УДК 72.01 КОРОТИЧ А. В.
Перспективные тектонические особенности построения объемов высотных зданий
В статье рассмотрены актуальные вопросы перспективного формообразования объемов высотных зданий и сооружений в соответствии с созданной автором базовой классификацией архитектурных форм высотных объектов, учитывающей их важнейшие структурно-композиционные тектонические особенности.
Ключевые слова: объем, оболочка, архитектурная форма, структура, регулярность, композиция.
KOROTICH A. V.
PERSPECTIVE TECTONIC FEATURES OF SHAPE-FORMING OF TALL BUILDINGS SHELLS
In article are considered questions of perspective shape-forming of tall buildings basic forms according to general classification of architectural forms of tall buildings which created by author and based on most important structural/compositional and tectonic characteristic features of them.
Keywords: volume, basic form, shell, architectural form, structure, regularity, composition.
Коротич Андрей Владимирович
доктор архитектуры, чл.-корр. РААСН, Заслуженный изобретатель России, профессор МААМ
e-mail: avk-57@uniip.ru
Формула Архитектуры («польза» + «прочность» + «красота»), данная Витрувием еще в I в. до н. э., актуальна и по сей день, причем составляющие формулы с течением времени на различных участках планеты непредсказуемо и зачастую полярно изменяют свой удельный вес. В периоды, когда доминируют функционализм и экономические приоритеты, основная масса зданий далека от понятия «архитектурное произведение». Когда же в приоритете «красота» — тогда и создаются бессмертные шедевры зодчества: от готики, барокко и модерна до «хай-тека», структурализма и экспрессионизма. Это благодатное время для архитекторов, когда их возможности художественного самовыражения реализуются.
Представив формулу Витрувия в несколько ином виде («функция» + «конструкция» + «эстетика»), легко прийти к выводу: Архитектура возникает тогда, когда получает художественную разработку функционально и конструктивно целесообразная форма объекта либо здание снабжается эстетическими «излишествами», которые не являются функционально и конструктивно необходимыми. Прямым подтверждением этому служит известная цитата Ле Корбюзье: «Архитектура есть непреложное явление, возникающее в такой момент творчества, когда художник, озабоченный долговечностью сооружения и созданием необходимых удобств, внезапно поднимается выше целей простой утилитарности и устрем-
ляется к воплощению лирического начала, которое воодушевляет нас и радует» [1, 37].
Вскрытие новых ритмических и симметрических закономерностей построения регулярных архитектурных структур является важной эстетической предпосылкой их гармонизации: если человеческий глаз в течение определенного времени не может установить логическую взаимосвязь между составляющими элементами формы, то она воспринимается как дисгармоничная. Особенности композиционного построения архитектурных форм напрямую определяют эмоциональную реакцию воспринимающего их зрителя.
Г. Б. Забельшанский пишет, что доминантной эмоцией, стимулирующей деятельность, является интерес. Какие же качества внешней среды обеспечивают стимуляцию интереса? Эти качества — новизна и сложность. В свою очередь, ощущение новизны обеспечивается «избыточностью» — пластической перегруженностью, усложненностью архитектурной формы: «...она кажется нам всегда новой, если мы не можем удержать всех ее визуальных характеристик в зрительной памяти. Здание должно требовать остановки и разглядывания, но и в этом случае его форма не должна становиться очевидной во всех деталях и, во всяком случае, запоминаться целиком». Следовательно, «избыточность визуального образа — не случайность, а функциональное свойство архитектурной среды, обеспечивающее эмоциональную стимуляцию деятельности» [2, 78]. Значит, аб-
68
© Коротич А. В., 2014
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 3 | 2014
солютно прав Оскар Нимейер: «Красота — это функция» [3, 206].
Вышеприведенные фундаментальные идеологические принципы формообразования в архитектуре положены в основу авторского исследования теоретических закономерностей и методик построения объемов высотных архитектурных объектов, очерченных разнообразными внешними оболочками. При этом построение разнообразных объемных композиций, — авторских оригинальных концептов, приведенных в иллюстративной части статьи, — базируется на использовании принципов регулярной геометрии.
В статье [4, 45-49] автором впервые опубликована созданная им классификация архитектурных форм высотных объектов по наиболее существенным структурно-композиционным/тектоническим особенностям построения их объемов, включающая 21 классификационную группу.
В настоящей работе обозначен новый композиционный потенциал формообразования наиболее перспективных в архитектурно-художественном отношении классификационных групп высотных объектов.
Арки и кольца. Арочные и кольцеобразные высотные сооружения, по мнению автора, на сегодняшний день являются наиболее перспективными в композиционно-художественном отношении (не случайно именно арочно-кольцеобразная многогранная оболочка Пекинского международного телецентра в 2013 г. по версии CTBUH признана лучшим высотным архитектурным объектом мира за всю историю высотного строительства с конца XIX в.). Композиционные перспективы высотных объектов данной группы раскрываются формотворческими поисками в следующих направлениях: создание оригинальной и необычной общей формы кольца (автором впервые предложены композиционные варианты закрученного кольца бутонообразного очертания); своеобразное фактурное паркетирование поверхности оболочки (складчатое, решетчатое, комбинированное), при этом модульная разбивка граней может быть как регулярной, так и иррегулярной; создание составных композиций из нескольких высотных арочных/кольцеобразных элементов, имеющих сложную конфигурацию и поперечное сечение, в том числе из взаимопересекающихся арок/колец.
Спирали. До сих пор весь потенциал композиционного формотворчества для сооружений данной группы
сводился лишь к торсионным преобразованиям (закручиванию вокруг оси) призматических или бутоноо-бразных объемов с многоугольным (квадратным, треугольным, пяти-и шестиугольным) поперечным сечением, а также цилиндрических объемов с эллиптическим поперечным сечением. Необходимо констатировать — уникальные композиционно-художественные выразительные возможности торсионных оболочек на сегодняшний день не раскрыты даже на одну четверть. Возможные пути развития направления торсионного формообразования — вскрытие неизвестных ранее структурно-композиционных возможностей геликоидальных поверхностей, а также модульная компоновка высотных объемов из кусочно-закрученных элементов (последнее направление развивается сегодня трудами корейского изобретателя проф. Санг Мин Парка).
Многозвенные цепи. Уникальный архитектурный облик сооружений данной группы обусловил устойчивый интерес к ней многих выдающихся архитекторов современности. Композиционные перспективы развития многозвенных высотных структур — создание оригинальной формы блоков (в частности, автором предложены новые приемы вертикальной компоновки модульных блоков, имеющих форму усеченных антипризм, кубооктаэдров, а также однонаправленных соосных раструбов — отсеков однополостного гиперболоида с решетчатой фактурой — все варианты представлены в иллюстративной части). Большие композиционные перспективы имеет использование правильных и полуправильных многогранников (Платоновы и Архимедовы тела) в качестве модульных блоков многоярусного высотного объекта.
Кристаллы. Основной композиционный потенциал сооружений данной группы — создание фрактальных кристаллических структур, образующих оболочку здания (пока таких высотных объектов в мире не существует), а также включение в структуру объема высотного здания отсеков криволинейных поверхностей, в том числе очерчивающих сквозные проемы во внешней оболочке, имеющие утилитарно-техническое назначение (установка ветровых турбин, улучшение аэродинамических свойств объема и др.) либо художественно-эстетическое звучание.
Воронки. Оболочки высотных зданий, имеющие двоякораструбную форму (два разнонаправленных со-
осных раструба расширяются от наиболее узкой серединной горловины к противоположным концам), являются весьма перспективными с позиции их композиционного потенциала. Здесь формотворческие поиски направлены на создание оригинальной фактуры оболочек и своеобразного очертания контурных линий, создающих изящный силуэт сооружения (в качестве контурных линий перспективно использование участков таких канонических кривых, как кардиоида, улитка Паскаля, Архимедова спираль, эпициклоида, гиперболическая спираль, клотоида — спираль Корню, логарифмическая спираль, гипоциклоида, Декартов лист, трак-трисса). Автором разработаны новые композиционные приемы плоских и неплоских сечений базовых двоя-кораструбных форм оболочек зданий, а также оригинальные способы их однонаправленной складчатой аппроксимации, позволяющие придавать высотным объемам неповторимый облик и особую художественную выразительность, а также усиливать эффект визуальной динамичности.
Изогнутые системы. Исследования и эксперименты автора показали огромные перспективы использования оболочек двоякой отрицательной кривизны (отсеков однополостного линейчатого гиперболоида, в том числе с криволинейными контурными кромками — один из авторских вариантов показан в иллюстративной части, а также отсеков гиперболического параболоида) для создания уникального архитектурного образа высотного здания изогнутой формы. При этом следует отметить, что композиционные перспективы использования таких поверхностей, как тор и коноид, пока еще абсолютно не определены и требуют специальных экспериментальных исследований.
Заключение
Сегодня становится очевидным, что приоритеты развития такой отрасли архитектуры, как высотные здания и сооружения, неуклонно смещаются из области информационно-теоретических исследований общего характера в сферу экспериментальных инновационных формотворче-ских поисков, как наиболее продуктивную и значимую в практическом отношении. Вследствие этого выявленные автором и перечисленные выше перспективные пути формообразования высотных зданий различных классификационных групп приобретают особую практическую актуальность для развития отрасли
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 3 | 2014
69
в целом, закладывая основы формирования новых художественных стилистических направлений высотного зодчества будущего.
Список использованной литературы
1 Мартынов Ф. Т. Основные законы и принципы эстетического формообразования и их проявление в архитектуре и дизайне : учеб. пособие. Екатеринбург, 1992.
2 Архитектура и эмоциональный мир человека / Г. Б. Забельшан-ский, Г. Б. Минервин, А. Г. Раппа-порт и др. М., 1985.
3 Хайт В. Л. Оскар Нимейер. М., 1986.
4 Коротич М. А., Коротич А. В. Систематизация архитектурных форм высотных зданий: композиционный аспект // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2009. № 1.
Иллюстрации
Новые архитектурные концепты — общественные здания для стран Европы, Юго-Восточной и Средней Азии, Ближнего Востока, Южной Африки.
Авторы: Коротич А. В., при участии Коротича М. А. и Коротича И. А.
Права авторов защищены.
70 АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН 3 | 2014