Научная статья на тему 'Перспективы инвестиционных фондов домашних хозяйств'

Перспективы инвестиционных фондов домашних хозяйств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / РИСК / УПРАВЛЕНИЕ / ИНВЕСТОР / ТОРГОВЛЯ / ПРИБЫЛЬ / АКТИВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьев К.И.

В связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела в последнее время еще большую актуальность. В работе исследованы особенности формирования инвестиционных портфелей домашних хозяйств и управления ими в условиях ликвидации посткризисных явлений. Рассматриваются пути совершенствования российского финансового рынка как неотъемлемой части процесса реформирования экономики. Автором выявлены проблемы, мешающие устойчивому развитию фондового рынка, обосновываются и предлагаются рекомендации по их устранению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы инвестиционных фондов домашних хозяйств»

39 (81) - 2011

Инвестиционная политика

УДК 336.717

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

К. И. АФАНАСЬЕВ,

аспирант кафедры менеджмента E-mail: afanasyev. konstantin@yandex. ru

В связи с кризисными явлениями в мировой экономике проблема создания эффективной системы управления инвестиционной деятельностью на разных уровнях экономики (федеральном, региональном, муниципальном) приобрела в последнее время еще большую актуальность. В работе исследованы особенности формирования инвестиционных портфелей домашних хозяйств и управления ими в условиях ликвидации посткризисных явлений. Рассматриваются пути совершенствования российского финансового рынка как неотъемлемой части процесса реформирования экономики. Автором выявлены проблемы, мешающие устойчивому развитию фондового рынка, обосновываются и предлагаются рекомендации по их устранению.

Ключевые слова: рынок, риск, управление, инвестор, торговля, прибыль, актив.

Рынок ценных бумаг на сегодня является одним из наиболее динамично развивающихся секторов отечественной экономики. В стране создана инфраструктура фондового рынка, в том числе фондовые биржи, регистраторы, депозитарии, информационные агентства. В условиях развития современного рынка ценные бумаги являются важным источником необходимого капитала для важнейших отраслей реального сектора экономики. И одна из основных проблем в современной теории инвестиций — эффективное формирование и стратегия управления инвестиционным портфелем.

На современном этапе развития рынка ценных бумаг наиболее заметной является тенденция интернационализации. Существенно меняются условия деятельности основных фигурантов этого рынка — эмитентов, инвесторов, профессиональных посредников, институтов саморегулирования,

а также национальных суверенных регуляторов финансовых рынков.

С правовой точки зрения глобализация означает создание относительно равных условий для привлечения как отечественных, так и зарубежных инвесторов для вложения свободных денежных средств в рамках национального проекта и за рубежом. Использование возможностей, определяемых растущим взаимодействием российского рынка с мировым, и ограничение вытекающих из этого рисков — одна из важнейших задач государственной политики на рынках капитала.

Однако фондовый рынок России по-прежнему не может преодолеть ряд серьезных структурных проблем. Несмотря на высокие темпы развития рынка, фонды домашних хозяйств, как и государство в целом, пока не рассматривают институты финансового рынка в качестве основного механизма привлечения инвестиций.

До сих пор нет ясности в вопросе о целесообразности и условиях, в том числе институциональных, вложений государственных средств в ценные бумаги российских корпораций (прежде всего с государственным участием).

Основные проблемы, которые тут можно выделить, — государственное софинансирование добровольных накоплений граждан, пенсионных накоплений, сформированных в рамках обязательного пенсионного страхования, резервов негосударственных пенсионных фондов, а также инвестирование средств государства в акции второго и третьего эшелонов для повышения их ликвидности. Кроме того, высок уровень нерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке. Недостаточно защищены права и законные интересы инвесторов.

Инвестиционная политика

39 (81) - 2011

Долгосрочные инвестиционные ресурсы, предложение которых крайне ограничено, размещаются на финансовом рынке неэффективно, что, в свою очередь, является одним из сдерживающих факторов роста институциональных инвестиций.

Соответственно, основной целью государства, на взгляд автора, должно быть рациональное использование национальных сбережений, формирование эффективного механизма привлечения и перераспределения капитала в российской экономике, стимулирующего инвестиционную активность и усиливающего позиции страны на мировом рынке капитала.

По-прежнему определяющее влияние на состояние российского финансового рынка оказывают иностранные инвесторы. Торговля российскими активами уходит на зарубежные рынки. В условиях полной конвертируемости рубля и все большей интеграции РФ в мировое хозяйство влияние иностранных инвесторов на российский рынок будет усиливаться.

Такое воздействие может быть не только положительным, но и отрицательным, особенно с учетом имеющихся слабостей архитектуры российского фондового рынка. На взгляд автора, важнейшие задачи регулирующих органов в этом сегменте таковы:

• поддержание стабильности на фондовом рынке;

• предотвращение чрезмерного размаха колебаний;

• ограничение интересов спекулянтов за счет повышения информативности цен и прозрачности рынка;

• снижение для корпораций (прежде всего с госучастием) долговых рисков, в первую очередь зарубежных;

• создание страховочной системы для смягчения возможных кризисных явлений на российском рынке в случае мировых экономических потрясений.

Среди ключевых проблем развития российского фондового рынка следует выделить такие.

1. Большое количество фондов домашних хозяйств не считают инвестирование в акции привлекательным. Это мнение видится обоснованным после историй народных IPO (первоначальных публичных предложений акций компании на продажу широкому кругу лиц) Роснефти, Сбербанка России и ВТБ, после огромных падений, минимальных дивидендов и т. д.

Воспользуемся результатами исследования, которое проводила Московская межбанковская

валютная биржа (ММВБ) на эту тему. Они сводятся к тому, что в стране огромное количество финансово безответственных граждан. Люди не очень правильно оценивают риски рынка. Они хотят сдать акции обратно, если они упали в цене, и вернуть деньги.

2. Чрезмерная концентрация рынка акций: 90 % капитализации приходится на десяток компаний, преимущественно топливно-энергетического комплекса; олигополия среди посредников (в некоторых сегментах доминируют 8—10 крупнейших компаний), что создает условия для манипулирования рынком; высокая концентрация собственности в контрольных пакетах и низкая доля акций в свободном обращении.

3. Слабость национальных финансовых посредников (низкая капитализация) по сравнению с иностранными, которые все активнее внедряются в российский рынок.

4. Крайне малое участие населения в операциях на фондовом рынке. Сегодня на бирже ММВБ зарегистрировано 670 тысяч инвесторов, из них примерно 630 тысяч — это физические лица. Из них примерно 120 тысяч — активные инвесторы, т. е. совершают сделку в течение одной недели.

В среднем в докризисный период в 2008 г. биржа регистрировала в неделю 1 900 новых инвесторов. Во второй половине сентября 2010 г., в октябре и ноябре было зарегистрировано по 5—7 тыс. инвесторов в неделю, причем это были не просто регистрации, а купли-продажи: у кого-то — осторожные, связанные с маленькими суммами, у кого-то — крупные.

Сейчас биржа вышла на докризисный уровень, регистрирует в неделю 2 000—2 300 новых инвесторов — физических лиц. Причины такого положения дел:

• низкое доверие населения к российскому рынку ценных бумаг;

• отсутствие в России значительной прослойки среднего класса, без которого появление массового инвестора не представляется возможным;

• недостаточное распространение народных IPO;

• слабость национальных институциональных инвесторов;

• сохранение проблем расчетной инфраструктуры, препятствующих приходу на российский рынок ряда крупнейших консервативных зарубежных инвесторов;

39 (81) - 2011

Инвестиционная политика

• существенное отставание нормативно-правовой

базы и регулирования российского фондового

рынка от практики зарубежных стран.

Законодательная база, регулирующая различные аспекты инвестирования на российском финансовом рынке, до конца не сформирована, что существенно повышает транзакционные издержки. По оценке Международной организации комиссий по ценным бумагам, применяемое в Российской Федерации регулирование в этой сфере лишь частично соответствует принципам этого учреждения. Так, законодательство РФ не позволяет регулятору эффективно препятствовать использованию инсайдерской информации и манипулированию ценами на рынке ценных бумаг. Законодательно не урегулировано проведение сделок с производными финансовыми инструментами, что мешает инвесторам хеджировать рыночные риски, связанные с проведением операций с ценными бумагами в Российской Федерации. Требуют правового обеспечения вложения бюджетных средств в ценные бумаги российских корпораций. По мнению автора, необходимо законодательно ввести налоговое стимулирование инвестиций в акции высокотехнологичных компаний.

Что касается политических рисков развития фондового рынка, то на данный момент внутренние факторы превалируют над внешними. В ближайшие годы такая ситуация сохранится.

В сфере законодательства было принято несколько федеральных законов, которые могут оказать позитивное воздействие на развитие российского финансового рынка.

Первый — Федеральный закон от 27.06.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии с ним на российском финансовом, валютном и товарном рынках вводится контроль за использованием инсайдерской информации и манипулированием рынком.

В документе дано определение инсайдерской информации, выделен круг лиц, относящихся к инсайдерам, сформулированы признаки инсайдерской торговли и тех действий, которые относятся к манипулированию рынком, определены меры по пресечению данных действий. В поправках к Уголовному кодексу РФ и Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях

введена уголовная и административная ответственность за неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком.

Согласно нормативным правовым актам, принимаемым в развитие данного закона, ФСФР России предполагает возложить на фондовые биржи обязанность ежедневно на основе специальных формул производить расчеты по базам данных о биржевых сделках и представлять в ФСФР России информацию о подозрительных сделках.

Второй — Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности». Согласно документу кредитные организации, страховые и иные организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и других организаторов торговли на рынке ценных бумаг, должны публиковать годовую консолидированную финансовую отчетность согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

Это означает, что теперь все эмитенты (а не 20— 25, как ранее), чьи акции допущены к обращению на фондовой бирже, должны публиковать отчетность по МСФО. С 2015 г. обязательной к публикации станет отчетность по МСФО всех корпоративных эмитентов, чьи облигации допущены к торгам на бирже.

Отметим, что данная позитивная практика в ближайшие год-два будет распространена на всех профессиональных участников рынка ценных бумаг и компании, управляющие коллективными инвестициями.

Автор полагает, что необходимо стимулировать эмитентов к тому, чтобы отчетность по МСФО составлялась и раскрывалась на ежеквартальной основе. Это даст возможность проведения полноценного фундаментального анализа как основы принятия инвестиционных решений на внутреннем рынке.

Государственные учреждения стали более активно вмешиваться в вопросы управления инфраструктурными организациями, условий ведения бизнеса, участия в структуре собственности крупнейших банков и инвестиционных компаний. В полной мере оценивать эффективность таких усилий преждевременно, однако уже можно говорить, что на финансовом рынке, как и в других секторах российской экономики, предпринимательская среда становится все более неблагоприятной. Частный бизнес все более явно чувствует на себе риски и повышенные издержки ведения бизнеса в России.

Инвестиционная политика

39 (81) - 2011

Решение проблем фондового рынка требует комплекса адекватных экономических, административных и правовых мер. Ключевой вопрос — кардинальное увеличение притока средств на фондовый рынок от российских фондов домашних хозяйств. Однако, по мнению автора, рассчитывать на существенное увеличение инвестиций российских граждан не приходится, даже если будут улучшены стандарты защиты розничных инвесторов.

В наших условиях недоверие граждан к финансовым рынкам будет в той или иной мере сохраняться долго, тем более что финансовые результаты народных IPO не слишком позитивны для инвесторов. В качестве реального источника увеличения притока российских инвестиций на фондовый рынок можно рассматривать государственных или полугосударственных институциональных инвесторов — Пенсионный фонд, Сбербанк России, ВТБ, другие институты развития.

Перспективы отечественного финансового рынка будут в решающей степени зависеть от того, сможет ли Россия использовать потенциал глобализации в своих интересах. По мнению автора, Россия имеет серьезные шансы для вхождения в лидирующую пятерку мировых экономических держав. Достижение этого результата возможно, если до 2020 г. среднегодовые темпы роста ВВП будут не ниже 5,5 %.

Внешние условия для этого благоприятны: не ожидается драматического падения мировых цен на углеводороды, Россия граничит с новым полюсом мирового экономического роста — Китаем, кроме того, имеет многовекторные и растущие хозяйственные связи с крупнейшими центрами мировой экономики.

С точки зрения внутренних условий приняты решения об экономической стратегии: диверсификация экономики, инвестиции в человеческий капитал, опора на инновации. Ключевой задачей, которую должен выполнять финансовый рынок в России, является обеспечение гибкого межотраслевого перераспределения инвестиционных ресурсов, притока национальных и зарубежных инвестиций на российские предприятия, формирование необходимых условий для стимулирования накоплений и преобразования сбережений в инвестиции.

С учетом специфики формирования регионального рынка ценных бумаг в рамках трансформационной экономики складывающаяся модель должна содействовать достижению следующих целей:

— формирование условий для экономического роста;

— эффективное финансирование дефицита федерального бюджета;

— надежная защита прав инвесторов;

— развитие интеграции регионов России на основе формирования единого цивилизованного фондового рынка;

— стимулирование вложения капиталов российских инвесторов преимущественно в российскую экономику;

— превращение РФ в один из самостоятельных мировых центров фондовой торговли.

Важно сохранить этот курс, верить в собственные силы и возможности успешно конкурировать на мировых рынках.

Список литературы

1. Белозеров С. А. Финансы домашних хозяйств как элемент финансовой системы // Финансы и кредит. 2008. № 1 (289).

2. Бердников Т. Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело // М.: Инфра-М, 2009.

3. Буренин А. Н. Управление портфелем ценных бумаг // Рынок ценных бумаг. 2009.

4. Колесников А. А. Трансформация сбережений населения в инвестиции // Финансы и кредит. 2007. № 14 (254).

5. КотляровМ. А., Ломтатидзе О. В. Направления развития финансового рынка России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 9.

6. О консолидированной финансовой отчетности: Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ.

7. О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ.

8. Рязанов Б. Теории портфельного инвестирования и их применение в условиях российского рынка // Рынок ценных бумаг. 2008. № 2.

9. Торкановский В. С. Рынок ценных бумаг и его финансовая структура. СПб: Комплект. 2008.

ФИНАНСОВАЯ АНАЛИТИКА

проблемы и решения ' 35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.