Vlasenko// the Messenger of the university. - 2015. - №. 11. - Page 90-93.
4. Voronkov V.N. Modern threats of economic security of Russia / V.N. Voronkov// New science: Experience, tradi-
tions, innovations. - 2017. - №. 1-1 (123). - Page 105-109.
5. Kravchenko L.N. Modern threats of economic security of Russia/L. N. Kravchenko, E.O. Hodorenko // Belgorod
economic bulletin. - 2016. - №. 4(84). - Page 36-42.
6. Maximov D.A. To a question of the maintenance of the concept «economic security of the enterprise» and classifica-
tion of threats to security / D.A. Maximov, M.A. Halikov// the International magazine of experimental education. -2015. - №. 3-4. - Page 588.
7. Matveev V.V. A technique of assessment of business risks as set of ways of prevention of probability of emergence
of unplanned expenses in the agricultural organizations /L. N. Vetrova, V.V. Matveev, Yu.L. Kolgushova// Scientific and methodical Concept online magazine. - 2014. - T. 20. - Page 2476-2480. 9. The decree of the Russian President of 13.05.2017 №. 208 «About the Strategy of economic security of the Russian Federation until 2030». - Access mode:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=216629&fld=134&dst=100017,0&rnd=0.0 6371725089905067#044295439923452595.
Е.В. Самаева
доцент кафедры экономики и управления на предприятии, к.э.н.,
Калмыцкий государственный университет
E. V. Samaeva
Ph. D., associate Professor of Economics and management at the enterprise, Of the Kalmyk state University ((samaeva@mail.ru 89054004988)
В.Э. Манжикова
к.э.н., методист отдела взаимодействия с общественностью и маркетинга городского психолого-педагогического центра Департамента образования г. Москвы
V.E. Manzhikova
Ph. D., methodologist of the Department ofpublic relations and marketing of the city psychological and pedagogical center of the Department of education of Moscow
(valentina-kgu@mail.ru 89054004988)
Р.П. Бембеев
Магистрант профиля Экономика фирмы и отраслевых рынков, Калмыцкий государственный университет
R.P. Bembeev
Graduate student profile the Economy offirms and branch markets, Kalmyk state University (bembeev94@gmail.com 89054004988)
А.В. Абушинов
Магистрант профиля Экономика фирмы и отраслевых рынков, Калмыцкий государственный университет
A. V. Abushinov
Graduate student profile the Economy offirms and branch markets, Kalmyk state University (C.o.y.g.08@gmail.com 89054004988)
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Аннотация. Необходимость привлечения инвестиций в регион обуславливает актуальность темы исследования. На современном этапе развития России наблюдается конкуренция регионов между собой за привлечение ресурсов, сюда также относятся и инвестиции. Каждая территориальная зона пытается предлагать наиболее привлекательный продукт в виде внутренних условий для проживания, отдыха или ведения бизнеса, а потребители (к ним относят население, инвесторов, туристов) выбирают ту территорию, которая выгодна для их потребностей.
В статье проанализирована структура инвестиционных вложений Республики Калмыкия. Рассматриваются мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности, которые являются одним из основных разделов по реализации разработанных стратегий и программ социально-экономического развития российских регионов. В помощь инвестору в республике уже работает и модернизированный интернет-портал, развивается инфраструктура поддержки бизнеса, формируется рейтинг муниципальных образований Республики Калмыкия по развитию предпринимательства и привлечению инвестиций. Одним из важнейших вопросов реализации инве-
стиционной политики в муниципальных образованиях станет повышающиеся требования к кадрам.
Annotation. The need to attract investments to the region determines the relevance of the research topic. At the present stage of Russia's development there is competition between regions for attracting resources, this also includes investments. Each territorial zone tries to offer the most attractive product in the form of internal conditions for living, recreation or doing business, and consumers (they include the population, investors, tourists) choose the territory that is beneficial to their needs.
The article analyzes the structure of investment in the Republic of Kalmykia. The measures to increase the investment attractiveness, which are one of the main sections for the implementation of the developed strategies and programs of socio-economic development of Russian regions, are considered. To help the investor in the country is already working and modernized Internet portal, developing business support infrastructure, formed a rating of municipalities of the Republic of Kalmykia for the development of entrepreneurship and investment. One of the most important issues in the implementation of investment policy in municipalities will be the increasing demands on personnel.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, принцип «одного окна», инфраструктура поддержки бизнеса, рейтинг муниципальных образований.
Key words: investment attractiveness, the principle of "one window", the infrastructure of business support, the rating of municipalities.
Введение
Высокая инвестиционная привлекательность является ключевым фактором повышения конкурентоспособности региона, обеспечения высоких и устойчивых темпов экономического роста. На современном этапе развития России наблюдается конкуренция регионов между собой за привлечение ресурсов, сюда также относятся и инвестиции [4].Каждая территориальная зона пытается предлагать наиболее привлекательный продукт в виде внутренних условий для проживания, отдыха или ведения бизнеса, а потребители (к ним относят население, инвесторов, туристов) выбирают ту территорию, которая выгодна для их потребностей. Необходимость привлечения инвестиций в регион обуславливает актуальность темы исследования.
Мероприятия по повышению инвестиционной привлекательности являются одним из основных разделов по реализации разработанных стратегий и программ социально-экономического развития российских регионов. В Республике Калмыкия разработана и успешно реализуется долгосрочная стратегия привлечения инвестиций, которая положила начало системному подходу к вопросам привлечения инвестиций, формирования эффективной инфраструктуры сопровождения инвестиционных проектов, проведения политики активного инвестиционного маркетинга [6].
Республика Калмыкия расположена на юго-востоке европейской части России и входит в состав Южного Федерального округа. В северо-восточной части территория Республики включает участок реки Волга (12 км). На юге Республики на границе со Ставропольским краем расположено Чограйское водохранилище, на востоке - Каспийское море, территория прибрежной зоны составляет 1,4 тыс. кв. км.
Перспективное хозяйственное значение имеют следующие природно-климатические ресурсы:
- пастбищные земли;
- месторождения углеводородного сырья (нефть, газ, конденсат);
- другие минерально-сырьевые ресурсы: строительные материалы (песок, глина, камень-ракушечник), бишофит и агрохимическое сырье (калийные и каменные соли, доломиты);
- гелио- и ветроэнергетические ресурсы;
- туристско-рекреационные ресурсы (благодаря наличию разнообразных природно-ландшафтных условий и специфических социально-культурных объектов) [1].
Оценка инвестиционного потенциала региона
По основным показателям социально-экономического развития: валовому региональному продукту на душу населения, уровню денежных доходов и занятости населения, объему инвестиционных вложений в экономику и другим, - она находится на последних местах среди субъектов Российской Федерации. В структуре инвестиционных вложений РК преобладают инвестиции в нефинансовые активы (80-90%), которые, в свою очередь, практически полностью (около 99%) представлены инвестициями в основной капитал. За 9 месяцев 2017 г. в экономику респуб-
лики привлечено 5 865 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что на 437 млн. рублей больше чем в аналогичном периоде 2016 г. В рамках реализации крупных проектов за 9 месяцев 2017 года создано порядка 140 новых рабочих мест.
По данным Министерства финансов Республики Калмыкия наблюдается рост доходов консолидированного бюджета Республики Калмыкия (получены в размере 8 677,0 млн. руб., что составляет 109,6% к соответствующему периоду 2016 года).
За 2017 год в республике произведен ремонт автомобильных дорог. Улучшение транс-портно-эксплуатационного состояния дорог послужит развитию туристического потенциала республики, позитивно повлияет на инвестиционный климат в части повышения транспортной доступности региона, конкурентоспособность произведенных в республике товаров за счет уменьшения транспортной составляющей в конечной цене продукции [2].
Мероприятия по повышению результативности и эффективности инвестиционной деятельности в республике
С целью повышения результативности и эффективности инвестиционной деятельности в республике 6 июля 2017 года внесены изменения в закон о государственной поддержке и защите прав субъектов инвестиционной деятельности в Республике Калмыкия. Данными изменениями снизили требования к инвесторам по объемам инвестиций с 50-ти до 10-ти млн. рублей для получения мер государственной поддержки. Данные поправки позволят большему числу субъектов инвестиционной деятельности претендовать на государственную поддержку и повысят деловую активность инвесторов в непростых экономических условиях.
По закону инвестор может получить:
- предоставление налоговых льгот, инвестиционного налогового кредита,;
- предоставление в аренду земельных участков и объектов недвижимости, находящихся в собственности Республики Калмыкия, на льготных условиях;
- возможность получения в залог имущества, находящегося в залоговом фонде Республики Калмыкия, при получении кредитов в кредитных организациях.
Специализированная организация Центр развития предпринимательства обеспечивает режим «одного окна» для каждого, кто принял решение об инвестициях в регионе. Этот режим позволяет сократить сроки реализации инвестиционного проекта и снизить административные барьеры. Это первый адрес для инвесторов, которые планируют обосноваться в республике.
В помощь инвестору уже работает и модернизированный интернет-портал об инвестиционной деятельности в республике, где по каналу обратной связи потенциальные инвесторы могут напрямую обратиться к руководству Калмыкии, есть техническая поддержка, открыта электронная форма подачи заявлений, обеспечена техническая возможность подачи документов для получения мер господдержки. Кроме того, на сайтах ресурсоснабжающих организаций теперь есть возможность подачи в электронном виде заявок на подключение к коммунальным сетям, дистанционное заключение договоров, в том числе с помощью электронной цифровой подписи, размещены калькуляторы, позволяющие рассчитать предварительную стоимость подключения к сетям
[3].
В рамках мероприятий по выдаче разрешений на строительство разработана пошаговая инструкция, демонстрирующая последовательность прохождения процедур («калькулятор процедур»), обеспечено предоставление государственных (муниципальных) услуг по выдаче градостроительного плана земельного участка и выдаче разрешения на строительство по принципу «одного окна» в МФЦ.
Наличие подобных каналов связи делает открытым органы власти и формирует положительный инвестиционный имидж региона.
Действуют в республике и другие институты развития, так называемые организации инфраструктуры поддержки бизнеса. Так созданный в 2017 году Центр поддержки предпринимательства осуществляет широкую консультационную поддержку, в том числе с привлечением сторонних экспертов, а также проводит мероприятия по обучению и популяризации предпринимательской деятельности. Планируется, что данное учреждение станет координатором всех организаций инфраструктуры, единой точкой входа для предпринимателей к мероприятиям поддержки.
За текущий год Центром поддержки предпринимательства проведено 39 семинаров, в которых приняло участие 503 субъекта предпринимательства, оказано 972 консультационные услу-
ги, организовано 4 программы обучения, по итогам которых получили повышение квалификации 155 субъекта малого бизнеса, организована 1 конференция в которой приняли участие 63 предпринимателя, организована бизнес-миссия совместно с «Столичным деловым клубом» в городе Москва для 5 СМСП. В ходе бизнес-миссии были организованы деловые встречи с потенциальными партнерами и инвесторами. По итогам было заключено соглашение между Центром от лица предпринимателей и логистической компанией MW Partners.
Центром поддержки предпринимательства проведен Первый Калмыцкий деловой форум «Территория развития». Ключевой темой Форума стало развитие регионов как суббрендов Российской Федерации, инвестиционная привлекательность территории, повышение узнаваемости региона в Российской Федерации и за рубежом, развитие малого и среднего предпринимательства. В работе форума приняли участие ведущие российские эксперты в области маркетинга территорий, бизнеса, спортивного туризма. В дни работы Форума организована B2B выставка «Малый бизнес Калмыкии». Форум посетили более двух тысяч участников.
Также республика приняла участие в 3-ей международной специализированной выставке «Импортозамещение-2017», в ходе которой калмыцкие предприниматели представили свою продукцию.
Республика должна становиться площадкой таких мероприятий и сама быть представлена на всероссийских форумах и выставках такого формата. Аналогия простая и понятная, продвижение региона в целом и регионального бизнеса, произведенной их продукции не может осуществляться в изоляции.
В настоящее время проведены переговоры по проведению в следующем году совместно с Опорой России регионального этапа Национальной премии «Бизнес-Успех» и форум «Территория бизнеса-территория жизни». Форум дает реальную возможность представить свои проекты развития бизнеса, а премия «Бизнес-успех» и народное голосование выбирают лучших из лучших. Премия даст возможность нашим предпринимателям заявить о себе на федеральном уровне, по итогам все финалисты получают призы на развитие своего дела, а также возможность принять участие в федеральном этапе.
Министерство экономики и торговли Республики Калмыкия опробировало в этом году новый формат G2B встреч. Мы - небольшой регион и дистанция между уровнями власти и бизнесом, жителями республики должна быть минимальной. Особенно это касается инвестиций.
При этом самая короткая дистанция, точнее ее не должно быть вовсе, традиционно в муниципалитетах. В социально-экономическом развитии муниципальных образований важнейшую роль играют инвестиционные процессы, проходящие на их территории и уровень развития малого и среднего предпринимательства. Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной и предпринимательской активности, - это дополнительные факторы, позволяющие сделать шаг в экономическом и социальном развитии муниципального образования. Но осуществить задачу экономического развития возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности, стремясь к наиболее полной реализации потенциальных возможностей территории и условий деятельности предприятий [2].
В связи с этим подписано распоряжение о формировании рейтинга муниципальных образований Республики Калмыкия по развитию предпринимательства и привлечению инвестиций.
Рейтинг уже начал работу, более того, известны предварительные итоги за 2017 год. Первое место заняла администрация Элисты, второе - Лаганского района, третье - Ики-Бурульского района. Но конечные результаты станут известны лишь в апреле-мае 2018 года. На муниципальном уровне необходимо создавать муниципальные команды активных управленцев, по аналогии с федеральной программой «Лидеры России», реализуемой РАНХиГС (Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации) и Агентством стратегических инициатив. Напомним, что калмыцкая команда в этом году достаточно успешно выступила в рамках этой программы [3].
Таким образом, оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления по привлечению инвестиций и развитию предпринимательства становится одним из инструментов для выявления относительных преимуществ и недостатков инвестиционного климата муниципальных образований региона и выработки управленческих решений, направленных на повышение и выравнивание уровня социально-экономического развития муниципальных образований.
В текущем году органами местного самоуправления начато внедрение Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании. В связи с чем Министерством экономики и торговли для представителей органов местного самоуправления проводились методологические семинары по вопросам социально-экономического развития.
Одним из важнейших вопросов реализации инвестиционной политики в муниципальных образованиях станет повышающиеся требования к кадрам.
Этому вопросу уделяется пристальное внимание на федеральном уровне. Так, с апреля 2017 года команда от Республики Калмыкия участвует в образовательной программе «Управленческое мастерство: развитие региональных команд» реализуемой совместно Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Агентством стратегических инициатив.
Немаловажным вопросом в работе Правительства Республики Калмыкия является поиск партнеров на международном и межрегиональном уровне.
В настоящее время на стадии согласования находятся проекты Соглашений между Правительством Республики Калмыкия и Акиматом Атырауской области Республики Казахстан о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, между Правительством Республики Калмыкия и Народным правительством Автономного района Внутренняя Монголия (Китайская Народная Республика) о создании механизма регулярных встреч руководителей регионов.
В результате создана компания ООО «Агровенеция» для реализации совместных инвестиционных проектов с итальянскими инвесторами. Цели этого проекта не столько в выходе на огромные объемы, сколько в завоевании репутации региона. Данной компанией планируется строительство завода по производству итальянских сыров. В настоящее время итальянские инвесторы разрабатывают проектную документацию на строительство завода и параллельно осуществляется оформление земельных участков. Также планируется посадка фруктового сада и строительство теплиц по выращиванию овощей в Городовиковском районе Республики Калмыкия.
В непростых внешнеторговых условиях установление прямых контактов между заинтересованными итальянскими и калмыцкими частными и государственными структурами будет способствовать развитию бизнеса, созданию новых взаимовыгодных проектов и расширению двустороннего торгово-экономического сотрудничества.
В 2017 году проинвестировали в поддержку малого бизнеса в регионе 773,7 млн. рублей. Данные средства были профинансированы в рамках взаимодействия с федеральными министерствами экономического развития и сельского хозяйства.
Для региона очень важно развитие туристического потенциала, поскольку данная отрасль может стать драйвером развития во многих смежных отраслях республики. В целях осуществления государственной поддержки субъектов туристской индустрии Республики Калмыкия в 2017 году присуждены гранты Главы Республики Калмыкия на реализацию проектов в сфере внутреннего и въездного туризма на территории Республики Калмыкия.
Благодаря государственной поддержке в 2018 году будет построен Этнографический туристский комплекс в формате юрточного городка. Это актуальный проект, так как в республике отсутствует возможность размещения гостей в национальных жилищах.
Также в 2018 году планируется ввод еще одной современной гостиницы повышенной комфортности уже в европейском стиле. Она строится в шахматном городке «Сити-Чесс» в Элисте и сможет принять единовременно порядка 70 человек. Строительство гостиниц создаст потенциальные возможности для увеличения турпотока в республику, комфортного пребывания туристов, создаст дополнительные рабочие места, а также новые источники доходной части бюджетов республики.
В республике разработана единая стратегия развития туризма. В инвестиционном послании Глава Республики Калмыкия Алексей Орлов информирует «Республика позиционирует себя как национальный регион с самобытной инфраструктурой, значит необходимо все объекты (торговые, гостиничные) реализовывать с использованием национальной символики, чтобы турист мог по одному взгляду в любой точке Калмыкии идентифицировать республику. Есть механизмы - нужно с бизнесом договариваться, наиболее приоритетным проектам - выдавать гранты» [2].
Также принято решение в 2018 году компенсировать часть затрат на оплату электроэнергии, потребленной на производственные (технологические) нужды предприятиям обрабатывающих производств, осуществляющим хозяйственную деятельность на территории Республики Калмыкия.
В республике также поддерживают социально ориентированные некоммерческие организации. В связи, с чем Министерством экономики и торговли Республики Калмыкия объявлен конкурс по отбору программ (проектов) социально ориентированных некоммерческих организаций для предоставления субсидий. В 2017 году финансовую поддержку из республиканского бюджета получили шесть организаций, а в 2018 году финансирование будет увеличено в два раза.
Заключение
Подводя итоги, можно отметить, что делаются базисные шаги, сохраняют поддержку, в том числе финансовую, несмотря на то, что федеральным центром эти расходы не софинансиру-ются. В ближайшем будущем взаимодействие с институтами развития, такими как Корпорация МСП, Фонд развития промышленности, Российский экспортный центр будет служить улучшению условий ведения предпринимательской деятельности.
Таким образом, для повышения инвестиционной привлекательности целесообразно формирование эффективных систем взаимодействия и развитие института государственно-частного и муниципально-частного партнерства в целях инвестиционного развития Республики Калмыкии способствовать долговременному и эффективному сотрудничеству заинтересованных стороны по следующим направлениям[5].
- взаимодействие с частными инвесторами (российскими и зарубежными); -взаимодействие по линии госсектора (взаимодействие с федеральными властными структурами; взаимодействие с региональным и муниципальным уровнями органов исполнительной власти Республики Калмыкии);
- взаимодействие с общественными структурами (калмыцкими землячествами в России и за рубежом);
- развитие внешнеэкономических и культурных связей республики в рамках ЮФО (Южного Федерального Округа) и Российской Федерации, в рамках международного сотрудничества;
- снижение барьеров для инвесторов, в том числе путем выявления и устранения административных барьеров, затрудняющих создание и ведение бизнеса, в том числе организация взаимодействия инвесторов по принципу «единого окна» (разработка регламента сопровождения инвестиционного проекта);
- проведение аудита административных процедур, оказывающих позитивное или негативное влияние на привлечение инвестиций с целью их оптимизации, а также сокращения сроков выдачи разрешений и осуществления иных мер для формирования благоприятной инвестиционной среды города;
- содействие в привлечении средств инвестиционных и венчурных фондов, институтов развития, частных инвесторов, кредитно-финансовых учреждений.
Это является одним из важнейших императивов обеспечения и роста конкурентоспособности региона в средне - и долгосрочной перспективе инвестиционного развития. Источники:
1. Указ Главы Республики Калмыкия от 27.03.2014 N 37 «Об утверждении Инвестиционной стратегии Респуб-
лики Калмыкия до 2025 года»
2. Инвестиционное послание Главы Республики Калмыкия. http://vipstav.ru/smi/67918-investicionnoe-poslame-
glavy-respubliki-kalmykiya.html
3. Министр экономики Зоя Санджиева рассказала о том, что ждет бизнес Калмыкии в 2018 году. http://kalmykiainvest.com/page2108251 .html
4. Бакуменко Б.М. Инвестиционная ситуация в экономике России на современном этапе. В сборни-
ке: Социально-экономические явления и процессы. Тамбовский госуниверситет, Тамбов, 2006. https://elibrary.ru/item.asp?id=12920049
5. Мантаева Э.И. Инвестиционная привлекательность региона становится основным условием для экономиче-
ского роста. http://elista.bezformata.ru/listnews/investitcionnaya-privlekatelnost/42686965/
6. Самаева Е.В., Орловская М. Государственная поддержка малого бизнеса в РФ на современном этапе. В сбор-
нике: Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подходаматериалы (в рамках научной школы Т.Т. Цатхлановой). ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова». 2017. С. 173-174. https://elibrary.ru/item.asp?id=30007004
Sources:
1. The decree of the Head of the Republic of Kalmykia from 27.03.2014 N 37 "On approval of the Investment Strategy
of the Republic of Kalmykia until 2025"
2. Investment message of the Head of the Republic of Kalmykia. http://vipstav.ru/smi/67918-investicionnoe-poslanie-
glavy-respubliki-kalmykiya.html
3. The Minister of Economy Zoya Sanjiyeva talked about the business of Kalmykia in 2018. http://kalmykiainvest.com/page2108251 .html
4. B. Bakumenko. Investment situation in the Russian economy at the present stage. In the collection: Socio-economic
phenomena and processes. Tambov State University, Tambov, 2006. https://library.ru/item.asp?id=12920049
5. Mantaev E.I. The investment attractiveness of the region becomes the main condition for economic growth.
http://elista.bezformata.ru/listnews/investitcionnaya-privlekatelnost/42686965/
6. Samayeva EV, Orlovskaya M. State support of small business in the Russian Federation at the present stage. In the
collection: Economics and management of industries, complexes based on innovative materials (within the framework of the scientific school of TT Tsatkhlanova). FGBOU V "Kalmyk State University named after B. B. Go-rodovikov". 2017. P. 173-174. https://library.ru/item.asp?id=30007004
УДК 338.2
Р.А. Симонян
научный сотрудник НИИ истории, экономики и права
R.A. Simonyan
research fellow research Institute of history, Economics and law
(raf55@list.ru 89885225552)
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация. В статье рассматривается инструменты повышения конкурентоспособности туристско-рекреационных предприятий, а именно использование технологий построения нейронных сетей для обработки большого массива данных. В качестве методов анализа и обработки подобной информации предлагается программный комплекс Deductor Studio Academic 5.3.
Annotation. The article examines tools to increase the enterprise's competitiveness, namely using neural network construction technologies for processing large amounts of data. As a means of analyzing and processing such information, Deductor Studio Academic 5.3 software package is proposed.
Ключевые слова: туризм, моделирование, конкурентоспособность, нейронные сети, образ туриста, конструктор тура.
Key words: tourism, modeling, neural networks, tourist image, tour constructor. На сегодняшний день при разработке туристических продуктов очень важно учитывать и личные предпочтения каждого человека. В начале 21 века вообще не представлялось возможным собирать такого рода информацию, но на сегодняшний день существует достаточное количество инструментов, которые позволяют не только собирать такого рода данные, но и качественно их обрабатывать. Одним из наиболее эффективных инструментов обработки информации являются нейронные сети, которые позволяют работать с большим объемом данных, что особенно актуально в туристско-рекреационной отрасли.
Сегодня туристический рынок заполнен однотипными продуктами, которые являются основными для многих отечественных и зарубежных компаний. Такие продукты практически не учитывают индивидуальных особенностей и предпочтений клиентов, соответственно, не могут в полной мере удовлетворять потребностям туристов. Еще одной проблемой является проблема выбора тура из огромного количества предложений. В данном случае целесообразно уменьшить выборку, исходя из индивидуальных пожеланий клиента. При таком подходе компания предлагает гораздо меньшее количество продуктов, но в предложенном списке отсутствуют те, которые не интересны клиенту.
Для того, чтобы компания могла предложить интересующий клиента продукт, необходимо разработать «образ» туриста, учитывающий множество параметров о нем, который будет сформирован исходя из его предпочтений, индивидуальных особенностей и т.п. С помощью данной информации разрабатывается «образ туриста».
Зачастую информация для обработки, которая была предоставлена туристами, представ-