УДК 330.322(2Чеч)
ББК 65.053(2Чеч)
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНЕ (на примере Чеченской Республики)
Т. Ш. Ахмадова
Для определения приоритетных отраслей экономики Чеченской Республики (далее — ЧР) необходимо выявить потенциал региона, включая промышленно-производственные, интеллектуальные, социально-экономические составляющие, и на основе комплексного анализа определить оптимальный путь развития на долгосрочную перспективу [Программа комплексной стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального округа до 2025 г. 2010: 79]. Устойчивая динамика позитивных изменений в стабилизации общественно-политической ситуации и социально-экономическом развитии Чеченской Республики могла бы способствовать повышению интереса к данному региону как российских, так и иностранных инвесторов [Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 г. 2009: 58].
До последнего времени в экономической науке не было сформировано четкое целостное представление об анализе инвестиций как самостоятельном направлении исследований в рамках экономического анализа. В ходе постановки и решения комплекса задач, относящихся к проблемам реализации долговременных капиталовложений, возникает необходимость аналитического обоснования одновременно финансовых, инвестиционных и операционных решений [Колмыкова 2009: 21].
Цель инвестиционного анализа состоит не только в объективной оценке целесообразности осуществления кратко- и долгосрочных инвестиций, но и в разработке базовых ориентиров инвестиционной политики компании. В условиях ЧР необходимо провести SWOT-анализ, чтобы выявить преимущества и слабые стороны региона при активизации инвестиционной деятельности на его территории [Колмыкова 2009: 22].
По нашему мнению, перспективы дальнейшего развития Чеченской Республики в этой области могут быть связаны с ростом
мирового энергопотребления (углеводородного сырья) и увеличением интереса к региону со стороны иностранных инвесторов; со стабильно высокими темпами роста спроса на внутреннем рынке региона; с реализацией приоритетных национальных и межрегиональных проектов и региональных стратегий крупного бизнеса, способствующих росту капитализации региона; с интеграцией транспортной и энергетической систем региона как в общероссийскую, так и в глобальную сеть; с ускоренным развитием «городского узла» — Грозного и близлежащих городов, с акцентом на инновационные кластеры, образование и технологически сложные производства; с увеличением степени переработки природных ресурсов и развитием соответствующих кластеров, включая увеличение доступа малых и средних компаний к сырьевым ресурсам и продукции первичной переработки; с развитием специализированного образовательного кластера при использовании имеющегося потенциала образовательных и научных учреждений региона; с развитием кластеров и сфер, связанных с производством продукции и услуг для ресурсодобывающих и перерабатывающих секторов, включая поставщиков оборудования комплектующих и связанных услуг; с развитием новых секторов и кластеров, связанных с технологиями охраны окружающей среды и энергосбережением, а также с потребительскими товарами и услугами (пищевая промышленность, строительные материалы и др.); с развитием туризма на Юге России.
Слабыми сторонами в развитии экономики Чеченской Республики являются: дефицит квалифицированных кадров, высокий уровень безработицы; низкая добавленная стоимость продукции, значительные издержки производства, в том числе обусловленные высокими тарифами на электроэнергию; неразвитость финансовой инфраструктуры, низкий уровень инновационной активности, диспропорции тер-
риториального развития [Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 г. 2009: 72].
Основными факторами ограничения в развитии Чеченской Республики выступают: повышение конкуренции на мировом рынке углеводородов; возможность высокого уровня инфляции в национальной экономике в связи с мировым финансово-экономическим кризисом; структурный дисбаланс рынка труда, высокая дифференциация уровня жизни населения, рост теневой экономики [Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 г. 2009: 74].
В целях разрешения вышеуказанных проблем в Чеченской Республике сформирован пакет приоритетных инвестиционных проектов с объемом инвестиций более 149 млрд рублей, а также определен перечень наиболее приоритетных инвестиционных площадок. Приняты нормативные правовые акты, которые гарантируют инвесторам максимальную защиту прав инвесторов и реальную поддержку со стороны государства, в числе которых Закон Чеченской Республики «Об инвестициях и гарантиях инвесторам в Чеченской Республике»; Постановление Правительства Чеченской Республики «О залоговом фонде Чеченской Республики» [Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 г. 2009: 59]. Ведется активное позиционирование республики на ведущих мировых площадках по продвижению инвестиционных проектов и привлечению инвестиций.
В список приоритетных для Чеченской Республики проектов вошло строительство 40 мини-ГЭС суммарной мощностью 100 мегаватт. Запуск каскада ГЭС на реке Аргун позволит республике обходиться собственной энергией даже во время пиковых нагрузок. Электроэнергией будут обеспечены до 500 тысяч жителей сел и городов.
В сфере развития промышленности важен проект стоимостью 325 млн рублей, направленный на организацию производства светодиодных осветительных приборов, который планируют реализовать в Заводском районе Грозного. В то же время четыре крупных российских банка заявили, что заинтересованы в кредитовании строительства завода литиево-ионных аккумуляторов стоимостью 2,5 млрд рублей. В сфере легкой промышленности запланировано открытие обувного и кожевенного заводов.
Что касается отрасли АПК, то в перечень приоритетных предложений вошло строительство комбината детского питания на территории Октябрьского района Грозного, рисоперерабатывающего комплекса и консервного завода. Первый проект оценивается в 1,3 млрд рублей, возможно, он получит софинансирование Инвестиционного фонда РФ.
Инвестиционную деятельность на территории Чеченской Республики активно ведут естественные монополии. В 2008 г. подразделениями ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», РАО «ЕЭС России», НК «Роснефть» было предусмотрено инвестирование в экономику Чеченской Республики 7 133,0 млн рублей, в том числе в производственную сферу — свыше 5 700 млн рублей. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и Закрытое акционерное общество «Инновационный строительный технопарк „Казбек“» подписали кредитное соглашение о предоставлении республике 4,4 млрд рублей сроком на 9,5 лет. Согласно документу, кредитные средства будут направлены на финансирование проекта строительства первого инновационного технопарка на территории Чеченской Республики, объединяющего комплекс четырех взаимосвязанных производств современных строительных материалов: блоков и плит из газобетона, фиброцементных плит, сухих строительных смесей и строительной извести.
Проект включен в перечень приоритетных проектов Чеченской Республики, а также в перечень перспективных проектов Стратегии развития Северо-Кавказского Федерального округа до 2025 г. Целью его реализации является обеспечение строительного рынка СКФО качественными и доступными по цене строительными материалами на базе освоения собственных минерально-сырьевых ресурсов региона. В связи с высокой значимостью данного проекта для социально-экономического развития СКФО ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» также примет участие в реализации проекта путем вхождения в уставный капитал заемщика. Общая стоимость проекта составляет 5 млрд рублей. Кредит «Внешэкономбанка» планируется направить на приобретение иностранного оборудования, строительство основных производственных объектов проекта, создание необходимой инфраструктуры.
Реализация соглашения будет способствовать: созданию более 250 новых рабочих мест, а также увеличению занятости в смежных отраслях более чем на 2 тыс. человек; внедрению инновационных ресурсосберегающих технологий в строительную отрасль республик Северного Кавказа; успешной реализации государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации» на Северном Кавказе, в том числе за счет снижения себестоимости строительства жилья не менее чем на 30 %; созданию дополнительного источника налоговых поступлений в бюджет Чеченской Республики.
Одним из свидетельств стабилизации общественно-политической ситуации в Чеченской Республике является строительство жилья за счет внебюджетных источников. Как полноправный субъект Российской Федерации Чеченская Республика уделяет особое внимание развитию межрегионального сотрудничества. Чеченская Республика имеет договорные отношения с 44 субъектами Российской Федерации. Укрепление межрегиональных интеграционных связей стимулирует взаимовыгодные для всех сторон инвестиции, внедрение инноваций, более эффективное разделение труда и рост его производительности, повышение уровня жизни населения.
Между Правительством Чеченской Республики и южнокорейской фирмой «КоЧен» заключен контракт на реализацию инвестиционного проекта по строительству и эксплуатации модульного кирпичного завода мощностью 35 млн штук условного кирпича в год с ориентировочным объемом инвестиций 15 млн долларов США.
В целях дальнейшего развития инвестиционной деятельности руководством Чеченской Республики проводится работа, направленная на налаживание взаимовыгодных экономических отношений с деловыми кругами России и зарубежья. В частности, реализованы два совместных инвестиционных проекта: предприятие «Электропульт — Грозный» по производству современного высоковольтного и низковольтного оборудования, а также организация совместного производства на базе ГУП «Электромеханический завод» по производству лифтов [Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 г. 2009: 62].
В последние годы наблюдается значительный рост объема инвестиций в регионы СКФО, но, тем не менее, объем частных инвестиций на душу населения остается в республике самым низким среди федеральных округов России.
Распределение инвестиций по регионам очень неравномерно. Так, Республика Дагестан, Чеченская Республика и Ставропольский край по этому параметру вполне сопоставимы с регионами Центрального Федерального округа, тогда как остальные регионы сильно отстают.
Доля государства в структуре инвестиций в регионы СКФО очень существенна, в среднем она составляет примерно 40-50 % от общего объема (при среднем показателе по РФ около 30 %). В ЧР этот показатель превышает 90 % [Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального округа до 2025 г. 2010: 79]. При этом важно отметить, что инвестиции направлены не на развитие «реального» сектора экономики, а на социальные проекты и мероприятия.
Возможность экономической кооперации республик Северного Кавказа стратегически базируется на основе определения «точек роста», на особенностях экономических потенциалов для стабильного и поступательного развития территории, охватывающей Северо-Кавказский экономический район и обеспечивающей увязку интересов бизнеса и населения через выработку различных производственных, инвестиционных, социальных проектов, региональных и межрегиональных программ.
Стоимость строительства региональной мультисервисной сети в Чеченской Республике составит 1,8 млрд руб., выделенных из федерального бюджета, согласно постановлению Правительства РФ. Мультисер-висными называют сети, поддерживающие передачу голоса, данных и видеоизображений. Проект «Мультисервисная сеть Чеченской Республики» включает в себя как собственно строительство, так и проектно-изыскательские работы. Исходя из вышеуказанного постановления, к 2013 г. в рамках проекта будут возведены 44 базовые станции, 15 зданий узлов доступа, 13 земных станций спутниковой связи, 52 пункта широкополосного радиодоступа, создана мультисервисная сеть связи пропускной способностью 10 Гбит/сек и проложена волоконно-оптическая линия связи протяженностью 372 км.
В основе аналитического обоснования при принятии управленческих решений инвестиционного характера лежат оценка и сравнение объема предполагаемых инвестиций и будущих денежных поступлений. Общая логика анализа с использованием формализованных критериев состоит в сравнении величины требуемых инвестиций с прогнозируемыми доходами. Поскольку сравниваемые показатели относятся к различным моментам времени, ключевой становится проблема их сопоставимости [Кол-мыкова 2009: 23].
Низкий показатель частных инвестиций в СКФО обусловлен, на наш взгляд, несколькими причинами, среди которых высокие риски, недостаток инфраструктуры и стимулов для инвесторов; отсутствие крупных инвесторов на внутреннем рынке; недостаток компетенций и средств на проработку проектов у предприятий и предпринимателей регионов СКФО; неразвитый сектор предпринимательства.
Наибольшая доля инвестиций в СКФО приходится на транспорт и связь. На втором и третьем местах — производство и распределение электроэнергии, газа и воды, операции с недвижимым имуществом. В целом структура инвестиций по регионам СКФО похожа. Однако стоит отметить, что в Республике Ингушетия, в которой инвестиции в сферу государственного управления составили 58 %, доля инвестиций в промышленность и сельское хозяйство — меньше 2,5 % [Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального округа до 2025 г. 2010: 80].
Традиционно под инвестиционной привлекательностью понимается наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств [Колмыкова 2009: 158].
Основные преимущества при создании благоприятного инвестиционного климата на территории Чеченской Республики: наличие в структуре потребления населения
высокой доли продукции, ввозимой из-за пределов республики (по экспертным оценкам — до 90 %), делает потенциально конкурентоспособными практически любые инвестиционные проекты, связанные с импорт замещением и направленные на удовлетворение местного спроса; ресурсносырьевая база позволяет осуществлять проекты в области нефтедобычи и нефтепереработки, добычи и переработки попутного газа, различных строительных материалов; лесной фонд Чеченской Республики характеризуется высокой долей ценных пород древесины, что может быть использовано для организации деревоперерабатывающей и мебельной промышленности; климатические условия в Чеченской Республике способствуют развитию многих секторов агропромышленного комплекса; невысокая стоимость рабочей силы делает более конкурентоспособной реализацию на территории республики проектов сторонних инвесторов [Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 г. 2009].
Таким образом, компетентное осуществление политики инвестиционной привлекательности как экономической категории, характеризующейся эффективностью использования имущества предприятия, его платежеспособностью, устойчивостью финансового состояния, способностью к развитию на базе повышения доходности капитала, технико-экономического уровня производства, качества и конкурентоспособности продукции, является востребованным в настоящее время, а также будет применимо в будущем в экономике республики.
Литература
Косиков И. Г., Косикова Л. С. Социально-экономический справочник. М., Микронпринт, 1999. 304 с.
Колмыкова Т. С. Инвестиционный анализ. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2009. 204 с. Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского Федерального округа до 2025 г. М., 2010 [электронный ресурс] // иКЬ: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles
/175166 (дата обращения: 01.09.2013). Стратегия социально-экономического развития Чеченской Республики до 2020 года. Грозный, 2009 [электронный ресурс] // иКЬ: http://www.apchr.ru/npa/
govern_posts/2010/202.pdf (дата обращения: 01.09.2013).