Научная статья на тему 'Перспективы гражданского воспитания и образовательной системы в контексте социально-политического развития Российской Федерации (по материалам Д. Л. Андреева)'

Перспективы гражданского воспитания и образовательной системы в контексте социально-политического развития Российской Федерации (по материалам Д. Л. Андреева) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ДАНИИЛ АНДРЕЕВ / РОЗА МИРА / «ROSE OF THE WORLD» / EDUCATION / EMPLOYMENT / SOCIAL STATE / CIVIC SOCIETY / DANIEL ANDREEV

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кручинин Сергей Владимирович

В статье рассматриваются проблемы современного российского общества: кризис системы образования, идеологический вакуум, коммерциализация социальных услуг в обществе. На основе работ Даниила Андреева автор предлагает решения по созданию новой системы образования, занятости и гражданского воспитания в России. Хотя коммерческие интересы считаются важными в российском обществе, существуют и иные ценности, в частности социализация и этика. С учетом этих ценностей российское общество может стать по-настоящему развитым, высокоэтичным и человекоориентированным, и преодолеть наследие распада Советского Союза и кризиса 90-х годов прошлого века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кручинин Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of civil and educational system in the context of Russian social and political development (Based on Daniil Andreevs works)1«Journal of scientific and research publications»

The article deals with the problems of Russian contemporary society: the crisis of the educational system, the ideological vacuum, the commercialization of public social services. On the basis of Daniil Andreevs works the author offers solutions to create a new system of education, employment, and civil education in Russia. Although commercial interests are considered being very important in Russian society, there are other assets, including socialization and ethics. With these values Russian society can become truly developed, high ethic and human oriented, and overcome the aftereffects of the Soviet Union collapse and the crisis of the 90s of the last century.

Текст научной работы на тему «Перспективы гражданского воспитания и образовательной системы в контексте социально-политического развития Российской Федерации (по материалам Д. Л. Андреева)»

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

УДК 37.035

PROSPECTS OF CIVIL AND EDUCATIONAL SYSTEM IN THE CONTEXT OF RUSSIAN SOCIAL AND POLITICAL DEVELOPMENT (BASED ON DANIIL ANDREEV’S WORKS)

Kruchinin Sergey, Ph.D. in politics, chief editor, «Journal of scientific and research publications», siblis@yandex.ru

The article deals with the problems of Russian contemporary society: the crisis of the educational system, the ideological vacuum, the commercialization of public social services. On the basis of Daniil Andreev’s works the author offers solutions to create a new system of education, employment, and civil education in Russia. Although commercial interests are considered being very important in Russian society, there are other assets, including socialization and ethics. With these values Russian society can become truly developed, high ethic and human oriented, and overcome the aftereffects of the Soviet Union collapse and the crisis of the 90s of the last century.

Keywords: education, employment, social state, civic society, Daniel Andreev, «Rose of the World»

ПЕРСПЕКТИВЫ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ Д. Л. АНДРЕЕВА)

Кручинин Сергей Владимирович, кандидат политических наук, главный редактор журнала «Научно-исследовательские публикации», siblis@yandex.ru

В статье рассматриваются проблемы современного российского общества: кризис системы образования, идеологический вакуум, коммерциализация социальных услуг в обществе. На основе работ Даниила Андреева автор предлагает решения по созданию новой системы образования, занятости и гражданского воспитания в России. Хотя коммерческие интересы считаются важными в российском обществе, существуют и иные ценности, в частности социализация и этика. С учетом этих ценностей российское общество может стать по-настоящему развитым, высокоэтичным и человекоориентированным, и преодолеть наследие распада Советского Союза и кризиса 90-х годов прошлого века.

Ключевые слова: система образования, воспитание, занятость населения, социальное государство, гражданское общество, Даниил Андреев, Роза Мира.

В наше время, когда существовавшие системы нашего общества испытали корневую ломку вместе с распадом СССР, страна вступила в новую эпоху мучительного поиска и воссоздания системы воспитания и образования. В условиях идеологического вакуума, всеобщей коммерциализации даже таких всеобще необходимых услуг, как воспитания и образование, в условиях формализации образовательного процесса необходимо тщательно подходить к вопросу сначала изучения существующего опыта и теоретикометодологических наработок в сфере образования, воспитания, а затем к созданию новых концепций и подходов в условиях современных нам реалий, для последующего воплощения их в жизнь.

В нашей работе мы будем опираться на материалы русского мыслителя Д.Л. Андреева, изложенные им, прежде всего в его итоговом трактате «Роза Мира», в котором затронуты вопросы широкого спектра дисциплин гуманитарного знания, в области философии, политики, религии, педагогики, религиозной мистики. На наш взгляд Д.Л. Андреев разработал программу, касающуюся вопросов решения ряда политических и социально-политических проблем. Этому посвящены многие страницы вышеуказанной работы «Роза

Мира». Тем не менее, этот трактат перенасыщен не только философскими рассуждениями, но также содержит и размышления религиозного и мистического характера, что затрудняет восприятие сугубо политико-философского и педагогического материала автора. Кроме того, Д.Л. Андреев оперирует специфической терминологией. Все разнообразные мысли и идеи Андреева, касающиеся различных сфер знаний, представлены в виде единого размышления, единой философской, если не художественной работы. Таким образом, анализировать эти компоненты, не будучи исследователем наследия Д.Л. Андреева, представляется затруднительным. В то же время автор данной работы изучает творчество Д.Л. Андреева на протяжении более чем 17 лет. Имея существенный опыт в исследовании его трудов, он пришел к выводу, что политологическое, политико-философское и политико-педагогическое содержание его работ составляет значимый компонент, и поставил перед собой задачу - донести эти достижения до других людей, не являющихся специалистами в области трудов Андреева.

Пытаясь объяснить сложность восприятия основного труда Д.Л. Андреева, автор сделал предположение, что этому поспособствовали сложные условия, в которых Д.Л. Андреев творил. Андреев писал свою работу в последние годы своего тюремного заключения, и заканчивал ее после освобождения, будучи тяжело больным, в тот недолгий срок, который ему оставался. Таким образом, Д.Л. Андреев был вынужден объединить все свои искания и находки в рамках одной книги. Так появилась «Роза Мира». Предположение автора данной работы о том, что будь Андреев здоров, имея достаточно времени, он создал бы ряд отдельных произведений, посвященных предметно истории, педагогике, философии и религии. Косвенно это доказывают немногочисленные отдельные научные

работы, которые Д.Л. Андреев успел написать (научно-популярные по географии и учебно-методические разработки по филологии). Проводимые археографические исследования наследия Д.Л. Андреева подтвердили нашу догадку. Так А.А. Кутейникова пишет в статье «Несколько слов о новых поступлениях в архив Д.Л. Андреева», что Андрееву было присуще стремление к формированию «человека облагороженного образа». «Им исписаны десятки страниц с изложением программ учебных курсов по широкому кругу историко-филологических дисциплин» - замечает она, называя их «методическими рекомендациями». По ее утверждению эти материалы частично вошли в книгу «Роза Мира». Резюмирует статью А.А. Кутейникова словами: «Андреев полагал, что путь к кардинальному изменению общественного сознания можно найти через воплощение в жизнь просветительских идей, и в этом видел он свою миссию» [1].

Таким образом, попробуем положить начало изучению тех положений, разработанных Д.Л. Андреевым, которые касаются вопросов формирования нового, социально-справедливого, социально-этического общества, аспектов гражданского воспитания, образования и педагогики, без которых качественное изменение к лучшему нынешней политико-социальной и этико-нравственной ситуации невозможно.

Сейчас, когда основной чертой мирового развития является глобализация, причем глобализация неолиберального типа, вполне закономерно возникают вопросы об альтернативных вариантах мирового развития. Как представляется, альтернативный вариант мирового развития способно предложить Российское государство. Опираясь на принципы гуманизма, этики, социальной демократии, можно выстроить новую идеологию, более привлекательную для

всего мирового сообщества, чем пропагандируемая Западом «американская мечта». Но, чтобы наше государство стало образцом для всего мирового сообщества, необходимо осуществление социальногуманистических принципов на практике.

Так, в статье 7 Конституции России говорится: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»[2]. В тоже время, в 90-е годы прошлого века социально-политические принципы государственного устройства в нашей стране были подвергнуты значительной ревизии. В настоящее же время, как представляется, наметились некоторые тенденции к восстановлению и дальнейшему развитию социального направления российской политики. На наш взгляд, Российская Федерация все же обладает достаточным потенциалом, чтобы стать образцовым социальным государством, которое могло бы не только решить внутренние социально-политические проблемы, но и стать примером социально-этического развития для всего мирового сообщества, что составило бы противовес культивируемой в России с начала 90-х годов американской неолиберальной системе ценностей. В частности, Д.Л. Андреев писал о тех ценностях, следование которым позволило бы России стать во главе альтернативного направления глобализации, среди которых: «воспитание человека облагороженного образа; водворение всеобщего материального достатка; помощь развитию в человечестве высших способностей и светлых творческих начал» [3, с. 608].

В связи с этим, по нашему мнению, необходимо обратить внимание на социально-политические аспекты таких значимых компонентов политической системы, особенно требующих государственного внимания и поддержки, как гражданское воспитание

и образовательная система.

Воспитание человека и гражданина - важный аспект социальной политики в развитом социальном государстве. Воспитание человека начинается с самых ранних лет жизни и продолжается в воспитательных и учебных заведениях, также оказывают воспитательное воздействие книги, телевидение, кинематограф.

Элементы воспитательно-пропагандистского характера были характерны для советского кинематографа, характерны они и для современного кинематографа США. Практически каждый американский фильм пропагандирует либо «американскую мечту», потребительский образ жизни, либо, в случае, если фильм имеет военную тематику, шаблоны «свободы и демократии», взятые американской великодержавной государственностью на вооружение политической пропаганды.

В конце прошлого века серьезный кризис пережила идеологическая модель российского общества. На смену идеологии «строителя светлого будущего» пришла модель «американской мечты» и потребительского общества. На смену духу коллективизма пришла культивация радикального индивидуализма. Общество стало все больше и больше описываться такими фразеологизмами, как «homo homini lupus est» (лат. «Человек человеку волк»), «кто не успел, тот опоздал». Подобное общество не может стоять в основе социального государства, ибо основа социального государства - гражданская солидарность, чувство взаимоответственности, взаимопомощи и товарищества. А радикальный индивидуализм ни коим образом не совместим с перечисленными качествами. Более того, российский кинематограф наполнился фильмами, освещающими, даже идеализирующими «романтику» криминального мира, транслировавшимися по государственным телеканалам.

Критикуя многие аспекты советской власти, Д.Л. Андреев отмечал и сильные стороны советской педагогики: «К ним относились воспитание воли и твёрдости, правдивости и чувства товарищества, смелости и стойкости, жизнерадостности и идейности» [3, с. 687].

Таким образом, литература, искусство и кинематограф не должны заниматься радикальной пропагандой политической идеологии, но должны заниматься гражданским воспитанием человека. Потому как основные ценности, которые необходимо воспитывать в гражданах, совпадают с общечеловеческими ценностями. А социально-политическая доктрина Российской Федерации и должна строиться на принципах гуманизма и этики.

Важной составной частью воспитательной системы Российской Федерации должно стать формирование этического облика граждан с раннего детства, воспитание отзывчивости, человечности, сострадания, способности к взаимоуважению, взаимопомощи и взаимной поддержке, независимо от национальной или расовой принадлежности, политических убеждений, мировоззренческих взглядов или увлечений, и прочих личностных особенностей.

На основе рассмотренного подхода представляется возможной перспектива формирования не просто гражданского, но социально-этического общества, в условиях которого было бы возможно не только построение гармоничного социально-политического устройства, но и достижение того, чтобы наше государство стало примером для всего мирового сообщества, что составило бы противовес современной пропаганде «американской мечты».

Система образования - обязательный и неотъемлемый компонент успешного функционирования государства и общества. Основная ее задача - быть механизмом подготовки новых кадров.

Тем не менее, в настоящее время, имеет смысл говорить о скрытом кризисе системы образования. Происходит сворачивание бесплатного образования, коммерциализация образования, ухудшение качества образовательных программ. В подобных условиях конечным продуктом в итоге становится не грамотный специалист, а диплом государственного образца, отсутствие единой государственной системы распределения. Пять лет высшего образования часто по факту превращаются в многоэтапный процесс покупки диплома, растянутый на пятилетний срок. В условиях отсутствия взаимодействия учебных учреждений и предприятий, имеющих потребность в кадрах, возникают две взаимосвязанные проблемы -дефицит востребованных кадров необходимого уровня квалификации на предприятиях, и безработица среди недавних выпускников. Возникает неблагоприятная ситуация в сфере занятости населения, что вредит экономическому и социальному развитию общества, увеличиваются риски развития теневого сектора экономики и вовлеченности нетрудоустроенных граждан в криминальный бизнес.

В тоже время современный уровень технологического развития, информатизация, всеобщая компьютеризация создают все условия для создания единой системы распределения кадров. Единая информационная база предприятий и учащихся, созданная и поддержанная на государственном уровне, сможет обеспечить преодоление разрыва между работодателем и выпускником, позволит осуществлять тесное взаимодействие между работодателем и будущим работником еще на этапе обучения, позволяя выбирать не абстрактные направления учебной и научной деятельности, но целенаправленно готовиться к своей будущей работе. Сотрудники образовательных учреждений должны консультировать студентов и учащихся по использованию таких программ, а представители ор-

ганизации, реализующей такую программу - работодателей. Частные электронные биржи труда, такие как hh.ru и supeijob.ru не заменяет системы обеспечения учащихся и выпускников работой, а предприятий - кадрами, будь она создана на государственном уровне. Также необходима и законодательная инициатива в поддержку данных мероприятий. На наш взгляд, необходима всесторонняя поддержка подобных программ на государственном уровне, вплоть до создания подобных программ по государственной инициативе, так как достижение высокой степени занятости населения, обеспечение соответствия взаимных запросов и ожиданий работников и работодателей позволяет гарантировать социально-политическую стабильность и устойчивость государства.

Таким образом, государственное внимание к таким важным проблемам российского общества, как задачи воспитания и образования, выделение ресурсов и средств для технологического и юридического обеспечения этих процессов, позволят решить ряд социальных проблем нашего государства, снизить социальную напряженность, повысить уровень жизни и национального благосостояния, сформировать облик достойного гражданина и человека, воплощающего в себе лучшие человеческие качества.

Гарантии будущего России, на наш взгляд, можно усмотреть в воспитании молодого поколения в духе формирования высокой нравственности и создании социально-этического общественногосударственного устройства. В качестве основной задачи социально-политического развития России на будущее можно определить возвращение к собственным культурным ценностям, обретение национального лица, создание качественной и находящейся на достаточном нравственно-этичном уровне системы воспитания, образования и обеспечения занятости населения, создание достойных

условий для жизни, работы и творчества граждан.

В конечном итоге эти мероприятия будут способствовать созданию такого положения государства и общества, которое способно предложить мировому сообществу привлекательную для всех модель построения нового миропорядка, основанного не на финансовом и военном господстве, а на основе формирования приемлемой для всех гуманистической идеологии, способной решить современные политические проблемы в режиме сотрудничества и взаимопомощи.

Литература

1. Кутейникова А. Несколько слов о новых поступлениях в архив Д.Л.Андреева //Андреев, Даниил. Неизданное. Сборник к 100-летию поэта. Сост.: Кутейникова А.А., Чуков Б.В. Мир Урании, М. 2006 г., 328 с., тв.пер.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - № 7 - от 21 января.

2. Андреев Д.Л. Роза Мира / Библиотека Всемирной литературы. - М.: Эксмо, 2008. - 800 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.