Комплекс ПНМ позволяет многократно воссоздавать и повторять все моделируемые условия, что дает возможности усовершенствования алгоритмов работы и взаимодействия бортовых систем ЛА, выполнения сквозной проверки всей аппаратуры во всех лётных режимах для типовых, граничных, а
также для «запредельных» сочетаний параметров траектории и фоноцелевой обстановки.
Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (проект № 8.2538.2017/4.6).
ЛИТЕРАТУРА
1. Технология полунатурного моделирования. Сайт ФГУП «ГосНИИАС». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gosniias.ru/pages/tpm.html (проверен 31.03.2018).
2. Тверской Г.Н. Имитаторы эхо-сигналов судовых радиовысотомерных станций / Г.Н. Тверской, Г.К. Терентьев, И.П. Харченко. М.: Судостроение, 1973. 224 с.
3. Зубкович С.Г. Статистические характеристики радиосигналов, отраженных от земной поверхности / С.Г. Зубкович. М.: Сов.радио, 1968. 224 с.
4. Применение фацетной модели для имитации радиолокационного сигнала, отраженного от подстилающей поверхности / А.С. Боков, В.Г. Важенин // Известия высших учебных заведений России. Радиоэлектроника. 2012. Т. 7. С. 55-61.
5. Борзов А.Б. Математическое моделирование входных сигналов бортовых систем ближней радиолокации от подстилающих поверхностей на основе их многоточечных моделей / А.Б. Борзов, К.П. Лихоеденко, Ю.В. Каракулин, В.Б. Сучков // Успехи совр. радиоэлектроники, 2017. № 4. С. 48-57.
6. Ulaby, F.T. Handbook of Radar Scattering Statistics for Terrain. / F.T. Ulaby and M.C. Dobson. - Artech House, Inc., Dedham, Mass., 1989. - 362 p.
7. Имитатор радиолокационной цели при зондировании преимущественно длительными сигналами. Патент RU 2568899 / Боков А.С., Дядьков Н.А., Важенин В.Г., Мухин В.В., Щербаков Д.Е., Пономарев Л.И. // Опубл. 20.09.2015. - Бюл. № 26.
8. Процессор 187 9ВМ3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://module.ru/upload/files/vm3.pdf (проверен 11.03.2018).
9. Возможности исследования точностных характеристик бортовых радиовысотомерных систем на базе имитатора отраженных сигналов / А.С. Боков, В.Г. Важенин, Н.А. Дядьков, А.А. Иофин, В.В. Мухин // Надежность и качество сложных систем. Пенза : ПГУ, 2016. № 1 (13). С. 86-93.
10. Способ имитации радиосигнала, отраженного от пространственно распределенной динамической радиофизической сцены, в реальном времени. Патент RU 2386143 / Герасимов А.Б., Киселева Ю.В., Кренев А.Н. // Опубл. 10.04.2010. - Бюл. № 10.
11. Учет переменных параметров линейной частотной модуляции в имитаторе отраженных сигналов для радиовысотомеров / Боков А.С., Важенин В.Г., Гусев А.В., Нагашибаев Д.Ж., Иофин А.А. // Надежность и качество сложных систем. Пенза : ПГУ, 2017. № 3 (19) . С. 60-67. https://elibrary.ru/item.asp?id=3 016 0 8 9 0 (проверен 31.03.2018)
УДК 378+658
Ергалиев Д.С., Керимбай Н.Н., Сексенбаева Р.Б.
Евразийский Национальный университет, Астана, Казахстан
ПЕРСПЕКТИВЫ И НОВЫЕ ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Интеграция образования, науки и производства — это совместное использование потенциала образовательных, научных и производственных организаций во взаимных интересах. Данные интеграционные процессы охватывают широкий спектр международных направлений образовательной деятельности по микроэлектронной инженерии и проявляются в самых разнообразных формах. Ключевые слова:
ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ, МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА, ПРОИЗВОДСТВО, ИННОВАЦИЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Введение. В рамках Государственной программы индустриально-инновационного развития (ГПИИР) Республики Казахстан на 2015-2019 году определены 14 приоритетных секторов по 6 отраслям обрабатывающей промышленности (металлургия, химия, нефтехимия, машиностроение, строительство материалов, пищевая промышленность), а также инновационные сектора (отрасли мобильных и мультимедийных технологий, нано- и космических технологий, робототехники, генной инженерии, поиска и открытия энергии будущего) [1]. Именно на ее основе намечается сократить разрыв между образованием и наукой, обеспечить приток в эти сферы талантливой молодежи, повысить эффективность научных исследований, качество образовательных программ.
В 2015-2016 учебном году ЕНУ им. Л.Н.Гумиле-ваначал подготовку кадров по двум образовательным программампрофильной магистратуры: «Инновационные технологии производства строительных материалов, изделий, конструкций и строительства» и «Космическая техника и технологии» соответствующих специальностей. Прежде чем приступать к подготовке, были заключены договора о сотрудничестве с такими предприятиями, как «Казахстан ГарышСапары», ТОО «Машсвар», комплекс «Байконур», ТОО «Галам».Целевая подготовка дает предприятиям возможность пополнить кадровый потенциал молодыми специалистами, обладающими профессиональными навыками и умениями, соответствующими требованиям предприятия, обладающими корпоративной культурой, готовыми без длительного адаптационного периода включиться в процесс управления производством. Для чего созданы и
развиваются филиалы кафедр, совместные лаборатории и образовательные центры.
Высококвалифицированная подготовка бакалавров и магистров техники и технологий в современных условиях невозможна без интеграции в мировое образовательное пространство. Только тесное сотрудничество современных университетов в направлении разработки совместных образовательных программ, обмен опытом и применение инновационной лабораторной базы в учебном процессе обеспечит существенное повышение качества образования и выпуск специалистов, востребованных на конкурентном рынке труда.
Сравнительная оценказарубежного и отечественного опыта развития и осуществления интеграции предприятий и вузов проделана еще на стадии формирования. В результате исследования авторами [2] на многочисленных примерах выявлено более 10 форм практического взаимодействия высшего образования и бизнес-сообщества за рубежом. Все они нашли применение и в российской практике, а наиболее распространенной формой являетсясодей-ствие трудоустройству молодых специалистов. Вместе с тем авторы отмечают значительно меньшее разнообразие используемых способов взаимосвязи вузов и предприятий, объясняя это тем фактом, что обязательное распределение в системе плановой советской системы было ликвидировано сравнительно недавно, а рынок труда молодых специалистов как составная часть рыночной экономики в России находится в стадии становления.
В [3] предложена модель тройной спирали, которая адекватно определяет и измеряет взаимоотношения участников инновационной системы, а
именно власти, производства и университета. Автор на примерах США, Бразилии, Швеции, Японии и Китая обосновывает высокую значимость развития вузов, выступающих в роли генераторов инноваций, и отмечает, что не существует ни одного примера в мире, где бы национальная инновационная система эффективно действовала вне принципов тройной спирали, где бы университеты находились не в центре этих событий.
Практика ведущих индустриальных стран свидетельствует об усилении вклада университетов в развитие инноваций и экономический рост. Государственное финансирование исследований в вузах все активнее ориентируется на конкретные социально-экономические цели и ставится в зависимость от конечных результатов; возрастает роль контрактного финансирования. Хотя вузы в странах ОЭСР по-прежнему выполняют основную часть фундаментальных исследований (до 50% общего объема исследований и разработок в данном секторе), в ряде государств растет удельный вес финансирования университетских исследований промышленностью, составляющий 8 - 14% (Канада, Бельгия, Венгрия, Германия) и даже 15-23% (Корея, Турция). В Китае он достигает 37%.[4]. Инновационная ориентация деятельности университетов обеспечивается также за счет подготовки квалифицированных ученых и инженеров, все большего участия преподавателей и магистрантов в выполнении исследований и разработок, передаче их результатов в промышленность
Примером активного взаимодействия образовательных учреждений, государства и бизнес-сообщества является Швеция. Здесь посредством государственного финансирования, а также привлечения инвестиций и заказов крупных частных компаний, правительство целенаправленно реализует курс осуществления и коммерциализации научных разработок. Такой подход позволил университетам Швеции стать своеобразным ядром крупнейших технопарков, например, технопарка «Идеон» на базе Университета Лунда, осуществляющего разработку и внедрение наукоемкой и высокотехнологичной продукции, технопарка «KistaScienceCity» на базе Университета информационных технологий, образованного Королевским технологическим институтом и Стокгольмским университетом, который называют «Силиконовой Долиной Швеции»[5].
Известные классические университеты Великобритании, такие как Кэмбридж, университет Йорка и др., не только генерируют научные исследования, но и активно внедряют бизнес-образование, распространяют предпринимательскую практику, осуществляют коммерциализацию исследовательских разработок, содействуют развитию экономики ре-гиона.Известные классические университеты Великобритании, такие как Кэмбридж, университет Йорка и др., не только генерируют научные исследования, но и активно внедряют бизнес-образование, распространяют предпринимательскую практику, осуществляют коммерциализацию исследовательских разработок, содействуют развитию экономики региона.
Модернизация образовательного процесса. Активную работу по развитию творческого сотрудничества с ведущими зарубежными вузами проводит кафедра «Космическая техника и технологии» по проекту "Разработка двухуровневой инновационной программы по микроэлектронной инженерии ^ОСМЕ^". Финансирование и поддержка всей деятельности по проекту осуществляется в рамках программы Европейского союза "ERASMUS+ Programme-CapacityBuildinginHigherEducation" по поддержке сотрудничества в области образования и профессионального обучения с целью модернизации образовательного процесса в области микроэлектроники в университетах Казахстана, Армении и Израиля путем обмена опытом с техническими университета Германии, Италии, Польши и Болгарии в соответствии с положениями Болонского процесса.
Проект рассчитан на 36 месяцев и предусматривает партнерство 16 университетов:
четыре университета ЕС (из Польши, Германии, Болгарии и Италии); четыре из РК (Евразийский национальный университет им. Л.Гумилева, г.Астана, Государственный университет им. Шака-рима, «Каспийский общественный университет», Се-веро-Казахстанский государственный университет им. М.Козыбаева); четыре из Армении, четыре из Израиля; посреднические партнеры из соответствующей сферы: из РК (АО «Национальный центр космических исследований и технологий»), Израиля и дополнительно компания ECM из Германии. На рисунке 1 представлен один из рабочих моментов встреч.
В рамках реализации проекта на базе кафедры сформирована исследовательская группа, которая на основе анкетирования работодателей и студентов, анализа методических материалов зарубежных преподавателей разработали новые учебно-методические комплексы по 30 специальным дисциплинам бакалавриата и магистратуры образовательных программ специальности «Космическая техника и технологии». В соответствии с программой академической мобильности данного проекта преподаватели прошли стажировки на базе родственных кафедр ведущих европейских университетовтаких, как Софийский технический (Болгария), политехнический Турина (Италия), Краковский технический (Польша )по темам «Нанопокрытия и наноструктуры - теория и практика», Проектирование БИО/КМОП интерфейсов», «Наноэлектроника и фотоника», «Приложения интернета вещей и управление данными» в лабора-торияхпо микроэлектронике, ознакомились с технологическим процессом производства датчиков в научно-технологическом парке «AMG Technology» (г. Ботевград), посетили практические и лабораторные занятия в учебных лабораториях по микроэлектронике, технологиям использования альтернативных источников энергии, а также в ряде других лабораторий для студентов инженерных специальностей.
Рисунок 1 - Ереван, сентябрь 2017 г
В Германии научные и образовательные учреждения, обладая богатыми исследовательскими традициями и владея высокими технологиями, оказывают большое влияние на формирование региональных инновационных систем и уровень их экономического развития. Так, только на территорииземли Баден-Вюртемберг сосредоточено 14 исследовательских институтов, осуществляющих фундаментальные и поисковые исследования, 14 институтов прикладных исследований, более 60 исследовательских центров промышленных компаний, 9 университетов, 3 9 технических колледжей и т.д.
В рамках реализации проекта на кафедре «Космическая техника и технологии» была открыта новая лаборатория по микроэлектронике MicLab, которая была оснащена за счет финансовых средств проекта компьютерной техникой и новыми учебными лабораторными установками: «Промышленные датчики технологической информации», «Микроконтроллеры и микропроцессорная техника», «Изучение персонального компьютера», «Цифровая и микропроцессорная техника».
С целью обеспечения качества магистерских проектов, инновационности и практико-ориентиро-ванности при выполнении магистрантами выпускных работ, а также для дальнейшего развития процессов интеграции науки с производственным в ЕНУ им. Л.Н.Гумилева проведен II Республиканский научно-практический воркшоп «Энергия молодых для индустриально-инновационного развития Казахстана», на определение лучшего инновационного проекта магистрантов, обучающихся по ГПИИР. Были презентованы проекты 75 кандидатов из 5 казахстанских вузов(Рис.2) по секциям «Химия и металлургия», «Биотехнология, пищевая инженерия и производство продуктов питания», «Технологическое оборудование, машиностроение, строительство», «Автоматизация и информационные технологии» .
Рисунок 2 -«Рабочая мастерская» семинара
Выводы и рекомендации. Можно уверенно утверждать, что международное сотрудничество с ведущими зарубежными университетами по передовым образовательным направлениям достаточно эффективно влияет на качество подготовки современных бакалавров и магистров, которые будут востребованы не только в Казахстане, но и на международном рынке труда.
Необходимо внедрение всего спектра инструментов сотрудничества, в том числе инструментов мониторинга, национальных программ поддержки мобильности, укрепление сети национальных информационных и координационных структур, их интеграция в европейскую сеть для обеспечения информационной и методической поддержки межуниверситетского сотрудничества и академической мобильности, а также адекватного представления о казахстанской системе высшего образования в Европе. Все это, в свою очередь, предполагает выделение ресурсной поддержки.
Создание организационно-управленческих условий и информационно-методического обеспечения для реализации проекта - освещение вопросов содействия профессиональной занятости студентов и адаптации выпускников к послевузовской среде в социальных сетях и др. информационных ресурсах, истории успеха выпускников и студентов;
Создание лаборатории компетенций softskils, содействующей занятости студентов и адаптации выпускников университета к послевузовской среде, включающей создание 2 0 тренинговых программ, направленных на развитие социально-психологических навыков и навыков адаптации к рынку труда с привлечением партнеров к их разработке и реализации.
Осуществление социального партнерства в сфере труда, совершенствование системы мер для вторичной занятости студентов университета - проведение стратегических сессий, круглых столов по вопросам трудоустройства выпускников и практик студентов. Организация мероприятий, направленных на формирование у студентов целостного представления о рынке труда, содействие профессиональной занятости студентов и трудоустройству выпускников;
Выбор инструментов и форм интеграции должен осуществляться с учетом современных темпов и особенностей развития национальных и региональных социально-экономических процессов, науки, технологий, международного содружества.
ЛИТЕРАТУРА
1. www.strategy2 05 0■kz
2. Кельчевская Н.Р., Срогович М.И. Разработка механизма взаимосвязи вуза и предприятия - объективная необходимость XXI века // Екатеринбург: Уральский государственный технический университет, 2002 .
3. Ицковиц, Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии. Томск: Издательство Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, 2010г.
4. http://institutiones■com/strategies/107 0-strategiya-integracionnih-processov-v-sfere-nauki-i-obrazovaniya■html
5. Есина Ю.Л., Степаненкова Н.М., Агафонова Е.Е. Формы и механизмы интеграции науки, образования и бизнес-сообщества в условиях инновационного обновления региональной экономики // Креативная экономика. - 2015. - Том 9. - № 12. - С. 1491-1508.
6. Коптев А.Н. Ергалиев Д.С., Саханов К.Ж. Основы интерпретации результатов диагностического тестирования бортовых комплексов оборудования. Надежность и качество-2008: Международный симпозиум. Пенза, - 2008. том 1- С.446-448.
7. Ергалиев Д.С., Саханов К.Ж. Выбор параметров при различных типах распознаваемых объектов контроля. Надежность и качество-2 00 9: Международный симпозиум.- Пенза, 2009., том 2.- С.7-10.
УДК 004.93
Садыков С.С., Кульков Я.Ю.
Муромский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых», Муром, Россия
АЛГОРИТМ РАСПОЗНАВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ПЛОСКИХ ОБЪЕКТОВ В СОСТАВЕ НАЛОЖЕННОГО НА ОСНОВЕ ЦЕПНЫХ КОДОВ ИХ КОНТУРОВ
В работе приведены результаты исследования алгоритма распознавания отдельных объектов в составе наложенного. Распознавание осуществляется с использованием цепных кодов, вычисляемых по контурам бинарных изображения плоских объектов. Из цепного кода эталона наложенного объекта вычитается цепной код эталона отдельного, результат сохраняется в памяти машины, далее происходит сдвиг на одно значение цепного кода эталона и алгоритм повторяется. Те же шаги выполняются со всеми цепными кодами эталонов отдельных объектов. После чего выбирается единственный эталон, дающий минимальное значение отклонения, данный эталон сохраняется в список эталонов, отобранных для распознавания. На следующем этапе на каждом контуре наложенного объекта отмечается его часть, принадлежащая одному из входящих в него объектов, путем вычисления минимальной разницы между цепными кодами эталонов, при этом эталоны берутся из массива цепных кодов, отобранных на этапе обучения
Ключевые слова:
ИЗОБРАЖЕНИЕ, РАСПОЗНАВАНИЕ, ЦЕПНОЙ КОД, ПРИЗНАК, ПЛОСКИЙ ОБЪЕКТ
Введение. Распознавание объектов по их изоб- лью отнесение объекта к одному из заранее пред-ражениям - традиционная область цифровой обра- определенных типов. Для решения данной задачи ботки изображений. Распознавание имеет своей це- необходимо получение вектора цепного кода объ-