Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СПЛАВОВ ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СПЛАВОВ ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
алюминиевые сплавы / авиационно-космическая техника / aluminum alloys / aerospace engineering

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — С.А. Илюхин, К.И. Муравлева, Е.В. Сергеева, О.Р. Лузанов

Рассмотрены динамика и перспективы развития сплавов для изделий авиационно-космической техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — С.А. Илюхин, К.И. Муравлева, Е.В. Сергеева, О.Р. Лузанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND DYNAMICS OF THE DEVELOPMENT OF ALLOYS FOR AEROSPACE PRODUCTS

The dynamics and prospects of the development of alloys for aerospace products are considered.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СПЛАВОВ ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ»

Секция «Перспективные материалы и технологии»

УДК 669.018

ПЕРСПЕКТИВЫ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ СПЛАВОВ ДЛЯ ИЗДЕЛИЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

С. А. Илюхин*, К. И. Муравлева, Е. В. Сергеева

Научный руководитель - О. Р. Лузанов

Красноярский индустриально-металлургический техникум Российская Федерация, 660073, г. Красноярск, Тельмана, 32 *Е-шаП: serzh.ilyhin.03@mail.ru

Рассмотрены динамика и перспективы развития сплавов для изделий авиационно-космической техники.

Ключевые слова: алюминиевые сплавы, авиационно-космическая техника.

PROSPECTS AND DYNAMICS OF THE DEVELOPMENT OF ALLOYS FOR

AEROSPACE PRODUCTS

S. A. Ilyukhin*, K. I. Muravleva, E. V. Sergeeva,

Scientific supervisor - O. R Luzanov

Krasnoyarsk Industrial Metallurgical College Russian Federation, 660073, Krasnoyarsk, Telman, 32 *E-mail: serzh.ilyhin.03@mail.ru

The dynamics and prospects of the development of alloys for aerospace products are considered.

Keywords: aluminum alloys, aerospace engineering.

С целью формирования авиационной космической технически нужны исследования, а также усовершенствование новейших используемых материалов.

В наше время сплавы считаются главными используемыми конструкционными материалами. Увеличение производительности, а также свойства продукта считаются основной задачей, что принимается в решении использования материалов пониженной плотности, таких как титановые, магниевые и алюминиевые сплавы. Проводятся работы согласно исследованию новейших и изучению имеющихся материалов [1].

Рассмотрены сплавы новейшего поколения с улучшенной химической формулой, технологиями производства также термомеханической обработки полуфабрикатов. Выявлены итоги исполнения трудов согласно исследованию новейших прочных также высокоресурсных алюминиевых сплавов. Представлены исследования, нацеленные на увеличение номенклатуры и сфер использования имеющихся сплавов. Изобретены технологические процессы изотермической штамповки, изготовления сварной прессованной панели крыла из высокопрочного алюминий-литиевого сплава. Изобретена методика производства холоднодеформированных тонкостенных труб со сверхтехнологичного сплава с целью гидромеханических концепций и концепций кондиционирования атмосферы вместо сплавов категории АМг, но кроме того с целью импортозамещения аналогичных конструкций из сплава 6061. Изучается методика производства широких (вплоть до 3,2 м)

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2022. Том 1

обшивочных листов. Ведутся работы, нацеленные на исследование новейшего алюминиевого сплава на базе концепции Л1-М§-(81), с целью извлечения металлопорошковых композиций, применяющихся с целью производства элементов с применением избирательного лазерного синтеза.

Обширное использование обнаружили алюминиевые деформации сплавов в разных отраслях благодаря низкой плотности и комплексу эксплуатационных характеристик.

Как правило, с целью производства силовых элементов изделий авиационно-космической техники применяют высокопрочные и сверхпрочные алюминиевые сплавы на базе системы Л1-2и-Си, которые считаются одними из ключевых конструкционных использованных материалов. Сплав 1933 заменил сплав АК6 и широко применён для изготовления силовых деталей внутреннего набора планера для новых серийных самолётов Як-130 и 881-100. В современных самолётах часто применяются полуфабрикаты из высокопрочного сплава В95п.ч/о. ч.

Формирующиеся в последние годы, согласно исследованию новейших сплавов с синхронным повышением их стабильности также вязкости разрушения, что способствует увеличению весовой эффективности и надёжности изделий - это новые особо прочные сплавы марок В96Ц3 п.ч и В-1977.

Основным классом алюминиевых сплавов является алюминий-литиевые сплавы, которые отличаются пониженной плотностью, при этом обладают повышенной жесткостью и прочностью, хорошей свариваемостью.

Высокопрочные свариваемые сплавы третьего поколения марок В-1461 и В-1469 системы Л1-Си-Ы разработаны в качестве альтернативы высокопрочному сплаву В95 о.ч. Сплав В-1461 применён в изделиях военной авиационной техники в виде плит, из которых изготовлены детали силового набора [2].

Значимым стратегическим направлением считается создание методов извлечения сварных систем с коэффициентом разуплотнения сварного шва никак не меньше 0,9. Дополнительное снижение массы продукта допустимо вследствие использования смешанной системы в базе металлических также металлополимерных используемых материалов. В наше время разработан и освоен ряд алюмостеклопластиков в основе металл-литиевых сплавов, но кроме того изобретен, а также изготовлен и исследован фрагмент прототипа гибридной панели крыла самолёта из этих сплавов, применение которой взамен монолитной панели обеспечивает повышение несущей способности конструкции - до 20% с одновременным снижением массы элементов конструкции - до 15%.

Необходимо отметить направленность литейных и деформируемых титановых сплавов. Порог рабочих температур жароустойчивых титановых сплавов вида ВТ18У, ВТ41 является 550-600 °С, то что считается неудовлетворительным с целью элементов компрессора также турбины ГТД новейшего поколения. По этой причине в течение последних лет интерес создателей также ученых, в целом общества, приковано к новейшему классу использованных материалов.

Более многообещающими конструкционными жароустойчивыми сплавами с температурой эксплуатации больше 600 °С считаются сплавы в базе интерметаллидов титана, которые владеют высокой степенью прочностных данных, имеют высокие упругие, жаропрочные и жаростойкие свойства, низкий коэффициент термического расширения.

Использование интерметаллидных титановых орто-сплавов вида ВТИ-4 с плотностью 5,3 кг/м3 в системах ГТД при замене никелевых.

Иная категория сплавов - коррозиеустойчивые, наличие кремния в составе сплавов содействует сокращению чувствительности к формированию трещин, повышению жидкотекучести, также плотности литья, но кроме того увеличению жаропрочности, однако совместно с этим уменьшает их гибкость.

(Секция «Перспективные материалы и технологии»

Из числа новейших исследований - соединение ВАЛ20 концепции Al-Cu-Mg вида жесткого раствора - прочное научно-техническое соединение с наилучшим сочетанием качеств, рассчитанный с целью литья в песчаные формы фасонных отливок сложной конфигурации деталей внутреннего набора [3].

Создано огромное число сплавов, которые из-за значительных научно-технических и финансовых характеристик популярны в разных отраслях промышленности. В дальнейшем наибольшее развитие приобрели прочные, технологичные также коррозиеустойчивые сплавы, наименьшее жароустойчивые сплавы в связи с тем, что свойства этих сплавов повысить не удаётся. Итоги изучений согласно жаропрочности алюминиевых сплавов возможно применять в настоящее время с целью исследования новейших, а также улучшения имеющихся алюминиевых сплавов.

Библиографические ссылки

1. Каблов Е.Н. Алюминиевые сплавы в авиакосмической технике / под общ. ред. Е.Н. Каблова. М.: Наука, 2001. 192 с.

2. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 01.04.2022).

3. Антипов В. В. Стратегия развития титановых, магниевых, бериллиевых и алюминиевых сплавов // Авиационные материалы и технологии. 2012.№5. C. 157-167.

© Илюхин С. А., Муравлева. К. И., Сергеева Е. В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.