Научная статья на тему 'Перспективы эстетического воспитания в техническом вузе'

Перспективы эстетического воспитания в техническом вузе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
128
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Леденева Оксана Владимировна

The article discusses the role of aesthetics in surmounting excessive rationalism in science and technology students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF AESTHETIC EDUCATION IN TECHNICAL INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION

The article discusses the role of aesthetics in surmounting excessive rationalism in science and technology students.

Текст научной работы на тему «Перспективы эстетического воспитания в техническом вузе»

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОМ ВУЗЕ

О.В. Леденева

Ledeneva O.V. Perspectives of aesthetic education in technical institutions of higher education. The article discusses the role of aesthetics in surmounting excessive rationalism in science and technology students.

Для настоящего времени характерна чрезвычайная актуальность нравственной проблематики. Девальвация моральных ценностей определяет необходимость восстановить прерванные культурные традиции, реализовать приоритет общечеловеческого, что зависит от нашей способности разобраться в специфике исторического становления морали и этической рефлексии.

Появление новой системы ценностей вызвано спецификой техногенной цивилизации. Развитие техники, технологии создает тип развития, основанный на ускоряющемся изменении природной среды, предметного мира, в котором живет человек. Изменение этого мира ведет к активным трансформациям социальных связей людей. В техногенной цивилизации научно-технический прогресс постоянно меняет способы общения, формы коммуникации людей, типы личности и образ жизни. Система ценностей базируется на креативной деятельности и творческой активности суверенной личности.

Особенности нового социального мироустройства заключаются в высокой мобильности человека, который не привязан к определенной социальной среде. Живя в большом городе, человек необычайно расширяет и сферу своих контактов с другими людьми. С другой стороны, усиливаются процессы отчуждения в результате распространения так называемой «массовой культуры». Кроме того, массовое потребление одинаковой духовной продукции способно вызвать шаблоны и штампы в сознании.

В связи с этим особое значение приобретает эстетическое воспитание, которое направлено не только на формирование эстетического вкуса, но и ценностных ориентаций, идеалов, установок. Как известно, оптимальный результат эстетического воспитания заключается в формировании целостной и гармоничной самоценной и социально ценной творчески активной личности. Единство эстетических убеждений личности с ее проявлениями во всех формах деятельности свиде-

тельствуют об эстетической воспитанности. Эстетическое воспитание способствует самопознанию и самоуглублению личности, определяет знания и характер человека, поскольку охватывает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентационную ее стороны.

Недостаточный уровень формирования гармонически развитой личности объясняется, на наш взгляд, узкой специализацией, которая является характерной тенденцией современности. Усиленное внимание к естественно-техническому образованию содействует появлению чрезмерного рационализма, обедненного эмоционально-окрашенным отношением к действительности. Между тем, специалиста, как представителя конкретной культуры, характеризует не только определенный набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности.

Эстетические убеждения наряду с нравственными принципами образуют мировоззренческую парадигму, нравственное сознание. Под мировоззрением традиционно понимается «система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания действительности, ценностные ориентиры» [1].

Характерно, что достоянием мировоззрения являются те взгляды и знания, которые приобретают у человека нормативный характер. В структуру мировоззрения как системы входят разноаспектные убеждения: философские, экономические, политические, социальные, нравственные, эстетические, религиозные, которые между собой соотносятся по принципам координации и субординации.

Принцип координации выражает равноправность функционирования убеждений разных аспектов, их относительную само-

стоятельность. Принцип субординации выражает зависимость одних убеждений от других, имеющих доминантное значение. Благодаря субординации убеждений обеспечивается однотипность отношений человека к действительности в разных аспектах жизни. В результате убеждения человека характеризуются последовательностью, определенной целостностью, а мировоззрение является устойчивым образованием.

Разноаспектные убеждения становятся достоянием индивидуального сознания посредством социализации человека, то есть в процессе включения его в систему нравственных и общественных отношений. Заметим, что понятия нравственные и общественные отношения тесно переплетаются. Как утверждает С.Ф. Анисимов, нравственные отношения являются не самостоятельным видом отношений, а стороной или характеристикой любого общественного отношения, когда последний рассматривается с точки зрения моральных ценностей связанных с ним поступков и нравов [2]. Нравственность можно трактовать как область духа, сознания, область общественно значимого и необходимого поведения.

В философской традиции мораль также рассматривается как форма или свойство сознания. Мораль отражает социальную действительность в виде представлений о добре и зле, которые закрепились в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения общества как целого.

В обществе нравственность и мораль проявляются в виде норм, или правил поведения. Нормы морали как образцы поведения, регулирующие поведение людей, являются предметом этики.

Образцы поведения людей формируются под воздействием макро- и микросреды. К факторам макросреды можно отнести демографический, природно-экономический, политико-правовой, социокультурный факторы.

Например, на формирование русских ценностей и, соответственно, образцов поведения влияют необъятные просторы и суровость климата. Эти факторы вызывали чувство уязвимости и заброшенности, вынуждали людей объединяться, развивая чувство коллективизма, враждебного отношения к внешнему миру. Немаловажным является также нерегулярный характер работы. Русские крестьяне вынуждены бездействовать

большую часть года. Затем лихорадочно работать - пахать, сеять, собирать урожай. Это в определенной степени сформировало такие черты поведения русского человека как апатия, пессимизм, работа урывками, уход в себя. Перечисленные факторы можно отнести, на наш взгляд, к природно-экономическим.

Что касается ментальности американцев, то она обусловлена характером завоевания пустующих земель Америки, породившим следующие ценности: динамичность, умение действовать самостоятельно и в собственных интересах. В стране, где отсутствовали традиции аристократии, деньги считаются мерилом успеха. В связи с этим статус определяется именно на основании личных достижений. По-видимому, поведение американцев сформировалось преимущественно под влиянием политико-правового фактора.

Интересно заметить, что американская речь жива, подвижна, имеет способность адаптироваться, тем самым отражает скорость молодых Соединенных Штатов. Очевидно, что язык в некоторой степени отражает национальные черты характера.

Для наиболее часто повторяющихся ситуаций формируются образцы восприятия и поведения, которые иначе называют социальными стереотипами. Представляется, что социальные стереотипы экономят мышление за счет формализации общения. Это вызвано тем, что идентификация с уже известным образцом предполагает стандартную реакцию. Следовательно, используется уже знакомая модель ролевого поведения, и человек действует автоматически.

Поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе, соблюдении определенных норм и правил, составляют культуру поведения. При подготовке будущих специалистов немаловажное внимание должно уделяться знакомству с деловым этикетом - важнейшей стороной морали профессионального поведения делового человека

В современных условиях человек попадает в ситуации, для которых нет готовых норм поведения. Он сам должен ориентироваться в обстоятельствах, а подчас своим образом действий создавать новые культурные традиции. Это требует знания культуры.

Национальные формы нравственности усваиваются нами с рождения. Содержание морали у всех народов примерно одинаковое, поскольку она связана с гуманизацией, воз-

вышением личности, созданием идеальной перспективы развития. Выделяют три основных смысла гуманизма [3].

1. Гарантии основных прав человека как условие сохранения гуманных оснований его бытия.

2. Поддержка слабых, выходящая за рамки обычных представлений данного общества о справедливости.

3. Формирование социальных и нравственных качеств, позволяющих личности осуществить самореализацию на базе общественных ценностей.

Гуманизм, таким образом, предполагает заботу о человеке, стремление к улучшению условий жизни, развитие талантов.

Общие нормы поведения, система ценностей, общее мировоззрение составляют культуру как образ жизни. Важно отметить, что каждая культура представляет собой духовное единство и включает общие верования наряду с общим образом мысли.

Духовность определяется как «способность обнаруживать в предметах социальные качества, открывать человеку назначение вещей, устанавливать их связь с действиями людей, удовлетворяющих определенным потребностям и интересам» [4]. Человек обладает естественным стремлением к поиску религиозного основания своего социального образа жизни.

На протяжении большей части человеческой истории религия была центральной объединяющей силой в культуре. Исходя из этого, можно полагать, что социальный образ жизни основывается на религиозном образе жизни.

К.Г. Доусон в своей работе раскрывает двусторонний характер отношений между религией и культурой. Любое материальное изменение, преобразующее условия жизни, ведет к изменению культурного образа жизни и тем самым производит новое религиозное отношение. С другой стороны, любое духовное изменение, преобразующее взгляды людей на реальность, будет стремиться к изменению их образа жизни и произведет новую форму культуры [5]. Иными словами, образ жизни влияет на подход к религии, а религиозное отношение - на образ жизни.

Следовательно, не поняв религию общества, нельзя понять его внутренние формы. Вместе с тем, всякий конфликт культур понимается как конфликт различных духовных принципов, или конфликт религий.

Когда культура утрачивает свой духовный базис, она становится неустойчивой. Отсюда восстановление морального контроля и возвращение к духовному порядку становится необходимым условием выживания человека.

Определенным шагом на пути к увеличению духовности общества является распространение принципов терпимости, толерантности, культурно-религиозного релятивизма, широты познания в современном социальном пространстве. В широком смысле преподавателю важно знать духовный мир студенчества не только для правильного воспитания, но и для элементарного контакта с аудиторией. Иначе он может натолкнуться на стену непонимания или неприязни.

Основой выработки взглядов и убеждений, безусловно, являются знания. Эстетическое воспитание, как нам представляется, возможно средствами иностранного языка. Действительно, мораль есть идеальная мыслительная форма, которая объективируется в языке. Мораль можно характеризовать как определенный способ использования языка. Обыденный язык морали содержит ряд социолингвистических и психолингвистических форм. К ним относят экспрессию, гневные речи, просьбы, похвалы, ординарные суждения, пословицы, бранную речь, суждения о несуществующем, суждения о злом и отвратительном, ложные высказывания (обман), молчание [3, с. 315].

Так, ординарные нравственные суждения отличаются высокой частотностью употребления оценочно-нормативных терминов. Они формализованы и клишированы, обязательны в типичных жизненных ситуациях, являются ответом на ожидание: комплименты, приветствия, выражения сочувствия, реплики, побуждающие к продолжению разговора. И содержание, и форма этих суждений тривиальны. Они отражают нейтралитет в вопросе о ценностях, терпимость к иному мнению. Примечательно, что ординарные суждения маскируют мнение и отсутствие мнения. Поэтому ими нецелесообразно пользоваться для выражения принципиальной позиции.

Моральный язык - это не простое техническое средство, а часть самой морали, один из способов ее существования, инструмент социально-нравственного мышления и его продукт, средство воспитания сознательности. Познание морали не может быть удовлетворительным без исследований в области

лингвистики, психолингвистики и социолингвистики.

Таким образом, перспективность эстетического воспитания в техническом вузе обусловлена определенной девальвацией моральных ценностей и направлена на преодоление чрезмерного рационализма, вызванного узкой специализацией. При подготовке будущих инженеров следует формировать не только профессиональные знания и умения, но и развивать мировоззрение - разноаспектные убеждения, жизненные установки и ценности, наряду с овладением социальными

стереотипами делового этикета. Все это позволит расширить духовный мир студентов.

1. Шуртакова Т.В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства. Казань, 1987. С. 7.

2. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. М., 1985.

3. Этика: Учеб. / Под общ. ред. А.А. Гусейнова, Е.Л. Дубко. М., 1999. С. 366.

4. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.С. Духовность и рациональность. М., 1986. С. 28.

5. Доусон К.Г. Религия и культура. С.-Пб., 2000.

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

Н.Н. Иванова

Ivanova N.N. Modem approaches to studying the issue of intellectually-deficient children’s social adaptation. The article discusses different aspects of the issue of intellectually-deficient children’s social adaptation and rehabilitation.

Гуманизация народного образования в нашей стране и новые ценностные ориентации, направленные на всестороннее развитие каждого ребенка1, определяют усиливающийся интерес к исследованию проблем детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Число детей с проблемами в развитии, как во всем мире, так и в Российской Федерации, имеет тенденцию к увеличению. Так, на сегодня в России из 35,9 миллиона детей

1,6 миллиона имеют нарушения в психофизическом развитии.

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе. Особого подхода в этом плане требуют дети с ограниченными психофизическими возможностями.

Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, заключается в создании надлежащих условий и оказании

1 Здесь и далее под понятием «ребенок» имеются в виду дети и подростки до 18 лет (в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка).

помощи в их социальной адаптации и реабилитации.

Имея в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» равные со всеми другими детьми права на образование, творческое развитие, в реальной жизни они зачастую обделены этими возможностями и сегрегируют в той или иной мере. Сегодня в России господствует медицинский подход к решению проблем детей этой категории. Такая модель ослабляет социальную позицию ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снижает его социальную значимость, обосабливает от «нормального», «здорового» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус.

В «Концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья», принятой по итогам Международной научно-практической конференции, проходившей в январе 2001 года в Москве, предложено развитие идеи интеграции как одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии отечественной системы специального образования.

Но дети с интеллектуальными нарушениями - единственная категория проблемных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.