ЭКОНОМИКА Глазнев В.В.
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ В ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Управление экономики администрации Липецкой области
Ключевые слова: строительство, государственная программа, ввод жилья, население.
Аннотация: в статье представлена информация о развитии жилищного строительства в Липецкой области. Приведены основные показатели строительной отрасли, направления и тенденции развития.
Keywords: construction, state program, housing introduction, population.
Abstract: the article presents information on the development of housing construction in the Lipetsk region. The main indicators of the construction industry, directions and development trends are given.
Основным приоритетом и целью государственной политики в сфере жилищного строительства Липецкой области является создание комфортной среды обитания и жизнедеятельности человека, что позволяет удовлетворять жилищные потребности, а также обеспечивать высокое качество жизни в целом.
В области реализуется комплекс мероприятий, направленных на развитие строительного комплекса, оказание поддержки гражданам в приобретении и строительстве жилья, обеспечение жилых районов объектами социальной, транспортной и инженерной инфраструктурой.
В 2017 году введены в эксплуатацию рекордные 1 083,6 тыс. кв. м. жилья. Ввод жилья на душу населения по области составил 0,94 кв.м., что позволяет Липецкой области занимать лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации (рис. 1).
В регионе разработаны и утверждены документы территориального планирования для всех муниципальных образований.
В рамках областных жилищных подпрограмм «Ипотечное жилищное кредитование», «Свой Дом», «О государственной поддержке в обеспечении жильем молодых семей» государственной программы Липецкой области «Обеспечение населения Липецкой области качественным жильем, социальной инфраструктурой и услугами ЖКХ» в 2017 году 447 семей улучшили жилищные условия, из них:
- 249 чел. получили социальную выплату на приобретение и строительство жилья,
- 198 семей - социальную выплату на погашение кредитов при рождении ребенка.
На эти цели профинансировано 246,4 млн. руб. бюджетных средств, из них 207,7 млн. руб. - из областного бюджета, 38,7 млн. руб. - федерального бюджета.
Во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 годов» в 2017 году жилищные условия улучшили 58 ветеранов на сумму 65,2 млн. руб., в т.ч. 10 инвалидов и участников Великой Отечественной войны в первоочередном порядке.
В 2017 году на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа предусмотрено 216,1 млн. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 49,2 млн. рублей; из областного бюджета - 166,9 млн. рублей. Приобретено 177 жилых помещений специализированного жилищного фонда Липецкой области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа. Из них, в рамках заключенного соглашения с Министерством образования и науки Российской Федерации, 88 жилых помещений за счет предоставления субсидий из федерального бюджета и 89 за счет средств выделенных из областного бюджета.
5 862 семьи направили 2 355 млн. руб. материнского капитала на улучшение жилищных условий.
ВВОД В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЖИЛЫХ ЗДАНИЙ 117,6
2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.
■ВСЕГО, ТЫС. ИВ, Г.|
в т.ч. индивндуагьныг.1изастройщнкаг.1и, тыс, кв. м * К'41 роста, %
Рисунок 1 - Динамика ввода в эксплуатацию жилых зданий
Следующие шаги развития жилищного строительства:
• обеспечение строительства и ввод в эксплуатацию жилья по области в 2018 году в объеме не менее 1080 тыс. кв. м.;
• реализация мероприятий в рамках приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» по обеспечению строительства наемных домов на территории области.
Липецкая область полностью обеспечена документами территориального планирования на региональном и муниципальном уровнях. По состоянию на 1 января 2018 года:
- утверждена схема территориального планирования Липецкой области;
- все 18 муниципальных районов обеспечены схемами территориального планирования;
- городские округа г. Липецк и г. Елец обеспечены актуализированными генеральными планами и правилами землепользования и застройки;
- 6 городских поселений (г. Грязи, г. Данков, г. Задонск, г. Лебедянь, г. Усмань, г. Чаплыгин) и 286 сельских поселений области обеспечены генеральными планами и правилами землепользования и застройки;
- во исполнение требований градостроительного законодательства во всех муниципальных образованиях области утверждены местные нормативы градостроительного проектирования.
Для реализации утвержденных генеральных планов поселений муниципалитетами проводится работа в части уточнения и постановки на кадастровый учет границ населенных пунктов и территориальных зон, а также обеспечения застроенных и застраиваемых территорий проекта-ми планировки и проектами межевания, которые разрабатываются в целях выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микро-районов и иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства линейных объектов.
В 2017 году из областного бюджета на условиях софинансирования были профинансированы работы по подготовке и внесению изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки 88 сельских поселений, подготовке карт (планов) границ населенных пунктов 42 сельских поселений, карт (планов) территориальных зон 32 сельских поселений, а также по разработке документов по планировке территории г. Липецка и Добровского, муниципального района.
Следующие в развитии градостроительства региона:
• приведение документов территориального планирования и градостроительного зонирования муниципальных образований Липецкой области в соответствие с изменениями, внесенными в Градостроительный кодекс РФ;
• в целях исполнения показателей Целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», направленной на упрощение процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности Липецкой области, проведение работ по формированию и внесению в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон городских и сельских поселений.
В 2017 году проведено 34 проверки органов местного самоуправления Липецкой области на предмет соблюдения законодательства о градостроительной деятельности, в том числе 1 внеплановая проверка (рис. 2).
Нарушение процедур подготовки и утверждения генеральныхппанов
Рисунок 2 - Структура выявленных нарушений законодательства
Проверки проводились на предмет:
- соответствия муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности;
- соблюдения процедур, установленных законодательством для подготовки и утверждения генеральных планов, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, выдачи раз-решений на условно разрешенный вид
СТРУКТУРА ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПРОВЕРОК ЗА 2017 ГОД
■ Нарушение процедур подготовки и утверждения нормативов градостроительного проектирования
Нарушение процедур подготовки и утверждения правил землепользования иаастройки
5%
использования земельных участков и на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, градостроительных планов земельных участков, разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.
В целях устранения выявленных нарушений составлены акты проверок, в адрес руководителей органов местного самоуправления направлено 34 обязательных для исполнения предписания.
По всем возникающим вопросам применения законодательства о градостроительной деятельности проводится разъяснительная работа, главам муниципальных образований регулярно рассылаются информационные письма.
В целях унификации процедур предоставления муниципальных услуг разработаны следующие типовые административные регламенты предоставления муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна» в МФЦ:
- типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление градостроительного плана земельного участка»;
- типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на строительство»;
- типовой административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию».
Типовые регламенты одобрены подкомиссией по вопросам повышения качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг комиссии по проведению административной реформы (протокол от 15 августа 2017 г. № 14).
В целях автоматизации процесса предоставления услуг в МФЦ разработаны типовые технологические схемы предоставления муниципальных услуг.
Типовые регламенты содержат также особенности предоставления муниципальных услуг в электронной форме через Региональный портал государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с требованиями действующего законодательства актуализировано описание каждой услуги в сфере строительства. Актуализированное описание размещено в Региональном реестре государственных и муниципальных услуг и на Региональном портале государственных и муниципальных услуг.
Следующие в осуществлении контроля за соблюдением градостроительного законодательства в Липецкой области:
• продолжение работы по осуществлению контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности;
• в соответствии с Планом проверок, согласованным и сформированным Прокуратурой Липецкой области запланировано проведение проверок в отношении органов местного самоуправления 32 муниципальных образований;
• в целях внедрения утвержденных Правительством Российской Федерации исчерпывающих перечней процедур в сфере строительства будет продолжена работа по разработке типовых административных регламентов предоставления муниципальных услуг, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Список литературы
1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru.
2. Киевский Л.В. Мультипликативные эффекты строительной деятельности // Интернет-журнал Науковедение. 2014. № 3 (22). С. 104.
3. Коновалова М.Е. Технологическая многоукладность и ее роль в структурной сбалансированности экономики России // Проблемы современной экономики. 2009. № 1 (29). С. 88-90.
4. Платонова С.В.Актуальные проблемы развития малоэтажного строительства // Социально-экономические аспекты современного развития России Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией В.П. Линькова. Пенза, 2009. С. 87-89.
5. Тотоев В.Г. Исследование эффективности технических нововведений в строительстве // 15 лет кафедре экономики и управления в строительстве научные труды кафедры экономики и управления в строительстве. Московский Государственный строительный университет. Москва, 2003. С. 170-177.
6. Тумаланов Н.В., Егорова С.Б. Современные тенденции формирования условий конкуренции в отраслях // Вестник Чувашского университета. 2013. № 1. С. 330-334.