Научная статья на тему 'Перспективы и задачи сотрудничества государственного университета управления и образовательной системы Вьетнама'

Перспективы и задачи сотрудничества государственного университета управления и образовательной системы Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА ВЬЕТНАМ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / СОТРУДНИЧЕСТВО / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козбаненко В.А.

выявлены проблемы и сформулированы пути развития Социалистической Республики Вьетнам. Обозначены роль управленческого образования в модернизации народного хозяйства Вьетнама и роль Государственного университета управления в становлении этого образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы и задачи сотрудничества государственного университета управления и образовательной системы Вьетнама»

РАЗДЕЛ I. СОВРЕМЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА

В.А. Козбаненко

ПЕРСПЕКТИВЫ И ЗАДАЧИ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЬЕТНАМА

PROSPECTS AND PROBLEMS OF COOPERATION OF THE STATE UNIVERSITY OF MANAGEMENT AND THE EDUCATIONAL SYSTEM OF VIETNAM

Аннотация: выявлены проблемы и сформулированы пути развития Социалистической Республики Вьетнам. Обозначены роль управленческого образования в модернизации народного хозяйства Вьетнама и роль Государственного университета управления в становлении этого образования.

Ключевые слова: социалистическая Республика Вьетнам, индустриализация, модернизация, сотрудничество, управленческое образование.

Abstract: the problems are detected and development methods of the Socialist Republic of Vietnam formulated. Identified the part of management education in the modernization of the economy of Vietnam and the role of the State University of Management in the becoming of this education.

Keywords: socialist Republic of Vietnam, industrialization, modernization, cooperation, management education.

Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ), учитывая неудачный опыт шоковой терапии при переходе России на рельсы рыночной экономики, исповедует щадящий режим эволюционного преобразования социально-экономического уклада страны. СРВ является государством, в котором социально-экономическая система будущего строится на развитии рыночных схем хозяйствования в рамках социалистической экономики, то есть рыночные преобразования осуществляются под строгим контролем государства.

Политическая система в стране формируется и управляется Коммунистической Партией Вьетнама (КПВ). Экономическая политика государства определяется съездами КПВ. Задача реформы, спланированной до 2020 года, формулируется следующим образом: Вьетнам станет индустриальной страной с современной материально-технической базой и оптимальной экономической структурой, при этом ВВП на душу населения должен возрасти в 10 раз по сравнению с 1990 годом. Основной путь планируемых преобразований - индустриализация и модернизация всех отраслей народного хозяйства, создание высокотехнологических производств и изготовление конкурентоспособной на внутреннем и международном рынках продукции.

В силу ряда объективных и субъективных причин уровень подготовки выпускников вьетнамских вузов длительное время был недостаточно высок для создания собственной конкурентоспособной экономики и информационной сферы развития вьетнамского общества. В 1970-1980 годы многие вьетнамцы получали высшее образование в СССР. В стране до сих пор существует мощная общественная организация - ассоциация выпускников вузов бывшего СССР (Винакорвуз).

© В.А. Козбаненко, 2012

Вестник университета № 14, 2012 г.

В настоящее время вектор развития изменился. В последние 15 лет много молодежи, у которых родители достаточно обеспечены, уезжают учиться в США, Австралию, Великобританию, Сингапур. И эта тенденция в последнее время усиливается. С 2008 г. по 2010 г. ежегодное количество вьетнамцев, уезжающих на учебу в США, утроилось.

Одновременно с этим, утверждая в СРВ американские стандарты образования, во Вьетнам устремились американские и другие западные образовательные учреждения. К сожалению, анализ показывает, что многие из них имеют низкую репутацию в своих странах. Они открывают во Вьетнаме свои представительства и филиалы, заполняя рынок образовательных услуг низкокачественной продукцией.

За образованием в Россию из СРВ теперь едут меньше. Вьетнамцам трудно изучать русский язык. В школах Вьетнама в качестве иностранного языка преподают английский, часто китайский, реже французский (культурное влияние Франции, как бывшей метрополии еще присутствует). Следующая причина нежелания учиться в России - понизившееся за годы реформ качество всех уровней образования в России, особенно сказался упадок материально-технической базы технических университетов. Раньше вьетнамцы приезжали в СССР учиться даже в ПТУ.

Справедливости ради следует отметить, что подготовка вьетнамских специалистов в Государственном университете управления (ГУУ) этим закономерностям не соответствует, в чем можно легко убедиться, анализируя данные таблицы 1.

Таблица 1

Динамика подготовки вьетнамских кадров в ГУУ __

Годы 1974- 1979- 1984- 1989- 1994- 1999- 2004- 2009-

1978 1983 1988 1993 1998 2003 2008 2012

Число

обучающихся 5 24 22 11 14 8 22 62

За 25 лет с 1974 года по 1998 год в ГУУ подготовлено 80 специалистов, а с 1999 год по 2012 год (13 лет) - 92 (подготовлено и учатся). Причем доля кадров высшей квалификации значительно увеличилась. За первый указанный срок было подготовлено 10 аспирантов, за второй - аспирантов и магистров подготовлено и учится 18 человек. Это свидетельствует о признании значимости и качества образовательного процесса в ГУУ.

Структура обучающихся в настоящее время граждан Вьетнама очевидна из таблицы 2.

Таблица 2

Количество граждан Вьетнама, обучающихся в ГУУ в 2011-2012 учебном году

Форма обучения

Основание

направление Минобрнауки

контракт

Количество человек

1. Очная

1) бакалавриат

2) специалитет

12 25

0 4

12 29

2. Очно-заочная

0

0

3. Заочная

4. Магистры

5. Аспиранты

6. Соискатели

Итого:

41

48

0

0

0

0

0

0

0

4

1

5

0

2

2

7

Современная образовательная среда университета

Горизонты нашего сотрудничества расширяются. В частности, в текущем году запланировано проведение одно-, трех-, шести- и девятимесячных курсов повышения квалификации вьетнамских госслужащих.

Кроме образовательных программ сотрудничества предполагается объединить усилия по разработке общей концепции реструктуризации образовательной системы СРВ совместно с Научно-исследовательским институтом талантов и человеческих ресурсов и Ханойским университетом науки и технологий менеджмента. Наше сотрудничество предполагает:

- разработать перспективный план всей системы подготовки специалистов в сфере управления, что позволит повысить эффективность организации управленческой деятельности СРВ;

- оказать помощь при создании и сопровождении образовательной деятельности в Республике;

- развить дистанционные формы обучения;

- провести совместные научно-практические конференции и семинары по актуальным проблемам развития управленческого образования;

- разработать совместные учебные материалы.

В настоящее время в рамках развития образовательной концепции формируется система мониторинга эффективности управленческих органов страны: выбраны методы и модель оценки эффективности организации управления. Теоретическая значимость этой работы состоит в совершенствовании теории и методологии управления в особых условиях развития Вьетнама (формирование институтов рыночной экономики с социалистической ориентацией). Практическая ценность планируемой работы заключается в возможности использования перспективного планирования всей системы подготовки специалистов для повышения эффективности организации учебного процесса в соответствии с потребностями, качественным составом, возможностями рационального использования образовательных ресурсов Вьетнама.

М. Т. Батаева Т. Г. Везиров Т.Т. Рагимова

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ КОМПОНЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА

ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES ON THE MATHEMATICS

AS THE BASIC COMPONENT OF HIGH SCHOOL INFORMATIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация: в статье рассматриваются основные подходы к организации самостоятельной познавательной деятельности с использованием электронных образовательных ресурсов в процессе обучения математике студентов вуза.

Ключевые слова: самостоятельная познавательная деятельность, электронные образовательные ресурсы, информационная образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии.

Abstract: this article deals with the basic approaches to the organisation of independent informative activity using of electronic educational resources in the course of training to the Mathematics of high school students.

© М.Т. Батаева, Т.Г. Везиров, Т.Т. Рагимова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.