Научная статья на тему 'Перспективы и проблемы развития строительной отрасли в Липецкой области'

Перспективы и проблемы развития строительной отрасли в Липецкой области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / ВВОД ЖИЛЬЯ / НАСЕЛЕНИЕ / CONSTRUCTION / STATE PROGRAM / HOUSING INTRODUCTION / POPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глазнев В. В.

В статье представлена информация о развитии жилищного строительства в Липецкой области. Приведены основные показатели строительной отрасли, направления и тенденции развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Глазнев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents information on the development of housing construction in the Lipetsk region. The main indicators of the construction industry, directions and development trends are given.

Текст научной работы на тему «Перспективы и проблемы развития строительной отрасли в Липецкой области»

ЭКОНОМИКА Глазнев В.В.

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Управление экономики администрации Липецкой области

Ключевые слова: строительство, государственная программа, ввод жилья, население.

Аннотация: в статье представлена информация о развитии жилищного строительства в Липецкой области. Приведены основные показатели строительной отрасли, направления и тенденции развития.

Keywords: construction, state program, housing introduction, population.

Abstract: the article presents information on the development of housing construction in the Lipetsk region. The main indicators of the construction industry, directions and development trends are given.

Основным приоритетом и целью государственной политики в сфере жилищного строительства Липецкой области является создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности человека, что позволяет удовлетворять жилищные потребности, а также обеспечивать высокое качество жизни в целом.

В области реализуется комплекс мероприятий, направленных на развитие строительного комплекса, оказание поддержки гражданам в приобретении и строительстве жилья, обеспечение жилых районов объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой.

В 2017 году введены в эксплуатацию рекордные 1 083,6 тыс. кв. м. жилья. Ввод жилья на душу населения по области составил 0,94 кв.м., что позволяет Липецкой области занимать лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации (рис. 1).

В регионе разработаны и утверждены документы территориального планирования для всех муниципальных образований.

В рамках областных жилищных подпрограмм «Ипотечное жилищное кредитование», «Свой Дом», «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» в 2017 году 447 семей улучшили жилищные условия, из них:

- 249 чел. получили социальную выплату на приобретение и строительство жилья,

- 198 семей - социальную выплату на погашение кредитов при рождении ребенка.

На эти цели профинансировано 246,4 млн. руб. бюджетных средств, из них 207,7 млн. руб. - из областного бюджета, 38,7 млн. руб. - федерального бюджета.

Во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» в 2017 году жилищные условия улучшили 58 ветеранов на сумму 65,2 млн. руб., в т.ч. 10 инвалидов и участников Великой Отечественной войны в первоочередном порядке.

В 2017 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа предусмотрено 216,1 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 49,2 млн. рублей; из областного бюджета - 166,9 млн. рублей. Приобретено 177 жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Из них, в рамках заключенного соглашения с Министерством образования и науки Российской Федерации, 88 жилых помещений за счет предоставления субсидий из федерального бюджета и 89 за счет средств выделенных из областного бюджета.

5 862 семьи направили 2 355 млн. руб. материнского капитала на улучшение жилищных условий.

ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ 117,6

2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

■ВСЕГО, ТЫС. ИВ, Г.|

в т.ч. индивндуагьныг.1изастройщнкаг.1и, тыс, кв. м * К'41 роста, %

Рисунок 1 - Динамика ввода в эксплуатацию жилых зданий

Следующие шаги развития жилищного строительства:

• обеспечение строительства и ввод в эксплуатацию жилья по области в 2018 году в объеме не менее 1080 тыс. кв. м.;

• реализация мероприятий в рамках приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» по обеспечению строительства наемных домов на территории области.

Липецкая область полностью обеспечена документами территориального планирования на региональном и муниципальном уровнях. По состоянию на 1 января 2018 года:

- утверждена схема территориального планирования Липецкой области;

- все 18 муниципальных районов обеспечены схемами территориального планирования;

- городские округа г. Липецк и г. Елец обеспечены актуализированными генеральными планами и правилами землепользования и застройки;

- 6 городских поселений (г. Грязи, г. Данков, г. Задонск, г. Лебедянь, г. Усмань, г. Чаплыгин) и 286 сельских поселений области обеспечены генеральными планами и правилами землепользования и застройки;

- во исполнение требований градостроительного законодательства во всех муниципальных образованиях области утверждены местные нормативы градостроительного проектирования.

Для реализации утвержденных генеральных планов поселений муниципалитетами проводится работа в части уточнения и постановки на кадастровый учет границ населенных пунктов и территориальных зон, а также обеспечения застроенных и застраиваемых территорий проекта-ми планировки и проектами межевания, которые разрабатываются в целях выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микро-районов и иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства линейных объектов.

В 2017 году из областного бюджета на условиях софинансирования были профинансированы работы по подготовке и внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки 88 сельских поселений, подготовке карт (планов) границ населенных пунктов 42 сельских поселений, карт (планов) территориальных зон 32 сельских поселений, а также по разработке документов по планировке территории г. Липецка и Добровского, муниципального района.

Следующие в развитии градостроительства региона:

• приведение документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Липецкой области в соответствие с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ;

• в целях исполнения показателей Целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», направленной на упрощение процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности Липецкой области, проведение работ по формированию и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон городских и сельских поселений.

В 2017 году проведено 34 проверки органов местного самоуправления Липецкой области на предмет соблюдения законодательства о градостроительной деятельности, в том числе 1 внеплановая проверка (рис. 2).

Нарушение процедур подготовки и утверждения генеральныхппанов

Рисунок 2 - Структура выявленных нарушений законодательства

Проверки проводились на предмет:

- соответствия муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности;

- соблюдения процедур, установленных законодательством для подготовки и утверждения генеральных планов, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, выдачи раз-решений на условно разрешенный вид

СТРУКТУРА ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ЗА 2017 ГОД

■ Нарушение процедур подготовки и утверждения нормативов градостроительного проектирования

Нарушение процедур подготовки и утверждения правил землепользования иаастройки

5%

использования земельных участков и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, градостроительных планов земельных участков, разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

В целях устранения выявленных нарушений составлены акты проверок, в адрес руководителей органов местного самоуправления направлено 34 обязательных для исполнения предписания.

По всем возникающим вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности проводится разъяснительная работа, главам муниципальных образований регулярно рассылаются информационные письма.

В целях унификации процедур предоставления муниципальных услуг разработаны следующие типовые административные регламенты предоставления муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна» в МФЦ:

- типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление градостроительного плана земельного участка»;

- типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на строительство»;

- типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».

Типовые регламенты одобрены подкомиссией по вопросам повышения качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг комиссии по проведению административной реформы (протокол от 15 августа 2017 г. № 14).

В целях автоматизации процесса предоставления услуг в МФЦ разработаны типовые технологические схемы предоставления муниципальных услуг.

Типовые регламенты содержат также особенности предоставления муниципальных услуг в электронной форме через Региональный портал государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с требованиями действующего законодательства актуализировано описание каждой услуги в сфере строительства. Актуализированное описание размещено в Региональном реестре государственных и муниципальных услуг и на Региональном портале государственных и муниципальных услуг.

Следующие в осуществлении контроля за соблюдением градостроительного законодательства в Липецкой области:

• продолжение работы по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;

• в соответствии с Планом проверок, согласованным и сформированным Прокуратурой Липецкой области запланировано проведение проверок в отношении органов местного самоуправления 32 муниципальных образований;

• в целях внедрения утвержденных Правительством Российской Федерации исчерпывающих перечней процедур в сфере строительства будет продолжена работа по разработке типовых административных регламентов предоставления муниципальных услуг, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Список литературы

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru.

2. Киевский Л.В. Мультипликативные эффекты строительной деятельности // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 3 (22). С. 104.

3. Коновалова М.Е. Технологическая многоукладность и ее роль в структурной сбалансированности экономики России // Проблемы современной экономики. 2009. № 1 (29). С. 88-90.

4. Платонова С.В.Актуальные проблемы развития малоэтажного строительства // Социально-экономические аспекты современного развития России Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией В.П. Линькова. Пенза, 2009. С. 87-89.

5. Тотоев В.Г. Исследование эффективности технических нововведений в строительстве // 15 лет кафедре экономики и управления в строительстве научные труды кафедры экономики и управления в строительстве. Московский Государственный строительный университет. Москва, 2003. С. 170-177.

6. Тумаланов Н.В., Егорова С.Б. Современные тенденции формирования условий конкуренции в отраслях // Вестник Чувашского университета. 2013. № 1. С. 330-334.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.