Предприятие, имеющее самый высокий общий рейтинг, считается имеющим сильное рыночное положение и конкурентное преимущество. Оно считается более конкурентоспособным, если между уровнем его общего рейтинга и рейтинга предприятий-конкурентов имеется большая разница [5, с.249].
Следует отметить, что между факторами, формирующими конкурентоспособность предприятия и показателями, ее характеризующими, имеется взаимосвязь. Иногда один и тот же фактор может выступать как формирующий конкурентоспособность, так и ее характеризующий (конкурентоспособность товара, цена, качество, доля рынка и др.). Именно это осложняет вопрос оценки конкурентоспособности предприятия и делает необходимым комплексно подходить к его изучению.
На современном этапе большинство стран интегрированы в мировую экономическую систему и в таких условиях местные
производственные предприятия вынуждены обеспечить конкурентоспособность не только на уровне местного рынка, но и на международном уровне. Если предприятие не входит на международные рынки, то на местном рынке оно все же встречается с конкуренцией иностранных фирм. Значит, предприятие, осуществляющее деятельность на внутреннем рынке должно обратить внимание на международный уровень конкурентоспособности и должно обеспечить соответствие международному уровню не только конкурентоспособностью товара, но и других бизнес-проектов.
Таким образом, усиление процесса глобализации экономики, борьбы за рынок, развитие научно-технического прогресса значительно увеличивает роль и значение конкурентоспособности на всех уровнях, превращает его в один из основных факторов, обеспечивающих развитие рыночной экономики.
Литература
1. Антипова О.В. Теоретико-методические аспекты оценки конкурентоспособности хольдинговых структур. — М.: Креативная экономика, 2012.
2. Левшина О.Н. Современные методы обеспечения конкурентоспособности в предпринимательстве. Изд. Юриспруденция, 2011
3. Лифиц И.М. Формирование и оценка конкурентоспособности товаров и услуг: учеб. Пособие. — М.: Юрайт-Издат, 2004.
4. Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. — 1996. — №3. — С 33-39.
5. Философова Т.Г., Быков В. Конкуренция, инновация, конкурентоспособность. Изд. Юниити-Дана, 2012.
6. Царев В.В., Контаревич А.А., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий. Теория и методология. — М.: Юниити-Дана, 2011.
7. Юсупов А.А. Управление конкурентоспособностью предприятия на основе инноваций: Автореф. дисс. на соискание ученой степени к.э.н. — Казань, 2000.
ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО КЛАСТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ МАНСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
В.А. Безруких,
профессор Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева,
доктор географических наук,
О.В. Костренко,
аспирант Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева
В статье рассматривается возможность формирования туристско-рекреационного кластера на территории Манского района Красноярского края на основе оценки природно-ресурсного потенциала региона.
Ключевые слова: туризм, рекреация, туристская дестинация, туристско-рекреационный кластер, туристско-рек-реационный потенциал региона, Красноярский край, Манский район Красноярского края
ББК Д88(2Р53) + Ч518.14(2Р)
Туристско-рекреационная система формируется на стыке трех подсистем: природы, населения, хозяйства. Поэтому содержит в себе все их компоненты: туристско-рекреационные ресурсы (объекты туризма), туристов (потребителей туристско-рекреа-ционного ресурса), инфраструктуру (туристско-рекреационные средства). Взаимосвязи между этими компонентами в процессе территориальной организации хозяйства региона проявляются в формировании туристско-рекреационного кластера. Он характеризуется как локализованная туристско-рекреационная система, состоящая из групп предприятий в сфере туристского обслуживания, а также различных вспомогательных организаций, совместная деятельность которых обеспечивает усиление конкурентоспособности и специализации туристско-рекреаци-онной системы [2].
Впервые понятие кластера было использовано американским экономистом, профессором М. Портером [4] для определения сообщества сконцентрированных по географическому признаку взаимосвязанных фирм и организаций. Непременным условием образования кластера является географическая близость хозяйствующих единиц. Кластер — значительно более сложное явление, чем простое объединение фирм для совместной деятельности. Кластер можно определить как систему взаимосвязанных фирм и организаций, значимость которых как целого превышает про-
стую сумму составных частей. Кластеры играют решающую роль в формировании туристских центров, привлечении в них туристов и повышении конкурентоспособности. Кластеры помогают каждому их участнику осознать себя частью целого.
Кропинова Е.Г. и Митрофанова А.В. [2] выделяют следующие признаки регионального туристско-рекреационного кластера:
1. Локализация туристских и дополняющих предприятий на относительно небольшой территории, располагающей туристско-рекреационными ресурсами.
2. Сложившиеся внутренние и внешние связи между элементами кластера.
3. Наличие развитой инфраструктуры туризма и специализированных трудовых ресурсов (кадры).
4. Наличие благоприятной инновационной деловой среды, привлекательной для партнеров.
5. Создание специфического туристского продукта, услуги.
6. Входящие в кластер предприятия сохраняют свою независимость и гибкость.
7. Кластер является подсистемой региональной экономической системы и одновременно — пространственно локализованной системой туризма.
Бакуменко О.А. [1] предлагает также ввести в характеристику кластера такой признак как форма управления туристско-рек-
реационным кластером. Это управление может быть органами государственной власти, бизнес-структурами, а также — на базе государственно-частного партнерства. Названным автором дана подробная классификация туристских кластеров, что может быть применено как для характеристики существующих, так и при формировании новых кластеров. При этом усилия государственных органов должны не столько поддерживать отдельные предприятия, сколько направляться на создание условий для формирования кластера и развития взаимоотношений внутри него. Туристский кластер способен решить ряд важных задач, в том числе:
- рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона;
- приоритетное развитие внутреннего и въездного туризма в регионе;
- формирование системы государственного регулирования туристско-рекреационной деятельности;
- поддержка развития различных видов предпринимательства (среднего и малого) в туристской сфере;
- создание благоприятного имиджа региона как туристского;
- привлечение внебюджетных источников для реконструкции и нового строительства туристских объектов.
В качестве «острия туризма» рассматривается понятие «туристская дестинация», введенное Лейпером в середине 1980-х годов [3]. Само слово «дестинация» в переводе с английского означает «местонахождение; место назначения», географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов. Дестинация — это место (территория) посещения, привлекающее туристов своими специфическими природными туристско-рекреационными ресурсами и культурно-историческими достопримечательностями. Другими словами, туристская дестинация — это причина путешествия, а туристско-рекреаци-онные объекты являются основой путешествия. Причем, туристский спрос диктуется уже наличием всего комплекса сервисных услуг, необходимых для жизнеобеспечения посетителей туристской дестинации. При их отсутствии необходимы значительные инвестиционные вложения, чтобы мотив посещения превратился в осознанный спрос. Эти задачи как раз и может решить создание регионального туристско-рекреационного кластера.
Как считает Серая Е.И. [5], совместная деятельность предприятий кластера способствует снижению степени риска и неопределенности, получению организационных и технологических инноваций, развитию региональной экономики. Главная же задача регионального кластера — повышение привлекательности территории для потенциальных туристов. Так, наличие пещер и экзотических скал («столбов») в Манском районе Красноярского края известно давно. Многие годы здесь развит самодеятельный («дикий») туризм, что приводит к негативным явлениям, в том числе — захламлению пещер, повреждению прекрасных натечных форм. Таким образом, дестиниция, как причина путешествия в Манский район, привлекательна для туристов. Однако комплекс сервисных услуг практически отсутствует, что и является причиной создания туристско-рекреационного кластера в районе.
Основу туристско-рекреационного потенциала региона составляет комплекс пещер Баджейского карстового участка [7]. На территории района расположено 26 пещер. Все они уникальны, являются крупнейшими не только в стране, но и в мире. Среди них — пещера «Большая Орешная», расположенная в 2,5 км от п. Орешное с протяженностью всех ходов 180 км и общей длиной 50 км. В пещере множество уникальных натечных образований, имеются подземные реки, озера и сифоны глубиной до 40 м. В 4 км от п. Степной Баджей расположена пещера «Баджейская». Протяженность ходов её 6000 м, глубина 170 м. В пещере много гротов, переходов, есть подземный ручей, крупное озеро площадью более 50 м2, глубиной до 4 м.
Кроме пещер, большой интерес для спортивного туризма представляют «Манские столбы» — скалы различной высоты и формы, расположенные в верховьях р. Маны на площади 100 га. Привлекателен для многих сплав по реке Мана. Рафтинг начинается от порогов, расположенных в верховьях реки. В перспективе возможно развитие горнолыжного туризма, в том числе — туристский комплекс на горе Аргыджек.
Для экскурсионно-познавательного туризма представляют интерес историко-культурные объекты района. К ним относятся
Колбинская и Койская писаницы, расположенные в устье р. Колбы, левого притока Маны. Петроглифы были открыты ещё Г. Гмелиным в 1740 г. На береговых утесах нанесены рисунки эпохи железного века и средневековья. Памятник архитектуры деревянного зодчества 1913 г. — церковь Богородицы Рождественской — находится в д. Сургистое, в 25 км от п. Шалинское.
Рекреационно-бальнеологические ресурсы представлены санаторно-курортным потенциалом региона. Это многочисленные выходы источников минеральных вод в виде нисходящих и восходящих родников. Наиболее известны Большеунгутский родник (исток р. Большой Унгут) в д. Новоалексеевка. Кроме того, известен незамерзающий минерализованный источник с дебитом до 400 л/с и минерализацией воды 0,28 г/л., на участке «Солонечное», который находится в живописных отрогах Восточного Саяна, подтверждено наличие родоновых вод средней концентрации со значительными запасами (около 500 м3/сут.), которые способны обеспечить реабилитацию не менее 45 тыс. чел. в год. Дальнейшее освоение ресурсов пресных и минеральных подземных вод в питьевых и лечебно-оздоровительных целях позволит развивать и это направление туристско-рекре-ационной деятельности на территории формирующегося Ман-ского кластера.
Имеющаяся инфраструктура района практически отсутствует. Объекты размещения в основном ограничены пятью базами отдыха вместимостью от 20 до 300 мест. Схемой территориального планирования Манского муниципального района в области проектирования рекреационных зон предлагается определение инвестиционных площадок для строительства дополнительных мест размещения туристов и отдыхающих [6].
Транспортная инфраструктура Манского района достаточно развита. Протяженность дорог общего пользования на территории района составляет 595 км, в том числе с твердым покрытием 395 км. В границах района проходят автомобильные дороги федерального значения «Москва-Владивосток» и краевого значения — «Красноярск-Курагино». Протяженность межпоселковых автодорог составляет 320 км, из них около 100 км заасфальтированы. В черте района проходит две железнодорожные магистрали — «Москва-Владивосток» и «Абакан-Тайшет». При создании Манского туристско-рекреационного кластера необходимо уделить внимание обустройству местного транспортного сообщения между объектами кластера: от мест проживания — к местам начала экскурсий, между отдельными объектами рекреации и туризма и т.д.
В течение последних лет в Манском районе принимаются значительные меры по развитию туризма как новой отрасли экономики. Однако слаборазвитая инфраструктура не дает возможности более активно использовать имеющийся туристско-рекреа-ционный потенциал. Отсутствие или плохое состояние автодорог, обустроенных мест проживания, полигонов для промышленных и бытовых отходов в населенных пунктах сказывается на развитии туристской инфраструктуры как по качественным, так и по количественным характеристикам. Для решения этих проблем будет целесообразным создание туристского кластера, включающего как сами туристские объекты (пещеры, скалы, горные реки и др.), так и элементы инфраструктуры (транспорт, жилье, объекты питания), под одним организационным управлением. Особое место в этом кластере должно занять кадровое обеспечение турист-ско-рекреационной деятельности: менеджеры организации и управления, специалисты гостиничного сервиса и объектов питания, гиды-инструкторы спортивного и экстремального туризма (спелеология, альпинизм, рафтинг по горным рекам). С целью подготовки штатных гидов, инструкторов-спелеологов и других специалистов, возможно, следует организовать работу постоянно действующей школы туризма на основе Восточно-Сибирского института туризма (в Красноярске) — филиала Российской Международной Академии туризма, привлекая преимущественно местное население.
Таким образом, территория Манского района Красноярского края, расположенного на территории северо-западной периферии Восточного Саяна, имеет все предпосылки для формирования туристско-рекреационного кластера: расположение вблизи центра формирующейся Красноярской агломерации (г. Красноярск), локализация туристско-рекреационных объектов на относительно небольшой территории, есть возможность формирования необходимого кадрового обеспечения на базе факультета гео-
графии и биологии педагогического университета им. В.П. Астафьева и Восточно-Сибирского института туризма (Красноярск). В перспективе необходима разработка инновационных проектов,
поиск финансовых источников инвестиций и формирования законодательно-правовых актов, регулирующих социально-экономические отношения в туриндустрии кластера.
Литература
1. Бакуменко О.А. Классификация туристских кластеров: Сб. статей Междунар. науч.-практ. конф. «Закономерности и тенденции развития и науки в современном обществе» — Уфа: БашГУ, 2013. — С. 30-34.
2. Кропинова Е.Г., Митрофанова А.В. Регионально-географический подход к понятию «туристско-рекреационный кластер». Вестник Российского государственного университета им. И.Канта. — Вып.1. — С. 70-75.
3. Морозов М.А., Коль О.Д. Дестинация — важнейший элемент туризма // Туризм. — 1998. — № 1.
4. Портер Майкл Э. Конкуренция: Пер. с англ. — М.: 2005.
5. Серая Е.И. Дестинация в системе региональных туристских кластеров // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 2(46).
6. Схема территориального планирования Манского муниципального района Красноярского края. — Красноярск: ООО «Кариатида», 2009.
7. Цыкин Р.А., Цыкина Ж.Л. Добровольский М.И. Пещеры Красноярского края. — Красноярск, 1974.