Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАНА'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мировая наука
Область наук
Ключевые слова
инновации / предпринимательства / информатизация / компьютерная техника / сетевые механизмы / цифровая экономика / экономика рисков.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Турсунов И. Э., Хамроев Г.С.

в статье показана новая совокупность экономических процессов в современной рыночной экономике, факторы и риски управлении перехода к сетевым механизмам инновационного развития экономики регионов. Быстрое внедрение цифровых технологий в отрасли народного хозяйства и все сферы социальной сферы является приоритетом для всех стран. Основная цель перехода к цифровой экономике, это развитие народного хозяйства на оптимальном уровне

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАНА»

УДК.332.144

Турсунов И. Э., к.э.н.

доцент

кафедра "Бизнес и инновационный менеджмент " Каршинский инженерно-экономический институт

Узбекистан, Карши Хамроев Г. С. независимый исследователь Каршинский инженерно-экономический институт

Узбекистан, Карши

ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАНА

Аннотация: в статье показана новая совокупность экономических процессов в современной рыночной экономике, факторы и риски управлении перехода к сетевым механизмам инновационного развития экономики регионов. Быстрое внедрение цифровых технологий в отрасли народного хозяйства и все сферы социальной сферы является приоритетом для всех стран. Основная цель перехода к цифровой экономике, это развитие народного хозяйства на оптимальном уровне

Ключевые слова: инновации, предпринимательства, информатизация, компьютерная техника, сетевые механизмы, цифровая экономика, экономика рисков.

Tursunov I. E., Ph.D. associate professor Department of Business and Innovation Management, Karshi Engineering and Economic Institute

Uzbekistan, Karshi Khamroev G.S. independent researcher Karshi Engineering and Economic Institute

Uzbekistan, Karshi

PROSPECTS FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGIONS OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article shows a new set of economic processes in a modern market economy, factors and risks of managing the transition to network mechanisms for innovative development of the economy. The economy of risks is the economy of high-tech and knowledge-intensive industries, characterized by

the highest degree of political, economic, technological, financial and environmental uncertainties and risks.

Keywords: innovations, entrepreneurship, informatization, computer technology, network mechanisms, digital economy, risk economics.

Введение. Технологии распределенных систем, глобальных, региональных и локальных сетей активно используются в различных областях науки, производства и бизнеса. Основная цель перехода к цифровой экономике, это развитие народного хозяйства на оптимальном уровне и тем самым обеспечение материального благополучия народа. Ускоренное внедрение цифровых технологий в отрасли народного хозяйства и все сферы социальной сферы является приоритетом для регионов и всех страны.

В Узбекистане реализуются комплексные меры по активному развитию цифровой экономики, широкому внедрению современных информационно-коммуникационных технологий во все отрасли и сферы, в первую очередь, в государственное управление, бизнеса, образование, здравоохранение, промышленность, сельское хозяйство.

По некоторым данным в настоящее время лидирующие в мировом рейтингев двадцати странах для этих целей направляется около 2 трлн долларов в год для развития цифровой экономики. Кроме того создаются дополнительные фонды для быструющего развития этой направленность. Подсчитано, что их внедрение позволит увеличить производительность труда в компаниях на 40% и валовой внутренний продукт не менее чем на 30%. В то же время это будет препятствием для возникновения теневой экономики и распространения подобных пороков1.

Экономисты прогнозируют, что к 2024 году четверть мирового валового внутреннего продукта будет приходиться на цифровую экономику. В связес этим необходимость развития новой экономики станет еще более актуальной. По некоторым данным, в Англии, которая является одной из ведущих стран мира по уровню экономического развития, доля цифровой экономики в валовом внутреннем продукте составляла 12 процентов, тогда как в Узбекистане этот показатель в 2019 году составлял всего 2 процента. В нашей стране к 2024 году планируется увеличить этот показатель в 3 раза.

Метода и исследования. В условиях усиливающейся глобализации в мире все больше возрастает значение научного обеспечения инновационного развития территорий стран, в том числе широкого использования результатов научных исследований в сферах экономики. В связи с этим особое внимание уделяется исследованиям направленным на применению уникальных методов и средств инновационного развития в

:Турсунов И.Э. Развитие виртуального предпринимательства на основе цифровой экономики. // Economics, Москва: 2021, № 1 (48). С.14-19.

развитии региональных направлений экономического развития, повышение производственного потенциала отдельных регионов и создание благоприятной конкурентной среды, осуществление глубоких структурных преобразований в экономике на основе инновационных подходов, комплексного развития регионов страны и конкурентоспособной продукции в региональной экономике.

Президент подписал указ «Об утверждении стратегии инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы». Одним из основных направлений стратегии является обеспечение ускоренного социально-экономического роста регионов путем повышения инновационной активности малого предпринимательства. В процессе становления нового Узбекистана особое значение придается вопросам инновационного развития экономики регионов нашей страны.

В стратегии развития Нового Узбекистана поставлены задачи «освоения инновационных технологий производства, которые дешевле существующих аналогов до 50% и создают добавленную стоимость в 2-3

раза выше цены сырья в районах, преобразуемых в инновационные

2

регионы»2.

В этом процессе инновационное развитие Кашкадарьинской области имеет большое значение, и целесообразно его совершенствование с учетом специфики инновационного развития за счет эффективного использования результатов передовых научных исследований при обеспечении уровня научной базы регионального экономического развития.

Инновационный потенциал нашего региона напрямую связан с уровнем развития экономики и определением условий, созданных для инновационной деятельности, а также качеством инвестиционной среды.

Обзор отечественной и зарубежной литературы, проведенный в исследовании, показывает, что в большинстве случаев категория "инновационный потенциал" трактуется как сумма системных ресурсов и способность эффективно их использовать для перспективного инновационного развития государства или региона.

В условиях усиления процессов глобализации и конкуренции в мире все большее значение приобретают территориальные аспекты инновационного развития страны. По результатам Глобального инновационного индекса 2021 года Южная Корея занимает первое место с 90,49 балла, Сингапур занимает второе место с 87,76 балла, а Швейцария занимает третье место с 87,6 балла. В мире углубляется процесс глобализации, с другой стороны, повышается уровень конкуренции на

2Указ Президента Республики Узбекистан // «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы». Lex.uz.

мировых рынках, что требует использования новых подходов в инновационном развитии региональном экономики3.

В мировой практике оценка уровня инновационного потенциала проводится по-разному:

• индекс науки и технологий, который рассматривается как составляющая интегрального показателя уровня конкурентоспособности страны;

• система оценки инновационной активности страны через показатели Европейской шкалы инноваций (EIS);

• система показателей оценки инновационной активности страны по методологии организаций экономического сотрудничества и развития;

• методология оценки знаний (KAM - the Knowledge Assessment Methodology);

• глобальный инновационный индекс (ГИИ);

• предложен метод рейтинговой оценки государств по уровню инновационного развития.

Анализ существующих методических подходов к оценке инновационного потенциала показал, что они часто используются для сравнительного анализа развития разных стран, количество разработок по оценке инновационного потенциала на мезоуровнях недостаточно. Кроме того, вышеуказанные методы оценки созданы развитыми странами, поэтому они направлены на оценку высокого инновационного потенциала и не учитывают факторы, характерные для развивающихся экономик.

Таким образом, анализ подходов к измерению инновационного потенциала показал, что единой методики оценки для всех стран и регионов не существует. Если говорить об оценке инновационного потенциала на уровне страны, то в зарубежной практике в настоящее время существует несколько методологических подходов к изменению инновационного потенциала регионов (табл. 1).

Методологические подходы к измерению инновационного потенциала регионов. Таблица 1._

№ Название Содержание

1 Научные центры, занимающиеся вопросами оценки инновационного потенциала Совет по конкурентоспособности США (Councilon Competitiveness)

Институт стратегии и конкурентоспособности Гарвардского университета (США)

Институт развития международного менеджмента (Institute of Management Development — IMD, Лозанна Швейцария)

2 Рейтинги инновационного развития страны Европейское табло инноваций (EIS),

Международный инновационный индекс

3Самые инновационные страны 2023 г. // URL: https://woridpopulationreview.com/country-rankings/most-innovative-countries.

Глобальный индекс конкурентоспособности (GCI)

Глобальный инновационный индекс (GII)

3 Системы оценки инновационного потенциала региона в зарубежной практике в настоящее время Методология ЕС для Европы — Regional Innovation Scoreboard

4 Методология создание индекса инновационных регионов Предназначен для США - Portfolio innovation index

Предназначен для стран-членов ЕС - Regional Innovation Scoreboard 2013

Данная методика близка к рейтингу (European Innovation Scoreboard) инновационного развития европейских стран

5 Направления оценки индекса инновационные факторы развития;

деятельность компаний;

результаты инновационной деятельности.

Таким образом, инновационный потенциал региона должен характеризоваться системой показателей, отражающих инновационное развитие регионов в одном комплексе и описывающих важнейшие условия и факторы развития инновационного потенциала регионов. Набор показателей для измерения различных характеристик инновационного развития определяется исходя из конкретных целей и задач исследования, трансакционных издержек, затрачиваемых на достижение показателей, с учетом возможностей использования имеющейся в регионах информационно-статистической базы.

Социально-экономическое состояние регионов и его связь с развитием инновационных процессов исследуются развитие инновационных процессов и модернизации региональной экономики, развитие инновационной деятельности и ее влияние на повышение конкурентоспособности регионов, а также определены основания для разработки методических подходов к оценке инновационного потенциала регионов.

Важным становится использование системного подхода к формированию региональной инновационной политики в развитых странах мира, в частности, с учетом следующих современных тенденций развития мировой экономики:

• конкуренция за качественный человеческий капитал становится важнейшей чертой мирового инновационного развития, рост мобильности высококвалифицированных кадров;

• роль цифровых технологий в процессе распространения знаний становится актуальной для дальнейшего роста инновационной деятельности, процессы распространения знаний вышли за пределы отдельных экономик и регионов;

• процесс глобализации вынуждает компании конкурировать со все более высокими технологиями и одновременно поощряет специализацию и локализацию инноваций в регионах.

Результаты и их обсуждение. В соответствии с указом "Стратегия инновационного развития Республики Узбекистан на 2022-2026 годы" утверждены целевые показатели реализации стратегии и целевые показатели в разрезе регионов. В рамках целевых показателей:

- количество субъектов инновационной деятельности будет доведено с 613 до 2 250;

- количество субъектов инновационной инфраструктуры увеличится в 3 раза;

- количество новых рабочих мест, создаваемых в результате инновационного предпринимательства, увеличится в 4 раза.

С 1 августа 2022 года решено внедрить единую систему цепочки «отрасль-регион-научная и высшая образовательная организация» при создании производства инновационных продуктов. А также, внедряется следующая система стимулирования создания «подрывных» инноваций:

- местным научным организациям и предприятиям предоставляется право прямого подписания договоров с государственными органами на инновационные товары;

- в хозяйственных обществах с государственной долей в уставном фонде 50 и более процентов за счет отчислений в размере до 10 процентов от прибыли до уплаты налога на прибыль на специальных счетах предприятий создаются Фонды поддержки инновационной деятельности.

Стратегии и механизмы инновационного развития регионов Узбекистана тесно связаны, прежде всего, с эффективным использованием интеллектуальных и научно-технических ресурсов, созданных в нашей стране. Масштабные реформы, проводимые на современном этапе развития страны, указывают на необходимость совершенствования механизмов государственного управления в сфере науки и инноваций, повышения прозрачности при формировании государственных программ, связанных с научной деятельностью, ускорения внедрения достижений науки и инновационных технологий в регионах и отраслях экономики.

В целях повышения позиций национальной научно-инновационной системы в социально-экономическом развитии, развития инновационной деятельности в регионах:

• разработка стратегий развития приоритетных направлений и секторов на основе научных достижений и инноваций на основе долгосрочных сценариев инновационного развития страны;

• повышение интеллектуального и технологического потенциала регионов, формирование современной инфраструктуры для развития научной и инновационной деятельности.

Объем инновационной продукции, работ, услуг, произведенных по регионам.Таблица 2._

Регионы 2020 2021 2023 Изменения

(+), (-) (%)

Республика 18543331,0 28871465,3 26811437,5 18787809 3,3 раз

Узбекистан

Республика 3923446,9 129891,0 254893,7 70204,7 138

Каракалпакия

Андижан 3765611,6 10186048,9 3640457,4 1959136,9 2,2 раз

Бухара 76618,8 195151,8 244209,1 179073,4 3,7 раз

Джизак 187997,1 238736,0 568291,0 447667,4 4,7 раз

Кашкадарья 142251,4 93874,9 2644817,5 2533667,3 2,4 раз

Навои 284976,9 965042,4 660513,1 575115,1 7,7 раз

Наманган 234916,9 643885,0 843093,2 629425,1 3,9 раз

Самарканд 786736,7 329722,2 743668,1 42121,2 106

Сурхандарья 79840,3 297025,5 105804,2 73140,4 3,2 раз

Сырдарья 162742,3 561972,0 472702,7 350342 3,9 раз

Ташкент 1179511,2 2501418,0 2793716,0 1993349 3,5 раз

Фергана 412442,5 690858,2 636248,0 531310,3 6 раз

Хорезм 138640,7 204772,0 667179,1 586842,2 8,3 раз

г.Ташкент 7167597,6 11833067,4 12535844,2 8816413,8 3,3 раз

Исходя из этого, если обратить внимание на объем инновационной продукции, работ, услуг, произведенных собственными силами по регионам, то можно увидеть, что он увеличился в нашей республике за 20202023 годы в 3,3 раза (табл. 2).

Анализ показывает, что анализ затрат на технологические, маркетинговые и организационные инновации по источникам финансирования и регионам по областям показывает, что в период с 2020 по 2023 год мы можем наблюдать увеличение затрат на 119,4% (таблицу 2). В частности, данные расходы по Республике Каракалпакстан в 2020 году составили 3567838,7 млрд.сум, а к 2021 году увеличились на 1,5% до 3512475 млрд.сум. Анализируя показатели по регионам, наибольший показатель затрат был в Бухарской области (в 16,5 раза), Сырдарьинской области (в 10,1 раза), Наманганской области (в 7,3 раза), Сурхандарьинской области (192,6%) и Кашкадарьинской области (153,8%). Результаты анализа показывают, что даже во всех регионах мы можем наблюдать увеличение затрат на технологические, маркетинговые и организационные инновации по источникам финансирования и по регионам в период с 2018 по 2023 год.

По нашим мнениям, что в инновационном развитии Кашкадарьинской области существует ряд актуальных проблем, в том числе:

• внедрение технологических новшеств в приоритетные сферы экономики - сельское хозяйство, перерабатывающие производства, образование, туризм, медицину и другие направления недостаточно;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• в вузах не создана система кластеров, обеспечивающая опережающее развитие коммерциализации науки (модель университет 3.0), интеграцию науки-образования-практики;

• проекты, подготовленные в рамках инвестиционных программ, практически ограничиваются применением или модернизацией существующих технологий, недостаточно учитываются вопросы инновационного развития;

• доля государства в организации и финансировании научных исследований остается высокой, доля частного сектора относительно низкой, а заинтересованность хозяйствующих субъектов во внедрении инноваций недостаточна;

• бизнес-инкубаторы, играющие важную роль в организации и развитии инновационного малого бизнеса в регионе, ограничиваются оказанием консультационных услуг;

• не сформирована эффективная информационная база формирования спроса на инновации, в результате чего информация о существующих инновационных разработках не доходит до хозяйствующих субъектов;

• в научно-производственных и инновационных проектах недостаточны кооперационные связи науки, производства и вузов в научно -исследовательских и инновационных проектах;

• недостаточно организованы рекламные мероприятия по привлечению зарубежных специалистов к широкому внедрению инноваций в регион, мероприятия, демонстрирующие экономический потенциал региона, в связи с этим не создана интерактивная виртуальная площадка.

По нашим мнениям, долгосрочное устойчивое развитие региона зачастую определяется тем, насколько эффективно используется имеющийся инновационный потенциал для повышения конкурентоспособности его экономики и укрепления позиций на мировых высокотехнологичных рынках.

В целях обеспечения стабильного экономического роста в нашей стране реализуются процессы перехода к инновационной системе развития экономики. По результатам проведенного исследования важно развивать четыре основные системы инновационной экономики в регионах:

• наличие научной и инженерной инфраструктуры с использованием мирового опыта и знаний в экономике региона;

• доступ бизнеса к информации, научным инновациям, квалифицированному персоналу и другим ресурсам при низких затратах;

• на основе развития человеческого капитала, обеспечивающего наличие у населения знаний и навыков для работы с новыми технологиями и производства конкурентоспособной продукции;

• создание бизнес-среды, стимулирующей привлечение в регионы местного и иностранного бизнеса для использования существующих технологий и создания новых.

Возрастающая роль инноваций в экономике определяется, во-первых, характером рыночных отношений, во-вторых, необходимостью проведения глубоких реформ в экономике страны для выхода на путь устойчивого роста. Именно сумма научного, кадрового, технического, финансово -экономического и информационно-коммуникационного потенциалов обеспечивает инновационную деятельность региональной экономики и определяет уровень ее развития.

Отсутствие необходимости в новых инновациях потому что это..

Отсутствие развития инновационной инфраструктуры

Отсутствие информации о рынках сбыта

Отсутствие финансовых ресурсов 90 80

Низкий спрос на новые товары, аботы, услуги

Ценность нововведений

Высокий экономический риск

2015 2019

Отсутствие информации о новых технологиях

Отсутствие квалифицированного персонала

Рисунок 1. Факторы, препятствующие инновационным процессам в

Кашкадарьинской области

Анализ инновационных процессов в регионах Республики Узбекистан показывает, что в них существуют факторы, препятствующие инновационной деятельности (рис. 1).

По результатам опроса респондентов, самыми большими факторами, сдерживающими развитие инновационной деятельности, является нехватка финансовых ресурсов. В 2015 г. этот фактор отмечали 83,3 % респондентов, а к 2019 г. этот показатель снизился до 30,0 %. При этом за анализируемый период количество респондентов, указавших на нехватку квалифицированных кадров, уменьшилось с 22,2 % в 2015 г. до 10,0 % в 2017 г., причины отсутствия информации о новых технологиях и рынках сбыта в свою очередь уменьшились с 16,7 %. до 10,0% и 22,2% с до 10,0%.

Таким образом, целями данной системы показателей являются: анализ современного состояния инновационного потенциала регионов, тенденций его роста и специфических характеристик, выявление на этой основе основных проблем в его развитии, а также разработка рекомендаций по совершенствованию мероприятий, связанных с государственными и

региональными инновациями политика. Очевидно, что страны, которые принимают меры по переоснащению и модернизации производства и внедрению новых технологий за счет выпуска конкурентоспособной продукции с наименьшими затратами выйдет из ситуации с наименьшими потерями.

Заключение. По результатам проведенного в исследовании SWOT-анализа перспективными направлениями роста конкурентоспособности Кашкадарьинской области на основе установления приоритетов инновационного развития и механизмов управления их реализацией, среди них являются:

• реализация инновационного развития, в первую очередь, с налаживанием аналитической работы и мониторинга в организациях, входящих в состав инновационной экосистемы, регионального стратегического анализа и планирования, разработки долгосрочных прогнозов, апробации механизмов поддержки инноваций, специальной организации обучения требуются курсы и развитие инновационной инфраструктуры;

• методический инструментарий оценки уровня инновационного риска региона включает экономико-статистический и экспертный методы. Экспертные методы оценки уровня инновационного риска используются в регионе без необходимой информации для проведения расчетов экономико-статистическими методами;

• цифровые технологии позволяют оптимизировать производственные процессы посредством снижения издержек и роста производительности, тем самым повышая эффективность и конкурентоспособность предпринимательства. Предпринимательство занимает в цифровой экономике центральное место, выступая одновременно источником новых цифровых технологий, субъектом их использования в интересах повышения эффективности хозяйственной деятельности, а также транслятором цифровых технологий в деловой и социальной среде4.

Проектирование сети региональных инновационных центров трансфера технологий, создание информационной системы коммерциализации инновационных технологий на региональном уровне. Реализация информационной сети инновационных центров по трансферу технологий будет способствовать информационному, маркетинговому и консультационному сопровождению потенциальных инноваторов, что будет способствовать выводу их продукции на внешние рынки.

В процессе реализации инновационных проектов региональной программы инновационного развития непосредственный контроль и участие местного органа управления могут обеспечить быстрое принятие

4 Ганчерёнок И.И., Горбачев Н.Н., Турсунов И.Э. Цифровая экономика: управление информационными ресурсами. / Учебное пособие для вузов. - Т.: ИД «Ворис», 2020. - 104 с.

стратегических решений, что, несомненно, является главным фактором успеха. Механизм реализации программы и ее проектов должен предусматривать соответствующий подход к пересмотру и изменению содержания и объема некоторых проектов и вопросов в зависимости от практических результатов и непредвиденных проблем.

Использованные источники:

1. Турсунов И.Э. Развитие виртуального предпринимательства на основе цифровой экономики. // Economics, Москва: 2021, № 1 (48). С.14-19.

2. Указ Президента Республики Узбекистан // «О Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы». Lex.uz.

3. Самые инновационные страны 2023 г. // URL: https://worldpopulationreview.com/country-rankings/most-innovative-countries.

4. Ганчерёнок И.И., Горбачев Н.Н., Турсунов И.Э. Цифровая экономика: управление информационными ресурсами. / Учебное пособие для вузов. -Т.: ИД «Ворис», 2020. - 104 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.