ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКСПОРТА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ ИЗ РОССИИ В КИТАЙ Е.С. Мороз, магистрант
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2411-0450-2024-10-1-259-261
Аннотация. Целью научной статьи выступает анализ перспективы развития экспортной деятельности российских производителей алкогольной продукции при экспорте на рынок Китая. Делается акцент на возможностях стран по взаимодействию в данном торговом направлении. Подчеркивается необходимость сотрудничества между странами в рамках развития торговли. Результатом работы являются выводы о том, что в последние годы Китай заинтересован в поставке различной продукции из-за рубежа. Китайские потребители стали более открытыми к новым брендам, что повышает спрос, в частности на алкогольную продукцию. Такое направление расширяет возможности экспорта отечественных производителей и создает конкурентоспособный рынок в данном сегменте.
Ключевые слова: экспорт, алкогольная продукция, перспективы, рынок Китая, экспорт алкоголя, тенденции.
Современный период развития системы международных отношений характеризуется нестабильностью и турбулентностью, вызванных геополитической ситуацией, которая сопровождается изменением архитектуры монополярного мира на многополярный. В связи с этим, происходят кризисные процессы. Результатом событий 2022 г. для России является ввод масштабных в истории экономических и торговых санкций, запрещающих торговлю, финансовые расчеты, инвестиции и научно-технологическое сотрудничество многих стран Запада с российским государством.
Существует вероятность того, что негативные эффекты от санкций, принятых в 20222023 гг., начнут проявляться больше в периоде 2024 году. В то же время, многие российские компании меняют направление своей деятельности для успешного импортозамещения и продвижения своей продукции на иностранных рынках. Среди них крупнейшие производители алкогольной продукции, которые находят для себя новые рынки сбыта [1].
Актуальность исследования обусловлена невыгодностью прежних глобальных цепнй поставок алкогольной продукции при экспорте на рынки западных стран. После введения санкций в России импорт крепких напитков в первом полугодии 2022 г. сократился на 35%, сравнивая с импортом крепких напитков в первом полугодии 2021 г. Помимо сокращения импорта в 2022 г. российский рынок алко-
гольной продукции покинуло множество мировых производителей крепкого алкоголя. Но это послужило толчком к развитию внутренних производителей алкоголя, которые не только замещают ушедший импорт, но и создают перспективы развития экспорта на зарубежные рынки [2].
За последние несколько лет индустрия алкогольных напитков пережила значительный рост, набирая обороты. В связи с чем предполагается, что среднегодовой темп роста к концу 2024 года составит 3,1%. И среди стран, стимулирующих такой спрос, выделяется именно Китай, крупнейший в мире потребитель алкогольных напитков. Именно здесь иностранный алкоголь становится всё более популярным, особенно среди молодых китайцев [3]. Стратегия развития экспорта России подразумевает взаимное и выгодное сотрудничество с такой крупной страной, которая имеет низкие средние импортные пошлины и высокую лояльность потребителей к российской продукции. Кроме этого, в условиях современного развития мировой экономики, инвестиционный сегмент сотрудничества России и Китая рассматривается в научных кругах как приоритетное государственное направление обеих стран.
Рассматривая специфику потребительского интереса Китая к алкогольной продукции России, стоит сказать, что важными являются не только внутренние аспекты, такие как разме-
ры китайского рынка, новые тенденции в предпочтениях потребителей. Особое внимание уделяется стратегии обеспечения продовольственной независимости. Также важно учитывать факторы предложения из России, в том числе уникальные характеристики сельскохозяйственной продукции, ее преимущества, которые предлагают регионы, расположенные ближе всего к Китаю. Неотъемлемой частью является и развитие логистики, транс-
портной инфраструктуры, усиливающей конкурентоспособность производителей из России на китайском рынке.
Рынок Китая для экспорта алкогольной продукции российских производителей сегодня является одним из приоритетных. На диаграмме отображена статистика и графическое взаимодействие торговых операций Китая с Россией в сфере экспорта данных товаров.
Рис. Объем экспорта алкогольной продукции России в Китай, 2012-2021 гг., в тыс. долл. [4]
В результате, с 2012 по 2021 гг. экспорт алкогольной продукции в Китай увеличился с 2,4 тыс. долл. до 30,96 тыс. долл. Алкоголь составляет крайне малую долю в общем экспорте России на китайский рынок. Однако для российских производителей алкогольной продукции значение экспорта в Китай значительное.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время тенденция развития рынка отечественной алкогольной продукции усиливается, и продолжается активное внедрение новых продуктов. Так, в 2022 году появилось 77 новых брендов [5].
В рамках выявления перспектив развития экспорта между странами важно отметить то, что у китайского молодого поколения растёт популярность коктейльной культуры, что приводит к спросу на алкогольную продукцию.
Кроме вышесказанного, большое влияние оказывают экономические и политические факторы. Так, например, налаживание торговых соглашений между Россией и Китаем, снижение тарифов на импорт алкогольной продукции формируют дополнительные стимулы для увеличения объемов поставок. Стоит учитывать и культурные аспекты. С исто-
рической точки зрения сформировавшиеся культурные связи между двумя странами и растущий интерес к русской культуре в дальнейшем могут способствовать увеличению спроса на алкогольную продукцию из России. Совместные культурные мероприятия, такие как фестивали и выставки, помогут в продвижении продукции и формировании положительного имиджа [6].
В контексте активного развития и формирования цифровой инновационной политики во всем мире важно также оценивать внедрение современных технологий и методов в производство с положительной точки зрения. Российские производители алкогольной продукции должны адаптировать товар под вкусовые предпочтения потребителей из Китая, разрабатывая новые рецептуры и упаковки.
Таким образом, проведенный анализ основных тенденций и перспектив развития рынка алкогольной продукции России позволяет определить высокий потенциал экспорта алкоголя на рынок Китая. Поэтому за последнее десятилетие наблюдается значительное увеличение объема поставок алкогольной продукции китайским дистрибьюторам. В условиях международных санкций стран За-
пада - это приоритетное направление разви- номическом развитии стран. Такое сотрудни-тия алкогольной промышленности российской чество в торговой сфере обосновано сочета-экономики. Можно сказать, что дальнейшие нием растущего интереса потребителей, бла-перспективные решения в сфере экспорта ал- гоприятными экономическими условиями и когольной продукции из России в Китай счи- возможностями адаптации продуктов под тается многообещающим направлением в эко- местные предпочтения.
Библиографический список
1. Гераськина А.Р. Влияние антироссийских санкций на мировую экономику и современные международные экономические отношения // Экономические отношения. - 2023. - Т. 13. № 2. -С. 221-236.
2. Деркач А.А. Проблемы и перспективы развития рынка алкогольной продукции в Российской Федерации в современных реалиях // В сборнике: Экономика и инновации. Сборник статей участников межвузовской научно-практической конференции. - Москва, 2023. - С. 25-30.
3. Экспорт алкогольной продукции из России в Китай. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://epinduorussia.ru/produkciya-na-eksport/alkogol?ysclid=m2d81xy2r0421224827 (дата обращения 20.10.2024).
4. Статистика экспорта алкогольной продукции из РФ в Китай. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://unctadstat.unctad.org/datacentre/dataviewer/US.TradeFoodProcCat_Proc (дата обращения: 21.10.2024).
5. Муравьева Д.С. Тенденции развития рынка алкогольной продукции в России // В сборнике: Молодежная неделя науки института промышленного менеджмента, экономики и торговли. Сборник трудов всероссийской студенческой научно-учебной конференции. - Санкт-Петербург, 2023. - С. 134-136.
6. Китай и Россия: экономическое сотрудничество на новом этапе / под ред. Л.А. Королева. -М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2022.
THE PROSPECTS OF EXPORTING ALCOHOLIC BEVERAGES FROM RUSSIA TO CHINA
E.S. Moroz, Graduate Student Plekhanov Russian University of Economics (Russia, Moscow)
Abstract. The purpose of the scientific article is to analyze the prospects for the development of export activities of Russian producers of alcoholic beverages when exporting to the Chinese market. The emphasis is on the possibilities of countries to cooperate in this trade area. The need for cooperation between countries in the framework of trade development is emphasized. The result of the work is the conclusion that in recent years China has been interested in supplying various products from abroad. Chinese consumers have become more open to new brands, which increases demand, in particular for alcoholic beverages. This direction expands the export opportunities of domestic producers and creates a competitive market in this segment.
Keywords: export, alcoholic beverages, prospects, Chinese market, alcohol exports, trends.