Научная статья на тему 'Перспективы имиджмейкинга как важного средства развития туристского сервиса в cамаре'

Перспективы имиджмейкинга как важного средства развития туристского сервиса в cамаре Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
416
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Самара / имидж / имиджмейкинг / бренд / брендинг / туристскорекреационный кластер / средства размещения / средства питания / Samara / image / image-making / brand / branding / tourism and recreation cluster / accommodation facilities / foodservice facilities

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексушин Глеб Владимирович

В статье рассматриваются перспективы и задачи имиджмейкинга Самары для роста туристского потенциала региона. По сути, речь идет о создании идеологии развития туристской сферы в Самаре и Самарской области. В рамках самарского имиджмейкинга выделены три базовых туристских бренда, каждый из которых проанализирован как система подбрендов. Помимо базовых, в статье сформулированы менее значимые бренды. Далее в рамках анализа туристско-рекреационного кластера (ТРК) вычленены двенадцать базовых видов ресурсов и организаций – участников ТРК. Для более адекватного восприятия структуры ТРК приведено авторское понимание структуры ТРК, а также проанализирован характер и уровни использования имиджа города конкретными организациями – представителями ТРК в Самаре. В рамки анализа попали сто двадцать семь названий средств размещения, триста шесть названий средств питания. Изучена степень использования трех базовых туристских брендов Самары в названиях фирм-участников туристского бизнеса и сувенирной продукции. В итоге автором сформулированы не только общие характеристики использования брендов, но и стратегия развития имиджа и брендинга в развитии туристского сервиса в Самаре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Алексушин Глеб Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF IMAGE-MAKING AS AN ESSENTIAL DEVELOPMENT INSTRUMENT OF TOURIST SERVICES IN SAMARA

The article discusses the prospects and objectives of Samara’s image-making for the growth of tourist potential of the region. In fact, it comes to creating the ideology of tourism development in Samara and Samara Region. Author has distinguished three basic tourism brands within the framework of Samara's image-making, analyzing each of which as a system of sub-brands. In addition to the basic, less significant brands are formulated the article. Farther, in the analysis of tourism and recreation cluster (TRC) twelve basic types of resources and organizations participants of TRC are allocated. Authorial understanding of the structure of TRC is shown for a more adequate perception of it. As well as, the nature and levels of use of the image of the city by specific organizations representatives of the TRC in Samara are analyzed. Particularly, 127 accommodation facilities and 306 foodservice facilities are analyzed. The efficiency of the three basic tourism brands of Samara in the names of firms-members of tourism business and souvenirs is studied. As a result, the author has formulated not only the general characteristics of the brands usage, but also the development strategy of image and branding in the evolution of tourist services in Samara.

Текст научной работы на тему «Перспективы имиджмейкинга как важного средства развития туристского сервиса в cамаре»

СЕКЦИЯ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ»

УДК 338.46(470.43) DOI: 10.12737/17459

ПЕРСПЕКТИВЫ ИМИДЖМЕЙКИНГА КАК ВАЖНОГО СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКОГО СЕРВИСА В САМАРЕ

Алексушин Глеб Владимирович, доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры коммерции и сервиса, gva3@yandex.ru

ФГОУ ВО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара, Российская Федерация

В статье рассматриваются перспективы и задачи имиджмейкинга Самары для роста туристского потенциала региона. По сути, речь идет о создании идеологии развития туристской сферы в Самаре и Самарской области. В рамках самарского имиджмейкинга выделены три базовых туристских бренда, каждый из которых проанализирован как система подбрендов. Помимо базовых, в статье сформулированы менее значимые бренды. Далее в рамках анализа туристско-рекреационного кластера (ТРК) вычленены двенадцать базовых видов ресурсов и организаций - участников ТРК. Для более адекватного восприятия структуры ТРК приведено авторское понимание структуры ТРК, а также проанализирован характер и уровни использования имиджа города конкретными организациями - представителями ТРК в Самаре. В рамки анализа попали сто двадцать семь названий средств размещения, триста шесть названий средств питания. Изучена степень использования трех базовых туристских брендов Самары в названиях фирм-участников туристского бизнеса и сувенирной продукции.

В итоге автором сформулированы не только общие характеристики использования брендов, но и стратегия развития имиджа и брендинга в развитии туристского сервиса в Самаре.

Ключевые слова: Самара, имидж, имиджмейкинг, бренд, брендинг, туристско-рекреационный кластер, средства размещения, средства питания

В 2012 году количество туристов в мире превзошло рекордное количество в 1 млрд. человек. Отрасль туризма, более других подверженная глобальной конкуренции [6], диктует всем участникам рыночного процесса, в том числе и в Самаре [5], серьезные требования.

Ключевые элементы самарского имиджмейкинга

В современном имиджмейкинге Самары [1] можно выделить несколько направлений, которые указывают большинство туристов в восприятии ими нашего города:

1) «Купеческая Самара»;

2) «Запасная столица»;

3) «Самара космическая».

Направление «Купеческая Самара» опирается на всероссийскую и всемирную значимость деятельности самарского купечества в дореволюционной России, точнее - в XIX - начале XX вв. Внутри этого направления можно выделить несколько брендов:

- илецкая соль - из Самары поставлялась потребителям в разные уголки России;

- продукция животноводства (дешево купленная у местных народов Заволжья) -из Самары поставлялась потребителям в разные уголки России;

- «самарская пшеница-белотурка» - продавали в числе прочих и в Канаду, изготовленные из неё печеньки ела по утрам британская королева;

- «Жигулевское пиво Фон Вакано»;

- мороженое, славившееся лучшим вкусом в Поволжье;

- мемориальные сооружения в честь самарского купечества: скульптура «Дама с ракеткой», кенотаф П.В. Алабина, поклонный крест братьям Шихобаловым, мемориальные доски Альфреда фон Вакано [3];

- топонимические объекты - названия улиц, площадей, скверов и организаций в честь крупных самарских купцов [4].

Направление «Запасная столица» опирается на всероссийскую и всемирную значимость двукратного размещения столицы нашей страны в Самаре в 1918 г. и в 1941-1943 гг. Внутри этого направления можно выделить следующие бренды:

- Самара - столица Российской Федеративной Демократической Республики в 1918 г.;

- Куйбышев - столица СССР в 1941-1943 гг.;

- отсутствие решения о возвращении Москве статуса столицы при наличии документа о его передаче Куйбышеву решением ГКО от 15 октября 1941 г.;

- Самара - крупная региональная столица (Оренбургской экспедиции (1737-1747 гг.), Самарских губернии (1851-1928 гг.) и области (1991 - наши дни), Средне-Волжских области (1928-1929 гг.) и края (1929-1935 гг.), Куйбышевских края (1935-1936 гг.) и области (1937-1990 гг.));

- система правительственных бункеров под Куйбышевом;

- особняки, в которых размещались в Куйбышеве дипломаты 22 стран, представители разных мировых организаций;

- здания, в которых размещались правительственные организации СССР в годы Великой Отечественной войны;

- здания, в которых размещались Государственный Академический Большой театр и его актеры в годы Великой Отечественной войны;

- место проведения парада 7 ноября 1941 г.;

- мемориальные сооружения в честь столичного статуса: памятный знак в честь парада 7 ноября 1941 г., значительное количество мемориальных досок [3].

Направление «Самара космическая» опирается на всероссийскую и всемирную значимость участия местных конструкторских и производственных организаций в космической программе СССР, России и человечества в XX - начале XXI вв. Внутри этого направления можно выделить несколько брендов:

- изготовление с 1958 г. в Куйбышеве (Самаре) ракет-носителей класса «Р-7» (семейства «Восток», «Восход», «Союз», «Молния» и «Союз-2»), с помощью которых до сих пор развивается вся пилотируемая космонавтика в мире;

- разработка в 1960-х - 1970-х гг. в Куйбышеве перспективной ракеты-носителя «Н-1», с помощью которой советские космонавты должны были начать освоение Луны, Марса и Венеры;

- разработка и изготовление «ЦСКБ -Прогресс» спутников-шпионов, биоспутников, спутников дистанционного зондирования Земли;

- прием и отдых после своих полетов всей первой шестерки советских космонавтов программы «Восток» - Ю. Гагарина, Г. Титова, А. Николаева, П. Поповича, В. Быковского и В. Терешковой;

- наличие космонавтов-земляков: В. Пацаев, О. Атьков, О. Кононенко, М. Корниенко, С. Авдеев, А. Губарев;

- мемориальные сооружения в честь космоса: памятный знак (настоящая ракета-носитель «Союз») у музея «Самара космическая», фигура космонавта, модель ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран», заглавный элемент «Крылья» мемориала вечной славы на площади Славы, бюсты Ю.А. Гагарина, С.П. Королева и Н.Д. Кузнецова, значительное количество мемориальных досок [3];

- топонимические объекты - названия улиц, площадей, скверов и организаций в честь космонавтов и организаторов космической отрасли [4].

Существуют направления и менее важные, менее связанные с Самарой, например:

- Самара - город на Волге (этим брендом пользуется огромное количество поволжских городов, помимо Самары) - в рамках этого направления за Самарой были «закреплены» рыба, речной транспорт, Самарская лука и др.;

- Самара - крепость засечной черты (в Поволжскую засечную черту, помимо Самары, входили Саратов и Царицын-Волгоград) - для этой темы актуальны деревянные защитные сооружения, казачество, Степан Разин и Емельян Пугачев и др.;

- Куйбышев (Самара) - центр военного авиастроения в годы Великой Отечественной войны (В нашем городе произвели 2/3 всех «Ил-2» с модификациями, но многие советские города стали центрами производства других необходимых для нашей обороны самолетов).

Элементы туристско-рекреационного кластера

Можно выделить двенадцать базовых видов ресурсов и организаций - участников туристско-рекреационного кластера (далее ТРК), использующих имидж города и региона для привлечения туристов:

1) средства размещения (далее СР) [2];

2) средства питания (далее СП);

3) средства развлечения;

4) туристские фирмы, к которым можно отнести разные типы (принципиально по-разному использующие имидж города и региона в бизнес-целях):

- туроператоры, использующие имидж в формировании новых туристских

продуктов;

- турагенты, эксплуатирующие изготовленные туроператорами продукты;

5) государственная и муниципальное управление, к которому можно отнести разные типы:

- государственная власть;

- муниципальное самоуправление;

6) ивент-туризм;

7) транспортные организации, к которым можно отнести разные типы:

- внешние, привозящие в регион и город внешних туристов;

- внутренние, обслуживающие привезенных внешних и заинтересовавшихся

внутренних туристов;

8) торговля, сувениры;

9) конгресс-индустрия;

10) учебные заведения;

11) реклама;

12) информационные маркеры ресурсов.

Взаимосвязь и иерархия этих элементов представлены на рисунке.

Ресурсные Средства размещения Средства питания Средства развлечения

Управление Туристские фирмы Гос. и мун. служба Ивент-туризм

Сторонние Транспортные фирмы Торговля, сувениры Конгресс-индустрия

Информация Учебные заведения Реклама Маркеры ресурсов

Приложение: структура составлена автором

Рисунок - Структура туристско-рекреационного кластера

Очевидно, что представители разных элементов туристского кластера [7] по-разному используют имидж города и региона в своих целях.

Проблемы использования имиджа города и региона элементами ТРК

Авторский анализ названий СР Самары выявил неумение или нежелание их создателей и хозяев использовать имидж города и региона в своих названиях или политике (проанализированы 127 названий) (табл. 1).

Таблица 1 - Связь бренд-комплекса названий СР Самары с местными топонимами

Типы названий Кол. % Бренды

Случайные названия 97 78 нет

В честь местных организаций 12 9 местные

Сетевые 6 5 сетевые

В честь самарских брендов (Жигули, У Сокольих гор, На Лесной, Три вяза, Усадьба в Царевщине) 5 4 самарские

В честь Самары (СамаРа, Домик в Самаре, Самарочка) 3 2 «Самара»

В честь Волги (Волга, Приволжская) 2 1,5 «Волга»

Купеческий (Купеческий дом) 1 0,5 базовый

Еще меньше используют имидж города и региона СП (проанализированы 306 названий) (табл. 2).

Таблица 2 - Связь бренд-комплекса названий СП Самары с местными топонимами

Типы названий Кол. % Бренды

Случайные названия 268 86 нет

В честь СР, при которых работают 26 8 нет

Купеческий (Купеческий, Разгуляй, У Вакано, Трактир) 4 2 базовый

В честь Волги (Волга, Волжская кухня, Старая пристань) 3 1,5 «Волга»

В честь самарских брендов (Жигули, На дне, У Швейка) 3 1,5 самарские

В честь Самары (Самархан, Самарский пивовар) 2 1 «Самара»

Примерно аналогичная ситуация имеет место и в названиях турфирм.

Использование базовых брендов «Самара купеческая» (сейчас используется на 0,5-2%), «Запасная столица» и «Самара космическая» (вообще не применяются) позволит поднять туристскую привлекательность как СР и СП, так и города и региона.

В изготовлении сувениров с символикой Самары и региона их авторы опираются на устоявшиеся стереотипы, среди которых есть ракета-носитель «Союз» и купеческие особняки, но нет ничего по «Запасной столице».

Стратегия имиджмейкинга Самары и региона

Необходимы консолидированные усилия по сознательному развитию имиджа Самары и его продвижению, что подразумевает:

1) координацию РЯ-усилий всех заинтересованных участников ТРК для консолидации усилий в базовых направлениях;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2) материализацию или объективизацию всех направлений (т.е. ученые должны сформулировать конкретные объекты, явления и факты всех направлений) для их успешного продвижения;

3) поддержку государственно-муниципального управления в плане ремонта и реконструкции зданий и реализации разнообразных проектов в сфере туризма с опорой на базовые направления в имиджмейкинге.

Литература

1. Алексушин Г.В. Использование исторической науки для развития мегаполиса // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2009. - №10. - С. 101-109.

2. Алексушин Г. В. Развитие комплекса средних средств размещения как основы современного гостиничного сервиса в Самаре // Вестник Самарского муниципального института управления. - 2014. - №1(111). - С. 54-57.

3. Алексушин Г.В. Самарская память: памятники, скульптуры, малые формы и мемориальные доски: научно-справочное пособие. - Самара, 2013.

4. Алексушин Г.В. Топонимика как отражение процессов развития территории и населения муниципального образования (на материалах г. о. Самара) // Муниципальный менеджмент и управление местным развитием: сб. статей по материалам IV Межвузовской научной конференции. 16 апреля 2009 г. - Самара, 2009. - С. 11-15.

5. Алексушин Г.В. РЯ Самары как объект управленческого решения // Муниципальный менеджмент и управление местным развитием: сб. статей по материалам

V Всероссийской научно-практической конференции. 14 мая 2010 г. - Самара, 2010. -С. 5-10.

6. Кириллова Л.К. Глобальная конкуренция как фактор трансформации логистических решений // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2014. - №3(113). - С. 71-75.

7. Мифтахова Л.Т. Туристско-рекреационные ресурсы Самарской области как ядро формируемого туристско-рекреационного кластера // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2013. - №11(109). - С. 43-49.

PROSPECTS OF IMAGE-MAKING AS AN ESSENTIAL DEVELOPMENT INSTRUMENT OF TOURIST SERVICES IN SAMARA

Gleb Aleksushin, PhD (Dr.Sc.) in Historical sciences, Professor, gva3@yandex.ru

Samara State University of Economics Samara, Russian Federation

The article discusses the prospects and objectives of Samara's image-making for the growth of tourist potential of the region. In fact, it comes to creating the ideology of tourism development in Samara and Samara Region. Author has distinguished three basic tourism brands within the framework of Samara's image-making, analyzing each of which as a system of sub-brands. In addition to the basic, less significant brands are formulated the article. Farther, in the analysis of tourism and recreation cluster (TRC) twelve basic types of resources and organizations - participants of TRC - are allocated. Authorial understanding of the structure of TRC is shown for a more adequate perception of it. As well as, the nature and levels of use of the image of the city by specific organizations - representatives of the TRC in Samara are analyzed. Particularly, 127 accommodation facilities and 306 foodservice facilities are analyzed. The efficiency of the three basic tourism brands of Samara in the names of firms-members of tourism business and souvenirs is studied.

As a result, the author has formulated not only the general characteristics of the brands usage, but also the development strategy of image and branding in the evolution of tourist services in Samara.

Keywords: Samara, image, image-making, brand, branding, tourism and recreation cluster, accommodation facilities, foodservice facilities

References

1. Aleksushin G.V. Ispol'zovanie istoricheskoj nauki dlja razvitija megapolisa [Using Historical Science For Megapolis Development] // Vestnik Samarskogo municipal'nogo instituta upravlenija [Bulletin of Samara Municipal Institute of Management]. 2009. №10. Pp. 101-109.

2. Aleksushin G.V. Razvitie kompleksa srednih sredstv razmeshhenija kak osnovy sovremennogo gostinichnogo servisa v Samare [Medium accommodation facilities complex

development as the basis of modern hospitality service in Samara] // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Vestnik of Samara State University of Economics]. 2014. №1(111). Pp. 54-57.

3. Aleksushin G.V. Samarskaja pamjat': pamjatniki, skul'ptury, malye formy i memorial'nye doski: nauchno-spravochnoe posobie [Samara Memory: monuments, sculptures, small forms and memorial plates: Research and Reference Manual]. Samara, 2013.

4. Aleksushin G.V. Toponimika kak otrazhenie processov razvitija territorii i naselenija municipal'nogo obrazovanija (na materialah g.o. Samara) [Toponymics as a reflection of the processes of development of the territory and population of the municipality (on materials of Samara)] // Municipal'nyj menedzhment i upravlenie mestnym razvitiem: sb. statej po materialam IV Mezhvuzovskoj nauchnoj konferencii [Municipal management and control of local development: a collection of articles based on IV Interuniversity scientific conference]. Samara, 2009. Pp. 11-15.

5. Aleksushin G.V. PR Samary kak ob'ekt upravlencheskogo reshenija [PR Samara as an object of management decision] // Municipal'nyj menedzhment i upravlenie mestnym razvitiem: sb. statej po materialam V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Municipal management and control of local development: a collection of articles based on V All-Russian scientific-practical conference]. Samara, 2010. Pp. 5-10.

6. Kirillova L.K. Global'naja konkurencija kak faktor transformacii logisticheskih reshenij [Global competition as a factor of logistic decision transformation] // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Vestnik of Samara State University of Economics]. 2014. №3 (113). Pp. 71-75.

7. Miftakhova L.T. Turistsko-rekreacionnye resursy Samarskoj oblasti kak jadro formiruemogo turistsko-rekreacionnogo klastera [Samara region tourist and recreational resources as a core of the tourism-recreational cluster formation] // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta [Vestnik of Samara State University of Economics]. 2013. №11(109). Pp. 43-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.