Научная статья на тему 'Перспективы и направления развития подготовки менеджеров в сфере производства'

Перспективы и направления развития подготовки менеджеров в сфере производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексашин Д. В.

В данной статье рассмотрены вопросы развития современных технологий обучения, которые активно применяются при дистанционном образовании для подготовки менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы и направления развития подготовки менеджеров в сфере производства»

ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В СФЕРЕ ПРОИЗВОДСТВА

© Алексашин Д.В.1

Балашовский филиал Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Балашов

В данной статье рассмотрены вопросы развития современных технологий обучения, которые активно применяются при дистанционном образовании для подготовки менеджеров.

Главной чертой современного общества является его информатизация. XX век - это век бурного развития технологий. Современную жизнь человека трудно представить без информационных технологий (компьютеров, Интернета). Сегодня эти технологии играют первостепенную роль в жизнедеятельности людей. Они буквально пронизывают все сферы человеческого общества. Не стало исключением и сфера образования, которая активно внедряет самые современные технологии в образовательный процесс.

В результате применения самых современных форм и методов в подготовке менеджеров стираются границы между странами. Речь идет о такой форме образования как дистанционное обучение («обучение по переписке») и о применяемых при подготовке специалистов информационных технологиях. Первым в мире университетом, который предлагал «обучение по переписке» стал Британский открытый университет, образованный в Лондоне в 1969 г.

Развитие мультимедиа, телекоммуникационных технологий, увеличение числа пользователей сети Intemet способствовало появлению образования нового поколения - дистанционного обучения.

Дистанционное обучение - это новые возможности обучения на расстоянии с новыми методами и методиками преподавания, с новыми средствами представления учебного материала, с новыми дидактическими принципами обучения, с новыми подходами в планировании и организации учебного процесса [1, С. 7].

Дистанционное обучение - возможность поддержания и направления развития личности обучаемого его творческого поиска, а так же разработка и подбор лучших вариантов курса обучения и гибких учебных программ [9, С. 23].

1 Аспирант третьего года обучения

Организация дистанционного образования обуславливается следующими целями [9, С. 27]:

1. Индивидуализация обучения;

2. Персонализация учебного процесса;

3. Интенсификация использования преподавательского ресурса;

4. Повышение эффективности обучения;

5. Расширение рынка образовательных услуг;

6. Сохранение и распространение педагогического опыта, знаний и улучшение методики преподавания;

7. Обогащение учебного процесса за счет использования новых (электронных) обучающих компонентов;

8. Дополнительная мобилизация административного ресурса.

Впервые в РФ проблема развития и внедрения дистанционного образования в 1993 году (коллегия Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 09.06.1993 № 9/1 «О создании системы дистанционного образования в Российской Федерации»). Результатом этого обсуждения стала разработка концепции дистанционного образования в РФ, основанной на двух принципах:

1. централизованного федерального управления;

2. бюджетного финансирования.

В 1995 году такая программа была разработана постановление Госкомвуза России от 31.05.1995 г. № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России»). Однако уже в 1996 году стало ясно, что из-за нестабильности развития экономики России, данная концепция развития дистанционного образования не будет реализована.

Следующий этап попытки становления дистанционного образования стал 1997 год, когда по инициативе Московского государственного университета экономики, статистики и информатики и Современного гуманитарного института Минобразования РФ был развернут эксперимент по внедрению дистанционных технологий в процесс обучения. В целом в ходе эксперимента были достигнуты удовлетворительные результаты по использованию технологий дистанционного обучения. И в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации РФ 20 апреля 2001 года было принято решение разработать законопроект о применении дистанционных технологий в образовании.

В 2002 г. приказом Министерства Образования РФ от 18.12.2002 г. № 4452 была утверждена «Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ». Этот нормативный документ предоставлял возможность высшим учебным заведениям внедрять в свою практику технологии дистанционного образования, не принимая участия в экспериментах.

Уже в 2005 г. был принят Приказ Министерства образования РФ от 06.05.2005 г. № 137 «Порядок использования дистанционных образовательных технологий», заменивший собой Методику и в отличие от нее, утвердивший порядок применения дистанционных образовательных технологий.

Можно выделить три вида организации дистанционного обучения в зависимости от средств дистанционного образования и форм коммуникации [2, С. 8 - 9.]:

1. Единичная медиа. Данная модель предполагает использование какого-либо средства обучения и канала передачи информации, например обучение через переписку, учебные радио- или телепередачи. Практически отсутствует двусторонняя коммуникация, что приближает эту модель дистанционного обучения к традиционной российской модели заочного обучения.

2. Мультимедиа. При данной модели дистанционного обучения используются средства обучения - учебные пособия на печатной основе, компьютерные программы учебного назначения на различных носителях, аудио- и видеозаписи и т.п. Однако доминирует при этомОпередача информации в «одну сторону». При необходимости используются элементы очного обучения - личные встречи обучающихся и преподавателей, проведение итоговых учебных семинаров или консультаций, очный прием экзаменов и т.п.

В основе мультимедийной технологии лежит использование медиаобъектов таких, как: видеофрагменты, медиалекции, анимированные карты и схемы, интерактивные карты и схемы, реконструкции, видео / фотодокументы, аудиофрагменты, панорамы [7 С. 316].

3. Гипермедиа. Это модель предусматривает использование новых информационных технологий при доминирующей роли компьютерных телекоммуникаций. Простейшей формой при этом является использование электронной почты и телеконференций, а также аудиообучение. При дальнейшем развитии эта модель дистанционного обучения включает использование комплекса таких средств, как видео, телефакс и телефон и аудиографику при одновременном широком использовании видеодисков, различных гиперсредств, систем знаний и искусственного интеллекта.

Дистанционное образование применяет широкий набор информационных технологий в подготовке и обучении менеджеров.

Можно выделить следующие виды информационных технологий (В.П. Бакалов, Б.И. Крук, О.Б. Журавлева, Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина):

1. Электронная почта. Можно сказать, что это самая популярная технология в дистанционном образовании, которая в настоящее время используется многими странами для подготовки менеджеров. Отличительная особенность этой технологии заключается в том, что она используется

в асинхронном режиме, т.е. разграничение по времени между получением учебного материала студентом, его изучением и ответом на поставленные вопросы и задачи.

2. Технология World-Wide Web (WWW). Технология Internet, названная «Всемирная паутина» (World-Wide Web) является одним из популярных и интересных сервисов Интернет сегодня, а также удобным средством работы с информацией.

World-Wide Web - всемирная информационная паутина, состоящая из системы «страниц», связанных между собой с помощью гиперсвязок. Каждая страница содержит в себе не только текст, но и элементы мультимедиа [3, С. 614].

3. Мультимедиа - «информационные технологии, сочетающие различные средства отображения информации: текст, звук, неподвижные изображения, «живое» видео, анимацию трехмерное стереоскопическое изображение [1, С. 10].

4. IP-телефония. Это технология, которая использует Internet «для ведения международных и междугородних телефонных разговоров в режиме реального времени» [11].

Основные возможности технологии IP-телефония [7, С. 309]:

- бесплатные звонки между абонентами;

- низкая стоимость звонков на телефонную сеть общего пользования;

- возможность организации аудиоконференций до пяти человек;

- предельно простые настройки;

- передача коротких текстовых сообщений;

- удобный журнал звонков;

- возможность передачи графических, аудиовидефайлов;

- запись переговоров для последующего прослушивания;

- режим видео.

5. Телеконференции. Являются аналогом дискуссионного клуба и могут служить основой для ведения групповой работы. Позволяют организовывать публичные обсуждения различных вопросов; устроить обмен мнениями среди слушателей [1, С. 9].

Суть данной технологии заключается в том, что на компьютере специальным способом создается область памяти, при этом пользователи имеющие право доступа могут как получать на свой компьютер всю имеющуюся информацию (текст), так и добавлять к этому массиву свои высказывания. Любая телеконференция начинается с текста ведущего телеконференцию, задающего ее тему. Затем участники телеконференции добавляют к этому тексту свое высказывание. При этом все реплики располагаются последовательно.

Виды телеконференций в зависимости от:

1. способа доступа: закрытые, модерируемые, свободные [8];

2. способа проведения: заочные, очные [1, С. 9].

6. Видеоконференции. Используются для проведения занятий в «удаленных классах», когда учащиеся и преподаватель разнесены в пространстве. Снимаемое вебкамерой изображение необходимых объектов или слушателей и преподавателя (или только преподавателя) транслируется через мультимедийный проектор на экран. Таким образом, в процессе дискуссии каждый участник видеоконференции видит собеседников, их реакцию на получаемую информацию, как если бы они находились в одном помещении [7, С. 317].

Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. классифицируют технологии дистанционного обучения из ходя способа доставки учебного материала. Они выделяют следующие технологии [9, С. 60]:

1. кейсовая технология;

2. интернет-технология;

3. телекоммуникационная технология.

1. Кейсовая технология. Заключается в предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде набора специализированных учебно-методических комплексов, предназначенных для самостоятельного изучения и использование в них разных носителей информации [9, С. 60-61].

Широкое распространение в составе кейс-технологии получили электронные учебные пособия.

Можно выделить следующие виды электронных изданий (согласно ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды выходные сведения»): текстовое (символьное) электронное издание, звуковое электронное издание, мультимедийное электронное издание, учебное электронное издание, локальное электронное издание, сетевое электронное издание, электронное издание комбинированного распространения [10].

2. Интернет технологии. Компьютерные технологии, являющиеся основой безбумажного кейсового обучения с помощью персонального компьютера, при сетевом интернет - обучении дополняются новыми коммуникационными возможностями. При этом персональный компьютер становиться терминалами, автоматизированными рабочими местами участников дистанционного образования, а сетевое свойство коммуникативности обеспечивает непосредственное общение преподавателя с обучаемыми [9, С. 64-65].

3. Телекоммуникационная спутниковая технология. Дистанционная образовательная технология, основанная на использовании преимущественно космических спутниковых средств передачи данных и телевещания, а так же глобальных и локальных сетей для обеспечения доступа обучающимся к информационным образовательным ресурсам, представленным в виде цифровых библиотек, видеолекций [9, С. 73].

В настоящее время Дистанционное образование занимает свою нишу в образовательном процессе. Применяемые технологии в процессе обучения в полной мере способствуют усвоению предлагаемого ВУЗами материала. Постоянно развивается и совершенствуется нормативно-правовая база, регламентирующая реализацию технологий дистанционного образования.

Можно так же отметить, что именно ВУЗы, обучающие по технологии дистанционного обучения стали внедрять в практику самые последние и новейшие технологии для подготовки специалистов.

Список литературы:

1. Бакалов В.П., Крук Б.И., Журавлева О.Б. Дистанционное обучение: концепция, содержание, управление. Учебное пособие / В.П. Бакалов, Б.И. Крук, О.Б. Журавлева. - М.: Горячая линия-Телеком, 2008. - 107 с.

2. Сарафанов А.В., Суковатый, А. Г., Суковатая И. Е. Интерактивные технологии в дистанционном обучении. Электронное учеб.-метод. пособие [Электронный ресурс] / А.В. Сарафанов, А.Г. Суковатый, И.Е. Суковатая и др. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - 146 с.

3. Леонтьев В. Новейшая энциклопедия персонального компьютера / В. Леонтьев. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 1999. - 640 с.

4. Постановление Госкомвуза России от 31.05.1995г. № 6 «О состоянии и перспективах создания единой системы дистанционного образования в России»).

5. Приказ Министерства образования РФ от 06.05.2005 г. № 137 «Порядок использования дистанционных образовательных технологий».

6. Приказ Министерства Образования РФ от 18.12.2002 г. № 4452 «Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ».

7. Полат Е.С., Бухаркина, М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высших учеб. Заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 368 с.

8. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования [Электронный ресурс] Л. Л. Босова, С.Г. Данилюк, В. А. Кас-торнова и др. ИИО РАО. - М., 2006. - 88 с. Режим доступа: http://www. iiorao.ru.

9. Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие/ В.А. Трайнев, В.Ф. Гуркин, О.В. Трайнев. - М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К0», 2007. - 294 с.

10. ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды выходные

сведения» Режим доступа: www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=18&o_

doc=309.

11. www.elcat.kg/voip.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.