УДК 008.001
Сергей Борисович Синецкий
доктор культурологии, профессор, ректор
Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия
E-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ВЕКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ КУЛЬТУРЫ МЕГАПОЛИСОВ: АКТУАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ДЛЯ КРУПНЫХ ГОРОДОВ
Зафиксирована трансформация проблематики одиночества в крупных городах: переход данной проблемы из психологической плоскости в культурную. Описан один из ресурсов интенсификации развития современных мегаполисов — компактное проживание большого количества населения. Представлена концепция культурной политики, направленная на преодоление бытового изоляционизма в крупных городах. Сформулированы условия эффективной городской коммуникации, такие как «диффузность», «перманентность», «открытость», «лояльность». Описаны ключевые качества жителей крупных городов: «социальность» и «субъектность». Объясняется новый вектор культурной политики крупных городов — формирование ценностно-нормативных основ интенсификации коммуникаций по месту жительства, через создание локальных краудфандинговых площадок. Предлагаемый подход позволит существенно увеличить социокультурную активность местных сообществ, обеспечить доступную и максимально объективную экспертизу идей и инициатив, выдвигаемых жителями, сформировать культуру ответственности и кооперативности в крупных городах. Перечислены и подтверждены примерами возможности интенсификации коммуникаций в крупном городе, такие как: «комфортные условия для конкуренции инициатив», «горизонтальные взаимодействия», «анонсирование наиболее ярких индивидуальных проектов жителей и презентации успешно реализованных проектов», «наличие локального поддерживающего социального рейтинга», «учет содержательного мейнстрима поддержанных проектов в городской политике и управленческих решениях». Предложен механизм вывода культурной политики за пределы ведомственного понимания.
Ключевые слова: культурная политика, мегаполис, крупный город, социальная атоми-зация, культурные инициативы, интенсификация коммуникаций, краудфандинг
Для цитирования: Синецкий, С. Б. Перспективные векторы трансформации культуры мегаполисов: актуальные ориентиры культурной политики для крупных городов / С. Б. Синецкий // Вестник культуры и искусств. — 2024. — № 3 (79). — С. 95-103.
Введение
Поиск ресурсов для интенсификации развития — задача, имеющая константную актуальность для любых социумов. Под развитием в данной статье понимаются любые изменения, обеспечивающие реализацию (использование) потенциалов социума. Объектом анализа является крупный город. Универсальной классификации, сколько-нибудь однозначно определяющей набор характеристик крупного города нет. В статье под крупным городом будет пони-
маться урбанизированный населенный пункт с населением от 400 тысяч человек и более, критическая масса жителей которого не занята сезонным (в том числе, сельскохозяйственным) трудом.
Актуальность
Происходящие сегодня в мире процессы маркируются по-разному: «технологическая революция» (М. Клейн), «четвертая промышленная революция» (К. Шваб), «научно-
95
технологический прорыв» (К. Колин) и т. п. При этом, все авторы говорят, по сути, об одном и том же: о взрывном внедрении в базовых отраслях хозяйства новых технологий, обеспечивающих ускоренный рост ключевых показателей качества жизни (от продолжительности, до эффективного использования досуга). Причиной технологического прорыва ученые считают рост населения Земли, радикально увеличивающий количество коммуникаций в единицу времени. Так, С. П. Капица математически доказал взаимосвязь роста населения земли с ростом информационных обменов между людьми, приведшими к росту количества научных открытий, создания новых технологий, скорости внедрения инноваций. «Мы должны понять присущую человеку и человечеству связь между тем, что можно отождествить с сознанием и тем взаимодействием, которым мы обязаны своей численностью и развитием. Здесь мы сталкиваемся не только с вопросом о механизмах численного роста и культурного развития, но и с фундаментальными проблемами когнитивной психологии и психологии личности, а также с тем, что в общей форме называют феноменом общественного сознания» — отмечал С. П. Капица [2, с. 86]. Расчеты ученого показывают, что чем больше количество и выше плотность населения, тем больше информационных и иных операций осуществляется в единицу времени — это принято называть «ускорением времени»1. Последнее способствует рождению новых смыслов, идей, в широком смысле — изобретений, оказывающих обратное влияние на состояние социума, в том числе — его культуры. Закрепляемые в культуре новые коммуникативные нормы и нормы реагирования на новизну создают новый мировоззренческий и знаниевый фундамент, на котором вся последовательность процессов воспроизводится по сужающейся
1 Подробный и разноаспектный анализ ускорения социального времени в исторической ретроспективе дан в монографических трудах немецкого социолога Р. Хартмут (Rosa Hartmut). В своих работах автор аккумулирует основные идеи западных ученых, обращающихся к соответствующей проблематике. В ее монографиях приводится большое количество примеров из различных областей человеческой практики, эмпирически подтверждающих существование самого факта «ускоряющейся современности» [12; 13].
спирали (то есть быстрее, чем на предыдущем витке), обеспечивая интенсификацию технологического и социального развития общества. Таким образом, во всем мире именно крупные города — мегаполисы — становятся драйверами регионального и национального развития: являются флагманами инноваций, аккумуляторами высокотехнологичных производств, территориями максимального роста человеческого капитала.
Проблема
Парадоксально, но в крупных городах (в том числе, в российских) не складывается локальных идентичностей, несмотря на высокую плотность населения. Одиночество в миллионном городе гораздо вероятнее, чем в малонаселенной деревне. Атомизация регионального социума стала общим местом профильных научных дискурсов. Такая атомизация предельно затрудняет формирование общего образа будущего, не позволяет выработать сколько-нибудь консолидированное суждение местного сообщества по актуальным вопросам развития.
Как правило, одиночество в большом городе рассматривается исследователями как психологическая проблема «личности, затерянной в толпе», то есть как проблема индивида. Действительно, обращение к психотерапевту становится нормой для крупных городов. Однако американский социолог Э. Кляйненберг фиксирует осознанность выбора одиночества для все большего количества жителей мегаполисов. Приводимые им данные социологического наблюдения весьма показательны [5]. Об этом же начинают говорить и другие ученые: «прежний традиционно проблемный фокус восприятия одиночного образа жизни сменился на прямо противоположный: в современных реалиях он становится желательным и выгодным, а за определенными демографическими изменениями стоит уже «структурное одиночество достатка» [6, с. 192; 14]. Если усмотреть в этом тенденцию, в основе которой система психосоциальных механизмов самосохранения личности (ибо человек всегда стремится выйти из зоны дискомфорта), можно уверенно говорить о формировании культуры бытового изоляционизма (автоизоляционизма) жизни в
96
крупных городах. Иными словами, одиночество из психологической проблемы превращается в психологическую норму для большинства, а для кого-то становится ценностью, то есть больше не является одиночеством в деструктивном смысле этого понятия. Именно о формирующихся индивидуалистических ценностях жителей мегаполисов говорит социолог, профессор ВШЭ К. Сводер [см. 7]. Соответственно, сохраняющаяся проблема одиночества в мегаполисах постепенно становится частной психологической проблемой меньшинства в ряду других частных проблем конкретных жителей больших городов.
Реальная (вновь обнаруживаемая) проблема мегаполисов, состоит в том, что социальная атомизация и бытовой изоляционизм личности не позволяют в полной мере реализовать имманентный мегаполису потенциал, заключающийся в компактном проживании больших и разнообразных по своим свойствам групп людей.
Данная проблема все быстрее смещается в плоскость культуры2 и может закрепиться на нормативно-ценностном уровне.
Гипотеза
Преодоление бытового изоляционизма и социальной атомизации по месту жительства, обеспечение эффективной коммуникации в жилых локациях интенсифицируют развитие ключевых инфраструктур крупных городов, повысят самореализационные возможности жителей, улучшат социальный климат, стимулируют возникновение множества новых инновационных сред и креативных пространств.
Концепция культурной политики по преодолению бытового изоляционизма в крупных городах
Говоря о культуре изоляционизма, мы имеем в виду не только личность, как носителя специфических культурных свойств. Закрытая от внешнего мира (пусть и крепкая) семья, группа друзей, общающихся только
2 Мы понимаем под культурой сочетание объективно усвоенных, воспроизводимых и транслируемых норм мышления и деятельности и субъективно принятых ценностей, определяющее содержание общественной жизни [8, с. 37].
между собой, трудовой коллектив, зацикленный на решении конкретной отраслевой или корпоративной задачи с точки зрения участия в развитии города так же малоэффективны, как и отдельная замкнутая на себе личность.
Культурная политика, направленная на преодоление бытового изоляционизма в крупных городах должна быть направлена на формирование культуры публичности, самопрезентации, открытого диалога и аналогичных императивов, способствующих разнообразию горизонтальных коммуникаций. Данная целевая установка в свою очередь может быть сколько-нибудь эффективно реализована при опоре на естественные свойства и качества самих людей — жителей города. Ключевыми такими качествами продолжают оставаться социальность и субъектность.
Социальность в данном контексте — это желание находиться в окружении других людей, не детерминируемое объективной функциональной необходимостью. Так, например, десятки тысяч людей в крупных городах ежедневно выходят на прогулки в определенные локации: скверы, парки, на набережные, на центральные улицы... Нередко в выходные дни и вечернее время трудно найти свободные места в заведениях общественного питания. Как правило, такое поведение для конкретной личности или микрогруппы связано с дополнительным расходованием ресурсов (нужно потратить время, дополнительно заплатить за проезд и услуги и т. п.).
Субъектность понимается как имманентное большинству людей желание влиять на внешние обстоятельства, быть причастным городской событийности, иметь поводы для автономного самопозиционирования. Обо всем этом свидетельствует даже беглый анализ персональных страниц в социальных сетях.
Тем не менее реализация указанных качеств в условно-стандартных обстоятельствах городской жизни происходит линейно и экстенсивно, практически не влияя (либо это происходит крайне медленно) на возникновение более продвинутых коммуникаций, обеспечивающих обмен идеями.
При разработке городской культурной политики нужно исходить из предположения о том, что при интенсификации коммуникаций и увеличении количества акторов
97
в общественном пространстве будет увеличиваться количество идей, мнений, суждений и т. п. на самые разные темы. Столкновение этих идей с большой вероятностью будет порождать множество микродискуссий, индивидуальных осмыслений, сравнений, что приведет к появлению новых идей более высокого уровня и людей, готовых их воплощать. Соответственно, нужны механизмы интенсификации и предметизации городских коммуникаций.
Условия эффективной
городской коммуникации
Эффективность городской коммуникации возможна при наличии ряда условий: диффузно-сти, перманентности, открытости, лояльности.
Диффузность в данном случае — отсутствие замкнутости только в изначальных устойчивых группах: семьях, дружеских компаниях, иных постоянных сообществах. Коммуникации в стабильных сообществах утрачивают содержательную новизну в силу неизбежной воспроизводимости базового контента. Диффузность же подразумевает калейдоскопическую изменчивость коммуникативных связей в зависимости от обновляющихся интересов коммуникаторов.
Перманентность понимается как пролонгированный процесс, постоянное обновление коммуникативных ситуаций, стимулирующих участие самых разных людей из различных жилых локаций. Именно процессность, повторяемость коммуникаций может обеспечить выработку культуры соседского общения, выработать опыт общения и желание общаться.
Открытость понимается как отсутствие ограничений на коммуникацию для всех желающих, соблюдающих общепринятые нормы поведения. Сама возможность включения в коммуникацию на любом этапе нивелирует первоначальный дискомфорт (страх) участия, дает возможность выбора «входного сюжета», делает более вероятной личную активность.
Лояльность — минимизация критического отношения к другим, толерантность к идеям, мнениям, позициям, демонстрируемым другими. Признание за другим права на собственное видение проблем и способов их решения, постановку вопросов и ответов на них.
Это базовые условия для начала преодоления культуры бытового изоляционизма должны быть обеспечены культурной политикой крупного города.
Возможности интенсификации коммуникаций в крупном городе.
1. Создание комфортных условий для конкуренции инициатив.
Намеренно парадоксальная формулировка данного тезиса призвана подчеркнуть как минимум две существующие проблемы городских коммуникаций:
• неуверенность условно-типичного городского жителя в том, что его голос может быть услышан. Существующие инструменты выявления мнений горожан (например, электронные голосования по вопросам благоустройства, праймериз и т. п.) не всегда содержат актуальные для горожан вопросы, не позволяют проследить эффективность трафика собственного голоса, не дают ясности юридической силы результатов голосований. Это нивелирует субект-ность при принятии решений, оставляя конкретного горожанина объектом влияния.
• сами инициативы таких опросов являются внешними по отношению к горожанам (спущенными сверху), не требующими каких-то специальных усилий для участия в их реализации. Соответственно, невозможно зафиксировать причастность к проекту, даже реализованному с учетом большинства голосов.
Решением указанных проблем может стать создание в каждом крупном городе собственной краудфандинговой площадки (или нескольких тематических таких площадок). Наличие такой площадки:
• повысит объективность оценки инициатив и их поддержку без нагрузки на городской бюджет;
• сделает и самих инициаторов, и процесс реализации идей независимыми от городской власти (то есть конкретные граждане станут субъектами принятия решений и ответственными за них);
98
• обеспечит приток в городское пространство большого количества «новизны» в виде реализованных проектов;
• обеспечит непрерывность формирования новых инициативных и предприимчивых людей, рост рынка внутренних инвестиций по принципу «люди помогают людям».
• позволит персонализировать участников проекта и вклад каждого в его реализацию.
2. Горизонтальность взаимодействий.
Как уже отмечалось, одной из проблем сдерживающих развитие городских инициатив является их «вертикальный централизм». Инициатива формируется «наверху» (депутатами, руководителями муниципалитета и т. п.), а проголосовать за нее должны «внизу» (жители). Здесь также есть несколько проблемных аспектов:
• отсутствие возможности быстрого и технически несложного выдвижения собственной инициативы;
• невозможность выдвижения локальных инициатив, важных лишь для небольших социальных или субкультурных групп;
• ограниченное количество тем (предметов) обсуждения, выдвигаемых муниципалитетом.
Мегаполису нужны не только несколько десятков крупных ежегодных проектов, предполагаемых к финансированию из городского бюджета, но и сотни мелких, финансируемых самими жителями и бизнесом по принципу «сейчас поддержал — завтра вижу результат». Любой житель города должен иметь возможность обратиться к городскому сообществу с проектной идеей3. Такая идея должна быть определенным образом оформлена, автор должен быть убедительным в том, что сам сможет ее реализовать при определенных условиях (финансовая поддержка, наличие добровольных помощников, уже имеющиеся ресурсы и др.). Оценивать же качество идеи ее перспективы должен каждый горожанин через пожертвование без вмешательства власти.
3 В данном контексте нам близка концепция культурного трансфера, предложенная группой российских исследователей [9].
Пример:
В качестве инициативы вынесена соответствующим образом оформленная просьба профинансировать издание книги. Варианты предложений поддержки:
• поддержать любой суммой с получением электронной благодарности;
• поддержать фиксируемой суммой и получить книгу с автографом автора;
• поддержать фиксируемой суммой большего размера и получить возможность участия в презентации, получив книгу из рук автора с автографом и фотографией на память.
На любой вариант в крупном городе найдется достаточное количество желающих.
3. Использование городских общественных пространств и интернет ресурсов для анонсирования наиболее ярких индивидуальных проектов и презентации успешно реализованных.
Форматы анонсов и презентаций могут быть различными. Наиболее лаконичный вариант — использование принципа табло в аэропортах. Сегодня в любом общественном пространстве есть десятки различных экранов, информационных панелей и иных носителей информации. К сожалению, нередко они лишь засоряют информационное пространство, транслируя зарубежные клипы, невысокого качества абстрактные заставки и т. п. Иными словами, всегда можно найти эффективные возможности для представления городских инициатив, обеспечивая привыкание, рост внимания к ним и заинтересованность в понимании собственных возможностей по присоединению к данному процессу.
Презентации таких проектов могут проводиться и офлайн по заявке авторов, также в общественных пространствах, принадлежащих городу: в библиотеках, клубных учреждениях, парках, в структуре массовых праздников и т. д. Такие презентации не требуют специального описания в силу подробной разработанности соответствующих технологий. Способность и готовность автора проекта выйти на диалог с незнакомыми людьми, ответить на их вопросы и принять возможную критику будет свидетельствовать о росте ответственности
99
инициатора и способствовать росту качества инициативы.
4. Создание локального поддерживающего социального рейтинга.
Когда говорят о социальном рейтинге то, как правило, имеют в виду инструмент контроля государства над личностью со всеми вытекающими отсюда рисками [3; 4]. Нередко примером, вызывающим озабоченность, выступает китайский подход к социальному рейтингу [1]. Однако очевидно, что использование любого инструмента выполняется исключительно в русле целеполагания субъекта им владеющего. Соответственно, социальный рейтинг можно использовать как в качестве репрессивно-подавляющей меры, так и в качестве меры поощрения и стимулирования определенного типа поведения. Как отмечает российский культуролог И. Д. Тузовский, «обращает на себя внимание то, насколько по-разному можно реализовать конкретные государственные политики по контролю коммуникации в Интернете: технология действительно создает лишь пространство возможностей» [10, с. 81].
В предлагаемом варианте культурной политики социальный рейтинг является неосновным (дополнительным) средством стимулирования социальных коммуникаций, выстраиваемых вокруг инициативных проектов горожан. Определенные показатели такой активности (например, количество поддержанных проектов, или общая сумма, выделенная на поддержку проектов в течение года, или успешно реализованный собственный проект и т. п.) могут заслуживать того или иного морального стимулирования, например, грамоты от исполнительной или законодательной власти, благодарности Общественной палаты, абонемента на концертно-творческие или спортивные мероприятия...
Идея в том, что городское сообщество должно воспринимать подобную активность в качестве социально одобряемой и позитивно воспринимаемой как общественностью так и властью (последнее в российской традиции является существенным фактором успеха). В силу ограниченного количества критериев и отсутствия сложных корреляций, формирование такого рейтинга будет экономически
незатратной и технически несложной процедурой.
5. Учет содержательных трендов в городской политике и управленческих решениях.
В процессе реализации предлагаемой концепции культурной политики будет накапливаться статистическая информация, касающаяся содержания идей, реакции на них городского сообщества, экономических потоков в пользу определенных проектов (типов проектов). На основе такой информации можно будет корректировать стратегию развития города, точнее выстраивать приоритеты различных городских политик, более эффективно строить коммуникацию с различными группами жителей. На этой основе вероятно уточнение тематики грантовых конкурсов социальных проектов, существующих во всех крупных российских городах.
В целом, у городских властей появится дополнительная возможность лучше понимать жителей и находить новые актуальные темы для конструктивного диалога с ними.
Выводы
А. Я. Флиер определил «стратегию социальных коммуникаций» как одну из 5 основных функциональных стратегий системы выживания человека [11, с. 29]. Данная стратегия, делающая возможными новые парадигмы коммуникации в крупных городах, может стать эффективным драйвером осуществляемой здесь культурной политики. Любой крупный город в силу большой плотности населения обладает коммуникативным потенциалом, способным интенсифицировать развитие города, сделать его жителей существенно более удовлетворенными собственной жизнью благодаря возможности проявления таких качеств как социальность и субъектность.
Коммуникативный потенциал крупных городов в настоящее время реализуется крайне слабо в силу отсутствия специальной культурной политики и соответствующих механизмов, позволяющих пресечь тенденцию социальной атомизации жителей.
Необходима специальная культурная политика, обеспечивающая формирование устойчивых и разнообразных горизонтальных
100
коммуникаций между жителями города. Такие коммуникации должны стать нормой жизни крупного города.
Любой человек (за исключением тех, кто принадлежит к маргинальным слоям общества) стремится реализовать два личностных качества: социальность и субъектность. В условиях крупного города необходимы специальные условия, позволяющие использовать данные качества для интенсификации городского развития.
Концептуально культурная политика крупного города, направленная на развитие горизонтальных коммуникаций должна обеспечить создание рынка идей, претендующих на финансовую и иную поддержку городского сообщества (без запроса на муниципальное финансирование).
Базовым механизмом такой культурной политики может стать городская краудфан-динговая площадка (несколько тематических площадок), позволяющая реализовать идеи, понравившиеся городскому сообществу или его отдельным группам без участия муниципальных (государственных) органов власти или традиционной грантовой поддержки.
Эффективно реализуемая культурная политика, направленная на развитие горизонтальных коммуникаций, позволит в течение нескольких лет радикально изменить городскую жизнь, повысив ее экономическую эффективность и улучшив социальное самочувствие граждан.
Данный подход выводит культурную политику за пределы отраслевого понимания и воплощает принцип всепроникающего характера культуры.
Список литературы
1. Графов, Д. Б. Система социального рейтинга в КНР как информационно-коммуникационная технология поощрения и наказания / Д. Б. Графов // Власть. — 2020. — № 2. — С.250-259.
2. Капица, С. П. Общая теория роста человечества: сколько людей жило, живет и будет жить на Земле / С. П. Капица. — Москва : Наука, 1999. — 190 с.
3. Картавцев, В. В. Социальные эффекты цифровых городских политик: московский опыт в контексте мирового / В. В. Картавцев, А. А. Космарский // Городские исследования и практики. — 2023. — Т. 8, № 1. — C. 61-73.
4. Катрашова, Ю. В. Система социального рейтинга как форма государственного контроля над обществом: перспективы внедрения и развития, угрозы реализации / Ю. В. Катрашова, Г. Ю. Митяшин, В. А. Плотников // Управленческое консультирование. — 2021. — № 2. — С. 100-109.
5. Кляйненберг, Э. Жизнь соло. Новая социальная реальность / Э. Кляйненберг. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2018. 279 с.
6. Панфилова, А. О. Проблема одиночества в урбанистической среде: опыт городов российского Дальнего Востока / А. О. Панфилова // Вестник Института социологии. — 2023. — Т. 14, № 2. — С. 191-211.
7. Селина, М. В. Жители мегаполисов сознательно выбирают одиночество / М. В. Селина // IQ : науч.-образоват. портал Нац. исслед. ун-та «Высшая школа экономики». — URL: https://iq.hse.ru/news/177669001.html?ysclid=ltqv2l9wx5577173062 (дата обращения: 14.03.2024).
8. Синецкий, С. Б. Культурная политика XXI века: от прецедента Истории к проекту Будущего : монография / С. Б. Синецкий. — Челябинск : Энциклопедия, 2011. — 288 с.
9. Созинова, М. В. Культурный трансфер в социальной сфере: российская специфика / М. В. Созинова, А. А. Мельникова, А. А. Дмитриева, А. В. Успенская // Вестник культуры и искусств. — 2023. — № 1 (73). — С. 54-61.
10. Тузовский, И. Д. От «Информационного общества» к «Цифровой эпохе»: гипотетическое моделирование идеального типа / И. Д. Тузовский // Вестник культуры и искусств. — 2020. — № 2 (62). — С. 78-86.
101
11. Флиер, А. Я. Пять стратегий культуры как системы выживания / А. Я. Флиер // Вестник культуры и искусств. — 2023. — № 1 (73). — С. 27-32.
12. Hartmut, R. Alienation and acceleration, towards a critical theory of late-modern temporality / R. Hartmut. — Malmo : NSU Press, 2010. — 111 р.
13. Hartmut, R. Social acceleration: a new theory of modernity / R. Hartmut ; transl. by J. Trejo-Mathys. — New York : Columbia University press, 2013. — 512 p. — (New Directions in Critical Theory (Book 32)).
14. Snell, K. The rise of living alone and loneliness in history / K. Snell // Social History. — 2017. — Vol. 42, iss. 1. — P. 2-28.
Получено 27.06.2024
Sergey B. Sinetsky
Doctor of Culturology,
Professor, Rector
Chelyabinsk State Institute
of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia
E-mail: [email protected]
Perspective Megapolises Culture Transformation Vectors: Big Cities Cultural Policy Urgent Key Points
The article considers the issue of Loneliness in big cities transformation: transfer of the given problem from psychological to cultural sphere. The article also describes one of the resources of modern megapolises development intensification such as close-together dwelling of large groups of people. The author offers the concept of cultural policy directing at overcoming of domestic isolation in big cities and determines the conditions necessary for urban communication including diffuseness, permanence, openness, loyalty. He describes the key qualities, inhabitants of big cities, sociality and subjectivity, explains a new vector of big cities cultural policy — formation of axiological-normative standards of grounds of communication intensification in big cities by means of formation of local crowd-funding platforms. This approach will allow considerably increase social-cultural activity of local communities and deliver accessible and maximum objective expertise of ideas and initiatives proposed by the inhabitants and form culture of responsibility and collaborativity in big cities. The article enumerates the examples which prove the possibility of communication intensification in a big city such as "comfortable conditions for competition of initiatives", "horizontal interactions", "announcing of the most interesting personal projects", "existence of local supporting social ratings", "account of essential mainstream of the supported projects in the urban policy and authority decisions". In conclusion, the author gives the mechanism of cultural policy withdrawal beyond public understanding.
Keywords: cultural policy, megapolis, big city, social atomization, cultural initiatives, communications intensification, crowdfunding
For citing: Sinetsky S. B. 2024. Perspective Megapolises Culture Transformation Vectors: Big Cities Cultural Policy Urgent Key Points. Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 3 (79): 95-103. (In Russ.).
References
1. Grafov D. B. 2020. The system of social rating in the People's Republic of China as an information and communication technology of encouragement and punishment. Vlast'[Power]. No 2: 250-259. (In Russ.).
102
2. Kapitsa S. P. 1999. Obshchaya teoriya rosta cheLovechestva: skoL'ko Lyudei zhiLo, zhivet i budet zhit' na ZemLe [General theory of human growth: how many people have Lived, Live and wiLL Live on Earth]. Moscow: Nauka. 190 p. (In Russ.).
3. Kartavtsev V. V., Kosmarsky A. A. 2023. SociaL effects of digitaL urban poLicies: the Moscow experience in the context of the worLd. Gorodskie issledovaniya i praktiki [Urban research and practice]. VoL. 8, No 1: 61-73. (In Russ.).
4. Katrashova Yu. V., Mityashin G. Yu., PLotnikov V. A. 2021. The sociaL rating system as a form of state controL over society: prospects for impLementation and deveLopment, threats to impLementation. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Managerial consulting]. No 2: 100-109. (In Russ.).
5. KLeinenberg E. 2018. Zhizn' soLo. Novaya sotsiaL'naya reaL'nost'[SoLo Life. The new sociaL reaLity]. Moscow: ALpina non-fiction. 279 p. (In Russ.).
6. PanfiLova A. O. 2023. The probLem of LoneLiness in an urban environment: the experience of cities in the Russian Far East. Vestnik Instituta sotsiologii [Bulletin of the Institute of Sociology]. VoL. 14, No 2: 191-211. (In Russ.).
7. SeLina M. V. Residents of megacities consciousLy choose LoneLiness. IQ: nauchno-obrazovatel'nyi portal [IQ: scientific and educational portal]. AvaiLabLe from: https://iq.hse.ru/news/177669001. htmL?yscLid=Ltqv2L9wx5577173062 (accessed: 14.03.2024). (In Russ.).
8. Sinetsky S. B. 2011. KuL'turnaya poLitika XXI veka: ot pretsedenta Istorii k proektu Budushchego [CuLturaL poLicy of the 21st century: from the precedent of History to the project of the Future]. CheLyabinsk: EncycLopedia. 288 p. (In Russ.).
9. Sozinova, M. V., MeLnikova A. A., Dmitrieva A. A., Uspenskaya A. V. 2023. CuLturaL transfer in the sociaL sphere: Russian specifics. Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 1 (73): 54-61. (In Russ.).
10. Tuzovsky I. D. 2020. From the "Information society" to the "DigitaL age": hypotheticaL modeLing of an ideaL type. Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 2 (62): 78-86. (In Russ.).
11. FLier A. Ya. 2023. Five strategies of cuLture as a survivaL system. Vestnik kul'tury i iskusstv [Culture and Arts Herald]. No 1 (73): 27-32. (In Russ.).
12. Hartmut R. 2010. ALienation and acceLeration, towards a criticaL theory of Late-modern temporaLity. MaLmo: NSU Press. 111 p.
13. Hartmut R. 2013. SociaL acceLeration: a new theory of modernity. New York: CoLumbia University press. 512 p.
14. SneLL K. 2017. The rise of Living aLone and LoneLiness in history. Social History. VoL. 42, iss. 1: 2-28.
Received 27.06.2024
103