УДК: 336.027
Симаева Н. П.
К.э.н., доцент
кафедра «Корпоративные финансы и банковская деятельность» Институт мировой экономики и финансов, Волгоградский государственный университет
Китанова А. И.
Магистрант
Института мировой экономики и финансов Волгоградский государственный университет
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РИСКАМИ
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ
ОБЛАСТИ)
В статье выделены типичные бюджетные риски субъекта РФ, усиливающие свое влияние под воздействием различных экономических факторов, построена карта бюджетных рисков, затронуты вопросы и особенности межбюджетных отношений и объективных рисков, связанных с ними. В работе авторами определено текущее положение бюджетного риск-менеджмента в бюджетном процессе Волгоградской области, а также указаны основные направления развития бюджетного риск-менеджмента в современных условиях.
Ключевые слова: бюджет, бюджетные риски, бюджетный риск-менеджмент, карта рисков, методы и принципы управления бюджетными рисками.
Бюджетный риск-менеджмент в современной российской экономике все больше привлекает к себе внимание. Сегодня большое внимание уделяется развитию региональной политики в части сбалансированности региональных бюджетов РФ. Совершенствуются межбюджетные отношения, создаются условия для сокращения долговой нагрузки региональных и местных бюджетов и для опережающего роста собственных доходных источников.
В качестве основных бюджетных рисков можно рассматривать недофинансирование территорий вследствие возникновения дефицита бюджета и неисполнения его в полном объеме, а также нецелевое расходование средств, что, в конечном итоге, влечет за собой снижение уровня и качества жизни населения.
Управление бюджетными рисками на региональном уровне означает разработку сценарного развития формирования доходов и расходов бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с возникающими возможностями и угрозами. Важно подчеркнуть, что это перспективная разработка не только трехлетнего плана, но и вариантов его реализации, как основы своевременного изменения соотношения доходной и расходной частей бюджета, а также принятия мер по обеспечению их сбалансированности при наименьшей стоимости бюджетных ресурсов.
Комплекс межбюджетных отношений также подвержен множеству рисков, снизить которые может комплекс мер бюджетного риск-менеджмента.
Под бюджетным риск-менеджментом понимается управление рисками при поступлении средств и исполнении бюджета.
В числе основных бюджетных рисков региона следует назвать:
- инвестиционные риски при осуществлении бюджетных инвестиций;
- риски низкой заинтересованности частных инвесторов в софинансировании
бюджетных расходов;
- риски несвоевременного поступления налоговых и неналоговых доходов;
- риски неэффективности бюджетных расходов;
- риск несбалансированности бюджетов;
- риск искажения учетных данных, в том числе риск недостоверности и риск несвоевременного составления отчетности;
- риски неэффективного планирования деятельности региональных органов исполнительной власти;
- риски необоснованного использования бюджетных средств. Систематизация бюджетных рисков позволит проследить причины их возникновения
и найти пути их минимизации. Бюджетный риск-менеджмент дает предпосылки формированию обоснованному риск-ориентированному планированию контрольной деятельности органов финансового контроля. Чтобы противодействовать бюджетным рискам, необходимо ограничить рост расходов бюджета, не обеспеченных надежными источниками доходов в долгосрочном периоде [6].
Органы государственной власти субъектов РФ должны обеспечить направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита, а не на увеличение расходных обязательств.
В настоящее время происходит ежегодная текущая корректировка доходов и расходов бюджета, при этом не всегда проводится предварительная подготовка для проведения вновь вносимых мероприятий, что негативно сказывается на его исполнении. Необходимо пересмотреть сложившийся подход к оптимизации бюджетных расходов, основанный на выделении «защищенных» статей расходов бюджета и корректировке расходных обязательств от уровня текущих значений, что приводит к ухудшению структуры бюджета вследствие урезания расходов, направленных на развитие. Соотношение приоритетов социально-экономического развития и бюджетной политики должно опираться на институт государственных программ Российской Федерации, то есть программная часть проекта бюджета будет формироваться на основе проектов государственных программ Российской Федерации.
При этом бюджетные решения о постатейном распределении средств следует обосновывать результатами сравнительного анализа конечных общественно значимых показателей и показателей использования ресурсов. Полный переход на программно-целевой принцип формирования бюджета исключит возможность проведения секвестра по формальному признаку. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ Российской Федерации будет осуществляться с учетом результатов их реализации за предыдущий год, а также в тесной увязке с целевыми индикаторами и показателями, характеризующими достижение поставленных целей указанных государственных программ.
Представляется важным осуществление бюджетного маневра в пользу приоритетных направлений производительных расходов для перераспределения финансовых ресурсов на развитие человеческого капитала, инноваций, повышение качества инвестиционного климата в стране, стимулирующих рост частных инвестиций и способствующих формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры. Использование непрозрачных инструментов доведения бюджетных ресурсов до юридических лиц, таких как субсидии, вложения в уставный капитал и другие, предполагается ограничить [8].
Внедрение риск-менеджмента бюджетных рисков в регионе обеспечит проведение мониторинга бюджетных поступлений, в том числе на основе создания разветвленной системы мониторинга как за хозяйствующими субъектами, так и бюджетополучателями для проведения предварительной оценки последующих возможных изменений бюджета и их своевременной корректировки.
Для систематизации бюджетных рисков с целью оценки их уровня можно составить матрицу бюджетных рисков региона. В таблице 1 приведена примерная карта бюджетных рисков.
_Таблица 1 - Карта бюджетных рисков субъекта РФ_
ВЕРОЯТНОСТЬ УРОВЕНЬ УЩЕРБА
Несущественный Низкий Средний Существенный Катастрофический
5 Весьма вероятно Риск недостаточн ой экономии бюджетных средств Риск снижения устойчивости местных бюджетов к колебаниям доходов Риск неэффективн ого использован ия бюджетных средств Риск несвоевременн ого поступления доходов Риск неэффективно го планирования деятельности региональных органов исполнительн ой власти
4 Вероятно Риск несвоевреме нного финансиров ания расходов Риск неосуществлен ия запланированн ых расходов бюджета Риск несвоевреме нного составления отчетности Риск необоснованно го использования бюджетных средств Риск несбалансиро ванности бюджета
3 Возможно Риск возникновен ия непредвиден ных расходов Риск политической нестабильности региона Риск неоказания методическо й помощи по различным вопросам бюджетирова ния Риск снижения качества инвестиционн ого климата региона Риск искажения учетных данных
2 Маловероятн о Риск несоблюден ия участникам и регламента бюджетного процесса Риск увеличения уровня теневой экономики Риск изменения законодатель ства региона Риск некачественно го проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита Риск роста долговой нагрузки на региональный бюджет
1 Крайне маловероятно Риск снижения уровня доходов населения Риск неэффективног о распоряжения имуществом, находящимся в государственно й собственности региона Риск нехватки квалифициро ванного персонала Риск ошибочного выбора приоритетных направлений развития региона Риск неверной оценки экономическо го потенциала региона
Также необходимо определить органы управления бюджетными рисками и их полномочия и действия при различном уровне риска (таблица 2).
Таблица 2. - Органы управления бюджетными рисками и их полномочия
Уровень риска Полномочия по утверждению риска Необходимые действия
Критический Областная дума, Губернатор, Органы исполнительной власти региона Незамедлительные действия, необходимые для снижения риска целевого уровня путем разработки мероприятий по минимизации рисков.
Высокий Председатель Комитета финансов
Средний Заместитель председателя Комитета финансов В случае экономической целесообразности следует принять решение о разработке мероприятий по минимизации рисков. Периодический мониторинг уровня риска.
Низкий Утверждение риска не обязательно, однако необходимо зафиксировать риск в реестре Периодический мониторинг уровня риска.
В сложившихся условиях экономического развития особое внимание в регионе должно уделяться мобилизации всех доходных источников как областного, так и местных бюджетов муниципальных образований региона, в том числе Волгоградской области, для обеспечения сбалансированности бюджетной системы региона и недопущения роста долговой нагрузки.
В Волгоградской области в целях увеличения доходной части областного бюджета, а также развития доходного потенциала муниципальных образований Администрацией Волгоградской области реализуются и координируются мероприятия, проводимые в рамках Программы взаимодействия органов исполнительной власти Волгоградской области, федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области по пополнению доходной части бюджетов, внебюджетных фондов и экономии бюджетных средств [7].
Для управления бюджетными рисками за органами исполнительной власти Волгоградской области закреплена ответственность за поступление налоговых доходов по видам экономической деятельности, проводится адресная работа с организациями и индивидуальными предпринимателями, направленная на увеличение поступлений налоговых доходов в бюджет Волгоградской области.
Неравномерное распределение налоговой и неналоговой базы муниципалитетов, существующие различия в стоимости бюджетных услуг ставит муниципальные образования в неравные условия решения вопросов местного значения. В таких условиях повышается риск снижения устойчивости местных бюджетов к колебаниям доходов и изменения затрат на исполнение расходных обязательств.
В 2015 году местным бюджетам предоставлялась дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности с целью снижения бюджетных рисков исполнения местных бюджетов. Планируется выполнить расчеты стоимости исполнения вопросов местного значения, перераспределяемых между сельскими поселениями и муниципальными районами. Данные расчеты позволят органам местного самоуправления сформировать единую точку зрения по выбору перечня вопросов, сохраняемых за сельскими поселениями, и вопросов, передаваемых муниципальным районам.
В настоящее время особую актуальность приобретает развитие системы внутреннего
финансового контроля и внутреннего финансового аудита, осуществляемого главными распорядителями (главными администраторами) бюджетных средств. Основными преимуществами внутреннего финансового контроля являются невысокие затраты на его проведение и своевременное выявление возможных бюджетных рисков и их предупреждение.
Руководящая и методологическая роль по внедрению системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита возложены на Комитет финансов Волгоградской области, который, в соответствии с бюджетным законодательством, проводит анализ осуществления главными распорядителями (главными администраторами) бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. С целью создания в Волгоградской области работоспособной системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, Комитетом финансов Волгоградской области реализуются аналитическая и контрольная функции, оказывается методическая помощь. Контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.
Динамика основных показателей бюджета Волгоградской области представлена в таблице 3.
Таблица 3. - Динамика доходов и расходов бюджета Волгоградской области за период 2012-2015 гг., млн. рублей___
Год Доходы Расходы Дефицит
план факт исполнение, % план факт исполнение, % план факт
2012 70088,8 65055,7 92,8 78232,6 72996 93,3 8143,8 7940,3
2013 70824,5 60857,2 85,9 80075,2 70541,4 88,1 9250,8 9684,3
2014 83305,9 75632,5 90,8 91758,4 83641 91,2 8452,5 8008,5
2015 82367 80174,5 97,3 90467,9 86912,9 96,1 8100,9 6738,4
Источник: составлено по данным Законов Волгоградской области об исполнении бюджета на 2012-2015 года [2, 3, 4, 5].
Основными бюджетными рисками на уровне региона, на наш взгляд, являются риски снижения доходной части бюджета, риски превышение расходов над доходами (дефицит) выше нормативного значения и риски низкого фактического исполнения бюджета в полном объеме. Как показывают данные таблицы 3, эффективность исполнения расходной части бюджета Волгоградской области выше, чем доходной. Только в 2015 году исполнение доходной части было чуть выше расходной.
Выполнение возложенных на региональную администрацию функций, а также эффективность использования имеющихся ресурсов во многом зависят от положения дел в экономике, поскольку именно здесь, в основном, образуется налогооблагаемая база для формирования бюджета субъектов, а значит, создаются условия для дальнейшего развития. С помощью использования бюджетных правил через государственные программы закладываются долгосрочные ориентиры, формируется система показателей, по которым можно оценить эффективность затрат. Государственные программы должны стать главным механизмом достижения поставленных целей в сфере социально-экономического развития. Бюджетные правила позволят застраховать выполнение социальных обязательств от конъюнктурных колебаний цены на нефть. Подобные меры бюджетного риск-менеджмента эффективны в сжатых временных рамках реализации.
В настоящее время и в долгосрочной перспективе основная ответственность за
эффективность формирования и использования системы прогнозирования и противодействия бюджетным рискам сохраняется за федеральными органами власти. Именно они обладают основными полномочиями в сфере налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики в условиях высокой зависимости уровня сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации от межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.
Таким образом, анализ существующих бюджетных рисков, оценка их уровня, определение оптимального уровня и меры по их минимизации, например, страхование, необходимо проводить на всех уровнях бюджетного процесса РФ - от федерального до местного.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.08.2016).
2. Закон Волгоградской области №83-ОД от 09.07.2013г. «Об исполнении областного бюджета за 2012год» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.08.2016).
3. Закон Волгоградской области №103-0Д от 23.06.2014г. «Об исполнении областного бюджета за 2013год» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.08.2016).
4. Закон Волгоградской области №134-ОД от 14.07.2015г. «Об исполнении областного бюджета за 2014год» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.09.2016).
5. Проект Закона Волгоградской области от 04.05.2016г. «Об исполнении областного бюджета за 2015год» [Электронный ресурс]. - URL:http://volgafin.volganet.ru/(дата обращения: 10.08.2016).
6. Проект Основных направлений бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс]. - URL: http://minfin.ru/(дата обращения: 10.08.2016).
7. Публичная декларация целей и задач комитета финансов волгоградской области на 2015 год [Электронный ресурс]. URL: http://volgafin.volganet.ru/ (дата обращения: 10.09.2016).
8. Основные направления деятельности Правительства Рроссийской Федерации на период до 2018 года (новая редакция) от 14.05.2015г. [Электронный ресурс]. -URL:http://govemment.ru/(дата обращения: 15.09.2016).