собственник объектов муниципального жилищного фонда, так и уполномоченное другими собственниками лицо, осуществляющее управление общим имуществом в жилом доме.
Использованные источники:
1. Андрюшин А.А. Роль муниципального сектора в эффективном управлении и регулировании жилищно-коммунального комплекса/ А.А.Андрюшин //Успехи современной науки. 2017. Т. 6. № 2. С. 7-11.
2. Герасимов Т. А. Модернизация организационной структуры управления муниципальным жилищно-коммунальным комплексом/ Т. А. Герасимов // Имущественные отношения в РФ. - 2009. № 9 (96). - С. 15-19.
3. Яковлев ВА., Ващенко С.А. Пути модернизации системы управления жилищно-коммунальным комплексом /В. А. Яковлев, С. А. Ващенко // Актуальные вопросы инновационной экономики. - 2013. - № 3. - С. 85-94.
УДК 665.5
Турсунов Б.Ж. преподаватель Алланазаров Г. О. студент
Бухарский инженерно-технологический институт
Республика Узбекистан, г. Бухара ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВА БЕНЗИНА
Аннотация: В статье показана возможность и эффективность использования различных добавок и комбинаций спиртов для повышения октанового числа бензинов. Также рассмотрены наиболее эффективные технологии производства высокооктановых компонентов бензина.
Ключевые слова: присадки, повышение октанового числа, каталитический риформинг, изомеризация.
Tursunov B.Ju., teacher Allanazarov G.O., student Bukhara engineering-technological institute
Uzbekistan, Bukhara PERSPECTIVE TECHNOLOGIES OF PRODUCTION TO IMPROVE THE QUALITY OF GASOLINE Annotation: The possibility and efficiency of using various additives and combinations of alcohols to increase the octane number of gasolines is shown. Also considered the most effective technologies for the production of high-octane gasoline components.
Keywords: additives, the octane number increase, catalytic reforming, isomerization.
Мировое потребление моторного топлива на сегодня возрастает в геометрической прогрессии, что приводит к увеличению выбросов вредных веществ в окружающую среду. Переход к выпуску автомобильных бензинов, удовлетворяющих стандартам Евро-4 и Евро-5, является актуальной задачей для нефтеперерабатывающей промышленности Узбекистана. Основным показателем, сдерживающим производство таких бензинов, является повышенное содержание ароматических углеводородов (АУ), особенно бензола. По требованиям стандарта Евро-4, сумма АУ не должна превышать 30%, а содержание бензола — 1% об., с обязательным добавлением оксигенатов.
Вместе с этим большую роль в экономическом развитие страны играет экспортный потенциал нефтепродуктов. С целью активного претворения в жизнь путей и мер по развитию экономики нашей страны необходимо принять новые подходы к разработке современных технологий и их модернизации для получения разных нефтепродуктов высокого качества, отвечающим мировым стандартам, импортозамещению и конкурентоспособных на внешнем рынке. С этой целью, в последнее время идёт строительство новых заводов.
Хотя и считается перспективным получение высокооктановых углеводородных горючих (топлив, бензинов) технологическим путем, однако разработка самих методов и тем более создание и строительство новых технологических установок для получения высокооктановых топлив требует огромных капитальных затрат, что не всегда приемлемо для многих стран.
Поэтому самым технологически и экономически выгодным является использование для получения высокооктановых углеводородных горючих (топлив, бензинов) антидетонационных добавок. Нефти и газоконденсаты месторождений Республики Узбекистан характеризуются относительно высоким содержанием парафинов, асфальтенов и низким содержанием алканов изостроения. На нефтеперерабатывающих предприятиях Узбекистана отсутствуют процессы каталитического крекинга, алкилирования и изомеризации, позволяющие получать высокооктановые бензины, удовлетворяющие международным экологическим нормам. В решении этой задачи предлагается разработка технологии производства высокооктанового бензина на базе установок Бухарского НПЗ с помощью различных добавок, которые будут отвечать требованиям мировых стандартов, вместе с этим сокращение расходов нефти на производство товарного бензина и капитальных вложений на нефтепереработку, более гибкой схеме переработки нефти на НПЗ, более низкой смолообразующей способности и экологической безопасности.
Одна из основных задач современной нефтеперерабатывающей промышленности - разработка и освоение производства автомобильных бензинов, удовлетворяющих современным экологическим требованиям. Один из путей улучшения экологических показателей автомобильных
бензинов состоит в снижении содержания в них ароматических углеводородов и, в том числе бензола. Проблема снижения содержания бензола в бензинах особенно остро стоит перед отечественной нефтепереработкой. В традиционной схеме НПЗ для повышения октанового числа (ОЧ) прямогонного бензина используется процесс каталитического риформинга. К сожалению, данный процесс является основным поставщиком АУ 'и бензола в композиции автобензинов (содержание АУ в риформате 60-70%, в т.ч. бензола 2-7% масс.). Кроме того, сам процесс является достаточно энергоемким с использованием дорогостоящих платиновых катализаторов, а выход целевых продуктов составляет 80-84% масс. С целью снижения доли АУ и бензола предлагаются различные варианты переработки продуктов риформинга, но они приводят к дополнительным расходам.
На сегодняшний день предлагаются различные композиции товарных бензинов с пониженным содержанием ароматических углеводородов, в которых уменьшение суммарного количества аренов достигается за счет добавления оксигенатов и углеводородных разбавителей.
Требуемые антидетонационные свойства товарных бензинов, как правило, поддерживаются за счет введения компонентов бензина риформинга, основу которого составляют ароматические углеводороды с высоким октановым числом, при этом экологические показатели моторного топлива снижаются. Второй метод является наиболее доступным, гибким и эффективным. Перспективным направлением в нефтепереработке является улучшение экологических свойств нефтепродуктов. Для получения высокооктанового топлива используются различные технологии обработки бензина и добавки к бензинам. В частности, известно, что для получения высокооктанового топлива в состав его вводят многокомпонентные добавки, содержащие этиловый спирт.
Основные трудности при прогнозировании октанового числа товарных бензинов возникают из-за значительных отклонений детонационной стойкости композиций от расчетных значений. Поэтому исследования, направленные на изучение октановых чисел смешения индивидуальных аренов и концентратов ароматических углеводородов, а также на разработку оптимального соотношения компонентов в товарном бензине, являются актуальными.
Одним из существенных недостатков октаноповышающих технологий получения топлив с использованием этилового спирта является его малая фазовая стабильность в присутствии воды, что приводит к нарушению гомогенности фаз при понижении температуры. Разделение композиции на бензиновый и водно-спиртовой слои затрудняет работу двигателей внутреннего сгорания глохнет двигатель, частично замерзает топливо в баках.
Для устранения указанного недостатка используют ряд приемов: удаление воды из спирто-бензиновой смеси, использование различных
сорастворителей и стабилизаторов.
Например, известен способ получения высокооктанового бензина путем каталитического риформинга прямогонной бензиновой фракции. Однако этот способ не позволяет получить бензины с октановым числом 95 и выше без добавления этиловой жидкости. Кроме того, количество ароматических углеводородов, особенно бензола, образующихся в процессе каталитического риформинга, ограничено.
Известен способ получения высокооктанового бензина, включающий каталитический риформинг бензиновой фракции, фракционирование части бензина каталитического риформинга с последующим получением целевого продукта смешением выделенных фракций с алкилатом.
Недостатком этого способа так же, как и в предыдущем, является повышенное содержание ароматических углеводородов в целевом продукте, в частности бензола, что ухудшает его экологические характеристики.
Также существует средство для повышения октанового числа бензина, которое представляет собой комбинацию спирта и продукта взаимодействия карбонильного соединения с соединением, содержащим, по меньшей мере, две гидроксигруппы, позволяющие образовывать циклы с карбонильными соединениями, или смеси указанных продуктов.
Недостатками оксигенатов является необходимость их добавления в бензин в больших количествах 10-25%, для поднятия октанового числа на 38 единиц при этом снижается энергетика топлив и отрицательное влияние на резинотехнические детали автомобилей.
На основании выше рассмотренных наиболее вероятным является применение оксигенатов на базе местных производств и видов продукции Республики Узбекистан и разработка эффективных антидетонационных композиций на их основе. Имеется удовлетворительная приемистость базовых бензинов, полученных из местного нефтяного сырья и исследованных компонентов антидетонационной композиции этанола, тяжелой эфироальдегидной фракции, этилацетата и фурфурилового спирта. При этом композиционные антидетонаторы могут использоваться при приготовлении товарного бензина, что наряду с расширением его ресурсов за счет вовлечения в производство продуктов из возобновляемого сырья, может обеспечить улучшение экологических характеристик бензинов и чистоты окружающей среды.
Использованные источники:
1. Анисимов К.М. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. М.: ИЦ "Техинформ".1999.596с.
2. Данилов А.М. Применение присадок в топливах. М.: Издательство "Мир"2005.288с.
3. Шор Г.И. Производство и применение присадок к нефтепродуктам в новых условиях хозяйствования. М.: Нефть и газ.1996.44с.