Введение
Начиная с 50-х годов 20-ого века в Южной Кореи нарастающими темпами наблюдается американизация общества. В эпоху глобализации корейское общество становится все более подверженным влиянию США в экономической, политической и психологической сферах. Однако в последнее время в корейском обществе стремительно растет антиамериканизм. Реакция на американизацию отражает изменения в сознании корейцев относительно богатства и безопасности. В данной статье рассматриваются истоки и процессы как про-, так и антиамериканизма в Корее и прогнозируются возможные альтернативы, подходящие для укрепления безопасности и богатства Кореи в будущем.
В первой части статьи рассматривается, как происходила американизация Южной Кореи и как этот процесс ускорялся благодаря 1) количеству докторов наук в университетах и правительстве, получивших образование в США, 2) склонности к американскому образу жизни и 3) высокой доле американских фильмов и телевизионных программ на рынке. Эти три категории имеют прямое отношение к формированию корейской культуры, поскольку влияют на основные столпы ее формирования – образование, стиль жизни и сферу развлечений. Результаты исследования по этим трем категориям поразительны, поскольку Южная Корея находится под глубоким влиянием американцев. Несмотря на то, что Корея была деколонизирована от Японии в 1945 году, сейчас она кажется колонизированной США в экономической, политической и культурной сферах.
Согласно исследованиям Нгуги ва Тионго, колониализм как явление включает в себя два процесса: "недооцененность культуры народом" и "сознательное восхваление языка колонизатора". [1] В этом контексте становится очевидным, например то, что корейцы усвоили американские стандарты телесной красоты, полностью игнорируя уникальность корейского телосложения.
В противоположность этому, во второй части данной статьи исследуется происхождение антиамериканизма в Корее.
Результаты исследования
Корейский антиамериканизм состоит из двух различных элементов: антиамериканской идеологии и антиамериканских настроений. Антиамериканская идеология исходит из "теории злого империализма США", а вторая – из настороженного отношения к сверхдержавному статусу США [2] Определив происхождение антиамериканизма, становится возможным сделать вывод, что в последнее время корейцы пытаются "проводить более независимый курс во внешней политике по отношению к США" [3]. Эта попытка отражает то, как корейцы меняют свои взгляды на национальную безопасность и экономический рост. Помимо этих двух элементов, во второй части отмечается, что, несомненно, антиамериканизм использовался для намеренного избегания патриархальных и авторитарных характеристик корейцев.
Однако эти изменения сбивают корейцев с толку в создании культурных альтернатив, выходящих за рамки противоречий про- и анти- американского дискурса. Зачем корейцам альтернативы? Американизация в Южной Корее – это четкая стратегия достижения экономической и физической безопасности, в то время как антиамериканизм по природе своей не стратегия, а лишь реакция на американизацию. Стратегия американизации в Южной Корее ставится под вопрос, хотя бы потому, например, что глобализация под руководством США, основанная на неолиберализме, рушится в результате двух последних финансовых кризисов в США. Финансовые кризисы в США кажутся не связанными с американизацией в Южной Корее. Однако, если учесть, что американизация – это "процесс гомогенизации американской культуры, организованный капиталистическим потребительством" в соответствии с культурным империализмом [4], то финансовый кризис в США – это результат такой потребительской политики. Стоит отметить, что Карл Поланьи утверждает, что "рыночная экономика может существовать только в рыночном обществе", которое должно включать в себя "все элементы промышленности, включая труд, землю и капитал" [5] Таким образом, финансовый кризис в США – являлся не только финансовым, но и социальным, при этом оказывая негативное влияние на мысли корейцев об американизации.
Хотя главной темой данной статьи является анализ альтернатив американизации корейского общества, необходимо сначала изучить исторические факторы, ставшие причинами развития этого явления. Эти факторы связаны с определенными фактами мировой истории, такими как глобализация и экономический рост. Знание корейцами английского языка также является одним из ключевых факторов, позволяющих связать американизаци [6] Корейцы считают знание английского языка самым важным элементом продвижения по карьерной лестнице. Английский язык особенно важен для получения востребованной работы в корейских конгломератных компаниях, таких как Samsung, Hyundai и LG, а также высокооплачиваемой работы в транснациональных компаниях. Поэтому те, кто стремится к личному экономическому прогрессу, стремятся усвоить американские ценности, изучая английский язык, и корейские студенты в целом предпочитают образование в Соединенных Штатах. Но владение иностранным языком – это нечто большее, чем просто умение говорить и писать. Оно интернализирует культурные ценности, которые формирует язык, и в этом смысле многие корейские студенты интернализируют (перенимают) культурные ценности США.
Корейская война в середине 20-го века разрушила традиционное корейское общество. В 1960-х годах Южная Корея была одной из беднейших стран мира. Примером этого является то, что в 1965 году доход на душу населения в Южной Корее составлял 81 доллар, а 85% населения проживало в сельской местности в крайней нищете. Чтобы преодолеть этот кризис и восстановить корейское общество, Южная Корея нуждалась не только в материальной поддержке США, но и в новом “скелете” для создания общества. США же были заинтересованы в восстановлении Южной Кореи с точки зрения распространения американской теории модернизации стран третьего мира. После Второй мировой войны американские интеллектуалы разделяли убеждение, что Третий мир будет преобразован и встанет на новый и лучший исторический путь благодаря распространению теории модернизации. В связи с обеспокоенностью американцев о привлекательности коммунизма в деколонизирующемся и развивающемся мире, теоретики модернизации в США стремились противопоставить марксистско-ленинским аргументам свою собственную модель исторического развития. Поэтому правительство США настоятельно рекомендовало корейским интеллектуалам развивать теорию модернизации в Америке. Эта амбиция США и положила начало широкой американизации в Южной Корее. [7]
Теперь обратимся к настоящему – к тому, каким образом представители интеллигенции Южной Кореи продолжают попадать под влияние американизации. Согласно данным конгрессмена Сун-Юнг Чой за 2007 год, среди 12 912 корейских докторов наук, получивших докторские степени в зарубежных странах с 2002 по 2007 год, 52,8% (6 819) были из университетов США. [6] Эти данные показывают, что 58% корейских докторов наук получали образование в США. Данные указывают на то, что корейские университеты предпочитают брать на работу профессоров, получивших степень в США. Таким образом, студенты, которые хотят стать профессорами, в подавляющем большинстве случаев поступают в университеты США.
Исследователи национальных институтов не являются исключением в этой тенденции американизации. Например, по состоянию на 2007 год, среди двенадцати президентов, работавших в Корейском институте развития (KDI), одиннадцать имеют степень доктора философии из США и один - степень магистра наук из США. Из семидесяти двух докторов наук в KDI семьдесят (97%) получили свои степени в США. Важно отметить, что американская степень может рассматриваться не только как средство продвижения по службе, но и как средство подавления интелегенции, не имеющих американских степеней. Один из исследователей KDI признался журналисту, что сомневается в том, что его повысят, потому что у него нет докторской степени, полученной в США. Учитывая, что KDI является наиболее влиятельным институтом, определяющим национальную повестку дня, мы можем видеть, как компетентные интеллектуалы опираются на идеалы системы образования США. [7]
Корейская аудитория обожает произведенные в США сериалы и фильмы. Это иллюстрируется прежде всего по, во многом, успешным попыткам корейских медиакомпаний копировать, а в последствии и создавать продукт для западной аудитории. Популярность различного рода корейских дорам и кинопроизведений (в частности Паразиты и Игра в кальмара) среди широкой западной публики является тому подтверждением.
Но следует сделать попытку определить причины появления попыток обратить тенденцию американизации вспять: антиамериканизм. Это явление носит глобальный характер. В целом, противниками американизации являются представители общества, отвергающие материализм, империализм и милитаризм американского образца. По мере укрепления могущества США после распада Советского Союза в 1989 году, антиамериканизм распространился и усилился.
До 1970-х годов в Корее не наблюдалось широкого общественного движения против американизма.[8] Но в 1980 году резня, устроенная военным правительством, положила начало широкому распространению антиамериканизма. После убийства военного диктатора Пак Чжун Хи одним из его людей в 1979 году, другой генерал, Чун Ду Хван, захватил политическую власть в 1980 году и убил тысячи невинных гражданских лиц в городе Кван Чжу, южной части Кореи, по причине того, что эти граждане протестовали против режима Чуна. Различного рода студенты стали после этого контрсилой по отношению к режиму Чуна и подняли политический вопрос: почему США не остановили авторитарное правительство Кореи от убийства простых людей? Кроме того, почему США не сделали ничего, что могло бы поспособствовать образованию демократии в Корее? Через год после резни правительство Рейгана и вовсе официально пригласило президента Чуна в США и пообещало экономическую поддержку военной диктатуре Чуна. Таким образом, студенты интерпретировали действия США как непосредственную поддержку корейской военной диктатуры. Это заставило студентов наравне с религиозными группы и левой интеллигенцией принять участие в антиамериканских движениях. Антиамериканизм означал для корейских диссидентов демократию, независимость от США и избавление от оков неоколониализма.
Одним словом, антиамериканизм в Корее является символом демократии, противостоящей военной диктатуре, и способствует росту новой волны национализма в ответ на империализм США, а также поддерживает продовольственный суверенитет в борьбе с давлением США по околонасильственному открытию сельскохозяйственных рынков.
Важным фактором в борьбе с американизмом, как уже было сказано, является факт статуса США как сверхдержавы. История Кореи большей своей частью представляет историю зависимости от некой большей, чем сама страна, силы. До 19 века Корея де-факто являлась колонией Китая. С начала 20 Корея стала колонией Японии, а позже – США. Т.е. для корейцев антиамериканизм это прежде всего движение за независимую политику современной Кореи.
Поговорим, наконец, об альтернативах американизму Южной Кореи. Удается выделить четыре сценария, описывающих, как корейцам следует двигаться в будущее в контексте отношения к американизации: американская мечта, коллапс мечты, дисциплинированное общество или трансформирующееся общество.
1. Американская мечта. Подавляющая часть интеллигенции продолжат продолжать получать ученые степени в США. Более того, число корейских студентов в США может продолжать ежегодно увеличиваться. Таким образом, как нынешнее, так и будущие поколения будут продолжать мыслить, находясь под влиянием американских ценностей. Кроме того, американские фильмы и телевизионные программы будут расти в своей популярности в Корее.
2. Коллапс мечты: при условии, что неолиберализм США потерпит крах, а Уолл-стрит станет могилой американского капитализма в результате чрезмерного потребления и самоуверенности США, корейцы перестанут внимать американскому материализму и милитаризму. Некоторые, вероятно, предложат Китай в качестве альтернативы в плане торговли и безопасности, но сложно представить, что корейское общество пойдет на это. Прежде всего потому, что в историческом контексте Китай доставил корейцам слишком много неприятностей. Вполне вероятно, что корейцы будут искать нейтральное государство, например, Швейцарию, в качестве образца для подражания.
3. Дисциплинированное общество: Связи с небольшими, но сильными странами. На самом деле, в начале 20-го века корейцы были очень заинтересованы в социализме. Но, по окончанию Корейской войны, корейцы глубоко погрузились в капитализм. Прежде всего потому, что социализм казался непривлекательным с точки зрения укрепления экономической мощи, но и капитализм США может потерпеть неудачу. Поэтому корейцы могут попытаться найти третий путь, который не только укрепит экономическую мощь, но и защитит национальные территории. Ответом может стать установление хороших внешнеполитических отношений с малыми, но политически влиятельными странами, такими как Швеция, Нидерланды и Финляндия, странами, которые, хотя и являются географически небольшими, обладают продвинутым уровнем технологий. Такие страны можно рассматривать как они слишком малые, для того чтобы представлять опасность для Южной Кореи, но достаточно развиты, чтобы развивать с ними экономические связи.
4. Трансформационное общество: Новая эра универсализма. Данный теоретический ход развития событий требует приход новых политических сил в США. Сил, которые не были бы заинтересованы в распространении неолиберальных идеалов на поверхности земного шара. В таких условиях Южная Корея скорее всего медленно бы вернулась в своё “состояние покоя” – то есть традиционное общество.
Выводы
Таким образом, движения про- и антиамериканизма являются прежде всего ответом на вызовы глобализации. Как и другие народы мира, корейцы озабочены процветанием и национальной безопасностью.
Однако современные общественные дискуссии об американизации отражают непростое положение как Кореи, так и США в этом вопросе. Проамериканские представители корейского общества постоянно требуют от правительства быть ближе к США, в то время как массовые организации требуют большей от США независимости. В Корее существует дихотомия в вопросе американизации и антиамериканизма, и не наблюдается какого-либо реального обсуждения других альтернативных вариантов построения внешней и внутренней политики.
Чтобы выйти за рамки этой дихотомии, необходимо это обсуждение начать, учитывая все переменные и возможности, которые могут позволить корейскому обществу стать независимым. Будущее Кореи может вести к последующей американизации, или кк обществу нейтрального государства, такого как Швейцария. Корея может стать членом союза небольших, но сильных стран и/или обществом, экспериментирующим с миролюбивым универсализмом. Будущее изменчиво, поэтому следует внимательно следить за складывающейся ситуацией и постоянно пересматривать наше представление о будущем. Не следует ограничивать свои представления о будущем, придерживаясь одних лишь доминирующих на данный момент тенденций.
Список литературы
1. Wa Thiong'o, Ngugi. Decolonising the mind: The politics of language in African literature / London: James Currey, 1986. – 16 с.
2. Kim, Jin Wung. The characteristics of Anti-Americanism and its origin / Mikuksa yonku, 1994. – 208 с.
3. Hahm, Chaibong. The two South Koreas: A house divided. / The Washington Quarterly, 2005. – 58 с.
4. Kim, Yeong. What is not Americanizing in Seoul?: 'Re-made in Seoul' cultures./ Hankook dosi jiri haghoe ji, 2000. – 83 с.
5. Polanyi, Karl. The great transformation: Political and economic origins of ourtime /. Boston Beacon 2001. – 74 с.
6. Hagen, Koo. The changing faces of inequality in South Korea in the age of globalization. / Korean Studies, 2007. – С. 1-18.
7. Chung, Il Joon. Americanization of social science paradigm: The dissemination of modernization theory and its reception in South Korea / Mikookhak nongip, 2005. – С. 66-92.
8. Lee, Sookang. Professors at Seoul National University got Ph.Ds from the United States // Текст: электронный // Mediaohnul. – 2005. – URL: http://www.mediatoday.co.kr/news/articleView.html?idxno=33838 (дата обращения: 30.08.2022).
9. Kim, Jongmok., Son, Jemin., Chang, Kwansoon. Korean policies and intellectuals. // Текст: электронный // Kyunghang Shinmun. – 2005. – URL: http://news.khan.co.kr/kh_news/khan_art_view.html?artid=200706111802021&code=210000 (дата обращения: 30.08.2022).
10. Lee, Kang Ro. The Analysis of the Developmental Process of Anti-Americanism in South Korea]. / Kookje joengchi nonchong / 2004. – С. 239-261.
References
1. Wa Thiong'o, Ngugi. Decolonising the mind: The politics of language in African literature / London: James Currey, 1986. – 16 s.
2. Kim, Jin Wung. The characteristics of Anti-Americanism and its origin / Mikuksa yonku, 1994. – 208 s.
3. Hahm, Chaibong. The two South Koreas: A house divided. / The Washington Quarterly, 2005. – 58 s.
4. Kim, Yeong. What is not Americanizing in Seoul?: 'Re-made in Seoul' cultures./ Hankook dosi jiri haghoe ji, 2000. – 83 s.
5. Polanyi, Karl. The great transformation: Political and economic origins of ourtime /. Boston Beacon 2001. – 74 s.
6. Hagen, Koo. The changing faces of inequality in South Korea in the age of globalization. / Korean Studies, 2007. – S. 1-18.
7. Chung, Il Joon. Americanization of social science paradigm: The dissemination of modernization theory and its reception in South Korea / Mikookhak nongip, 2005. – S. 66-92.
8. Lee, Sookang. Professors at Seoul National University got Ph.Ds from the United States // Tekst: jelektronnyj // Mediaohnul. – 2005. – URL: http://www.mediatoday.co.kr/news/articleView.html?idxno=33838 (data obrashhenija: 30.08.2022).
9. Kim, Jongmok, Son, Jemin., Chang, Kwansoon. Korean policies and intellectuals. // Tekst: jelektronnyj // Kyunghang Shinmun. – 2005. – URL: http://news.khan.co.kr/kh_news/khan_art_view.html?artid=200706111802021&code=210000 (data obrashhenija: 30.08.2022).
10. Lee, Kang Ro. The Analysis of the Developmental Process of Anti-Americanism in South Korea]. / Kookje joengchi nonchong / 2004. – S. 239-261.