Плясунова А.А.
Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОТНОШЕНИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЛИЦ
В статье рассматриваются проблемные вопросы, касающиеся уголовно-процессуального закона относительно несовершеннолетних лиц.
Ключевые слова: несовершеннолетний, ювенальная юстиция, защита прав несовершеннолетних.
О проблемах несовершеннолетних известно давно, проблемы предупреждения преступных проявлений подростков, защита их прав в неблагополучной среде возникли не сегодня. Известно, что суды по делам несовершеннолетних начали создаваться в России в 1910-1912 годы и назывались они тогда по делам малолетних, просуществовали до 1917 года, когда были ликвидированы вместе со всеми судами Российской империи. Начиная с 1917 года и по настоящее время закона о судах по делам несовершеннолетних (ювенальных судах) в России нет. Концепцией судебной реформы, утвержденной Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 года предусмотрено создание ювенальных судов как специализированных судов.
Впервые термин «ювенальная юстиция» был введен в правовой оборот в Российской Федерации в 1995 году, Указом Президента РФ, которым было предусмотрено «создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних», «создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков».
Процесс изменения национального законодательства, учитывающего положения общепризнанных норм международного права, достаточно интенсивно проходил в 90-е годы, когда были приняты Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 года) и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»(1999 года), Уголовный, Уголовно-процессуальный кодекс, Уголовно-исполнительный и Семейные кодексы.
Конституция Российской Федерации 1993 года установила особое правовое положение
(правовой статус) несовершеннолетних - приоритет их прав и законных интересов.
К сфере правосудия в отношении несовершеннолетних имеют непосредственное отношение важные международные акты. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила», принятые Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29 ноября 1985 года) установили, что цель государства должна состоять в том, чтобы способствовать благополучию несовершеннолетнего и его семьи, развитию личности и получения образования. Правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения -социальной справедливости для всех несовершеннолетних, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе.
«Пекинские правила» регулируют сферу уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом: специализация процедур проведения дознания и расследования, особый порядок судебного разбирательства, особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, особенности исполнения судебных решений в отношении несовершеннолетних, которым применены воспитательные меры или-назначено наказание, специализация учреждений для отбывания наказания несовершеннолетними, обязательность подготовки и повышения квалификации персонала всех органов и служб, работающих во всех сферах уголовного судопроизводства в отношении несовершеннолетних, включая суд, проведение анализа и мо-
ниторинга эффективности работы с несовершеннолетними - правонарушителями и подготовка на его основе научно обоснованных изменений национального законодательства.
«Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» («Эр-Риядские руководящие принципы», принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи № 45/112 от 14 декабря 1990 года) содержат рекомендации для государств - участников по организации такой прогрессивной политики предупреждения преступности среди несовершеннолетних, чтобы обеспечить раннюю профилактику поведения молодых людей, исключить криминализацию и наказание ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим.
Вместе с тем, среди ученых и специалистов в области разработки законодательства о производстве по делам несовершеннолетних до настоящего времени отсутствует единый подход в плане того, что же такое «ювенальная юстиция» и насколько это все необходимо для России.
Следует отметить, что система ювенального уголовного судопроизводства это дифференцированная система, включающая в себя необходимость формирования и проведение программы ресоциализации, назначения которой сводится к тому, чтобы суметь в отношении каждого подростка, совершившего противоправное деяние, скоординировать вопросы ресоциализации и координации дальнейшего поведения подростка.
Криминологи, социологи, педагоги и психологи предпринимают попытки к объяснению причин поведения подростков, а юристы в свою очередь, заданы целью популизировать специфику производства по делам несовершеннолетним посредством центрирования внимания на развивающееся ювенальное судопроизводство посредством введения определенных новаций в производство по этим делам. Перенос внимания на вопросы социального сопровождения ювенального уголовного судопроизводства основан на использовании «неформальных подходах».
А.П. Гуськова полагает, что создание в стране эффективной системы защиты прав несовершеннолетних во всех сферах ее жизнедеятельности может состояться исключительно при наличии научно обоснованного, грамотно и профессионально организованного подхода к решению данной проблемы. Современная ювенальная
юстиция призвана обеспечить решение данной проблемы, на основе системы защитительных мер, направленных исключительно на упрочнение основных гарантий прав и законных интересов несовершеннолетних лиц, как в досудебном, так и судебном производстве [1, с. 25].
Членом Конституционного совета доктором юридических наук С.Ф. Бычковой разработано несколько понятий ювенальной юстиции. Во- первых, в это понятие она включает: систему особого судопроизводства по делам о правонарушениях несовершеннолетних, совершивших уголовно наказуемые деяния и достигших возраста уголовной ответственности; систему норм и институтов, связанных с ребенком как субъектом правонарушений, независимо от его возраста и категорий правонарушений; систему, включающую не только соответствующее законодательство, но и комплекс государственных и иных органов и организаций, имеющих своим назначением защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; осуществляющих правосудие в отношении несовершеннолетних, реагирование на правонарушения несовершеннолетних[2, с. 18].
Авторы, придерживающиеся противоположных точек зрения, обосновывают свои позиции тем, что введение элементом ювенальной юстиции не является оправданным, поскольку для данной категории лиц существует дифференцированный подход и специальные нормы, установленные главой 50 УПК РФ, в которых закреплены дополнительные гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних лиц, а следовательно, отсутствует необходимость в создании специализированных судов для несовершеннолетних.
Однако, анализ различных точек зрения авторов позволяет прийти к выводу о том, что создание ювенальной юстиции, а ювенальное судопроизводство это ее составляющая, является необходимым, поскольку она призвана обеспечить справедливость любого правового решения, принимаемого в отношении детей; защиту прав, свобод и законных интересов, несовершеннолетних при разрешении гражданских, административных и уголовных дел, связанных как с их воспитанием, так и совершенными ими правонарушениями; обеспечение социализации личности детей в максимально благоприятных условиях жизни [3, с. 63].
Необходимость введения элементов ювенальной юстиции подтверждается показателями работы судов Оренбургской области с применением ювенальных технологий, которые за столь короткий период времени свидетельствуют о том, что эффективность рассмотрения дел в порядке ювенального судопроизводства значительно выше, чем та, которая достигается при обычном рассмотрении дел.
Обобщение судебной практики показало, что в 2009 году районными судами Оренбургской области всего осуждено 1094 несовершеннолетних. Из них к реальному лишению свободы осуждено - 202 несовершеннолетних (18,4%); к лишению свободы условно - 414 (37,8); к исправительным работам - 8 (0,7 %); к обязательным работам - 303 (27,6); к штрафу - 103 (9,4 %); к исправительным работам условно - 1 (0,09) %.
В 1 полугодии 2010 года районными судами Оренбургской области всего осуждено 483 несовершеннолетних. Из них к реальному лишению свободы осуждено - 71 несовершеннолетних (14,6%); к лишению свободы условно - 193 (39,5); к исправительным работам - 7 (1,4 %); к обязательным работам - 135 (27,9); к штрафу - 42 (8,6 %); к исправительным работам условно - 2 (0,4) %; к ограничению свободы - 4 (0,82 %).
Позиция суда в настоящее время в отношении несовершеннолетних, как следует отметить, не является карательной. Об этом свидетельствует значительное снижение количества несовершеннолетних осужденных к реальному лишению свободы. Несовершеннолетние подсудимые являются отдельной категорией, к которой необходим, как надо понять, особый подход. Во-первых, личность подростка должна быть проанализирована полно. Система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена в первую очередь на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями его личности, так и с обстоятельствами правонарушения.
Статьи 11, 17 и 18 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, акцентируют внимание на возможность и необходимость применения к несовершеннолетним правонарушителям мер воспитательного воздействия.
Принимая такое решение, суд обязан исследовать все обстоятельства дела, заслушать мнения участников процесса о возможности и результативности воспитательного воздействия на несовершеннолетнего и его исправления без применения к нему наказания.
Анализ правоприменительной практики показал, что в 2010 году увеличилось количество несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
Суд чаще приходил к выводу, что исправлению подсудимых будет способствовать надзор со стороны законных представителей или лиц их замещающих, ограничение досуга, с запретом нахождение вне места постоянного жительства без сопровождения законного представителя с 22.00 час до 06.00 час., а также в установление особых требований к поведению, заключающихся в продолжении обучения и получении образования.
Например, уголовное дело в отношении М. прекращено с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия. Основанием применения данной меры послужили обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела, а именно М., являясь несовершеннолетним, впервые совершил преступление средней степени тяжести, по месту жительства и учебы характеризуется исключительно положительно, на профилактический учет в ПДН поставлен только в связи с совершенным преступлением, ранее нигде на учетах не состоял, проживает в благополучной семье, ущерб по делу возмещен в полном объеме, потерпевшая не имеет претензий и просит не наказывать его. На основании этих обстоятельств суд пришел к выводу о возможности исправления несовершеннолетнего без назначения ему наказания [4].
Между тем следует здесь напомнить, что суды по делам несовершеннолетних объединяют вокруг себя различные службы и органы исполнительной власти, а также структуры, которые связанны с защитой прав и законных интересов несовершеннолетнего. Почему же работа этих ведомств и служб не всегда дает должностного эффекта, хотя суд, как орган государственной власти, координирует и направляет действия социальных, психологических, педагогических, правоохранительных и иных служб для того, чтобы подростку были созданы
необходимые условия для жизни, его воспитания и нравственного развития, однако положительного эффекта в этой работе здесь не прослеживается пока.
В связи с чем, полагаем, что ювенальная юстиция должна включать в себя сеть разнообразных социальных, правоохранительных служб для несовершеннолетних правонарушителей, специализированных ювенальных судов по делам семьи и несовершеннолетних.
В систему ювенальной юстиции в широком понимании должны входить:
- институт ювенального судьи;
- ювенальная прокуратура;
- детская адвокатура;
- агентства уполномоченных по правам ребенка;
- инфраструктура социальных учреждений и институт социальных работников[5].
Введение элементов ювенальной специализации, вводимые в практику судов Оренбургской области убеждают нас, что этот вопрос требует дальнейшего осмысления, изучения, с тем, чтобы ювенальное уголовное судопроизводство все же состоялось в России.
16.01.2012
Список литературы:
1. Гуськова А.П. Становление ювенального уголовного судопроизводства в России / А.П. Гуськова. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2010.
2. Бычкова С.Ф. Ювенальная юстиция в Республике Казахстан - перспективы развития // Юрист. 2003. N 11.
3. Марковичева Е.В. Российское ювенальное уголовное судопроизводство: проблемы и перспективы совершенствования / Е.В. Марковичева - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2010.
4. Архив Промышленного районного суда г. Оренбурга, 2010 г.
5. Резолюция Всероссийского семинара-совещания «Перспективы создания системы ювенальной юстиции в Российской Федерации» 28-30 апреля 2003 г.
Сведения об авторе: Плясунова Анастасия Александровна, преподаватель кафедры уголовного процесса Оренбургского государственного университета, кандидат юридических наук 460048, г. Оренбург, пр-т Победы, 141, ауд. 7406, тел. (3532)912174, e-mail - [email protected]