Научная статья на тему 'Перспективы Форума ООН по лесам после 2015 г. '

Перспективы Форума ООН по лесам после 2015 г. Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
367
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРУМ ПО ЛЕСАМ ООН (ФЛООН) / UNITED NATIONS FORUM ON FORESTS (UNFF) / МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕХАНИЗМ ПО ЛЕСАМ (ММЛ) / INTERNATIONAL ARRANGEMENT ON FORESTS (IAF) / ЮРИДИЧЕСКИ НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ ПО ВСЕМ ВИДАМ ЛЕСОВ (ДОКУМЕНТ ПО ЛЕСАМ) / LEGALLY BINDING INSTRUMENT ON ALL TYPES OF FORESTS / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS / МИРОВАЯ ЛЕСНАЯ ПОЛИТИКА / GLOBAL FOREST POLICY / FOREST INSTRUMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Паленова М.М., Лобовиков М.А.

Излагаются история создания и результаты 15-летней деятельности Форума по лесам ООН (ФЛООН), который на сегодняшний день является наиболее влиятельной организацией ООН по лесам. ФЛООН был создан в 2000 г. в рамках нового Международного механизма по лесам ООН (ММЛ). Основным достижением ММЛ за прошедшие 15 лет стало принятие в 2007 г. Генеральной Ассамблеей ООН «Юридически необязательного документа по всем видам лесов» (Документа по лесам). В течение 15 лет ФЛООН оставался дискуссионной платформой, не оказывал серьезного влияния на достижение устойчивого развития лесов мира, не успевал реагировать на такие вызовы времени, как изменение климата, торговля, инвестиции, оценка экосистемных услуг и прочие. В результате в последние годы в международном переговорном процессе по лесам наблюдается стагнация, международные лесные механизмы и инструменты слабеют и фрагментируются. В статье обоснована необходимость существования ФЛООН/ММЛ в условиях глобальных экологических вызовов. Рассматриваются альтернативы развития, принципы работы и функции ФЛООН/ММЛ после 2015 г. Отмечается, что Россия недоиспользует международную площадку ФЛООН для продвижения собственных технологий, торговли, стандартов, усиления влияния, защиты национальных интересов, кооперации, заимствования передовых знаний, укрепления собственной экономики и улучшения экологии российских лесов – жизненно важных «легких» всей планеты. Подчеркивается, что при прагматичном и грамотном подходе ММЛ и ФЛООН после 2015 г. станут для Российской Федерации большим недоиспользованным резервом для защиты и укрепления собственных экономических, торговых, технологических, экологических и политических позиций в мировом сообществе, для преобразования существующего однополярного лесного мира, устойчивого развития и увеличения позитивного вклада России в глобальную экономику и экологию. Признано, что Россия обязана играть во ФЛООН роль, соответствующую ее лесному и экономическому потенциалу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects of the United Nations Forum on Forests after 2015

The United Nations Forum on Forests (UNFF) is the highest, most important and influential organization on forests in the world. The UNFF was established in 2000 in the context of a new International Arrangement on Forests (IAF). It was a direct result of the 1992 Earth Summit in Rio de Janeiro. The main achievement of the IAF over the last 15 years since its formation was adoption by the UN General Assembly in 2007 of a «non-legally binding instrument for all types of forests» (Forest Instrument). Despite certain achievements over the past 15 years, the IAF had a limited impact on the fate of the world's forests. UNFF remained mostly a discussion platform, did not have a serious impact on the world forests sustainable development, did not become a global forest leader, did not succeed to timely respond to the newly emerging problems such as climate change, trade, investment, valuation of ecosystem services, and other challenges. Consequently, international forest negotiations are stagnating. International forestmechanisms and tools are weakening and fragmenting. Russia is significantly underutilizing the UNFF as a tool for promoting national interests, technology, trade, standards, influence, cooperation, for adopting advanced technologies, for strengthening own economy and improving environment in the Russian forests – vitally important «lungs» for the entire planet. With almost 25% of the world's forests, Russia's share in the global wood products trade is slightly over 1%, mainly wood fuel and semi-processed raw materials. Major underestimation of the role and influence of the international organizations and processes, such as UNFF and IAF, essentially contributes to the current underdevelopment of the Russian forest sector. The IAF and UNFF processes after 2015 present to Russia a great reserve to protect and promote its own economic, commercial, technological, environmental and political interests, to transform the currently mono-polar forest world for the benefits of sustainable development and to increase positive contribution of Russia in the global economy and environment. Russia should assume a role in the UNFF political process, which fully corresponds to the country's forest economic potential.

Текст научной работы на тему «Перспективы Форума ООН по лесам после 2015 г. »

ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО ЗА РУБЕЖОМ

УДК 630.97

Перспективы Форума ООН по лесам после 2015 г.

М. М. Паленова - Всероссийский научно-исследовательский институт лесоводства и механизации лесного хозяйства, зав. сектором, кандидат биологических наук, palenova@gmail.com

М. А Лобовиков - независимый международный консультант Организации Объединенных Наций (ООН), кандидат экономических наук, доцент, maxim.lobovikov@gmail.com

Анализируется 15-летняя история Форума по лесам ООН (ФЛООН). Рассмотрены его главные достижения, ключевые проблемы и альтернативы развития в контексте современной повестки дня ООН и нового мандата после 2015 г. Определены задачи Российской Федерации по защите и продвижению национальных интересов и развитию мирового лесного сектора

Ключевые слова: Форум по лесам ООН (ФЛООН), Международный механизм по лесам (ММЛ), юридически необязательный документ по всем видам лесов (Документ по лесам), национальные интересы, мировая лесная политика

95

ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Форум ООН по лесам: прошлое и настоящее

Основы современного Форума ООН по лесам были заложены на Саммите Земли в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Саммит стал родоначальником трех важных юридически обязательных экологических конвенций ООН - Конвенция по биоразнообразию (КБР - англ. CBD), Рабочая Конвенция по климатическим изменениям (РККИ -англ. UNFCCC) и Конвенция по борьбе с опустыниванием (КБО - англ. CCD). Страны - участницы Саммита не смогли прийти к консенсусу по лесам, т. е. юридически обязательному соглашению, потому что этот вопрос выходил за рамки экологии и охраны среды обитания. Тем не менее, на Саммите было уделено большое внимание лесам: в декларации Повестки дня на XXI в. (Agenda XXI) в главе 11 «Борьба с обезлесением», а также в «Юридически не обязывающей декларации принципов глобального соглашения по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех типов лесов», более известной под названием «Лесные принципы» (Forest principles). Прямым следствием Саммита 1992 г. стало создание в 1995 г. Межправительственной программы по лесам (МПЛ - англ. IPF), преобразованной в 1997 г. в Межправительственный форум по лесам (МФЛ - англ. IFF) и 2000 г. - в Форум ООН по лесам (ФЛООН - англ. UNFF).

ФЛООН учрежден резолюцией 2000/35 (UN 2000) Экономического и социального совета ООН (ЭКОСОС) в контексте образования «Международного механизма по лесам» (ММЛ, англ. IAF - International Arrangement on Forests). В ММЛ входят 5 категорий членов, которые могут действовать индивидуально или коллективно:

✓ все страны - члены ООН (197 - на начало 2015 г.), имеющие «универсальное членство», что означает, что каждая страна - член ООН автоматически становится членом ФЛООН;

✓ Секретариат ФЛООН в Департаменте по экономическим и социальным вопросам в Нью-Йорке (DESA);

✓ Совместное партнерство по лесам (СПЛ -англ. CPF) в составе 14 международных органи-

заций, включая Секретариат ФЛООН и секретариаты трех конвенций - КБР, РККИ; КБО;

✓ межправительственные и региональные организации и процессы;

✓ основные группы (неправительственные организации и частный лесной сектор).

Изначально определенные в резолюции 2000/35 (UN 2000) 6 основных функций ММЛ были направлены на формирование глобального политического консенсуса по вопросам устойчивого управления лесами и реализацию действий по международному сотрудничеству, координации и межотраслевому взаимодействию:

✓ поощрять согласованные действия по лесам;

✓ обеспечивать глобальные условия для развития и реализации лесной политики;

✓ обеспечивать координацию лесной политики между правительственными и неправительственными организациями;

✓ улучшать взаимодействие международных и региональных организаций, институтов и инструментов;

✓ содействовать международной кооперации по линии Север-Юг, частно-государственному и межотраслевому партнерству;

✓ контролировать и оценивать прогресс по лесам на основе отчетов правительств, международных и региональных организаций.

В 2006 г. резолюцией ЭКОСОС 2006/49 (UN 2006) было добавлено 3 функции ММЛ:

✓ повышение роли лесов в достижении согласованных международных целей в области устойчивого развития;

✓ реализация глобальной политики устойчивого управления лесами на национальном уровне;

✓ дальнейшее привлечение региональных организаций и процессов для осуществления устойчивого управления лесами.

Достижения

Основным достижением ММЛ за прошедшие 15 лет стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 г. юридически необязательного до-

96

2015 № 2

лесное хозяйство за рубежом

кумента по всем видам лесов, так называемого Документа по лесам (англ. FI - Forest Instrument), на основе 4-х глобальных целей по лесам, принятых на ФЛООН-5 в 2005 г.:

1) остановить потерю лесов;

2) улучшить лесную экономику и увеличить полезность лесов для населения планеты, особенно жителей, непосредственно зависимых от лесов;

3) существенно увеличить площадь устойчиво управляемых лесов и долю их продукции;

4) реверсировать (восполнять) снижение официальной помощи развивающимся странам и значительно увеличить финансовые ресурсы на расширение устойчивого управления лесами.

К 2015 г. указанные цели были достигнуты лишь частично и с разной степенью успеха.

К числу заслуг ММЛ можно отнести:

✓ укрепление устойчивого лесоуправления;

✓ деятельность Совместного партнерства по лесам;

✓ развитие рабочего потенциала стран для целей национальной отчетности и анализа полученных данных;

✓ укрепление понимания значимости лесов на международном уровне, в том числе на саммитах ООН, что привело к включению проблематики лесов в цели устойчивого развития после 2015 г.;

✓ учреждение Международного дня и Года лесов в 2011 г., что привлекло дополнительное международное внимание к многофункциональности лесов;

✓ генерирование и распространение таких знаний о лесе, как устойчивое управление, финансирование, биоразнообразие и роль лесов в изменении климата, путем аналитических исследований и организации глобальных и региональных совещаний и семинаров экспертов и политиков.

Ключевые проблемы

Несмотря на очевидные достижения, Международный механизм по лесам оказывал недостаточное воздействие на судьбу лесов в мире и в

целом на международный переговорный процесс по лесам. В течение многих лет ФЛООН оставался преимущественно дискуссионным форумом для обсуждения и констатации лесных проблем. Решения Форума не оказывали большого влияния на глобальное регулирование и состояние лесов, формирование основных приоритетов, необходимых для достижения устойчивого использования лесов на национальном и региональном уровнях. Многие крупные международные события в отношении лесов инициировались и протекали вне рамок и без активного участия ФЛООН. ММЛ/ФЛООН не удалось реализовать свою лидирующую роль на глобальном уровне, он хронически не успевает оперативно реагировать на такие проблемы, как изменение климата, динамика рынка древесной продукции, инвестиции в лесной сектор, оценка экосистемных услуг лесов и прочие вызовы времени.

В результате в последние годы наблюдаются стагнация, ослабление и фрагментация лесной проблематики, инструментов и механизмов международного переговорного процесса по лесам. Хотя ФЛООН взаимодействует со всеми 3-мя конвенциями Рио-де-Жанейро, их решения по лесам обычно принимаются независимо от ФЛООН. Примерами отсутствия или слабой связи служат РКИК и ее механизм по Снижению выбросов от предотвращения обезлесения и деградации лесов (СВОД+ - англ. REDD+), Программа по биоразнообразию лесов КБР и ее стратегические задачи по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, принятые в Аичи (Aichi targets в 2010 г.). Фрагментарный подход к решению глобальных лесных задач создает проблемы в достижении сбалансированного устойчивого использования лесов на всех уровнях.

Эксперты отмечают недостатки ММЛ на институциональном уровне, в частности, слабую координацию государств-членов в рамках ФЛООН по вопросам лесного хозяйства. Четырнадцать организаций - членов СПЛ не могут достичь необходимого уровня взаимодействия, взаимопонимания, взаимопомощи и приверженности своих организаций к реализации решений ФЛО-ОН. В их бюджетах отсутствуют статьи поддерж-

97

ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

ки ФЛООН. Бессменное лидерство ФАО в СПЛ не способствует его оптимальной работе. Фонд поддержки национальных лесных программ (НЛП фонд - англ. NFP Facility), созданный в рамках ММЛ в 2002 г. для подготовки и внедрения национальных лесных программ в стратегии и планы стран - членов ФЛООН, просуществовал 10 лет и в 2012 г. прекратил существование. Фонд был переименован в Фонд лесов и ферм (Forest & Farm Facility) и фактически перешел к ФАО. С ликвидацией фонда НПЛ Форум лишился своего главного проводника и транслятора политических решений.

Отмечаются также другие негативные стороны работы ММЛ:

✓ Документ по лесам (FI), т. е. юридически необязательное соглашение по лесам, малоизвестен за пределами лесного сектора и даже в его пределах. Как следствие, Документ по лесам не оказывает существенного влияния на формирование национальной лесной политики стран-участников;

✓ механизм контроля, оценки и отчетности по реализации Документа по лесам (FI) практически не работает. Поэтому невозможно оценить его влияние на решения правительств по формированию национальных лесных стратегий, политик, планов и программ;

✓ финансовые механизмы и другие средства поддержки ММЛ (включая создание рабочего потенциала, передачу технологий и техническую помощь) недостаточны для эффективной реализации Документа по лесам и резолюций ФЛООН;

✓ отсутствуют надлежащие ресурсы и институты для поддержки мандата Форума;

✓ отсутствуют механизмы, способные обеспечить и гарантировать осуществление решений ФЛООН на местах;

✓ отсутствует ясность во взаимоотношениях ФЛООН с СПЛ;

✓ слабо организовано взаимодействие с другими отраслями и секторами экономики (такими, как сельское хозяйство, энергетика, развитие инфраструктуры и добыча полезных ископаемых), деятельность которых является главным фактором обезлесения;

✓ программные документы ФЛООН не отвечают современному экосистемному ландшафтному подходу к лесному менеджменту и не учитывают возникающих новых проблем вне рамок чисто лесной проблематики, включая климат, водные ресурсы, экосистемные услуги лесов, биоразнообразие, биоэнергию.

Будущее ФЛООН после 2015

Вопреки всем отмеченным выше недостаткам ММЛ/ФЛООН, мировое сообщество осознает потребность в его существовании и совершенствовании перед лицом глобальных вызовов экологии Земли. Этот вывод очевиден из анализа материалов многочисленных международных процессов, включая конвенции, инициативы, форумы, платформы и т. д. Все эти процессы в большей или меньшей степени касаются лесов (например: изменение климата, сохранение биоразнообразия, обеспечение продовольственной безопасности, почвенных или водных ресурсов, энергетика, борьба с нищетой, торговля и т. п.) и единодушно поддерживают общую идею устойчивого управления лесами. Очевидна потребность в едином глобальном механизме, который гармонизирует управление и объединит международные усилия, устранит дублирование, обеспечит синергетический эффект для реализации устойчивого лесоуправления на глобальном и региональном уровне.

Анализ эффективности ММЛ и выдача ему нового мандата были в центре внимания 11-й сессии Форума (ФЛООН-11), которая состоялась в Нью-Йорке (США) 4-15 мая 2015 г. ФЛООН-11 прошла под лозунгом «Леса: прогресс, задачи и перспективы Международного механизма по лесам». В ходе ФЛООН-11 состоялось заседание высокого уровня для обзора эффективности Международного механизма по лесам и принятия Министерской декларации.

В 2014 г. в рамках подготовки к ФЛООН-11 многие страны-участницы, включая Россию, глобальные и региональные организации, процессы, основные группы и другие заинтересованные

98

2015 № 2

лесное хозяйство за рубежом

стороны представили в Секретариат ФЛООН свои обзоры эффективности ММЛ для подготовки проекта решений Форума относительно его перспектив. Важнейшими этапами подготовки к ФЛООН-11 были два совещания Специальной межправительственной группы экспертов (AHEG-1 и 2). Первое состоялось 24-28 февраля 2014 г. в Найроби (Кения). Второе совещание прошло 12-16 января 2015 г. в Нью-Йорке (США). Продлению мандата ФЛООН были посвящены международные семинары (29-31 октября 2014 г. в Пекине, Китай, и 3-6 февраля 2015 г. в Интерлакене, Швейцария), а также регулярные заседания бюро ФЛООН. Все соответствующие доклады и материалы опубликованы на сайте ФЛООН (www.un.org/esa/forests/).

Решением 10-й сессии ФЛООН была учреждена Специальная группа из пяти независимых международных экспертов высшей квалификации для анализа опыта и подготовки предложений по будущему ММЛ. В результате были обобщены все необходимые материалы и рекомендации по альтернативам развития ММЛ на период 2015-2030 гг. Окончательный доклад группа экспертов представила в сентябре 2014 г. [Report of the Team of Independent Consultants. Independent assessment of the international Arrangement on Forests (IAF). By J. Blaser, M. Chipeta, J. Illueca, M. Lobovikov, R. Umali. New York, Sptember 2014].

Экспертная группа сформулировала 16 альтернатив возможного будущего структурного преобразования ММЛ после 2015 г., отметив 4 наиболее перспективных направления. Эти направления включают в себя в разной комбинации следующие «строительные блоки»:

1) обновленный Документ по лесам;

2) Лесная Ассамблея ООН (ЛАООН, англ. UN Forest Assembly - UNFA), которая заменит ФЛООН;

3) региональные форумы;

4) Лес ООН/UN Forest (по аналогии с UN Water) - развитие идеи нынешнего СПЛ (CPF) в более формальном и структурированном виде;

5) Специальный посланник ООН по лесам (UN Special Envoy on Forests), связующее звено между ЛАООН и высшим политическим форумом ООН;

6) целевой стратегический Трастовый фонд;

7) существенно укрепленный Секретариат ЛАООН.

Новыми «строительными блоками» в конструкции ММЛ-2015 являются только 3 элемента:

1) Лес ООН/UN Forest;

2) Специальный посланник ООН по лесам;

3) Стратегический, но компактный Трастовый фонд для помощи странам в подаче заявок на международные проекты в области устойчивого лесоуправления.

Остальные блоки остаются и претерпевают разной степени функциональные и структурные изменения, в зависимости от альтернативы развития.

На период после 2015 г. должны сохраниться 2 основные функции ММЛ:

1) его руководящая роль в организации и содействии международному переговорному процессу для включения лесов и всех лесных ценностей в более широкую Повестку дня в области устойчивого развития;

2) реализация Документа по лесам (Forest Instrument) и связанных с ним мер по реализации устойчивого управления всеми видами лесов.

Включение тематики лесов в цели устойчивого развития (SDG) гарантированно обеспечит уникальное положение ММЛ в экологической повестке дня как минимум на очередные 15 лет после 2015 г.

Предполагается, что будущий ММЛ (условно, ММЛ-2015 - преемник нынешнего ММЛ после 2015 г.) должен реализовать следующие основные принципы:

1) усовершенствованный ФЛООН должен стать авторитетной «зонтичной» организацией ООН, призванной координировать глобальную повестку дня устойчивого использования лесов, устранить дублирование и поддержать взаимодействие с различными международными лесными инициативами, а также укрепить роль лесов в широком контексте устойчивого развития;

2) ФЛООН будет базировать свою деятельность на основе гибкого адаптивного стратегического плана работы вместо нынешней много-

99

ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

летней программы. План должен быть разбит на этапы, обеспечен мониторингом, средствами реализации и гарантированным финансированием;

3) регионы должны активно участвовать в глобальном диалоге по лесной политике, например, через целевые соглашения, свои форумы и четкую координацию;

4) необходимо создать эффективный научно-политический инструмент Лес ООН. Это новый элемент в структуре ММЛ. В отличие от СПЛ, это формальная и структурированная научная, политическая и внедренческая платформа, состоящая из заинтересованных членов СПЛ и других организаций, поддерживающих ММЛ-2015. Лес ООН должен обеспечить концентрацию соответствующих знаний и навыков, реализацию решений Форума путем интеграции научно обоснованных методов и технологий, учета всех аспектов ценности лесов на глобальном, региональном и локальном уровне;

5) при организации платформы Лес ООН СПЛ остается в общей структуре ММЛ как добровольное партнерство по лесам для поддержки инициатив устойчивого управления. Для придания СПЛ большего динамизма рекомендовано обеспечить периодическую сменяемость главы добровольного партнерства;

6) должны быть сформированы более эффективные финансовые и институциональные основы ММЛ-2015;

7) Ассамблея ООН по лесам (преемник ФЛО-ОН) должна собираться один раз в 2 года, чередуясь с региональными лесными форумами. Это позволит обеспечить согласованность глобальной и региональной проблематики при ежегодном чередовании региональных и глобальных встреч членов Ассамблеи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задачей ММЛ-2015 должно стать объединение усилий таких институтов и процессов, как: КБР - в вопросах биоразнообразия лесов и в вопросах охраняемых районов, РКИК - в вопросах климата, КБО - в вопросах опустынивания, СИ-ТЕС - в вопросах торговли видами фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, МСОП - в вопросах охраны природы и т. д. Неко-

торые из этих инициатив смогли мобилизовать намного больше финансовых ресурсов для своих программ, чем ФЛООН за все время своего существования. Все лесные тематики глобальных международных инициатив и процессов должны рассматриваться как часть повестки дня ММЛ/ФЛООН. Перед ММЛ-2015 стоит также задача нивелировать принципиальные различия в соответствующих стандартах устойчивого управления лесами. Таким образом, ММЛ-2015 должен обеспечивать глобальную основу для устойчивого управления лесами, способствовать концентрации знаний и навыков, устранять дублирование и поддерживать передачу опыта, знаний и технологий между различными лесными международными инициативами.

Одним из ключевых элементов будущего ММЛ-2015 для реализации устойчивого управления лесами на национальном уровне должны стать Национальные лесные программы (НЛП), которые играют первостепенную роль в улучшении управления лесами и поощрении устойчивого использования лесов.

Леса предоставляют средства существования для огромного числа людей, поэтому необходимость межотраслевого подхода на всех этапах является обязательным принципом Национальных лесных программ. Это позволит лесной проблематике интегрироваться в более широкие программы устойчивого землепользования с участием таких отраслей, как сельское хозяйство, энергетика и промышленность. Концепция Национальных лесных программ является перспективной для реализации резолюций ФЛО-ОН на национальном уровне.

Для успешной реализации задач ММЛ-2015 требуется адекватное и предсказуемое финансирование, которое должно быть обеспечено соответствующим финансовым механизмом. Экспертами рекомендуется создать стратегический целевой Трастовый фонд ММЛ-2015, в основном для подготовки заявок на проекты, но не самих проектов, поскольку разработка полной проектной документации обходится дорого и может быть профинансирована из средств тех фондов, которые выделяют деньги на проекты после одо-

100

2015 № 2

лесное хозяйство за рубежом

брения заявок. Необходимо полностью реорганизовать финансирование устойчивого лесопользования. Следует развивать динамичные и инновационные подходы, мобилизовать новые и дополнительные финансовые ресурсы из всех доступных источников для осуществления устойчивого управления лесами.

Финансовый механизм ММЛ-2015 должен включить учет таких экосистемных ценностей лесов, как: секвестрация углерода, управление водными ресурсами, сохранение биоразнообразия, борьба с эрозией почвы и др. Кроме того, задачей ММЛ-2015 является налаживание взаимодействия между всеми связанными с лесами фондами и процессами. Особую роль в будущем ММЛ-2015 должно сыграть частно-государственное партнерство, поскольку частные инвестиции в лесной сектор преобладают в большинстве стран - членов ФЛООН.

ММЛ-2015 должен также сформировать прямое взаимодействие с Форумом по устойчивому развитию - преемником Комиссии по устойчивому развитию, созданному в 2012 г. Принимая во внимание многофункциональную роль лесов, секретариат ММЛ-2015 должен взять на себя роль координационного центра по оценке и разъяснению политическим структурам конкретной роли, которую играют леса в реализации целей устойчивого развития. Особая роль во взаимодействии ММЛ-2015 отводится Специальному посланнику ООН по лесам (UN Special Envoy on Forests).

В мае 2015 г. на ФЛООН-11 было запланировано принципиально изменить структуру и функции ММЛ, что должно привести к возрастанию его роли в международной лесной политике до 2030 г. Основная часть работы по подготовке проекта резолюций ФЛООН-11 проведена бюро и секретариатом ФЛООН в феврале-апреле 2015 г. Проект документов, согласно правилам, был размещен на сайте ФЛООН за 4 недели до начала работы сессии.

В современном мире наблюдается сильнейший и возрастающий прессинг на лесные экосистемы, постоянно растет спрос на лесные товары и услуги. Эти факторы, безусловно, повышают

значение ММЛ-2015 как международной структуры высокого уровня, формирующей и определяющей глобальную лесную политику. Новый механизм ММЛ-2015 в составе ЭКОСОС должен лучше, чем в прошлом, реализовать свою объединяющую роль в активизации национальных и международных мер, вдохнуть новую энергию в дело устойчивого управления лесами в мире для настоящих и будущих поколений.

Заключение

Мандат Международного механизма по лесам и его составной части - Форума ООН по лесам истекает в 2015 г. В мае 2015 г. международное сообщество планировало решить дальнейшую судьбу механизма по лесам и выдать новый мандат организации на следующие 15 лет. Предложенное экспертами изменение названия Форума ООН по лесам на Ассамблею по лесам ООН (ЛАООН) не является декорацией, оно подразумевает смену парадигмы главной организации ООН по лесам. Форум по лесам в настоящее время представляет собой своего рода «выпускной паровой клапан» для выпускания пара недовольства отдельных стран сложившимся однополярным миропорядком в мировом лесном секторе и мировой лесной политике. В результате «локомотив» ФЛООН, начавший движение 15 лет назад, сначала замедлился и затем окончательно остановился в тупике - без энергии для движения и без пути развития. Периодический «выпуск пара» предотвращает разрушение механизма, но лишает его колоссальной рабочей и жизненной энергии и возможности движения вперед. Энергия пара может быть полезной движущей силой при грамотном использовании в эффективном механизме привода. Таким новым механизмом в идеале должен стать новый ММЛ-2015, основные перспективы развития которого были определены в мае 2015 г.

Россия должна принять активное участие в строительстве нового механизма, от которого во многом будет зависеть лесной миропорядок и политика в последующие 15 лет.

101

ЛЕСОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Лесной сектор является важным сектором глобальной экономики, а лесная политика - важной частью международной политики. Отнюдь не секрет, что многие западные партнеры, определяющие ныне повестку дня ФЛООН, это хорошо понимают. Они эффективно используют платформу организаций ООН, включая ФЛООН, для защиты и продвижения собственных экономических, торговых, национальных и геополитических интересов, технологий и влияния в мире. Они отлично знают цену Форуму и целенаправленно его выстраивают и инвестируют. Они системно и серьезно подходят к подготовке каждого нового собрания, проекта и мероприятия, имея для этого необходимый штат и ресурсы, привлекая экспертов и аналитику. Они превосходно координируются между собой и целенаправленно укрепляют свои позиции в международных организациях. Они точечно инвестируют международные проекты, опираясь на высококвалифицированный персонал ООН, отлаженный механизм и престиж ООН в мире.

Россия на этом фоне значительно проигрывает своим западным партнерам, поскольку существенно недооценивает значение и ресурс ММЛ для защиты и продвижения собственных национальных интересов, развития национальной экономики и экологии, сотрудничества со стратегическими партнерами. Роль и значение России в международной лесной политике абсолютно не соответствуют ее лесному и экономическому потенциалу, значению экосистемных ценностей российских лесов. Стремительно ослабляются еще недавно крепкие позиции в ближнем зарубежье. Россия существенно недоиспользует международную силу ФЛООН для продвижения собственных технологий, торговли, стандартов, влияния, национальных интересов,

заимствования передовых знаний, кооперации со странами, укрепления собственной экономики и улучшения экологии российских лесов, жизненно важных «легких» для всей планеты. Имея почти 25% всех лесов мира, доля России в мировой торговле лесоматериалами едва превышает 1%, в основном древесного сырья и топлива. В существенной степени этому отставанию способствует серьезная недооценка роли и влияния международных организаций и процессов, таких как ФЛООН и ММЛ.

Значение ММЛ/ФЛООН в повестке дня после 2015 г. неизбежно возрастет и укрепится в связи с реализацией новых задач устойчивого развития (SDG). Приемник ФЛООН станет «зонтиком» ООН для всех международных лесных организаций и процессов в мире после 2015 г. Используя пример и опыт передовых западных партнеров, Российской Федерации необходима более систематическая и основательная подготовка к каждому новому мероприятию ММЛ-2015 на основе прагматической аналитики, привлечение для этого экспертов, просчет перспективных вариантов сотрудничества с другими странами с общими интересами, максимальное и целевое использование международных ресурсов под эгидой ООН. При прагматичном использовании ФЛООН и ММЛ-2015 станут для Российской Федерации огромным резервом для защиты и укрепления собственных экономических, торговых, технологических, экологических и политических позиций в мировом сообществе в целях устойчивого развития и увеличения позитивного вклада России в международную экономику, экологию и охрану окружающей среды всей Планеты. Россия обязана играть во ФЛО-ОН роль, соответствующую ее лесоэкономическому потенциалу.

2015 № 2

102

лесное хозяйство за рубежом

Prospects of the United Nations Forum on Forests after 2015

M. M. Palenova - Russian Research Institute of Forestry and Forestry Mechanization, PhD,

Head of Section «International Support», palenova@gmail.com

M. A. Lobovikov - independent international consultant of the United Nations (UN), PhD, Docent, maxim.lobovikov@gmail.com

Keywords: United Nations Forum on Forests (UNFF), International Arrangement on Forests (IAF), Forest Instrument, Legally binding instrument on all types of forests, national interests, global forest policy.

The United Nations Forum on Forests (UNFF) is the highest, most important and influential organization on forests in the world. The UNFFwas established in 2000 in the context of a new International Arrangement on Forests (IAF). It was a direct result of the 1992 Earth Summit in Rio de Janeiro. The main achievement of the IAF over the last 15 years since its formation was adoption by the UN General Assembly in 2007 of a «non-legally binding instrument for all types of forests» (Forest Instrument). Despite certain achievements over the past 15 years, the IAF had a limited impact on the fate of the world's forests. UNFF remained mostly a discussion platform, did not have a serious impact on the world forests sustainable development, did not become a global forest leader, did not succeed to timely respond to the newly emerging problems such as climate change, trade, investment, valuation of ecosystem services, and other challenges. Consequently, international forest negotiations are stagnating. International forest mechanisms and tools are weakening and fragmenting. Russia is significantly underutilizing the UNFF as a tool for promoting national interests, technology, trade, standards, influence, cooperation, for adopting advanced technologies, for strengthening own economy and improving environment in the Russian forests - vitally important «lungs» for the entire planet. With almost 25% of the world's forests, Russia's share in the global wood products trade is slightly over 1%, mainly wood fuel and semi-processed raw materials. Major underestimation of the role and influence of the international organizations and processes, such as UNFF and IAF, essentially contributes to the current underdevelopment of the Russian forest sector. The IAF and UNFF processes after 2015 present to Russia a great reserve to protect and promote its own economic, commercial, technological, environmental and political interests, to transform the currently mono-polar forest world for the benefits ofsustainable development and to increase positive contribution of Russia in the global economy and environment. Russia should assume a role in the UNFF political process, which fully corresponds to the country's forest economic potential.

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.