Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ'

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
252
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ / ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ МАТЕМАТИКЕ / HEURISTIC TEACHING OF MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скафа Е.И.

Рассматриваются вопросы формирования эвристических приемов деятельности через использование современных технологий обучения и вводится понятие технологизации эвристического обучения математике. Среди разнообразных технологий обучения преимущество отдается информационно-коммуникационным технологиям и актуализации эвристических ситуаций на уроках математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE TECHNOLOGIES of HEURISTIC TEACHING of MATHEMATICS

The questions of forming of heuristic receptions of activity through using the modern technologies of teaching are considered. The concept of the technologization of heuristic teaching to mathematics is entered. Among various technologies of teaching advantage is given oneself up to the informatively-communications technologies and actualization of heuristic situations on the lessons of mathematics.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ»

© О.

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

Е.И.Скафа, доктор педагог. наук, профессор, Донецкий национальный университет, г. Донецк, УКРАИНА

Розглядаються питания формування евристичних прийом!в дгяльностг через використання сучасних технологий навчання та вводиться поняття технолог1зацп евристичного навчання математики. Серед р^зномаштних технолог1й навчання, насамперед, визначаються ¡нформацШно-комуткацтт технолога та актуал1зац1я евристичних ситуаций на уроках математики.

Отличие педагогических технологий от технологий в материально-технической или инженерной деятельности обусловлено спецификой учебной предметной области. Сфера педагогической деятельности не может быть охарактеризована четким предметным полем, однозначным набором функций, отделенностью собственно профессиональных действий от спонтанного общения, переживания.

Операционная сторона педагогической деятельности не может быть отделена от ее личностно-субъективных параметров, рациональная регуляция от эмоциональной. Субъективность, вариативность результата не позволяют обеспечить такой же уровень его предсказуемости и гаран-тированности, как в инженерно-технических областях.

С появлением новых технических, информационных, полиграфических, аудиовизуальных средств с новыми методиками, которые становятся неотъемлемыми компонентами учебного процесса, значительно расширились его возможности, а потому появилась необходимость рассмотрения процесса обучения и воспитания как технологического процесса, который позволяет высказываться о своеобразной педагогической технологии.Использование понятия "педагогической технологии" связывается с такими факторами: бурное развитие научно-технического прогресса. Техническое развитие обогатило арсенал средств обучения, значительно расширив его возможности; обращения к технологии обуславливалось неудовлетворительным со-

стоянием традиционных методов и форм обучения.

Существует большое количество определений понятия "педагогическая технология". В зависимости от того, как авторы представляют структуру и компоненты учебного процесса, это понятие трактуется как:

- системный метод (С.Гончарен-ко, И.Прокопенко, В.Евдокимов);

1) педагогическая (дидактическая) система (А.Савченко);

2) деятельность (Н.Абашкина, Э.Бережин, В.Дорошенко);

3) способ организации учебного процесса (И.Лернер, М.Кларин);

4) конструирование, моделирование учебного процесса (В.Воронов, И.Богданова);

- методы, приемы, средства обучения (В.Паламарчук, В.Шепель);

- процессуальная часть дидактической системы (М.Чотанов);

- модель обучения (которая раньше называлась методикой обучения) (Л.Занков, А.Скорняк);

- специальная организация содер-обучения и подбор к нему творческих задач (В.Бахвалов);

- педагогическая техника (О.Гон);

- алгоритм процесса достижения запланированных результатов (И.Волков);

- проектирование процесса формирования личности ученика (В.Бес-палько, В.Питюков);

- подход к описанию педагогического процесса (В.Юдин) и т.д.

Все эти подходы объединяет общая направленность на повышение эффектив-

ности учебного процесса, которая гарантирует достижения запланированных результатов обучения. Общепринятым является

представление о технологии как конструировании учебного процесса по схеме 1.

Схема отображает черты, присущие и традиционной организации учебного процесса: упорядоченность процесса обучения, цели и оценивание результатов. Но, как делает замечание М.Чошанов [1], у нее прослеживаются особенности педагогических технологий, при этом он выделил такие существенные признаки:

- диагностическая постановка целей и результативность;

- алгоритмизованность и проекти-рованность;

- целостность и управляемость;

- корректирование, использование разнообразных средств наглядности.

Более подробно анализ современных технологий обучения проводится нами в работах [2], [3].

Однако, любая технология, как утверждает ГЮ.Ксензова [4], не учитывает непосредственно личности, которая принимает участие в технологическом процессе. Современная школьная система образования ориентирована на личност-ностный подход в обучении, поэтому говоря о применении разнообразных технологий обучения необходимо учитывать ориентацию на личность, на развитие интеллектуальных и творческих задатков, на предшествующий опыт школьников, на формирование эвристической деятельности.

Таким образом, технологический процесс в современной школе должен быть по своей сути эвристическим, то есть основанным на творческом подходе к организации процесса обучения. В этом понимании введение в процесс обучения математике (при формировании понятий, доказательстве теорем, решении задач) современных технологий обучения с использованием эвристических приемов является

1

безусловно важным элементом организации всего образовательного процесса.

Учебно-познавательная эвристическая деятельность осуществляется каждым учеником в соответствии с его индивидуальными особенностями. Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории лежит и в основе формирования эвристической деятельности учащихся. Ученик имеет право на осознанный и согласованный с педагогом выбор основных компонентов своего образования: смысла, целей, задач, темпа, форм и методов обучения, личностного содержания, системы контроля и оценки результатов. Рассматривая современные технологии обучения, следует отметить, что каждая из них способствует управлению эвристической деятельностью обучаемых, т.к. задачи эвристической деятельности, конструирование учеником своего образования через создание продуктов, входящих в содержание этого образования, совпадают с теми задачами, которые находятся в основе построения современных технологий обучения.

Ключевым технологическим элементом эвристического обучения мы будем рассматривать эвристическую образовательную ситуацию (по А.В.Хуторскому [5]) как ситуацию актуального активизирующего незнания. Ее целью является обеспечение рождения учениками личного образовательного результата (идей, проблем, гипотез, версий, схем, опытов, текстов) в ходе специально организованной деятельности.

Цикл эвристической образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы эвристического обучения: мотивацию, проблематизацию дея-

© Skafa O.

тельности, личное решение проблемы участниками ситуации, демонстрацию образовательных продуктов, их сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами, рефлексию результатов.

Нами вводится технология создания и использования эвристических ситуаций актуализации (ориентирования, поиска, преобразования и интеграции) при обучении геометрии, которая представлена в учебно-методических пособиях [6], [7].

Кроме того, среди всех видов технологий на современном этапе нет более значимых в социальном и культурном плане, чем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В этой связи, следует отметить важность разработки и внедрения современных ИКТ в обучение.

К таким эвристическим технологиям мы относим, разрабатываемые в ДонНУ, обучающие и корректировочные эвристические компьютерные программы из системы эвристико-дидактических конструкций (ЭДК) [8].

Следует отметить, что только комплексное использование различных видов ЭДК в сочетании с традиционными формами обучения позволят формировать приемы эвристической деятельности обучаемых.

В отличии от существующих программных средств созданные нами программы постепенно приближают обучаемого к поиску решения и нахождению ответа в процессе эвристического диалога, когда акцентируется внимание на теоретических фактах, некоторых методах решения задачи, предлагается "размытое наведение" на поиск решения и дается возможность самостоятельно найти "свой путь" к открытию, решению и проверке результатов.

Примерами таких конструкций могут служить «ЭДК - Limit», эвристический тренажер по теме «Функции», разработанные нами эвристические обучающие программы формирования учебно-исследовательской деятельности при решении задач на оптимизацию, эвристические тренажеры по разделам «Уравнения», «Неравенства» [9].

Отметим, например, что эвристико-дидактические конструкции, разрабатываемые нами, при формировании и усвоении математических понятий могут использоваться в следующих направлениях:

■ для диагностики уровня усвоения тех понятий, на которых базируется новое, изучаемое понятие, для актуализации знаний (эвристически ориентированные системы задач, программы актуализации знаний в виде "предпрограмм", акцентированные программмы);

■ для образования новых понятий (программы актуализации знаний в виде "задачи-метода", "задачи-софизма", программы с запаздывающей коррекцией);

■ для усвоения понятия (программы "задача-метод", тестовые задания в виде эвристического тренажера);

■ для закрепления понятия, его дальнейшего развития, то есть применения (сцепленные программы, программы с запаздывающей коррекцией, программы-софизмы, эвристически ориентированные системы задач);

■ для выявления уровня сформиро-ваности понятия, устранения недостатков в знаниях (тестовые задания в виде эвристических тренажеров).

Таким образом, компьютеры с качественным программным обеспечением могут быть с успехом использованы в учебном процессе по математике. Они способствуют активизации учебно-познавательной эвристической деятельности учащихся, позволяют добиться более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, а также способствуют глубокому усвоению учебного материала за счет самопогружения учащегося в деятельность по отысканию разнообразных методов и способов решения математических задач, а, следовательно, и нахождения своего собственного продукта деятельности.

Технология эвристического обучения математике направлена как на получение учениками образовательной продукции, так и на усвоение образовательных стандартов.

Говоря о роли эвристической деятельности в организации различного рода технологий обучения необходимо остановиться и на технологизации самой эвристической деятельности, ведь это столь же необходимый и закономерный процесс, как и само творчество учащихся.

Система работы учителя по формированию приемов эвристической деятельности должна включать несколько этапов, главным среди которых является обучающий этап, предназначенный для накопле-

(Гз9)

ния и систематизации приемов эвристической деятельности. При решении этих задач требуется: сформировать потребность ученика в овладении приемами эвристической деятельности; познакомиться с технологией выявления эвристик, их реализацией и систематизацией; выполнить специальную систему упражнений.

Успешность обучения школьников эвристической деятельности на этом этапе зависит от выполнения ряда условий. Назовем некоторые из них:

> умение учителя заинтересовать школьника эвристической деятельностью, мотивировать ее и обосновать эвристики для решения задач в темах школьной программы;

> наличие качественной информации о процессе формирования приемов эвристической деятельности и постоянным анализом этой информации;

> своевременная индивидуальная помощь школьникам, которые испытывают трудности в использовании эвристик;

> включение школьников в творческую деятельность, связанную с расширением возможностей выполнять эвристическую деятельность, через системы эвристических и творческих задач, а также использование различного вида эвристико-дидактических конструкций;

> помощь ученикам обозначить и осознать индивидуально достигнутые результаты (организация рефлексии).

Таким образом, внедрение в учебный процесс эвристических технологий в виде актуализации эвристических ситуаций, формирования понятий, изучения математических предложений и обучения решению задач через использование разнообразного вида эвристических приемов, а также применения современных информационно-

коммуникационных технологий, в том числе ЭДК, на каждом этапе процесса обучения математике позволяют сформировать у обучаемых учебно-познавательную эвристическую деятельность.

1. Чошанов М.В. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии. - 1996. - №3. - С. 10.

2. Скафа О1 Сучаст технологи навчання та мсце евристичног дгяльност1 в них // Наука i сучасшсть. Зб1рник наукових праць НПУ Iм. М.П.Драгоманова. - К.: Логос, 2001. ТомХХ1Х.

- С. 141-147.

3. Скафа Е.И. Формирование приемов эвристической деятельности через использование эвристико-дидактических конструкций // Дивак-тика математики: проблемы и исследований: Междунар.сборник научшх работ. Вып. 20. -Донецк:ТЕАН, 2003. — С. 148-160.

4. Ксензова ГЮ. Перспективнъе школьные технологии: Учеб.-метод. пособие. -М., 2000. -224 с.

5.Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. - М.: Международная педагогическая академия, 1998.

- 266 с.

6. Власенко К.В., Скафа О1 Актуал1зац1я евристичних ситуаций на уроках геометрп (основна школа). - Донецьк: ТЕАН, 2003. -192 с.

7. Власенко КВ., Скафа О1 Навчання сте-реометрг засобами актуатзсщЯ евристичних ситуаций. -Донецьк: НОРД-ПРЕСС, 2004. -124с

8. Скафа Е.И. Современные технологии в обучении математике // Технологи особисткно ор1ентовтого навчання: Зб1рник допов1дей реаон. наук.-практ. семтару (Донецьк, ДонНУ. лютий 2004р.).- Донецьк: Видавн. ДонНУ, 2004.- С. 16-25.

9. Скафа Е.И. Эвристическое обучение математике: теория, методика, тех.-нология. Монография. - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2004. - 439 с.

Резюме. Скафа Е.И. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭВРИСТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ. Рассматриваются вопросы формирования эвристических приемов деятельности через использование современных технологий обучения и вводится понятие технологизации эвристического обучения математике. Средиразнообразных технологий обучения преимущество отдается информационно-коммуникационным технологиям и актуализации эвристических ситуаций на уроках математики.

SUmmary. SkafaO. PERSPECTIVE TECHNOLOGIES of HEURISTIC TEACHING of MATHEMATICS. The questions of forming of heuristic receptions ofactivity through using the modern technologies ofteaching are considered. The concept of the technologization of heuristic teaching to mathematics is entered. Among various technologies of teaching advantage is given oneself up to the informatively-communications technologies and actualization of heuristic situations on the lessons of mathematics.

Надшшла доредакци 15.11.2005р. @-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.