перспективным направлением развития рынка туристических услуг не только в Санкт-Петербурге, но и во многих других регионах России.

Список литературы

1. Демешко Г. Ф. Проектирование судов. Амфибийные суда на воздушной подушке: в 2 кн. / Г. Ф. Демешко. — СПб.: Судостроение, 1992. — 329 с.

2. Колызаев Б. А. Справочник по проектированию судов с динамическими принципами поддержания / Б. А. Колызаев, А. И. Косоруков, В. А. Литвиненко. — Л.: Судостроение, 1980. — 472 с.

УДК 629.12.001 А. Г. Ляховицкий,

д-р техн. наук, профессор, СПбМТУ;

А. И. Недошивин,

канд. техн. наук, ст. науч. сотрудник,

СПГУВК

СКОРОСТНЫЕ СУДА ДЛЯ ВОДНОГО ТУРИЗМА

HIGH-SPEED BOATS FOR WATER TOURISM

CM

X

U

m

Рассмотрены история, тенденции развития скоростных судов, их использование для водного туризма. Проанализированы возможные направления совершенствования энергетических установок для туристских экранопланов.

A history, tendencies of development of high-speed boats, their use for boating are considered. Probable directions ofperfection ofpower installations for tourist ekranoplans are analyzed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: высокоскоростное судно, туризм, морские круизы, энергетические установки для круизных судов.

Key words: high-speed boat, tourism, sea cruises, ship engines for cruise boats.

АЗВИТИЕ транспортных средств характеризуется неуклонным увеличением их скоростей. Водный транс-

порт не является исключением. В настоящее время наблюдается интенсивное развитие скоростных судов (СС) различного назначе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.