Научная статья на тему 'Перспективы и особенности развития кэшбэк сервисов'

Перспективы и особенности развития кэшбэк сервисов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
489
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
кэшбэк / возврат денежных средств / кэшбэк сервисы / дополнительные услуги / специальные сервисы / cashback / refund / cashback services / additional services / special services

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Огородникова Елена Петровна, Джафарова Анифа Гарибовна

кэшбэк сервисы представляют собой специальные сайты, позволяющие возвращать часть потраченной денежной суммы. Кэшбек сервисы не являются новым изобретением для США и европейских стран и появились достаточно давно, однако в России они получили развитие лишь в 2014 году. Сейчас кэшбэк сервисы стали настолько популярны, что многие банки подключают данные сервисы как дополнительные функции. В данной статье рассмотрим особенности развития кэшбэк сервисов, а также перспективы их развития. По результатам исследования мы пришли к выводам о том, что магазины стали называть свои бонусы лояльности «кешбэком» в связи с ростом его популярности. Однако, это всего лишь маркетинговый ход, не имеющий отношения к кешбеку, так как не предполагает реальную выплату денежных средств. Так же мы пришли к выводу, что существует условное деление кешбеков на два вида банковские и предоставляемые спецсайтами. Как правило, одно суммируется с другим, что позволяет существенно сэкономить на покупках. Магазины стали называть свою программу лояльности кешбэком, в то время как это те же самые обычные накопительные баллы, которые имеют большое количество ограничений и, что самое важное, не являются деньгами, поэтому они фактически не являются кешбэком. Однако в большинстве случаев такие кешбэк«очки» сочетаются с кешбэком от банков и кешбэк-сервисов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND FEATURES OF CASHBACK SERVICES DEVELOPMENT

cashback services are special sites that allow you to return part of the money spent. Cashback services are not a new invention for the United States and European countries and appeared long ago, but in Russia, they were developed only in 2014. Now cashback services have become so popular that many banks connect these services as additional functions. In this article, we will consider the features of cashback services development, as well as the prospects for their development. Based on the results of the research, we came to the conclusion that stores began to call their loyalty bonuses «cashback» due to its growing popularity. However, this is just a marketing move that has nothing to do with cashback, since it does not involve a real payment of funds. We also came to the conclusion that there is a conditional division of cashbacks into two types banking and provided by special sites. As a rule, one is combined with the other, which allows you to save significantly on purchases. Stores have started calling their loyalty program cashback, while these are the same ordinary cumulative points that have a large number of restrictions and, most importantly, are not money, so they are not actually cashback. However, in most cases, such cashback «points» are combined with cashback from banks and cashback services.

Текст научной работы на тему «Перспективы и особенности развития кэшбэк сервисов»

УДК 33.336.7

DOI 10.24411/2409-3203-2020-12234

ПЕРСПЕКТИВЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КЭШБЭК СЕРВИСОВ

Огородникова Елена Петровна

к.э.н., доцент Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, г. Оренбург Джафарова Анифа Гарибовна студентка 2 курса направления «Экономика» Оренбургский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова Россия, г. Оренбург

Аннотация: кэшбэк сервисы представляют собой специальные сайты, позволяющие возвращать часть потраченной денежной суммы. Кэшбек сервисы не являются новым изобретением для США и европейских стран и появились достаточно давно, однако в России они получили развитие лишь в 2014 году. Сейчас кэшбэк сервисы стали настолько популярны, что многие банки подключают данные сервисы как дополнительные функции. В данной статье рассмотрим особенности развития кэшбэк сервисов, а также перспективы их развития.

По результатам исследования мы пришли к выводам о том, что магазины стали называть свои бонусы лояльности «кешбэком» в связи с ростом его популярности. Однако, это всего лишь маркетинговый ход, не имеющий отношения к кешбеку, так как не предполагает реальную выплату денежных средств.

Так же мы пришли к выводу, что существует условное деление кешбеков на два вида - банковские и предоставляемые спецсайтами. Как правило, одно суммируется с другим, что позволяет существенно сэкономить на покупках. Магазины стали называть свою программу лояльности кешбэком, в то время как это те же самые обычные накопительные баллы, которые имеют большое количество ограничений и, что самое важное, не являются деньгами, поэтому они фактически не являются кешбэком. Однако в большинстве случаев такие кешбэк- «очки» сочетаются с кешбэком от банков и кешбэк-сервисов.

Ключевые слова: кэшбэк, возврат денежных средств, кэшбэк сервисы, дополнительные услуги, специальные сервисы.

PROSPECTS AND FEATURES OF CASHBACK SERVICES DEVELOPMENT

Ogorodnikova Elena P.

PhD., Аssociate Professor Orenburg branch of Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Orenburg Jafarova Anifa G.

2nd year student of the "Economics" direction Orenburg branch of Plekhanov Russian University of Economics

Russia, Orenburg

Abstract: cashback services are special sites that allow you to return part of the money spent. Cashback services are not a new invention for the United States and European countries and appeared long ago, but in Russia, they were developed only in 2014. Now cashback services have become so popular that many banks connect these services as additional functions. In this article,

we will consider the features of cashback services development, as well as the prospects for their development.

Based on the results of the research, we came to the conclusion that stores began to call their loyalty bonuses «cashback» due to its growing popularity. However, this is just a marketing move that has nothing to do with cashback, since it does not involve a real payment of funds.

We also came to the conclusion that there is a conditional division of cashbacks into two types - banking and provided by special sites. As a rule, one is combined with the other, which allows you to save significantly on purchases. Stores have started calling their loyalty program cashback, while these are the same ordinary cumulative points that have a large number of restrictions and, most importantly, are not money, so they are not actually cashback. However, in most cases, such cashback «points» are combined with cashback from banks and cashback services.

Keywords: cashback, refund, cashback services, additional services, special services.

На данный момент существует два направления кэшбэка: банковский кэшбэк и специальные сервисы кэшбэка. В первом случае кэшбэк возвращается с комиссии за эквайринг (обслуживание платежей банковскими картами), которую платят компании, принимающие платежи по картам.

Сборы за приобретение, как правило, превышают 2% от суммы платежа. Кэшбэк, предоставляемый банками, практически везде одинаков и составляет 1% от суммы с лимитом на сумму кешбэка в месяц (около 2000-3000 рублей, в зависимости от банка). Размер кешбэка в этом случае зависит не от продавца, а только от банка-эмитента дебетовой карты. Исключением являются совместные акции банков и ритейлеров, когда возврат денежных средств может составлять более одного процента, тогда ритейлер оплачивает увеличение отдачи от карты, рассчитывая на увеличение продаж во время акции [4].

Второе направление кэшбэка - сервисы кэшбэка. Суть их работы довольно проста и прозрачна: большинство магазинов готовы разделить процент от суммы заказа в качестве вознаграждения для данного покупателя. Служба возврата денежных средств делит часть полученной комиссии со своими клиентами. Таким образом, все выигрывают:

- магазин принимает покупателей;

- клиент получает скидку в виде возврата части потраченных денег;

- кэшбэк сервис получает комиссию [2].

Именно по этой причине направление получило такой мощный импульс в развитии и не собирается останавливаться. На американском рынке, где услуги кэшбэка существуют довольно давно, лидером среди кэшбэков является rakuten (ранее Ebates), который принес своим партнерам более 11 миллиардов долларов продаж только в 2018 году. Эта цифра растет на 20-30% в годовом исчислении, что четко указывает на увеличение интереса к кэшбеэку (рис. 1).

4500 4000 3500 3000 2500 2000 1500 1000 500 0

1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв.

2017 2017 2017 2017 2018 2018 2018 2018 2019 2019 2019 2019

Рисунок 1 - объем возвращенных денежных средств покупателям с помощью кешбэк

сервисов, млрд. долл.

В России кешбэк активно развивается с 2014 года и демонстрирует невероятную динамику роста. Именно поэтому к 2019 году количество услуг кэшбэка увеличилось во много раз, учитывая, что рынок еще формируется, а крупные игроки еще не заняли весь розничный сегмент [5].

Большинство существующих в России сервисов работают по тому же принципу и отличаются процентом выплачиваемого вознаграждения за совершение покупок, которое называется кэшбэк.

Существующая схема этих услуг имеет два ключевых недостатка:

- Клиент сначала находит нужный товар на веб-сайте магазина или в службах сравнения цен, оценивает привлекательность предложения и только затем обращается в службу возврата денег, чтобы воспользоваться услугой возврата денег для покупки. Другими словами, услуга кэшбэка является конечной, а не отправной точкой в пути клиента.

-Магазины ограничены в возможности увеличения продаж через услуги кэшбэка. Выходом из сложившейся ситуации является повышение комиссии за возврат денег покупателям, которая хорошо работает только для крупных интернет-магазинов, занимающих ключевые позиции в рейтингах магазинов, и практически не работает для средних и интернет-магазинов [1].

На фоне указанных выше недостатков выделяется новичок в этом направлении -сервис рынка кэшбэков, который пересмотрел подход к кэшбэку и сумел завоевать своих первых постоянных клиентов.

Основным отличием новой услуги является полноценный каталог товаров.

Подобно популярным в России сервисам сравнения цен, рынок кэшбэка предлагает своим посетителям сравнить цены на интересующие их товары.

Рынок услуг кэшбэка постоянно растет, каждый месяц в России их посещают 17 миллионов человек, а это вдвое больше, чем в 2017 году. Ежемесячный прирост посетителей сервиса составляет 1 500 000 пользователей, а потенциал рынка - около 24 миллионов человек.

В 2018 году этот показатель увеличился на 20%. Кроме того, по данным Google Play, приложения, разработанные кешбэк-сервисами в 2018 году, скачали 1,1 миллиона человек. Именно в этом направлении будет развиваться рынок, поэтому сервису SWITIPS придется разработать приложение, которое позволит ему на равных конкурировать с другими сайтами. Самыми крупными кэшбэк сервисами являются:

ePN Cashback;

III

MegaBonus;

Letyshops.

Именно эти платформы привлекают пользователей, которые предпочитают покупки через смартфоны и планшеты. Характерно, что рост покупок наблюдается именно среди владельцев устройств на платформе iOS, количество приобретений у которых увеличилось на 41%. Владельцы смартфонов на Android совершили на 9% больше покупок по сравнению с прошлым годом.

Для удобства покупателей была собрана обратная связь по большинству продуктов, а также информация о возможных акциях в подключенных магазинах.

Оказывается, клиенту достаточно использовать один сервис для:

• Сравнить цены;

• Сравнить кэшбэк;

• Получить кэшбэк;

• Узнать о рекламных акциях и рассрочках;

• Читать обзоры продуктов и магазинов [3].

Cashback.market также оставил традиционный каталог магазинов, как и другие услуги, на тот случай, если клиент уже определился с выбором магазина для совершения покупки.

С ростом популярности кешбека магазины все чаще называют свои бонусы лояльности «кешбэком». Конечно, это просто желание воспользоваться популярностью модного слова, но этот маркетинговый ход не имеет никакого отношения к реальному кешбеку, поскольку кешбэк предполагает выплату реальных денег, которые можно потратить где угодно, а не только в магазине, где покупка была сделана.

Кешбэк - это реальный способ сэкономить, который набирает популярность в России. Условно можно выделить два вида кэшбэков - банковские и предоставляемые спецсайтами. Как правило, одно суммируется с другим, что позволяет существенно сэкономить на покупках. Магазины стали называть свою программу лояльности кешбэком, в то время как это те же самые обычные накопительные баллы, которые имеют большое количество ограничений и, что самое важное, не являются деньгами, поэтому они фактически не являются кешбэком. Однако в большинстве случаев такие кешбэк-«очки» сочетаются с кешбэком от банков и кешбэк-сервисов.

Список литературы:

1. Блажевич А.А. Необанк как новое направление финансовых инноваций в Российской Федерации / Вестник Института экономических исследований. 2018. №4. С. 160-169.

2. Борисова О.В. Рынок финансовых технологий и тенденции его развития / Финансы и кредит. 2018. № 30 С. 1844-1858.

3. Екимова Е. А. Анализ рынка кредитных карт в России: проблемы и перспективы развития/Карельский научный журнал. 2018. №2. С.63-66.

4. Огородникова Е.П. Изменение российского банковского сектора в условиях цифровизации //Эпоха науки.2019. С. 422-425.

5. Огородникова Е.П. Цифровизация банковского сектора Российской Экономики //сборник: Теория и практика финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных отраслей.. Сборник трудов I Национальной научно-практической конференции. 2019. С.233-237.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.