Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА'

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
529
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
информационные технологии / автоматизация учета / защита информации / бухгалтерские программы / первичная учетная документация / электронный документооборот / information technology / accounting automation / information protection / accounting software / primary accounting documentation / electronic document management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С.С. Морозкина, О.А. Филатова, Д.И. Набок, А.А. Огаркова

В статье рассматриваются вопросы применения новых информационных технологий в автоматизации бухгалтерского учета. Составлена сравнительная характеристика программных продуктов, используемых для автоматизации учета. Рассмотрены основные преимущества и недостатки современных компьютерных программ. Выделены основные направления автоматизации бухгалтерского учета, такие как: первичная учетная документация, электронный документооборот, банк-клиент, авансовые отчеты, проверка на благонадежность контрагентов. Особое внимание в статье было уделено рассмотрению вопросов о сервисах по предоставлению отчетности в электронном виде. Выделена проблема защиты конфиденциальной информации, при использовании современного программного обеспечения. Показана роль бухгалтера в автоматизации системы бухгалтерского учета, а также незаменимость его опыта и профессионального суждения при любом уровне развития информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND PROBLEMS OF USING INFORMATION TECHNOLOGY IN THE AUTOMATION OF ACCOUNTING

The article deals with the application of new information technologies in the automation of accounting. Composition-len a comparative characteristic of software products used to automate accounting. The main advantages and disadvantages of modern computer programs are considered. The main directions of accounting automation are highlighted, such as: primary accounting documentation, electronic document circulation, bank-client, advance reports, verification of the reliability of counterparties. Particular attention in the article was paid to the consideration of issues of services for the provision of reporting in electronic form. Highlighted the problem of protecting confidential information when using modern software. The role of an accountant in the automation of the accounting system is shown, as well as the indispensability of his experience and professional judgment at any level of development of information technologies.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА»

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11232

C.С. Морозкина - к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет, bussilab@mail.ru,

S.S. Morozkina - Ph.D., associate Professor of the Department of Accounting, Kuban State Agrarian University;

О.А. Филатова - бакалавр, Кубанский государственный аграрный университет,

O.A. Filatova - bachelor, Kuban State Agrarian University;

Д.И. Набок - бакалавр, Кубанский государственный аграрный университет,

D.I. Nabok - bachelor, Kuban State Agrarian University;

А.А. Огаркова - бакалавр, Кубанский государственный аграрный университет,

A.A. Ogarkova - bachelor, Kuban State Agrarian University.

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В АВТОМАТИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА PROSPECTS AND PROBLEMS OF USING INFORMATION TECHNOLOGY IN THE AUTOMATION OF ACCOUNTING

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы применения новых информационных технологий в автоматизации бухгалтерского учета. Составлена сравнительная характеристика программных продуктов, используемых для автоматизации учета. Рассмотрены основные преимущества и недостатки современных компьютерных программ. Выделены основные направления автоматизации бухгалтерского учета, такие как: первичная учетная документация, электронный документооборот, банк-клиент, авансовые отчеты, проверка на благонадежность контрагентов. Особое внимание в статье было уделено рассмотрению вопросов о сервисах по предоставлению отчетности в электронном виде. Выделена проблема защиты конфиденциальной информации, при использовании современного программного обеспечения. Показана роль бухгалтера в автоматизации системы бухгалтерского учета, а также незаменимость его опыта и профессионального суждения при любом уровне развития информационных технологий.

Abstract. The article deals with the application of new information technologies in the automation of accounting. Composition-len a comparative characteristic of software products used to automate accounting. The main advantages and disadvantages of modern computer programs are considered. The main directions of accounting automation are highlighted, such as: primary accounting documentation, electronic document circulation, bank-client, advance reports, verification of the reliability of counterparties. Particular attention in the article was paid to the consideration of issues of services for the provision of reporting in electronic form. Highlighted the problem of protecting confidential information when using modern software. The role of an accountant in the automation of the accounting system is shown, as well as the indispensability of his experience and professional judgment at any level of development of information technologies.

Ключевые слова: информационные технологии, автоматизация учета, защита информации, бухгалтерские программы, первичная учетная документация, электронный документооборот.

Keywords: information technology, accounting automation, information protection, accounting software, primary accounting documentation, electronic document management.

Внедрение информационных технологий в нашу жизнь идет повсеместно революционными темпами. На сегодняшний момент сложно представить сферу деятельности, которую не коснулся бы информационный прогресс. Не является исключением и бухгалтерский учет в организациях, что позволяет, с одной стороны, оптимизировать деятельность бухгалтерской службы, а с другой, создает определенные проблемы.

В настоящее время менеджерам высшего звена зачастую приходится принимать важные управленческие решения в условиях неопределенности и риска, что вынуждает их постоянно держать на контроле различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности организации. Гарантией эффективного и верного решения выступает грамотно систематизированная и обработанная учетная информация. Отсутствие достоверных данных может привести к принятию неверного решения, и как следствие, к убыткам и серьезным проблемам для организации.

Также учетная информация не менее важна и для внешних пользователей: государственных контролирующих органов, инвесторов, и кредиторов.

Автоматизация бухгалтерского учета помогает сэкономить на содержании штата бухгалтеров и одновременно повышает качество вводимой информации и составления бухгалтерской отчетности.

Таким образом, автоматизация бухгалтерского учета, один из основных аспектов в управлении организацией.

С помощью автоматизированных систем бухгалтерского учета находятся ошибки в учете и отчетности, в том числе арифметические, проводится анализ финансового состояния организации и оценка его перспектив.

Помимо этого, автоматизированные программы бухгалтерского учета подразумевают хранение в электронном виде первичных учетных документов, а также формирование и предоставление в контролирующие органы отчетов в электронном формате.

Без использования бухгалтерских программ обходятся лишь небольшие организации, которым на законодательном уровне позволительно использовать бумажную отчетность.

Рынок бухгалтерских программ начал формироваться в конце 1980 гг., и не прекращает развиваться (замена версий, конфигураций, обновлений в связи с нововведениями в нормативно -правовые акты и т.д.) и пополняться новыми продуктами.

Бухгалтерское программное обеспечение можно сгруппировать на 3 основные группы.

1. Неспециализированные программы, которые имеют аналитические возможности - к ним можем отнести электронные таблицы Microsoft Excel, Acess.

Современному бухгалтеру без знания Excel не обойтись. Пользование Excel на продвинутом уровне значительно сокращает трудозатраты на анализ данных для управленческих нужд, а также на построение бюджета доходов и расходов организации.

2. Специализированные программы для построения бухгалтерского учета и формирования отчетности. К ним относят, 1С: Предприятие, Галактика, Парус, БухСофт, БизнесПак и др.

3. Интегрированные ERP-системы. ERP - enterprise resource planning, что дословно переводится, как планирование ресурсов. К таким программам относят ERPNext, Галактика ERP, SAP ERP, OpenBravo ERP и др.

ERP-системы набирают все большую популярность в крупных компаниях, т.к. позволяют не только вести бухгалтерский учет, но и автоматизировать управление ресурсами, обеспечивать анализ и планирование деятельности организации [1].

К выбору программного обеспечения для организации необходимо подходить со всей важностью и выбирать программу исходя из задач и имеющихся ресурсов.

Проведем сравнительный анализ самых популярных бухгалтерских программ (таблица 1).

Мнение пользователей перечисленных программ носит как положительный, так и отрицательный характер. Бесспорным лидером среди российских бухгалтерских программ является фирма «1С: Предприятие», которая востребована исходя из цены, гибкости и универсальности.

Отметим важный пункт: каждой отдельной организации необходимо автоматизировать учет «под себя», исходя из своих потребностей. Например, если организация занимается продажей нескольких видов товаров, то автоматизировать номенклатуру нет необходимости. И, напротив, если организация реализует товары или продукцию свыше сотен различных номенклатурных единиц, то, соответственно, автоматизации данного участка необходимо уделить особое внимание.

Рассмотрим наиболее актуальные для всех видов организаций проблемы автоматизации бухгалте р-ского учета и их решения.

Основой всех бухгалтерских компьютерных программ являются функциональные компоненты, выполняющие расчет, заполнение и обработку информации на основании данных введенной первичной документации. С ее помощью вся информация накапливается в итоговые и результаты и далее формируется отчетность.

Первичные учетные документы бухгалтерского учёта - это соответствующим образом составленная и оформленная документация, которая подтверждает осуществление организацией фактов хозяйстве н-ной деятельности. Требование по оформлению любого факта хозяйственной жизни первичной документацией закреплено в статье 9 закона «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика бухгалтерских компьютерных программ

Название Преимущества Недостатки

1 2 3

1С: Предприятие - высокий уровень функциональности, который позволяет решать широкий спектр задач в автоматическом режиме; - возможность создания индивидуальных проектов, доработки для получения продукта, максимально точно учитывающего бизнес-процессы в каждой компании; - интеграционные возможности, работа со сторонними сервисами; - простота использования. - нуждается в регулярных настройках, доработках; - настройкой конфигурации должен заниматься исключительно П-специалист.

Парус - контроль над бухгалтерскими операциями; - удобная настройка функционала; - расчет заработной платы. - высокая стоимость; - настройкой конфигурации должен заниматься исключительно П-специалист; - ориентирована больше на бюджетные организации.

Продолжение таблицы

1 2 3

БухСофт - возможность работы из любой точки; - недорогая стоимость; - простота и удобство в использовании. - нельзя изменять и модифицировать;

Галактика - простота в работе; - отслеживание бизнес-процесса при проведении документа; - автоматическое формирование бухгалтерских записей. - нельзя изменять и модифицировать; - не является интегрированной; - нет возможности привести в соответствие данные о реальном наличие в производстве материалов и введенных затратах в программе.

SAP - легкая интеграция; - широкий перечень поддерживаемых работ, благодаря чему она становится универсальным решением практически для любой организации; - перспективная замена 1С. - отсутствие автоматической адаптации; - высокая стоимость.

Так как каждый экономический субъект вводит достаточно большой объем первичных до кументов, из которых строится учет организации, и далее формируется отчетность, автоматизация данного участка является наиболее актуальной. Еще три года назад такой возможностью обладали только крупные компании, так как процесс являлся долгим и дорогостоящим, а точность распознавания документа зачастую была низкой. В последнее время случился настоящий прорыв в данной области, и сервисы по распознаванию первичной документации стали кратно сокращать время бухгалтера для ввода документов.

Распространёнными сервисами по обработке первичной документации в РФ являются: ABBYY, Jetlex, Entera, Efsol и Gendalf.

Если бухгалтер до автоматизации тратил на ввод информации по первичным документам от 1 до 5 часов, то после автоматизации этот период можно сократить от 15 минут до 1 часа. При этом бухгалтеру обязательно нужно проверить корректность внесенных данных, так как нельзя исключать фактор неверного распознавания документа.

Следующим участком автоматизации отметим сдачу электронной отчетности в государственные органы (ФНС, ПФР, ФСС и Росстат).

В крупных компаниях, согласно законодательству, сдают отчетность через средства ТКС, но с 2021 года все, без исключения, организации обязаны сдавать отчетность только в электронном виде.

Налогоплательщик, при сдаче бухгалтерской отчетности и аудиторского заключения, обязан использовать электронные файлы, которые утверждены приказом ФНС от 13.11.2019 № ММВ -7-2/570@ (кроме реорганизованных и ликвидированных организаций, они должно пользоваться приказом ФНС № ВД-4-1/24013@ от 25.11.2019).

Отчетность в налоговую в электронном виде сдают организации, у которых среднесписочная численность превышает 100 человек, согласно ст. 80 НК РФ.

Формы 6-НДФЛ (с 2021 формы 6-НДФЛ и 2-НДФЛ объединили) и расчёт по страховым взносам сдать на бумаге можно, только если в отчётном периоде тех, кому начисляли выплаты, было до 10 человек. Все остальные работодатели должны сдавать эти отчёты в электронном виде п. 2 ст. 230, п. 10 ст. 431 НК РФ.

Отчеты в фонд социального страхования, такие как 4 -ФСС, СЗВ-М, СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ можно сдать на бумаге, только, если в организации менее 25 человек [3].

При этом, статистическую отчетность еще можно сдавать на бумажном носителе, однако, согласно законопроекту № 1024255-7 О внесении изменений в Федеральный закон «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» всем, кто не относится к малому бизнесу в скором времени необходимо будет сдавать отчетность и в Росстат в электронной форме.

За несоблюдение порядка предоставления отчетности предусмотрены санкции в виде штрафов. Санкции зависят от категории налогоплательщика, размера начислений и количества подобных нарушений.

Самыми популярными операторами по предоставлению отчетности являются СБИС, СКБ Контур, 1С Отчетность. По поводу удобства той или иной системы среди бухгалтеров возникают споры. Отметим наиболее важные моменты (таблица 2).

С поставленной задачей по отправке отчетности и ее контроля на ошибки справляются все перечисленные сервисы. Организациям необходимо для себя определить, с каким продуктом им удобнее и выгодно работать. Необходимо отметить, что и индивидуальным предпринимателям с численностью до 10 человек также необходима автоматизация предоставления отчетности в госорганы. Это экономит время, упрощает способ предоставления отчетности, а также минимизирует ошибки при сдаче отчетов, так как в настоящее время существующие сервисы для предоставления отчетности предусматривают в себе функцию контроля данных. Кроме того программа дает возможность получать выписки о состоянии расчетов с бюджетом, данные о бюджетных счетах, кодах бюджетной классификации и иную справочную информацию.

Таблица 2 - Сравнительная характеристика сервисов по предоставлению отчетности в электронном виде

Признак сравнения СБИС Контур 1С Отчетность

Возможности - отправка отчетности; - отправка отчетности; - отправка отчетности;

- календарь с указанием сдачи необходимого отчета; - календарь с указанием сдачи необходимого отчета; - проверка отчетов; - сверка с бюджетом;

- проверка отчетов; - проверка отчетов; - проверка контрагентов.

- помощь при заполнении от- - помощь при заполнении

четов; отчетов;

- сверка с бюджетом; - сверка с бюджетом; - распознавание сканов; - проверка контрагентов.

Интеграции С другими модулями СБИС. - с другими сервисами Контур; - 1С; - API. Интеграции, которые поддерживает сама 1С.

ЭДО Есть, отдельный пакет Есть, отдельный пакет Есть, отдельный пакет

Приложения Для Android и iOS Проверка отчетов для Android и iOS Версии программы 1С для Android и iOS

Пробный тариф Нет 3 месяца Нет

Цена от 4800 руб. в год от 5670 руб. в год от 5900 руб. в год (необходима лицензионная версия 1С).

Интерфейс Русский Русский Русский

Достоинства - стоимость; - интеграция с другими про- - работа в привычном

- можно отдельно подключить дуктами Контур; интерфейсе 1С.

нужные отчеты (Росприрод- - отдельное приложение для

надзор и др.); работы с отчетами.

- интеграция с системой СБИС

и другими модулями.

Недостатки - нет отдельных приложений для работы с отчетами; - сбои в период активной сдачи отчетности. - высокая цена. - нет календаря сдачи отчетности; - необходима программа 1С.

Каждая из перечисленных программ имеет возможность электронного документооборота (ЭДО) с контрагентами, что является следующим пунктом в автоматизации учетных процессов, который активно внедряется в организациях в настоящее время.

Этот процесс ускоряет и упрощает передачу информации поставщикам, покупателям, а также внутри организации, позволяет контролировать взаиморасчеты между контрагентами или территориально обособленным подразделениями. При этом все документы создаются в электронном виде и подписываются усиленной электронно-цифровой подписью (ЭЦП), а значит, документы имеют равную юридическую силу наравне с бумажным видом.

Это позволяет тратить меньше времени на подготовку, обработку и доставку документов.

Статус документа можно отследить онлайн и увидеть получил ли контрагент документ, подписал ли он его, а также увидеть комментарии при отказе подписания и уточнить детали сделки. Такие возможности ускоряют документооборот и повышают лояльность клиентов, так как бумаги не теряются и ошибки исправляются быстрее.

Ускорение документооборота, в свою очередь способствует снижению дебиторской задолженности, так как клиенты из различных регионов быстрее видят закрывающие акты выполненных работ, товарные накладные и счета на оплату.

Единственным минусом можно отметить, что еще не все организации перешли на электронный документооборот. В связи с чем полностью перейти на ЭДО пока что невозможно, и его необходимо совмещать с бумажным документооборотом.

Далее отметим возможность формировать платежные поручения напрямую в интерфейсе 1С, и оттуда отправлять платежи в Банк-клиент, отслеживать их статус и получать актуальную информацию по бизнес -картам организации.

Экономия времени и трудозатрат здесь выходит незначительная, при этом необходимо отметить степень удобства и концентрации при работе с таким важным участком как банк.

Не менее важным участком автоматизации является автоматическое формирование авансовых отчетов. Например, организация закупила канцелярию под авансовый отчет, при этом номенклатурных единиц свыше 50 штук. Для бухгалтера такой отчет будет достаточно объемным, и занимать немалое количество времени.

Наиболее распространенной программой для считывания чеков является Entera, которая интегрируется с базой 1С. Данная программа считывает QR-код чека, который является обязательным реквизитом кассового

чека с 3 июля 2018 г. QR-код содержит только базовую информацию о чеке: дату, сумму, коды фискального накопителя, остальная информация хранится на сервере оператора фискальных данных (ОФД).

При этом Entera извлекает необходимую информацию с помощью сканера QR-кода, и далее преобразует полную информацию о кассовом чеке и приобретенных товарах через ОФД, а затем на ее основании создает авансовый отчет в 1С.

Чеки отправлять и загружать в программу может любой сотрудник при наличии у него прав доступа. Так, подотчётное лицо может загрузить всю необходимую информацию прямо из магазина, при покупке товаров.

После автоматизации процесс формирования авансового отчета можно будет разделить на два простых этапа.

1. Сканирование QR-кода чека с помощью смартфона. Entera поддерживается на различных операционных системах, таких как Android, iOS, Windows при наличии камеры.

2. Создание авансового отчета в 1С на основании распознанных данных. Обработка QR-кода чека позволяет:

- автоматизировано и с минимальными трудозатратами создавать авансовые отчеты в 1С отдельно для каждого чека;

- сканировать несколько чеков сразу и создавать общий авансовый отчет;

- автоматически создавать номенклатуру из чека для товаров и услуг;

- сопоставлять товары из чека с уже существующей в 1С номенклатурой;

- автоматически формировать записи на счетах бухгалтерского учета.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, при автоматизации авансовых отчетов можно значительно сократить трудозатраты бухгалтера, которому необходимо будет проводить только контрольную функцию.

И, наконец, если организация заключает договоры с множеством различных контрагентов, имеет место автоматизировать их проверку на благонадежность. Специалист может потратить до полного рабочего дня на проверку определённого контрагента, при этом существуют различные специализированные сервисы, которые собирают полную информацию о том или ином контрагенте. К таким сервисам можно отнести:

- Фокус - отражает информацию о банкротстве, арбитражных судах и долгах из официальных источников информации. Отличается простым поиском по ИНН, названию, юридическому адресу или по фамилии руководителя.

- API Фокуса - данный сервис автоматически интегрирует сведения о компаниях с учетной системой организации.

- Призма - сервис проверяет физических и юридических лиц согласно 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Данная программа проводит поиск в специальных перечнях, в том числе списке террористов и экстремистов, а также присваивает каждому лицу уровень риска на основе 70 критериев.

Так, данные сервисы помогу значительно облегчить работу специалистам по проверке благонадежности контрагентов.

Нами были рассмотрены наиболее актуальные вопросы автоматизации бухгалтерского учета, применимые для всех организаций. При этом каждая организация обладает своей спецификой ведения деятельности и учета, где может потребоваться автоматизировать более специфичные учетные процессы, это позволяет совершить современное программное обеспечение совместно с IT-специалистами.

Но вместе с использованием программного обеспечения появляется проблема информационной безопасности. Так, с развитием информационных технологий растут и риски потерь, искажения информации, которые могут носить также умышленный, преднамеренный характер. В связи с чем наиболее ценную информацию не рекомендуется хранить на удаленных серверах.

Развитие информационных технологий в бухгалтерском учете организаций способствует повышению эффективности и качества работы бухгалтерии, повышению качества анализа финансово-хозяйственной деятельности для принятия верных управленческих решений руководством. Но следует отметить, что система автоматизации учета не сможет полностью заменить бухгалтера и его профессиональное суждение.

Источники:

1. Бобровников, А.Э. Введение в управление проектами внедрения ERP-систем / А.Э. Бобровников // М.: 1С-Паблишинг - 2021 - 245 с.

2. Волкова, В.Н. Информационные системы в экономике: учебник для академического бакалавриата / В.Н. Волкова // М.: Издательство Юрайт - 2018 - 402 с.

3. Воротникова, А.М. Плюсы и минусы применения зарубежных и российских бухгалтерских компьютерных программ / А.М. Воротникова, С. А. Мезина, С. С. Морозкина // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Учет, налогообложение, экономика и финансы: современное состояние и актуальные проблемы».- 2019. С. 92-101.

4. Гришина, А. А. Инновационные программы в области бухгалтерского учета / А. А. Гришина, С. А. Кемаева // Universum: экономика и юриспруденция - 2018 - №4 (49).

5. Дмитриева, И.М. Бухгалтерский учет с основами МСФО 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для вузов / И. М. Дмитриева.- М.: Издательство Юрайт - 2020 - 115 с.

6. Ковалев, С.М. Настольная книга аналитика. Практическое руководство по проектированию бизнес-процессов и организационной структуры / С. М. Ковалев С.М., В. М. Ковалев.- М.: 1С-Паблишинг - 2020 - 140 с.

7. Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера / Е. В. Михеева, О. И. Титова.- Издательство: Академия - 2020 - 251 с.

8. Морозкина, С.С. Применение облачных технологий в области бухгалтерского учета коммерческих организаций / С. С. Морозкина, Г. Н. Мирзоян // Вестник Академии знаний. 2018. № 4 (27). С. 173-181.

9. Яковлев, А. В. Автоматизация раздельного учета / Я. В. Яковлев.- М.: 1С-Паблишинг - 2019 - 147 с.

10. Адаменко А. А. Система электронного документооборота: преимущества и недостатки / А. А. Адаменко, А. А. Яц-кова, Т. Е. Хорольская // Формирование экономического потенциала субъектов хозяйственной деятельности: проблемы, перспективы, учетно-аналитическое обеспечение: материалы IV Международной научной конференции. -Краснодар: Изд-во «Магарин О. Г.», 2016. - С. 365-368.

11. Адаменко А.А. Актуальные вопросы автоматизации и информатизации бухгалтерского учета / Адаменко А.А., Азиева З.И., Белозор С.М. // в сборнике: Современные проблемы бухгалтерского учета и отчетности. Материалы II Международной студенческой научной конференции. - 2015. - С. 301-305.

References:

1. Bobrovnikov, A.E. Introduction to project management for the implementation of ERP systems / A.E. Bobrovnikov // M .: 1C-Publishing - 2021 - 245 p.

2. Volkova, V.N. Information systems in economics: textbook for academic bachelor's degree / V.N. Volkova // M .: Yurayt Publishing House - 2018 - 402 p.

3. Vorotnikova, A.M. Pros and cons of using foreign and Russian accounting computer programs / A.M. Vorotnikova, S. A. Mezina, S. S. Morozkina // Collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference "Accounting, taxation, economics and finance: current state and topical problems." - 2019, pp. 92-101.

4. Grishina, A. A. Innovative programs in the field of accounting / A. A. Grishina, S. A. Kemaeva // Universum: Economics and Law - 2018 - No. 4 (49).

5. Dmitrieva, I.M. Accounting with the basics of IFRS 6th ed., Trans. and add. Textbook and workshop for universities / I. M. Dmitrieva. - M .: Yurayt Publishing House - 2020 - 115 p.

6. Kovalev, S.M. Analyst's handbook. A practical guide to the design of business processes and organizational structure / S. M. Kovalev S. M., V. M. Kovalev. - M .: 1C-Publishing - 2020 - 140 p.

7. Mikheeva, E.V. Information technologies in the professional activity of an economist and an accountant / E. V. Mikheeva, O. I. Titova.- Publisher: Academy - 2020 - 251 p.

8. Morozkina, S. S. Application of cloud technologies in the field of accounting of commercial organizations / S. S. Morozkina, G. N. Mirzoyan // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2018. No. 4 (27). S. 173-181.

9. Yakovlev, A. V. Automation of separate accounting / Ya. V. Yakovlev. - M .: 1C-Publishing - 2019 - 147 p.

10. Adamenko A. A. Electronic document management system: advantages and disadvantages / A. A. Adamenko, A. A. Yatskova, T. E. Khorolskaya // Formation of the economic potential of economic entities: problems, prospects, accounting and analytical support: materials of the IV International Scientific Conference. - Kras-nodar: Publishing house "Magarin O. G.", 2016. - S. 365-368.

11. Adamenko A.A. Topical issues of automation and informatization of accounting / Adamenko A.A., Azieva Z.I., Belozor S.M. // in the collection: Modern problems of accounting and reporting. Materials of the II International Student Scientific Conference. - 2015 .-- S. 301-305.

DOI: 10.24412/2304-6139-2022-11233

М.М. Мусаев - к.э.н., доцент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», mmm-74@mail.ru,

М.М. Мусаев - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, "Chechen State University";

Р.М.-Б. Кокурхаева - к.э.н., доцент кафедры «Экономика», ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», radima75@bk.ru,

R.M.-B. Kokurkhaeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Ingush State University.

РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РАЗВИТИИ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА THE ROLE OF THE DIGITAL ECONOMY IN THE DEVELOPMENT OF THE WORLD ECONOMY

Аннотация. В настоящее время одним из актуальных вопросов для всей экономики является цифровиза-ция, а именно исследования положительного воздействия, а также возможных рисков и угроз для мирового хозяйства, вызываемых повсеместной цифровизацией экономики, ее возрастающего влияния на общество. Цифровая экономика представляет собой один из видов экономической деятельности, в котором упор делается на современных цифровых и электронных технологиях и системах. В современном обществе развитие всех без исключения отраслей и направлений деятельности человека происходит с огромной скоростью, особенно явно это наблюдается в области цифровых и информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.