Научная статья на тему 'Перспективы «Исламского государства»'

Перспективы «Исламского государства» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"АЛЬ-КАИДА" / ПАРТИЯ БААС / BA'ATH PARTY / ИГИЛ / ИСЛАМИСТЫ / ISLAMISTS / "ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" / ISLAMIC STATE / AL-QAEDA / ISLAMIC STATE OF IRAQ AND THE LEVANT (ISIL)

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Евсеев Владимир Валерьевич, Зинин Юрий Николаевич

В статье рассмотрены предпосылки возникновения, условия становления и состояние радикальной организации «Исламское государство» (ИГ). Особое внимание уделено захвату исламистами в июне 2014 г. Мосула, что позволило провозгласить так называемый Халифат в северных и западных районах Ирака и на северо-востоке Сирии. Рассмотрена противозаконная деятельность внешних спонсоров исламистов: Турции, Саудовской Аравии и Катара, в том числе существующие источники финансирования «Исламского государства». Сделан вывод, что российско-иранское сотрудничество в борьбе с ИГ способно привести к победе над этой радикальной организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Invincible” Islamic State

The article describes the background, conditions of establishment and the present status of the Islamic State radical organization. The author devotes considerable attention to the takeover of Mosul by the Islamists in June 2014, which is the second most populous city in Iraq. It let them declare the establishment of so called Caliphate in north and west districts of Iraq and North-East Syria. The analysis is given to illegal activities of Islamists` external sponsors: Turkey, Saudi Arabia and Qatar, which gave rise to Islamic State extensively. Formerly, they supported its predecessor Islamic State of Iraq and the Levant. The author shows the funding sources of the Islamic State and assesses the possibilities of its maintenance in near-term. On the ground of this it was drawn an inference that the Russian-Iranian cooperation in the struggle against the Islamic State can lead to victory over this radical organisation. The United States and their allies (partners) in framework of the anti-terrorist coalition cannot do it because they only simulate the struggle.

Текст научной работы на тему «Перспективы «Исламского государства»»

Перспективы «Исламского государства»

Владимир Евсеев Юрий Зинин

Январские теракты 2015 г. в Париже потрясли Европу.

Как отмечает российский эксперт Ю.Б.Щегловин, «удар террористов был нанесён по двум самым болезненным точкам демократической Франции: журналистам, которые считаются «священной коровой», и еврейскому сообществу», жёстко реагирующему на любые формы насилия против своих представителей [1].

Атака террористов выявила высокую степень уязвимости европейской безопасности, основанной главным образом на отражении внешних угроз в рамках НАТО, от подобного рода проявлений исламского радикализма.

Такая уязвимость во многом объясняется дублированием американских ошибок, которые привели, например, к терактам в Бостоне (15 апреля 2013 г.), совершённым Джохаром и Тамерланом Царнаевыми.

Так, Саид - один из братьев Куаши, устроивших бойню в редакции французского сатирического журнала Charlie Hebdo, ранее воевал на стороне исламистов в Сирии, за что отсидел полтора года в тюрьме и был выпущен досрочно, но не за «за хорошее поведение». По некоторым данным, его завербовали французские спецслужбы в качестве осведомителя среди исламистов как внутри Франции, так и в «горячих точках» Ближнего и Среднего Востока.

ЕВСЕЕВ Владимир Валерьевич - кандидат технических наук, старший научный сотрудник, заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ, докторант Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН. E-mail: vlad.evseev@gmail.com

ЗИНИН Юрий Николаевич - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра партнёрства цивилизаций МГИМО(У) МИД России. E-mail: zinin42@mail.ru

Ключевые слова: «Аль-Каида», партия БААС, ИГИЛ, исламисты, «Исламское государство».

Ответственность за эти события в Париже взяли две радикальные организации: «Аль-Каида» и «Исламское государство» (ранее оно называлось «Исламское государство Ирака и Леванта»). При этом следует учитывать, что время и цель проведения операции были выбраны очень точно, а удар нанесён по чувствительным для западного общества точкам. Такой стиль больше характерен для «Исламского государства» (ИГ), которое очень уверенно чувствует себя на информационном поле.

Что это за организация?

Как она возникла и на какие средства существует?

Возможно ли ИГ победить?

Предпосылки возникновения «Исламского государства»

Предпосылки к возникновению «Исламского государства» появились ещё в 2003 г., когда американцы и их союзники силой свергли режим С.Хусейна в Ираке. Этой ситуацией воспользовались как различные внешнеполитические игроки (Иран, Турция, Саудовская Аравия, Катар), так и крупные радикальные (террористические) организации, одной из которых являлась «Аль-Ка-ида».

Наибольшую активность в этом отношении проявил Иран. Опираясь на шиитское большинство иракского населения, он оказывал значительное влияние на правительство в Багдаде. Как следствие, через Ирак были созданы транспортные коридоры для поставок в Сирию военного имущества, топлива, продуктов и предметов первой необходимости, что даже в условиях гражданской войны обеспечило устойчивость власти Б.Асада.

Такая деятельность противоречила интересам турецкой элиты, которая в рамках доктрины неоосма-низма взяла курс на восстановление

влияния на территориях бывшей Османской империи [2]. Первым шагом в этом направлении могло стать установление контроля Анкары над близлежащими районами Сирии и Ирака, включая г. Мосул*.

Как считает известный иракский эксперт, член политической партии «Ад-Даава» А. Муамин, этому способствовали следующие причины:

- усиление в этой области проту-рецких настроений как среди живущих здесь выходцев с Кавказа, так и радикалов-исламистов, включая представителей движения «Братья-мусульмане», ваххабизма и суфийского братства «Накшбандия»;

- серьёзное недовольство шиитской властью в Багдаде со стороны бывших представителей партии БААС, которые смогли проникнуть в иракские силы безопасности, армию и другие структуры, в том числе в суфийские тарикаты (ордена);

- финансовая поддержка турецких амбиций со стороны Дохи в рамках её противостояния с Эр-Риядом [3].

В свете рассматриваемых событий интересы Турции столкнулись не

* С XVI в. по 1918 г. эти территории входили в состав Османской империи.

только с Ираном, но и Саудовской Аравией, которая делала ставку на оппозицию салафитской направленности. Однако Эр-Рияд был больше заинтересован в сдерживании шиитского Ирана, чем достаточно близкой ему суннитской Турции.

Нет полной ясности, как в этом участвовали США. Турция является их союзником, поэтому расширение её влияния на Сирию и Ирак, особенно в случае свержения власти президента Б.Асада, и сдерживание там иранских амбиций полностью отвечало бы интересам Вашингтона. То же самое можно отнести и к близкому партнёру - Катару, который достаточно часто выступает инструментом американского влияния. Кроме того, Вашингтон активно поддерживал исламское движение «Братья-мусульмане» в Египте, что привело там к приходу на пост президента их сторонника - М.Мурси, который 3 июля 2013 г. был отстранён от власти во время военного переворота.

Более сложными являются американо-саудовские отношения.

С одной стороны, Эр-Рияд панически боится Ирана, поэтому видит в Вашингтоне практически своего единственного защитника. Поэтому он держит не менее 800 млрд долл. в банках США, закупает в огромных количествах американское оружие и даже предоставил свою территорию

ЦРУ для размещения беспилотных летательных аппаратов (БПЛА)*. А до 2003 г., т.е. времени свержения С.Хусейна в Ираке, в Королевстве Саудовская Аравия дислоцировалась 10-тысячная группировка войск США. По официальным данным, там сейчас находятся лишь их военные инструкторы [4].

С другой стороны, нефтяная зависимость от Саудовской Аравии тяготила США. Вашингтону приходилось упорно не замечать явных связей ряда исламских фондов королевства с террористическими организациями. До некоторого времени американцы использовали это в собственных целях, но затем, особенно после так называемой сланцевой революции, начали на официальном уровне дистанцироваться от Эр-Рияда, что привело к некоторому ухудшению двусторонних отношений.

По-видимому, незаконная деятельность в Ираке Турции, Саудовской Аравии и Катара не оставалась незамеченной и в Европе. Великобритания, Франция и, возможно, другие европейские государства знали или догадывались об этом, но, по примеру США, предпочитали не вмешиваться. Тогда они были уверены, что американцы полностью контролируют исламистов как в Ираке, так и Сирии. Последующие события показали, насколько они ошибались.

ИГИЛ

Инструментом турецкого и саудовского влияния в северо-западном Ираке и северо-восточной Сирии

стала исламистская террористическая организация «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ).

* База ЦРУ в Саудовской Аравии была создана в 2009 г. для проведения операций против «Аль-Каиды» на Аравийском полуострове, в первую очередь в Йемене. Так, в 2011 г. с помощью БПЛА, размещённых на этой базе, был ликвидирован уроженец США А. аль-Авлаки, который подозревался в связях с террористическими группировками.

Она была образована в середине октября 2006 г. в Ираке в результате слияния одиннадцати радикальных суннитских группировок во главе с подразделением «Аль-Каиды» в Ираке («Каида аль-джихад» в Ираке). Первоначально она получила название «Исламское государство Ирак» (ИГИ). Был принят проект конституции, названный «Уведомление человечества о рождении Исламского государства». При этом ИГИ поставило своей целью захватить суннитскую часть Ирака и превратить её в военизированное исламское суннитское государство, как только из страны уйдут силы международной коалиции во главе с США [5].

В 2010 г. эмиром ИГИ стал один из лидеров «Аль-Каиды» в Ираке А.Б. аль-Багдади. США внесли его в список особо опасных террористов. За его голову была объявлена награда в 10 млн долл.

В апреле 2013 г. при слиянии двух филиалов «Аль-Каиды» - «Исламского государства Ирак» и сирийской «Джебхат ан-Нусра» - была образована организация под названием «Исламское государство Ирака и Леванта», целью которой стало создание исламского эмирата на территории Ливана, Сирии и Ирака. Боевики ИГИЛ присягнули на верность лидеру «Аль-Каиды» А. аз-Завахири.

Однако из-за вражды и регулярных боестолкновений между иракской и сирийской группировками в ноябре 2013 г. аз-Завахири принял решение о роспуске ИГИЛ. С этого времени противостояние в Сирии между «Исламским государством Ирак» и «Джебхат ан-Нусра» только усилилось, что привело к частичному поглощению последней со стороны более успешного ИГИ. В результа-

те противостояния двух исламистских организаций погибло 1,8 тыс. боевиков [6].

Тем не менее «Исламское государство Ирака и Леванта» не вернулось к прежнему названию и продолжало действовать на территории Сирии и Ирака отдельно от «Джебхат ан-Нус-ра». Поэтому в феврале 2014 г. лидер «Аль-Каиды» А. аз-Завахири заявил, что не признаёт принадлежность ИГИЛ к собственной террористической организации.

Изначально ИГИЛ действовало в иракской провинции Анбар (административный центр - Эр-Рамади). В начале января 2014 г. его боевики захватили города Эль-Фаллуджу и Эр-Рамади, поэтому большая часть провинции Анбар оказалась под контролем радикалов-исламистов. Это вызвало ответные действия иракской армии, что вынудило исламистов частично уйти в Сирию. Но боевикам удалось удержать под своим контролем часть иракской территории, включая большую часть городов Эль-Фаллуджи и Аль-Кармаха, а также части городов Хадита, Джурф-Аль-Сахар, Ана, Эль-Кайм и Абу-Грейб.

Очевидно, что ИГИЛ не могло самостоятельно захватить не только провинцию Анбар, но и соседнюю Найнава, включая административный центр Мосул. Этой радикальной организации была нужна военная поддержка. И она была оказана со стороны «Аль-Каиды» в Месопотамии, баасистов, религиозных групп, лояльных прежнему режиму С.Хусейна (боевое крыло «Ассоциации улемов Ирака» во главе с Х. ад-Дари, «Исламская армия», армия суфийского братства «Накшбандия», курируемая И. ад-Дури - близкого соратника

бывшего президента Ирака С.Хусейна, боевые отряды движения «Братья-мусульмане») и отрядов некото-

Захват

Именно захват исламистами в начале июня 2014 г. Мосула, второго по численности населения города Ирака, позволил им провозгласить так называемый Халифат в северных и западных районах Ирака и на северо-востоке Сирии. Его халифом был объявлен лидер ИГИЛ А.Б. аль-Багдади.

В феврале-марте прошлого года этому предшествовали закрытые встречи в Турции, Саудовской Аравии и Катаре. Несмотря на различия позиций этих стран в отношении Египта и движения «Братья-мусульмане», им удалось договориться о координации совместных действий против Багдада и Дамаска, в том числе за счёт активизации гражданской войны между шиитами и суннитами. Это позволяло одновременно ослабить позиции Ирана в Ираке, Сирии и Ливане, что при благоприятном для исламистов развитии событий могло привести к отстранению от власти президента Б.Асада и смене правительства в Багдаде.

Конечно, далеко не все поставленные цели удалось достичь. Тем не менее в мае ИГИЛ организовало наступление на города и населённые пункты вблизи Багдада, что заставило иракские власти ослабить оборону Мосула. Далее каждая сторона, которая вела незаконную деятельность против иракского правительства, сыграла свою роль: Турция предоставила исламистам данные внешней разведки, баасисты - информацию внутри Мосула, Катар - финансовую

рых местных суннитских племён. Это способствовало «неожиданному» успеху ИГИЛ летом прошлого года.

Мосула

помощь, Саудовская Аравия - логистическую поддержку и кадры. Помимо этого, ряд шейхов ваххабитского толка выпустили фетвы в поддержку действий ИГИЛ.

Всё это сделало захват Мосула неизбежным. Непосредственное участие в штурме города приняли 4 тыс. боевиков ИГИЛ и 2 тыс. бойцов «Исламской армии» и других их сторонников. К ним присоединились около 10 тыс. вооружённых и гражданских лиц из самого Мосула, многие из которых ранее служили в органах безопасности, разведке, республиканской гвардии и военных формированиях «Фидаи Саддама».

Силы правопорядка практически не оказали сопротивления исламистам. Так, большинство полицейских добровольно сдали своё оружие, а некоторые даже присоединились к отрядам боевиков. Иначе повела себя иракская армия, которая была представлена двумя дивизиями, дислоцированными в провинции Найнава. Их офицерский состав состоял из суннитов, шиитов и курдов, а сержантский состав - на 50% из суннитов, 30% - из шиитов и 20% - из курдов.

Как следствие, мосульская дивизия под командованием курда отступила, а дивизия, расположенная под Тель-Афаром, оказала исламистам существенное сопротивление. Причина этого состояла в том, что её командир и основная часть офицеров были в основном шиитами [3].

Внутри же Мосула произошёл сговор между верхами местной власти:

военной и гражданской, включая видных офицеров полиции и служб безопасности, против правящей в Багдаде власти. В частности, они активно распространяли различные слухи с целью дезориентации местного населения перед приходом в город боевиков.

В результате ИГИЛ и его вооружённые сторонники, не встретив серьёзного сопротивления, в период с 6 по 10 июня 2014 г. захватили Мосул, включая телевизионную станцию, все правительственные учреждения, банки, важные объекты военного назначения и международный аэропорт, служивший в качестве базы для американских военнослужащих.

Исламистам достались активы ряда местных банков в размере 430 млн долл. наличными и в золотых слитках. Они также выпустили из тюрем 2,4 тыс. заключённых [7], а десятки тысяч арабов-шиитов и курдов бежали в Иракский Курдистан (по некоторым данным, их количество достигло полумиллиона человек).

В это время сотни бывших членов партии БААС переоделись в военную форму времён режима С.Хусейна и организованно приступили к выполнению функций по нормализации жизни в городе. Новую власть в Мо-суле первоначально сформировали представители ИГИЛ, других исламских организаций, партии БААС, местных племён и тех, кто участвовал в заговоре против законной власти.

11 июня боевики ИГИЛ захватили турецкое консульство в Мосуле и похитили 48 турецких сотрудников, дипломатов и членов их семей, включая генерального консула О.Йылмаза и трёх детей.

В связи с этим премьер-министр Турции Р.Эрдоган провёл экстренное совещание с представителями национальной разведывательной организации MIT. После этого турецкие дипломаты (сотрудники) и члены их

семей были отпущены боевиками, что указывает как минимум на наличие устойчивых каналов связи между MIT и ИГИЛ.

В дальнейшем исламисты стали распространять своё влияние на север и восток Ирака и северо-восток Сирии. Одна из главных задач состояла в том, чтобы захватить нефтеносные районы вблизи Киркука. Их опередили иракские курды, чьи вооружённые отряды пешмерга 12 июня установили над городом свой контроль.

Большего успеха боевики ИГИЛ достигли в иракской провинции Са-лах-эд-Дин, где 11 июня при помощи баасистов они захватили административный центр г. Тикрит, а в г. Бай-джи - оружейные склады и местную тюрьму. При этом многие иракские военнослужащие массово сдавались в плен, практически не оказывая вооружённого сопротивления. Ситуация изменилась только после передислокации в этот район элитной 4-й бронетанковой дивизии иракской армии и сил специального назначения «Кудс» Корпуса стражей исламской революции (КСИР) из Ирана.

Только это, а также создание шиитского ополчения и многочисленные авиационные удары иракской армии и сил международной антитеррористической коалиции, созданной в сентябре 2014 г. под руководством США, исключили захват Багдада исламистами.

В дальнейшем иракскому руководству удалось восстановить контроль над некоторой частью своей страны. Этому способствовали следующие факторы:

- высшие духовные авторитеты г. Неджефа, в первую очередь духов-

ный лидер шиитов Ирака Великий аятолла Али Систани, в своих фетвах призвали к джихаду против боевиков «Исламского государства»;

- в Тегеране посчитали своим религиозным долгом защищать святыни шиитов, расположенные на территории Ирака, в том числе силовыми методами;

- ввиду усиления угроз для населения Ирака, попыток организации взрывов его святынь и памятников, физических расправ с религиозными деятелями и простыми жителями произошла консолидация не только шиитов, но и всего иракского общества против радикалов-исламистов;

- значительная часть арабов-суннитов осознала, что именно «Исламское государство» несёт хаос и лишает местное население источников существования, поэтому нужно не только вести с ним вооружённую борьбу, но и продолжать дебаасиза-цию иракского общества;

- внутри ИГ усилилось противостояние между ИГИЛ, стремящегося навязать свою идеологию борьбы с «безбожниками» путём шариатских судов, и партией БААС, господствующей в Военном совете Мосула и следующей секулярной национальной идеологии. Против салафитских установок ИГИЛ выступила и армия суфийского братства «Накшбандия». Ассоциация улемов Ирака, со своей стороны, отвергала монополию ИГИЛ в принятии политических решений и сформировала так называемый Совет революционеров из лояльных ей полевых командиров. Недовольными как ИГИЛ, так и партией БААС оказались и те представители элиты Мосула, которые поддержа-

ли приход боевиков, но потом оказались отстранёнными от реальных рычагов управления «Исламским государством»;

- в США и на Западе в целом осознали опасность ИГ и ошибочность политики Турции, Саудовской Аравии и Катара по его негласной поддержке;

- фетвы священнослужителей в Ираке предписали верующим «отвергнуть претензии новоявленного халифа», муфтий Египта Ш.Алям потребовал от СМИ своей страны и всего арабского мира называть «Исламское государство» «образованием безбожников», а муфтий Саудовской Аравии шейх А.А. аль-Шейх заявил, что идея экстремизма и террора, которые осуществляет ИГ, является врагом № 1 для ислама [8]. В результате исламистские организации оказались перед дилеммой: либо взять на себя ответственность за действия ИГ, либо нет, и тогда вступить в противоречие со своими идейными догматами;

- сменилось правительство Ирака.

С 10 августа 2014 г. премьер-министром страны является Х.Д. аль-Абади, выдвинутый объединением шиитских партий «Иракский национальный альянс». По сравнению с Н.К. аль-Малики он более склонен к консолидации иракского общества.

Об этом свидетельствует, например, подписанное 2 декабря соглашение между центральным правительством страны и руководством Иракского Курдистана по вопросу раздела доходов от добываемой нефти. В противном случае курды угрожали полностью бойкотировать иракское правительство и провести референдум о создании независимого государства.

Согласно подписанному документу, Иракский Курдистан будет добывать в день 550 тыс.

баррелей нефти, включая 250 тыс. баррелей с месторождений вблизи Эрбиля. Ещё 300 тыс. баррелей под контролем курдов будет добываться в окрестностях Киркука. Всю эту нефть по трубопроводу поставят в Турцию, где её продажу осуществит иракская государственная компания 50М0.

Доходы от продажи курдской нефти поступят в государственный бюджет Ирака. В обмен на это Иракский Курдистан будет ежегодно получать 17% доходов из бюджета страны, который в 2013 г. составил около 12 млрд долл. Кроме того, Багдад обязался в течение месяца перечислить Эрбилю 1 млрд долл. на выплату зарплаты работникам аппарата автономии и личному составу вооружённых формирований пешмерга. Всё это не только укрепило единство Ирака, но и существен-

но уменьшило роль Турции как покупателя курдской нефти и природного газа [9].

Сейчас война с ИГ идёт с переменным успехом, что подтверждает, с одной стороны, низкий моральный дух иракской армии, отсутствие необходимой подготовки у шиитского ополчения и их нежелание, как и у курдов, воевать в районах, где проживают арабы-сунниты, а с другой стороны, несомненен более высокий уровень профессиональной и идейной подготовки, управления и снабжения у боевиков-исламистов. В таких условиях война с «Исламским государством» может затянуться на неопределённо долгое время.

Современное состояние «Исламского государства»

Сейчас ИГ представляет собой ники и салафитского, и традицион-

квазигосударство с шариатской ного ислама, а также баасисты, в

формой правления, которое частич- принципе выступающие за строи-

но контролирует территорию «сун- тельство светского государства. Ос-

нитского треугольника»* в Ираке и нову его социальной базы составля-

северо-востока Сирии. Его целью яв- ют арабы-сунниты, чьи права суще-

ляется ликвидация границ, установ- ственно ограничены и в Ираке**, и

ленных в результате раздела Осман- Сирии.

ской империи. Российский эксперт из ИМЭМО

Как было уже сказано, состав этой РАН Н.Рогожина отмечает, что в от-

организации чрезвычайно неодно- личие от «Аль-Каиды», которая суще-

роден, в том числе в религиозном от- ствует за счёт донорских вливаний,

ношении. Там присутствуют сторон- руководство «Исламского государ-

* «Суннитский треугольник» - это условный район на территории Ирака к северу и западу от Багдада, получивший известность ещё до вторжения в страну войск международной коалиции в 2003 г. Он обозначает территорию, на которой преобладают арабы-сунниты (севернее её значительную часть населения составляют курды, а южнее - арабы-шииты). Приблизительными вершинами «суннитского треугольника» являются города Багдад, Тикрит и Ар-Рамади.

** Так, будучи премьер-министром Ирана, Н.К аль-Малики внедрял законы, которые запрещали занимать государственные должности чиновникам «эпохи Саддама», многие из которых были арабами-суннитами. Таким образом, он добился снижения доли суннитов в политических и военных верхах страны. Аль-Малики также крайне жёстко подавлял протесты суннитов и поддерживал негосударственные вооружённые группировки шиитов, которые использовались как карательные отряды для подавления мятежных северных регионов.

ства» избрало стратегию, ориентированную на своё финансовое самообеспечение и независимость от потенциально уязвимого внешнего финансирования [10]. Конечно, это не исключает получение финансовых средств как от аравийских монархий, так и действующих на их территориях исламских фондов. Но такие финансовые источники не играют основной роли в жизнеобеспечении ИГ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время «Исламское государство» - не только самая богатая в мире радикальная организация, но и успешное финансовое предприятие, которое управляется по типу мафиозных структур.

В частности, оно занимается контрабандой, вымогательством, грабежом, похищением людей и продажей женщин в рабство.

Финансовые ресурсы ИГ сейчас оцениваются в 2 млрд долл., что близко, например, к ежегодному бюджету Молдавии, где проживают 3,5 млн жителей. В первую очередь такие ресурсы обеспечиваются за счёт контрабанды нефтью с месторождений, которые находятся под контролем исламистов в Сирии и Ираке.

Общие объёмы её добычи составляют 80 тыс. баррелей в сутки, что приносит доход в размере 60-100 млн долл. в месяц. При этом нефть перевозится автотранспортом на границу с Турцией и продаётся по демпинговым ценам - 25 долл. за баррель. В числе её покупателей выступают посредники из Турции, Сирии, Курдистана и даже Ирана.

Постоянный приток денежных средств приносит и грабёж. Ранее уже указывалось на захват исламистами банков в Мосуле. Помимо этого, «Исламское государство» систематически вымогает финансовые средства у мелких предпринимателей, а также крупных ком-

паний, например строительных, и даже у представителей местной администрации. ИГ также обложило налогом немусульманское население, проживающее на контролируемой им территории, и ввело таможенную пошлину на транспортные перевозки в западной части Ирака.

По данным разведслужб Ирака, похищение с целью выкупа принесло «Исламскому государству» доход не менее 25 млн долл.

Только в апреле 2014 г. исламистам был выплачен выкуп в размере 18 млн долл. в обмен на четырёх похищенных французов.

Расхищение и контрабанда антиквариата обогатили ИГ на 38 млн долл. Ему досталось большое количество оружия и боевой техники, которые США «оставили» иракской армии.

Полученные незаконным путём средства и материальные ценности позволяют «Исламскому государству» не только удерживать под своим контролем население захваченных территорий, но и привлекать на свою сторону новых многочисленных сторонников (на стороне ИГ воюют 15 тыс. выходцев из 90 стран мира).

Огромные финансовые средства дают возможность содержать собственную армию численностью (по разным оценкам) от 36 до 60 тыс. чел.

Каждый из военнослужащих получает ежемесячное вознаграждение 400-600 долл. Причём эта сумма увеличивается пропорционально количеству членов семьи боевика, а её выплаты не прекращаются даже в случае его смерти.

Средства выделяются и на закупку современного вооружения, оказание медицинских услуг, содержание конспиративных квартир, управление подконтрольной территорией, снабжение населения водой и электричеством, а также поддержание дорожной инфраструктуры. Поэтому «Исламское государство» имеет широкую социальную базу.

сл ьо

ьо о

гсиштцнн. 11Г

Карта-схема территории контролируемой группировками «Исламского государства (лето 2014 г)

Поддержку ИГ оказывает и ряд радикальных организаций, действующих на Ближнем Востоке и в Африке.

Среди них можно выделить группировку «Ансар Бейт Аль-Муккадас» на севере Синайского полуострова, которая несёт ответственность за нападения на египетские силы безопасности, тунисскую «Ансар аш-Шариа» и недавно появившуюся в Алжире «Джунд Аль-Халяфа».

В середине июня 2014 г., после захвата Мосула, исламисты опубликовали жёсткий кодекс поведения, который должны соблюдать жители подконтрольных им территорий. Он предусматривает обязательное посещение мечети для всех мусульман, совершение пяти ежедневных молитв, запрещение курения, алкоголя и несанкционированных общественных собраний, выдачу исламистским властям под угрозой смерти бывших иракских полицейских и военнослужащих, а также инструкции женщинам «прилично» одеваться и выходить из дома только по необходимости [11].

В отношении же христиан представители «Исламского государства» заявили, что они могут оставаться на территории ИГ только в двух случаях: перехода в ислам или выплаты ежемесячного налога в размере 250 долл., что превышает средний заработок в Ираке.

Несомненно, что ИГ виновно в массовых преступлениях не только против езидов и христиан, но и мусульман-суннитов и шиитов. Большинство мусульман отвергают трактовку ислама, которое пытается диктовать данная радикальная организация. Но одновременно многие из них не принимают принципов чуждого им образа жизни и культуры, которые навязываются со стороны США и Запада в целом, клеймят бомбардировки иракской и сирийской территории, осуществляемые антитеррористической коалицией. Жертвами их стало большое число мирных граждан, также разрушена инфраструктура обеих стран.

Возможно ли победить «Исламское государство»?

Сейчас против ИГ активно воюют сирийская и иракская национальные армии и отряды курдского ополчения пешмерга при поддержке со стороны России и Ирана, а также США, их союзников и партнёров в рамках антитеррористической коалиции. Раньше уже было отмечено, что правительства Сирии и Ирака, включая Иракский Курдистан, имеют ограниченные возможности по борьбе с исламистами. В таких условиях ключевую роль в борьбе с ИГ приобретают внешнеполитические игроки.

В настоящее время американцы лишь имитируют борьбу против «Исламского государства» в Сирии и ограничивают его влияние в Ираке. Для реализации последней цели президент Б.Обама запросил у конгресса США дополнительное финансирование в размере 5,6 млрд долл., из которых 1,6 млрд долл. должны пойти на снабжение и обучение иракской армии.

Исходя из тактических соображений, Иран такой линии не препятствует. Более того, наблюдается ограниченное военное сотрудничество

между Ираном и США в Иракском Курдистане, где в одних курдских отрядах находятся иранские инструкторы, а в других - американские. И США, и Иран поставляют иракским курдам оружие и оказывают иную, в том числе гуманитарную, помощь.

Несколько иная ситуация наблюдается в остальной части Ирака. Там Иран самостоятельно готовит вооружённые отряды шиитского ополчения, а США обучают иракскую армию и отряды суннитского ополчения. При этом в районе Багдада действуют как подразделения КСИР, так и спецназа США. Чтобы избегать взаимного столкновения, они дислоцируются в различных районах. Помимо этого, по боевикам ИГ наносятся ракетно-бомбовые удары палубной авиацией и БПЛА США (ограниченно - другими участниками антитеррористической коалиции).

При этом в Тегеране отчётливо понимают двойственность политики Вашингтона, стремящегося сохранить потенциал «Исламского государства» для борьбы с дружественными Ирану арабами-шиитами и алавитами (прошиитской сектой в Сирии).

По мнению же арабского автора Х.Суси, США приступили к бомбёжке территорий, контролируемых со стороны ИГ, не ради безопасности и единства Ирака, а во имя собственных интересов в Кувейте и Саудовской Аравии. Причина в том, что руководство «Исламского государства» заявило о своих территориальных претензиях к этим богатым нефтедобывающим государствам [12].

По-видимому, в перспективе ИГ ослабнет как в результате своих внутренних противоречий и конфликтов, так и противостояния с иракской (си-

рийской) армией, курдскими отрядами, шиитским и суннитским ополчением. После этого политика США по отношению к «Исламскому государству» скорее всего существенно изменится.

Вашингтон может даже пойти на скрытую поддержку ИГ с опорой на Саудовскую Аравию, Катар и Турцию. Цель такой политики состоит в том, чтобы максимально затянуть войну с «Исламским государством», ослабляя и истощая Иран и его союзников. Такому курсу Тегеран будет максимально противостоять, задей-ствуя все имеющиеся у него ресурсы. Конечно, он не пойдёт на прямое столкновение с США, но постарается ограничить их влияние в Ираке, Сирии и Ливане.

В случае с Сирией интересы США и Ирана и сейчас противоположны, поэтому там никакого сотрудничества между ними в борьбе с «Исламским государством» не наблюдается. Так, американцы по-прежнему стремятся свергнуть Б.Асада, а иранцы -сохранить его у власти. Однако для Вашингтона сейчас Сирия отошла на второй план по сравнению с Ираком.

При этом в Сирии Вашингтон делал ставку на умеренную оппозицию, которой сейчас практически не осталось. Не так просто там и с курдами, которые не имеют сплошной зоны заселения. Поэтому их поддержка, как в Иракском Курдистане, со стороны американцев невозможна.

В этих условиях США продолжат готовить так называемых умеренных боевиков против Б.Асада в Иордании, но больше будут надеяться, что правящая в Дамаске власть рухнет под давлением социально-эконо-

мических проблем. Следовательно, американцы в Сирии больше занимают выжидательную позицию, а иранцы продолжают оказывать многостороннюю помощь правительству Асада.

Позиции России и Ирана в борьбе против «Исламского государства» в Сирии и Ираке также различаются. Для Москвы больший приоритет имеет Дамаск, которому уделяется основное внимание. Конечно, Ирак ей тоже интересен из-за своей высокой платёжеспособности, но только после стабилизации там ситуации, которая может наступить ещё не скоро.

Ясно, что американское присутствие в Ираке останется, что нужно

учитывать в контексте продвижения здесь Москвой своих национальных интересов.

Исходя из этого, Россия готова продавать оружие иракскому правительству, а Дамаску - поставлять на безвозмездной основе.

Сходная ситуация и в экономической области. В частности, Москва не собирается экономически помогать Багдаду, который имеет значительные запасы нефти, но готова оказывать гуманитарную помощь арабам и курдам. Иной подход наблюдается по отношению к сирийцам. Им Россия оказывает не только гуманитарную, но и экономическую помощь, хотя и не в тех объёмах, как это делает Иран.

Таким образом, если интересы Ирана и США по противодействию «Исламскому государству» совпадают тактически лишь в Ираке, то интересы Москвы и Тегерана в этом случае одинаковы и в Ираке, и в Сирии.

В отличие от американцев россияне и иранцы заинтересованы в ликвидации «Исламского государства» и их союзников, для них объективно выгодно усиление централизованной власти и в Багдаде, и в Дамаске. Россия и Иран поддерживают территориальную целостность обоих государств.

Это говорит о значительном совпадении их интересов в борьбе с ИГ, что будет способствовать российско-иранскому сближению не только в политике, но и экономике и даже военной сфере. Именно такое сотрудничество, а не имитация борьбы с «Исламским государством» со стороны США и их союзников (партнёров) способно привести к победе над этой радикальной организацией.

Против этой победы и на руку ИГ играют противоречия между вовлечёнными в конфликт местными акторами Ближневосточного региона. Они вызваны соперничеством в руководящих инстанциях соседних режимов в их борьбе за влияние, в сведении старых счётов и т.д., а также пестротой и неоднородностью этнорелигиозного и общинного состава рассматриваемых государств: в этих странах существуют значительные анклавы национальных и религиозных меньшинств: христиан разного толка, курдов, туркменов, ези-дов и т.д. К этому нужно добавить разделение местного населения по сунни-то-шиитской и племенной принадлежности, уходящей своими корнями в историю. Всё это нередко порождает взаимное недоверие, настороженность и трения, в том числе на бытовом уровне.

Представляется, что ситуация с ИГ может усугубиться и из-за нефтяного фактора. На фоне обвального падения общемировых цен на нефть КСА и другие аравийские монархии не хотят идти на сокращение своих квот, поскольку себестоимость добычи у них самая низкая в мире, а накопленная финансовая подушка - значительна.

Это в корне противоречит интересам Ирака и Ирана, которые ныне сильно нуждаются в увеличении доходов от продажи нефти. Потенциальные запасы углеводородного сырья этих стран, вместе взятых, больше, чем у лидера в этой сфере - Саудовской Аравии, которая стремится стать поставщиком-монополистом, а себестоимость добычи сырья у всех трёх сравнима. Поэтому не исключено, что разногласия по вопросу о квотах и ценах на нефть между тремя указанными странами могут негативно сказаться на отношениях между ними, что чревато превращением территории, контролируемой ИГ, в площадку для решения их взаимных претензий.

Примечания

1. «Аль-Каида» разрывает связи с «Исламским государством Ирака и Леванта» // Информационный сайт «NEWSru.co.il». Тель-Авив. 2014. 3 февраля // URL: http:// www.newsru.co.il/mideast/03feb2014/qaida_a205.html

2. Багдад и курдская автономия поделили доходы от иракской нефти // ИА REGNUM.

2014. 3 декабря // URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1872698.html

3. Боевики захватили город Мосул на севере Ирака // Международное информационное агентство «России сегодня». 2014. 10 июня.

4. В Саудовской Аравии действует база американских беспилотников. 2013. 6 февраля / / URL: http://russian.rt.com/article/3953

5. Ирак: боевики ввели кодекс поведения для жителей Мосула / / Pусская служба BBC. Лондон, 2014. 12 июня / / URL: http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2014/06/ 140612_rn_iraq_mosul_code.shtml

6. Рогожина H. ИГИЛ и его богатства // Новое восточное обозрение. 2015. 9 января // URL: http://ru.journal-neo.org/2015/01/09/rus-igil-i-ego-bogatstva/

7. Тарасов С. Pоссия, Турция и Иран на путях к новому балансу сил // ИА REGNUM.

2015. 8 января // URL: http://www.regnum.ru/news/polit/1882801.html

8. Террористическая организация «Исламское государство». Досье / / Информационное агентство Pоссии «ТАСС». 2014. 29 декабря.

9. Щегловин Ю.Б. Pазмышления о терактах во Франции. Институт Ближнего Востока. 2015. 13 января // URL: http://www.iimes.ru/?p=23246

10. Egypt there is no Islamic state but ISlL. London. 2014. Aug. 25 // URL: http:// www.middle-east-online. com/?id= 182906

11. Es-Sousy H. Disillusion which is made by USA. London. 2014. Gct. 13 // URL: http:// www.elaph.com/Web/opinion/2014/10/948891 .htm

12. Muamin A. Mosul state and return to Umeya-Gsmanic coalition. Baghdad. 2014. June 17 // URL: http://www.almowatennews.com/index.php/2013-04-19-21-35-13/9101-2014-06-17-10-21-48.html

56

0Б0ЗPEBАТEЛЬ-0BSERVER

2/2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.