Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ И ВЕНЕСУЭЛЫ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ И ВЕНЕСУЭЛЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИТАЙ / ВЕНЕСУЭЛА / ЭНЕРГЕТИКА / НЕФТЬ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митина Н.Н., Чжоу И

Работа посвящена исследованию перспектив сотрудничества Китая и Венесуэлы в энергетической отрасли. Информационной основой послужили статистические материалы, научная литература. Поскольку Китай является крупнейшим в мире нетто-импортером сырой нефти, по запасам которой Венесуэла занимает первое место в мире [1], отношения между двумя странами в энергетике носят стратегический и взаимодополняющий характер. Взаимодействие между двумя странами представляют собой сложный характер, имеющий отличительные черты с точки зрения пространства, механизма и содержания. С 2006 по 2013 гг. Китай и Венесуэла осуществляли тесное сотрудничество в энергетической отрасли продолжительностью от 10 до 15 лет, затрагивающие финансирование, кредиты, технологии и т.д. [2, 3]. В настоящее время, когда проекты между Китаем и Венесуэлой завершены, в данной работе проанализированы возможности восстановления взаимовыгодного сотрудничества двух стран в энергетической отрасли с учетом изменившихся геополитических условий. В то же время китайская сторона предлагает Венесуэле вариант международного сотрудничества, позволяющей ей избавиться от экономического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR ENERGY COOPERATION BETWEEN CHINA AND VENEZUELA

The work is devoted to the study of the prospects of cooperation between China and Venezuela in the energy industry. Statistical materials and scientific literature served as the information basis. Since China is the world's largest net importer of crude oil, Venezuela ranks first in the world in terms of reserves [1], relations between the two countries in the energy sector are strategic and complementary. The interaction between the two countries is complex, having distinctive features in terms of space, mechanism and content. From 2006 to 2013 . China and Venezuela have carried out close cooperation in the energy sector lasting from 10 to 15 years, affecting financing, loans, technologies, etc. [2, 3]. Currently, when the projects between China and Venezuela have been completed, this paper analyzes the possibilities of restoring mutually beneficial cooperation between the two countries in the energy sector, taking into account the changed geopolitical conditions. At the same time, it also provides Venezuela with a method of international cooperation to get rid of its economic difficulties.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ И ВЕНЕСУЭЛЫ»

Перспективы энергетического сотрудничества Китая и Венесуэлы

Митина Наталья Николаевна

доктор географических наук, профессор, факультет государственного управления, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, ведущий научный сотрудник, Институт водных проблем Российской академии наук, natalia_mitina@mail.ru

Чжоу И

аспирант, факультет государственного управления, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, cawa785311089@gmail.com

Работа посвящена исследованию перспектив сотрудничества Китая и Венесуэлы в энергетической отрасли. Информационной основой послужили статистические материалы, научная литература. Поскольку Китай является крупнейшим в мире нетто-импортером сырой нефти, по запасам которой Венесуэла занимает первое место в мире [1], отношения между двумя странами в энергетике носят стратегический и взаимодополняющий характер. Взаимодействие между двумя странами представляют собой сложный характер, имеющий отличительные черты с точки зрения пространства, механизма и содержания. С 2006 по 2013 гг. Китай и Венесуэла осуществляли тесное сотрудничество в энергетической отрасли продолжительностью от 10 до 15 лет, затрагивающие финансирование, кредиты, технологии и т.д. [2, 3]. В настоящее время, когда проекты между Китаем и Венесуэлой завершены, в данной работе проанализированы возможности восстановления взаимовыгодного сотрудничества двух стран в энергетической отрасли с учетом изменившихся геополитических условий. В то же время китайская сторона предлагает Венесуэле вариант международного сотрудничества, позволяющей ей избавиться от экономического кризиса.

Ключевые слова: Китай, Венесуэла, энергетика, нефть, международное сотрудничество.

м см о см

см

О!

^

I-О ш т х

<

т о х

X

Введение

С момента установления дипломатических отношений в 1974 г. Венесуэла и Китай стабильно поддерживают дружественные двусторонние отношения. Благодаря совместным усилиям правительств и социальных структур экономическое и торговое сотрудничество между двумя странами неуклонно развивается, а контакты в области энергетики, инвестиций, науки и техники, культуры и образования постоянно увеличиваются. После того, как Венесуэла столкнулась с санкциями США, чтобы избавиться от американской экономической блокады против нее, она начала искать экономическое сотрудничество с другими странами. В то же время Китай, как крупнейший в мире нетто-импортер нефти, находится в периоде бурного экономического развития и имеет огромный спрос на нефть. Воспользовавшись этой возможностью, Китай и Венесуэла, придерживаясь принципа взаимовыгодного двустороннего сотрудничества, начали долгосрочное взаимодействие в нефтяной отрасли с точки зрения технологий, кредитов и финансирования. К концу 2016 г. Китай инвестировал в Венесуэлу более 4 млрд. долларов и предоставил кредиты на сумму более 60 млрд. долларов [4]. CNPC (Китайская национальная нефтяная корпорация) и Sinopec (Китайская нефтехимическая корпорация) осуществили ряд нефтяных проектов сотрудничества с PDVSA (Петролеос де Венесуэла).

Как важный стратегический материал, нефть имеет большое значение для развития национальной экономики Китая и в то же время оказывает значительное влияние на международные отношения. Реальность требует, чтобы Китай поставил нефтяную дипломатию во главу угла обеспечения долгосрочного развития национальной экономики, и дипломатическими усилиями улучшили топливно-энергетическую безопасности страны. Как крупный потребитель энергоресурсов, Китай должен активно участвовать в различных формах сотрудничества, инвестиций и конкуренции с расчетом на перспективу, укреплять свои позиции на переговорах по международной сырой нефти и повышать свою способность справляться с возможными нефтяными кризисами в будущем, чтобы достичь устойчивого развития национальной экономики. Венесуэла также может воспользоваться этой возможностью, чтобы начать новый раунд сотрудничества с Китаем и стать важным международным энергетическим партнером в процессе экономического развития Китая, удовлетворяя энергетические потребности своего партнера, при этом способствуя восстановлению собственной экономики.

Основная часть

Огромный спрос Китая на энергию является предпосылкой для энергетического сотрудничества между двумя странами. С тех пор, как Китай стал нетто-импортером нефти в 1993 г., с 1994 по 2021 гг. импорт сырой нефти в

страну увеличился почти в 50 раз с 12,35 до 550 млн. т [5]. Тенденция увеличения импорта сырой нефти в Китай является отражением возросшего спроса на топливно-энергетические ресурсы, необходимых для устойчивого экономического развития. Хотя в увеличении импорта сырой нефти есть колебания, они, как правило, не связаны с изменениями мировых цен на нефть: на рисунках 1 и 2 видно, что резкие изменения мировых цен на нефть и растущая кривая импорта сырой нефти в Китай совершенно не связаны между собой. Растущий спрос Китая на нефть является предпосылкой для энергетического сотрудничества между Китаем и Венесуэлой, а большие запасы нефти Венесуэлы обеспечивают возможность долгосрочного сотрудничества на длительную перспективу.

Венесуэла разработали и подписали еще несколько финансовых соглашений (таблица 1).

Рисунок 1. Тенденции изменения спотовых цен на основные международные сырые нефти с 1990 по 2020 гг., в долларах США (составлено авторами по данным [6])

Рисунок 2. Импорт сырой нефти в Китай с 1994 по 2020 гг., в 10000 т (составлено авторами по данным [7])

Китай и Венесуэла имеют прочную основу для энергетического сотрудничества. Экономическое сотрудничество между Китаем и Венесуэлой восходит к 2001 г., когда бывший президент Венесуэлы Уго Чавес посетил Китай, обе стороны достигли ряда соглашений, сформировали новые рамки взаимоотношений и заложили основу для сотрудничества в области энергетики. Наиболее важной вехой стало создание в ноябре 2007 г. Совместного Китайско-Венесуэльского фонда на общую сумму 6 млрд., из которых Китай внес 4 млрд. долларов, а Венесуэла - 2 млрд. долларов [8], что послужило прелюдией к финансированию Китайско-Венесуэльского сотрудничества в нефтяной сфере. В последующие годы (с 2007 по 2013 гг.) Китай и

Таблица 1

Краткий перечень проектов расли в Китае и Венесуэле с

финансирования нефтяной от-2007 по 2013 гг. (составлено

Название проекта Год Объем финансирования, млрд. $ Кредитор

Совместный фонд 2007 4,0 Китайский банк

Фаза А развития

Совместный фонд 2009 4,0 Китайский банк

Фаза В развития

Не определен 2009 0,5 Экспортно-импортный банк Китая

Местный фонд дол- 2010 20,3 Китайский банк

госрочного финан- развития

сирования

Совместный фонд 2011 4,0 Китайский банк

Фаза А, этап II развития

Совместное пред- 2011 1,5 Китайский банк

приятие нефтеперерабатывающий развития

завод

Закупка оборудова- 2012 0,5 Китайский банк

ния для нефтяной развития

промышленности

Совместный фонд 2012 5,0 Китайский банк

Фаза В, этап II развития

Закупка оборудова- 2012 0,5 Китайский банк

ния для нефтяной развития

промышленности

Увеличение произ- 2013 4,0 Китайский банк

водства Sinovensa развития

Совместный фонд 2013 5,0 Китайский банк

Фаза С развития

Помимо инициатив, представленных в таблице 1, Китай и Венесуэла запустили серию проектов сотрудничества «нефть в обмен на кредит». Когда в 2008 г. разразился мировой финансовый кризис, Венесуэле срочно понадобились средства для поддержания отечественной экономики, поэтому она подписала ряд кредитных соглашений с Китаем [10] (Таблица 2). С 2007 г. Венесуэла заняла у Китая нефтяные кредиты на сумму более 60 млрд. долларов [11 ], что сделало Китай крупнейшим кредитором Венесуэлы.

Таблица 2

Краткое изложение проектов «кредитов на нефть» политических банков Китая с 2009 по 2012 гг. (составлено авторами по данным [9])

Название проекта Год

Поправки к «Конвенции о межправительственном финансировании Китайско-Венесуэльского совместного фонда» и «Протоколу о межправительственном финансировании между Китаем и Венесуэлой» февраль 2009 г.

Дополнительное соглашение к четырехстороннему соглашению между Китаем и Венесуэлой от 6 ноября 2007 г. февраль 2009 г.

Дополнительное соглашение к Соглашению от ноября 2007 года между Банком экономического и социального развития Венесуэлы и Банком развития Китая февраль 2009 г.

Соглашение о долгосрочном финансовом сотрудничестве между Китаем и Венесуэлой октябрь 2010 г.

Соглашение о четырехстороннем фонде между Китаем, Венесуэлой, Банком развития Китая и PDVSA февраль 2012 г.

Соглашение о финансировании между Венесуэльским банком экономического и социального развития и Банком развития Китая февраль 2012 г.

О ГО А П.

fO CN

0

cs

СЧ

01

о

Ш

m

X

3

<

m О X X

Модель «кредиты за нефть» имеет большие преимущества и очень выгодна Венесуэле. Во-первых, потому что его процентная ставка по кредиту относительно низкая. Во-вторых, сумма этого кредита намного больше, чем сумма, предоставляемая международными финансовыми учреждениями, а процентная ставка по кредиту значительно ниже рыночной процентной ставки. В-третьих, по сравнению с западными правительствами и многосторонними учреждениями, политика банковских кредитов Китая направлена на сокращение количества условий [11].

Для Венесуэлы огромный кредит фактически стабилизировал ее внутреннюю экономическую ситуацию, а также помог восстановить и увеличить добычу нефти. Так, добыча нефти в Венесуэле неуклонно росла с 2 438 тыс. барр./сут. в 2009 г. до 2 864 тыс. барр./сут. в 2015 г. [1].

Что касается Китая, то, благодаря сделке «нефть в обмен на кредит», импорт нефти из Венесуэлы за эти годы значительно увеличился, составив около 4% от общего количества закупаемой КНР нефти, даже не смотря на то, что объем получаемой из Венесуэлы нефти намного ниже количества, согласованного в двустороннем договоре. Новый двусторонний финансовый механизм — «нефть в обмен на кредит» обеспечил безопасный и стабильный доступ Китая к зарубежным нефтяным ресурсам. В соответствии с этим механизмом китайские специалисты участвовали в разработке нефти в Венесуэле, а часть нефтяных ресурсов Венесуэлы перетекала на китайский рынок. Теоретически сделка «нефть в обмен на кредит» между Китаем и Венесуэлой является беспроигрышной. «Кредиты в обмен на нефть» является новаторской моделью нефтяной дипломатии, а также прямой движущей силой быстрого развития китайско-венесуэльского энергетического сотрудничества.

Помимо предоставления кредитов и финансирования, Китай также имеет прочную основу для сотрудничества с Венесуэлой в плане технических услуг для нефтяной отрасли и другой вспомогательной инфраструктуры для нефтяной промышленности. С 2006 по 2012 гг. Китай предоставил Венесуэле более десяти проектов технического обслуживания. Соглашение включало закупку бурового оборудования, строительство нефтяных танкеров и техническую подготовку и др. (Таблица 3).

Таблица 3

Китайско-венесуэльское сотрудничество в области технологий и услуг в нефтяной отрасли (составлено авторами по данным [9])

Описание проекта Участники Год

Меморандум о взаимопонимании по буровому оборудованию Китайская корпорация развития нефтяных технологий и PDVSA 2006

Договор купли-продажи буровой установки для нефтяных месторождений Китайская корпорация развития нефтяных технологий и PDVSA 2006

Меморандум о взаимопонимании по созданию совместного предприятия по сборке буровых платформ Китайская корпорация развития нефтяных технологий и PDVSA 2006

Меморандум о взаимопонимании по созданию совместного предприятия по транспортировке сырой нефти Китайская корпорация развития нефтяных технологий и PDVSA 2006

Меморандум о встрече по поставке машин, оборудования и инженерных проектов китайско-венесуэльским совместным предприятиям Нефтяное месторождение Шэнли Фритек Нефтяное Оборудование Ко., Лтд. и PDVSA 2006

Соглашение о создании совместного предприятия по сборке буровых платформ Китайская корпорация развития нефтяных технологий и pDvsa 2007

Меморандум о взаимопонимании по закупке танкерных судов Цзянсу Ронгшэн Тяжелая промышленность и PDV Марина 2007

Меморандум о взаимопонимании по предоставлению услуг глубоководного и сверхглубоководного морского бурения китайской стороной Китайская национальная оффшорная нефтяная корпорация и PDVSA 2009

Соглашение о строительстве танкера дедвейтом 320 000 т Китайская государственная судостроительная корпорация и CV Shipping PTE. Ltd. 2009

Соглашение о создании совместного предприятия по переработке нефти Китайская нефтехимическая корпорация и PDVSA 2012

С точки зрения поддерживающей инфраструктуры, связанной с нефтяной промышленностью, Китай и Венесуэла также имеют прочную основу для сотрудничества (Таблица 4).

Таблица 4

2008-2012 Китайско-венесуэльское сотрудничество

в сфере [9])

Проект Участники Год

Соглашение о строительстве нефтеперерабатывающего завода в провинции Гуандун Китайская национальная нефтяная корпорация и PDVSA 2008

Рамочное соглашение по проекту строительства нефтеперерабатывающего завода Китайская национальная нефтяная корпорация и PDVSA 2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соглашение о совместном строительстве нефтеперерабатывающего завода на блоке "Хунин 8" в Венесуэле Китайская нефтехимическая корпорация и PDVSA 2008

Меморандум о взаимопонимании по терминалам хранения и распределения нефти в регионе Ориноко Китайская национальная нефтяная корпорация и PDVSA 2009

Совместное развитие проекта инфраструктуры пояса тяжелой нефти Ориноко Китайская национальная нефтяная корпорация и PDVSA 2009

Соглашение о строительстве квартир для рабочих в районе Ориноко Корпорация Сино-гидро и PDVSA 2012

Финалом китайско-венесуэльского сотрудничества в топливно-энергетической отрасли стал 2015 г., когда в Венесуэле начался тяжелый экономический кризис, и добыча нефти снова резко упала. Однако приобретенный ранее богатый опыт совместного сотрудничества на взаимовыгодной основе смогут помочь Китаю и Венесуэле возродить отношения в случае преодоления современных геополитических и экономических трудностей.

Современные трудности в сотрудничестве между Китаем и Венесуэлой. Несмотря на наличие прочной основы для сотрудничества между Китаем и Венесуэлой, на новом этапе развития сотрудничество

между двумя странами также сталкивается с новыми проблемами.

Во-первых, внутренняя ситуация в Венесуэле нестабильна.

Политическая ситуация: При администрации У. Чавеса Венесуэла страна стала активно защищать национальный суверенитет и национальные интересы, проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику, неоднократно публично критиковать гегемонию США в регионе. Ухудшение отношений между США и Венесуэлой привело к санкциям США против Венесуэлы.

Экономическая ситуация: 1) С 2007 по 2013 год Венесуэла и Китай подписали несколько нефтяных кредитных соглашений на общую сумму более 50 млрд. долл, согласно которому Венесуэла будет использовать нефть на 60 миллиардов долларов, чтобы погасить кредит с процентами ,однако Венесуэла не смогла предоставить Китаю такое количество. Причина этой проблемы не в том, что правительство Венесуэлы не намерено экспортировать больше нефти в Китай, а в том, что Венесуэла не может производить больше нефти на экспорт. Санкции, падение цен на нефть в сочетании с годами бесхозяйственности нанесли такой серьезный ущерб экономике Венесуэлы, что страна не получает достаточных доходов от нефти, чтобы обслуживать свой долг [12].

Во-вторых, необоснованная национализация Венесуэлой нефтяной промышленности в 1970-х и 2000-2006 гг. Крайний ресурсный национализм в Венесуэле является самым большим препятствием для сотрудничества между Китаем и Венесуэлой. После нескольких раундов национализации нефтяной промышленности после 2000 г. правительство Венесуэлы снова стало контролировать нефтегазовые ресурсы и доходы от энергетики, ограничивая иностранные инвестиции и внося поправки в законодательство. В 2001 г. правительство Венесуэлы утвердило новый закон о нефти, в соответствии с которым роялти, выплачиваемые частными компаниями, увеличились с 1% до 33,3%. В 2005 г. Венесуэла начала трансформировать форму сотрудничества иностранных компаний в совместные предприятия. В 2006 г. правительство Венесуэлы приняло закон, повышающий ставки роялти и подоходного налога с 33% до 50% [13]. В ответ на это ряд китайских энергетических компаний был вынужден пересмотреть свои соглашения с Венесуэлой.

В-третьих, нефтяная дипломатия Китая в отношении Венесуэлы сталкивается с проблемой нехватки человеческих ресурсов. Зарубежные инвестиции китайских нефтяных компаний требуют не только технического персонала высокого уровня, но и менеджеров международной квалификации. В последние годы сотрудничества зарубежные нефтяные проекты Китая неоднократно становились убыточными, в основном из-за отставания Китая в подготовке кадров в смежных областях. Нефтяной дипломатии Китая в отношении Венесуэлы не хватает междисциплинарного персонала с выдающимися способностями к управлению нефтяной отраслью на международном уровне, знаниями языков и отличной юридической подготовкой [14].

Пути преодоления рисков

Во-первых, необходимо создать межгосударственный механизм реагирования на риски, а также межсекторальные механизмы управления рисками и реагиро-

вания на государственном уровне. Путем диалога на высоком уровне, направленного на риски, с которыми сталкиваются китайские предприятия, инвестирующие в Венесуэлу в новую эпоху, необходимо создать систему предотвращения рисков для управления и контроля за возможными неблагоприятными ситуациями, которые могут возникнуть для двух стран. Несколько реформ по национализации нефти, проведенных Венесуэлой с начала нового века, оказали большое влияние на нефтяные инвестиции Китая. В соответствии с первоначальным планом встречи Смешанного комитета старших руководителей Китая и Венесуэлы предыдущий цикл деятельности был сокращен, а тема встречи уточнена, начиная от глав государств и заканчивая встречами руководителей провинций и министров. Механизм встречи далее закреплен в правовых нормах, и любое соглашение, утвержденное в судебном порядке двух стран, будет защищено соответствующим законом. Таким образом, будет повышена прозрачность и укреплена легитимность продолжения сотрудничества между двумя странами.

Во-вторых, необходимо создать механизм негосударственного сотрудничества. Перед лицом осуществления нового витка национализации в нефтегазовой сфере Венесуэлы, которая наложила жесткие условия на деятельность иностранных компаний, китайские компании должны понимать корректировки нефтяной политики правительством Венесуэлы, выработать соответствующую политику общения с партнерами, уметь лавировать в новых политических условиях и готовиться к возможным изменениям отношения властей к партнерам по бизнесу.

В-третьих, нужно реализовать корпоративную стратегию локализации и взять на себя социальную ответственность. Предприятиям, финансируемым Китаем, необходимо реализовать стратегию локализации путем установления хороших отношений с правительством и предприятиями Венесуэлы, соблюдения местных законов и правил и разработки соответствующих бизнес-стратегий в соответствии с социальной культурой Венесуэлы. Самым большим преимуществом корпоративной стратегии локализации является то, что она может снизить порог и политические риски для повторного выхода китайских компаний на венесуэльский нефтяной рынок. Необходимо создать хороший корпоративный имидж, взять на себя определенные социальные обязательства в отношении местного населения.

В-четвертых, назрела необходимость подготовки талантов в сфере «нефтяной дипломатии». Китайские компании с правительством Венесуэлы и научно-исследовательскими структурами должны создать систему совместного изучения и внедрения в практику идей и подходов, обмена новейшими технологиями в области исследований, разработок и испытаний инновационных технологий добычи и переработки тяжелой нефти, а также развития обучения талантливой молодежи, посредством совместного обучения, обучения «на заказ» и т.д. С другой стороны, со стратегической высоты международного бизнес-планирования с точки зрения организационной структуры, структуры персонала, бизнес-процессов и управления производством предприятий, деловая деятельность предприятий, финансируемых Китаем, фактически уже направлена на интегрирование в местное общество, что является одной из внутренних программ обучения на предприятии.

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м

Сл>

fO CS

о

CS CS

о ш m

X

<

m о x

X

Заключение

Нефтяная дипломатия Китая в отношении Венесуэлы привлекает все больше внимания, что является важной частью глобальной нефтяной дипломатии. Нефтяная дипломатия Китая с Венесуэлой способствовала диверсификации китайского импорта нефти. На фоне стратегии выхода на мировой рынок китайские нефтяные компании начали ряд сотрудничества с нефтяным сектором Венесуэлы. После 2014 г. Венесуэла попала в тяжелый экономический кризис, и ее добыча нефти сильно сократилась. В таких условиях Венесуэла и Китай запускают новый раунд энергетического сотрудничества, который может не только удовлетворить потребности Китая в импорте нефти, но и помочь Венесуэле восстановить свою энергетическую промышленность и избавиться от экономических трудностей.

Литература

1. Митина Н.Н., Чжоу И. Нефтяная промышленность Венесуэлы // Инновации и инвестиции. 2022. №10. С. 6571.

2. Митина Н.Н., Чжоу И. Анализ причин энергетической «голландской болезни» на примере Венесуэлы // Инновации и инвестиции. 2022. №11. С. 65-71.

3. Цуй Шоуцзюнь, Чжан Цзыян Анализ энергетического сотрудничества между Китаем и Венесуэлой // Современные международные отношения. 2016. № 2. С. 47-53.)

4. Руководство страны (региона) по сотрудничеству с иностранными инвестициями, Венесуэла. Китайская академия международной торговли и экономического сотрудничества: Министерство торговли Китая, 2021) URL:

http://www.mofcom.gov.cn/dl/gbdqzn/upload/weineiruila.pdf . (Дата обращения 23.11.2022).

5. UN Comtrade Database (Торговая база данных Организации Объединенных Наций) URL:https://comtradeplus.un.org/TradeFlow (Дата обращения 23.11.2022).

6. BP Statistical Review of World Energy 2022 | 71st edition. URL:https://www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2022-full-report.pdf (Дата обращения 23.11.

7. Национальное бюро статистики Китая) URLhttps://data.stats.gov.cn/search.htm?s=%E7%9F%B3 %E6%B2%B9%E8%BF%9B%E5%8F%A3 (Дата обращения 23.11.2022).

8. Qiang Wang and Rongrong Li. ''Sino-Venezuelan oil-for-loan deal—the Chinese strategic gamble?". Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2016, Vol 64, p. 818. (Цян Ван, Ронгронг Ли. Китайско-венесуэльская сделка «нефть в обмен на кредит» — стратегическая авантюра Китая? // Ревю Возобновляемые и устойчивые источники энергии. 2016. Т. 64. С. 818).

9. Официальный сайт посольства Венесуэлы в Китае URL: http://china.embajada.gob.ve/ (Дата обращения 23.11.2022).

10. Сунь Хунбо. Остерегайтесь рисков сотрудничества Китая и Венесуэлы, вызванных изменениями политической ситуации в Венесуэле // Отчет об исследовании Латинской Америки. 2013. № 6. С. 2).

11. Лу Руцюань, Пэн Юнь, Ли Чжипэн Сотрудничество Китая и Венесуэлы: вызовы и размышления // Международное экономическое сотрудничество. 2018. № 3. С. 50-55).

12. Carolina Forero. Energy Nationalism in Venezuela // Berlin : TU Berlin, 2014, p 21. (Каролина Фореро. Энергетический национализм в Венесуэле // Берлин: Технический университет Берлина. 2014. С. 21).

13. Julie Jiang and Jonathan Sinton. Overseas investments by Chinese national oil companies-assessing the drivers and impact // International energy agency, 2010, № 4, p 13. (Джули Цзян, Джонатан Синтон. Зарубежные инвестиции национальных нефтяных компаний Китая - оценка движущих сил и воздействия // Международное энергетическое агентство. 2010. № 4. С. 13.)

14. Ся Ишань, Фу Цюаньчжан. Исследование международной стратегии развития энергетики Китая // Пекин: Издательство World Knowledge, 2009. С. 32).

Prospects for Energy Cooperation between China and Venezuela Mitina N.N., Zhou Yi

Lomonosov Moscow State University

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

The work is devoted to the study of the prospects of cooperation between China and Venezuela in the energy industry. Statistical materials and scientific literature served as the information basis. Since China is the world's largest net importer of crude oil, Venezuela ranks first in the world in terms of reserves [1], relations between the two countries in the energy sector are strategic and complementary. The interaction between the two countries is complex, having distinctive features in terms of space, mechanism and content. From 2006 to 2013 . China and Venezuela have carried out close cooperation in the energy sector lasting from 10 to 15 years, affecting financing, loans, technologies, etc. [2, 3]. Currently, when the projects between China and Venezuela have been completed, this paper analyzes the possibilities of restoring mutually beneficial cooperation between the two countries in the energy sector, taking into account the changed geopolitical conditions. At the same time, it also provides Venezuela with a method of international cooperation to get rid of its economic difficulties.

Keywords: China, Venezuela, energy, oil, international cooperation. References

1. Mitina N.N., Zhou I. Oil industry of Venezuela // Innovations and

investments. 2022. No. 10. pp. 65-71.

2. Mitina N.N., Zhou I. Analysis of the causes of the energy "Dutch disease"

on the example of Venezuela // Innovations and investments. 2022. No. 11. pp. 65-71.

3. Cui Shoujun, Zhang Ziyang Analysis of energy cooperation between China

and Venezuela // Modern international relations. 2016. No. 2. S. 47-53.)

4. Leadership of the country (region) on cooperation with foreign investment,

Venezuela. China Academy of International Trade and Economic Cooperation: Ministry of Commerce of China, 2021) URL: http://www.mofcom.gov.cn/dl/gbdqzn/upload/weineiruila.pdf. (Accessed 11/23/2022).

5. UN Comtrade Database (United Nations Trade Database) URL: https://comtradeplus.un.org/TradeFlow (Accessed 11/23/2022).

6. BP Statistical Review of World Energy 2022 | 71st edition. URL:

https://www.bp.com/content/dam/bp/business-

sites/en/global/corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2022-full-report. pdf (Accessed 23.11.

7. National Bureau of Statistics of China) URL: https://data.stats.gov.cn/search.htm?s=%E7%9F%B3%E6%B2%B9%E 8%BF%9B%E5%8F% A3 (Accessed 11/23/2022).

8. Qiang Wang and Rongrong Li. ''Sino-Venezuelan oil-for-loan deal—the

Chinese strategic gamble?"'. Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2016, Vol 64, p. credit" - China's strategic adventure? // Revue Renewable and Sustainable Energy Sources. 2016. V. 64. P. 818).

9. Official website of the Embassy of Venezuela in China URL: http://china.embajada.gob.ve/ (Accessed 11/23/2022).

10. Sun Hongbo. Beware of the risks of China-Venezuela cooperation caused

by changes in the political situation in Venezuela // Report on the study of Latin America. 2013. No. 6. P. 2).

11. Lu Ruquan, Peng Yun, Li Zhipeng China-Venezuela Cooperation: Challenges and Reflections // International Economic Cooperation. 2018. No. 3. S. 50-55).

12. Carolina Forero. Energy Nationalism in Venezuela // Berlin: TU Berlin, 2014, p 21. Carolina Forero. Energy nationalism in Venezuela // Berlin: Technical University of Berlin. 2014. P. 21.

13. Julie Jiang and Jonathan Sinton. Overseas investments by Chinese national oil companies-assessing the drivers and impact // International energy agency, 2010, No. 4, p 13. Agency, 2010, No. 4, p. 13.)

14. Xia Yishan, Fu Quanzhang. Study of China's International Energy Development Strategy // Beijing: World Knowledge Publishing House, 2009. P. 32).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.