Научная статья на тему 'Перспективы инновационного развития санаторно-курортного комплекса в России: региональные аспекты'

Перспективы инновационного развития санаторно-курортного комплекса в России: региональные аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
984
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНАТОРНО-КУРОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ОЗДОРОВЛЕНИЕ ГРАЖДАН / УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ / SANATORIUM COMPLEX / HEALTH IMPROVEMENT OF CITIZENS / MANAGEMENT OF INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцевский И.В., Богданов Д.В.

В статье рассматриваются направления повышения эффективности предприятий санаторно-курортных комплексов и всей оздоровительной системы Российской Федерации в целом на основе внедрения инновационных форм и методов работы. Приведены инновационные подходы к управлению курортами и лечебно-оздоровительными территориями, обеспечивающие их комплексное территориальное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF A SANATORIUM-AND-SPA COMPLEX IN RUSSIA: REGIONAL ASPECTS

The article examines the directions of increasing the efficiency of enterprises of sanatorium and resort complexes and the entire health-improving system of the Russian Federation as a whole on the basis of the introduction of innovative forms and methods of work. Innovative approaches to the management of health resorts and health resorts, providing for their integrated territorial development, were cited.

Текст научной работы на тему «Перспективы инновационного развития санаторно-курортного комплекса в России: региональные аспекты»

УДК 330

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНОГО КОМПЛЕКСА В РОССИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ

Зайцевский И.В., д.э.н., профессор, Генеральный директор Центрального российского дома Знаний, Богданов Д.В., генеральный директор санаторно-курортного комплекса «Знание»

В статье рассматриваются направления повышения эффективности предприятий санаторно-курортных комплексов и всей оздоровительной системы Российской Федерации в целом на основе внедрения инновационных форм и методов работы. Приведены инновационные подходы куправлениюкурортами и лечебно-оздоровительными территориями, обеспечивающие их комплексное территориальное развитие.

Ключевые слова: санаторно-курортный комплекс, оздоровление граждан, управление инновациями.

PROSPECTS FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF A SANATORIUM-AND-SPA COMPLEX IN RUSSIA: REGIONAL ASPECTS

Zaitsevsky I., Doctor of Economics, professor, Director General of the Central Russian House of Knowledge, Bogdanov D., General Director of the sanatorium-and-spa complex «Znanie»

The article examines the directions of increasing the efficiency of enterprises of sanatorium and resort complexes and the entire health-improving system of the Russian Federation as a whole on the basis of the introduction of innovative forms and methods of work. Innovative approaches to the management of health resorts and health resorts, providing for their integrated territorial development, were cited.

Keywords: sanatorium complex, health improvement of citizens, management of innovations.

В настоящее время санаторно-курортный комплекс Российской Федерации насчитывает около 1880организаций и играет большую роль в решении задачи сохранения здоровья нации, которая в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года,определена как важнейшее направлениеобеспе-чения национальной безопасности. Об эффективности влияния санаторно-курортного лечения свидетельствуют медицинские, социальные и экономические показатели: после санаторно-курортного лечения как у взрослых, так и у детей уменьшается в 2-6 раз число обострений различных заболеваний, в 2,4 раза - потребность в госпитализации, в 2,6-3 раза - расходы на лечение в поликлиниках и стационарах, в 1,8-2,6 раза - выплаты по временной и стойкой нетрудоспособности [1].

В качестве прогностических показателей, определяющих емкость рынка курортно-оздоровительных услуг, можно рассматривать статистические данные об уровне здоровья населения Российской Федерации. Так, по разным оценкам, среди нуждающихся в санаторно-курортном лечении от 25 до 40% составляют пациенты с заболеваниями системы кровообращения, 10-20% - нервной системы, 25-30% - опорно-двигательного аппарата, 30% - органов дыхания, 18-25% - органов пищеварения.

По данным Минтруда России,в 2016 году численность граждан, работающих на вредных и опасных производствах, составляет 9,7 млн. человек. Все эти люди нуждаются в регулярном санаторно-курортном лечении, т.к. только потери от профзаболеваний в России оцениваются в 4,3% ВВП.

В настоящее время санаторно-курортный комплекс РФ характеризуется следующими показателями [2]:

• средняя выручка на одну организации в 2015 г. составила 68,5 млн рублей (средние данные по выручке у здравниц, вошедших в Т0П-100 санаториев в России по рейтингу рейтингового агентства ЯЛБХ - 351,7 млн рублей);

• совокупная выручка здравниц из Т0П-100 приближается к 35,2 млрд. рублей (27,5% от общероссийского показателя);

• темпы роста выручки ведущих 100 здравниц РФ выросла в 2015 году на 15,2%;

• невысокий уровень привлекаемых кредитов и наличия долговых обязательств: среднее отношение долга к выручке не превышает 7,5%;

• уровень загрузки номерного фонда стандартной здравницы из рейтинга ТОП-100 составляет 73%;

• выручка на 1 сотрудника составляет около 1 млн. рублей в год (в 6 раз ниже, чем в российском крупном бизнесе).

Следует также отметить, что указанный комплекс для многих городов, районов и регионов Российской Федерации может стать основой для роста экономики, совершенствования транспортной инфраструктуры, сервисных услуг.

С учетом сказанного, возникает необходимость в разработке и реализации инновационной стратегии развития санаторно-курортного комплекса РФ в целом, которая формулировала бы приоритетные направления поддержки основных функциональных сфер внедрения инноваций со стороны органов государственной и муниципальной властей.

В настоящее время предприятия санаторно-курортного комплекса РФ активно пользуются природными ресурсами, апробированными и научно-обоснованными методиками оздоровления, что позволяет обеспечить их конкурентоспособность как для российских граждан, так и для зарубежных потребителей. Однако развитие в этой сфере сдерживается высокой степенью физического и морального износа основных фондов ряда объектов. По этой причине сейчас не используется почти 46 процентов площадей государственных санаториев. По оценкам экспертов, для их восстановления потребуется порядка 37 миллиардов рублей. При этом вновь создаваемые предприятия курортного комплекса далеко не всегда представляют приемлемые по цене для большинства населения РФ услуги. В этой связи большое значение имеет задача привлечения инвестиций в данную сферу деятельности, направляемых, в первую очередь, на реализацию инноваций [3,4,5]. Указанные инвестиции могут быть ориентированы как на модернизацию существующих, так и на создание новых объектов санаторно-курортного комплекса и обеспечивающей инфраструктуры [6,7]. Инвестиционная привлекательность данной сферы деятельности определяется следующими обстоятельствами [8]:

- большая емкость рынка;

- невысокий уровень концентрации рынка (доля 10 самых крупных по объему выручки организаций - менее 10% суммарного объема рынка), что делает его более доступным для вхождения новых участников и оставляет возможности для равной конкуренции;

- близость объектов размещения к водным ресурсам или широкоизвестным источникам не гарантирует требуемый уровень конкурентоспособности, что определяет необходимость использования инноваций;

- наличие поддержки инвестиций в новации со стороны органов регионального и муниципального управления [9,10,11].

В указанных обстоятельствах для развития оздоровительных комплексов на тех или иных территориях важно организовать эффективные отношения власти с бизнесом. В отсутствие единого регулятора отечественного санаторно-курортного комплекса и его разрозненности для потенциального инвестора возникают дополнительные сложности в оценке перспектив инвестиционных проектов в области санаторно-курортного лечения, связанные с соблюдением локальных интересов конкретных управляющих структур - частных управляющих компаний, различных министерств и ведомств.

Многолетний опыт работы автора статьи на предприятиях санаторно-курортного комплекса позволяет сделать следующие выводы:

80 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2017 |

1. Санаторно-курортная сфера в России и более чем 1870 здравниц, входящих в нее - это весьма мощный и перспективный для развития сегмент экономики, находящийся на стыке туризма и здравоохранения и имеющий колоссальный потенциал для развития.

2. Одной из основных причин достаточно низких показателей эффективности работы санаторно-курортного комплекса является то, что государство, оставшись в начале 90-х годов собственником достаточно большого числа здравниц, практически прекратило регулирование отрасли в вопросах ее развития и в популяризации санаторно-курортного лечения как неотъемлемой составляющей сферы заботы о здоровье граждан России.

3. Проблемой развития санаторно-курортного комплекса является отсутствие Стратегии развития санаторно-курортной сферы с учетом региональной специфики и широкого внедрения инноваций различных типов. Данная стратегия должна включать перечень мер информационной поддержки отечественных предприятий.

4. Не решены в полной мере вопросы взаимодействия между санаторно-курортной сферой и поликлиническим, стационарным звеньями российского здравоохранения. Часто врачи в Москве и в российских регионах больше знают о курорте Карловы Вары, чем о лечебных возможностях курорта Ессентуки на КМВ или курорта Саки в Крыму.

5. Российские здравницы расположены не только в популярных южных курортных регионах страны, но присутствуют мощными кластерами (включающими не только здравницы, но и бальнеокомплексы, грязелечебницы, бюветы, курортные парки, другую необходимую курортную инфраструктуру) в большинстве регионов России.

6. Материальная база российских здравниц в большинстве своем и за редким исключением (не более 10-15% от общего числа санаториев) оставляет желать лучшего и явно не соответствует ощутимо выросшим за последние 20 лет требованиям и ожиданиям российского потребителя.

7. Не менее значимой проблемой отрасли является и крайний дефицит управленческих навыков и компетенций у руководителей здравниц, что приводит не только к невозможности оказывать услуги на высоком уровне сервиса и гостеприимства, но и в целом резко отрицательно влияет на экономические показатели в работе предприятий, что влечет за собой и падение взносов в бюджеты всех уровней.

Перечисленные проблемы являются следствием использования в прошедшие двадцать с лишним лет недостаточно эффективных механизмов (как со стороны органов государственной власти, так и со стороны владельцев/руководителей самих предприятий санаторно-курортной сферы) и не могут быть устранены достаточно оперативно. Разумеется, только силами отдельно взятых предприятий, организаций санаторно-курортной сферы все вышеуказанные проблемы не решить. Здесь необходимо тесное и эффективное взаимодействие всех сторон - государства, отрасли, представителей общественных организаций, средств массовой информации, медицинского сообщества, профсоюзных организаций и трудовых коллективов.

Для решения всех этих задач специалисты, эксперты и представители санаторно-курортной сферы Российской Федерации могут и должны предложить руководству страны и профильных ведомств конкретные мероприятия по следующим направлениям работы:

- повышение эффективности деятельности санаторно-курортной отрасли и ее конкурентоспособности;

- обеспечение сохранения и рационального использования природных лечебных ресурсов;

- совершенствование системы государственного управления санаторно-курортным комплексом,

- совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием курортных населенных пунктов и территорий, обеспечение ихкомплексного развития;

- формирование механизмов государственной поддержки мер по комплексному развитию курортных регионов, курортов и лечебно-оздоровительных местностей;

- формирование спроса на санаторно-курортное лечение;

- создание системы дотационных и компенсационных мероприятий, направленных на поддержку детского оздоровления и отдыха, а также санаторно-курортного лечения для людей трудоспособного возраста.

Все вышеуказанное потребует инновационных подходов к решению вопросов управления социально-экономическим развитием курортов и лечебно-оздоровительных местностей, обеспечивающего

как сохранение и рациональное использование природных лечебных ресурсов, так и комплексное территориальное развитие [12,13,14]. Реализация инновационных мероприятий на территориях курортов и лечебных местностей в рамках полномочий различными ветвями власти и организациями должна быть взаимосвязана по срокам и ресурсам, в тоже время скоординирована и направлена на выполнение общего плана развития территорий [15,16,17].

При этом задачи развития санаторно-курортного комплекса носят межведомственный характер (медицина, туризм, природные ресурсы, территориальное развитие, ГЧП) и требуют скоординированных действий при их реализации, выработке совместных решений. В этой связи видится целесообразным создание Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам развития инновационного санаторно-курортного комплекса.

В целях обеспечения реализации решений Координационного совета могут быть определены федеральные органы исполнительной власти (один или несколько), ответственные за координацию совместных действий и реализацию комплексной политики развития на территориях курортов федерального значения и курортных регионов, охватывающей не только развитие санаторно-курортного комплекса, но и в целом формирование государственной стратегии развития санаторно-курортного комплекса. Особая роль здесь должна быть отведена Министерству здравоохранения Российской Федерации и Ростуризму.

Такие инновационные стратегии должны разрабатываться на федеральном уровне в отношении комплексного развития курортов. Стратегии должны включать в себя комплекс мер различной направленности, реализуемых всеми уровнями власти и отраслевыми ведомствами: в сфере экологической безопасности, сохранения и совершенствования использования лечебных природных ресурсов, территориального и социально-экономического развития.

В целях обеспечения реализации комплекса мер по развитию курортных территорий необходимо создать механизмы, позволяющие в рамках государственных программ Российской Федерации оказывать поддержку органам государственной власти субъектов РФ и муниципальных образований при реализации мероприятий, направленных на сохранение и развитие курортов федерального значения. Аналогичные механизмы необходимо сформировать на уровне Субъектов РФ в отношении курортов регионального значения.

В связи с этим представляются наиболее перспективными следующие инновационные направления развития санаториев и пансионатов с лечением, расположенных в курортных регионах России:

1. Развитие медицинских направлений, которые позволят обеспечить высокий терапевтический эффект как по массовым заболеваниям (проблемы опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, нервной системы, мужского и женского здоровья, здоровья детей, проблем с кожными покровами, вопросов здоровья органов дыхания и др.), так и по более узконаправленным специализациям (например - головная боль, бессонница, псориаз и т.п.);

2. Усиление специализации здравниц по цене (более дорогие либо более доступные по стоимости), по объему и качеству предоставляемого сервиса;

3. Перенос информационной составляющей в рекламе и продвижении здравниц с материальной составляющей (уровень номерного фонда, инфраструктуры и пр.) на профессионализм и авторитетность врачей, работающих в здравнице, на вопросы качества именно медицинской составляющей при, что крайне важно, одновременном росте сервисной составляющей.

Разумеется, все вышеуказанное требует значительно более пристального внимания к внедрению инновационных решений в работу санаториев и пансионатов с лечением.

Помимо упомянутых вопросов, крайне важен рост профессионализма руководителей среднего и высшего звена как в самих здравницах, так и в государственных органах управления санаторно-курортной сферой. Для линейных сотрудников можно и нужно активизировать как уже проверенные временем форматы повышения квалификации (конкурсы «Лучший по профессии», регулярные тренинги и семинары, практические занятия, различные формы наставничества), так и новые современные формы, например - соревнования ^ОгЫВкШэ.

Реализация указанных предложений в перспективе позволит повысить доступность санаторно-курортного лечения и отдыха для населения России, улучшить его качество в результате сохранения и развития природных лечебных ресурсов, достичь главной цели

ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №5 2017 | 81

и предназначения санаторно-курортного комплекса - повышение уровня здоровья населения Российской Федерации.

Список использованной литературы

1. «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям» - Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р: http://govemment.ru/docs/3348/

2. Статья «Кто вошел в первый рейтинг инвестиционной привлекательности «Т0П-100 российских здравниц»?»: http://expertrt. rUnews/kto-voshel-v-pervyij-rejting-mvesticzionnoj-privlekatelnosti-top-100-rossijskix-zdravnicz.html

3. Ларичева М.В., Зайцевский И.В. Методика стимулирования инновационной деятельности предприятий электротранспортного машиностроения с использованием госзаказа//Транспортное дело России. 2011. № 2. С. 40-43.

4. Дли М.И., Литвинчук Ю.Я., Какатунова Т.В. Роль локальных инновационных процессов авиастроительного предприятия в условиях нестабильности внешней среды//Креативная экономика. 2009. № 4. С. 59-63.

5. Дли М.И., Какатунова Т.В., Литвинчук Ю.Я. Контроллинг локальных инноваций авиастроительного предприятия//Контроллинг. 2009. № 2 (30). С. 32-36.

6. Зайцевский И.В., Беспамятнов Р.В. Модель взаимосвязи динамических показателей экономической безопасности крупных городов//Ученые записки Российской Академии предпринимательства. 2017. Т. 16. № 1. С. 87-95.

7. Григорьев А.В., Зайцевский И.В., Алексахина Л.И. Модель информационного взаимодействия в процессе внедрения инновации в санаторно-курортном комплексе // Транспортное дело России. 2011. № 8. С. 165-166.

8. Статья «Кто вошел в первый рейтинг инвестиционной привлекательности «Т0П-100 российских здравниц»?»: http://expertrt.

m/news/kto-voshel-v-pervyij-rejtmg-mvesticzionnoj-privlekatelnosti-top-100-rossijskix-zdravnicz.html

9. Дли М.И., Какатунова Т.В. Функциональные когнитивные карты для моделирования региональных инновационных процессов //Инновационная деятельность. 2011. № 3. С. 75-83.

10. Дли М.И., Какатунова Т.В. Интеграция технопарка в инновационную структуру региона //Проблемы современной экономики. 2008. № 2. С. 252-254.

11. Палюх Б.В., Дли М.И., Какатунова Т.В., Багузова О.В. Интеллектуальная система поддержки принятия решений по управлению сложными объектами с использованием динамических нечетких когнитивных карт//Программные продукты и системы. 2013. № 4. С. 29.

12. Дли М.И., Какатунова Т.В. Трехуровневая нечеткая когнитивная модель для анализа процессов инновационного развития региона//Прикладная информатика. 2012. С. 30.

13.3айцевский И.В., Паламарчук А.С. Интеллектуальная собственность в хозяйственном обороте//Вестник РАЕН. 2015. № 6. С. 103-108.

14. Дли М.И., Какатунова Т.В. Применение аппарата когнитивного моделирования для анализа сложных систем//Транспортное дело России. 2013. № 4. С. 193-195.

15.Зайцевский И.В., Паламарчук А.С. Анализ эффективности использования объектов интеллектуальной собственности и нематериальных активов //Вестник РАЕН. 2014. № 3. С. 113-117.

16. Саркисов П.Д., Стоянова О.В., Дли М.И. Принципы управления проектами в сфере наноиндустрии //Теоретические основы химической технологии. 2013. Т. 47. № 1. С. 36.

17. Бояринов Ю.Г., Стоянова О.В., Дли М.И. Применение нейро-нечеткого метода группового учета аргументов для построения моделей социально-экономических систем //Программные продукты и системы. 2006. № 3. С. 7.

82 ТКАШРОЮТ ВШШБББ Ш ЮШБТЛ | №5 2017 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.