Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ АМЕРИКАНО,КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2020 Г. В США'

ПЕРСПЕКТИВЫ АМЕРИКАНО,КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2020 Г. В США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / США / администрация Байдена / президентские выборы / перспективы отношений. / China / the United States / the Biden administration / the presidential election / prospects for the relations

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Волошина Анна Валерьевна

За последнее десятилетие отношения Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики претерпели качественную трансформацию. Наблюдается беспрецедентный рост соперничества двух стран не только в областях, служивших традици онными источниками напряженности, но и в сферах, ранее стабили зировавших их взаимодействие. В свете прошедших 3 ноября 2020 г. выборов президентаСШАавтор предпринимает попытку прогнози рования дальнейшей траектории развития этих двусторонних отно шений в связи с приходом к власти новой американской админист рации. Для этого были выделены ключевые факторы, направлявшие эволюцию китайскоамериканских отношений в период с 2008 по 2020 г. Используя неореалистический подход в качестве теоретиче ской и методологической базы, автор провел анализ происходящих изменений баланса сил в международной системе (уровень систе мы), влияния на отношенияСШАи Китая экономических, техноло гических, идеологических вопросов (уровень государства) и особен ностей взглядов на развитие китайскоамериканских отношений ли деров двух государств (уровень индивида). Затем, были рассмотрены вероятные приоритеты, установив которые, новая администрация СШАбудет выстраивать свою политику в отношении КНР. Резуль таты исследования позволили прийти к выводу, что коренной пере смотр текущего курса поотношениюкКитаюирадикальное улучше ние американокитайских связей маловероятны.На развитие отно шений между Вашингтоном и Пекином в ближайшие годы будут оказывать влияние серьезные структурные силы, коренящиеся в из меняющейсямеждународной системе, особенностях экономик и по литических систем США и КНР, что задает долгосрочные конку рентные тенденции во взаимодействии двух держав

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prospects for U.S.China relations in the light of the 2020 U.S. presidential election

Over the past decade, the relations between the United States of America and the People';s Republic of China have gone through a qualitative transformation. There has been unprecedented growth of the two countries’ competition, not only in areas that have served as traditio nal sources of tension, but also in areas that used to stabilize their interac tion. In the light of the U.S. presidential elections held on November 3, 2020, the author attempts to predict the following trajectory of these bila teral relations due to the fact that the new American administration will take the office. For this purpose, the key factors that have been driving the evolution of the SinoAmerican relations in the period from 2008 up to 2020 have been identified. Adopting the neorealist approach both in terms of theoretical framework and methodology, the author analyzed the ongoing changes in the power balance of the international system (system level), the impact of economic, technological, and ideological is sues on U.S.China relations (state level), and the nuances of the two co untries’ leaders’ views on the development of SinoAmerican relations (individual level). Then, the priorities which the new U.S. administration is likely to set for formulating its policy towards the PRC have been con sidered. The research results have allowed to conclude that a fundamen tal revision of the current policy towards China and the dramatic impro vement of U.S.China ties are highly unlikely. The trajectory of relations between Washington and Beijing in the coming years will be influenced by major structural forces rooted in the changing international system and the peculiarities of the economies and political systems of the United States and China, that sets longterm competitive trends in the interacti on of the two powers.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ АМЕРИКАНО,КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2020 Г. В США»

DOI: 10.48647/IFES.2021.87.68.002

А.В. Волошина

ПЕРСПЕКТИВЫ АМЕРИКАНО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ 2020 Г. В США

Аннотация. За последнее десятилетие отношения Соединенных Штатов Америки и Китайской Народной Республики претерпели качественную трансформацию. Наблюдается беспрецедентный рост соперничества двух стран не только в областях, служивших традиционными источниками напряженности, но и в сферах, ранее стабилизировавших их взаимодействие. В свете прошедших 3 ноября 2020 г. выборов президента США автор предпринимает попытку прогнозирования дальнейшей траектории развития этих двусторонних отношений в связи с приходом к власти новой американской администрации. Для этого были выделены ключевые факторы, направлявшие эволюцию китайско-американских отношений в период с 2008 по 2020 г. Используя неореалистический подход в качестве теоретической и методологической базы, автор провел анализ происходящих изменений баланса сил в международной системе (уровень системы), влияния на отношения СШАи Китая экономических, технологических, идеологических вопросов (уровень государства) и особенностей взглядов на развитие китайско-американских отношений лидеров двух государств (уровень индивида). Затем, были рассмотрены вероятные приоритеты, установив которые, новая администрация США будет выстраивать свою политику в отношении КНР. Результаты исследования позволили прийти к выводу, что коренной пересмотр текущего курса по отношению к Китаю и радикальное улучше-

ние американо-китайских связей маловероятны. На развитие отношений между Вашингтоном и Пекином в ближайшие годы будут оказывать влияние серьезные структурные силы, коренящиеся в изменяющейся международной системе, особенностях экономики политических систем США и КНР, что задает долгосрочные конкурентные тенденции во взаимодействии двух держав.

Ключевые слова: Китай, США, администрация Байдена, президентские выборы, перспективы отношений.

Автор: Волошина Анна Валерьевна, младший научный сотрудник, Институт Дальнего Востока РАН.

E-mail: anna-voloshina1136a@yandex.ru

Voloshina A.V.

Prospects for U.S.-China relations in the light of the 2020 U.S. presidential election

Abstract. Over the past decade, the relations between the United States of America and the People's Republic of China have gone through a qualitative transformation. There has been unprecedented growth of the two countries' competition, not only in areas that have served as traditional sources of tension, but also in areas that used to stabilize their interaction. In the light of the U.S. presidential elections held on November 3, 2020, the author attempts to predict the following trajectory of these bilateral relations due to the fact that the new American administration will take the office. For this purpose, the key factors that have been driving the evolution of the Sino-American relations in the period from 2008 up to 2020 have been identified. Adopting the neorealist approach both in terms of theoretical framework and methodology, the author analyzed the ongoing changes in the power balance of the international system (system level), the impact of economic, technological, and ideological issues on U.S.-China relations (state level), and the nuances of the two countries' leaders' views on the development of Sino-American relations (individual level). Then, the priorities which the new U.S. administration is likely to set for formulating its policy towards the PRC have been considered. The research results have allowed to conclude that a fundamental revision of the current policy towards China and the dramatic improvement of U.S.-China ties are highly unlikely. The trajectory of relations between Washington and Beijing in the coming years will be influenced by major structural forces rooted in the changing international system and the peculiarities of the economies and political systems of the United

States and China, that sets long-term competitive trends in the interaction of the two powers.

Keywords: China, the United States, the Biden administration, the presidential election, prospects for the relations.

Author: Anna V. VOLOSHINA, junior researcher, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences (e-mail: anna-voloshina1136a@yandex.ru).

Конец первого и второе десятилетие нынешнего столетия ознаменовались крупными изменениями в характере американо-китайских отношений: многообещающее когда-то движение к стратегическому партнерству трансформировалось в геополитическое соперничество, исход которого определит будущее мирового порядка. Противостояние двух стран разворачивается по большинству направлений их взаимодействия, включая вопросы торговли, лидерства в технологической сфере; обострилась стратегическая конкуренция на региональном уровне, а с ней Тайваньский вопрос и проблема Южно-Китайского моря; сворачиваются или приостанавливаются двусторонние военные, научные, молодежные обмены. Ведущие американские и китайские специалисты единодушны в признании того, что текущее ухудшение двусторонних отношений носит беспрецедентный для всей их сорокалетней истории характер [Schell, Shirk, p. 10], и отмечают высокую вероятность того, что соперничество США и КНР будет интенсивным, долгосрочным и охватывающим все сферы [Zhao, p. 387], что может знаменовать вступление двух стран в «новую эру всеобъемлющего стратегического соперничества» [Ни, с. 22].

В этой связи особый интерес представляют прошедшие 3 ноября 2020 г. президентские выборы в США. В рамках данного исследования была предпринята попытка прогнозирования дальнейшей траектории развития этих двусторонних отношений и подвижек, которые могут в них произойти благодаря прошедшим выборам.

Для достижения этой цели, во-первых, выделим основные движущие силы, направлявшие эволюцию отношений США и КНР в последние годы, с помощью неореалистического подхода, так как проведение трёхуровневого анализа (система, государство и личность) позволит составить комплексную картину исследуемого явления.

Первый уровень анализа:

изменение баланса сил в международной системе

В течение нескольких десятилетий после исторического визита Никсона в Пекин в 1972 г. стабильность отношений США и КНР поддерживалась негласным «стратегическим компромиссом» [Вэй, с. 44] или «общим пониманием (modus vivendi) условий этих отношений» [Steinberg, p. 131]: Китай не пытался бросить вызов подкрепленной системой американских союзов и партнерств гегемонии Соединенных Штатов в Азиатско-Тихоокеанском регионе и более широкому международному экономическому и политическому порядку, который способствовал экономическому развитию самой Поднебесной. Соединенные Штаты, в свою очередь, приветствовали подъем Китая и не стремились свергнуть контроль коммунистической партии в стране [Steinberg, p. 131]. До тех пор, пока между двумя странами существовало большое военное и экономическое неравенство, этот компромисс работал и отношения оставались достаточно стабильными. Ситуация стала меняться по мере очевидного роста мощи Китая. Появление государства-претендента на региональное лидерство, не включенного в систему союзов и партнерств США, привело к тому, что страны оказались в ловушке «дилеммы безопасности». Растущие возможности КНР по отстаиванию своих коренных интересов и изменению окружающего стратегического ландшафта усилили беспокойство США по поводу долгосрочных намерений Пекина как на региональном, так и на мировом уровне, а ответные попытки Вашингтона укрепить свою систему альянсов и партнерств в последнее десятилетие, включая реализацию «поворота» к Азии и запуск Индо-Тихоокеанской стратегии, подтвердили опасения Китая, что Америка нацелена на его стратегическое сдерживание.

За прошедшие годы стороны предприняли несколько попыток сформулировать новый негласный стратегический компромисс, позволивший бы стабилизировать отношения. В первый год нахождения у власти администрация президента США Б. Обамы выдвигались идеи от «стратегического успокоения» в американо-китайских отношениях до создания американо-китайской «большой двойки».

В 2013 г. стороны пытались реализовать достигнутую договоренность о строительстве «отношений нового типа». И еще одна попытка «перезагрузки» отношений была предпринята в 2017 г. Д. Трампом и Си Цзиньпином на встрече во Флориде. Однако все эти попытки окончились неудачей и отношения продолжили свой путь по нисходящей.

В условиях, когда обе стороны рассматривают действия друг друга как изначально несущие угрозу и дестабилизирующие международную систему, возникшее в результате соперничество за контуры мирового порядка вряд ли исчезнет в какое бы то ни было ближайшее время.

Второй уровень анализа: усиление соперничества в сферах экономики, технологий, идеологии

Одной из самых значимых тенденций развития американо-китайских отношений последнего десятилетия стало превращение экономики из сферы, служившей буфером для смягчения противоречий между США и КНР, в сферу, усиливающую конкурентную динамику между ними.

С одной стороны, поступательное развитие китайской экономики закономерно привело к наблюдаемому в последние годы снижению степени комплементарности китайского и американского экспорта. Это касается достаточно крупных сегментов экономики, которые производят товары и услуги с более высокой добавленной стоимостью: потребительская и промышленная электроника, автомобили (особенно электромобили), а также такие сферы, как электронная коммерция и электронные платежи. Снижение взаимодополняемости двух экономик неизбежно ведет к росту конкурентных настроений.

С другой стороны, у проблем США и Китая в экономической сфере появилось политическое измерение — возник феномен «секь-юритизации» их экономических отношений. Курс КНР на превращение инноваций в главный двигатель роста экономики (например, запуск в 2015 г. программы «Сделано в Китае 2025»), создал угрозу потери Америкой своего мирового технологического лидерства. Ва-

шингтон рассматривает усилия Китая по приобретению превосходства в ряде высокотехнологичных секторов как вызов для своей национальной безопасности, который может подорвать его военное превосходство. Глубокая интеграция американских и китайских технологических производственных цепочек поставок делает уязвимой американскую оборонно-промышленную базу, которая опирается на некоторые из этих цепочек, и обуславливает курс на «decoupling» — разъединение двух экономик, предпринятый администрацией Д. Трампа.

Также меняется роль бизнес-сообщества в формулировании американо-китайской повестки. В настоящее время многие американские фирмы выступают за усиление инвестиционного и экспортного контроля в отношении КНР, что связывается со снижением прибыльности части компаний и разочарованием в ведении бизнеса в Китае из-за снижения доступа на рынки, постоянной потери интеллектуальной собственности и активной индустриальной политики КНР [Medeiros, p. 109].

Растущее число ученых также видят в отношениях двух стран признаки зарождающейся глобальной конкуренции политических идей, если не идеологии. Обращает на себя внимание активное противопоставление американских и китайских идей о государственном управлении и принятие на вооружение риторики «времен холодной войны» высшими должностными лицами США.

Третий уровень анализа:

нюансы политической философии лидеров

В последнее десятилетие также изменилась оценка американскими и китайскими лидерами соотношения тех выгод, которые дает двустороннее сотрудничество, и возможных угроз, которые, как это представляется двум странам, исходят друг от друга. Д. Эдель-штейн утверждает, что от результата этой оценки зависит уровень соперничества или сотрудничества в отношениях восходящей державы и угасающего гегемона. В последнее десятилетие временные горизонты как американских, так и китайских политиков изменились: ни Вашингтон, ни Пекин сейчас не верят, что время на их сто-

роне, чтобы приспособиться к угрозам, исходящим друг от друга. Это взаимное восприятие заставило руководство обоих стран перейти от хеджирования к более явным конкурентным стратегиям [Medeiros, p. 105]

Так, от курса в отношении КНР времен «поворота» Обамы (совмещение «вовлечения» Китая и развитие с ним сотрудничества как по региональным, так и по глобальным вопросам с «формированием окружающей среды» для него, а именно укреплением альянсов и партнерств США и усилением военного присутствия в Азии) был сделан переход к парадигме «стратегического соперничества» Д. Трампа. Последний задействовал различные рычаги давления на Пекин, начиная от нападок на его «нечестную торговую и технологическую политику» и заканчивая укреплением взаимодействия с Тайванем.

В свою очередь, за прошедшие десять-пятнадцать лет наблюдался отход от «эпохи Дэн Сяопина во внешней политике страны» к активному, инициативному и готовому жестко отстаивать коренные интересы страны внешнеполитическому курсу пятого поколения лидеров КНР.

Президентские выборы в США 2020 г.: перспективный курс администрации Джо Байдена в отношении Китая

3 ноября 2020 г. в США прошли очередные президентские выборы и 14 декабря коллегия выборщиков подтвердила победу кандидата от Демократической партии Джозефа Байдена. Заявления Байде-на и публикации его советников по внешней политике, сделанных до и в ходе его предвыборной кампании позволяют предположить, что линия на отказ от «вовлечения» в пользу более конфронтацион-ного подхода к КНР будет продолжена. Так, глава команды советников Байдена по Китаю Эли Ратнер в своих статьях называет Китай «самым энергичным и грозным конкурентом [США] в современной истории» и положительно оценивает курс на соперничество, заложенный администрацией Д. Трампа в «Стратегии национальной безопасности» 2017 г. [Campbell, Ratner, p. 70] Вместе с анализом бэкграунда номинантов на ключевые внешнеполитические посты

уже сейчас можно определить вероятные приоритеты будущего курса Байдена в отношении Китая.

Во-первых, противовес КНР будет обеспечиваться за счет тесного взаимодействия с союзниками и партнерами США, что неоднократно подчеркивали кандидат на пост госсекретаря Энтони Блин-кен и кандидат на пост советника по национальной безопасности Джейк Салливан. Ожидается работа Америки на европейском, японском и южнокорейском направлениях с тем, чтобы подключить союзников к своей азиатской стратегии и выступить единым фронтом в отношении КНР, в том числе по вопросам технологий и информационной безопасности. Во-вторых, выбор Джанет Йеллен в качестве кандидатуры на пост министра финансов предполагает некоторый отход от жесткого прямого давления на Китай в экономической сфере, подобного торговым войнам администрации Трампа. Ожидается возврат к более сложным и долгосрочным стратегическим программам для успешной конкуренции с Китаем, проводившимся при Б. Обаме. Речь идет о фокусе на собственной стратегии опережающего научно- и военно-технического развития, которая позволит Америке оставить Китай «за бортом». Байден настаивает на том, что Соединенные Штаты могут превзойти Китай, если будут делать стратегические инвестиции в инфраструктуру, исследования и разработки, здравоохранение, образование и подготовку кадров. В-третьих, ожидается, что новая администрация усилит давление на Пекин по вопросам защиты прав человека и продвижения демократии, сместив при этом акцент с темы «идеологического противостояния». И, наконец, команда Байдена заявляет о готовности взаимодействовать с Китаем в деле решения транснациональных проблем, таких как пандемии и изменение климата. Очевидно, что новая администрация не заинтересована в развязывании полноценной холодной войны с Пекином, и запуск диалога между сторонами и создание сфер общего взаимодействия призван стабилизировать эти двусторонние отношения.

Вышесказанное вкупе с факторами, которые были выделены как направлявшие эволюцию отношений США и КНР в последние годы, на мой взгляд, делает невозможным серьезное отступление от курса на соперничество в отношении Китая. Однако предстоит увидеть, насколько эффективно удастся новой администрации реализо-

вывать свои инициативы, учитывая крайне вероятную ситуацию разделенного конгресса, если сенат останется под контролем республиканской партии1 (хотя в пользу Байдена будет играть то, что «китайский вопрос» — одна из тех редких тем, по которым сложился мощный двухпартийный консенсус в конгрессе США) и необходимость решения комплекса как внутренних проблем (задачи борьбы с пандемией коронавируса, восстановления экономики, решения социальных разногласий), так и внешнеполитических (удастся ли Америке восстановить доверие своих союзников и партнеров и вновь предстать в роли мирового лидера).

Таким образом, можно сделать вывод, что общая направленность курса на «соперничество» с Китаем будет сохраняться при новой администрации, однако, будет несколько изменена форма его реализации и предпринята попытка оформить его в виде системной и долгосрочной стратегии. Данные проведенного трехуровневого анализа подтверждают это заключение. Коренной пересмотр текущего курса по отношению к Пекину и радикальное улучшение американо-китайских связей маловероятны — на развитие отношений между Вашингтоном и Пекином в ближайшие годы будут оказывать влияние серьезные структурные силы, коренящихся в изменяющейся международной системе, особенностях развития экономических и политических систем США и КНР, которые задают долгосрочные конкурентные тенденции во взаимодействии двух держав.

Библиографический список

Вэй Цзунъю. Чжун-мэй чжаньлюэ тосе ю дун я аньцюань чжисюй гоуцзянь: [Китайско-американский стратегический компромисс с целью построения системы безопасности в Восточной Азии] // Гоцзи Гуаньча. 2014. № 4. С. 43—56. (На кит.)

Ни Фэн. Чангуй иньсу юй фэйчангуй иньсу хуэйхэ — Мэйго дуй Хуа чжэнцэ дэ чжибянь : [Конвергенция традиционных факторов и нетрадиционных факторов — качественное изменение политики США в отношении Китая] // Сяньдай Гоцзи Гуаньси. 2018. № 7. С. 15—23. (На кит.)

1 Судьба двух ключевых мест решится на выборах в Джорджии в январе 2021 г.

Campbell, Kurt; Ratner, Ely. The China Reckoning: How Beijing Defied American Expectations // Foreign Affairs. 2018. № 2. P. 60—70.

Edelstein, David. Over the Horizon: Time, Uncertainty, and the Rise of Great Powers. NY: Cornell University Press, 2017. 220 p.

Medeiros, Evan. The Changing Fundamentals of US-China Relations // The Washington Quarterly. 2019. № 3. P. 93—119. DOI: 10.1080/0163660X.2019.1666355

Schell, Orville; Shirk, Susan. Course Correction: Toward an Effective and Sustainable China Policy. NY: Asia Society. 2019. 51 p.

Steinberg, James. What Went Wrong? U.S.-China Relations from Tiananmen to Trump // Texas National Security Review. 2019/2020. № 1. P. 119—133.

Zhao Minghao. Is a New Cold War Inevitable? Chinese Perspectives on US-China Strategic Competition // The Chinese Journal of International Politics. 2019. № 3. P. 371—394. DOI: 10.1093/CJIP/POZ010.

References

Campbell, Kurt; Ratner, Ely (2018). The China Reckoning: How Beijing Defied American Expectations, Foreign Affairs, 2018, № 2: 60—70.

Edelstein, David (2017). Over the Horizon: Time, Uncertainty, and the Rise of Great Powers. NY: Cornell University Press. 220 p.

Medeiros, Evan (2019). The Changing Fundamentals of US-China Relations, The Washington Quarterly, № 3: 93—119. DOI: 10.1080/0163660X.2019.1666355 .

Ni Feng (2018). Changgui yinsu yu feichanggui yinsu huihe: Meiguo dui Hua zhengce de zhibian [Convergence of conventional and unconventional factors — qualitative changes in U.S. policy towards China], Xiandai Guoji Guanxi [Contemporary International Relations], № 7: 15—23. (In Chinese).

Schell, Orville; Shirk, Susan (2019). Course Correction: Toward an Effective and Sustainable China Policy. NY: Asia Society. 51 p.

Steinberg, James (2019/2020). What Went Wrong? U.S.-China Relations from Tiananmen to Trump, Texas National Security Review, № 1: 119—133.

Wei Zongyou (2014) Zhong Mei zhanlue tuoxie you dong ya anquan zhixu goujian [Sino-US Strategic Compromise and the Formation of East Asia Security Order], Guoji Guancha [International observation], 2014, № 4: 43—56. (In Chinese).

Zhao Minghao (2019). Is a New Cold War Inevitable? Chinese Perspectives on US-China Strategic Competition, The Chinese Journal of International Politics, № 3: 371—394. DOI: 10.1093/CJIP/POZ010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.