Научная статья на тему 'Перспективы государственно-частного партнерства в отношении биосферных полигонов заповедников'

Перспективы государственно-частного партнерства в отношении биосферных полигонов заповедников Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
231
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОСФЕРНЫЙ ПОЛИГОН / ЗАПОВЕДНИК / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / СОГЛАСОВАНИЕ ЧАСТНЫХ И ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галисултанова Линара Ирмухаметовна

Статья посвящена перспективам взаимодействия государства и частных субъектов в области создания инфраструктуры биосферных полигонов заповедников посредством государственно-частного партнерства. Автором обосновывается, возможность при заключении соглашений в результате подобного партнерства достижения интересов как публичного партнера, так и частного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RESPECT BIOSPHERE POLYGON OF RESERVES

The article is devoted to the prospect of cooperation between the state and private actors in the field of infrastructure development of biosphere reserves landfills through public-private partnerships. The author proves that the agreements as a result of this partnership opportunities can achieve the interests of both the public partner and the private.

Текст научной работы на тему «Перспективы государственно-частного партнерства в отношении биосферных полигонов заповедников»

m

Телемост «Правовой режим особо охраняемых природных территорий»

G. F. Batyrshina, G. F. Batyrshina

LEGAL LIMITS RECREATIONAL ACTIVITIES IN SPECIALLY PROTECTED NATURAL AREAS

The article is devoted to legal limits of the recreational and tourist activities in specially protected natural areas. It is examined the need to establish recreational regulations as effective legal means of environmental management in specially protected natural areas.

Key words: specially protected natural areas, legal limits, norms of permissible anthropogenic load, natural resources, recreational standards.

BATYRSHINA Gulnara Faritovna - Student Kazan (Volga region) Federal University, Kazan. E-mail: Faritovna-gulnara@yandex.ru

BATYRSHINA Guzel Faritovna - Student Kazan (Volga region) Federal University, Kazan. E-mail: BatyrshinaG@yandex.ru

УДК 349.6

ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОТНОШЕНИИ БИОСФЕРНЫХ ПОЛИГОНОВ ЗАПОВЕДНИКОВ

Галисултанова Линара Ирмухаметовна,

студентка ФГАОУВО «Казанский (Приволжский)

федеральный университет», г. Казань.

E-mail: Hn_45@mall.ru

Статья посвящена перспективам взаимодействия государства и частных субъектов в области создания инфраструктуры биосферных полигонов заповедников посредством государственно-частного партнерства. Автором обосновывается, возможность при заключении соглашений в результате подобного партнерства достижения интересов как публичного партнера, так и частного.

Ключевые слова: биосферный полигон, заповедник, государственно-частное партнёрство, согласование частных и публичных интересов.

Концепцией развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года в качестве одного из их предназначений определено развитие регулируемого туризма и рекреации. Исходя из смысла Федерального закона от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее - ФЗ об ООПТ), полный запрет на ведение экономической деятельности частных субъектов не установлен. Однако она лимитирована публично-правовыми ограничениями. Это естественно связано с тем, что традиционно создание и поддержание функционирования особо охраняемых природных территорий (далее -ООПТ) (особенно государственных природных заповедников) традиционно считаются одной из форм природоохранной деятельности.

В качестве одних из задач в вышеупомянутой концепции как ориентиры для совершенствования действующего законодательства перечислены организация рекреационного обслуживания посетителей в национальных парках, включая предоставление в аренду земельных участков для этих целей; развитие познавательного туризма, в том числе в заповедниках; создание и внедрение экономических механизмов

функционирования заповедников и национальных парков.

Без сомнения, для того, чтобы реализовать, эти цели нужна соответствующая нормативно-правовая база, кадры, способные выполнить поставленные задачи. Не менее необходимым является и изыскание источников финансирования. В связи с этим считаем, что инвесторами в сфере развития экологического туризма, рекреации могут выступить частные субъекты. С помощью привлечения частного капитала станет возможным качественное улучшение инфраструктуры ООПТ, функционирующих на данный момент, и ускорение образования новых (не придется выжидать, пока в бюджете аккумулируются необходимые денежные средства).

Предлагаем проанализировать возможность и эффективность применения конструкции ГЧП в отношении использования природных ресурсов биосферных полигонов заповедников. В соответствии со статьей 6 ФЗ об ООПТ в границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных законом [1]. Буквально толкуя данную норму, создается впечатление, что на

Галисултанова Л. И.

территории заповедника абсолютно невозможно осуществлять никакую коммерческую деятельность, а уж тем более она не доступна частному субъекту.

В то же время статья 10 анализируемого закона посвящена правовому режиму государственных природных биосферных заповедников, к территории которых разрешено присоединять биосферные полигоны [подробнее см.: 4]. С 3 июля 2016 года биосферные полигоны могут быть созданы на части территории государственных природных биосферных заповедников. В целях развития познавательного туризма, физической культуры и спорта в границах биосферных полигонов допускается размещение объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инфраструктуры. Указанное обстоятельство дает основание говорить о возможности взаимодействия органов власти и частного сектора на данном сегменте правовой действительности.

С 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ о ГМЧП). Данный нормативный правовой акт направлен на создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику и повышения качества товаров, работ и услуг.

Государственно-частное партнерство (далее -ГЧП), муниципально-частное партнерство (далее -МЧП) представляют собой юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного, с другой [2]. Такое публично-частное взаимодействие осуществляется на основании специального соглашения.

Соглашения о ГЧП (МЧП) по своему содержанию представляет собой гражданско-правовой договор. Специфика рассматриваемой двусторонней сделки состоит в большом количестве обязательных условий. В статье 6 ФЗ установлены обязательные элементы соглашения о ГЧП (МЧП):

1) строительство и (или) реконструкция (далее -создание) объекта соглашения частным партнером;

2) осуществление частным партнером полного или частичного финансирования создания объекта соглашения;

3) осуществление частным партнером эксплуатации и (или) технического обслуживания объекта соглашения;

4) возникновение у частного партнера права собственности на объект соглашения при условии обременения объекта соглашения в соответствии Федеральным законом, а также те, которые могут быть включены по согласованию сторон.

В законе четко определены сферы его применения. В статье 7 указаны объекты, в отношении которых могут заключаться данные соглашения. В основ-

ном перечислены те из них, которые относятся к стратегически важным направлениям развития (автомобильные, железные дороги; электрические сети; речные, воздушные суда), но при этом присутствуют и объекты образования, культуры, спорта и иные, используемые для организации отдыха граждан и туризма, а также объекты социального обслуживания населения [2].

Однако имеются исключения из приведенного правила. Так, запрещено заключать рассматриваемые соглашения относительно объектов, находящихся на праве оперативного управления у государственных либо муниципальных учреждений. При этом в соответствии с ФЗ об ООПТ, органами управлениями ООПТ, в нашем случае заповедников, как раз и являются государственные учреждения.

Но все-таки предположим возможность заключения подобного соглашения относительно земельных участков предоставленным «природоохранным» учреждениям на праве постоянного бессрочного пользования. Заключая соглашения в отношении природных комплексов и природных объектов, расположенных в границах биосферных полигонов заповедников, частный субъект с помощью публичного партнера, то есть государства способен будет создать качественную инфраструктуру для развития рекреации, туризма и спорта.

У взаимодействия частного и публичного сектора относительно ООПТ есть как сторонники, так и противники. Последние заявляют, что нацеленность предпринимательского сектора на получение максимальной прибыли отведёт природоохранные задачи на второй план, что может привести к деградации природного объекта. В то же время ФЗ о ГМЧП установлено, что соглашение о партнерстве заключается на основании проекта, оцениваемого на базе: (1) финансовой эффективности проекта ГЧП; (2) социально-экономического эффекта от реализации проекта ГЧП, рассчитанный с учетом целей и задач, определенных в соответствующих документах стратегического планирования. Кроме того, сами предприниматели напрямую заинтересованы в сохранении природного потенциала земельных участков в ООПТ, от которого зависит их прибыль [3].

В соответствии со статьей 33 ФЗ о ГМЧП земельный участок, на котором расположен объект соглашения и (или) который необходим для осуществления деятельности, предусмотренной соглашением, предоставляются частному партнеру в аренду в соответствии с законодательством Российской Федерации без проведения торгов [2]. По поводу иного имущества (именно созданных объектов) в законе сказано, что оно может быть передано в собственность как публичному, так и частному партнеру (соответствующее условие включается в соглашение). Если оно становится собственностью публичного партнера, то частному выплачивается компенсация. Таким образом, ГЧП на земельных участках в ООПТ является инст-

Телемост «Правовой режим особо охраняемых природных территорий»

рументом, позволяющим субъектам предпринимательства получать немалый доход при использовании такого государственного или муниципального недвижимого имущества и тем самым удовлетворить частные интересы [5].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. ГЧП является довольно эффективным средством обеспечения справедливого баланса частных, государственных и общественных интересов, включая сферу рекреации, туризма и спорта в биосферных полигонах государственных природных биосферных заповедниках.

2. В то же время оно одновременно нацелено и на достижение социально полезного эффекта по реализации общественных интересов в таких сферах, как рекреационная, спортивная, туристская деятельность, по сохранению уникальных природных образований.

3. Реализация проектов о ГЧП возможна только в некоторых зонах (предназначенных для апробирования методов рационального природопользования)

биосферных полигонов государственных природных биосферных заповедников.

Литература

1. Об особо охраняемых природных территориях: федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. 1995. № 57.

2. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 224-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. 2015. № 156.

3. Определение Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2011 г. № 1743-О-О. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Лунева Е. В. Биосферный полигон государственного природного биосферного заповедника: понятие и правовой режим // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. 2016. Т. 158, кн. 2. С. 554-566.

5. Лунева Е. В. Государственно-частное партнерство в сфере развития рекреации, туризма и спорта на земельных участках в особо охраняемых природных территориях // Юрист. 2014. № 2. С. 25-29.

L. I. Galisultanova

PROSPECTS FOR PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP IN RESPECT BIOSPHERE POLYGON OF RESERVES

The article is devoted to the prospect of cooperation between the state and private actors in the field of infrastructure development of biosphere reserves landfills through public-private partnerships. The author proves that the agreements as a result of this partnership opportunities can achieve the interests of both the public partner and the private.

Key words: biosphere polygon, nature reserve, public-private partnership, coordination of private and public interests.

GALISULTANOVA Linara Irmuhametovna - Student Kazan (Volga region) Federal University, Kazan. E-mail: lin_45@mail.ru

УДК 349.6

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА ПОСЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКОВ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ПАРКОВ

Григорьева Татьяна Андреевна,

студентка ФГБОУ ВО «Марийский

государственный университет», г. Йошкар-Ола.

E-mail: t. grigorie va 19@yandex. ru

В статье рассматривается правовой статус государственных природных заповедников и национальных парков. Определяется порядок внесения платы за посещение данных территорий, а также обосновывается вывод о возможности и правомерности взимания данных платежей.

Ключевые слова: природный заповедник, национальный парк, плата, особо охраняемая природная территория.

Согласно нормам Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее ФЗ № 33) национальные парки являются природоохранными, эколого-просветитель-

скими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую цен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.