Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМУ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМУ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митусова Елена Юрьевна

Сегодня в России уделяется значительное внимание вопросам совершенствования налоговой системы в целом и налогового контроля в частности, применяется передовой опыт зарубежных стран, анализируются мировые тенденции в сфере налогообложения. Сокращение роли последующего выездного контроля на фоне роста эффективности текущего и предварительного контроля, а также усиление его аналитической составляющей с помощью новейших программных решений приведут к минимизации расходов на осуществление налогового контроля и максимизации его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF INTEGRATION OF OPERATIONAL CONTROL IN THE SYSTEM OF FISCAL CONTROL

Today, Russia pays notable attention to the issues of improving the tax system in general and tax control in particular, applies the best practices of foreign countries, analyzes global trends in the field of taxation. Reducing the role of subsequent exit control against the background of increasing the effectiveness of current and preliminary control, as well as strengthening its analytical component with the help of the latest software solutions will lead to minimizing the costs of tax control and maximizing its effectiveness.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМУ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ»

Налогообложение

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНТЕГРАЦИИ ОПЕРАТИВНОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМУ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Е. Ю. МИТУСОВА

Сегодня в России уделяется значительное внимание вопросам совершенствования налоговой системы в целом и налогового контроля в частности, применяется передовой опыт зарубежных стран, анализируются мировые тенденции в сфере налогообложения. Сокращение роли последующего выездного контроля на фоне роста эффективности текущего и предварительного контроля, а также усиление его аналитической составляющей с помощью новейших программных решений приведут к минимизации расходов на осуществление налогового контроля и максимизации его эффективности.

Ключевые слова: налоговый контроль, оперативный контроль, налоговые поступления, налоговый мониторинг, межведомственное взаимодействие. JEL H20, H29, Ш0.

Современные бизнес-процессы постоянно изменяются, усложняются, приобретают новые формы и уходят в онлайн-среду. В таких условиях действующая система налогового контроля нуждается в постоянном развитии существующих форм и методов и совершенствовании технической базы. В наибольшей мере это обусловлено следующими обстоятельствами.

Во-первых, основные из существующих форм налогового контроля (камеральные и выездные проверки) имеют ограниченную эффективность, поскольку являются мероприятиями последующего контроля и проводятся после окончания налогового периода на базе сформированной и представленной налогоплательщиком отчетности. Кроме того, Налоговым кодексом Российской Федерации строго ограничены разумная периодичность и глубина проверок.

Во-вторых, существующая система последующего налогового контроля, предполагающая выполнение налогоплательщиком весьма трудоемких обязанностей по представлению запрошенной информации и документов, порой за большой период времени, крайне об-

ременительна для бизнеса и связана со значительными неудобствами, увеличивая административную нагрузку на плательщиков.

Поэтому очевидной становится необходимость использования такой формы налогового контроля, которая позволит осуществлять надзор за добросовестным исполнением налогоплательщиком своих обязанностей в режиме реального времени, но при отсутствии дополнительного давления на бизнес. На сегодняшний день в практику уже внедрена система онлайн-касс, позволяющая налоговым органам практически в режиме реального времени получать информацию о расчетах, осуществленных в электронном виде. Кроме того, планируется к реализации внедрение в проект контрольно-кассовой техники искусственного интеллекта, что позволит проводить глубокую аналитику на основе наименований товарных позиций, в том числе определять реальный вид деятельности налогоплательщика и доначислять налоги исходя из более реальных оборотов компаний. В 2021 г. на основе он-лайн-касс будет реализован новый налоговый режим «УСН-онлайн», который позволит от-

Митусова Елена Юрьевна, старший государственный налоговый инспектор Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 9 (Москва), e-mail: mitusova1996@mail.ru

казаться от подачи декларации налогоплательщиками1. Новая система «УСН-онлайн» предполагает, что налоговые обязательства индивидуального предпринимателя будут рассчитываться налоговым органом на основании данных онлайн-касс, избавляя тем самым налогоплательщика от трудоемких расчетов и освобождая его от обязанности вести книгу учета доходов и расходов. При успешном функционировании новой системы ее действие целесообразно было бы распространить и на другие существующие системы налогообложения. В соответствии с Приказом ФНС России2, утвердившим Положение об относительно новом управлении Федеральной налоговой службы - Управлении оперативного контроля, под мероприятиями налогового контроля косвенно понимаются следующие:

• контрольная деятельность в отношении контрольно-кассовой техники;

• контрольная деятельность в отношении соблюдения платежными агентами, банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления их в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), использования платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления расчетов.

Однако оперативный налоговый контроль необходимо рассматривать гораздо шире, поскольку он включает в себя все меры, способствующие эффективному осуществлению как превентивного, так и текущего контроля

за деятельностью хозяйствующих субъектов и соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства.

Самой распространенной формой оперативного налогового контроля можно считать налоговый мониторинг. Данная система символизирует и реализует партнерские отношения между налоговой администрацией государства и налогоплательщиками.

В Российской Федерации налоговый мониторинг действует с 2015 г. Режим налогового мониторинга действует в отношении крупнейших организаций, подпадающих под критерии, установленные п. 3 ст. 105.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и является добровольным для применения налогоплательщиком. По итогам 2020 г. участниками налогового мониторинга в России являлись 209 компаний, формирующих своими налоговыми платежами 43% доходов консолидированного бюджета Российской Федера-ции3. По состоянию на начало 2020 г. в России существовало 1905 компаний, соответствующих установленным критериям, и, по оценке ФНС России, только 36% (687) из них были готовы к переходу на новую систему по техническим возможностям и иным характеристикам [5]. На данный момент процесс подготовки к налоговому мониторингу для компании слишком трудоемок из-за огромного количества необходимых документов. Федеральная налоговая служба планирует упростить процесс перехода на налоговый мониторинг и снизить пороговые значения критериев на 30%, расширив круг потенциальных участников системы до 3879 компаний4. Подготовлен законопроект, предлагающий и другие изменения: отмену существующих критериев для консолидированных групп налого-

1 ФНС предложила новый налоговый режим с 2021 года и отказалась от «УСН-онлайн». URL: https://www.glavbukh.ru/news/ 33761-fns-predlojila-novyy-nalogovyy-rejim-s-2021-goda-i-otkazalas-ot-usn-onlayn

2 Приказ ФНС России от 06.11.2018 г. № ММВ-7-20/621@ «Об утверждении Положения об Управлении оперативного контроля Федеральной налоговой службы».

3 209 компаний будут участвовать в налоговом мониторинге с 2021 года. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/ activities_fts/10222192/

4 Утверждена концепция развития налогового мониторинга. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/9648215/

плательщиков (КГН), отмену проведения повторных проверок на соответствие критериям (каждые три года), установленным в отношении налогового мониторинга при его продлении. Помимо этого законопроект предполагает отмену камеральных налоговых проверок для участников налогового мониторинга, возмещающих НДС и акцизы из бюджета, предусматривая такой порядок возмещения, при котором отпадет необходимость в поручительстве и банковской гарантии, что значительно повысит популярность института налогового мониторинга5.

Также планируется установить требования к информационным системам организации с целью исключения «ручной» проверки каждого технического задания на разработку систем и внедрения автоматического анализа документов в электронном формате. Кроме того, планируется ускорить реакцию налоговых органов в виде представления мотивированного мнения и отмены возможности продления срока его представления.

К тому же в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов в качестве одной из мер по внедрению оперативного налогового контроля в деятельность налоговых органов предложено создание механизма добровольной упрощенной уплаты авансовых платежей для организаций на единый код бюджетной классификации. Данная мера направлена на исключение образования невыясненных платежей, несправедливого начисления пеней и штрафов в результате допущенных ошибок и технических задержек. Таким образом, сокращаются риски юридических лиц при уплате авансовых платежей, а исполнение этой обязанности в какой-то мере становится более удобным.

Еще одним важным элементом оперативного реагирования на действия налогопла-

тельщиков, применяемым и в зарубежных странах, является осуществление взаимодействия налоговой администрации с другими органами власти [3; 7]. Оптимальным такое взаимодействие может быть при наличии общей межведомственной базы данных, которая позволяла бы всем органам власти в режиме реального времени использовать все существующие в системе данные при условии их юридической значимости. Работа такой системы возможна при формировании специальных ролей доступа для различных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их функциями и компетенциями (просмотр, редактирование, витрина данных, выгрузка и др.).

Проанализируем сформировавшуюся систему взаимодействия Федеральной налоговой службы с другими государственными органами. В соответствии с п. 3 ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации некоторые органы исполнительной власти осуществляют информационное взаимодействие и, в том числе, информируют налоговые органы об имеющихся нарушениях налогового законодательства, если им стало известно о таковых. Безусловно, существует огромное количество нормативных правовых актов и писем, регламентирующих порядок взаимодействия указанных органов между собой и с другими министерствами и ведомствами.

Так, между ФТС России и ФНС России существует регламент взаимодействия при проведении скоординированных контрольных мероприятий (совместные проверки налоговыми органами не проводятся). За 2020 г. проведено 385 проверочных мероприятий таможенных органов, осуществленных во взаимодействии с налоговыми органами, что меньше, чем в 2019 г., на 43%. Тенденция к уменьшению числа проводимых таможенными органами проверок отражает действующую позицию контролирующих органов, в соответст-

5 Налоговый мониторинг станет доступнее. Ш1_: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/tax/lt-in-^^/|^ап/2020/17-08-2020^

вии с которой количество проверок снижается при росте их эффективности. Это подтверждается статистикой - так, сумма дополнительно начисленных таможенных платежей на одну проверку выросла в 2020 г. относительно 2019 г. более чем на 40%, количество же скоординированных контрольных мероприятий сократилось за этот период на 56% при росте их эффективности до 22%6 .

Объемы передаваемой информации ежегодно растут. От ФТС России поступают миллионы деклараций на товары, таможенные приходные ордера и записи о вывезенных товарах. Помимо этого ФНС получает данные о лицах, имеющих задолженность по штрафам, нарушающих валютное законодательство, а также о сообщивших недостоверные сведения, зафиксированные в ЕГРЮЛ (за последние три года число таких организаций составило более 3,5 тыс.)7. Федеральная таможенная служба задействована в новой системе прослежи-ваемости товаров, а также участвовала в разработке системы их маркировки.

Приведенная статистика говорит о высокой эффективности взаимодействия указанных органов, в результате которой растут поступления в бюджет и снижается административная нагрузка на бизнес. При том что система взаимодействия ФНС и ФТС развивается уже многие годы, по-прежнему остаются нерешенными некоторые проблемы - например, нерегулярность информационного обмена, а в некоторых случаях нарушение сроков передачи информации. Кроме того, затруднен процесс мониторинга предприятий-экспортеров и присутствует некоторая разрозненность в формах представления сведений. Та-

ким образом, ведомствам необходимо стремиться к дальнейшему сближению и объединению баз данных, реформированию законодательства, касающегося разного рода секретных сведений. Следует сокращать время на получение и представление информации и стремиться к осуществлению автоматизированного обмена и интеграции имеющихся баз данных.

Новым этапом на пути расширения межведомственного взаимодействия ФНС России стала разработка совместного Приказа «О порядке представления органами ФСБ результатов оперативно-розыскной деятельности налоговым органам»8. Аналогичный приказ уже регламентирует взаимодействие МВД России и Федеральной налоговой службы9. В соответствии с разрабатываемым нормативным правовым актом ФСБ России может представлять информацию как по мотивированному запросу инспекторов, так и по собственной инициативе. Ориентируясь на действующий регламент взаимодействия с МВД, работниками ФСБ будут направляться материалы при наличии подозрений в налоговых преступлениях, которые были обнаружены в процессе оперативно-розыскных мероприятий. Налоговым органам придется доказывать необходимость запрашиваемой информации, а запросы производить в рамках выездной налоговой проверки.

Вместе с тем практика использования доказательств, полученных налоговыми органами таким путем, не только довольно разнообразна, но и порой противоречива. В налоговом законодательстве не содержится нормы, закрепляющей право использовать мате-

6 Информация о результатах взаимодействия подразделений таможенного контроля после выпуска товаров с налоговыми органами и результатах скоординированных контрольных мероприятий. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/rezul-taty-vzaimodejstviya-tamozhennyx-i-nalogovyx-organov/2020-god/document/264878

7 Итоги деятельности ФНС России за период 2018—2020 гг. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/ statistics_and_analytics/effectiveness/

8 Проект Приказа ФНС России и ФСБ России «О порядке представления органами федеральной службы безопасности результатов оперативно-розыскной деятельности налоговым органам» (по состоянию на 31.12.2019 г.).

9 Приказ МВД России и Федеральной налоговой службы от 29.05.2017 г. № 317/ММВ-7-2/481@ «О порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности налоговому органу» / Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru

риалы оперативно-розыскной деятельности при составлении акта выездной налоговой проверки, однако налоговые органы вполне могут использовать первичные документы, изъятые правоохранительными органами, материалы оперативно-розыскной деятельности. Стоит заметить, что суды часто высказывают мнение, что информация, полученная от других органов, нуждается в проверке -так, например, нельзя использовать протоколы допросов свидетелей в качестве доказательства, поскольку такая информация нуждается в подтверждении путем проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Опираясь на опыт других стран, можно говорить о том, что активное межведомственное взаимодействие, создание интегрированных баз данных, автоматический обмен информацией и формирование автоматической системы анализа и сопоставления массивов получаемых данных являются мощнейшими положительными факторами в повышении качества и эффективности осуществления налогового контроля в режиме реального времени [1; 4]. Помимо прочего, межведомственный обмен информацией снижает административную нагрузку на бизнес вследствие обеспечения сокращения количества проводимых различными ведомствами контрольных мероприятий и объемов запрашиваемой информации [2].

Кроме того, стоит отметить, что развитие системы межведомственного взаимодействия

может быть осуществлено посредством создания отлаженной системы нормативных правовых актов, всесторонне регламентирующих совместную работу налоговых органов и иных органов исполнительной власти, что сведет к минимуму субъективный фактор в осуществляемой ими деятельности; приведет к выработке механизмов более широкого использования возможностей оперативно-розыскной деятельности на этапе подготовки к отдельным мероприятиям налогового контроля и достижению межведомственного соглашения об информировании различных государственных структур о признаках налоговых преступлений, ставших известными налоговым органам в процессе их аналитической работы.

Показателями осуществления эффективного оперативного налогового контроля также можно считать объем налоговых поступлений в бюджет, обусловленный проведением налоговыми органами текущей контрольно-аналитической работы. (См. таблицу.)

Важно отметить, что объем дополнительных поступлений по итогам осуществления контрольно-аналитической работы ежегодно растет в результате высокой степени подготовки к проверке и корректного отбора проверяемых налогоплательщиков. Исключением стал объем дополнительных налоговых поступлений в 2020 г. Общая сумма поступлений по контрольно-аналитической работе за этот год составила 293 млрд руб., и ее снижение по сравнению с предыдущим годом на 15% было

Сведения о дополнительных налоговых поступлениях в бюджет в связи с проведением контрольно-аналитической работы

2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Дополнительно поступило в бюджет в связи с проведением контрольно-аналитической работы, млрд руб. 279 278 297 345 293

Темп роста к предыдущему году, в % - 99 106 116 -15

Дополнительно поступило в бюджет по результатам работы комиссий по легализации налогооблагаемой базы, млрд руб. 10,95 6,41 4,11 7,95 -

Темп роста к предыдущему году, в % - 59 64 193 -

Источник: составлено автором на основе отчета ФНС России по форме 2-НК. URL: https://www.nalog.ru/rn77/ related_activities/statistics_and_analytics/

обусловлено в первую очередь мерами по поддержке экономики в период распространения новой коронавирусной инфекции, введением моратория на проведение налоговых проверок (с марта по июль было приостановлено назначение и проведение выездных налоговых проверок в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 г. № 409).

Одним из элементов, составляющих сумму дополнительных поступлений в бюджет в связи с проведением контрольно-аналитической работы, в предыдущие годы являлись поступления, ставшие результатом проведения комиссий по легализации налоговой базы. Описанные мероприятия проводились вне рамок налоговых проверок и представляли собой диалог работников налоговой службы и налогоплательщиков с целью побуждения последних к добровольной уплате налогов. В июле 2020 г ФНС России упразднила комиссии по легализации налоговой базы10.

В процессе усовершенствования форм и методов налогового контроля, повышения результативности проводимых проверок и наработки определенного практического опыта возникает необходимость смены подхода к организации и проведению контрольных мероприятий и закрепления полученного опыта на законодательном уровне. В результате происходит отказ от низкоэффективного тотального контроля и переход к более осознанному отбору налогоплательщиков для целей проведения выездных налоговых проверок, основанному на предварительном выявлении наиболее высокорисковых плательщиков. Тотальный контроль становится пережитком прошлого, а доминирующим принципом - риск-ориентированный подход, проявляющийся главным образом на этапе предпроверки.

Суть предпроверочного анализа заключается в углубленном изучении и анализе имеющейся о налогоплательщике информации (внутренней и внешней) и сборе информации,

необходимой для обоснования включения в план проведения дальнейших контрольных мероприятий тех или иных налогоплательщиков. Методика выявления недобросовестных налогоплательщиков, занижающих налоговую базу, включает в себя такие основные шаги, как оценка текущего состояния организации, численности работников, режима налогообложения, налоговой нагрузки, среднемесячной заработной платы, приходящейся на одного работника. Помимо этого анализируются количество и качество основных средств, контрольно-кассовая техника и иные объемные и количественные показатели. Основная цель такого подхода - определение фактической возможности выполнения определенных работ силами, имеющимися в распоряжении данной организации. Также в процессе анализа происходит сопоставление показателей, рассчитанных на основании информации об организации, с отраслевыми показателями. Исходя из полученных результатов формируются выводы о необходимости проведения проверки, вызова налогоплательщика или его представителей в налоговый орган.

Кроме того, в процессе предпроверочного анализа должны подготавливаться план проведения выездной налоговой проверки, а также рекомендации по основным ее элементам с целью увеличения эффективности таких проверок.

Между тем на данный момент произошло закономерное смещение акцентов с непосредственного проведения выездных налоговых проверок и активного предпроверочного анализа к побуждению налогоплательщика к добровольному уточнению своих обязательств на различных этапах налогового контроля. Такую модель налогового контроля можно назвать партнерской или превентивной. Сегодня охват налогоплательщиков выездными налоговыми проверками продолжает сужаться и составляет около 0,2%, демонстрируя минимальную административную нагрузку на «честный» бизнес

10 Письмо Федеральной налоговой службы от 7 июля 2020 г. № БС-4-11/10881@.

при максимально эффективном выявлении недобросовестных налогоплательщиков. Таким образом, основной целью настоящего этапа дальнейшего совершенствования налоговой системы является построение гармоничных взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Партнерское взаимодействие должно способствовать повышению эффективности налогового контроля, заключающейся не только и не столько в результативности контрольных мероприятий, сколько в «волновом эффекте» предварительного, текущего и последующего контроля, осуществляемого, в том числе, в рамках отдельных отраслей.

Таким образом, перспектива дальнейшей интеграции оперативного контроля в существующую систему налогового контроля предполагает как формирование относительно новых, так и развитие имеющихся инструментов с целью их использования в деятельности налоговых органов. К таковым можно отнести активно используемую в развитых странах систему горизонтального мониторинга, импле-ментированную в систему налогового контроля Российской Федерации путем внедрения налогового мониторинга. Сегодня система налогового мониторинга охватывает все большее число крупнейших плательщиков, формирующих наиболее значительную долю налоговых поступлений страны, и позволяет налоговым органам тесно взаимодействовать с налогоплательщиком в режиме реального времени с перспективой полной отмены налоговых проверок.

Еще одним из описанных инструментов, позволяющих налоговым органам оперативно выявлять нарушения налогового законодательства и реагировать на них, является развитие системы межведомственного взаимодействия путем создания единых информационных ресурсов и баз данных. Разработка такого механизма и его эксплуатация на данный мо-

мент представляют ряд проблем и ограничений, но в перспективе они могут стать огромным рывком в развитии, в частности, превентивного и оперативного налогового контроля в соединении с другими информационно-аналитическими инструментами.

«Миграция» оперативного контроля в систему налогового контроля позволит и концептуально ответить на поставленные задачи администрирования новых тенденций в бизнес-моделях, и послужить базисом для новых бесконтактных способов контроля и самостоятельного формирования налоговыми органами обязательств налогоплательщиков.

Расширение практики использования оперативного контроля в деятельности налоговых органов с перспективой внедрения в практику различных механизмов и инструментов позволит в максимально короткие сроки выявлять нарушения налогового законодательства и так же реагировать на них. Целевым направлением в долгосрочном развитии системы налогового контроля в Российской Федерации является формирование партнерских взаимоотношений между государством и обществом в вопросах правильного исчисления и своевременной уплаты законно установленных налогов и сборов.

Также предпринимаемые меры должны приводить к расширению информационного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов и, как следствие, к формированию прозрачной и эффективной налоговой системы.

Высокая эффективность налогового контроля, сформированного таким образом, станет надежной основой для стабильных налоговых поступлений в бюджеты и укрепит понимание гражданами необходимости в добросовестном исполнении налоговых обязательств для целей обеспечения функционирования различных государственных и межгосударственных институтов. ■

Литература

1. Бадеева Е.А., Машкина А.А., Нагаева А.Н. Современные тенденции и перспективы развития налогового мониторинга в России // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. 2020. № 1. С. 24-36.

2. Баландина Г.В., Пономарев Ю.Ю., Синельников-Мурылев С.Г. Таможенное администрирование в России: какими должны быть современные процедуры // Экономическая политика. 2020. № 1. С. 108— 135.

3. Болеева Н.Ю., Павлова Т.С., Бадеева Е.А. Тенденции налогового администрирования в практике зарубежных стран и возможность их адаптации в России // Вестник ПензГУ. 2020. № 1 (29). С. 15—19.

4. Сидоренко Э.Л., Барциц И.Н., Хисамова З.И. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2. С. 93—114.

5. Сюткина Е.С., Ильинова С.М., Гапоненко Ю.А. Концепция налогового мониторинга в новой модели налогового администрирования // EESJ. 2020. № 5 (57). С. 53—55.

6. Evnevich M.A., Ivanova D.V. Research on tax administration reforms in the Russian practice // Дайджест-финансы. 2020. No. 2 (254). Pp. 157—169.

7. Ovcharova E., Tasalov K., Osina D. Tax compliance in the Russian Federation, the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, and the United States of America: forcing and encouraging lawful conduct of taxpayers // Russian Law Journal. 2019. No. 1. Pp. 4—54.

References

1. Badaeva E.A., Mashkina A.A., Nagaeva A.N. Current trends and prospects for the development of fiscal monitoring in Russia // Models, Systems, Networks in the Economy, Technics, Nature and Society. 2020. No. 1. Pp. 24—36.

2. Balandina G.V., Ponomarev Yu.Yu., Sinelnikov-Murylev S.G. Customs administration in Russia: what should be the modern procedures // Economic Policy. 2020. No. 1. Pp. 108—135.

3. Boleeva N.Yu., Pavlova T.S., Badeeva E.A. Trends of fiscal administration in the practice foreign countries and possibility of their adaptation in Russia // Bulletin od PenzSU. 2020. No. 1 (29). Pp. 15—19.

4. Sidorekno E.L., Bartsis I.N., Khisamova Z.I. Effectiveness of digital state management: theoretical and applied aspects // Issues of State and Municipal Management. 2019. No. 2. Pp. 93—114.

5. Syutkina E.S., Ilyinova S.M., Gaponenko Yu.A. Concept of fiscal monitoring in the new model of tax administration // EESJ. 2020. No. 5 (57). Pp. 53—55.

6. Evnevich M.A., Ivanova D.V. Research on tax administration reforms in the Russian practice // Digest-finance. 2020. No. 2 (254). Pp. 157—169.

7. Ovcharova E., Tasalov K., Osina D. Tax compliance in the Russian Federation, the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland, and the United States of America: forcing and encouraging lawful conduct of taxpayers // Russian Law Journal. 2019. No. 1. Pp. 4—54.

Prospects of Integration of Operational Control in the System of Fiscal Control

Elena Yu. Mitusova - Senior State Tax Inspector (Interregional Inspectorate of the Federal Tax Service of Russia No. 9) (Moscow, Russia). E-mail: mitusova1996@mail.ru

Today, Russia pays notable attention to the issues of improving the tax system in general and tax control in particular, applies the best practices of foreign countries, analyzes global trends in the field of taxation. Reducing the role of subsequent exit control against the background of increasing the effectiveness of current and preliminary control, as well as strengthening its analytical component with the help of the latest software solutions will lead to minimizing the costs of tax control and maximizing its effectiveness.

Key words: tax control, operational control, tax revenues, tax monitoring, interdepartmental interaction. JEL-codes: H20, H29, H30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.