Научная статья на тему 'Перспективы и опыт применения облачных технологий в индустрии туризма в России и за рубежом'

Перспективы и опыт применения облачных технологий в индустрии туризма в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1752
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT-ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ "ОБЛАЧНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ" / ТУРИСТСКАЯ ИНДУСТРИЯ / ГОСТЕПРИИМСТВО / IT-INFRASTRUCTURE / MANAGEMENT INFORMATION SYSTEM / SMALL BUSINESS / TECHNOLOGY "CLOUD COMPUTING" / TOURIST INDUSTRY / HOSPITALITY

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Бархатова Т. В.

В статье рассмотрены преимущества использования технологии «облачных вычислений» в современной системе управления малым предприятием. Приведены примеры применения современных систем на основе «облачных вычислений» в индустрии туризма за рубежом и в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND APPLICATION EXPERIENCE OF CLOUD TECHNOLOGIES IN THE TOURISM INDUSTRY IN RUSSIA AND ABROAD

The article discusses the advantages of using a "cloud computing" technology in modern management system small business. Examples of the application of modern systems based on "cloud computing" in the tourism industry abroad and in Russia

Текст научной работы на тему «Перспективы и опыт применения облачных технологий в индустрии туризма в России и за рубежом»

УДК 338.48

Т. В. Бархатова

доцент,

кафедра менеджмента, информационных технологий и международного туризма, ОЧУВО «Российская международная академия туризма», г. Москва

ПЕРСПЕКТИВЫ И ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Аннотация. В статье рассмотрены преимущества использования технологии «облачных вычислений» в современной системе управления малым предприятием. Приведены примеры применения современных систем на основе «облачных вычислений» в индустрии туризма за рубежом и в России.

Ключевые слова: IT-инфраструктура, информационная система управления, малое предприятие, технология «облачных вычислений», туристская индустрия, гостеприимство.

T.V. Barkhatova, Russian international academy of tourism

PROSPECTS AND APPLICATION EXPERIENCE OF CLOUD TECHNOLOGIES IN THE TOURISM INDUSTRY IN RUSSIA AND ABROAD

Abstract. The article discusses the advantages of using a "cloud computing" technology in modern management system small business. Examples of the application of modern systems based on "cloud computing" in the tourism industry abroad and in Russia

Keywords: IT-infrastructure, management information system, small business, technology "cloud computing", tourist industry, hospitality.

Информатизация на современном этапе развития общества подразумевает развитие информационных технологий (ИТ) и коммуникационных технологий на основе Интернета. Важную роль имеет развитие инфраструктуры информатизации: линий передачи данных, оборудования для обработки данных, средства связи, доступ к информации, программные средства для обработки, передачи и хранения данных.

Современные информационные системы на базе новейших информационных технологий позволяют проводить все необходимые операции независимо от места нахождения источника и получателя информации. Эти преимущества оказывают влияние на информационную составляющую коммерческой деятельности в различных областях экономики (в том числе в турбизнесе и гостеприимстве).

В системах управления предприятием решаются сложные задачи планирования, бухгалтерского и управленческого учета, анализа экономических показателей и финансовых рисков.

Решение перечисленных задач требует наличия развитой инфраструктуры на предприятии, как с точки зрения аппаратного, так и программного обеспечения, и грамотного обслуживающего персонала, что для малых предприятий является непосильной задачей. Для эффективного использования ресурсов предприятиям полезно рассмотреть вопросы развития IT-инфраструктуры компании за счет применения технологии «облачных вычислений».

Что может дать переход турбизнеса на «облачные технологии», и в каких областях данная технология уже эффективно применяется?

Возможности облачных технологий по обработке, хранению, обеспечению безопасности данных в виртуальном пространстве и передаче информации с использованием различных типов устройств создаёт удобную для пользователей среду для ведения бизнеса, кроме того сокращает материальные затраты на создание и поддержание собственной IT-инфраструктуры.

Использование виртуальной среды для обработки и передачи данных особенно привлекательно для малых предприятий, в том числе в турбизнесе, которые на начальном этапе используют возможности хранения и архивации информации, электронной почты. На следующем этапе используется аренда приложений: ведение бухгалтерии, создание электронного офиса.

В дальнейшей работе с применением облачных вычислений малые компании смогут позволить себе применение ресурсоемких приложений, таких как системы бизнес-аналитики, требующие обработку больших массивов данных. Коммерческие перспективы облачных вычислений для малых предприятий начинают восприниматься намного серьезнее.

Крупные и средние компании в значительной степени пользуются услугами связи и созданием офиса в виртуальном пространстве.

Переход любой организации на облачные информационные технологии связан с изучением перспектив их развития.

По результатам анализа компании IDC Russia Cloud Services Market 2015-2019 Fore castand 2014 Competitive Analysis, совокупный рынок операционных облачных услуг в 2014 году в России составил 336 млн долларов. Данная цифра превышает уточненные показатели по 2013 году (242 млн долларов) более чем на 38%. Рост потребления облачных услуг в России связан с желанием сэкономить на построении IT-инфраструктуры [3].

Полезно изучить опыт применения облачных вычислений за рубежом и в России.

Американские и европейские компании сегодня широко используют облачные сервисы и считают, что они повышают эффективность. В США применение облачных вычислений начинается с 2007 года, с появлением сервисов Amazon Web Services и Salesforce.com. Какие компании и для решения каких задач сегодня реально используют облачные вычисления?

К примеру, на сайте Amazon Web Services, представлены следующие категории задач: хостинг приложений, резервное копирование и хранение данных, доставка контента, электронная коммерция, высокопроизводительные вычисления, мультимедийный хостинг, поисковые системы, веб-хостинг. IaaS-сервисы Amazon.com нашли применение в малых компаниях, для которых экономические и технологические преимущества особенно привлекательны.

Microsoft начала применение облачной PaaS-платформы Windows Azure с 2010 года. Пользователи платформы смогли решить свои проблемы, используя Windows Azure как среду, хорошо знакомую разработчикам, на основе программного обеспече-

ния фирмы Microsoft.

Фирма Microsoft разработала Microsoft Office 365, включающий в себя облачные версии Exchange Online, Share Point Online и Office Web Apps, а также Lync Online. Программные продукты Microsoft Office 365 уже пользуются популярностью у российских пользователей.

Можно привести примеры практического применения отечественных SaaS-решений в российском бизнесе.

Для ведения бухгалтерского учета, можно рассмотреть SaaS-систему «Мое дело» в сравнении с популярными бухгалтерскими программами. Интернет-бухгалтерия работает по профессиональной и упрощенной схемам. В системе предусмотрен кадровый учет, что является удобным для малых предприятий.

По мнению пользователей система «Мое дело» обходится значительно дешевле, чем услуги сторонней компании, и является простой в освоении и использовании. Ежемесячная абонентская плата по ведению бухгалтерии с помощью системы «Мое дело» составляет от 333 до 1500 руб., по использованию справочно-правовой системы - от 800 до 3990 руб., в зависимости от тарифа [2].

Кроме системы «Мое дело», с помощью которой малые компании могут вести бухгалтерский учет, значительное распространение получила российская система для ведения проектов «Мегаплан», также оптимизированная для нужд малого бизнеса. Система выполняет задачи контроля и управления продажами, управления взаимодействия с клиентами, поддерживает внутреннюю почту, организует работу файл-сервера. Из предприятий ту-ротрасли агентство «Мосгортур», занимающееся организацией отдыха для детей социально незащищённых категорий, использует в своей работе эту систему.

В вопросах применения облачных технологий в туризме важное значение имеет мнение специалистов, работающих в туриндустрии и гостеприимстве.

Компания Amadeus, имеющая мировую известность в индустрии туризма и гостеприимства, благодаря разработанной глобальной системе бронирования билетов (для авиакомпаний, железнодорожных и паромных компаний), бронирования номеров в отелях, которой широко пользуются туроператорские и турагентские фирмы, провела серьёзный анализ по использованию новых технологических решений на основе облачных технологий.

В докладе фирмы Amadeus (Облачные решения кардинально улучшат качество обслуживания в аэропортах), представлено заключение специалистов по применению облачных технологий в IT-инфраструктуре аэропортов с целью уменьшения издержек компании и улучшения качества обслуживания пассажиров.

По мнению Джона Джаррелла, главы подразделения IT-решений фирмы Amadeus, «платформы совместной эксплуатации нового поколения, основанные на облачных решениях, способны совершить революцию в сфере IT для аэропортов. Поставщики облачных решений могут снизить расходы аэропортов за счет эффекта масштаба, а также предоставить целый ряд других преимуществ» [1].

Следует отметить, что в случае использования облачных решений значительные пре-

имущества получают туроператорские компании во взаимоотношениях с поставщиками услуг. Онлайн-запросы, на возможность предоставления конкретной услуги, выполняются в максимально короткое время, кроме того, хранится вся информация по истории запросов. Турагентские же фирмы смогут пользоваться актуальной базой данных туроператорской компании в случае перехода на систему онлайн-бронирования, что улучшит качество обслуживания клиентов. Определенные преимущества получают и клиенты. К примеру, личный кабинет туриста может хранить историю взаимоотношений с турфирмой, кроме того возможность хранения документов для оформления турпутевки в любую фирму.

Система Newhotel Cloud PMS компании Newhotel Software S.A. является, возможно, самым полным облачным решением по управлению гостиничным бизнесом на международном рынке. Данная система создана для управления такими операциями, как распределение номеров, согласно квот, по договорам с контрагентами, контроль сроков выезда, автоматическое распределение номеров, работа с групповыми и негостевыми счетами, ценами, ранним бронированием и скидками за длительное пребывание, остановкой продаж и контролем проживания, операции связанные с уборкой.

Внедренных облачных решений на российском туристском рынке немного. Одной из таких систем является система Kupol, которая защищает багаж туриста и поиск его при потере.

Убытки авиакомпаний от потери багажа составляют несколько миллиардов долларов в год. Система KUPOL доступна по стоимости для туристов (стоимость услуги для одного туриста составляет 1000 рублей).

Для малых и средних туристских компаний, благодаря использованию облачных технологий, становятся доступными современные коммуникационные сервисы, такие как IP-телефония. Российская разработка МультиАТС может способствовать развитию мощных агентских сетей в туриндустрии.

Известно, что в туристическом бизнесе роль бесперебойной телефонии в процессе работы менеджеров крайне важна. Компания «Полезные решения» предлагает новые продукты на основе облачных технологий как для крупных туроператоров так и для сетевых турагенств. К ним относятся онлайн-видео совещания в режиме реального времени. Технология дает возможность демонстрировать дистанционно друг другу необходимые документы, что повышает эффективность работы с поставщиками услуг и заказчиками.

Система бронирования Немо (SaaS-решение) разработана специально для туристского бизнеса. Система Nemo позволяет производить бронирование авиаперелетов, отелей, железнодорожных билетов во всех основных GDS, также предусмотрена возможность подключения к платежным системам. Система Nemo позволяет клиентам забронировать и оплатить авиабилеты в режиме онлайн прямо на сайте турфирмы. Такая известная сеть по продаже авиабилетов и туристских услуг как S7 Ticket успешно использует систему в своей работе.

Система COLUMBIS также предназначена для туристского бизнеса: бизнес задачи, управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), электронный документооборот, включает систему аналитики, модуль рассылки SMS-сообщений.

Система U-ON. Travel предлагает решение таких задач как: хранилище данных как услуга, управление отношениями с клиентами (СКМ),ведение финансов и бухгалтерского учета, управление бизнесом для отрасли туризма. Сеть турагентств «Горячие туры» широко использует эту систему для автоматизации своей сети.

Анализ функциональных возможностей описанных систем (управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), электронный документооборот, аналитика, бухгалтерский учет и др.) показывает, что они могут быть востребованы в работе малых предприятий ту-ротрасли. Важным фактором при использовании уже готовых систем, ориентированных на турбизнес, является то, что предприятия избавляются от необходимости согласования в работе отдельных задач в рамках единой системы управления предприятием.

Увеличение спроса на облачные технологии приведет к расширению круга поставщиков и увеличению различных практических решений на рынке SaaS-сервисов, ориентированных на нужды российских пользователей.

Важно отметить, что значительный выигрыш от использования облачных технологий, благодаря экономии материальных средств, возможности выхода на качественно новый уровень взаимодействия с партнерами и клиентами получат малые и средние предприятия, в том числе в турбизнесе.

В мировой практике тенденция к переходу бизнеса на облачные технологии уже сложилась.

Корпорация Symantec провела анализ использования облачных технологий малыми предприятиями в России. В ходе исследования было установлено, что большинство - 81% сотрудников используют облака в рабочих целях. В частности, 44% опрошенных используют облачные хранилища файлов, а 41% применяет размещенные в облаке приложения [4].

В соответствии с современными тенденциями, для того, чтобы предприятия ту-ротрасли смогли максимально задействовать свой потенциал для обеспечения конкурентоспособности и эффективного решения задач автоматизации, им следует обратить внимание на развитие IT-инфраструктуры, с учетом тех преимуществ, которые предлагают облачные технологии, используя возможности применения уже готовых продуктов, представленных на рынке разработчиками.

Список литературы:

1. Доклад Amadeus: Облачные решения кардинально улучшат качество обслуживания в аэропортах [Электронный ресурс]. URL: http://www.trn-news.ru/press/8179 (дата обращения: 20.11.2015).

2. Моё дело. Интернет-бухгалтерия [Электронный ресурс]. URL: http://www.moedelo.org/Company (дата обращения: 20.12.2015).

3. Рынок облачных услуг: у российских поставщиков есть шанс [Электронный ресурс]. URL: http://idcrussia.com/ru/about-idc/press-center/62738-press-release (дата обращения: 20.12.2015).

4. 80% сотрудников малых предприятий в России используют облачные технологии, несмотря на неуверенность в их безопасности [Электронный ресурс]. URL: https://www.symantec.com/ru/ru/about/news/release/article.jsp?prid=20130131_01 (дата обращения: 20.12.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.