ИССЛЕДОВАНИЕ
Нестеренко Ю.Ю.1
1 Волгоградский государственный университет
Перспективы безопасного экономического развития региона
в аспекте импортозамещения (на примере Волгоградской области)
АННОТАЦИЯ:
В статье рассмотрены перспективы развития Волгоградской области в рамках реализации политики импортозамещения. Проведено изучение возможностей безопасного развития региональной социально-экономической системы. Проведен анализ официальных статистических показателей, характеризующих конкурентоспособность региональной экономики. Выделены наиболее перспективные, с точки зрения эффективной реализации политики импортозамещения, отрасли экономики региона. Рассмотрена структура валового регионального продукта области по проблемным в России в плане импортозамещения видам экономической деятельности. Проведен анализ основных экономических показателей по перспективным видам экономической деятельности региона. В частности, рассмотрена структура основных производственных фондов и инвестиций в основных отраслях. Выявлена потребность в дополнительных инвестициях, в том числе со стороны государства, обусловленная затруднениями эффективной реализации политики импортозамещения в настоящих условиях, с точки зрения экономической безопасности региона.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-1234027.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: импортозамещение, экономическая безопасность, региональная экономика, виды экономической деятельности, износ фондов
JEL: F52, 020, R11
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Нестеренко Ю.Ю. Перспективы безопасного экономического развития региона в аспекте импортозамещения (на примере Волгоградской области) // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2697-2708. — doi: 10.18334/rp.17.20.36667
Нестеренко Юрий Юрьевич, аспирант кафедры государственного и муниципального управления, Волгоградский государственный университет ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 14.10.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 31.10.2016
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.20.36667
(с) Нестеренко Ю.Ю. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
2698
Введение
Безопасное развитие социально-экономической системы региона очень важно для достижения стоящих перед нашей страной стратегических целей, таких как улучшение качества жизни, обеспечение стабильного развития народного хозяйства и достижение высоких темпов экономического роста. Особенно остро необходимость безопасного экономического развития стала ощущаться в современных условиях нестабильности мировой экономики и растущего, на протяжении нескольких лет, давления на Россию посредством санкций со стороны стран Запада. Усиливающийся негативный эффект от санкций резко обозначил проблему зависимости российской экономики от импорта, в связи с чем дальнейшее развитие экономики взяло курс на политику импортозамещения. В рамках данной статьи, во-первых, будут рассмотрены перспективные для российской экономики, с точки зрения реализации политики импортозамещения, виды экономической деятельности, представленные в Волгоградской области. Во-вторых, будет проведен анализ структуры основных производственных фондов и инвестиций в основных отраслях региона. Это поможет обозначить курс безопасного экономического развития области в рамках реализации политики импортозамещения.
Безопасное экономическое развитие региона в рамках реализации политики импортозамещения
Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развитие народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов [1].
Становление экономической безопасности нации в первую очередь опирается на стабильное и безопасное развитие региональных социально-экономических систем. Одним из ключевых направлений развития регионов в сложившейся ситуации является курс на политику импортозамещения, задачей которой является создание такой региональной социально-экономической системы, которая смогла бы использовать имеющиеся у нее ресурсы для создания конкурентоспособной продукции, не прибегая к помощи извне. Само собой идеала достичь в современных условиях мирового разделения
2699
труда и диверсификации производства невозможно, но стремление к нему и есть ключ к развитию импортозамещения в регионах.
Для России импортозамещение является достаточно новым явлением, связанным с рыночной экономикой. Развитие импортозамещения приводит к созданию новых рабочих мест, росту спроса на товары собственных производителей. Но это не означает прекращение поставок импорта в целом, а позволит повысить качество производимой в России продукции [3].
Десять лет назад никто не ставил задачу импортозамещения, более того, официальная позиция властей по этому вопросу была крайне противоречивой, ведь считалось, что нет смысла заниматься дорогостоящим и длительным импортозамещением, если можно купить сейчас и дешево. Но в современных условиях обозначились три весомых плюса реализации политики импортозамещения:
—нейтрализация импорта в открытую экономику России негативных факторов, которыми поражена мировая экономика. Рост мировой экономики на протяжении последних лет снижается, что привело и к снижению темпов экономического роста России. Как показывает статистика, производственные мощности используются на две трети своих возможностей, что в определенной мере вызвано недостатком кредитных ресурсов. Темпы прироста экономики страны крайне низкие и существенное сокращение импорта при проведении политики импортозамещения сможет вернуть российскому производителю национальный рынок;
— модернизация российской экономики приведет к повышению уровня экономической и национальной безопасности страны. В России наблюдается острая зависимость от импорта продукции иностранных производителей. Особенно остро эта зависимость ощущается в наукоёмких отраслях и производствах, в машинах и оборудовании, а также в ресурсах для обеспечения наукоёмких производств. Необходимость модернизации производства обусловлена технологическим отставанием национальной экономики по сравнению с развитыми странами, низкой долей инновационных производств и инновационной продукции. Модернизация экономики наряду с политикой импортозамещения и их инвестиционная поддержка является стратегией, ведущей к обеспечению экономической и национальной безопасности страны;
— нейтрализация последствий усиленного давления на страну в международном сообществе. Для борьбы с последствиями наращивания
2700
экономических санкций следует в кратчайшие сроки решать проблему технической зависимости национальной экономики. Для этого следует направить средства НИОКР и другие ресурсы на решение проблем импортозамещения в тех отраслях, в которых наблюдается критическая зависимость от иностранной продукции. Реализация данного направления политики импортозамещения поможет снизить негативный эффект от санкционного давления со стороны Запада.
Для того чтобы оценить экономический эффект от реализации политики импортозамещения, а также способность региональной экономике реализовать этот курс эффективно с точки зрения экономической безопасности, следует начать с определения категории «импортозамещение».
Современный экономический словарь даёт краткую и ёмкую характеристику импортозамещения. Это уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров (подобные товары называют импортозамещающими) [8].
Эффективная реализация импортозамещения подразумевает под собой не просто выпуск товаров аналогичных импортным, а производство такой продукции, которая качественно будет соответствовать или превосходить продукцию конкурента. Для этого необходимо изучить уровень инноваций в проблемных видах деятельности наряду с уровнем конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции. Повышая инновационный уровень продукции, мы повышаем и ее качество.
При этом нельзя забывать, что конкурентоспособным с точки зрения ценообразования, товар будет лишь в том случае, если у региона имеются в распоряжении ресурсы для его производства, так как эффективная структура экономики региона должна определяться особенностями имеющихся на данной территории ресурсов.
Для обеспечения экономической безопасности развития региональной социально-экономической системы в современных условиях необходимо делать упор на инвестиционную привлекательность региона. Эффективно разрабатывать имеющиеся ресурсы при реализации политики импортозамещения без привлечения дополнительных инвестиций невозможно. Здесь в первую очередь должно прийти на помощь государство. Изучение структуры и объемов
2701
инвестиций по видам экономической деятельности поможет при распределении государственных и региональных бюджетов.
Таким образом, анализ потенциала Волгоградской области к реализации политики импортозамещения будет состоять в изучении уровня конкурентоспособности, уровня инноваций и уровня инвестиций по видам экономической деятельности.
Оценка импортозамещающего потенциала экономики региона
Формирование грамотной политики импортозамещения требует, прежде всего, объективной оценки степени зависимости страны от импорта, выявления наиболее импортозависимых видов экономической деятельности экономики и степени готовности их к импортозамещению [2]. Проведенное национальным исследовательским Томским политехническим университетом и национальным исследовательским Томским государственным университетом научное изыскание показало серьезную зависимость российской экономики от импорта в целом. Данные показывают, что не только отрасли с высокой долей добавленной стоимости (высокотехнологичное и наукоемкое производство) являются импортозависимыми. Импорт также в большом количестве затрагивает так называемые отрасли с низкой технологической емкостью.
Для эффективной реализации региональной политики импортозамещения необходимо знать, чем область может помочь стране, какие конкретно задачи в импортозамещении сможет выполнить благодаря имеющимся на ее территории ресурсам. В приведенном выше исследовании учеными была высчитана доля импортной зависимости России по основным видам экономической деятельности. Наиболее проблемными оказались рыболовство и рыбоводство (289,90%), ряд обрабатывающих производств (от 50,03% в производстве готовых металлических изделий до 107,11% в химическом производстве), добыча металлических руд и прочих полезных ископаемых (29,35%) и сельское хозяйство и охота (20,86%) [2].
В таблице 1 приведен перечень основных видов экономической деятельности по Волгоградской области. Передовыми направлениями экономики региона являются обрабатывающие производства, сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых, что характеризует регион как перспективный для России в рамках реализации политики импортозамещения. Рыболовство и рыбоводство представлено в таблице
2702
наряду с локомотивными направлениями, так как имеет большие перспективы благодаря богатой ресурсной базе области.
Обеспечение конкурентного импортозамещения требует серьезных вложений в развитие конкурентоспособных производств, которыми являются перечисленные выше направления экономической деятельности. Для этого следует детально изучить основные производственные фонды региона.
Таблица 1
Структура валового регионального продукта Волгоградской области
по проблемным видам экономической деятельности
Вид экономической деятельности 2011 2012 2013 2014
млн руб. % млн руб. % млн руб. % млн руб. %
Валовый региональный продукт 508433,3 100 571516,1 100 607472,2 100 715050,4 100
Обрабатывающие производства 130763,6 25,7 152521,6 26,7 161758,5 26,7 218793,8 30,6
Сельское хозяйство, охота 55257,4 10,9 58485,7 10,2 62413,7 10,3 74642,0 10,4
Добыча полезных ископаемых 31311,8 6,2 33728,5 5,9 36016,7 5,9 33240,7 4,6
Рыболовство и рыбоводство 224,0 0,0 150,5 0,0 145,1 0,0 254,0 0,0
Источник: [6]
Таблица 2
Степень износа основных ( юндов Волгоградской области
Наименование 2011 2012 2013 2014
Наличие основных фондов на конец года, млн рублей 1306389 1454319 1564151 1703529
Ввод в действие новых основных фондов, млн рублей 77842 89297 91882 104899
Степень износа основных фондов на конец года, в процентах 54,5 56,6 56,5 57,3
Коэффициент обновления основных фондов, в процентах 3,9 4,0 3,8 3,9
Коэффициент выбытия основных средств, в процентах 0,5 0,7 0,6 0,6
Источник: [7]
Таблица 2 показывает стабильный рост основных фондов в абсолютном отношении, что характеризует развитие экономики региона.
2703
Тем не менее, степень износа основных фондов выглядит весьма тревожно. Более пятидесяти процентов износа, по статистическим данным, сигнализирует о чрезвычайной потребности в инвестициях. Реализуя политику импортозамещения нужно думать о конкурентоспособности, о возможности предприятий производить качественную продукцию в тех масштабах, которые смогут удовлетворить спрос на внутреннем рынке, не прибегая к импортным товарам. Данная ситуация характерна не только для Волгоградской области: степень износа основных фондов в среднем по России по разным оценкам достигает 50-60%. Несмотря на то, что коэффициент обновления основных фондов в несколько раз превышает коэффициент выбытия, он всё еще слишком мал, в особенности если говорить о реализации политики импортозамещения.
Естественно, по разным направлениям экономической деятельности показатели износа отличаются друг от друга. Так, например, из таблицы 3видно, что наибольшая степень износа основных фондов характерна для отрасли добычи полезных ископаемых - 49,7% на конец 2014-го года, со слабой, но всё же положительной динамикой. Стабильную положительную динамику и наименьший совокупный износ показывает сельское хозяйство региона - 39,6% на конец 2014-го года. В обрабатывающих производствах, а также рыболовстве и рыбоводстве картина выглядит более удручающе. На протяжении последних лет идет стабильная отрицательная динамика, процент износа основных фондов по данным направлениям с каждым годом увеличивается и составляет на конец 2014-го года 47,9% и 49,0%, соответственно.
На фоне достаточно значительных показателей общего износа основных фондов Волгоградской области особенно тревожно выглядят показатели по наиболее активной их части - машинам и оборудованию. По всем проблемным направлениям экономической деятельности наблюдается стабильное увеличение изношенности основных фондов, и по средним оценкам износ составляет от 49,5% до 69,2%. Такие высокие показатели изношенности активной части производственных фондов сигнализируют о необходимости привлечения дополнительных средств на модернизацию экономики региона.
2704
Таблица 3
Степень износа основных фондов коммерческих организаций по проблемным видам экономической деятельности
в Волгоградской области (в процентах)
Вид экономической деятельности 2011 2012 2013 2014
Обрабатывающие производства 44,2 43,5 45,9 47,9
из них:
- здания 26,6 24,6 24,5 24,8
- сооружения 41,0 38,6 42,8 45,4
- машины и оборудование 48,9 48,9 51,4 53,4
- транспортные средства 50,7 51,9 49,9 52,1
Сельское хозяйство, охота 44,1 42,3 42,2 39,6
из них:
- здания 36,0 31,4 27,5 22,7
- сооружения 42,8 29,4 35,3 35,5
- машины и оборудование 48,2 49,2 50,1 49,5
- транспортные средства 51,3 52,4 57,1 58,3
Добыча полезных ископаемых 55,6 48,4 50,9 49,7
из них:
- здания 39,4 35,6 36,0 34,6
- сооружения 51,3 47,0 44,6 45,2
- машины и оборудование 73,8 69,0 69,5 69,2
- транспортные средства 55,3 35,7 50,3 54,0
Рыболовство и рыбоводство 42,6 45,1 45,8 49,0
из них:
- здания 25,8 26,8 28,2 30,7
- сооружения 37,8 39,9 37,8 39,0
- машины и оборудование 46,1 52,1 58,8 68,1
- транспортные средства 62,4 64,2 71,1 77,2
Источник: [7]
Таблица 4
Инвестиции в основной капитал по проблемным в плане импортозамещения видам экономической деятельности
Волгоградской области
Вид экономической деятельности 2012 2013 2014 2015
млн руб. % млн руб. % млн руб. % млн руб. %
Инвестиции в основной капитал 108125,5 100,0 105450,0 100,0 142972,1 100,0 143545,0 100,0
Обрабатывающие производства 27450,9 25,4 33083,7 31,4 70314,0 49,2 67855,7 47,3
Сельское хозяйство, охота 4172,1 3,9 3568,2 3,4 3410,1 2,4 2539,5 1,8
Добыча полезных ископаемых 5811,1 5,4 4889,9 4,6 6510,4 4,6 4250,8 3,0
Источник: [6]
2705
В 2014-ом году в Волгоградской области наблюдается резкий приток инвестиций (табл. 4). Как видно из представленной выше таблицы, инвестиционный поток пришелся в основном на обрабатывающие производства региона, что лишний раз доказывает перспективность данного направления для реализации политики импортозамещения в федеральных масштабах. К сожалению, данный «инвестиционный бум» затронул лишь одно направление, в то время как по другим рассматриваемым видам экономической деятельности инвестиции с годами снижаются, и в общем объеме по сельскому хозяйству составляют лишь 1,8% на конце 2015-го года, что крайне мало, учитывая специфику экономики региона. По такому проблемному в плане импортозамещения виду деятельности, как рыболовство и рыбоводство, данные региональной статистики отсутствуют, что, скорее всего, говорит о крайне малой доле инвестиций по данному направлению.
Социально-экономическое развитие любой страны в решающей степени зависит от проводимой в ней инвестиционной политики. В современных условиях важную роль в этой области играет государство, которое не только определяет «правила игры» на инвестиционном поле, но и имеет значительные возможности по мобилизации и перераспределению на эти цели части доходов частных субъектов экономической деятельности [7].
Рассматривая инвестиции, стоит обратить внимание на их структуру по источникам финансирования. Так, в среднем по России по каждой отрасли наблюдается резкое преобладание собственных средств как основных источников финансирования (согласно статистике - свыше 50%). По некоторым направлениям, например, в металлургическом производстве, а также рыболовстве и рыбоводстве, средний по России показатель достигает 7%. Исходя из данных таблицы 5, можно отметить, что структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в Волгоградской области практически не отличается от федеральных показателей в целом.
С каждым годом в структуре инвестиций в основной капитал Волгоградской области увеличивается доля привлеченных средств. И на конец 2015-го года основные средства организаций смогли сравняться с привлеченными, в первую очередь этого удалось достигнуть за счет заемных средств других организаций, а также роста инвестиций из-за рубежа. В то же время бюджетные средства в привлеченных источниках
2706
составляют весьма незначительную долю - 11,8%, из них средства федерального бюджета составляют 8,5%, что на 1,2% меньше, чем в среднем по России за 2015-ый год (9,7%). Очевидно, что в настоящей ситуации организации не смогут справиться с задачей импортозамещения на необходимом уровне лишь с помощью собственных средств. Необходима существенная поддержка со стороны государства, направленная на усовершенствование, модернизацию и наращивание импортозамещающего производства.
Таблица 5
Структура инвестиций Волгоградской области в основной капитал по источникам финансирования (в процентах к итогу)
Структура инвестиций 2012 2013 2014 2015
Капитал - всего 100 100 100 100
Собственные средства 58,2 56,9 65,5 50,0
Привлеченные средства 39,3 43,1 34,5 50,0
в том числе:
- кредиты банков 4, 5 3, 9 8, 8 2,3
- заемные средства других организации 9,2 6,0 2,4 13,0
- инвестиции из-за рубежа д/о 0,8 4,0 3,7
- бюджетные средства 10,9 14,4 8,8 11,8
- средства внебюджетных фондов 14,7 14,8 7,4 16,4
- прочие средства организаций и населения 2,5 3,2 3,1 2,7
Источник: [6]
Заключение
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что Волгоградская область является перспективным регионом для реализации политики импортозамещения. Наиболее импортозависимые производства, доля импорта в которых на федеральном уровне достигает свыше пятидесяти процентов, являются основными и прибыльными видами экономической деятельности в рассматриваемом регионе. Конечно, существующее производство требует не только восстановления изношенных средств, но и их модернизацию и обновление. Кроме того, необходимо наращивание инновационной активности, к чему в России в целом и в Волгоградской области в частности в последние годы делаются всё более уверенные шаги. Увеличив инвестиции в рассмотренные направления региональной экономики, уже через несколько лет можно производить конкурентоспособную продукцию из имеющихся ресурсов, тем самым реализовав политику импортозамещения и потеснив импорт на российском рынке.
2707
ИСТОЧНИКИ:
1. АслановаЛ.О., Батова Б.З. Геоэкономическое положение России в мире. Проблемы и
перспективы. // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2 -С. 1-9.
2. Экономическая безопасность российской экономики в условиях реализации политики
импортозамещения / Н.В. Андреева, А.С. Громова, Н.П. Макашева [и др.] // Экономика региона. - 2015. - № 4. - С. 69-83.
3. Копеин В.В., Филимонова Е.А. Импортозамещение как новый элемент в системе
продовольственной и экономической безопасности // Российское предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - № 18. - С. 2947-2956. - doi: 10.18334/rp.16.18.1942
4. Кузнецова Т., Рудь В. Конкуренция, инновации и стратегии развития российских
предприятий. Результаты эмпирических исследований // Вопросы экономики. -2013. - № 11. - С. 86-108.
5. Сулейманов М.Д. Инвестиционная политика и ее роль в стратегии социально-
экономического развития страны // Российское предпринимательство. - 2013. - № 2. - С. 15-20.
6. Волгоградская область в цифрах. 2015: Краткий статистический сборник. - Волгоград:
Волгоградстат, 2016.
7. Официальная статистика // Территориальный орган Федеральной службы
государственной статистики по Волгоградской области.
8. Райзберг Б.А., ЛозовскийЛ.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический
словарь [Электронный ресурс]. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. -Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67315/8c1e6ab4270792c51304e a06f47dc20ce51ba57b/
2708
Yury Yu. Nesterenko, Postgraduate, Chair of Public and Municipal Administration, Volgograd State University
Prospects for the safe economic development of the region in the context of the import phase-out (as exemplified by Volgograd Region)
ABSTRACT
The article has reviewed prospects for the development of Volgograd Region within implementation of the import phase-out policy. The study of options for the safe development of the regional social and economic system has been done. Official statistic indices have been analyzed that characterize competitiveness of the regional economy. The most prospective branches of the regional economy, from the viewpoint of the effective implementation of the import phase-out policy, have been pointed out. The structure of the regional gross domestic product upon the most troubled types of the economic activity in Russia from the viewpoint of the import phase-out has been reviewed. The main economic indicators for prospective types of the regional economic activity have been analyzed. In particular, the structure of the main industrial funds and investments to main industries has been reviewed. The need in additional investments, including the ones by the state has been found that is explained by difficulties in effective implementation of the import phase-out policy under the current conditions, from the viewpoint of the regional economic safety.
KEYWORDS: import phase-out, economic safety, regional economy, types of economic activity, wear of funds